Научная статья на тему 'Теоретические проблемы изучения миграций птиц'

Теоретические проблемы изучения миграций птиц Текст научной статьи по специальности «Биологические науки»

CC BY
1169
225
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по биологическим наукам, автор научной работы — Кумари Эрик Вольдемарович

Второе издание. Первая публикация: Кумари Э.В. 1975. Теоретические проблемы изучения миграций птиц // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 1: 11-14.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические проблемы изучения миграций птиц»

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1021: 2103-2107

Теоретические проблемы изучения миграций птиц

Э.В.Кумари

Второе издание. Первая публикация в 1975*

Научная проблема «миграции птиц» на современном уровне является сложной комплексной проблемой. Если мы эту проблему разбиваем на несколько аспектов, то лишь по причине методического удобства. Вряд ли в настоящее время найдётся специалист по миграциям птиц, который в равной мере знаком со всеми аспектами этой многосторонней проблемы. Комплексное изучение миграций птиц требует коллектива исследователей.

Экологические аспекты, пожалуй, наиболее обширны и наиболее изучены. Разделение птиц на перелётных, кочующих и оседлых, разделение перелётных птиц на мигрирующих днём и ночью, их «перелёт» и «пролёт», миграции раздельно по полу и возрасту и другие вопросы свыше двух столетий привлекают внимание орнитологов. Определение места перелётов в годовом цикле жизни птиц стало возможным только после применения данных кольцевания для выяснения миграционного поведения различных географических популяций одного вида птиц.

Различия в миграционном поведении популяций одного вида вы являются в «путях пролёта», времени прилёта и отлёта самцов и самок, старых и молодых птиц. Осенняя миграция является первым, а весенняя миграция вторым этапом в годовом перемещении перелётной птицы.

Обширная проблема — миграции и ландшафт. Влияние на перелёт обширных равнин, больших лесных массивов, горных хребтов, морского побережья, просторов океанических вод — вот комплекс ландшафтных факторов миграций, «экологического русла» их перемещений. С ландшафтными влияниями тесно связаны мигрирующие днём мелкие воробьиные птицы, которые пролетают низко над землёй. Гораздо менее зависят от них ночью и высоко мигрирующие птицы.

Другой важный экологический фактор — метеорологические (погодные) условия. Понижение и повышение температуры воздуха, влияние температурных условий на миграции изучается давно. Зимовка в северных широтах многих перелётных птиц, даже в суровые зимы,

* Кумари Э.В. 1975. Теоретические проблемы изучения миграций птиц // Материалы Всесоюз. конф. по миграциям птиц. М., 1: 11-14.

указывает на то, что температурные условия в миграциях всё же не следует переоценивать.

Весьма сложный вопрос — влияние ветра на миграции. В общем, птицы предпочитают летать против ветра и поступают так всегда в приземных слоях воздуха. Это приводит даже к тому, что изменение направления ветра побуждает птиц изменять своё «нормальное» направление полёта в данный сезон года (так называемый обратный перелёт). В высоких же слоях воздуха (свыше километра от земной поверхности) птицы пролетают с попутным ветром. «Миграционный дрейф», при котором многие азиатские птицы заносятся в Западную Европу и североамериканские птицы — на Британские острова, всегда совершается с попутным ветром. Движение циклонов и антициклонов и связанные с ними условия ветра играют в формировании миграций значительную роль.

Перелётные птицы летают со скоростью, редко превышающей 60 -70 км/ч и на высоте, редко превышающей 0.5-1 км. Современные радарные наблюдения свидетельствуют о полёте некоторых перелётных видов птиц и на гораздо больших высотах.

Экологические причины играют важную роль в инвазиях птиц — как растительноядных (например, сибирская ореховка Nucifraga cary-ocatactes macrochynchos), так и плотоядных (например, белая сова Nyc-tea scandiaca). Некоторые из них (например, свиристель Bombycilla garrulus) являются как бы промежуточными звеньями между инвазионными и настоящими перелётными птицами, совершающими налёты почти ежегодно, но с разной интенсивностью.

Зоогеографические аспекты. Миграции птиц с зоогеографиче-ской точки зрения освещались М.А.Мензбиром (1934) и в настоящее время Э.В.Кумари (1957, 1959). Перелётные птицы являются ди- или полиареальными животными, их сезонное размещение представляет большой зоогеографический интерес. Необходимо различать понятия «перелёт» (миграция) и «пролёт» (транзит).

Теории авторов прошлого века (Пальмен, Мензбир) о пролётных путях в настоящее время не соответствуют действительности. В природе преобладающей формой перелёта является миграция широким фронтом, а в ряде местностей с соответствующими природными условиями (морское побережье, долины рек и т.д.) широкий фронт переходит на пролёт вдоль направляющих линий (т.е. топографических образований ландшафта), которые как бы «направляют» птиц. В редких случаях птицы летят узким фронтом (классический пример: белый аист Ciconia ciconia), не связанным с ландшафтными формами. У некоторых видов встречается промежуточный перелёт: перед отлётом на зимовку птицы проводят ранне-осеннее время в промежуточных областях (например, прибалтийские скворцы Sturnus vulgaris в Северной Польше и ГДР).

В весенней миграции многих видов птиц наблюдаются отклонения от обычной нормы: в затяжные холодные вёсны некоторые особи северных видов оседают на гнездование в более южных широтах (укорачивание весенней миграции). В ранние и тёплые вёсны, наоборот, некоторые особи более южных видов залетают за границы своих обычных ареалов и начинают гнездиться в более северных широтах (удлинение весенней миграции). Такие изменения в миграциях приводят к изменению границ ареалов видов птиц и дают начало расселению птиц в северном или южном направлениях (в фауне птиц Европы расселение на юг среднего кроншнепа Numenius phaeopus, золотистой ржанки Pluvialis apricaria, расселение на север тростниковой камышевки Acro-cephalus scirpaceus, канареечного вьюрка Serinus serinus, ремеза Remiz pendulinus). Первыми обычно расселяются холостые самцы, в большинстве молодые птицы.

В своё время А.Я.Тугаринов предполагал существование так называемых исторических путей пролёта (водоплавающие птицы над пустынями, птицы открытого ландшафта над лесами и т.д.). Беломорско -Балтийский пролётный путь также считался «историческим» путём. Новые исследования противоречат этой теории.

Физиологические аспекты. Поведение перелётной птицы во время миграционного сезона называется миграционной диспозицией (перелётным состоянием). Миграционная диспозиция зависит от взаимодействия внешних (экологических) и внутренних (физиологических) стимулов на организм птицы. Перелётную энергию птица заимствует из жира, накопленного в теле вследствие интенсивного питания. Как показал В.Р.Дольник, мелкие воробьиные птицы накапливают «миграционный жир» в течение удивительно короткого времени, и волнообразный пролёт зябликов в Рыбачьем зависит прежде всего от чередования волн неравным образом упитанных птиц (жирные птицы стремятся лететь дальше, тощие птицы хотят опускаться на кормёжку).

В течение последних 50 лет проведено много опытов по изучению перелётного беспокойства, наблюдаемого в миграционный сезон у перелётных птиц, содержащихся в неволе. Продолжительность светового дня играет значительную роль в созревании миграционной диспозиции. Органы внутренней секреции (гипофиз — гипоталамус, гонады) реагируют на изменения внешней среды и оказываются агентами, меняющими перелётное состояние. Эндогенная годовая периодичность в жизни перелётных птиц в последние годы много изучается как у нас (в частности, на Биологической станции Зоологического института АН СССР в Рыбачьем), так и за границей.

Обычно считают, что миграция и линька являются взаимоисключающими процессами, однако имеются и птицы, которые в некоторых случаях могут линять в ходе миграции.

Зимняя спячка у птиц фактически отсутствует, хотя имеется указание на находку зимнеспящего козодоя (Phalaenoptilus nuUaШi) в пещерах юга Северной Америки. Глубокое оцепенение палеарктических видов птиц (козодоя Caprimulgus europaeus, чёрного стрижа Apus apus, ласточек) при наступлении неподходящих погодных условий является обычным явлением.

Этологические аспекты. Среди этологических аспектов изучения миграций птиц наиболее интересной и нерешённой проблемой является способность к ориентации. В настоящее время различается способность выбрать направление (компасная ориентация), которое свойственно молодым птицам, и способность найти цель (навигация). Многочисленные опыты по дальним транспортировкам перелётных птиц и их способности возвращаться домой (хоминг), как и опыты в так называемых клетках Крамера ещё не могут удовлетворительно объяснить механизмы ориентации.

Имеется ряд гипотез, наиболее существенные из них: ориентация с использованием небесных светил (солнце, звёздное небо), магнитного поля Земли, сил Кориолиса. Старые птицы, вероятно, ориентируются и по памяти местности (ландшафтных ориентиров). Теория солнечного свода Мэтьюса и концепция карты-компаса Крамера в настоящее время являются широко распространёнными гипотезами. Во всех этих случаях птицы, как и другие живые существа, должны располагать «внутренними часами» и корригировать временем в течение суток.

Проблема происхождения перелётов. В то время, как почти все остальные аспекты изучения проблем миграций птиц дают возможность контролировать теории и гипотезы наблюдениями и экспериментами, проблема происхождения перелётов лишена такого конт -роля. В общем предполагают, что перелёты птиц Палеарктики старше четвертичного оледенения, что они могут происходить даже с третичного периода. Причинами возникновения миграций считают похолодание климата (ледниковые периоды) и отсутствие корма зимой.

Весьма распространённым является мнение, что современные «пути перелёта» являются путями расселения вида в прошлом (Уоллес, Вейсман, Мензбир). Принимая во внимание возникновение новых «путей» буквально на наших глазах (при осушении болот, образовании водохранилищ, вырубке лесов), последняя гипотеза представляется весьма правдоподобной.

Миграции птиц поставляют также интересный материал для преобразования вида в процессе эволюции (расхождение признаков под-видовых групп — популяций — оседлых и перелётных).

Технические и методические вопросы изучения перелётов включают: 1) орнитофенологические наблюдения на службе изучения миграций; 2) визуальные наблюдения и организация наблюдательных

сетей для изучения видимых миграций; 3) «лунные наблюдения» за ночными миграциями с регистрацией силуэтов птиц, пересекающий лунный диск; 4) регистрация перелётных криков; 5) наблюдения при помощи радара; 6) кольцевание обычными кольцами, мечение цветными кольцами и окрашиванием оперения; 7) отлов птиц (различные типы ловушек: гельголандские и большие рыбачинские ловушки, паутинные сети, ракетные сети и пр.); 8) центры кольцевания (организация работы метчиков, хранение и обработка данных, атласы возвратов, аналитические сводки); 9) международное сотрудничество.

ISSN 0869-4362

Русский орнитологический журнал 2014, Том 23, Экспресс-выпуск 1021: 2107-2108

Результаты изучения послебрачной линьки воробьиных птиц на Кольском полуострове

А.Р.Гагинская

Второе издание. Первая публикация в 1988*

Изучение послебрачной линьки у воробьиных птиц по принятой в Ленинградском университете методике (Носков, Гагинская 1972) проводилось в долине реки Курги и окрестностях озера Ефим в Мурманской области (68° с.ш., 36° в.д.) в течение периодов с 15-20 июля по 20 августа в 1977, 1985, 1986 и 1987 годах.

Материал содержит описания 178 особей восьми фоновых для района исследований видов птиц: жёлтой Motacilla flava и белой M. alba трясогузок, белобровика Turdus iliacus, веснички Phylloscopus trochi-lus, сибирской гаички Parus cinctus, камышовой овсянки Emberiza schoeniclus, юрка Fringilla montifringilla и чечётки Acanthis flammea.

По пересчётным данным, послебрачная линька начинается у воробьиных в районе наблюдений в последних числах июня — начале июля. Первыми приступают к замене оперения виды, гнездящиеся относительно рано: белая и жёлтая трясогузки, камышовая овсянка, сибирская гаичка. Эти виды имеют, как правило, один выводок за сезон, очень короткий период гнездования и низкую способность к восстановлению утраченных кладок. При неблагоприятных погодных условиях, препятствующих успешному размножению, резко сокращается количество вылетевших молодых птиц, но репродуктивный период у этих птиц

* Гагинская А.Р. 1988. Результаты изучения послебрачной линьки воробьиных птиц на Кольском полуострове // Тез. док. 12-й Прибалт. орнитол. конф. Вильнюс: 50-51.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.