ФИЛОСОФСКИЕ И СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ,
ПОЛИТОЛОГИЯ
УДК 331.538-048.65:316.346.32-053.81
СОДЕЙСТВИЕ ТРУДОУСТРОЙСТВУ ДОБРОВОЛЬНО НЕАКТИВНОЙ NEET-МОЛОДЁЖИ: ПРАКТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ
Петренко Егор Андреевич,
студент
Митрухина Светлана Владимировна,
старший преподаватель кафедры общепрофессиональных дисциплин Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова (г. Абакан)
В статье представлены анализ отечественных и зарубежных социальных практик в сфере содействия занятости добровольно неактивной NEET-молодёжи, результаты эмпирического исследования среди специалистов организаций Республики Хакасия, обоснование необходимости в разработке комплексной социально -психологической технологии содействия занятости этой категории молодёжи.
Ключевые слова: трудоустройство, содействие трудоустройству, добровольно неактивная NEET-молодёжь.
PROMOTING EMPLOYMENT OF VOLUNTARILY INACTIVE NEET YOUTH:
PRACTICAL ASPECTS
Petrenko Egor Andreevich,
student
Mitrukhina Svetlana Vladimirovna,
Senior Lecturer of the General Professional Disciplines Department Katanov Khakass State University (Abakan)
The article presents an analysis of Russian and foreign social practices in the field ofpromoting employment of voluntarily inactive NEET youth, the results of an empirical study among specialists of organizations of the Republic of Khakassia, a justification for the need to develop a comprehensive social and psychological technology for promoting employment of this category of youth.
Key words: employment, promotion of employment, voluntarily inactive NEET youth.
Добровольно неактивная NEET-молодëжь -это молодёжь, сознательно не получающая образование, не участвующая в трудовой деятельности, не проходящая профессиональную подготовку.
Несмотря на большое количество нововведений в сфере содействия трудоустройству, проблема такой категории безработных, как добровольно неактивная NEET-молодëжь, остаётся без должного внимания. Эта специфическая социальная группа является наиболее проблемной в силу того, что причины сохранения её предста-
вителей в статусе экономически неактивных состоят не столько во внешних обстоятельствах, сколько во внутренней мотивации, убеждениях и желаниях индивида. В настоящий момент служба занятости практически не обладает инструментами и полномочиями для решения подобных проблем. Стоит также отметить, что в теории социальных наук отсутствует не только описание эффективных социальных практик, способных оказать влияние на неактивную молодёжь, но и само по себе подробное изучение данной проблемы.
Растущая актуальность проблемы добровольно неактивной молодёжи подталкивает общественные и государственные организации к поиску новых путей в работе с этой категорией. Одно из перспективных направлений -разработка и применение технологий содействия трудоустройству добровольно неактивной молодёжи, которые позволили бы не только вести работу непосредственно по трудоустройству таких лиц, но и нейтрализовать последствия пребывания в безработном или неактивном состоянии.
Изучение опыта содействия трудоустройству для добровольно неактивной NEET-молодёжи имеет социальные, экономические и инновационные перспективы, что делает эту тему актуальной для научного изучения и практической разработки.
Под содействием в трудоустройстве мы понимаем целенаправленную помощь индивиду в процессе поиска работы или обеспечение индивида работой в соответствии с его умениями, навыками и квалификацией, желаниями и потребностями.
Технология содействия трудоустройству добровольно неактивной молодёжи должна реализовывать не только стандартные для сферы занятости задачи поиска подходящего места работы и обучение необходимым знаниям, умениям и навыкам, но и задачи поиска, привлечения клиента, создания у него мотивации к трудоустройству и работе.
Под технологией содействия трудоустройству добровольно неактивной NEET-молодёжи мы понимаем помощь молодёжи, сознательно отказывающейся от работы и учёбы, которая состоит не только в поиске работы и адаптации, но и в непосредственном привлечении к трудовой деятельности, а также создании мотивации к труду.
В настоящее время существует ряд практик, направленных на содействие трудоустройству. Одни из них уже направлены на помощь молодёжи, а другие потенциально могут быть
включены в работу с добровольно неактивной частью молодёжи.
Ведущую роль в области содействия занятости в России играет государственная служба занятости. В соответствии с Федеральным законом «О занятости населения в Российской Федерации» от 12.12.2023 № 565-ФЗ направлениями её деятельности являются содействие в поиске подходящей работы, информирование, профориентация, профессиональное обучение, психологическая поддержка безработных людей, социальная адаптация безработных людей, организация общественных работ для трудоустройства безработных и несовершеннолетних, содействие в организации самозанятости.
В проблеме содействия занятости нас интересуют в первую очередь конкретные технологии, направленные на группу NEET. Существует ряд международных программ, которые уже сейчас используют в других странах для решения проблемы молодёжной незанятости. Так, в европейской практике можно отметить две программы, направленные на помощь неработающей молодёжи: Reaching the Lost Generation и Team up for NEETS!.
Reaching the Lost Generation (RLG), что можно перевести как «Обращение к потерянному поколению», - социальная программа, в основе которой лежит применение образовательных инструментов. Цель программы - развивать предпринимательские навыки молодых людей из неблагополучных семей в самом широком смысле этого слова, переводя их с реактивного поведения на проактивное. Авторы проекта заявляют, что их система направлена на низкоквалифицированную молодёжь как на группу, из которой, по их мнению, формируется NEET. Сама программа включает 12-недельное обучение, тестирование и наблюдение за обучающимся в течение года после завершения обучения. Обучение развивает навыки, модели поведения и установки, позволяющие превратить целевую группу в актив-
ных членов общества, способных продвигаться вперёд в сфере образования, профессиональной подготовки, трудоустройства или самозанятости. В то же время тестирование позволяет контролировать процесс обучения как на индивидуальном уровне, так и на уровне отдельных образовательных учреждений.
По ходу участия в проекте RLG обучающийся получает следующие компетенции: навыки межличностного общения, умение планировать и организовываться, готовность обучаться, умение планировать решение проблем, умение брать на себя ответственность. Данная технология включает следующие этапы: отбор участников и первоначальная оценка; вводная часть и самооценка участников с помощью анкеты самооценивания и консультации с преподавателем; первоначальные мероприятия по оценке и наблюдению; обучающие семинары/обратная связь (проведение тренинговых занятий); окончательная оценка; наблюдения за участниками после завершения обучения (проводятся через три месяца, шесть месяцев и один год после окончания обучения). Если обнаруживается, что прошедшие обучение не достигли положительного результата, то им предоставляются рекомендации и педагогическая поддержка [1].
Для создания полноценной технологии в 2014-2017 проходили испытания программы в университетах Великобритании, Германии, Польши и Венгрии. Ожидания организаторов относительно того, что многие молодые люди откроют предприятия по самозанятости, не оправдались. Авторы связывают это с тем, что по ходу тестирования увеличилось значение профилактической функции, так как среди молодых людей, участвующих в программе, был большой процент молодёжи школьного возраста. Наиболее результативной программа оказалась для Великобритании и Польши. Так, из прошедших через обучение в Шотландии 37 человек 22 % приступили к работе, 51 % - к обучению. В Польше участниками программы
стали 23 человека, из которых полноценно трудоустроились всего 18 %, однако 39 % приступили к обучению, ещё 39 % «показали иной положительный результат», то есть учились и работали одновременно или подрабатывали неполный рабочий день на собственном семейном предприятии.
Можно сказать, что в целом программа Reaching the Lost Generation показала положительные результаты, так как 95 % проходивших обучение сохранили связь с организаторами и приступили к работе или обучению в той или иной форме [2]. Однако мы не можем быть уверены в точности представленных результатов, так как в отчёте по итогам программы авторы признаются в том, что большую долю участников составляли школьники, которых мы не можем определить как группы NEET. К тому же на момент окончания работы программы часть участников все ещё могла посещать школу. Также мы можем отметить и неудачу в выполнении главной задачи проекта, а именно в создании комплекса средств, направленных на развитие предпринимательских навыков, так как подтвердить эффективность программы относительно предпринимательства и самозанятости авторам не удалось.
Ещё одна программа, которая применялась в нескольких странах - программа, основанная на проекте Team up for NEETS!. Цель проекта Team up for NEETS! - разработка общего инструментария, включающего лучшие практики для повышения возможностей трудоустройства молодёжи с помощью программ, основанных на футболе. В свою очередь, проект ставит перед собой образовательные цели, то есть направлен на передачу участникам компетенций, позволяющих им получить работу в будущем. Основа программы - совмещение спортивных занятий и обучения, связанного с трудоустройством. В работе были задействованы организации из Великобритании, Ирландии, Франции, Испании, Португалии, Германии и Венгрии. В качестве основного инстру-
мента для работы с проблемой был избран спорт, а именно футбол.
Спорт служит в программе следующим целям: инструмент вовлечения молодёжи, развития коммуникативных навыков, улучшения психического и физического здоровья, улучшения социальной интеграции. Авторы предлагают два варианта архитектуры занятий: «Футбол + трудоустройство» и «Трудоустройство + футбол». В первом случае приоритет отдается футбольным занятиям, к которым прилагаются тренинги и семинары по трудоустройству, во втором футбол является дополнением к мероприятиям, связанным с трудоустройством. Набор методов здесь включает семинары по трудоустройству, ярмарки вакансий, предоставление возможностей стажировки и волонтёрства, семинары о предпринимательстве, участие в молодёжных проектах. Программа имеет несколько направлений, среди которых развитие мягких и профессиональных навыков, развитие возможностей в сфере трудоустройства, развитие предпринимательских навыков. В отчёте проекта практически не представлены данные о реальном трудоустройстве участников, однако приведены данные о том, что в течение двух лет участия в проекте организации из Великобритании в составе проекта трудоустроили 527 человек [3].
Существует ряд методов, используемых в содействии трудоустройству: содействие в поиске подходящей работы, информирование; профориентация; профессиональное обучение; психологическая поддержка безработных людей; социальная адаптация безработных людей; организация общественных работ для трудоустройства безработных и несовершеннолетних; содействие в организации самозанятости, обучение мягким навыкам и навыкам самозанятости в частности; планирование трудовой жизни; предоставление возможностей стажировки и во-лонтёрства; семинары по трудоустройству и предпринимательству; ярмарки вакансий и
методы сетевого взаимодействия; организация досугово-консультационных групп и др. Большинство этих методов подходит для трудоустройства молодёжи.
С целью анализа опыта содействия трудоустройству добровольно неактивной молодёжи проведено анкетирование специалистов из разных организаций, работа которых связана с содействием трудоустройству молодёжи: специалистов службы занятости Республики Хакасия; сотрудников молодёжных общественных организаций Республики Хакасия, связанных с трудоустройством молодёжи; психологов, имевших опыт работы с молодыми людьми, испытывавшими сложности из-за долгой незанятости; сотрудников, ответственных за содействие трудоустройству выпускников Центра карьеры ХГУ им. Н. Ф. Катанова ^ = 30). Респонденты имели стаж работы с молодёжью более 10 лет. Возраст респондентов: от 31 до 65 лет.
Большинство опрошенных специалистов считают проблему добровольно неактивной NEET-молодëжи актуальной: 43 % считает, что проблема просто актуальна для России, а 36 % - что проблема крайне актуальна для нашей страны. В то же время 57 % характеризуют проблему как актуальную для Республики Хакасия, 22 % - как особо актуальную. Большинство считает, что проблема требует действий со стороны общества (79 %). 87 % респондентов считают, что необходима комплексная технология содействия трудоустройству добровольно неактивной NEET-молодёжи.
В качестве причин добровольного перехода представителей молодёжи к экономически неактивной жизни практики в большинстве видят финансовую поддержку из различных источников (64 %), желание тратить время на хобби (50 %), психологические причины: тревожность и страх перед неудачами (43 %), разочарование в системе образования и рынке труда (36 %).
В качестве эффективных инструментов взаимодействия с данной социальной группой респонденты выделяют: краткосрочные образовательные курсы и программы переподготовки, а также такие психологические методы, как тренинги и профориентация (43 %), разработка индивидуальных планов по трудоустройству и интеграции в общество (50 %), онлайн-платформы для поиска работы и стажировки (43 %), карьерные ярмарки, семинары и тренинги по развитию карьерных навыков и программы, которые стимулируют работодателей нанимать молодёжь, предоставляя финансовые льготы (43 %).
Сотрудники Центра карьеры ХГУ им. Н. Ф. Катанова в большинстве своём считают, что их организация может содействовать трудоустройству добровольно неактивной NEET-молодёжи, отмечают, что доступные и имеющиеся технологии подходят для содействия в трудоустройстве добровольно неактивной молодёжи. Большая часть респондентов этой категории специалистов считает, что образовательные организации не должны заниматься этой работой. Респонденты-психологи сошлись во мнении, что психологические службы не владеют технологиями содействия занятости данной группы населения, однако отмечают, что психологи должны работать с данной категорией граждан. Работники государственной службы занятости разошлись во мнениях о наличии специальных технологий трудоустройства для данной группы населения. В то же время, по их мнению, государственная служба занятости должна заниматься проблемой добровольно неактивной молодёжи.
Отвечая на вопрос «Как Вы считаете, с какой главной трудностью могут столкнуться организации, оказывая содействие в трудоустройстве добровольно неактивной NEET-молодёжи?», 57 % опрошенных указали отсутствие ресурсов, необходимых для обеспечения этого направления; отсутствие методик и тех-
нологий, направленных на работу с данной социальной группой, отметил 21 % опрошенных. Также некоторые специалисты указали, что основной трудностью может выступить отсутствие знаний о данной социальной группе, отсутствие возможности привлечь представителей данной категории в учреждение, а также необходимость комплексного участия со стороны родственников и окружения в целом (по 7 %). Наиболее осложняющим работу с данной категорией фактором, по мнению большинства специалистов, является отсутствие у данной категории молодёжи личностных качеств, необходимых для успешной работы или учёбы. На этот вариант указали 64 % респондентов.
Итак, большинство специалистов признают проблему добровольно неактивной молодёжи в целом, а также понимают её актуальность в контексте России и своего региона. Психологи считают, что работа с данной категорией должна проходить с их участием, однако в то же самое время признают отсутствие ресурсов и технологий, которые бы позволили организациям заниматься этой проблемой. В схожем положении находятся работники службы занятости. Сотрудники образовательной организации признают, что имеют ресурсы для работы с данной категорией, но в большинстве случаев не отводят образовательным организациям ведущую роль в работе с добровольно неактивными NEET. В то же время и службы психологической помощи, и служба занятости (по мнению большинства респондентов) должны принимать участие в работе этого направления. Отмечается необходимость содействия со стороны молодёжных общественных организаций, государственных органов по работе с молодёжью и привлечение к работе семей и родителей такой молодёжи.
В качестве предпочтительных методов специалисты выделяют психологическую помощь, тренинги по личностному развитию, профориентационную работу, мотивацию мо-
лодёжи к активному поиску работы или обучению, краткосрочные образовательные курсы и программы переподготовки, стажировки, разработку индивидуальных планов по трудоустройству и интеграции в общество, создание онлайн-платформ для поиска работы.
Большинство специалистов видит наибольшую сложность при организации содействия в трудоустройстве добровольно неактивной NEET-молодёжи в отсутствии необходимых материальных ресурсов, а также методического обеспечения. Главный фактор, осложняющий работу с людьми, добровольно отказывающимися от работы и учёбы, по их мнению, - отсутствие необходимых личностных качеств, позволяющих работать и учиться, у такой молодёжи.
Итак, содействие трудоустройству добровольно неактивной NEET-молодëжи заключается в развитии у экономически неактивных
представителей молодёжи мотивации к трудовой жизни и разносторонней (консультационной, педагогической, психологической) поддержке в поисках работы.
Инструментами технологии содействия трудоустройству должны стать не только поддержка человека в поиске подходящего рабочего места, предоставление программ переобучения и прочие традиционные методы содействия занятости, но и те, что включают мотивацию на работу и учёбу, создание перехода от доступной для индивида деятельности к новой. На основании полученных нами данных можно в будущем сконструировать общую технологию содействия в трудоустройстве добровольно неактивной молодёжи. Технология должна носить комплексный характер и сочетать психологическую помощь, традиционные методы поддержки безработных, работу досугово-консультационных групп и т. п.
Библиографический список
1. Reaching the «Lost Generation». URL: https://rlg.edunet.hu/project/summary (дата обращения: 03.07.2024).
2. Reaching the Lost Generation. URL: https://rlg.edunet.hu/static/main/doc/project/results/en_1.pdf (дата обращения: 03.07.2024).
3. Team up for NEETS! Innovation through youth employability. URL: https://utcaifoci.hu/wp-content/uploads/2018/01/Team-Up-fot-Neets-Toolkit.pdf (дата обращения: 03.07.2024).
© Петренко Е. А., Митрухина С. В., 2024