Научная статья на тему 'Теоретические проблемы изучения мировоззренческой модели'

Теоретические проблемы изучения мировоззренческой модели Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
438
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МИРОВОЗЗРЕНИЕ / МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / РЕФЛЕКТИВНОЕ И ВАЛЮАТИВНОЕ ЗНАНИЕ / ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / УБЕЖДЕНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Яблокова Наталия Игоревна

В статье раскрывается понятие «мировоззренческая модель», рассматривается соотношение этого понятия с понятием «мировоззрение». Автор акцентирует внимание на целом ряде теоретических проблем, связанных, в частности, с разработкой структуры мировоззренческой модели, обосновывает необходимость выделения в ней рационально-понятийного, образно-эмоционального и мотивационно-целевого уровней. В работе уточняются и сущностные характеристики базисных мировоззренческих моделей, социально приемлемых для современного российского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL PROBLEMS OF STUDYING OF WORLDVIEW MODEL

In article reveals concept of «worldview model», is being considered relation of this concept with concept of «worldview». Author focuses attention on a number of theoretical problems, related, in particular, with working out of structure of worldview model, justifies needing of separation in it rational-conceptual, figurative-emotional and motivational-target levels. In work clarify and essential characteristics of basic worldview models, socially acceptable for modern Russian society.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы изучения мировоззренческой модели»

Социально-политические науки

2'2017

4. ФИЛОСОФИЯ И ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА

4.1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

Яблокова Наталия Игоревна, доктор философских наук, профессор, профессор кафедры философии Место работы: ФГБОУ ВО МГТУ «СТАНКИН»

filosofya@mail.ru

Аннотация: в статье раскрывается понятие «мировоззренческая модель», рассматривается соотношение этого понятия с понятием «мировоззрение». Автор акцентирует внимание на целом ряде теоретических проблем, связанных, в частности, с разработкой структуры мировоззренческой модели, обосновывает необходимость выделения в ней рационально-понятийного, образно-эмоционального и мотивационно-целевого уровней. В работе уточняются и сущностные характеристики базисных мировоззренческих моделей, социально приемлемых для современного российского общества.

Ключевые слова: мировоззрение; мировоззренческая модель; рефлективное и валюативное знание; ценностные ориентации; убеждения.

THEORETICAL PROBLEMS OF STUDYING OF WORLDVIEW MODEL

Yablokova Natalia I., doctor of philosophical sciences, professor, professor of chair of philosophy Place of employment: FSBEI HE MSTU «STANKIN»

filosofya@mail.ru

Abstract: in article reveals concept of «worldview model», is being considered relation of this concept with concept of «worldview». Author focuses attention on a number of theoretical problems, related, in particular, with working out of structure of worldview model, justifies needing of separation in it rational-conceptual, figurative-emotional and motivational-target levels. In work clarify and essential characteristics of basic worldview models, socially acceptable for modern Russian society.

Keywords: worldview; worldview model; reflective and valyuative knowledge; value orientations; persuasion.

Мировоззрение представляет собой совокупность взглядов на мир в целом, общество, сознание и познание, на отдельные процессы в мире, на сущность и место человека в мире. Как отмечает В. В. Миронов, «мировоззрение является системой взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру» [4, с.3]. Базисная структура мировоззрения включает знания о мире в целом (взятые и в ракурсе их рефлективности, и с точки зрения ценностного восприятия этого мира). Мировоззрение строится как на логико-понятийной основе (миропонимание), так и включает в себя образные представления, эмоциональную составляющую (образно-эмоциональный компонент, выражающийся в понятии мироощущения как «переживании» мира). К этому следует добавить и волевой аспект, так как мировоззрение выражает готовность действовать в соответствии с установками и ценностными ориентациями личности (социальной группы).

Мировоззрение включает в себя взгляды, свойственные определенной эпохе, соответствующим стратам, классам, сословиям, этническим, профессиональным, возрастным и другим группам, а также имеет и индивидуальные черты, выступая одной из форм саморефлексии человека.

Мировоззрение принадлежит к числу важнейших феноменов духовного мира человека и общества. Оно характеризуется акцентированием внимания на сущностных аспектах бытия, представляя картину мироздания в целом. Следует особо подчеркнуть, что мировоззрение определяет содержание направленности личности, в соответствии с которой у нее складывается представление о смысле и цели своей жизни.

Мировоззренческая модель (лат. modulus - мера) -это абстрактный объект, идеальный конструкт («идеальный тип», по М. Веберу), содержанием которого выступают сущностные черты того или иного типа мировоззрения. Данная модель выполняет двоякую функцию: с одной стороны, она отражает типичные черты мировоззрения людей конкретной эпохи, общества, социальной группы, хотя при этом такая модель не тождественна реальному мировоззрению конкретных людей, она, тем не менее, при корректной ее формулировке находится с ним в отношении соответствия, в сжатом виде воспроизводя его типические черты. С другой стороны, мировоззренческая модель может выступать некоей идеальной моделью (идеальным типом), раскрывающей содержание мировоззрения в аспекте его желательных характеристик, характеристик, социально-приемлемых для конкретного общества.

Мировоззренческая модель имеет свою структуру, содержанием которой выступают сущностные черты определенного типа мировоззрения. Отметим, что помимо такого статического рассмотрения мировоззренческой модели, последняя может быть раскрыта и в динамике (как в функциональной, так и исторической).

Важность построения мировоззренческих моделей обусловлена тем, что процесс формирования мировоззрения находится как под влиянием стихийных факторов, так и планомерного воздействия со стороны определенных субъектов (например, институтов социализации, политических, религиозных институтов и пр.). Под давлением и первых, и вторых могут быть сформированы социально неприемлемые мировоззренческие модели, ставящие под угрозу нормальную

Яблокова Н. И.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

жизнедеятельность общества и отдельной личности. Поэтому возникает проблема смоделировать возможные отрицательные воздействия на мировоззрение людей со стороны негативных факторов с целью разработки мер по недопущению распространения их влияния на данное мировоззрение и разработать те мировоззренческие модели, которые при их разнообразии не выходят за рамки правового поля, не противоречат базовым общечеловеческим ценностям, способствуют развитию общества и самой личности. При этом формируемые социально поощряемые модели должны быть восприняты отдельной личностью, «пропущены» через ее сознание.

При отсутствии официально признанной идеологии российское общество методом «проб и ошибок» только «прощупывает» возможные объединяющие идеи и ценности, способные привести к формированию базовых мировоззренческих моделей наших граждан. Между тем, уже сейчас встает задача сформировать целостную, непротиворечивую мировоззренческую модель личности, которая давала бы возможность последней противостоять действию факторов, способных негативно повлиять на ее мировоззрение. А таких факторов в последнее время обнаружилось весьма много. Это и втягивание молодежи в террористические организации, различного рода сомнительные религиозные секты, Интернет-сообщества типа сообщества самоубийц и пр.). Хотя, речь идет, безусловно, не только о негативном влиянии названных факторов на мировоззрение молодежи, но и на людей зрелых возрастов.

Мировоззренческая модель всегда базируется на определенном типе (некоторые авторы употребляют в связи с этим понятие «форма» [4, с.4]) мировоззрения; философский и религиозный типы - наиболее распространенные в современном мире. Если основу религиозного типа мировоззрения составляет религиозная вера, то философское мировоззрение определяют как рационализированное, теоретически сформулированное, отражающее мир и самого человека на уровне предельных оснований их бытия с позиций концептуально-понятийного сознания («наиболее систематизированное, максимально рационализированное мировоззрение своей эпохи» [7, с.137]).

Деление мировоззрения на типы может быть весьма условным. Например, мировоззрение, базирующееся на религиозной философии, может быть отнесено и к философскому, и религиозному. Кроме того, в воззрениях на материальный мир человек может исходить из принципов нерелигиозной философии, а в системе ценностных ориентаций содержать религиозные принципы. Это отчетливо видно на примере мировоззрения ряда выдающихся физиков, которые при изучении основ материального мира выступали как ученые, но в тоже время в метафизических построениях исходили из религиозной картины мира (И. Ньютон, М. Фарадей, Дж. П. Джоуль. Дж. Томсон и др.).

Уже отмечено, что в качестве субъектов и носителей мировоззрения выступают не только отдельные личности, но и различные социальные группы. В числе таких групп могут быть и профессиональные группы, чья деятельность, ее цели и задачи, безусловно, накладывают свой отпечаток на содержательное наполнение мировоззренческих моделей. Мировоззренческая профессиональная модель отличается своей спецификой, которая задана той деятельностью, в которой участвует данная группа.

Мировоззренческая модель может быть представлена в разных ракурсах: со стороны структуры, функций, тенденций развития. Остановимся подробнее на структуре мировоззренческой модели. Ее основу составляют следующие уровни:

- рационально-понятийный,

- образно-эмоциональный,

- мотивационно-целевой.

В свою очередь, в содержательном плане рационально-понятийный уровень включает в себя рефлективное и валюативное виды знаний, которые формируют познавательные и ценностно-ориентационные компоненты мировоззренческой модели.

Рефлективное знание раскрывает окружающий мир в логике его собственного бытия. Большая часть такого знания формируется наукой и рефлективной философией, одновременно не исключена его выработка искусством, обыденным сознанием и иными формами постижения бытия [10, с.74-79]. Хотя для этих форм выработка такого знания выступает результатом реализации не основной, а побочной функции.

Валюативное знание выявляет значимость тех или иных ценностей для человека, которые затем включаются в мировоззрение конкретных людей и социальных групп. Это весьма важный аспект мировоззренческих знаний: без валюативного знания мировоззрение существовать не может. Например, среди вопросов, на которые отвечает такого рода знание, один из сложнейших мировоззренческих вопросов о смысле жизни. В проблемное поле науки данный вопрос не входит. Наука может только сформулировать научную картину мира, и на этом ее мировоззренческая функция заканчивается (именно в таком смысле рассматривал научное мировоззрение М. Хайдеггер, связывая его с формированием научной картины мира) [9, с.192-221].

Возникает непростой вопрос и о специфике валюативного знания и его соотнесенности с рефлективным знанием. В целом можно поддержать мнение тех философов, которые полагают, что валюативное знание не однородно [5, с.68-125]. В нем, по меньшей мере, скрываются оценочные суждения двух типов: суждения значимости, которые опираются на объективный базис при формулировании оценок, и суждения ценности, выражающие те или иные субъективные предпочтения. Именно валюативное знание, особенно в суждениях ценности, в мировоззренческой модели подчеркивает личностный смысл полученного знания. Данный смысл - результат взаимодействия многих составляющих: жизненного опыта самого субъекта, целенаправленного воздействия на него со стороны институтов социализации, идеологии, профессионального сообщества и пр. Нельзя не учитывать при этом даже наследственную составляющую, а также стихийное воздействие целого ряда иных факторов.

Все перечисленное выше составляет рационально-понятийный уровень в структуре мировоззренческой модели. Образно-эмоциональный уровень ее структуры раскрывается в отношении к полученным знаниям, окружающему миру в целом, выраженному в эмоциях, переживаниях.

На пересечении рационально-понятийного и образно-эмоционального уровней структуры мировоззренческой модели можно поместить убеждения. Убеждения в данном случае - это не просто система ценностных и рефлективных суждений (определенная интеллектуальная позиция), а психологическое состояние уверенности в их правильности (истинности), то есть признание и

Социально-политические науки

2 '2017

непосредственное переживание их истинности. Кроме того, через убеждения осуществляется взаимосвязь понятийного уровня мировоззрения с практической его реализацией через мотивационно-целевой уровень. Вряд ли можно согласиться с мнением, что «лишь тогда, когда знания становятся убеждениями, они становятся элементом мировоззрения (поэтому зачастую мировоззрение определяют как совокупность убеждений личности)» [1, с.653-658]'. Мировоззрение включает в себя все знания, которые носитель этого мировоззрения может воспринимать как истинные или ложные, либо он вообще не производит оценку с точки зрения их истинности или ложности.

Знания автоматически не приводят к формированию убеждений. Именно личный опыт порождает у человека определенные чувства и переживания, отношение к окружающему [6, с.375-376]. В связи с этим на психологическом уровне формируется особое качество личности - убежденность. Убежденность рождается на базе рефлективных и валюативных знаний, когда эти знания соотносятся с жизненным опытом человека.

Наконец, выделяется и мотивационно-целевой уровень мировоззренческой модели, в котором полученные знания и сформированные убеждения обусловливают мотивы поведения и деятельности конкретной личности (социальной группы). Базисные основы деятельности заключены в системе потребностей индивида (социальной группы, общества в целом), которые (хотя и в определенных пределах), перечисленные субъекты могут ранжировать. Безусловно, с витальными потребностями это сделать сложнее, но в отношении иных потребностей возможностей их ранжирования значительно больше. Мотив, в свою очередь, детерминирован потребностями и интересами, которые выступают как основания деятельности и поведения людей; он представляет собой побуждение к действию для удовлетворения какой-либо потребности человека. Мотив, таким образом, выполняет побудительные и направляющие функции.

Внутренняя мотивация личности обусловлена ее диспозициями, ценностными ориентациями и пр. В своей повседневной жизни личность может быть нацелена либо на высшие ценностные ориентации, либо на ситуационные установки. Об этом в свое время писал Д. Н. Узнадзе, который выделял две группы факторов, обусловливающих мотивацию поведения индивида:

во-первых, систему установок, которая ориентирована на ситуацию и фактически ею определяется;

во-вторых, высшие ценности, предопределяющие базисные установки индивида. Индивид либо ориентируется на ситуацию и им руководят установки низшего уровня, либо на высшие ценности [8].

На наш взгляд, не совсем корректно относить все составляющие поведения и деятельности людей к действенно-практическому компоненту их мировоззрения [3]. Получается, что и, собственно, практические действия людей также относятся к мировоззрению. Дея-тельностный аспект здесь может быть представлен только мотивационно-целевым блоком, то есть блоком, в котором формулируются целепостановка, программы деятельности.

Важно подчеркнуть, что, собственно, специфика мировоззренческой модели не столько в ее структуре, сколько в содержательном наполнении этой структуры, включающем содержательные компоненты, свойственные исторической эпохе, конкретному обществу,

тем или иным социальным группам и пр. При этом общие черты мировоззрения, например, свойственные определенной эпохе, проявляются через индивидуальные особенности носителя этого мировоззрения.

Вопрос о формировании базовых социально приемлемых для российского общества моделей мировоззрения - один из насущных. Несмотря на то, что в Российской Федерации, в соответствии с ее Конституцией, отсутствует государственная или обязательная идеология1 [2], это вовсе не означает, что граждане России не нуждаются в четких, выверенных, официально принятых нормах и ценностных ориентациях, составляющих базисную часть их мировоззрения. Представляется, что, несмотря на идеологические и прочие расхождения в обществе в базисных мировоззренческих моделях (в их аксиологической части), должны присутствовать идеи государственности, обеспечения национальных приоритетов, важности соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Государственно-патриотическая идеология именно благодаря своему патриотическому ядру способна глубоко воздействовать на эмоционально-образный уровень мировоззрения.

В целом можно сделать вывод, что в основу ценностных ориентаций базовых мировоззренческих моделей российского общества должны быть положены идеалы государственно-патриотической идеологии, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, которые в дальнейшем выступят в качестве мотивационного фактора поведения и деятельности россиян. Кроме того, в данные идеальные мировоззренческие модели следует включить и определенные моральные качества личности, которые отвечают общечеловеческим нормам морали, а также традиционным ценностям российского общества. К морально-этическим ценностям, значимым в мировоззренческой модели российского общества, относятся: патриотизм, долг, честь, достоинство, ответственность, уважение закона и пр.

Формируя идеальные мировоззренческие модели, следует помнить, что в условиях целенаправленного и (или) стихийного воздействия на индивида, он действует как самостоятельная свободная личность, обладающая правом выбора. Именно в этом моменте огромную роль играют его убеждения. Однако требуются дальнейшие шаги по реализации убеждений на практике. Именно в повседневной жизни проявляется функционирование мировоззренческой модели: от знаний к убеждениям и к практической реализации.

Предложенную мировоззренческую модель, включающую рационально-понятийный (рефлективное и ва-люативное знания), эмоционально-образный и моти-вационно-целевой уровни, можно рассматривать как перспективный проект по формированию определенного типа мировоззрения. При этом важно выделить те факторы, которые действуют на формирование и функционирование данной модели. Их можно подразделить на внешние и внутренние.

К числу внешних относятся: исторические, экономические, социальные, политические и пр. условия, которые выступают не просто конкретным фоном, в котором развертывается мировоззрение, но действенными факторами, его формирующими. Так, существует целый ряд негативных явлений социальной действительности, способных оказывать негативное влияние

1 «Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной» (п. 2 ст. 13 Конституции Российской Федерации).

Яблокова Н. И.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ МИРОВОЗЗРЕНЧЕСКОЙ МОДЕЛИ

на мировоззрение индивида: коррупция, наркомания, пьянство и пр. В связи с этим особое место при формировании и функционировании мировоззренческой модели должны занимать меры, направленные на противодействие указанным явлениям.

Не меньшее значение имеют и внутренние факторы, которые преломляют влияние социальной среды на формирование мировоззрения индивида. Полученные знания должны превратиться в убеждения и выступать действенной основой всей его дальнейшей деятельности.

Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 95%.

Список литературы:

1. Абдулгалимов Р. М., Кафаров Т. Э. Модель профессионального мировоззрения специалиста медицинского профиля: основные контуры //Фундаментальные исследования. - 2013. - №10 (часть 3). - С.653-658.

2. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993, с учетом поправок,

внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 №6-ФКЗ и от 30.12.2008 №7-ФКЗ) //Российская газета (федеральный выпуск). - 21.01.2009; Консультант Плюс (дата обращения: 03.03.2017).

3. Мировоззрение //Web-ресурс: //http: //ru.wikipedia.org/wiki/ %CC% E8% F0% EE% E2% EE% E7% E7% F0% E5%ED% E8% E5 (дата обращения 03.03.2017).

4. Миронов В. В. Философия. - М.: Проспект, 2016. - 240 с.

5. Момджян К. Х Социальная философия. Деятельност-ный подход к анализу человека, общества, истории. Часть 1. - М.: Издательство Московского университета, 2013. - С.68-125.

6. Психологический словарь /Под ред. В.В.Давыдова, А. В. Запорожца, Б. Ф.Ломова. - М.: Педагогика, 1983. - С.375-376.

7. Соколов В. В. Философия в исторической перспективе //Вопросы философии. - 1995. - №2. - С.134-147.

8. Узнадзе Д. Н. Психологические исследования. - М.: Наука, 1966. - 452 с.

9. Хайдеггер М. Письмо о гуманизме //Время и бытие: Статьи и выступления /Сост., пер., вст. ст., комм. и указ. В. В. Бибихина. - М.: Республика, 1993. - C.192-221.

10. Хмелевская С. А., Яблокова Н. И. Система форм постижения бытия в контексте современной культуры //Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Философские науки». - 2013. - №2. - С.74-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.