Научная статья на тему 'Теоретический анализ дифференциации понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи»'

Теоретический анализ дифференциации понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи» Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
786
99
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
анализ / дифференциация / понятие «тяжёлые нарушения речи» / понятие «общее недоразвитие речи» / уровень речевого развития / нарушения речи / analysis / differentiation / the concept of “severe speech disorders” / the concept of “general underdevelopment of speech” / the level of speech development / speech disorders

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Елена Вячеславовна Хмелькова, Елизавета Романовна Голубева, София Михайловна Смышляева

В данной статье представлен теоретический анализ понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжелые нарушения речи». Анализируя труды отечественных ученых, которые занимались изучением данных понятий с точки зрения психолого-педагогического и медико-педагогического подхода, а также нормативно-правовую базу, регламентирующую образовательную деятельность лиц с данными нарушениями, нами была выявлена проблема дифференциации понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи». Опираясь на полученную в ходе теоретического изучения информацию, мы рассмотрели характеристику понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи», установили связь между данными понятиями, а также обнаружили отличительные особенности данных терминов, понимание которых поможет специалистам в области дефектологии и логопедии избежать затруднений при составлении логопедического заключения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Елена Вячеславовна Хмелькова, Елизавета Романовна Голубева, София Михайловна Смышляева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical analysis of the differentiation of the concepts of "general underdevelopment of speech” and "severe speech disorders”

This article presents a theoretical analysis of the concepts of “general underdevelopment of speech” and “severe speech disorders”. The authors determine the problem of differentiation of the concepts of “general underdevelopment of speech” and “severe speech disorders” analyzing the works of Russian scientists studying these concepts from the psychological-pedagogical and medical-pedagogical point of view. We have analyzed the regulatory framework governing the educational activities of persons with these disorders as well as. The concepts “general underdevelopment of speech” and “severe speech disorders” are examined in the article. We have established a connection between these concepts and discovered the distinctive features, understanding of which will help specialists in the field of speech pathology and speech therapy to avoid difficulties in drawing up a speech therapy conclusion.

Текст научной работы на тему «Теоретический анализ дифференциации понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи»»

PEDAGOGY

УДК 37.014.5 DOI: 10.52772/25420291_2022_4_87

Елена Вячеславовна Хмелькова, Елизавета Романовна Голубева, София Михайловна Смышляева

г. Киров

Теоретический анализ дифференциации понятий «общее недоразвитие речи» и

«тяжёлые нарушения речи»

В данной статье представлен теоретический анализ понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжелые нарушения речи». Анализируя труды отечественных ученых, которые занимались изучением данных понятий с точки зрения психолого-педагогического и медико-педагогического подхода, а также нормативно-правовую базу, регламентирующую образовательную деятельность лиц с данными нарушениями, нами была выявлена проблема дифференциации понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи». Опираясь на полученную в ходе теоретического изучения информацию, мы рассмотрели характеристику понятий «общее недоразвитие речи» и «тяжёлые нарушения речи», установили связь между данными понятиями, а также обнаружили отличительные особенности данных терминов, понимание которых поможет специалистам в области дефектологии и логопедии избежать затруднений при составлении логопедического заключения.

Ключевые слова: анализ, дифференциация, понятие «тяжёлые нарушения речи», понятие «общее недоразвитие речи», уровень речевого развития, нарушения речи.

Elena Vyacheslavovna Khmelkova, Elizaveta Romanovna Golubeva, Sofia Mikhailovna Smyshlyaeva

Kirov

Theoretical analysis of the differentiation of the concepts of "general underdevelopment

of speech" and "severe speech disorders"

This article presents a theoretical analysis of the concepts of "general underdevelopment of speech" and "severe speech disorders". The authors determine the problem of differentiation of the concepts of "general underdevelopment of speech" and "severe speech disorders" analyzing the works of Russian scientists studying these concepts from the psychological-pedagogical and medical-pedagogical point of view. We have analyzed the regulatory framework governing the educational activities of persons with these disorders as well as. The concepts "general underdevelopment of speech" and "severe speech disorders" are examined in the article. We have established a connection between these concepts and discovered the distinctive features, understanding of which will help specialists in the field of speech pathology and speech therapy to avoid difficulties in drawing up a speech therapy conclusion.

Keywords: analysis, differentiation, the concept of "severe speech disorders", the concept of "general underdevelopment of speech", the level of speech development, speech disorders.

За последние десять лет в нашей стране произошло немало изменений и инноваций в разных сферах жизни общества. Рассматривая некоторые нововведения образовательной системы, мы остановимся на изучении достаточно нового понятия в области логопедии «тяжёлые нарушения речи». При изучении данного понятия мы столкнулись с определёнными вопросами практической значимости, связанные с недостаточным пониманием необходимости использования данного термина специалистами при написании логопедического заключения. Совместно с практической необходимостью изучения данного вопроса, стоит отметить теоретическую значимость, поскольку понятие «тяжёлые нарушения речи» имеет схожую характеристику с понятием «общее недоразвитие речи». Вышеизложенные факты практической и теоретической значимости понятий «тяжёлые нарушения речи» и «общее недоразвитие речи» делают актуальным вопрос их дифференциации для специалистов в области логопедии.

Изучением понятий «общее недоразвитие речи» (далее «ОНР») занимались отечественные ученые Н.С. Жукова [1], И.С. Кушнир [3], Р.Е. Левина [4], Т.Б. Филичева [11] и другие. Особый вклад в развитие дошкольной логопедии внесла Роза Евгеньевна Левина [4], которая впервые ввела термин «общее недоразвитие речи» отечественную науку. Под общим недоразвитием речи автор понимает такую форму речевой аномалии, при которой нарушено формирование всех компонентов речевой системы (звуковой и смысловой сторон речи), у детей с нормальным слухом и первично сохранным интеллектом [4, с. 53]. Широкий спектр нарушений, входящий в понятие «ОНР» может быть выражен в разной степени: от наиболее глубоких нарушений компонентов речевой системы до более легкой степени выраженности нарушений. В процессе структурно-динамического изучения общего недоразвития речи Р.Е. Левина условно выделила 3 уровня речевого развития:

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (56) 2022

- первый уровень речевого развития подразумевает отсутствие (полное или частичное) вербальных средств общения в том возрасте ребёнка, когда у детей в норме, речь сформирована;

- второй уровень речевого развития характеризуется возрастанием у детей речевых возможностей не только с помощью жестов и лепетных обрывков слов, но и посредством постоянных, но достаточно искажённых в фонетическом и грамматическом отношении, речевых средств [4, С. 57];

- третий уровень речевого развития представляется в виде развёрнутой речи с элементами недоразвития во всей речевой системе. Отмечаются только отдельные «пробелы» в развитии грамматического строя, лексической составляющей и фонетического оформления речи.

Изучение общего недоразвития речи продолжила Т.Б. Филичева. Автор понимает данное нарушение как «полиэтиологический дефект, который может выступать и как самостоятельная патология, и как следствие других, более сложных дефектов, таких как алалия, дизартрия, ринолалия и другие» [11, С. 1]. В 2001 году Т.Б. Филичева [11] дополнила данную классификацию, выделив 4 уровень речевого развития, который характеризуется как нерезко выраженное недоразвитие речи.

К характерным проявлениям ОНР можно отнести позднее проявление экспрессивной (внешней) речи, резко ограниченный словарный запас, выраженный аграмматизм, дефекты произношения и фонемообразования, специфические нарушения слоговой структуры слова и недоразвитие связной речи. Важно отметить, что общее недоразвитие речи неоднородно по механизмам развития, поскольку к «ОНР» относятся различные сложные речевые расстройства, при которых также нарушается формирование всех компонентов речевой системы, как звуковых, так и смысловых. К таким нарушениям можно отнести ринолалию, дизартрию и алалию.

Рассмотрев понятие «общее недоразвитие речи», обратимся к определению «тяжелые нарушения речи» (далее - «ТНР»). При анализе классической научной литературы в области логопедии нами не было найдено определения данного термина. Обратимся к нормативным документам, которые регламентируют образование детей с нарушениями речи.

Начать следует с анализа Конституции Российской Федерации (статья 43), на основании которой каждый гражданин Российской Федерации имеет право получить образование. Конституцией РФ гарантируется получение доступного, бесплатного дошкольного и основного общего образования для всех категорий граждан [7].

В Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 № 273-ФЗ [6] дается определение обучающегося с ограниченными возможностями здоровья (далее - ОВЗ). В их число отнесена группа детей с тяжелыми наруше-

ниями речи, которые также имеют право на получение образования, однако в данном законе мы не нашли пояснения данного термина.

В Федеральных государственных образовательных стандартах (далее - ФГОС) также можно встретить термин «ТНР». Обратимся к ФГОС дошкольного образования [9]. Значения данного понятия также не объясняется. В комментариях к ФГОС дошкольного образования [8] к разделу III пункта 3.2.7 указывается, что обучение и воспитание обучающихся с ОВЗ определяется адаптированной образовательной программой. Для дошкольников с ТНР разными коллективами авторов разработаны образовательные программы. Обратимся к программам для дошкольников с ТНР под редакциями профессора Л.В. Лопатиной [5] и учителя-логопеда высшей квалификационной категории Н.В. Нищевой [2].

В пояснительной записке программы Л.В. Ло-патиной [5] мы находим некоторые определения, которые помогут нам объяснить суть данного термина. В документе указано, что к группе детей с ТНР относятся дети с общим недоразвитием речи различного генеза. Далее Л.В. Лопатина поясняет, что подразумевается под «дошкольниками с ТНР». Дошкольниками с ТНР являются «дети с поражениями центральной нервной системы (или проявлениями перинатальной энцефалопатии), что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. По словам авторов, отклонения в формировании психики связаны с возникновением системного нарушения речи. Далее Л.В. Лопатина приводят характеристику детей с ТНР, взяв за основу классификацию ОНР по уровням Р.Е. Левиной. Таким образом, ученые, разработавшие предложенную программу, не указывают на какие-либо различия изучаемых нами терминов.

Обратимся к комплексной образовательной программе дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) под редакцией Н.В. Нищевой [2]. Данная программа создавалась для детей с первым, вторым, третьим, четвертым уровнями речевого развития при общем недоразвитии речи. Основой программы является создание оптимальных условий для кор-рекционной и образовательной работы и всестороннего гармоничного развития детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи). Целью данной программы является построение системы работы в группах комбинированной и компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи (ОНР) в возрасте с 3 до 7 лет. Как можно заметить, автор отождествляет данные понятия и на протяжении всего документа использует термин тяжелое нарушение речи, в скобках указывая его эквивалент - общее недоразвитие речи.

Таким образом, мы рассмотрели программы дошкольного образования для детей с нарушениями речи под редакциями Л.В. Лопатиной и Н.В. Нищевой. В первой программе мы смогли

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022

PEDAGOGY

найти пояснения к термину «тяжелое нарушение речи», за основу которого взята характеристика общего недоразвития речи, во второй - автор отождествил данные понятия, также указывая, что программа создана для детей с общим недоразвитием речи четырех уровней речевого развития.

Перейдем к обзору и анализу программы начального общего образования обучающихся с ОВЗ.

В ФГОС начального общего образования детей с ОВЗ [10] мы находим разделение адаптированной программы для обучающихся с ТНР на два варианта: программа 5.1 и программа 5.2.

Вариант 5.1 предназначен для детей, имеющих следующие нарушения речи:

— фонетико-фонематическое или фонетическое недоразвитие речи (дислалия, легкая степень выраженности дизартрии, заикания, ринолалия);

— общее недоразвитие речи III - IV уровней речевого развития различного генеза (например, при минимальных дизартрических расстройствах, ринолалии и т.п.);

— нарушения чтения и письма.

Вариант 5.2 разработан для детей, имеющих нарушения речи:

— общее недоразвитие речи II и III уровней речевого развития (алалия, афазия, дизартрия, ри-нолалия, заикание);

— нарушения чтения и письма.

Необходимо отметить, что для детей с общим

недоразвитием речи I уровня создается индивидуальный учебный план, учитывающий особые образовательные потребности детей данной категории.

На основании проведённого нами анализа понятий «ОНР» и «ТНР» было выявлено, что в дошкольных образовательных организациях специалисты отождествляют данные понятия, а в системе

школьного образования понятие «ТНР» является более широким и дополнительно включает в себя, наряду с общим недоразвитием речи, фонетико-фо-нематические расстройства речи и нарушения письма и чтения.

Таким образом, рассматривая данные термины с точки зрения дошкольной и школьной систем образования, мы выявили следующие особенности: в системе логопедической помощи в дошкольных образовательных организациях, понятия «ОНР» и «ТНР» не имеют чёткой дифференциации, поскольку под группой детей с «ТНР» понимается группа детей с «ОНР»; в системе логопедической помощи в общеобразовательных учреждениях понятие «ТНР» включает в себя не только общее недоразвитие речи, но и перечень других нарушений, относящихся к фонематическим и фонетическим нарушениям речи и нарушениям письма и чтения. Мы можем предположить, что различие данных понятий заключается в том, что термин «ОНР» имеет научную теоретическую основу, изложенную в трудах отечественных ученых, а термин «ТНР» используется специалистами для написания образовательных программ, опирающихся на принятые нормативно-правовые документы.

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что вопрос дифференциации понятий «ОНР» и «ТНР» остаётся открытым для дальнейшего изучения. Проблема дифференциации данных понятий нуждается в решении, поскольку от точной формулировки логопедического заключения зависит вся коррекционно-развиваю-щая работа логопеда, которая должна строиться на соблюдении важнейших принципов этиопатогене-тического подхода и единства логопедической диагностики и коррекции.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Жукова, Н. С. Преодоление недоразвития речи у детей / Н. С. Жукова. - Москва : Социально-политический журнал, 1994. - 96 с. - Текст : непосредственный.

2. Нищева, Н. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет / Н. В. Нищева. - Санкт-Петербург : ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2019.

- 200 с. - Текст : непосредственный.

3. Кушнир, И. С. Нейрологопедия: диагностика и коррекция тяжелых нарушений речи у дошкольников / И. С. Куш-нир, А. В. Цветков. - Москва : Издание книг ком, 2021. - 192 с. - Текст : непосредственный.

4. Левина, Р. Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. - Москва : Просвещение, 1967. - 117 с. - Текст : непосредственный.

5. Примерная адаптированная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т. В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина [и др.] ; под общ. ред. Л. В. Лопатиной. - Санкт-Петербург, 2014.

- 386 с. - Текст : непосредственный.

6. Российская федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации : Федер. закон от 29.12.2012 года № 273-ФЗ. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 07.05.22). - Текст : электронный.

7. Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 декабря 1993 года. - Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (дата обращения: 30.05.2022). - Текст : электронный.

8. Российская Федерация. Министерство образования и науки. Департамент общего образования. Комментарии к ФГОС дошкольного образования от 28.02.2014 г. № 08-249. - Текст : электронный // Законы, кодексы и нормативно-правовые акты Российской Федерации. - URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-rossü-ot-28022014-n-08-249/ (дата обращения: 07.05.22).

JOURNAL OF SHADRINSK STATE PEDAGOGICAL UNIVERSITY. no. 4 (56) 2022

9. Российская Федерация. Министерство образования и науки Российской федерации. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования : приказ от 17.10.2013 г. № 1155. - Текст : электронный // Федеральный государственный образовательный стандарт. Дошкольное образование. - URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 07.05.22).

10. Российская Федерация. Министерство образования и науки Российской Федерации. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья : приказ от 19.12.2014 г. №1598. - Текст : электронный // Министерство просвещения Российской Федерации. Банк документов. - URL: https://docs.edu.gov.ru/document/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (дата обращения: 07.05.22).

11. Филичева, Т. Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста / Т. Б. Филичева. - Москва : Просвещение, 1989. - 223 с. - Текст : непосредственный.

REFERENCES

1. Zhukova N. S. Preodolenie nedorazvitija rechi u detej [Overcoming speech underdevelopment in children]. Moscow: Social'no-politicheskij zhurnal, 1994. 96 p.

2. Nishheva N. V. Kompleksnaja obrazovatel'naja programma doshkol'nogo obrazovanija dlja detej s tjazhelymi narushen-ijami rechi (obshhim nedorazvitiem rechi) s 3 do 7 let [Overcoming speech underdevelopment in children]. Sankt-Peterburg: DETSTVO-PRESS, 2019. 200 p.

3. Kushnir I. S., Cvetkov A. V. Nejrologopedija: diagnostika i korrekcija tjazhelyh narushenij rechi u doshkol'nikov [Neu-rologopedia: diagnosis and correction of severe speech disorders in preschoolers]. Moscow: Izdanie knig kom, 2021. 192 p.

4. Levina R. E. Osnovy teorii i praktiki logopedii [Fundamentals of the theory and practice of speech therapy]. Moscow: Prosveshhenie, 1967. 117 p.

5. Barjaeva L. B., Volosovec T. V., Gavrilushkina O. P., et al. Primernaja adaptirovannaja obrazovatel'naja programma dlja doshkol'nikov s tjazhelymi narushenijami rechi [An approximate adapted educational program for preschoolers with severe speech disorders]. In L. V. Lopatinoj (ed.). Sankt-Peterburg, 2014. 386 p.

6. Rossijskaja federacija. Zakony. Ob obrazovanii v Rossijskoj federacii: Feder. zakon ot 29.12.2012 goda № 273-FZ [About education in the Russian Federation]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (Accessed 07.05.22).

7. Konstitucija Rossijskoj Federacii: prinjata vsenar. golosovaniem 12 dekabrja 1993 g. [Constitution of the Russian Federation]. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399/8452df644dd1f63f07ca7744f87beddac2947282/ (Accessed 30.05.2022).

8. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki. Departament obshhego obrazovanija. Kommentarii k FGOS doshkol'nogo obrazovanija ot 28.02.2014 g. № 08-249 [Department of General Education. Comments to the Federal State Educational Standard for Preschool Education dated 28.02.2014 No. 08-249]. Zakony, kodeksy i normativno-pravovye akty Rossijskoj Federacii [Laws, codes and regulatory legal acts of the Russian Federation]. URL: https://legalacts.ru/doc/pismo-minobrnauki-ro ssii-ot-28022014-n-08-249/ (Accessed 07.05.22).

9. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj federacii. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta doshkol'nogo obrazovanija: prikaz ot 17.10.2013 g. № 1155[On the approval of the Federal State educational standard of preschool education]. Federal'nyj gosudarstvennyj obrazovatel'nyj standart. Dosh-kol'noe obrazovanie [Federal State Educational Standard. Preschool education]. URL: https://fgos.ru/fgos/fgos-do (Accessed 07.05.22).

10. Rossijskaja Federacija. Ministerstvo obrazovanija i nauki Rossijskoj Federacii. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudar-stvennogo obrazovatel'nogo standarta nachal'nogo obshhego obrazovanija obuchajushhihsja s ogranichennymi vozmozhnostjami zdorov'ja : prikaz ot 19.12.2014 g. №1598 [On the approval of the Federal State educational standard of primary general education for students with disabilities]. Ministerstvo prosveshhenija Rossijskoj Federacii. Bank dokumentov [Ministry of Education of the Russian Federation. Document Bank]. URL: https://docs.edu.gov.ru/docu-ment/e2bb03c57325d29c7fef3910a36d9a30/ (Accessed 07.05.22).

11. Filicheva, T. B. Osobennosti formirovanija rechi u detej doshkol'nogo vozrasta [Ministry of Education of the Russian Federation. Bank of documents]. Moscow: Prosveshhenie, 1989. 223 p.

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Е.В. Хмелькова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры дефектологии, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, e-mail: usr11824@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-2966-9878.

Е.Р. Голубева, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, e-mail: stud111459@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0002-1463-6857.

С.М. Смышляева, студент, ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет, г. Киров, Россия, e-mail: stud115206@vyatsu.ru, ORCID: 0000-0003-1753-4570. INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

E.V. Khmelkova, Ph. D. in Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Defectology, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: usr11824@vyatsu.r, ORCID: 0000-0003-2966-9878.

E.R. Golubeva, Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud111459@vyatsu.ru, ORCID: 0000-00021463-6857.

S.M. Smyshlyaeva, Student, Vyatka State University, Kirov, Russia, e-mail: stud115206@vyatsu.ru, ORCID: 00000003-1753-4570.

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 4 (56) 2022_2542-U291

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.