Социология: теоретические и эмпирические исследования
УДК 316.346.32-053.6
Б01: 10.28995/2073-6401-2018-3-54-62
МЕЕТ-молодежь: опыт международной диагностики
Марина Б. Буланова
Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия, [email protected]
Аннотация. В статье предпринята попытка определить границы, выделить особенности и дать социальный портрет МЕЕТ-молодежи. Автор показывает, что к этой группе относятся молодые люди 15-24 лет, безработные или экономически неактивные, которые не учатся и не проходят профессиональную подготовку или переподготовку. С появлением такой группы в начале XXI в. столкнулись развитые европейские страны, США, Япония, Китай, Южная Корея. В настоящее время численность МЕЕТ в Европе достигает 14,7%, с некоторой корреляцией по странам. МЕЕТ-мо-лодежь является составной частью поколения Ъ и наследует присущие ему черты: реализм, недоверие власти, требовательность к другим, четкое разграничение работы и личной жизни, свободное использование новых технологий, ориентация на досуг, немедленное удовлетворение потребностей, однако, как правило, не имеет ни материальных, ни духовных возможностей для их полной реализации. В структуре МЕЕТ выделяются: безработные и экономически неактивная молодежь, использующая альтернативные трудоустройству практики. Например, сознательный отказ на время от работы и учебы, добровольно сделанный выбор в пользу данного варианта жизни. Это делает поведение МЕЕТ-молодежи социально и индивидуально непредсказуемым. Автор делает вывод, что МЕЕТ-молодежь образует прекарную группу современного общества, поскольку находится под угрозой бедности, отчуждения и социальной эксклюзии.
Ключевые слова: молодежь, поколение Ъ, МЕЕТ-молодежь, безработная молодежь, экономически неактивная молодежь
© Буланова М.Б., 2018
Для цитирования: Буланова М.Б. МББТ-молодежь: опыт международной диагностики // Вестник РГГУ. Серия «Философия. Социология. Искусствоведение». 2018. № 3 (13). С. 54-62. Б01: 10.28995/2073-64012018-3-54-62
NEET-youth. The experience of international diagnostics
Marina B. Bulanova
Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia, marina [email protected]
Abstracts. The article attempts to define the boundaries, select the features and give a social portrait of the NEET-youth. The author shows that this group includes young people of 15-24 years old, unemployed or economically inactive, who do not study and do not undergo professional training or retraining. The emergence of such a group at the beginning of the 21st century have been encountered by European countries, USA, Japan, China, South Korea. At present, the number of NEET-youth in Europe reaches 14,7%, with some correlation across countries. The author shows that those young people are an integral part of the Z generation and inherit its features: realism, mistrust of power, exactingness towards others, a clear distinction between work and personal life, free use of new technologies, orientation to leisure, immediate needs satisfaction. However, as a rule, they have neither material nor spiritual possibilities for their full realization. In the structure of NEET one can differentite unemployed and economically inactive youth, using alternative employment practices. For example, a conscious refusal from work and study for a time, as well as voluntarily made choice in favor of this variant of life. That makes the NEET-youth behavior socially and individually unpredictable. The author concludes that NEET-youth forms the precarious group of modern society, since it is under the threat of poverty, alienation and social exclusion.
Keywords: youth, generation Z, NEET-youth, unemployed youth, economically inactive youth
For citation: Bulanova MB. NEET-youth.The experience of international diagnostics. RSUH/RGGU Bulletin. "Philosophy. Social Studies. Art Studies" Series. 2018;3(13):54-62. DOI: 10.28995/2073-6401-2018-3-54-62
Введение
В конце 1990-х гг. человечество пополнилось новым поколением Z, которое пришло на смену поколению Y. NEET-молодежь является частью поколения Z. Термин NEET (Not in Employment, Education or Training) впервые был упомянут в официальных документах в 1999 г. В 2010 г. Евростат разработал стандартизированное определение NEET-молодежи: молодые люди в возрасте от 15 до 24 лет, безработные или экономически неактивные, которые не учатся и не проходят профессиональную подготовку или переподготовку. Следует отметить, что анализ масштабов, динамики и отличительных характеристик данной группы в конкретной стране проводится на основе общенациональных обследований рабочей силы. Показатель доли представителей NEET рассчитывается отдельно для возрастных групп 15-19 и 20-24 лет. В последнее время для более детального анализа Ев-ростат рекомендует рассчитывать этот показатель для возрастной группы от 15 до 34 лет.
Ряды NEET-молодежи пополняются естественным образом за счет увеличения численности поколения Z и за счет уменьшения численности других поколений в составе рабочей силы. В настоящее время в Европе численность NEET-молодежи в среднем составляет 14,7% трудоспособного населения в возрасте 15-34 лет. В большой степени этот показатель зависит от общего числа безработной молодежи, поэтому несколько варьируется по странам. Например, максимальная численность NEET в Италии - 25,5%, Греции - 24,2%, Испании - 17,9%; минимальная - в Норвегии -7,9%, Швеции - 6,9%, Исландии - 4,5% [1].
Феномен NEET-молодежи достаточно активно исследуется за рубежом в связи с наметившимися общими негативными тенденциями. Одна из них: увеличение числа безработной молодежи. Согласно оценкам Международной организации труда (МОТ), в 2016 г. мировой уровень безработицы среди молодежи составлял 13,1% и оставался на этом уровне до 2017 г. (с 12,9% в 2015 г.). Тревожной тенденцией является увеличение доли и количества молодых людей, которые живут в крайней или умеренной бедности, несмотря на то что у них есть работа. По данным МОТ 2017 г., в этом положении находятся 156 миллионов, или 37,7%, рабочей молодежи [2]. Понятно, что на таком негативном фоне NEET-мо-лодежь выглядит особенно незащищенной.
Общая характеристика NEET-молодежи
NEET-молодежь является составной частью поколения Z и наследует присущие ему черты. Исследователи на Западе обращают внимание на то, что новая генерация представлена реалистичными людьми, не верящими ни в политику, ни политикам. Они сложно поддаются внушению и управлению, предпочитая свое мнение чужому. Кроме того, Z разрывает связь с поколениями X и Y за счет своего нейтрального отношения к работе. Они четко различают работу и личную жизнь, не смешивая их. От этого поколения трудно ждать трудовых подвигов во имя общего дела, если оно не является их личной целью, например, в плане построения собственной профессиональной карьеры. Более того, поколение Z требует постоянного инновационного стиля работы, ориентированного на новые продукты и технологии [3].
Следует учесть тот факт, что поколение Z порождено реалиями общества массового потребления. Представители данного поколения ориентируются на досуг, они привыкли и требуют немедленного удовлетворения своих потребностей [3, 4]. Это настоящие цифровые аборигены (digital natives), созданные в эпоху смартфонов, для которых естественно жить в социальных сетях. Они документируют в сетях свою жизнь, зависят от отклика в этих сетях на презентацию своего внешнего вида и возможностей (эффект Instagram), нетерпеливо ждут своей очереди, чтобы быть принятыми в сообществе [4]. Итак, поколение Z включает дерзких молодых людей, требующих уважения к себе, к своим потребностям и интересам.
Все данные характеристики Z применимы и к NEET, за исключением того, что эта часть молодежи не имеет ни материальных, ни духовных возможностей для их полной реализации. Может быть поэтому испанские исследователи предпочитают в отношении данной группы использовать термин "nini" [5].
Структура NEET-молодежи
В настоящее время в составе NEET-молодежи выделяют две группы: безработные (не имеют работы, но активно ищут ее и готовы к ней приступить) и экономически неактивную молодежь, использующую альтернативные трудоустройству практики.
В группе временно безработных, например, находится та часть NEET-молодежи, которая попала в естественный разрыв между
окончанием учебы и устройством на работу. Причем чем больше период разрыва, тем чаще эта часть молодежи прибегает к коллективным методам поиска работы (регистрация на бирже труда) или учебы (продолжение образования или переквалификация). Однако в последнее время японские исследователи обращают внимание на появившийся феномен БМЕР - индивидуальную безработицу и формирование нового социального типа - изолированного безработного.
Выбор МЕЕТ-молодежью альтернативных трудоустройству практик также включает несколько вариантов. Среди них: ведение домашнего хозяйства, уход за теми членами семьи, которые еще не могут работать (дети) или уже не могут работать (престарелые родители или родственники). Этот вариант практик является традиционным и, в той или иной степени, он присутствует и в других поколениях.
В каждом поколении присутствуют люди, имеющие те или иные проблемы со здоровьем, в том числе и среди МЕЕТ-молодежи. Отказ от работы и учебы по причинам тяжелой инвалидности ставит этих людей в зависимость от помощи родственников и государства. Эти люди нуждаются в социальной защите и в той или иной мере получают ее, проявляя подчас личный героизм сопротивления как болезни, так и жизненным обстоятельствам.
Отдельно можно выделить подгруппу МЕЕТ-молодежи, представители которой сознательно на время отказываются от работы или учебы. Например, эта часть молодежи предпочитает после завершения учебы отправиться в путешествие, подумать о смысле жизни и о своем предназначении, прежде чем начинать поиски работы. Однако если период самопознания затягивается, вероятность удачного трудоустройства отодвигается. Во время поиска работы молодежь испытывает большой стресс, усугубляющийся при росте числа неуспешных попыток трудоустройства. Так, в категорию МЕЕТ попадают классические неудачники - отчаявшиеся, не нашедшие работу.
И наконец, в составе МЕЕТ-молодежи можно выделить подгруппу тех, кто добровольно сделал выбор в пользу данного варианта жизни. Если все остальные представители МЕЕТ, так или иначе, ищут выход из ситуации, эта категория старается извлечь ту или иную выгоду из сложившегося положения. Привычка «сидеть на шее» у родителей и жить за их счет порождает тревогу у общества -а кто будет заботиться о них, когда родителей не станет? В этой связи в Японии изучается молодежь, получившая название «хикикомори» (находящиеся в уединении), т. е. добровольно изолирующие себя от общества и общественной жизни на срок более 6 месяцев [6].
Факторы попадания в NEET-молодежь
У каждой из выделенных подгрупп свой путь пополнения NEET. В группе риска оказываются лица, получившие основное или среднее образование, которые по тем или иным причинам не смогли сразу продолжить образовательную или профессиональную траектории. Среди этих причин исследователи называют, в частности, недостаточный уровень образовательного и социального капитала семьи. Дети безработных родителей или родителей с низким уровнем образования имеют высокие шансы пополнить ряды NEET-молодежи. То же самое относится и к многодетным семьям, а также домохозяйствам, имеющим низкий уровень доходов. Часто, чтобы продолжить учебу или найти хорошее место работы, от семьи требуются немалые материальные вложения, которые зачастую попросту отсутствуют. Проживание в небольших или отдаленных населенных пунктах также становится причиной того, что молодежь не может найти работу или продолжить образование у себя на родине, а получив статус мигранта, рискует пополнить ряды безработных либо в больших городах, либо в другой стране.
Кроме объективных обстоятельств попадания в данную категорию, существуют и субъективные причины. К их числу относятся: недостаточный уровень и качество полученного образования молодежи; плохое состояние здоровья. Для девушек можно выделить опыт подростковой беременности и раннее рождение ребенка. В этом случае без помощи родителей и родственников молодая женщина рискует остаться и без достойной работы, и без качественного образования.
Последствия попадания в группу NEET-молодежи
В зависимости от продолжительности пребывания в группе NEET у молодых людей могут наступить различного рода социальные последствия. Во-первых, это уменьшение шансов на дальнейшую стабильную занятость. Отсутствие привычки к каждодневному постоянному труду является причиной пополнения представителями NEETэкономических групп неформально занятых или самозанятых. Во-вторых, сложности с построением профессиональной карьеры могут привести впоследствии к низкому уровню доходов и бедности. В-третьих, длительная социальная и индивидуальная невостребованность может привести к проблемам с физическим и психическим здоровьем личности. Желание привлечь к себе внимание, а также стремление немедленно удовлетворять все возрастающие
потребности порождает склонность к правонарушениям, вплоть до участия в социальных конфликтах и революциях [7]. Тревога современного общества связана с возможностью пополнения отдельными представителями NEET-групп социальной патологии. Достаточно долгое неучастие в социальной жизни, уход в виртуальную реальность может способствовать уменьшению доверия со стороны этой части молодежи к социальным институтам.
Заключение
NEET-молодежь представляет собой социальную группу, сформировавшуюся в рамках поколения Z в силу определенных объективных и субъективных изменений мирового общества. NEET-молодежь имеет как общие черты (связанные с принадлежностью к поколению Z), так и специфические страновые характеристики. Появление такой группы среди молодежи вызывает тревогу у работодателей в связи с их отличным от других групп отношением к труду и к своему профессиональному статусу. Молодежь, которая нигде не учится и не работает, образует прекарную группу, поскольку подвержена рискам маргинализации, бедности, отчуждения и социальной эксклюзии.
Статья выполнена в рамках гранта «Прекариат: новые явления в социально-экономической структуре общества» Российского фонда фундаментальных исследований, грант № 18-18-00024.
This work was supported by the Russian Foundation for Basic Research, project "Prekariat. New phenomena in the social and economic structure of the society", no. 18-18-00024.
Литература
1. Eurostat. Young people neither in employment nor in education and training by sex, age and labor status (NEET rates). URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/ nui/show.do?dataset=edat_lfse_20&lang=en (дата обращения 13 окт. 2018)
2. Gen Z: Get Ready for the Most Self-Conscious, Demanding Consumer Segment // Coresight Research. URL: https://www.fungglobalretailtech.com/research/gen-z/ (дата обращения 14 окт. 2018)
3. Generation Z will ruin businesses that fail to adopt new ways of working // ITWeb. URL: https://www.itweb.co.za/content/XGxwQD71ebV7lPVo (дата обращения 12 окт. 2018).
4. Williams A. Move Over, Millennials, Here Comes Generation Z // The New York Times. 18.09.2015. URL: https://www.nytimes.com/2015/09/20/fashion/move-over-millennials-here-comes-generation-z.html (дата обращения 14 окт. 2015).
5. Colombia, país de jóvenes ninis (ni estudian ni trabajan) // PUBLICACIONES SEMANA S.A.URL: https://www.semana.com/opinion/articulo/colombia-es-el-segundo-pais-con-mas-jovenes-que-no-estudian-ni-trabajan/458128-3 (дата обращения 14 окт. 2018).
6. Голиусова Ю.В. Формирование группы NEET-молодежи в современном мире // Трансформация человеческого потенциала в контексте столетия / Под общей ред. проф. З.Х. Саралиевой: В 2 т. Т. 1. Н. Новгород: НИСОЦ, 2017. 644 с. С. 249-252.
7. Torreblanca J.I. Revoluciones "ni-ni" // El país. 2011.18.02. URL: https://elpais. com/diario/2011 /02/18/internacional/1297983604_850215.html (дата обращения 14 окт. 2018).
Referenses
1. Eurostat. Young people neither in employment nor in education and training by sex, age and labor status (NEET rates). 11 oct. 2018. [Internet]. [data obrashcheniya 13 oct. 2018]. URL: http://appsso.eurostat.ec.europa.eu/nui/show. do?dataset=edat_lfse_20&lang=en
2. Gen Z: Get Ready for the Most Self-Conscious, Demanding Consumer Segment. Coresight Research. [Internet]. [data obrashcheniya 14 oct. 2018]. URL: https:// www.fungglobalretailtech.com/research/gen-z/
3. Generation Z will ruin businesses that fail to adopt new ways of working. ITWeb. [Internet]. [data obrashcheniya 12 oct. 2018]. URL: https://www.itweb.co.za/ content/XGxwQD71ebV7lPVo
4. Williams A. Move Over, Millennials, Here Comes Generation Z. The New York Times. 18 sept. 2015. [Internet]. [data obrashcheniya 14 oct. 2018]. URL: https:// www.nytimes.com/2015/09/20/fashion/move-over-millennials-here-comes-generation-z.html.
5. Colombia, país de jóvenes ninis (ni estudian ni trabajan). PUBLICACIONES SEMANA S.A. [Internet]. [data obrashcheniya 14 oct. 2018]. URL: https://www. semana.com/opinion/articulo/colombia-es-el-segundo-pais-con-mas-jovenes-que-no-estudian-ni-trabajan/458128-3
6. Goliusova YuV. Formation of group of NEET youth in the modern world. V: Saralieva ZKh., ed. Transformation of human potential in the context of the century. In 2 vols. Vol. 1. Nizhnii Novgorod: NISOC Publ.; 2017. p. 249-52. (In Russ.)
7. Torreblanca JI. Revoluciones "ni-ni". El país 2011, 18. 02. [Internet]. [data obrashcheniya 14 oct. 2018]. URL: https://elpais.com/diario/2011/02/18/ internacional/1297983604_850215.html
Информация об авторе
Марина Б. Буланова, доктор социологических наук, профессор, Российский государственный гуманитарный университет, Москва, Россия; Россия, Москва, 125993, Миусская пл., д. 6; [email protected]
Information about the author
Marina B. Bulanova, Dr. in Sociology, professor, Russian State University for the Humanities, Moscow, Russia; bld. 6, Miusskaya sq., Moscow, 125993, Russia; [email protected]