С. В. Яковлев
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К РАЗРАБОТКЕ СРЕДСТВ ОБЪЕКТИВНОЙ ДИАГНОСТИКИ СОСТОЯНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ
Представлен обзор эмпирических средств изучения персональных ценностей, раскрыты теоретические подходы к решению задачи разработки методики комплексного обследования состояния и развития системы ценностей личности.
Ключевые слова: диагностика, методика, система ценностей, личность, аксиология.
297
S. Yakovlev
METHODOLOGICAL APPROACHES TO DEVELOPMENT OF OBJECTIVE DIAGNOSTICS OF THE PERSONAL VALUE SYSTEM'S CONDITION
The review of empirical means of studying personal values is presented. Theoretical approaches to designing a technique of complex inspection of the condition and development of the personal value system are revealed.
Key words: diagnostics, technique, system of values, person, axiology.
В психолого-педагогической литературе представлены различные методологические подходы, с позиции которых теоретически обосновываются методики изучения ценностных оснований личности и возможность их практического применения. Однако многие из проанализированных методов не позволяют исследовать ценностные предпочтения личности в их системной целостности. Тем не менее обзор существующих эмпирических средств дает возможность составить представление о разработанности вопроса экспериментального изучения системы ценностей личности в педагогической науке, а также раскрыть теоретические подходы к решению актуальной исследовательской задачи разработки методики комплексного обследования системы ценностей личности.
Известны философские, социологические, психологические подходы к теоретическому обоснованию способов эмпирического изучения ценностных ориентиров. В основном опубликованные методики позволяют выявить типы и направленность ценностей, преобладающих у человека, его ценностные ориентации, а также наблюдать ценности общественных групп и коллективов. Так, например, И. Н. Баркова, рассматривая проблему методологического обоснования методов диагностики системы ценностей личности с позиции философской науки, считает, что «ценность общественных групп измеряется исключительно тем, в какой мере они защищают права и интересы отдельного человека и способствуют осуществлению целей отдельных субъектов» [3, с. 27].
Согласно социологическому подходу В. Томаса, Ф. Знанецкого к теоретическому обоснованию практической разработки методов изучения системы ценностей, считается, что индивидуальным эквивалентом социальной ценности является установка [25, с. 55]. Например, Ф. Знанецкий считал, что ценности проявляются как элементы действий конкретных людей и общественных групп. При этом социальное действие становится посредником между ценностями и установками личности. Согласно Ф. Знанец-кому, в ценности сочетается предметная объективная действительность и субъективные психические состояния. Так, он пишет: «ценность является определенным сочетанием предмета (т. е. наблюдаемой, представляемой или мыслимой вещи) и субъективного состояния или процесса — ощущения или воли» [26, с. 53]. Из этого следует, что измерение параметров индивидуальной системы ценностей возможно косвенным способом — посредством регистрации наблюдаемых показателей установок личности.
Точка зрения В. Томаса, Ф. Знанецкого близка научной позиции американского социолога Ф. Адлера, который считал, что «потребности, интересы, установки, желания, воля, нормы — короче, оценки отдельных индивидов или общностей — можно познавать только на основе их действий. Действие является единственным эмпирически познавательным аспектом ценности» [23, с. 276]. Таким образом, он считал, что культуру и личность можно приемлемо описать с помощью изучения поведения без обращения к ценности как бесполезному для науки понятию.
Оппонентом Ф. Адлера является М. Мишталь. По ее мнению, ценности не тождественны самому поведению [24, с. 30]. Следовательно, поведение, по М. Мишталь, не является показателем ценности и не может по этой причине закладываться в концептуальную основу разработки ее диагностических средств.
С мнением М. Мишталь мы согласны лишь в том, что поведение человека, обладающего не вполне самостоятельной жизненной позицией и не вполне устойчивой персональной системой ценностей, может быть приспособительным к общественным ожиданиям и определяться не столько его персональной системой ценностей, сколько внешним влиянием общественных ценностных стандартов, норм и идеалов, закрепленных в культурных традициях общества, оказывающих свое социализирующее влияние на развитие личности. Следовательно, поведение личности в любом случае будет определяться системой ценностей. Но, если выбрать поведение в качестве ее диагностического показателя, то от исследователя может быть скрыта истинная природа (индивидуальная или общественная) ценностного влияния на поведение человека. В этой связи мы разделяем позицию Д. Равена, который считает, что выявить ценностные ориентации в широком спектре социальных и гражданских представлений путем простого опроса не представляется возможным [18, с. 71]. Поэтому результаты диагностики персональной системы ценностей могут искажаться под влиянием внешних ценностных факторов, присутствующих в общественном сознании и оказывающих скрытое влияние на результаты обследования личностной индивидуальности.
В своей методике изучения ценностных ожиданий Д. Равен предлагает диагностировать отношение респондента к его деятельности с предметом, имеющим для него потенциальную субъективную значимость, а не ценность самого предмета для испытуемого, с которым он производит действия
[18, с. 93]. Эта методика интересна своей оригинальной концепцией построения. Но в данном случае диагностируется скорее утилитарно-прагматический, экономический аспект ценности используемого предмета в общественной практике, нежели состояние системы ценностей личности. Изложенный диагностический подход позволяет определить оценку некоторого предмета с позиции возможности удовлетворения потребности в нем.
Рассматривая роль ценностных ориен-таций коллектива в процессе воспитания личности, отечественные психологи-педагоги Н. П. Аникеева, Г. В. Винникова делают вывод о том, что фиксация изменений ценностей в группе учащихся возможна на основе наблюдения за значимыми предметами, которые дети приносят в школу. Авторы справедливо считают, что «ребенок приносит в класс только те предметы, которые вызовут одобрение и внимание одноклассников». Также авторы полагают, что «выявление наиболее популярных ролей в классном коллективе может дать представление о его ценностных нормах» [1, с. 339].
Изучение методологических подходов к разработке методик объективной диагностики системы ценностей позволяет проанализировать их возможности и границы применимости в опытно-экспериментальной работе.
Так, например, в основу разработки теста «Изучение ценностей» Г. Олпортом, Ф. Верноном, Г. Линдзи был положен теоретический подход Э. Шпрангера к классификации типов личности по кругу их интересов в различных областях человеческой деятельности: теоретический, экономический, эстетический, политический, социальный и религиозный. Испытуемым в ответах на вопросы теста предлагается оценить степень своих предпочтений, выбирая один из двух предложенных вариантов ответов. Также ранжируются альтернативы, предложенные в качестве ответов на каждый вопрос. Интерпретация полученных
данных позволяет получить ценностный профиль личности, по которому определяется соответствующий ценностный тип личности. Д. А. Леонтьев, давая критическую оценку методике, среди ее положительных качеств выделяет хорошие показатели надежности и валидности, ее широкую распространенность. Среди недостатков методики отмечается «ограниченность шестью выделенными чисто теоретически типами направленности ценностных предпочтений» [9, с. 4].
В другой известной методике М. Роки-ча респондентом ранжируются списки двух типов терминальных и инструментальных ценностей. Терминальные ценности — убеждения человека в том, что качеством ценности обладают индивидуальные цели, под инструментальными ценностями рассматриваются средства достижения поставленных целей. Всего респонденту предлагается ранжировать 18 терминальных и 18 инструментальных ценностей. По мнению Э. Р. Ахмеджанова, достоинством методики является ее «универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработки результатов, гибкость» [2, с. 83]. Среди существенных ее недостатков автором называются: «влияние социальной желательности, возможность неискренности» [Там же].
В методике изучения ценностей Ш. Шварца [7; 8] исследуются следующие типы универсальных ценностей: конформность, традиции, доброта, универсализм, самостоятельность, стимуляция, гедонизм, достижения, власть, безопасность. Мы не можем наблюдать какую-либо целостность и системность изложенного перечня изучаемых ценностей. Тем не менее интерес представляет выбранный Ш. Шварцем исследовательский прием, используемый в целях диагностики изучаемых феноменов. Автор предлагает сравнить характеристики отвлеченного человека с оценкой себя в отношении присутствия или отсутствия у него самого диагностируемого свойства личности. Результаты самооценивания пе-
реводятся в баллы и по формализованным показателям, выявляемым в опроснике, определяется ранг значимости для человека той или иной ценностной категории.
Среди диагностических методик определения ценностных ориентаций личности вызывает определенный интерес «ори-ентационная анкета» (Г. Басс), с помощью которой определяется направленность личности. Ориентационная анкета закрытого типа содержит 27 утверждений. В каждом предлагается три варианта ответа, из которых респонденту предлагается выбрать ответы, соответствующие его мнению в наибольшей и наименьшей степени. В результате проведения методики могут быть выявлены направленности личности: «на себя», «на общение», «на дело» [2, с. 84; 20].
Направленность личности учащихся выявляется также с помощью методики «Ситуация выбора», разработанной Л. В. Байбородовой. Данная методика позволяет определить преобладание в деятельности школьников общественных, личностных, «престижных» мотивов, таким образом, выявляется устремленность личности школьника «на себя», «на других людей», «неопределенная направленность». В ходе проведения обследования детям предлагается выбрать предмет своей деятельности из перечня занятий: «разработка программы вечера; изготовление подарков для детей детского дома; подготовка сюрприза для учащихся младших классов; овладение навыками самообороны; изготовление украшений для вечернего платья и т.д.». Данная методика интересна тем, что в ней присутствует элемент ситуативности. Перед детьми открывается возможность реального мысленного вовлечения в ту деятельность, которую они выберут, отвечая на предъявленные им задания. По характеру выборов определяется направленность личности школьника [5, с. 33—34].
Существуют методики изучения ценностей группы и коллектива, разработанные М. Г. Казакиной, А. В. Петровским, В. В. Шпалинским и др. Так, например, М. Г.
Казакина описывает методику «Три поступка». Методика предполагает выбор ребенком трех пар одноклассников с положительными и отрицательными качествами. Автор доказывает, что полученные данные по результатам проведения предложенной методики позволяет «составить не только картину ценностей в коллективе (что является положительным, а что осуждается), но и типов реальных поступков, ... что характеризует действенность ценностей в коллективе» [6, с. 48—49]. Мы считаем положительным моментом в применении данной методики — выявление с ее помощью группы ценностей конкретных поступков как способов поведения в определенных жизненных ситуациях, как одного из выявленных нами компонентов персональной системы ценностей [21; 22]. Остальные компоненты системы ценностей личности с помощью данной методики выявить не удается.
Отечественные ученые психологи А. В. Петровский, В. В. Шпалинский, исследовавшие ценностно-ориентационное единство как психологический показатель групповой сплоченности, разработали диагностическую методику этого феномена межличностных отношений. Согласно методике, от членов определенной группы требуется ответить на вопрос: какими чертами должен обладать (или не должен обладать) хороший руководитель коллектива? На основе ответов составляются перечни характеристик, чаще всего называемые членами группы. Эти характеристики группируются и обрабатываются в соответствии с частотой появления. Так для данной группы определяются модальные ряды, характеризующие общественное мнение группы в целом, затем они сравниваются с индивидуальным мнением каждого члена группы. На основе сравнения определяется индекс согласованности сопоставляемых модальных рядов. Чем выше сходство оценок, тем выше степень консолидации группового мнения, следовательно, более выражен показатель ценностно-ориентационного
единства [16]. Данная методика позволяет соотнести групповые и индивидуальные системы ценностей, что положительно выделяет ее на фоне других диагностических средств.
Следующей разновидностью средств диагностики ценностей являются методики изучения ценностных отношений. В целях исследования интересов и ценностных отношений учащихся авторами предлагаются методики незаконченных предложений М. Г. Казакиной, В. М. Лизинского и других авторов. Например, М. Г. Казакина в целях выявления ценностных ориентаций старшеклассников предлагает анкету, включающую следующие варианты заданий: «В нашем коллективе больше всего ценится.»; «В нашем коллективе больше всего осуждается.»; «Я считаю, что наш актив.»; «Общественное мнение в нашем коллективе проявляется в том, что.»; «Когда в нашем классе возникает конфликт,.»; «Какую заповедь ты предложил бы для жизни своего коллектива?» [6, с. 44]. В анкете В. М. Лизинского учащимся предлагаются эмоционально окрашенные начала фраз, продолжение которых предполагает выражение ценностного отношения к контексту незаконченного высказывания. Например: «Ты для меня.»; «О ком я думаю так часто.»; «Опять я весел.»; «Чем так прекрасна жизнь.»; «Вы потому друзьями стали мне.» [10, с. 28]. Однако нельзя сказать, что в этих методиках ценностные группы представлены системно и дают целостное представление о структуре индивидуальных ценностных отношений.
Более системно диагностируются особенности проявления ценностного отношения школьников к жизни, к людям, к самим себе при использовании методики «Пословицы», разработанной С. М. Петровой. Текст методики содержит 30 диад ценностных суждений о жизни, людях, самом человеке, заключающиеся в противоположных по смыслу пословицах и поговорках. Учащимся предлагается оценить степень согласия с содержанием поговорки по
пятибалльной шкале. При этом следует отметить, что данная методика, хотя и использует фольклорные средства как результат устного народного творчества, но не отражает многих сторон проявлений культурной жизни человека [5, с. 19—22]. Например, эта методика не предполагает возможность диагностики эстетических, экономических, политических и других сторон ценностного отношения человека к миру.
В целях диагностики отношения детей к ценностям нравственной культуры используется тест «Размышляем о жизненном опыте», разработанный Н. Е. Щурковой. Этот тест является методикой, выявляющей нравственную воспитанность личности [5, с. 22—32]. Тест содержит 31 вопрос (для подростков). Существует адаптированный В. М. Ивановой, Т. В. Павловой, Е. Н. Степановым вариант данного теста для учащихся начальной школы. В ходе тестирования учащиеся выбирают один из трех предложенных вариантов ответов. Согласно этой методике выявляется нравственная воспитанность, диагностируемая на трех уровнях: достаточная нравственная воспитанность учащихся и сформирован-ность ориентации «на другого человека»; некоторая безнравственная ориентация, эгоистическая позиция; несформирован-ность нравственных отношений, неустойчивое, импульсивное поведение. Данный тест позволяет учащимся реально представить те или иные жизненные ситуации, требующие от личности совершения морального выбора. С помощью данной методики возможно изучить состояние нравственной культуры ребенка как одного из элементов базовой культуры личности.
Аналогичная по архитектуре теста методика «Выбор» предложена Л. И. Мнацака-нян. Эта методика также содержит ряд вопросов и каждый из них предполагает варианты ответов, а также в ней приводятся различные ситуации, разрешение которых требует нравственного выбора. В отличие от методики «Размышляем о жизненном опыте», разработанной Н. Е. Щурковой,
данный тест позволяет выявить «отношение школьников к нравственным нормам, соответствующим нравственным качествам (ответственность, коллективистическая направленность, самокритичность, совестливость, принципиальность, чуткость, справедливость)» [12, с. 59].
Учитывая взаимную связь интересов и ценностей личности, среди рассматриваемых нами диагностических методик можно также отметить методику «Цветик-Семицветик», разработанную И. М. Витков-ским. Согласно этой методике, выявляется направленность интересов младших школьников. Суть методики состоит в том, что на уроке труда детям предлагается изготовить цветок с семью пронумерованными лепестками, на которых дети записывают свои желания, причем первые номера отводят для наиболее значимых для них желаний, интерпретация результатов состоит в распределении желаний по направлениям: «для себя»; «для родных и близких»; «для класса и школы»; «для всех людей» [5, с. 35]. Эта методика интересна способом ее организации, осуществляющим скрытое диагностическое воздействие. Однако открытость методики опять же не позволяет целостно представить систему ценностей ребенка.
Также В. Д. Пекелис рассматривает «анкету интересов», согласно которой выявляются 13 групп интересов к получению знаний по направлениям: физика и математика, химия, электро- и радиотехника, геология и география, техника, филология и журналистика, педагогика, история, медицина, биология, труд в сфере обслуживания, искусство, спорт. Анкета позволяет выявить проявление интересов на различных уровнях потребностей в глубине освоения знаний: на общеознакомительном уровне, на уровне практического интереса, на уровне потребностей к углубленному изучению вопросов, связанных с предметом интереса [15, с. 63—66]. На основе данной методики нами была разработана компьютерная программа, позволяющая
наделенного определенным качеством, на который ему бы хотелось походить, выбираемому ребенком качеству присваивается определенный балл. Данная процедура повторяется со всеми заготовленными экспериментатором карточками с качествами. В соответствии с суммой набранных баллов сравниваемые качества ранжируются экспериментатором, на основании чего определяется иерархия ценностных ориентиров младшего школьника [11, с. 71—72].
Также интерес представляет другая методика, направленная на изучение проявления сочувствия дошкольника другому человеку [13, с. 48—51]. Согласно этой методике, ребенку предлагается сделать выбор: закрасить самостоятельно картинку, помочь товарищу, у которого не получается рисунок, закрасить незакрашенный рисунок ребенка, у которого все хорошо получается. По результатам наблюдений экспериментатор делает вывод о том, оказывает ли ребенок помощь под влиянием сочувствия или обособлен, не проявляя сочувствия товарищу.
В методике изучения нравственной мотивации и ценностного отношения личности с этических позиций проявления долга и добродетелей, Л. В. Вершинина предлагает оценить пять пар противоположных суждений, в одной из которых сравнению подлежат эмоциональные оценки поступков другого человека [4, с. 116].
Приведенные примеры диагностических методик интересны тем, что в них практически осуществлена оригинальная идея «увидеть себя в зеркале окружающих» или перенести на оценки окружающих свою субъектность.
Из анализа содержания существующих методик диагностики ценностей и ценностных ориентаций личности следует, что применение перечисленных опытных средств позволяет получить в основном фрагментарное представление о состоянии системы индивидуальных ценностей и не дает возможности целостно ее охарактеризовать. Сами же исследуемые ценностные
компоненты системы в различных диагностических методиках классифицируются по несвязанным между собой признакам, отсутствуют четкие представления о требованиях к описанию целостности системы ценностей личности, наблюдается многозначность трактовок понятия ценность и компонентов самой системы персональных ценностей, не выявлены унифицированные диагностические показатели и общие критерии оценки изучаемых феноменов, что также свидетельствует о существовании различных подходов к определению содержания и структуры системы персональных ценностей. Следовательно, проблема разработки комплексной диагностической методики, позволяющей изучать структуру системы ценностей личности в ее целостности, выявлять ее состояние и степень развития, решена не в полной мере и сегодня остается актуальной.
Вместе с тем анализ известных подходов к разработке методов изучения ценностей личности воспитанников выявляет диагностические приемы, каждый из которых не является ключевым в определении теоретической концепции построения самих рассмотренных исследовательских средств, но позволяет обосновать справедливость наших предложений по решению проблемы разработки комплексной методики диагностики состояния системы ценностей личности:
• основной идеей построения диагностической методики является проведение аксиологическиого анализа жизненных ситуаций, в которых определяется гуманистическая направленность персональных оценок основных компонентов системы ценностей личности: ценности свободы и самостоятельности; ценности доверия к окружающему миру, выражающиеся в гармонии и защищенности; ценности развития положительных качеств личности; ценности, выражающие общие законы и правила поведения личности; ценности конкретных поступков как способов поведения человека в определенных жизненных ситу-
ациях; жизненная позиция как ценностная категория; ценности профессиональной деятельности и профессиональной компетентности специалиста; трансляция жизненного, познавательного и профессионального опыта как ценность;
• чувства человека, проявляющиеся в определенных жизненных ситуациях, сигнализируют о состоянии индивидуальной системы ценностей личности, тем самым могут рассматриваться как показатель состояния этой системы;
• скрытое воздействие на диагностируемый объект осуществляется по принципу отраженной субъектности благодаря переносу личных чувств и переживаний респондента, возникающих в оценке им сти-мульной ситуации, на возможные чувства и переживания значимого для субъекта лица, предположительно оказавшегося в сходной жизненной ситуации.
Новизна нашего подхода в разработке средств объективной диагностики состояния и степени развития индивидуальной системы ценностей личности состоит в
том, что в нашей концепции методики впервые персональная система ценностей диагностируется в целостности ценностных оснований личности, развитие которых определяется содержанием ее воспитания и образования. При этом диагностическим показателем являются чувства человека как ответ на предъявляемую ситуацию, стимулирующую эмоционально-мо-тивационную активность человека. Данный подход позволяет установить причинность межличностных выборов в социометрическом и референтометрическом исследовании малой группы, открывает дальнейшие перспективы изучения феномена ценностно-ориентационного единства как показателя групповой сплоченности (А. В. Петровский, В. В. Шпалинский), дает возможность определить условия передачи и усвоения личностью общественных ценностей и идеалов, а также определить меру устойчивости персональной системы ценностей к возможному воздействию негативных факторов внешней социальной среды.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аникеева Н. П., Винникова Г. В. Управление процессом формирования личности через ценностные ориентации коллектива // Вопросы управления и руководства процессом воспитания школьников (К республиканской научно-практической конференции, март 1971 г.) / Под ред. Л. К. Балясной. - М., 1971.
2. Ахмеджанов Э. Р. Психологические тесты: Составление, подготовка тестов, библиография. — М.: Лист, 1996.
3. Баркова И. Н. Система ценностей в классическом европейском и русском либерализме.// Философские проблемы социально-гуманитарного знания: Сборник научных статей. Вып. 2. — М.: МГТУ «МАМИ», 2002.
4. Вершинина Л. В. О ценностном сознании в педагогическом образовании // Мир образования — образование в мире. — 2007. — № 2 (26). — С. 113—121.
5. Воспитательный процесс: изучение эффективности. Методические рекомендации / Под ред. Е. Н. Степанова. — М.: ТЦ «Сфера», 2001.
6. Казакина М. Г. Ценностные ориентации школьников и их формирование в коллективе. — Л.: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1989.
7. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. — СПб.: Речь, 2004.
8. Карандашев В. Н., Дмитрук С. В. Методика Ш. Шварца по изучению ценностных ориента-ций личности. — Вологда, 2002.
9. Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентаций. — М.: СМЫСЛ, 1992.
10. Лизинский В. М. Практическое воспитание в школе: В 2 ч. — Ч. 2.— М.: Центр «Педагогический поиск»,2002.
11. Лусканова Н. Г., Коробейников И. Г. Методы диагностики нарушений и факторов риска школьной дезадаптации // Диагностика школьной дезадаптации: Для школьных психологов и учителей начальных классов системы компенсирующего обучения / Под ред. С. А. Беличевой, И. А. Коробейникова, Г. Ф. Кумариной. — М.: Редакционно-издательский центр Консорциума «Социальное здоровье России», 1995. — С. 27—81.
12. Мнацаканян Л. И. Личность и оценочные способности старшеклассников: Кн. для учителя. — М.: Просвещение, 1991.
13. Особенности психического развития детей 6—7 летнего возраста / Под ред. Д. Б. Элькони-на, А. Л. Венгера. - М., 1988. - С. 48-51.
14. Отношения между сверстниками в группе детского сада / Под ред. Т. А. Репиной. — М., 1978.
15. Пекелис В. Д. Твои возможности, человек! — М.: Знание, 1984.
16. Петровский А. В., Шпалинский В. В. Социальная психология коллектива. — М., 1978.
17. Петровский В. А. Психология неадаптивной активности / Российский открытый университет. — М.: ТОО «Горбунок», 1992.
18. Равен Д. Педагогическое тестирование: Проблемы, заблуждения, перспективы / Пер. с англ. — 2-е изд., испр. — М.: Когито-Центр, 2001.
19. Урунтаева Г. А., Афонькина Ю. А. Практикум по детской психологии: Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, воспитателей детского сада / Под ред. Г. А. Урунтаенвой. — М.: Просвещение — Владос, 1995.
20. Черны В., Колларик Т. Компендиум психодиагностических методов. Т. 2. — Братислава, 1988.
21. Яковлев С. В. Содержание и структура системы ценностей личности // Педагогическое образование и наука. — 2007. — № 3. — С. 29—30.
22. Яковлев С. В. Ценностный подход к разработке содержания воспитания в условиях развития образования // Образование как интегративный фактор цивилизационного развития: Материалы Международной научно-практической конференции: В 5 ч. — Ч. 4. — Казань: Издательство «Таглимат» Института экономики, управления и права, 2005. — С. 193—198.
23. Adler F. The Value concept in sociology // Amer. J. Soc. — 1956. — 62. — № 3. — P. 272—279.
24. Misztal M. Problematyka wartoSci w socjologii. — Warszawa: PWN, 1980.
25. Thomas W, Znaniecki F. Chlop polski w Europe I Ameryce. — Warszawa: Lud. Spoldz. Wyd., 1976. — T. 1.
26. Znaniecki F. Zagadnienie wartosci w filozofii. — Warszawa: Przegl. Filoz., 1910.