Сергей МЕТЕЛЕВ
РОССИЯ В ВТО: УСЛОВИЯ ВСТУПЛЕНИЯ И ПЕРВЫЕ ИТОГИ
В статье обобщаются первые результаты развития российской экономики после вступления в ВТО. Автор дает рекомендации по адаптации российских предприятий к условиям членства в ВТО и подготовке персонала к ведению бизнеса и организации внешнеэкономической деятельности в современных экономических условиях.
The paper summarizes the first results of the development of the Russian economy after WTO accession. The author makes recommendations on the adaptation of Russian enterprises to the WTO's conditions and on training personnel in business and foreign trade organization in the current economic environment.
Ключевые слова:
экономика России, ВТО, адаптационные меры, конкурентоспособность, сертификация; Russian economy, WTO, adaptation measures, competitiveness, certification.
МЕТЕЛЕВ Сергей Ефимович — д.э.н., профессор, директор
Омского института (филиала) РЭУ им. Г.В. Плеханова [email protected]
августа 2012 г. посредством ратификации пакета соответ -
г -^ствующих соглашений завершился процесс вступления •..'России во Всемирную торговую организацию (ВТО). Уже ни у кого нет сомнений, что вступление в ВТО скажется на всех сек -торах экономики РФ. Снижение импортных ставок и обострение конкуренции с иностранными производителями осложнит функционирование предприятий и компаний, ныне обеспечивающих около половины совокупного объема выпуска в экономике и более половины занятости в промышленности и сельском хозяйстве РФ. Косвенные эффекты проявятся во всех отраслях.
Оценки, подготовленные государственными и независимыми исследовательскими организациями, не позволяют с уверенно стью утверждать, что общий эффект будет положительным. Более того, оценки эти весьма противоречивы, что еще более затрудняет оценку всех рисков для России и принятие превентивных мер для смягчения их негативных последствий.
Наиболее известные исследователи влияния вступления России в ВТО на экономику страны — Минэкономразвития России1, Центр экономических и финансовых исследований и разработок РЭШ2 и Всемирный банк3. Согласно выводам проведенных ими исследо -ваний, следствием снижения импортных ставок и снятия админи стративных барьеров в торговле в долгосрочной перспективе дол -жен был стать небольшой выигрыш: в пределах от 1% до 4% ВВП. В оценке краткосрочной перспективы выводы были разными: в одних исследованиях прогнозировался спад ВВП до 0,4%, в других
— небольшой, до 1% ВВП, рост.
Таким образом, в ситуации, когда последствия противоречивы и плохо поддаются оценке, необходимо четко понимать риски эконо -мического и социального характера, с которыми сопряжено выпол -нение Россией ряда обязательств, связанных со вступлением в ВТО. Эти риски усугубляются проблемами институционального харак-
1 Доклад Рабочей группы по присоединению Российской Федерации ко Всемирной торговой организации. 1 февраля 2012 г. // http://www.economy.gov. ru/minec/activity/sections/foreigneconomicactivity/wto/doc20120201_0017
2 ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор. 2012 // Ernst&Young; http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/WTO-Russia-April-2012/$FILE/WT0- Russia-April- 2012.pdf
3 Йенсен Дж., Рузерфорд Т., Тарр Д. Последствия вступления России в ВТО в масштабе секторов и всей экономики // Всемирный банк; http:// siteresources.worldbank.org/INTRANETTRADE/Resources/Topics/Accession/ Jensen- Rutherford-Tarr_effectsaccession_rs.pdf
по древесине и бумаге
по электрическим машинам и...
по автомобилям по химической продукции по масличным семенам и...
по злакам по молочной продукции
ІТекущая ставка Будущая ставка
10
15
20
25
Рисунок 1. Снижение пошлин после вступления в ВТО
тера, существующими в российской экономике, что сильно ограничивает возможности государства по их минимизации.
Уже в конце октября 2012 г. Евразийская экономическая комиссия (ЕЭК) на основе предварительных данных таможенной статистики подвела первые официальные итоги вступления России в ВТО, которые показали, что резкого роста импорта не произошло, а наибольшее влияние на импорт оказали вовсе не пошлины в рамках ВТО, а курс российской валюты.
В ходе анализа особое внимание эксперты уделили тем группам товаров, производство которых может больше всего пострадать от вступления в ВТО, — это автотранспорт, продукция машиностроения, обувь, текстиль, продовольствие.
Если говорить об импорте этих товаров, то эксперты отметили рост ввоза свинины на 16%; молочных продуктов — на 23%; растительного масла — на 50%; табачных изделий — более чем на 30%. На остальные группы товаров (автотранспорт, текстиль и обувь) существенного увеличения импорта не произошло, а по автотранспорту даже, напротив, произошло его снижение более чем на 40%1. Данные по экспорту, который также должен испытывать на себе влияние членства России в ВТО, не приводятся. Одним из основных факторов роста импорта этих товаров, как отмечают эксперты, должно было стать снижение ввозных таможенных пошлин, хотя пока это влияние не проявилось в
1 Романов А. ВТО пока не принесло России ничего. Ни хорошего, ни плохого. 30.10.2012 // КМ.гц. ЭКОНОМИКА; http://www.km.ru
полной мере, и наиболее остро проявит себя в будущем.
Первые результаты вступления страны в ВТО можно будет проанализировать только к концу 2013 г., когда первое снижение пошлин отразится на потребительском секторе. Также стоит отметить, что по различным группам товаров предусмотрены переходные периоды от 1 года до 7 лет. Согласно договору о присоединении России к ВТО, в течение 7 лет пошлины на промышленные товары снизятся в среднем с 11,1% до 8,2%2 (см. рис. 1).
В результате присоединения России к ВТО ставки ввозных таможенных пошлин на товары должны быть снижены с текущего среднего уровня 10% до уровня 7,8%. В отдельных секторах, таких как машиностроение, ставки ввозных таможенных пошлин должны быть снижены с текущего среднего уровня 25% до 15%. Ожидается, что эти сокращения значительно увеличат импорт товаров.
Европейский союз как основной торговый партнер России оценивает, что снижение тарифов сэкономит на импортных пошлинах для европейских экспортеров 2,5 млрд евро в год. Это позволит одному только Европейскому союзу экспортировать в Россию дополнительно товаров на сумму 3,9 млрд евро в год.
По оценкам Всемирного банка, в резуль-
2 ВТОрична для России? Вступление России в ВТО: аналитический обзор. 2012 // Emst&Young; http://www.ey.com/Publication/vwLUAssets/WTO-Russia-April-2012/$FILE/WrO-Russia-April-2012. pdf
Таблица 1
Комплексный план адаптации экономики РФ к условиям членства в ВТО1
Отрасли (отдельные) Мероприятия комплексного плана адаптации
АПК •обнуление «навечно» ставки налога на прибыль предприятиям АПК •до 2018 г. отменен НДС при ввозе в Россию элитных семян и эмбрионов •отмена подоходного налога на гранты фермерам •до 2020 г. сохраняется тарифная защита мясной отрасли
Сельхозмашино -строение •выделение Ростсельмашу в 2013 г. госпомощи на 2 млрд •увеличение уставного капитала Росагролизинга •на производителей сельхозтехники может быть распро -странен режим госсубсидирования процентных ставок по кредитам
Легкая промышленность •введение нулевой ставки налога на прибыль
1 Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации || http:||www. economy.gov.ru
тате присоединения к ВТО потребление услуг в России вырастет на 5,3%1.
Протоколом о присоединении к ВТО вводятся иные принципы поддержки сельского хозяйства. В Приложении II к Протоколу о присоединении к ВТО опре деляется, что внутренняя поддержка госу -дарства сельскому хозяйству будет ограни -чена фиксированной денежной суммой, которая поэтапно будет уменьшаться с 9 млрд долл. в 2012 г. до 4,4 в 2018 г.
Какие организационные меры уже при -няты российским правительством для подготовки отраслей российской эконо -мики к членству в ВТО?
Прежде всего, со дня присоединения России к ВТО начали действовать норма -тивные правовые акты, вступление в силу которых было отложено до этого момента. Большинство из них касается таможен -ного законодательства.
В целом, речь идет о том, что членство в ВТО открывает возможность цивилизо -ванно, в правовом поле отстаивать инте -ресы России.
Параллельно с приведением россий ского законодательства в соответствие с требованиями ВТО правительство подго товило комплексный план адаптации эко -номики РФ к условиям членства в ВТО. Несмотря на то что в это время уже завер -шался процесс формирования бюджета 2013—2015 гг., целый ряд мер этого плана успели получить в нем приличное финан сирование (см. табл. 1).
1 Йенсен Дж., Рузерфорд Т., Тарр Д. Указ. соч.
Основой ВТО являются системы догово -ренностей по следующим направлениям.
1. По торговле товарами, регулируется Соглашением по товарам. Предусматрива -ет снижение ввозных таможенных пошлин: на 1/3 товаров начиная с 2012 г, на 1/3 товаров — с 2015 г. и на оставшуюся треть — с 2018 г
2. По торговле услугами, регулируется Соглашением по услугам. Россия приняла на себя обязательства по 116 видам услуг из 155, предусмотренных классификато -ром услуг ВТО.
3. По инвестиционным мерам, регулируется Соглашением по инвестициям (TRIMs — Agreement on Trade-Related Investment Measures). В части обязательств по инвестиционным программам в авто мобильной промышленности Россия сохранила возможность временного при менения мер, противоречащих политике ВТО.
4. По интеллектуальной собственности, регулируется Соглашением по интеллектуальной собственности (TRIPs
— Agreement on Trade-Related Aspects of Intellectual Property Rights). Определяет условия распространения режима ГАТТ 1994 г. на результаты интеллектуальной деятельности, определяет права и обяза тельства России как члена ВТО в области защиты прав интеллектуальной собствен ности при торговле товарами.
5. По механизмам разрешения споров, регулируется Соглашением о правилах и процедурах разрешения споров (DSU
— Understanding on Rules and Procedures Governing the Settlement of Disputes).
Рисунок 2. Условия подготовки реального сектора экономики к условиям ВТО
6. По госзакупкам, будет регулироваться Соглашением по госзакупкам (TPRM — Trade Policy Review Mechanism). Пока не подписано.
Современный расклад конкурент -ных сил между странами мира требует от России, стремящейся интегрироваться в глобальную экономику, создания на ее территории организованного множества взаимосвязанных органов сертификации как центров встраивания российского малого и среднего бизнеса в действующую глобальную экономику. Такое встраивание должно осуществляться путем снижения затрат на сертификацию в тех отраслях экономики, где российские предприни матели смогут бороться за мировые рынки сбыта своей продукции и готовы к добро совестной конкуренции в условиях ВТО.
Требования добросовестной конкурен -ции на мировом рынке ставят конкретные задачи по подготовке квалифицированных кадров и техническому регулированию свободного обращения российских това ров и услуг на мировых рынках с помощью сертификатов соответствия требованиям самых лучших стандартов. Они должны стоять выше задач подобного регулиро -вания с помощью административных мер в области таможенной и налоговой поли тики, прописанных в соглашениях ВТО. Этот принцип позволяет более эффек -тивно защищать свои рынки и позиции в ВТО от конкуренции иностранных произ -водителей, чем с помощью администра
тивных, налоговых и таможенных мер правительства страны.
Условия ВТО предусматривают внедре -ние в практику финансовых институтов более высококачественных методов управ -ления кредитными, рыночными и опера -ционными рисками, банковского надзора за достаточностью капитала и прозрачно -стью системы управления капиталом, обе спечивающего выработку объективного собственного суждения о качестве бан -ковских и финансовых услуг их потреби телями. Это позволяет постоянно повы -шать конкурентоспособность экономики страны за счет полноценного финансиро -вания инновационных проектов, создаю щих эту конкурентоспособность.
Между тем, международная практика свидетельствует, что при строгом соблю дении всех соглашений роль государства на рынках стран — членов ВТО снижается, а роль независимых от государства регуля -торов (органов сертификации) возрастает. Схематично условия подготовки реаль -ного сектора экономики России к усло -виям членства в ВТО показаны на рис. 2.
Автор убежден, что в настоящее время не фонды и инвестиции, а кадры, инфор -мация и торговля определяют конкуренте -способность России в ВТО. Капитализация таких предприятий зависит от их местопо -ложения. Если этого не учитывать в своей работе, то добиться успехов в конкурен -ции чрезвычайно сложно. Для того чтобы условия ВТО действительно не стали
опасными для российских предпринима -телей, нужно знать и уметь делать все то, что знают и умеют их конкуренты в ВТО.
В России часть предприятий за последние 10 лет сумели модернизироваться и в принципе соответствуют лучшим зару -бежным стандартам. Но таких немного, не более 5%. И такие предприятия в основном сосредоточены в Москве, Центральной России и точечно — в Западной Сибири, т.е. не повсеместно. Их опыт показывает, что, безусловно, главным требованием со стороны ВТО по отношению к произво дителям является качество менеджмента, прозрачность корпоративного управления и финансовой отчетности, привлекающие инвесторов и заказчиков.
ВТО для таких предприятий — находка, поскольку помогает реформировать крайне актуальную для них налоговую и таможенную политику и уменьшить объем отчетности для фискальных органов.
Далее следуют не менее важные требо -вания, выполнение которых повышает конкурентоспособность, а именно рост качества и снижение цены продукции независимо от того, где эта продукция продается — на отечественном или внеш -нем рынках.
На Западе управление знаниями тесно связано со стратегическим управлением, т.е. с промежутком между тем, «что фирма может делать» и «что она должна делать». Однако выявление только этих проблем -ных зон не составляет суть решений и не исчерпывает менеджмент знаний в европейских странах. Вторая столь же серьезная проблема менеджмента знаний
— методы внедрения знаний в действия фирмы. Вот на что сегодня обращается самое пристальное внимание. Тем более что менеджмент знаний в новых условиях выступает основой инновационной поли тики предприятия. Понимание и внедре -ние знаний полезно лишь в той мере, счи тают европейцы, в какой оно ведет к про цветанию фирмы.
Проведенный нами анализ инновацион ной практики глобальных фирм подтвер -дилпредположения о смещениитехнологи -ческого менеджмента в область управления знаниями, прогнозирования его развития и мониторинга знаний конкурентов. Из этого следует, что каждому региону необ -ходим инновационно инвестиционный торгово-образовательный кластер. В Омском институте РГТЭУ разработана
структурная схема такого кластера (см. рис. 3).
Отметим, что в представленной схеме учтен опыт регионов России по созданию кластеров в различных отраслях эконо мики, в т.ч. опыт Татарстана, в котором уже сформированы 14 отраслевых научно -образовательных кластеров. Особенностью схемы является то, что она не требует со здания специальной управляющей компа нии, на которую расходуются значитель -ные ресурсы. Координацию деятельности проводит головной вуз совместно с отрас левыми министерствами. Системным оператором омского кластера может стать Омский институт РГТЭУ, работающий в тесном контакте с кураторами министерств экономики, сельского хозяйства и продо вольствия, образования Омской обл.
Как подготовить свой бизнес к успеш -ной работе в условиях ВТО?
Прежде всего, нужно заняться профессиональной подготовкой персонала. Опыт предприятий, успешных в бизнесе в рамках ВТО, показывает, что они тра -тят на подготовку и сертификацию своего персонала не менее 20% общих затрат. В России этот показатель существенно ниже и составляет в настоящее время не более 0,8% для малого и среднего бизнеса и 12%
— для крупного. Особое внимание здесь следует уделить изучению глобальных стандартов, регламентов, сертификатов, международной аккредитации и лицен зионным соглашениям. Без решения этой проблемы невозможно успешно конкури ровать в ВТО.
Далее необходимо выстроить на пред -приятии единую систему управления качеством ресурсов, продукции или услуг. Причем основной упор следует сделать на качестве менеджмента, с тем чтобы не допускать дефектов в производимой про дукции или услуге и привлекать полноцен ные человеческие и финансовые ресурсы. Подобные системы менеджмента качества должны охватывать не только производ -ственную, но и финансовую деятельность предприятия.
Наконец, нужно сделать прозрачной систему финансовой отчетности на основе МСФО, а в перспективе внедрить гло -бальную систему финансовой отчетности так, как это делают успешные корпорации в ВТО.
В заключение необходимо отметить сле дующее. Документы ВТО рассматривают
Рисунок 3. Структурная схема торгово - образовательного кластера в Омской обл.
национальный рынок как совокупность региональных рынков, поэтому практиче -ски все задачи, связанные с функциони -рованием России в ВТО, должны и будут решаться на региональном уровне, т.е. стратегия устойчивого развития России в целом должна формироваться из совокуп -ности стратегий устойчивого развития рос сийских регионов. Возможности старой региональной экономической структуры, в целом, согласно проведенным исследо ваниям, не соответствуют запросам новой техники и технологий, т.е. сегодняшняя экономическая региональная структура не готова к изменениям.
А значит, дальнейшее расширение дело -вой активности темпами, превышаю щими средние исторически сложившиеся, невозможно без коренной ломки отрасле
вой структуры производства, межотрас левых и технологических связей, господ ствующих форм организации экономики и методов рыночного и государственного регулирования.
Для того чтобы вступление в ВТО при -несло стране максимальные выгоды при минимальных потерях, действия пра -вительства должны включать в себя как меры, нацеленные на быструю и безболез ненную реструктуризацию неконкурен тоспособных отраслей российской эко номики, так и меры, реализация которых усилит положительное влияние членства в ВТО.
И системные меры, направленные на снижение возможного отрицательного воздействия вступления России в ВТО, необходимо принимать уже сегодня.