Научная статья на тему 'Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации"'

Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации" Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
9159
1243
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКСИОЛОГИЯ / ЦЕННОСТИ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / ЛИЧНОСТЬ / AXIOLOGY / VALUES / VALUE ORIENTATION / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярина Е. В.

Статья посвящена теоретическим проблемам изучения основных аксиологических категорий: «ценно- сти» и «ценностные ориентации». Целью статьи выступает попытка представить историю изучения и концептуальное разграничение этих понятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ORETICAL ANALYSIS OF "VALUES" AND "VALUABLE ORIENTATIONS" CONCEPTS

The article deals with the theoretical problems of the study of the main axiological categories: values and value orientations. The aim of the article is to make an attempt to represent the history of the study and the conceptual differentiation of the given notions.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ понятий "ценности" и "ценностные ориентации"»

УДК 316.752 Е.В. ЯРИНА

аспирант, кафедра гуманитарных и социально-политических наук, Московский государственный технический университет гражданской авиации E-mail: [email protected]

UDC 316.752 E.V. YARINA

Graduate student, Department of the humanities and social and political sciences, Moscow State Technical University

of Civil Aviation E-mail: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПОНЯТИЙ «ЦЕННОСТИ» И «ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ» THE ORETICAL ANALYSIS OF «VALUES» AND «VALUABLE ORIENTATIONS» CONCEPTS

Статья посвящена теоретическим проблемам изучения основных аксиологических категорий: «ценности» и «ценностные ориентации». Целью статьи выступает попытка представить историю изучения и концептуальное разграничение этих понятий.

Ключевые слова: аксиология, ценности, ценностные ориентации, личность.

The article deals with the theoretical problems of the study of the main axiological categories: "values" and "value orientations". The aim of the article is to make an attempt to represent the history of the study and the conceptual differentiation of the given notions.

Keywords: axiology, values, value orientation, personality.

Ценностная проблематика является одной из важнейших для многих наук, чей фокус изучения направлен на человека и общество. Ценностная сфера личности выступает внутренним имманентным образованием, позволяющим человеку определять цели и направления своего развития, регулировать и проявлять особенности своего поведения. В связи с тем, что ценности имеют социальную обусловленность и выступают критериями формирования духовного мира личности, его индивидуального бытия, изучение этой тематики не теряет своей актуальности и сегодня.

Однако анализ существующих определений ценностей и ценностных ориентаций вызывает определенные трудности. Это связано:

- во-первых, с большим количеством дефиниций этих понятий, которые выработала традиция изучения ценностей за продолжительное время своего существования;

- во-вторых, анализ аксиологических аспектов всегда являлся объектом интереса философов, социологов и психологов, что нашло отражение во множестве концепций и теорий ценности, результаты которое порой не сопоставимы друг с другом или являются взаимоисключающими;

- в-третьих, до сих пор отсутствует четкое концептуальное разграничение между понятиями «ценность» и «ценностная ориентация», и многие авторы используют их как идентичные.

Автор, в свою очередь, не претендует на полный охват ценностных концепций и теорий, однако попытка представить эволюцию изучения такого понятия, как «ценностная ориентация», а также разграничить определения ценностей и ценностных ориентиров является главной задачей данной статьи.

В научных кругах отсутствует однозначное определение ценности. Полемику этого вопроса можно свести к основным оппозициям: 1) ценности - это предметное выражение значимости или абстрактные сущности; 2) ценности - это сугубо индивидуальная или надындивидуальная реальность; 3) ценности выступают в качестве эталона или могут быть рассмотрены как идеал. [1] Это далеко не все вопросы, по которым философы, психологи и социологи пытаются понять сущность этого сложного многомерного понятия.

Чаще всего при рассмотрении ценностной проблематики выделяют три теоретических направления: объективно-идеалистические, в которых ценность предстает как существующая надындивидуальная реальность (Т. Парсонс, Э. Шпрангер, Н. Гартман, М. Шелер и др.); субъективно-идеалистические, рассматривающие ценность как субъективное отношение человека к оцениваемым объектам (Г. Олпорт, К. Роджерс, Э. Дюркгейм и др.). и натуралистические теории, в которых ценность предстает как выражение естественных потребностей и интересов человека (Дж. Дьюи, Р.Б. Перри и др.).

Следует обратить внимание на то, что анализируя ценность в срезе многомерности опыта изучения, профессор Леонтьев Д.А. выделяет следующие формы ее существования: социальные идеалы (ценности, выработанные общественным сознанием и присутствующие в нем обобщенные представления о совершенстве в различных сферах общественной жизни), предметно воплощенные ценности (воплощенные в продуктах деятельности) и личностные ценности (мотивационные структуры личности («модели должного»), побуждающие ее к предметному воплощению в своей деятельности общественных ценностных идеалов) [2, с. 24-25].

© Е.В. Ярина © E.V. Yarina

09.00.00 - ФИЛОСОФСКИЕ НАУКИ 09.00.00 - PHILOSOPHICAL SCIENCES

Вопрос статуса объективности или субъективности ценности дает толчок в развитии аксиологических теорий нового понятия - «ценностные ориентации». С одной стороны, объективно-идеалистические теории рассматривают ценность как надындивидуальную реальность, но при этом не могут объяснить разное отношение к значимому у отдельных индивидов. С другой стороны, субъективно-идеалистическое направление сводит ценности к определению субъективной значимости того или иного объекта для конкретного индивида, но не объясняет наличие общечеловеческих ценностей. В связи с этим позиции зарубежных и отечественных авторов ХХ века связаны с сопоставлением объективности существования социальных ценностей и придания им субъективного смысла.

В западной социологии особое место в выявлении предпосылок мышления и ценностных суждений занимает теория Макса Вебера. Его учение о ценностно-рациональном действии выступает в качестве теоретического основания концепции ценностных ори-ентаций. Он, раскрывая смысл ценностно-рационального действия, отмечает, что социальное действие индивида основано на сознательном соотнесении своих поступков с определенной ценностью как целью, придавая ей субъективный смысл [8]. Однако раскрыть понятие субъективного смысла посредством категории социологического понимания М.Веберу так и не удалось.

Первое категориальное употребление термина «ценностные ориентации» принадлежит представителям чикагской социологической школы У Томасу и Ф. Знанецкому. Согласно им, ценности можно понимать «как более или менее точные и формальные правила, с помощью которых группа старается удержать, регулировать, а также сделать более распространенными и частыми соответствующие типы действий своих членов» [6, р.61]. Однако Томас и Знанецкий рассматривают, с одной стороны, не просто ценности, а их значение, которое становится очевидным, если связать их с действиями людей, что близко к учению М. Вебера, и, с другой стороны, социологи пытаются объяснить психологическую сторону значения и смысла переживания индивида, вводя понятие социальной установки (attitude). Таким образом, по мнению американских социологов, установка является индивидуальной (субъективной) стороной ценности, которая, в свою очередь, объективно обусловлена[5,6].

Ценности как объективно детерминированные значимости, возникающие вследствие различных социальных отношений, попытался рассмотреть американский социолог Т. Парсонс. Он определяет это понятие как социологическую категорию, используемую для описания культуры и социальных систем [3, с. 468-469]. При этом основной целью американского социолога явилось рассмотрение общества и его подсистем сквозь призму их структур и с точки зрения выполнения ими определенного набора функций, то есть не определение понятия ценностей, а их функционального значения в социальных системах.

Парсонс определяет ценности как разновидности

убеждений, служащие для мотивационных объяснений поведения человека в обществе. При этом фундаментальные ценности должны стать частью личности, воплощаясь в ее субъективные мотивации. Согласно Т. Парсонсу субъективная оценка того или иного явления, т.е. ценностные ориентации, определяется системой ценностей, распространенной в обществе, которая в свою очередь базируется на эталонах культуры [3]. Т. Парсонс, таким образом, обосновал ценностные ориентации как регуляторы поведения, посредством которых человек соблюдает нормы и стандарты общества. Однако, к сожалению, американскому социологу не удалось объяснить наличия несовпадения взглядов людей на то или иное общественное явление в рамках одних и тех же эталонов культуры. Более того, подобной трактовкой социальных процессов трудно объяснить противоречия, конфликты и аномальные явления в обществе.

Современное представление ценности было сформулировано этнологом Клодом Клакхоном, утверждавшим что «ценности - это осознанное или неосознанное, характерное для индивида или для группы индивидов представление о желаемом, которое определяет выбор целей (индивидуальных или групповых) с учетом возможных средств и способов действия» [7, р. 395]. Ценности, таким образом, выступают звеном, связывающим человека и общество. Ценностную ориентацию (value orientation) он определил как «обобщенную концепцию природы, места человека в ней, отношения человека к человеку, желательного и нежелательного в межличностных отношениях и отношениях человека с окружающим миром, концепцию, определяющую поведение (людей)» [7, р.411]. Это определение ценностей является своего рода вектором для западной социологии ценностей вплоть до восьмидесятых годов ХХ века.

В отечественной науке рассмотрению ценностных ориентаций соответствует три направления.

Ананьев Б.Г., Божович Л.И., Ковалев А.Г Платонов К.К. и другие рассматривали ценностные ориентации как направленность личности на ценности.

Здравомыслов А.Г., Надирашвили Ш.А., Узнадзе Д.Н., Ядов В. А. и другие представляли ценностные ориентации как высший уровень фиксированных установок личности.

Абдульханова-Славская К.А., Бодалев А.А., Братусь Б.С., Ломов В.Ф., Слободчиков В.И. и другие рассматривали ценностные ориентации как доминирующее отношение к объектам окружающей среды на основе их личностной значимости.

Таким образом, ценности признаются реально действующими имманентными образованиями, выступающими регуляторами поведения индивидов вне зависимости от их отражения в сознании. [1]. Они являются объективным обоснованием стремлений людей, их ориентации и активности. При этом они служат ин-тегративной основой как для всего общества, социальной группы, так и для отдельно взятого индивида.

Однако, каждый человек по-своему, индивидуально относится к ценностям того или иного рода, в чем

и заключается суть именно его ценностной ориентации [4, с. 5]. Ценностные ориентации представляют собой субъективное внутриличностное образование, которое формируется в результате интериоризации ценностей и норм социального окружения. Они закрепляются индивидуальным жизненным опытом человека, ограничивая значимое для него от незначимого, существенное

от несущественного. Устоявшаяся система ценностных ориентаций образует стержень сознания личности, позволяющий человеку определять цели и направления своего развития, регулировать и проявлять особенности своего поведения. Поэтому формирование устойчивой системы ценностных ориентаций личности должно являться приоритетной задачей любого общества.

Библиографический список

1. Леонтьев Д. А. Ценность как междисциплинарное понятие: опыт многомерной реконструкции // Вопросы философии. 1996. № 4. С. 15-26.

2. ЛеонтьевД.А. Ценностные представления в индивидуальном и групповом сознании: виды, детерминанты и изменения во времени // Психологическое обозрение. 1998. №1. С.13-25.

3. Парсонс Т. О структуре социального действия. М.: Академический Проект, 2000. 880 с.

4. Спиркин А.Г. Философия: Учебник для технических вузов. М.: Гардарики, 2000. 368 с.

5. Томас У. Методологические заметки (1918) / У Томас, Ф. Знанецкий // Американская социологическая мысль: тексты. Под ред. В.И.Добренькова. М.: МГУ, 1994. С.335-357.

6. Thamas W. Cholp poliskiw Europe I Ameryce / W. Thamas, F. Znaniecki. Warszawa: Lud. Spold. Wyd., 1976. V.1.

7. Kluckhohn С. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Towars a General Theory of Action. Ed. by T.Parsons, E.Shils/ Cambridge: Harvard UP, 1951, Pp.388-433.

8. WeberM. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951.

References

1. Loentiev D.A. Value as an interdisciplinary concept: the experience of multidimensional reconstruction // Philosophy questions. 1996. № 4. Pp. 15-26.

2. Loentiev D.A. Values in individual and group consciousness: types, determinants, and changes over time // Psychological review. 1998. №1. Pp.13-25.

3. Parsons T. The structure of social action. Moscow, 2000. 880 p.

4. Spirkin A.G. Philosophy. Moscow, 2000. 368 p.

5. Thamas W., Znaniecki. F. Methodological notes (1918) / American sociological thought: texts / Ed. by Dobrenkov V.I. Moscow, 1994. Pp. 335-357.

6. Thamas W. Cholp poliskiw Europe I Ameryce / W. Thamas, F. Znaniecki. Warszawa: Lud. Spold. Wyd., 1976. V.1.

7. Kluckhohn С. Values and Value Orientations in the Theory of Action // Towars a General Theory of Action / Ed. by T.Parsons, E.Shils/ Cambridge: Harvard UP, 1951, Pp. 388-433.

8. WeberM. Gesammelte Aufsatze zur Wissenschaftslehre. Tubingen, 1951.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.