Научная статья на тему 'Возможности восстановительных программ в разрешении конфликтов в замещающих семьях'

Возможности восстановительных программ в разрешении конфликтов в замещающих семьях Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1013
150
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ ПОДХОД / ВОССТАНОВИТЕЛЬНАЯ МЕДИАЦИЯ / ЗАМЕЩАЮЩАЯ СЕМЬЯ / КОНФЛИКТ / СЕМЕЙНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ / КРУГИ СООБЩЕСТВ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Стукачёва Т.А.

Статья имеет выраженный практико-ориентированный характер. Описывается опыт применения восстановительных программ. Дается характеристика восстановительной медиации, семейной конференции, кругов сообщества. Раскрыты особенности протекания конфликтов в замещающей семье. Акцентируется внимание на использовании восстановительных программ в работе с замещающими семьями. Приведены данные мониторинга об эффективности использования восстановительных программ в работе с семейными конфликтами. Обозначены проблемы применения восстановительной медиации. В процессе написания статьи были использованы методы исследования: анализ литературы, наблюдение в ходе проведения восстановительных программ, анализ кейса, анкеты обратной связи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article has a pronounced practice-oriented nature. The experience of application of recovery programs is described. The characteristic of restorative mediation, family conference, community circles is given. The peculiarities of conflict in the substitute family are revealed. The emphasis is placed on the use of rehabilitation programs while working with substitute families. Monitoring data on the effectiveness of the use of rehabilitation programs while working with family conflicts is given. The problems of application of mediation are outlined. While writing the article the following methods of research were used: literature analysis, monitoring during the rehabilitation programs, case analysis, feedback questionnaires.

Текст научной работы на тему «Возможности восстановительных программ в разрешении конфликтов в замещающих семьях»

УДК 316.28:340.01(082)

Т. А. Стукачёва

Всероссийская ассоциация восстановительной медиации (Новосибирск, Россия)

ВОЗМОЖНОСТИ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ В РАЗРЕШЕНИИ КОНФЛИКТОВ

В ЗАМЕЩАЮЩИХ СЕМЬЯХ

Принята к публикации 01.12.2018

Статья имеет выраженный практико-ориентированный характер. Описывается опыт применения восстановительных программ. Дается характеристика восстановительной медиации, семейной конференции, кругов сообщества. Раскрыты особенности протекания конфликтов в замещающей семье. Акцентируется внимание на использовании восстановительных программ в работе с замещающими семьями. Приведены данные мониторинга об эффективности использования восстановительных программ в работе с семейными конфликтами. Обозначены проблемы применения восстановительной медиации. В процессе написания статьи были использованы методы исследования: анализ литературы, наблюдение в ходе проведения восстановительных программ, анализ кейса, анкеты обратной связи.

Ключевые слова: восстановительные программы, восстановительный подход, восстановительная медиация, замещающая семья, конфликт, семейная конференция, круги сообществ.

DOI: 10.32324/2412-8945-2018-3-47-52

Поиск и использование эффективных технологий в работе с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации или социально опасном положении, является актуальной проблемой для профессионального сообщества. Конфликты внутри семьи и с общественными институтами — это часть жизненной ситуации таких семей. В России все шире применяются восстановительные программы в разрешении семейных конфликтных ситуаций.

Восстановительный подход — это системный взгляд на ситуацию конфликта: активными субъектами считаются все участники ситуации, их ближайшее окружение (в особенности их семьи), а также социальные институты, играющие значимую роль в жизни участников («принцип участия»).

Формами организации процесса для восстановления нарушенного порядка жизни в ходе конфликтов являются восстановительные программы [2, с. 6—7].

Они бывают нескольких видов. Самыми распространенными являются:

1. Восстановительная медиация («программа примирения», «программа по заглаживанию вреда») — программа, в ходе которой конфликтующие стороны встречаются для диалога. Задача ведущего (медиатора) создать условия для взаимопонимания всех участников и для достижения договоренности о приемлемых для них вариантах разрешения конфликта.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2018. № 3 (13). © Т. А. Стукачёва, 2018

2. Круг сообщества — программа, направленная на работу с групповыми конфликтами, например в ситуациях исключения из группы, межэтнической неприязни и пр. Круг сообщества помогает участникам восстановить общие цели, ценностные представления с учетом культурных ориентиров.

3. Семейная восстановительная встреча (семейная конференция) активизирует ресурс для выработки членами расширенной семьи собственного плана по выходу из трудной жизненной ситуации или социально опасного положения, обеспечивает меры по восстановлению безопасности и благополучия несовершеннолетних членов семьи.

Большинство детей живет в семье. В ходе развития общества сложились различные модели семей: полная, неполная, смешанная (при повторных браках), замещающая. Замещающая семья занимает особое место среди других моделей семьи.

Изменившиеся социально -экономические и политические условия привели к росту числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Природные, техногенные катастрофы, войны внесли вклад в увеличение количества детей этой категории. Государство и общество обеспокоены проблемой увеличения числа «социальных сирот» — детей, от которых отказались родители или чьих родителей лишили родительских прав, поскольку они не заботились о детях. Согласно ст. 20 Семейного кодекса Российской Федерации, ребенок, лишенный семейного окружения временно или постоянно, имеет право на защиту и помощь государства.

Сегодня создание замещающей семьи — распространенное явление. Начиная с 2006— 2007 гг. уменьшается число казенных учреждений и увеличивается количество замещающих семей. Замещающая семья имеет несколько форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. «Замещающие семьи» — не юридический термин. Он применяется для обозначения различных типов семей, принимающих на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей: семей усыновителей, опекунов, попечителей, приемных семей, детских домов семейного типа.

Конфликт в замещающей семье такое же частое явление, как и в любой другой. Почему же мы фокусируем внимание на замещающей семье? Десятилетний опыт развития института замещающей семьи обозначил новые проблемы в жизненном цикле семьи — большое количество конфликтов, которые могут привести к вторичному сиротству. Вторичное сиротство — это социальный феномен, вызываемый отказом опекунов, приемных родителей, патронатных воспитателей или усыновителей от своих приемных детей. Отказ приемной семьи травмирует детей, ведет к большим расстройствам личности. Будучи брошенными второй раз в жизни, дети теряют оставшееся доверие к взрослым и разочаровываются в институте семьи, у них углубляются проблемы с привязанностью к близким людям.

Часто причиной отказов являются продолжительные неконструктивные конфликты с высоким уровнем эмоциональной насыщенности вражды, непонимания. Безусловно, замещающая семья имеет приоритетное право на помощь. Вопрос в том, является ли помощь доступной для семьи (большое количество семей живет в сельской местности) и как быстро помогающий специалист сможет помочь в разрешении конфликта. Например, психологические консультации могут помочь в разрешении конфликтов, но, как известно, они будут эффективными в ситуации долгосрочной и системной помощи. К сожалению, семья по разным причинам не готова к такому режиму работы со специалистом.

Решению этих проблем способствуют восстановительные программы, в рамках которых успешно применяются медиативные технологии разрешения конфликта. Медиация — это форма посредничества, позволяющая урегулировать конфликты в самых различных сферах жизнедеятельности человека. Она восстанавливает у людей отношения и способность к диалогу, формирует ответственность сторон относительно принятых решений. После проведения восстановительной программы специалист по сопровождению может продолжить системную работу по преодолению проблем и трудностей этой семьи. Наш опыт работы в регионе позволяет говорить об эффективности медиации для семей в зоне конфликта.

Эффективность восстановительных программ определяется принципами, последовательностью этапов и фаз. Рассмотрим их более подробно.

Принципы восстановительного подхода к урегулированию конфликтов содержат несколько идей:

1. Если вы нанесли кому-то ущерб, то суть в том, что вы причинили вред конкретному человеку. В центр ставятся потребности пострадавшего человека, поскольку ущерб нанесен именно ему. Часто традиционные методы разрешения конфликтов (карательный, административный, педагогический) имеют дело с участниками конфликтных ситуаций, превращая их из реальных людей в некие абстракции, задача восстановительного правосудия — сделать этих «персонажей» снова людьми, живыми и чувствующими [3].

2. Если вы нанесли кому-то вред, то у вас появились обязательства исправить то, что вы сделали. Если в ходе конфликта нанесен вред, то задача стороны, причинившей этот вред, — осознать содеянное и взять на себя ответственность за исправление последствий. В соответствии с этим считается, что понимание того, что причинено зло другим людям, а также самостоятельные, осознанные и ответственные действия по исправлению содеянного могут быть эффективной альтернативой наказанию.

3. Идея восстановления нарушенных связей, отношений, коммуникаций между людьми. Конфликт порождает отношения, обычно враждебные, и в дальнейшем они оказывают влияние на благополучие обеих сторон. Данный подход видит свою задачу в том, чтобы способствовать восстановлению как отдельно взятой жизни, так и общества в целом, «заштопыванию разорванной социальной ткани» [3].

Технологически процесс восстановления выглядит следующим образом:

а) участники ситуации находятся в контакте друг с другом и имеют возможность выслушать, понять и учесть мнение друг друга;

б) план действий по исправлению последствий сложившейся ситуации разрабатывается совместно всеми ее участниками, которые распределяют между собой ответственность за выполнение договоренностей. В процессе выработки плана разрешения ситуации и его реализации участники получают опыт самостоятельного выхода из трудной жизненной ситуации и могут использовать его в дальнейшем.

Таким образом, идеи формируют основополагающие принципы восстановительных программ:

1. Восстановление у участников конфликта/ правонарушения способности понимать последствия конфликта для себя, своих близких и для второй стороны, прекращение вражды между участниками конфликта.

2. Ответственность обидчика перед обиженным, состоящая в заглаживании причиненного вреда силами самого обидчика (насколько это возможно и как это реализовать, обсуждается на восстановительной программе).

3. Исцеление обиженного (если в ситуации был обиженный) в процессе заглаживания обидчиком причиненного обиженному вреда и ответа

на волнующие обиженного вопросы со стороны обидчика и его родных.

4. Принятие самими участниками конфликтной ситуации на себя (если стороны конфликта «равны») ответственности по ее урегулированию, исключающее насилие или дальнейшее причинение вреда.

5. Планирование сторонами конфликта будущего, позволяющего избежать повторения подобных ситуаций в дальнейшем, формирование более ответственного поведения.

6. Предотвращение «навешивания ярлыков» на участников конфликта или правонарушения.

7. Восстановление у участников ситуации с помощью уважаемых ими людей ценностных установок (ориентиров) мирного проживания в сообществе. Поддержка со стороны родных и близких позитивных изменений у сторон конфликта, а также выработка самоконтроля у несовершеннолетних при выполнении договора.

8. Восстановление конструктивной родительской позиции по отношению к проступку несовершеннолетнего.

Как и в других медиативных подходах (нарративный, экосистемный, трансформативный), в восстановительном подходе действуют принципы организации процесса медиации/конференции/кругов:

— добровольность участия сторон. Стороны участвуют во встрече добровольно, принуждение в какой-либо форме сторон к участию недопустимо;

— информированность сторон. Ведущий восстановительных программ обязан предоставить сторонам всю необходимую информацию о сути восстановительной программы, ее процессе и возможных последствиях их участия или неучастия в программе;

— нейтральность ведущего восстановительных программ. Ведущий восстановительных программ в равной степени поддерживает стороны и их стремление в разрешении конфликта. Если ведущий чувствует, что не может сохранять нейтральность, он должен передать дело другому ведущему (медиатору) или прекратить медиацию. Ведущий нейтрален к сторонам, но не нейтрален к факту причинения вреда, т. е. контролирует обсуждение на ближайшей встрече возможности и способов заглаживания обидчиком причиненного вреда;

— конфиденциальность в восстановительных программах. Ведущий программ и служба примирения сохраняют конфиденциальность происходящего в ходе восстановительной программы и предупреждают о важности сохранения конфиденциальности участников. Ведущий восстановительной программы может передать согласованную со сторонами информацию о ее результатах в организацию, направившую дело на медиацию (как правило, это подписанный сторонами договор, в котором зафиксированы результаты);

— ответственность сторон и ведущего. Ведущий восстановительных программ отвечает

за безопасность участников на совместной встрече в восстановительной программе, а также за соблюдение принципов и стандартов восстановительной медиации. Ответственность за результат программ восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций несут участвующие в ней стороны конфликта. Ведущий не может рекомендовать сторонам принять то или иное решение по существу конфликта. Соблюдение заявленных принципов дает возможность сторонам почувствовать собственную значимость и ответственность за свою жизнь.

Краткая характеристика восстановительных программ дает представление о широте применения их и в разных ситуациях конфликтов и с разными участниками конфликтов: взрослыми, детьми, специалистами.

Следует отметить, что в проведении восстановительных программ в замещающих семьях есть особенности. Выделим конфликты по составу участников:

— супружеские конфликты — несогласованность воспитательных стратегий межу супругами;

— конфликты между приемными и кровными родителями: по вопросам опеки, алиментов, урегулирования сложных вопросов о продолжении общения с детьми. Нередко приемные родители не одобряют отношения детей с их кровными родителями, считая, что их поведение может быть отрицательным примером;

— конфликты между детьми: кровными и приемными, между приемными детьми из разных кровных семей;

— конфликты между приемными родителями и детьми: причиной могут стать учеба, дисциплина, поступки, отношения с другими людьми.

Приемные родители часто испытывают тревогу и страх, что они не справятся с воспитанием и будут подвергнуты осуждению. Очень часто в их поведении прослеживается разная ответственность по отношению к кровным и приемным родителям. К примеру, если заболел простудой «свой» ребенок — лечит самостоятельно, если приемный, то обращается к врачу. Эти поступки фиксируются детьми, воспринимаются ими как отношение к чужому. Несоответствие приемного ребенка представлениям родителя возникает из реальной ситуации. Он жил в другой семье с другими ценностями, правилами, обычаями, укладом домашнего хозяйства. Эти различия вызывают у замещающих родителей желание «переделать» ребенка под образ собственной семьи и активное сопротивление самого ребенка. Положение ребенка в семье также может стать источником конфликтной ситуации. Бывает, что ребенку говорят о том, что он такой же член семьи, но на деле слова не подтверждаются.

Из практики: девочка-подросток принята в приемную семью в 16 лет. В семье есть взрослая родная дочь и бабушка. При этом семья не позаботилась о пространстве для нового члена семьи. В результате работы с конфликтом выясняется, что приемная дочь должна делать уроки

в течение дня в двух комнатах: пока нет родной дочери, она делает это в «детской», где оборудовано место школьника. Когда с работы возвращается родная дочь, ей надо отдохнуть, поэтому приемной девочке приходится перемещаться в общий зал. На вопрос медиатора «что это значит для тебя?» девочка отвечает, что чувствует себя чужой, которой нет места в доме. Этот вопрос был включен в повестку общей встречи. Когда приемная мать услышала об этом, она согласилась с тем, что пространство дома надо переформировать с учетом, нового члена семьи. Такие незатейливые вопросы жизни воспринимаются приемными детьми на уровне справедливости/несправедливости, «если вы взяли меня в семью — относитесь как к члену семьи, а не как к источнику получения денег, стажа и других бонусов...». Когда процедура проведена, медиатор анализирует кейс (обязательно), и примерно 75 % конфликтов между приемным родителем и ребенком включают в себя вопросы справедливости отношений в семье (на профессиональном языке это вопрос родительского доверия, любви, принятия ребенка с его непростой жизненной дорогой).

Далее рассмотрим, каким же образом работают восстановительные программы с конфликтами в замещающих семьях. Кроме принципов восстановительные программы имеют стройную систему этапов.

Подготовительный этап — получение заявки, оценка медиабельности случая, установление контакта со сторонами конфликта. Этап предварительных встреч со сторонами (отдельно с каждой). Цель таких встреч — предложить процедуру разрешения конфликта, дать возможность участникам выразить свое представление о конфликтной ситуации, снять эмоциональное напряжение, подготовить к общей встрече. Второй этап — проведение встречи сторон конфликта. Цель — организовать диалог, в ходе которого участники могут определить меру нанесенного вреда, задать вопросы друг другу о мотивах и причинах конфликта, принести и принять извинения, выработать договоренности о путях выхода из конфликта, включая возмещение вреда. Также обсуждается вопрос о том, что должно быть сделано, чтобы подобное не повторилось. Следует отметить, что достигнутые семьей договоренности (соглашение, план и пр.) нуждаются в «сопровождении». Поэтому со сторонами обсуждается время дополнительных встреч, чтобы оценить, как выполняются договоренности. Чаще всего эту работу выполняют социальные работники или социальные педагоги, те, кто был инициатором проведения восстановительных программ.

Из практики: Мальчик (6 лет) два года находится в приемной семье. Родная мать, лишенная родительских прав, три года назад умерла. Мальчик находился в детском доме. В графе отец — прочерк. Но отец после смерти матери устанавливает отцовство. Он долгое время находился

в местах лишения свободы, и его ограничили в родительских правах. Ребенка взяли в приемную семью на временное устройство. После выхода из тюрьмы отец общается с приемной матерью, встречается с сыном (редко), при этом никто не известил ребенка, что это его отец, и мальчик воспринимает его как родственника — дядю. На определенном этапе отец публично заявляет, что собирается вернуть права и забрать сына. Это заявление для приемной матери явилось полной неожиданностью и вызвало гамму чувств. Переживания настолько сильно захватили ее, что она начала препятствовать встречам отца с сыном. Отец с жалобой приходит в отдел опеки. Случай передают из отдела опеки медиатору.

В ходе предварительных встреч выясняется, что стороны успели наговорить друг другу много неприятных слов, что каждая сторона воспринимала это как оскорбление своей роли родителя. Во время встречи уделили внимание тем обидам и злости, которые возникли после намерения отца (живет в социальной гостинице, имеет временные заработки) забрать ребенка. После того как стороны определили последствия своих отношений для ребенка, им легче было принести извинения друг другу за нелицеприятные высказывания. Затем уже конструктивно обсуждали условия жизни ребенка, рассматривали варианты его жизнеустройства без ухудшения условий. Решили, что в ходе предстоящего судебного заседания заявят совместное решение о том, чтобы продолжить ограничение прав отца в отношении ребенка, так как передача отцу ребенка на данном этапе сильно ухудшит условия его проживания. При этом отец настаивал на том, что он должен встречаться с сыном. Приемная мать согласилась с его пожеланиями. Затем стороны обсудили вопрос, как рассказать ребенку о том, что «дядя» на самом деле его отец. Приняли решение, что сходят к специалисту по сопровождению приемных семей и проконсультируются, как сказать об этом ребенку. В результате проведенной восстановительной медиации стороны взяли ответственность на себя за судьбу ребенка:

— извинились друг перед другом за обидные слова;

— выработали совместное решение по обеспечению прав ребенка в суде;

— решили поддерживать контакт ребенка с отцом и сказать об этом ребенку.

Стороны возобновили общение как ответственные родители, согласны совместно представлять интересы ребенка во всех организациях. Есть в этой истории риск разрыва отношений, если отца станут полностью лишать прав по отношению к ребенку (отдел опеки не устраивает положение с временным устройством ребенка и периодически специалист требует у матери подать в суд иск по полному лишению прав отца). Об этом медиатор подробно разговаривал с матерью на предварительной встрече, мать приняла решение об этом не говорить отцу, чтобы дополнительно не расшатывать отношения. Решила

проконсультироваться с юристом, как лучше поступить в интересах ребенка, а затем поговорить со специалистом самой и затем обсуждать этот вопрос с отцом.

Это подтверждает, что ситуация открытого и искреннего диалога сближает стороны и позволяет конструктивно разрешать конфликт. В соглашение были внесены пункты:

1) стороны признали наличие конфликта;

2) признали, что в ходе конфликтной ситуации стороны испытали сильные чувства обиды, злости и нанесли друг другу вред в виде нелицеприятных высказываний;

3) стороны извинились друг перед другом и приняли извинения;

4) приняли решение о продлении временного пребывания ребенка в приемной семье, так как переезд к отцу ухудшит условия жизни ребенка;

5) стороны проконсультируются у специалистов, как безопаснее рассказать ребенку, кто его отец и почему они не живут вместе (в течение двух недель).

Также определены периодичность посещения ребенка и способы договоренности об этих встречах, место встречи. Копия соглашения была передана в отдел опеки. Стороны были удовлетворены встречей. Таким образом работают восстановительные программы при разрешении конфликтов, в частности конфликта между кровным и приемным родителем.

Медиатор помогает людям отразить их видение ситуации, донести его друг до друга тем способом, который поможет участникам начать обсуждать совместное решение данной проблемы.

При анализе эффективности восстановительных программ мы опираемся на ежегодный мониторинг, проводимый Всероссийской ассоциацией восстановительной медиации, в котором участвует Новосибирская область с 2009 г. Все результаты мониторинга публикуются в Вестнике восстановительной юстиции (см. ежегодный выпуск журнала на сайте www.sprc.ru).

По данным пятнадцати регионов, реализующих восстановительные программы с семьями в 2017 г., 17,2 % от общего числа переданных конфликтных ситуаций в службы примирения составляют семейные конфликты [1, с. 174]. При этом ситуации завершенных, т. е. в которых достигнуты договоренности, программ составляют 80,4 % от начатых [1, с. 176]. Эти цифры характеризуют высокий уровень эффективности разрешения семейных конфликтных ситуаций среди других способов урегулирования конфликтов.

Высоко оценивают эффективность проведенных восстановительных программ и сами участники. По итогам обратной связи в Новосибирской области 90 % участников «порекомендуют другим людям участвовать в программах», 9 % — «не будут рекомендовать», 1 % — «затруднились ответить» [1, с. 193]. Из положительных откликов участников отметим высказывания: «улучшились отношения», «помогли уладить конфликт», «помогли договориться», «смогли

поговорить нормально». Из отрицательных — «могли бы сами решить, долго, никто не поможет» [1, с. 194].

Примерно 20 лет реализуются восстановительные программы в России. В этом опыте сложились следующие виды служб примирения: Территориальная служба примирения (ТСП) — условное обозначение структуры, которая занимается проведением восстановительных программ на территории. Такой службой может стать структурное подразделение центров, работающих с семьей и детьми, молодежью, или отдельный сотрудник, в функционал которого введено проведение восстановительных программ и т. д.

Школьная служба примирения (ШСП) — утвержденная приказом директора детско-взрос-лая команда, которая в рамках образовательной организации проводит восстановительные программы по случаям конфликтов и правонарушений несовершеннолетних. О существующих службах примирения в России можно посмотреть на сайте www.sprc.ru www.школьные-службы-примирения.рф.

Есть регионы с устойчивым развитием применения восстановительных технологий в различных конфликтных ситуациях. Например, Волгоградская область успешно реализует проект создания и развития школьных служб примирения уже более пятнадцати лет. Из этого следует, что выросло поколение школьников, которые «окунулись» в культуру восстановления отношений, нарушенных в ходе школьных конфликтов. На территории Пермского края разработаны и успешно выполняются региональные законодательные акты по развитию сети служб примирения. Алтайский край успешно обучает технологии семейной конференции социальных работников, которые помогают семьям группы риска решать внутрисемейные конфликты, и привлекать дополнительные ресурсы из ближайшего окружения (родственники семьи, друзья и другие люди, готовые помочь семье) для решения проблем.

Начиная с 2006—2007 гг. в Новосибирске и области реализуются пилотные проекты по применению восстановительной медиации и других программ в работе с конфликтами, в том числе в замещающих семьях.

В течение 2015—2017 гг. Новосибирская региональная ассоциация медиаторов участвовала в программе «Реализация комплекса мер „В интересах детей"» государственной программы Новосибирской области «Развитие системы социальной поддержки населения и улучшения социального положения семей с детьми в Новосибирской области на 2014—2019 годы». В целях решения обозначенной проблемы при Областном учебно-методическом центре «Семья» ФГБОУ ВО НГТУ была создана Служба медиации и конфликтологического консультирования. За период 2015— 2017 гг. проведено 34 восстановительные программы: медиации, семейные конференции, круги сообществ. В них участвовало 157 человек из 71 семьи, среди которых 86 — родителей, 69 —

детей, 2 — педагога. На протяжении восьми месяцев команда службы сопровождала выработанные участниками планы и договоры. Достигнутые соглашения были реализованы в 87,8 % ситуаций. Следует отметить, что некоторые планы подвергались изменению со стороны участников, о чем они извещали либо медиаторов, либо специалистов по сопровождению семей на территории.

К сожалению, устойчивого развития служб примирения достичь пока не удалось. Ситуация складывается таким образом, что применение этой эффективной и экологичной технологии в большей степени держится на плечах энтузиастов. Существуют проблемы, тормозящие развитие восстановительной медиации и других программ.

Несколько попыток утвердить концепцию развития медиативных технологий потерпели неудачу. Принятый Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)» разделил профессиональное сообщество на тех, кто предпочитает платную профессиональную деятельность, и тех, кто реализует метод в социальной сфере в рамках своего основного рабочего функционала или за счет выигранных грантовых средств. В регионе нет единой команды медиаторов. Разные школы подготовки, разные сферы применения, разные представления о миссии медиации. Такое положение ведет к разобщенности и недостаточному количеству высокопрофессиональных медиаторов. Несмотря на то что существуют программы подготовки медиаторов и в высших учебных за-

ведениях, и в центрах, имеющих лицензию на подготовку, количество практикующих медиаторов весьма невелико, даже реестры не могут дать общую картину сообщества медиаторов. Отсюда недостаточный уровень доверия к медиаторам в обществе. Кроме того, отсутствуют региональные законодательные и нормативные документы, определяющие стратегию развития медиации в области. Чтобы изменить ситуацию, необходимо предпринять усилия по координации деятельности медиаторов, по повышению их профессионального уровня, совместно с органами власти определить стратегию применения восстановительных программ, утвердить концепцию развития восстановительных технологий, разработать региональные законодательные и нормативные документы.

Список литературы

1. Вестник восстановительной юстиции. Восстановительные программы в работе с детьми и семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации. М. : МОО Центр «Судебно-правовая реформа», 2014. 246 с.

2. Карнозова Л. М., Коновалов А. Ю. Руководство по мониторингу деятельности служб примирения по проведению восстановительных программ. 2-е изд., доп. М. : Судебно-правовая реформа, 2018. 52 с.

3. Максудов Р. Р. Программы восстановительного разрешения конфликтов и криминальных ситуаций: от уникальных эпизодов к заживлению социальной ткани. М. : Судебно-правовая реформа, 2012. 256 с.

T. А. Stukacheva

POSSIBILITIES OF RESTORATIVE PROGRAMS IN CONFLICT RESOLUTION

IN SUBSTITUTE FAMILIES

The article has a pronounced practice-oriented nature. The experience of application of recovery programs is described. The characteristic of restorative mediation, family conference, community circles is given. The peculiarities of conflict in the substitute family are revealed. The emphasis is placed on the use of rehabilitation programs while working with substitute families. Monitoring data on the effectiveness of the use of rehabilitation programs while working with family conflicts is given. The problems of application of mediation are outlined. While writing the article the following methods of research were used: literature analysis, monitoring during the rehabilitation programs, case analysis, feedback questionnaires.

Keywords: rehabilitation programs, rehabilitation approach, rehabilitation mediation, substitute family, conflict, family conference, community circles.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.