Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник науки
Ключевые слова
замещающая семья / детско-родительские конфликты / восстановительный подход / восстановительная медиация / круги сообществ / семейная конференция / substitute family / child-parent conflicts / restorative approach / restorative mediation / community circles / family conference

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Богданова Л.В.

В статье рассматриваются проблемы профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов в системе сопровождения Детского благотворительного фонда «Счастливые дети» г. Красноярска. Представлена действующая система сопровождения приемных семей и возможности применения восстановительного подхода для профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов в системе сопровождения замещающих семей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Богданова Л.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BACKGROUND OF APPLICATION RESTORATIVE APPROACH FOR PREVENTION AND SETTLEMENT OF CHILD-PARENT CONFLICTS WHEN ACCOMPANIED BY SUBSTITUTE FAMILIES

The article deals with the problems of prevention and settlement of child-parent conflicts in the support system of the Children's Charity Fund "Happy Children" in Krasnoyarsk. The current system of support for foster families and the possibility of using a restorative approach for the prevention and resolution of child-parent conflicts in the system of support for substitute families are presented.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ»

УДК 376.6

Богданова Л.В.

куратор программы Школа приемных родителей детского благотворительного фонда «Счастливые дети» Сибирский федеральный университет (г. Красноярск, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРИМЕНЕНИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНОГО ПОДХОДА ДЛЯ ПРОФИЛАКТИКИ И УРЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ ПРИ СОПРОВОЖДЕНИИ ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЕЙ

Аннотация: в статье рассматриваются проблемы профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов в системе сопровождения Детского благотворительного фонда «Счастливые дети» г. Красноярска. Представлена действующая система сопровождения приемных семей и возможности применения восстановительного подхода для профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов в системе сопровождения замещающих семей.

Ключевые слова: замещающая семья, детско-родительские конфликты, восстановительный подход, восстановительная медиация, круги сообществ, семейная конференция.

В любой семье периодически возникают детско-родительские конфликты. Такие конфликты в замещающих семьях помимо деструктивных последствий, могут привести к отказу родителей от приемных детей. Вследствие этого дети перестают доверять взрослым, у них прогрессируют проблемы с привязанностью к близким людям, происходит разочарование в институте семьи.

Становится актуальным применение современных технологий для эффективной профилактики и разрешения детско-родительских конфликтов в

замещающих семьях и предотвращения их деструктивных последствий, включая вторичное сиротство.

Актуальность применения «инструментов медиации для разрешения потенциальных конфликтов в детской среде в рамках образовательного процесса, а также при осуществлении деятельности других организаций, работающих с детьми» определяется «Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р, «Концепцией развития системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на период до 2020 года», утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.03.2017 N 520-р, в качестве своих ключевых задач, предусматривающую в том числе: -укрепление института семьи,

-защиту прав несовершеннолетних, создание условий для формирования достойной жизненной перспективы,

-совершенствование имеющихся и внедрение новых технологий и методов профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе расширение практики применения технологий восстановительного подхода с учетом эффективной практики субъектов Российской Федерации, а также, в рамках развития единой образовательной (воспитывающей) среды предполагающей «обеспечение организационно-методической поддержки развития служб медиации в образовательных организациях», и «совершенствование системы взаимодействия с родителями по вопросам профилактики асоциального поведения обучающихся».

В ходе парламентских слушаний на тему: «Использование медиации и медиативных технологий в социально-значимых сферах (восстановительная и семейная медиация)», которые состоялись в Государственной Думе 13 апреля 2023 года было отмечено, что «службы семейной медиации помогают в решении многих вопросов, например, определения места жительства детей после развода родителей или восстановление детско-родительских отношений», что тоже

подтверждает актуальность применения восстановительного подхода для разрешения детско-родительских конфликтов.

Детский благотворительный фонд «Счастливые дети» 10 лет занимается сопровождением замещающих семей и 6 лет обучением кандидатов, желающих взять ребенка, оставшегося без попечения родителей на семейные формы устройства. Эти функции были делегированы фонду Министерством образования Красноярского края.

Фонд осуществляет обучение кандидатов и сопровождение замещающих семей на основе государственных стандартов, в которых не описан механизм применения восстановительного подхода.

Восстановительный подход - это системный подход к решению конфликтных ситуаций, который предусматривает восстановление, нарушенного вследствие конфликта, социально-психологического состояния, связей и отношений в жизни его участников и их социального окружения [9].

Родители, дети, в том числе и приемные - субъекты учебно-воспитательного процесса. Проблема в том, что сопровождение замещающей семьи - это история межведомственного взаимодействия, в которой ведущую роль играет административно-экспертный подход. И если восстановительные технологии активно внедряются в систему образования, то в социальной сфере носят точечный, не системный характер.

Анализ источников по проблематике использования восстановительного подхода при работе с конфликтами в замещающих семьях позволил выявить следующие проблемные поля:

- возросла потребность в применении технологий мирного урегулирования конфликтов и налаживания детско-родительских отношений, но в работе социальных служб, сопровождающих замещающие семьи преобладает административно-экспертный подход,

актуально применение восстановительной медиации для профилактики и урегулирования конфликтов в замещающих семьях, но недостаточно

профессионально подготовлены специалисты, работающие с замещающими семьями, в этой области,

- существуют результативные практики применения восстановительного подхода для профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов в замещающих семьях, но недостаточно разработаны организационно педагогические и социально-психологические условия их использования при сопровождении замещающих семей.

Детско-родительские конфликты - одна из самых распространенных категорий семейных конфликтов. Данный вид конфликта присутствует даже в благополучных семьях и представляет собой противоречия в отношениях между детьми и родителями [3].

В результате анкетирования замещающих родителей, находящихся на сопровождении, специалистами фонда было выявлено, что в 72 % семей присутствуют конфликты, 19% отметили отсутствие конфликтов, 9% затруднились ответить на этот вопрос. Работа специалистов фонда в этом направлении основывается на психолого-педагогическом консультировании и просветительских мероприятиях для повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния.

Детско-родительские конфликты отражают нарушение межличностных отношений, наличие асоциальных установок в воспитании. Восстановительный подход в большинстве случаев позволяет восстановить гармоничные детско-родительские отношения.

По опросам специалистов фонда, были выявлены отличия традиционных методов профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов и применением восстановительного подхода.

Таблица 1. Отличия традиционных методов профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов и с использованием восстановительного подхода.

Традиционные методы Восстановительный подход

Проблемы в семье - аномальное явление, основанное на недостатках родителей. Семьи не хотят огласки конфликтных ситуаций. Семье обозначают проблемы, которые волнуют школу (государство). Состязательный характер отношения сторон. Главное - выявить кто виноват. Проблемы в семье - возможность получения нового социального опыта. Установление доверительных отношений, рассказ о том, как можно преодолеть трудности. Семья определяется по наличию потенциала для положительных изменений. Члены семьи сами анализируют ситуацию и формулируют проблемы. Проблема решается через диалог и договор. Акцент на будущие отношения.

Ребенок и семья находятся в стороне от решения своей проблемы. Заказчик изменений - представители государства (школа, органы опеки и т.п.). Ответственность семьи за решения конфликта определяется санкциями и наказаниями. Социальное окружение не участвует в решении проблем семьи. Заказчик позитивных изменений сама семья. Семья принимает ответственность за исправление ситуации. Семья укрепляется в результате собственных действий по восстановлению отношений. Социальное окружение участвует в программе поддержки семьи.

Какие же условия необходимы в системе сопровождения замещающих семей, чтобы применять для профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов восстановительный подход?

Положительном опыт применения восстановительного подхода для профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов в замещающих семьях представлен в работах Л.М. Карнозовой, Р.Р.Максудова А.Ю. Коновалова, Е.В Белоноговой, Ю.А. Пучкиной, В.А.Рождественской , Т.А Стукачёвой .

На основе изучения этого опыта можно выделить три наиболее эффективные формы реализации восстановительного подхода для урегулирования семейных конфликтов: восстановительная медиация, семейная конференция, круг сообщества.

Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») — программа, в ходе которой конфликтующие стороны встречаются для диалога. Задача ведущего (медиатора) создать условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения конфликта.

Круг сообщества — программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, например в ситуациях исключения из группы, межэтнической неприязни и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить общие цели, ценностные представления с учетом культурных ориентиров.

Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) активизирует ресурс для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения, обеспечивает меры по восстановлению безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи [8].

В фонде «Счастливые дети» началась разработка дорожной карты, которая будет решать следующие задачи:

проанализировать особенности и факторы детско-родительских конфликтов в замещающих семьях и возможности для их профилактики и урегулирования восстановительной медиации,

изучить доступный опыт применения восстановительной медиации в практике сопровождения замещающих семей для профилактики и урегулирования детско-родительских конфликтов,

организовать обучение сотрудников методам восстановительной медиации: круги сообществ, семейная медиация, семейная конференция,

внедрить в практику сопровождения замещающих семей информационные лекция о восстановительной медиации, круги сообществ «Как пройти период адаптации», «Давайте жить дружно» для замещающих родителей («Как разрешать конфликты конструктивно и безопасно»), «Как быть счастливым родителем и не выгорать», тренинг «Понимающие коммуникации» для детей и родителей, информационный блок (лекция, тренинг на основе кейсов, буклет) по проведению семейной конференции и семейной восстановительной медиации для замещающих родителей и специалистов, сопровождающих замещающие семьи,

разработать обучающий модуль, включающий знакомство с технологией восстановительной медиации и тренингов по навыкам понимающей коммуникации для программы подготовки кандидатов в приёмные родители,

сформулировать методические рекомендации для специалистов служб сопровождения замещающих семей по профилактике и урегулированию детско-родительских конфликтов с применением восстановительного подхода.

Выводы: необходимо использовать опыт положительных практик по внедрению восстановительного подхода в систему сопровождения замещающих семей, включая подготовку кандидатов в Школе приемных родителей, в перспективе нужна модель сопровождения замещающих семей и детей-сирот, включающая восстановительный подход.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Белоногова Е.В., Яцута Е.И., Працун Э.В., Мудрец Т.В. Восстановительная семейная конференция в системе комплексного сопровождения семейного устройства детей-сирот / Профессиональное образование в России и за рубежом. Научно-образовательный журнал. - Кемерово: ГБУ ДПО «КРИРПО» - №1 (21), 2016. - С. 171-174;

2. Белоногова Е.В., Н.Г. Прокопьева «Алгоритмы медиативной восстановительной работы территориальной службы примирения по сложным случаям» Журнал Сибирского федерального университета. Гуманитарные и социальные науки. 2020 13 (2), 179-190;

3. Кажарская О.Н., Королёва С.В. ПРОБЛЕМА ПСИХОПРОФИЛАКТИКИ СЕМЕЙНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ КОНФЛИКТОВ // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2021. №8 (58). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/problema-psihoprofilaktiki-semeynyh-detsko-roditelskih-konfliktov (дата обращения: 25.05.2024);

4. Максудов Р. Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. М. : Судебно-правовая реформа, 2012. 256 с;

5. Максудов Р.Р. Восстановительная медиация: идеи и технологии. -М.: Издательство: Институт права и публичной политики, 2009г;

6. «Настольная книга специалиста органов опеки и попечительства». Пособие, составители Семья Г.В., Лашкул М.В.,- М.: АНО Центр развития социальных проектов, 2021г.;

7. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. -М.: Издательство: Генезис, 2006 г. - 368с.;

8. Рождественская В.А. Применение медиативных технологий при работе с замещающими семьями в трудных жизненных ситуациях. Магистерская диссертация. ИППС СФУ, Красноярск, 2021г;

9. Социальная поддержка семей с детьми: межведомственное взаимодействие учреждений системы профилактики социального сиротства (на опыте Кожевниковского района Томской области): Сборник материалов о реализации социального проекта /под ред.: Ю.А. Пучкиной. Томск: Издательство СО РАН, 2016. 98 с;

10. Стандарты восстановительной медиации // Сайт «Школьные службы примирения». URL: http://www.8-926-145-87-01.ra/wpcontent/uploads/2013/ШСтандартьI-восстановительной-медиации.pdf (дата посещения: 25.05.2024);

11. Стукачёва Т.А. Возможности восстановительных программ в разрешении конфликтов в замещающих семьях // Развитие территорий. 2018. №3 (13). URL: https: //cyberleninka. ru/article/n/vozmozhno sti-vosstanovitelnyh-programm-v-razreshenii-konfliktov-v-zameschayuschih-semyah (дата обращения: 25.05.2024)

Bogdanova L.V.

Siberian Federal University (Krasnoyarsk, Russia)

THEORETICAL BACKGROUND OF APPLICATION RESTORATIVE APPROACH FOR PREVENTION AND SETTLEMENT OF CHILD-PARENT CONFLICTS WHEN ACCOMPANIED BY SUBSTITUTE FAMILIES

Abstract: the article deals with the problems of prevention and settlement of child-parent conflicts in the support system of the Children's Charity Fund "Happy Children " in Krasnoyarsk. The current system of support for foster families and the possibility of using a restorative approach for the prevention and resolution of child-parent conflicts in the system of support for substitute families are presented.

Keywords: substitute family, child-parent conflicts, restorative approach, restorative mediation, community circles, family conference.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.