Научная статья на тему 'Теоретические предпосылки и историко-педагогический анализ формирования у студентов культуры межэтнического общения в современной науке'

Теоретические предпосылки и историко-педагогический анализ формирования у студентов культуры межэтнического общения в современной науке Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
123
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МЕЖЭТНИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ / МЕЖКУЛЬТУРНАЯ КОММУНИКАЦИЯ / ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Синькевич Галина Павловна, Чабанец Татьяна Анатольевна

В статье даются сведения о теоретических и эмпирических предпосылках изучения культуры межэтнического общения, проведен анализ формирования культуры межэтнического общения в вузе, что определяет особое место проблемы ориентации будущих специалистов на социально значимые ценности. Из всех собранных и рассмотренных в статье данных делается вывод, что специфика феномена культуры межэтнического общения и его значение определяется тем, что ее ценности, принципы и нормы носят универсальный, общечеловеческий характер, что каждый этнос является носителем не только национальной, но и общечеловеческой культуры это позволило выделить этапы ее становления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Синькевич Галина Павловна, Чабанец Татьяна Анатольевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BACKGROUND AND HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF STUDENT’ CULTURE OF INTERETHNIC COOMUNICATION FORMATION IN MODERN SCIECE

The article provides information about the theoretical and empirical assumptions of cultural studies of interethnic communication, the analysis of building a culture of interethnic communication in the institute of higher education which defines the particular place of scientific issue concerned with the future specialists’ orientation toward the socially important values. All collected and considered in the article data concludes that the specific cultural phenomenon of interethnic communication and its value is determined by the fact that its values, principles and norms are universal, common human nature that every ethnic group is a carrier not only national, but also the universal culture it allowed to identify the stages of its formation.

Текст научной работы на тему «Теоретические предпосылки и историко-педагогический анализ формирования у студентов культуры межэтнического общения в современной науке»

УДК 37.012.85

Г.П. Синькевич Т.А. Чабанец

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ И ИСТОРИКО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ КУЛЬТУРЫ МЕЖЭТНИЧЕСКОГО ОБЩЕНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ НАУКЕ

Аннотация. В статье даются сведения о теоретических и эмпирических предпосылках изучения культуры межэтнического общения, проведен анализ формирования культуры межэтнического общения в вузе, что определяет особое место проблемы ориентации будущих специалистов на социально значимые ценности. Из всех собранных и рассмотренных в статье данных делается вывод, что специфика феномена культуры межэтнического общения и его значение определяется тем, что ее ценности, принципы и нормы носят универсальный, общечеловеческий характер, что каждый этнос является носителем не только национальной, но и общечеловеческой культуры - это позволило выделить этапы ее становления.

Ключевые слова: межэтническое общение, межкультурная коммуникация, интернациональное воспитание.

Galina Sin'kevich Tatiana Chabanets

THEORETICAL BACKGROUND AND HISTORICAL AND PEDAGOGICAL ANALYSIS OF STUDENT' CULTURE OF INTERETHNIC COOMUNICATION FORMATION IN MODERN SCIECE

Annotation. The article provides information about the theoretical and empirical assumptions of cultural studies of interethnic communication, the analysis of building a culture of interethnic communication in the institute of higher education which defines the particular place of scientific issue concerned with the future specialists ' orientation toward the socially important values. All collected and considered in the article data concludes that the specific cultural phenomenon of interethnic communication and its value is determined by the fact that its values, principles and norms are universal, common human nature that every ethnic group is a carrier not only national, but also the universal culture - it allowed to identify the stages of its formation.

Keywords: inter-ethnic communication, intercultural communication, international education.

Ситуация социальной нестабильности в период формирования новых жизненно важных ценностей, происходящие макросоциальные изменения в экономике, политике и других сферах жизни повлекли за собой ломку устоявшихся традиционных стереотипов и норм поведения, обусловили чрезвычайно низкий уровень культуры межэтнического общения, послужили тем психотравмирую-щим фактором, который привел к деформации миропонимания. Усложнение межэтнической обстановки и рост самосознания выходящих на мировую арену новых групп населения создают напряженность в межэтнических отношениях и способствуют возникновению этноконфликтов, усложняющих обстановку в межэтническом мире.

Межэтническое общение является составной частью процесса взаимодействия в полиэтнической среде. Проблема общения дискуссионна. Одни исследователи утверждают, что общение лежит в пределах деятельности, другие указывают на качественные различия между общением и деятельно -стью. По мнению Б.Ф. Ломова, общение - это самостоятельная категория, имеющая собственное со-

© Синькевич Г.П., Чабанец Т. А., 2015

держание. Общение является одной из специфических форм индивидуального бытия человека, самостоятельной формой деятельности и активности субъекта. В результате общения формируются взаимоотношения человека с другими людьми, передаются информация, настроение, эмоции [6].

Общение, в частности межэтническое, выступает в качестве одного из важнейших факторов человеческой деятельности. Сегодня воспитание подрастающего поколения реализуется в экстремальных культурно-этнических условиях. Особенностью современного этапа развития образования является приоритет человеческого фактора, усиление внимания к личности обучающегося. Гуманизация, гуманитаризация, демократизация, дифференциация и индивидуализация - необходимые направления образовательной реформы, которые продиктованы характером социально-педагогической ситуации. Реализация этих направлений невозможна без решения проблемы формирования культуры межэтнического общения как одной из гуманистических ценностей [5].

Понятия «культура межнационального общения», «межкультурная коммуникация» в основном стали употребляться с начала 80-х гг. XX в. Так, например, проблема общения в этнической сфере и попытка определения критериев культуры межнационального общения, а также типология межнационального общения в условиях различных социально-политических систем находит отражение в работах A.B. Авксентьева, В.А Авксентьева, В.А Шаповалова, Л.М. Дробижевой. Так, Л.М. Дроби-жева анализирует роль социально-психологических аспектов межнационального общения, рассматривая при этом структуру общения в целом [3]. А в работах Т.Ю. Бурмистровой и O.A. Дмитриева выявляется сущность и сам процесс формирования и функционирования культуры межнационального общения в различных сферах общественной жизни [2]. Стремительное пробуждение этнического самосознания связано со вступлением России на путь демократических преобразований в социально-экономической, политической, идеологической сферах. Данные тенденции не всегда носят позитивно-преобразовательный характер: в некоторых случаях наблюдается и культивирование чувства национальной исключительности, проявляющееся в актуализации межэтнического неприятия и напряженностью в межэтническом взаимодействии. В соответствии с этим решение этнических проблем стало одним из главных факторов стабилизации российского общества. Востребованы задачи формирования основ этнического сознания, позитивного отношения к своему этносу, осознание ценности каждого этноса, осмысление его личностноразвивающего потенциала, необходимости формирования культуры межнационального общения. Эти идеи находят свое воплощение в работах А.Г. Асмолова, Б.И. Исмаилова, В.Г. Крысько и др.

Следует отметить, что особенно подвержена негативному влиянию нестабильных межэтнических отношений молодежь, которая представляется наиболее сенситивным с точки зрения формирования рефлексивного отношения к «своему» и «чужим» этносам. Новые типы взросления подростков и более выраженное стремление к самоутверждению не всегда гармонируют с проявляющейся по -требностью в приобщении к изменившемуся этническому пространству. В связи с этим формирование культуры межэтнического общения в вузе является основой мирного сосуществования этносов в будущем. Именно в студенческий период происходят существенные личностные преобразования.

В мировой науке сложились определенные теоретические и эмпирические предпосылки изучения культуры межэтнического общения. Об этом свидетельствуют работы русских философов кон -ца XIX - начала XX в. (H.A. Бердяев, B.C. Соловьев, И.А. Ильин и др.), высказавшие мысли о том, что для сближения различных этнических общностей необходимо знание этнокультурных особенностей народов: этнографов и историков (Ю.В. Бромлей, Л.Н. Гумилев, Ю.В, Арутюнян и др.), раскрывшие этнографические характеристики народов мира и нашей страны; психологические аспекты межэтнических отношений, роли традиций народов в социальной регуляции поведения. В классической педагогике обращалось внимание на необходимость приобщения молодого поколения к ценно -стям, созданным различными народами. Это относится, в частности, к творчеству таких выдающихся

педагогов, как Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоццп, Я.А. Коменскпй. Значительный вклад в решение проблемы воспитания молодых граждан в духе уважения к национальному достоинству культур, особенностям исторического и психологического развития представителей разных народов внесли В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский, а в последующий период - С.Т. Шацкий, П.П. Блонский и др.

Прогрессивным направлением в педагогике советского периода являлось комплексное изуче -ние социальных и педагогических явлений в многонациональных ученических коллективах (О.С. Богданова, В.И. Васильев, Б.Т. Лихачев и др.)

Современное развитие общества, в частности изменение характера производительных сил и производственных отношений, определило особое место проблемы ориентации будущих специалистов на социально значимые ценности. Переосмысление ценностей, изменение их иерархической системы, утверждение общечеловеческих и возрождение национальных ценностей в общественном сознании вызвали к жизни новое педагогическое мышление, потребовали такого конструирования учебно-воспитательного процесса в вузе, которое отвечало бы запросам многонационального общества и самореализации личности. За последние годы было предпринято несколько попыток реформирования образовательной системы путем реализации масштабных общесистемных проектов федерального уровня. На их основе во многих субъектах Российской Федерации разрабатывались соответствующие региональные программы и комплексы мероприятий [4].

Во всем спектре существующих теоретических разработок по рассматриваемой нами проблеме можно выделить три основных направления. Первое - это исследование теоретических основ интернационального воспитания в отечественной школе. Результатом этих работ явилось развитие теоретической базы интернационального воспитания молодежи. Ко второму направлению относятся работы, раскрывающие отдельные аспекты и стороны интернационального воспитания учащихся с учетом их психолого-возрастных особенностей. В работах, относящихся к третьему направлению, определены педагогические задачи, содержание, формы и методы, а также освещен практический опыт интернационального воспитания молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности.

Анализ социологической, философской, психологической, педагогической литературы позволил прийти к выводу о том, что проблема формирования культуры межэтнического общения является по сути междисциплинарной. Однако долгое время в отечественной научной мысли она рассматривалась преимущественно этнографами, философами и социологами, предметом исследования которых стали культурные и социальные особенности формирования этнической толерантности как фактора формирования этнического самосознания (Ю.В. Бромлей, Л.М. Дробижева, В.И. Козлов и др.). Основными направлениями в исследовании межэтнических отношений в полиэтническом обществе являлись:

1) исследование теоретических основ интернационального воспитания в советской школе, раскрывающих педагогический компонент формирования ценностного отношения к другим этносам (Е.В. Бондаревская, А.Ф. Даждамиров и др.);

2) исследование отдельных аспектов формирования интернационального сознания учащихся общеобразовательной школы с учетом их возрастных особенностей (А.Х. Акбашев);

3) определение психолого-педагогических задач, содержания, форм и методов межнационального общения молодежи в различных сферах ее жизнедеятельности (Ю.А. Гаюрова, В.В. Глеб-кин и др.).

Проблема формирования культуры межэтнического общения студентов на современном этапе является одной из наиболее значимых. Она воплощена в практико-ориентированных исследованиях, нашедших отражение в ряде работ А.Г. Асмолова, Ю.В. Бромлея, Л.М. Дробижевой и др.

С практической точки зрения, высокая степень актуальности работ в области межэтнических отношений обусловлена тем, что проблема межэтнических взаимодействий в настоящий момент не только в России, но и в мире, является одной из наиболее острых и значимых. Специфика феномена

культуры межэтнического общения обусловлена спецификой межэтнических взаимодействий как разновидности межгрупповых взаимодействий, в том числе чрезвычайной устойчивостью этноса как социальной группы, определяющей многолетнюю историю межэтнических взаимодействий и ее фиксацию, культурные различия, и т.д., что в совокупности ведет к усилению характеристик межгруппового общения: высокой степени согласованности и унифицированности межэтнического восприятия, ригидности и большей оценочности социально-перцептивных, когнитивных и эмоциональных компонент межэтнических отношений.

Значение феномена культуры межэтнического общения определяется как раз тем, что ее ценности, принципы и нормы носят универсальный, общечеловеческий характер. «Нет народа, который познал бы все системы, - утверждает Р. Абдулатипов, - нет народа, который достиг бы совершенства во всех сферах культуры и нравственности. Только сообща создается цивилизация. Каждый этнос является носителем не только национальной, но и общечеловеческой культуры. Культура межнационального общения, являясь необходимым атрибутом любой сферы межнациональных отношений, по природе своей есть феномен духовной жизни общества, в специфической форме отражающий морально-политическое, нравственное существо национальных отношений» [1].

Таким образом, анализ исследуемой проблемы позволил нам выделить три этапа ее становления.

Первый этап (1917-1945 гг.) характеризуется тем, что проблема еще не является предметом специального изучения, не создан понятийный аппарат, однако проводимые исследования состояния межнациональных отношений требуют теоретического осмысления возможностей специальной подготовки кадров для участия в межкультурных интеграционных процессах.

На втором этапе (1945-1980-е гг.) начинается разработка отдельных аспектов процесса формирования культуры межэтнического общения, систематизируется понятийный аппарат, осуществляется изучение зарубежного опыта по формированию культуры межнационального общения в системе среднего и высшего образования, начинается ведение в базовую профессиональную квалификацию дополнительных направлений, в частности, переводчика-референта.

Третий этап (1990-е гг. - настоящее время) характеризуется комплексным изучением исследуемой проблемы, разработкой разнообразных подходов и научных направлений, вызванных появлением новых специальностей, а также возросшими требованиями к подготовке социальных педагогов, предполагающими систематизацию процесса формирования у них профессиональной культуры межэтнического общения.

Библиографический список

1. Абдулатипов Р.Г. Человек. Нация. Общество / Р.Г. Абдулатипов. - М., 2001.

2. Бурмистрова Т.Ю., Дмитриев O.A. Дружбой сплоченные: Культура межнационального общения / Т.Ю. Бурмистрова, O.A. Дмитриев. - М.: Мысль, 2006.

3. Дробижева Л.М. Духовная общность народов СССР. Историко-социологический очерк межнациональных отношений / Л.М. Дробижева. - М.: Мысль, 1981.

4. Корнетов Г.Б. Историко-педагогическое знание в начале III тысячелетия: постижение педагогической культуры человечества // Материалы Шестой национальной научной конференции. Вып. 31 - М., 2010. -148 с.

5. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: традиции и перспективы / Г.Б. Корнетов. - М.: РАО, 1993. -135 с.

6. Ломов Б.Ф. Категория общения и деятельности в психологии // Вопросы философии. - 1979. - № 8. -С. 34-47.

7. Солдатова Г.У. Жить в мире с собой и другими: тренинг толерантности для подростков / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова, О.Д. Шарова. - М.: Генезис, 2000.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.