Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДОБРОВОЛЬНО НЕАКТИВНОЙ NEET-МОЛОДЁЖИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДОБРОВОЛЬНО НЕАКТИВНОЙ NEET-МОЛОДЁЖИ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
56
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
занятость / содействие занятости / молодёжь / NEET-молодёжь / добровольно неактивная NEET-молодёжь / employment / employment promotion / youth / NEET youth / voluntarily inactive NEET youth

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Петренко Егор Андреевич, Митрухина Светлана Владимировна

Подгруппа «добровольно неактивная NEET-молодежь» – наиболее сложная для воздействия часть группы «NEET-молодёжь». Объединяющей эту социальную группу чертой является добровольный отказ от работы и учёбы. Такой отказ может иметь разные причины, и эту подгруппу составляют разные категории молодёжи. При этом последствия пребывания человека в состоянии добровольной экономической неактивности отражается как на его личном благосостоянии, так и на благосостоянии всего общества. В то же время сама природа этой группы создаёт сложность для воздействия со стороны социальных учреждений и организаций. В статье представлено теоретическое обоснование понятия «добровольно неактивная NEET-молодёжь» и рассмотрены причины её появления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF VOLUNTARILY INACTIVE NEET YOUTH

The subgroup of voluntarily inactive NEET youth is the most difficult part of the NEET youth group to influence. The unifying feature of this social group is the voluntary refusal to work and study. This refusal can have different rea-sons, and this subgroup consists of different categories of youth. At the same time, the consequences of a person's stay in a state of voluntary economic inactivity are reflected both in his personal well-being and in the well-being of the whole society. At the same time, the very nature of this group makes it difficult for social institutions and organizations to influence. The article presents a theoretical justification for the concept of «voluntarily inactive NEET youth» and examines the reasons for its appearance.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДОБРОВОЛЬНО НЕАКТИВНОЙ NEET-МОЛОДЁЖИ»

УДК 316.621-053.81

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФЕНОМЕНА ДОБРОВОЛЬНО НЕАКТИВНОЙ

NEET-МОЛОДЁЖИ

Петренко Егор Андреевич,

студент

Митрухина Светлана Владимировна,

старший преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)

Подгруппа «добровольно неактивная NEET-молодежь» - наиболее сложная для воздействия часть группы «NEET-молодёжь». Объединяющей эту социальную группу чертой является добровольный отказ от работы и учёбы. Такой отказ может иметь разные причины, и эту подгруппу составляют разные категории молодёжи. При этом последствия пребывания человека в состоянии добровольной экономической неактивности отражается как на его личном благосостоянии, так и на благосостоянии всего общества. В то же время сама природа этой группы создаёт сложность для воздействия со стороны социальных учреждений и организаций.

В статье представлено теоретическое обоснование понятия «добровольно неактивная NEET-молодёжь» и рассмотрены причины её появления.

Ключевые слова: занятость, содействие занятости, молодёжь, NEET-молодёжь, добровольно неактивная NEET-молодёжь.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PHENOMENON OF VOLUNTARILY INACTIVE

NEET YOUTH

Petrenko Egor Andreevich,

student

Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,

Senior Lecturer of the General Professional Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)

The subgroup of voluntarily inactive NEET youth is the most difficult part of the NEET youth group to influence. The unifying feature of this social group is the voluntary refusal to work and study. This refusal can have different reasons, and this subgroup consists of different categories of youth. At the same time, the consequences of a person's stay in a state of voluntary economic inactivity are reflected both in his personal well-being and in the well-being of the whole society. At the same time, the very nature of this group makes it difficult for social institutions and organizations to influence.

The article presents a theoretical justification for the concept of «voluntarily inactive NEET youth» and examines the reasons for its appearance.

Key words: employment, employment promotion, youth, NEET youth, voluntarily inactive NEET youth.

Проблема NEET-молодëжи (молодёжи, не обучающейся, не работающей и не ищущей работу) является крайне актуальной в современном обществе, её количество по всему миру продолжает расти, что создаёт серьёзные вызовы для экономики и социальной стабильности стран.

Неэффективное использование потенциала молодых людей приводит к потере ценных для общества ресурсов и угрожает будущему как самой молодёжи, так и государства в целом.

NEET-молодëжь, не желающая работать или обучаться, представляет собой ту часть молодёжи, которая может оказаться в социально уязвимом положении: её представители могут столкнуться проблемами социальной изоляции, низкой самооценки, трудностями в социальном функционировании (малообеспе-ченность, наркомания, преступность и т. п.) и др.

В отечественной литературе данная тема является относительно новой и ещё не получи-

ла широкого распространения, однако имеются некоторые исследования и публикации, затрагивающие разные аспекты данной проблемы. Например, в работах А. А. Зудиной, М. Б. Булановой, Е. А. Артамоновой, Ю. А. Зубок и др. рассмотрены теоретические основы исследования феномена, определены факторы, влияющие на неактивность NEET-молодёжи, а также предложены различные подходы к стимулированию её занятости.

Феномен NEET-молодёжи (Not in Education, Employment, or Training) представляет собой группу молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет, которые не учатся, не работают и не проходят профессионального обучения. Этот термин был введён в конце 1990-х годов в Великобритании и затем получил широкое распространение в других странах [1].

В последнее время исследователи расширяют возрастные рамки NEET-молодёжи до 35 лет. Это особенно актуально для России, так как, согласно Федеральному закону от 30.12.2020 № 489-ФЗ, молодёжь в Российской Федерации - это социально-демографическая группа лиц в возрасте от 14 до 35 лет включительно [2].

NEET-молодёжь может включать в себя различные категории молодёжи: от выпускников школ, не продолживших образование или не нашедших работу, до тех, кто добровольно выбрал неактивный образ жизни из-за различных причин (например, отсутствия мотивации, проблем со здоровьем и других социально -психологических факторов) [1].

Этот феномен представляет серьёзную социально-экономическую проблему, так как NEET-молодёжь сталкивается с риском социальной и экономической исключённости, а также утраты потенциала для развития личности и профессионального роста. Так, молодёжь, не работающая по причине ухода за детьми, теряет социальные связи с друзьями

и бывшими коллегами. В то же время такая молодёжь часто сохраняет связи с друзьями, но их общение с семьёй и родственниками претерпевает изменения и в некоторых случаях практически прерывается. В то же время эта молодёжь лишается социального и профессионального опыта, так как не вступает ни в трудовые, ни в образовательные отношения. Таким образом, пребывающий в статусе NEET человек испытывает ряд социальных, экономических, психологических проблем.

КЕЕТ-молодёжь может быть разнообразной и включать в себя различные категории молодёжи. Исследователи разделяют NEET на две группы, которые отличаются по социальному статусу и поведению [3]: NEET-безработные -не учатся и не работают, но ищут работу и готовы к ней приступить; NEET-неактивные - не учатся, не имеют работы и не ищут её.

В свою очередь, КЕЕТ-безработные разделяются на подгруппы.

1. Безработные «возвращающиеся» - собирающиеся в ближайшее время приступить к работе/учёбе. К этой группе относятся проживающие естественную паузу при переходе от одного места работы или учёбы к другому, а также закончившие учёбу и переходящие к работе.

2. Краткосрочно безработные - пребывающие в статусе безработных менее года.

3. Длительно безработные - пребывающие в статусе безработных более года.

Исследователи традиционно разделяют КЕЕТ-неактивных на подгруппы.

1. Экономически неактивные по причине болезни и инвалидности.

2. Экономически неактивные в связи с выполнением семейных обязанностей - люди, ухаживающие за недееспособными родственниками (маленькими детьми, пожилыми или родственниками-инвалидами).

3. Отчаявшиеся молодые люди - отказавшиеся искать работу из-за неудачных попыток в прошлом.

4. Прочие неактивные - группа включает молодых людей, которые не всегда могут указать причину своей неактивности, но сознательно отказываются от работы и учёбы. Она наиболее разнородна, так как в неё попали и представители «социального дна», и те, кто даже не пытался выйти на рынок труда или продолжить своё образование.

Отечественные исследователи выделяют также отдельную пятую подгруппу - добровольно сделавшие выбор в пользу данного варианта жизни. Её также можно рассматривать и как разновидность четвёртой подгруппы. Это молодёжь, сознательно сохраняющая статус NEET и использующая для жизни ресурсы государства, семьи и окружения [4]. Мы в нашем исследовании акцентируем своё внимание именно на этой последней разновидности.

Учёные выделяют объективные и субъективные причины перехода представителей молодёжи в статус NEET. Так, к субъективным (внутренним) причинам относят отсутствие индивидуальных стимулов для работы и учёбы, стремление избежать проблем экономически активной жизни, протест человека против общества, проблемы физического или психического здоровья, плохое качество образования, опыт подростковой беременности и последующее рождение ребёнка, ранний брак и другие. Естественно, что у каждого отдельного представителя такой молодёжи свой индивидуальный набор причин. Объективными (внешними) факторами являются сокращение трудовой занятости вследствие крупных изменений в системе производства, повышение уровня социальной защиты (выплата пособий и другие меры социальной поддержки), изменение положения образования и труда в системе ценностей современного человека, недо-

статок социального капитала у части современных семей, специфика социально и экономически развитых государств [5] и др.

В качестве ещё одного важного фактора, влияющего на появление в обществе NEET-молодёжи, учёные называют специфику перехода человека от одной ступени образования к другой и от образования к работе. В случае, если этот переход затруднён, риск перехода молодёжи в статус NEET повышается. В исследованиях Евростата страны Европы разделяются на три группы в зависимости от того, как в них происходит переход от работы к учёбе. Первая группа - страны, в которых процесс перехода от работы к учёбе проходит быстро и плавно. Здесь процент NEET-молодёжи мал (от 5,5 до 12 %). Большая часть NEET в этих странах - экономически неактивные, имеющие низкий уровень образования. Среди стран этой группы - Франция, Австрия, Финляндия, Бельгия, Дания, Германия и др. Вторая группа - страны с продолжительным переходом от учёбы к работе. Большинство лиц NEET здесь - длительно безработные и отчаявшиеся найти работу. Их процент здесь достигает 22 %. В эту группу входят Италия, Греция, Ирландия, Хорватия, Испания, Португалия и др. Третью группу составляют страны, где значительная часть населения оставляет работу и учёбу. Местная NEET-молодёжь -люди, исполняющие семейные обязанности по уходу за родственниками, отчаявшиеся и долговременно безработные. К ним относят в основном страны Восточной Европы - Польшу, Литву, Словакию и др. [5].

По результатам социальных исследований 1995-2015 годов наиболее характерным типом NEET для России являлась экономически неактивная молодёжь: доля неактивных представителей NEET в общей численности молодёжи составляла 7,2 %, а доля безработных -5,5 % [5].

Необходимо отделять подгруппу безработных от подгруппы неактивных из-за разных причин попадания в этот статус и разных процессов, которые протекают по ходу пребывания человека в этих подгруппах. То же самое можно сказать и о категориях внутри статуса «неактивные». Подгруппы экономически неактивных в связи с выполнением семейных обязанностей, экономически неактивные по причине болезни и инвалидности безработные в том или ином виде рассматриваются в науке без привязки к термину NEET. Однако среди подгрупп этой категории, выделяемых М. Б. Булановой, следует обратить внимание на две редко рассматриваемых отдельно от термина NEET - «Отчаявшиеся молодые люди» и «Прочие неактивные». Последние рассматриваются как те, «которые не всегда могут указать причину своей неактивности, но сознательно отказываются от работы и учёбы» [4]. Общим для обеих этих подкатегорий является сознательный отказ от работы и учёбы, не вызванный объективной невозможностью к ней приступить или начать поиск. Тем временем именно возможность сознательного отказа от работы и учёбы - специфичная для развитых стран современности проблема. Поэтому именно эта часть незанятой молодёжи сегодня представляет особый интерес для социальных наук. Для работы с данной категорией не существует социальных институтов и организаций, методов и технологий, эффективность которых была бы доказана.

В статье «NEET-молодёжь: методы и подходы к изучению» М. Б. Буланова пишет о дискуссионности выделения в отдельную подгруппу среди NEET «Добровольно сделавших выбор в пользу данного варианта жизни» [4]. А. А. Зудина отмечает, что добровольных NEET считают «ядром» данной группы или «собственно NEET» [6]. Также стоит отметить, что добровольный отказ от

труда и учёбы предполагает фактическую экономическую неактивность человека. Наличие номинального статуса безработного при фактическом нежелании выходить на работу не означает экономическую активность гражданина. В связи с вышеизложенным мы видим необходимость в объединении подкатегорий «сознательно отказавшиеся от трудовой жизни» и «добровольно неактивная NEET-молодёжь». Под добровольно неактивной NEET-молодëжью мы понимаем молодёжь, сознательно и по своему желанию не получающую какое-либо образование, не участвующую в трудовой деятельности, не проходящую профессиональную подготовку, а также не совершающую каких-либо активных действий для возвращения к работе или учёбе.

Для описания добровольного отказа человека от работы некоторые авторы используют термины <^ЕЕТ-молодежь» и «Хикико-мори» (в Японии). Под NEET принято понимать не только добровольно экономически неактивных молодых людей, но и неактивных в силу объективных социальных и медицинских причин, а также безработных. Термин «хикикомори» также близок, но вовсе не тождественен добровольно неактивной молодёжи. Хикикомори - это японский термин, обозначающий людей, которые ведут затворнический образ жизни в течение многих месяцев или лет [7]. Несмотря на то, что это явление также связанно с незанятостью, мы отделяем его от добровольно неактивной молодежи, так как социальная группа «хикикомори» не имеет возрастных границ, к тому же обязательно сопряжена с затворничеством. В то же время для рассматриваемой нами в этой работе категории населения затворничество не является обязательным атрибутом. Отделение описанных терминов от добровольно неактивной NEET крайне важно

для осмысления его как особого социального явления.

Незанятость добровольно неактивной КЕЕТ-молодёжи может иметь различные причины, которые могут быть как индивидуальными, так и системными. Рассмотрим некоторые из них.

1. Отсутствие мотивации: молодые люди могут потерять мотивацию из-за разочарований, неудач или недостатка поддержки со стороны окружающих. Это может привести к апатии и отказу от поиска работы или образования. Нередко в качестве факторов, снижающих мотивацию индивида к работе, рассматривают семейную поддержку - материальную помощь родственников, а также общественную поддержку в форме гарантий, услуг и пособий социального государства. Такими средствами человек может закрыть экзистенциальные потребности. В то же время личностные потребности в отсутствии труда могут быть реализованы по средствам эскапизма. Человек находит средства реализации своих интересов без участия в учебной или трудовой активности. Это, в свою очередь, является следствием материально-технической и социальной развитости современных обществ.

2. Недостаток навыков и образования: некоторые молодые люди могут столкнуться с проблемой незанятости из-за недостатка необходимых для трудоустройства навыков и образования. Они могут чувствовать себя неуверенно в своих способностях и не видеть перспективы на рынке труда. Человек, чей уровень образованности и профессиональной подготовки не позволяет в должной мере функционировать на рабочем месте, естественным образом дольше ищет место работы и легко его теряет. В результате человек может отчаяться в собственных силах и отказаться от поиска работы.

3. Социальные причины: проблемы в семье, социальная изоляция, депрессия, финансовые

трудности или другие социальные факторы могут привести к незанятости молодёжи. Эта группа причин охватывает широкий сектор проблем. Социальные причины могут ограничивать индивида в возможностях получения работы или стать стимулом для его личного развития. В первом случае молодые люди могут испытывать сложности взаимодействия с обществом и находиться в замкнутом круге. С таким типом проблем сталкиваются представители группы «хикикомори». В некоторых случаях причиной добровольного отказа от работы является протест против устоявшихся норм общества. Примером идеологического несогласия с идеей труда может послужить концепция «упразднения работы» философа-анархиста Боба Блэка. Кроме того, нам исторически известны случаи протеста рабочих против законодательных и общественных норм путём стачек, что также является формой отказа от труда.

4. Психологические проблемы: депрессия, дромомания (импульсивное влечение к побегам), тревожность, низкая самооценка или другие психологические проблемы могут быть причиной незанятости добровольно неактивной NEET-молодёжи.

5. Невыполнимые условия получения образования: платное образование, ограниченное количество бюджетных мест, ограниченный доступ к профессиональной подготовке и консультациям, отсутствие поддержки со стороны государства или общественных организаций также могут способствовать незанятости добровольно неактивной NEET-молодежи.

6. Затруднённость перехода от учёбы к работе. Одна из наиболее актуальных проблем. С. Ю. Рощин в работе «Переход "учёба - работа": омут или брод?» так характеризует проблему: «Преодоление порога "учёба - работа" молодым человеком после получения образо-

вания связано с кардинальными изменениями в характере деятельности, типе социальных отношений с окружающими. От того, как пройдёт адаптация молодёжи к трудовой деятельности, зависит, какая рабочая сила придёт на смену сегодняшнему основному трудоспособному населению» [8].

Для эффективного решения проблемы незанятости добровольно неактивной NEET-молодёжи необходимо учитывать все эти факторы и предоставлять комплексную поддержку, направленную на устранение причин и помощь молодёжи в возвращении к активной жизни.

Незанятость добровольно неактивной NEET-молодëжи может принимать различные формы, которые могут быть связаны с индивидуальными обстоятельствами каждого человека.

1. Отчаявшиеся молодые люди - отказавшиеся искать работу или выходить на учёбу из-за неудачных попыток в прошлом. Неудачные попытки трудоустройства или тяжёлый опыт работы, равно как и неудачный опыт обучения, могут внушить человеку страх. В случаях, когда он неспособен опереться на ресурсы своих родных или окружения, это приводит к социальной неактивности.

2. Отказавшиеся от работы по идеологическим причинам - в некоторых случаях отказ от труда становится следствием идеологии. Недовольство общественным порядком может привести человека к контркультурному движению. Нередко контркультурные группы отказываются от обучения и общественно полезного труда.

3. Дети представителей андеркласса - дети представителей «социального дна», которые «наследуют» модель и стереотипы поведения, мировоззрение, а следовательно, и образ жизни своих родителей. Американский учёный Оскар Льюис в своих трудах описал такое яв-

ление, как «субкультура бедности» [9]. Согласно его теории, условия бедной жизни формируют особую субкультуру, то есть систему отношений, поведенческих стереотипов, норм и прочих атрибутов. В дальнейшем дети перенимают их у родителей. Этот фактор в сочетании с тем, что сама по себе нехватка денежных средств ограничивает возможности молодого человека в поиске места работы и учёбы, не позволяет представителям андерк-ласса приступить к трудовой жизни.

4. Молодёжь, живущая за счёт родственников - дети благополучных родителей, которые имеют возможность отказаться от труда. Нередко, не чувствуя физической необходимости, человек предпочитает отказаться от работы и продолжения обучения. В этом случае человек занимает свою жизнь отдыхом, хобби, самообразованием. Однако обеспеченность человека не отменяет тех последствий, с которыми может столкнуться его физическое и ментальное здоровье, не отменяет риска социальной изоляции. К тому же общество теряет дополнительные ресурсы, которые могло бы приобрести при экономической активности этого человека.

5. Прочие добровольно неактивные NEET -не попадающие под все прочие категории представители молодёжи. Мотивы для добровольного отказа от работы могут быть многообразны, и не все они описаны в научной литературе. К тому же представители молодёжи не всегда могут честно ответить на вопрос о причинах своего отказа от учебной и трудовой деятельности.

Эти формы незанятости добровольно неактивной NEET-молодëжи могут быть взаимосвязаны и требуют комплексного подхода для решения проблемы и помощи молодёжи в возвращении к активной жизни.

Итак, проблема незанятости добровольно неактивной NEET-молодëжи может иметь се-

рьёзные последствия как для самих молодых людей, так и для общества в целом. Однако мы не можем сделать вывод о том, что набор последствий от пребывания в подгруппе добровольно неактивных отличается от последствий, получаемых в группе NEET в целом.

Проблема незанятости добровольно неактивной NEET-молодёжи имеет обширные и серьёзные последствия, которые требуют внимания со стороны общества, государства и других заинтересованных сторон для разработки эффективных стратегий по решению этой проблемы и поддержке молодёжи.

Библиографический список

1. Буланова М. Б. NEET-молодёжь: опыт международной диагностики // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 3 (13). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-opyt-mezhdunarodnoy-diagnostiki (дата обращения: 08.07.2024).

2. Российская Федерация. Законы. О молодёжной политике в Российской Федерации: Федеральный Закон № 489-ФЗ [принят Государственной Думой 30 декабря 2020 года: одобрен Советом Федерации 25 декабря 2020 года]. Москва, Кремль: Кодекс, 2023. 212 с.

3. Зудина А. А. «Не работают и не учатся»: молодёжь NEET на рынке труда в России // Мир России. Социология. Этнология. 2019. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ne-rabotayut-i-ne-uchatsya-molodezh-neet-na-rynke-truda-v-rossii (дата обращения: 08.07.2024).

4. Буланова М. Б. Neet-молодежь: методы и подходы к изучению // Материалы XXII Международной конференции памяти профессора Л. Н. Когана «Культура, личность, общество в современном мире: методология, опыт эмпирического исследования». Екатеринбург: УрФУ, 2019. С. 13-22.

5. Буланова М. Б., Артамонова Е. А. NEET-молодёжь: Европейский контекст и российские реалии // Вестник РУДН. Серия: Социология. 2020. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/neet-molodezh-evropeyskiy-kontekst-i-rossiyskie-realii (дата обращения: 08.07.2024).

6. Зудина А. А. Дороги, ведущие молодёжь в NEET: случай России // Экономический журнал ВШЭ. 2018. № 2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/dorogi-veduschie-molodezh-v-neet-sluchay-rossii (дата обращения: 09.07.2024).

7. Семенова Л. О. Феномен хикикомори или добровольная самоизоляция от общества // Скиф. 2020. № 4 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/fenomen-hikikomori-ili-dobrovolnaya-samoizolyatsiya-ot-obschestva (дата обращения: 08.07.2024).

8. Рощин С. Ю. Переход «учёба - работа»: омут или брод? Препринт WP3/2006/10. — М.: ГУ ВШЭ, 2006. 52 с.

9. Lewis Oscar. The culture of poverty // Scientific American Issue Number, 1966. Т. 215. P. 19-25.

© Петренко Е. А., Митрухина С. В., 2024

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.