Научная статья на тему 'Теоретические подходы к совершенствованию системы планирования и управления кадровым обеспечением районов нового освоения'

Теоретические подходы к совершенствованию системы планирования и управления кадровым обеспечением районов нового освоения Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
136
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИНВЕСТИЦИОННЫЙ ПРОЕКТ / СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / РАЙОН НОВОГО ОСВОЕНИЯ / REGIONAL ECONOMY / INVESTMENT PROJECT / MANAGEMENT SYSTEM / NEW REGIONS BEING DEVELOPED

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белякова Г. Я., Новиков Виктор Васильевич

Рассмотрен концептуальный подход к кадровому обеспечению инвестиционных проектов в условиях инвестиционной активности регионов и нарастающей их конкуренции за ресурсы, в том числе трудовые.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical approaches to the improvement of the personnel planning and management system for newlu developed regions

The paper reviews the conceptual approach to the investment project with personnel in the conditions of the investment regions activity and their increasing competition for resources, including labor resources.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к совершенствованию системы планирования и управления кадровым обеспечением районов нового освоения»

- определять величину затрат каждой фазы и проводить оценку влияния их изменения на изменение общей величины проектных затрат;

- выделять величину затрат на производство продукта (результата) проекта, управление проектом и проводить оценку влияния их изменения на изменение общей величины проектных затрат;

- устанавливать ответственность команды каждой фазы за отклонения затрат, возникающие в процессе исполнения проекта;

- проводить сравнительный анализ отклонений затрат с целью повышения эффективности управления проектами;

- интерпретировать полученный результат проекта на основе стоимости использованных ресурсов, учитывая их назначение, потребление по фазам жизненного цикла и ответственность команды проекта за возникающие отклонения.

Предложенные инструменты оценки исполнения проекта по затратам были апробированы на примере проекта «Создание АИИС КУЭ ОАО „Кузбассэнергосбыт”» (АИИС КУЭ - автоматизированная инженерно-информационная система контроля и учета электроэнергии), реализуемого проектно-ориентированным предприятием ООО «Спецэлектромонтаж».

G. I. Yurkovskaya

1111 TOOLS OF THE PROJECT FULFILLMENT EVALUATION FOR PROJECT-ORIENTED ENTERPRISES

The paper represents the research results of the theoretical base of the project realization evaluation at project-oriented enterprises. The author offers the instruments taking into account in a full form the peculiarities of the project-oriented enterprises.

Keywords: project management, project fulfilment evaluation, the instruments of project fulfilment evaluation, principles ofproject fulfilment evaluation, project-oriented enterprises, cost of the project.

УДК: 339.137.2

Г. Я. Белякова, В. В. Новиков

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ СИСТЕМЫ ПЛАНИРОВАНИЯ И УПРАВЛЕНИЯ КАДРОВЫМ ОБЕСПЕЧЕНИЕМ РАЙОНОВ НОВОГО ОСВОЕНИЯ

Рассмотрен концептуальный подход к кадровому обеспечению инвестиционных проектов в условиях инвестиционной активности регионов и нарастающей их конкуренции за ресурсы, в том числе трудовые.

Ключевые слова: региональная экономика, инвестиционный проект, система управления, район нового освоения.

В российской экономике в настоящее время отсутствует эффективно действующая региональная система управления кадровым обеспечением инвестиционных проектов. Осознание необходимости новых подходов по отношению к кадровому обеспечению приходит по мере реализации активной инвестиционной деятельности на разных уровнях управления. Отечественный и зарубежный опыт планирования и управления кадровым обеспечением инвестиционных проектов показывает, что данная проблема имеет как специфику конкретной страны, таки общие положения, что хорошо видно из практики исследования социально-экономического развития районов нового освоения США, Канады, Австралии и других стран [ 1 ].

В представленной Минэкономразвития новой программе социально-экономического развития России до 2020-2030-х гг. предполагается переход экономики на инновационные рельсы. В рамках программы планируется перестройка структуры доходов бюджета страны и ее адаптация к инновационной экономике. Решение поставлен-

ных задач в определяющей степени связано с наращиванием инвестиционной активности практически во всех регионах страны. На прошедших в последние годы экономических форумах в Сочи, Санкт-Петербурге, Красноярске, на Урале и других регионах было представлено значительное количество инвестиционных проектов. Общая идея как форумов, так и представленных инвестиционных проектов - новая индустриализация страны. База инвестиционных проектов с каждым годом увеличивается: 2007 г. было 300 проектов по всей России на общую сумму 400 млрд долларов, а в 2008 г. - уже на сумму 560 млрд долларов [2].

Большие объемы инвестиционных проектов предполагают привлечение значительного числа работающих и финансовых ресурсов [2] (см. таблицу). Реализация проектов способна оказать большой социально-экономический эффект, но, сталкиваясь с объективными ограничениями, она приводит к жесткой конкуренции регионов за ресурсы, в том числе трудовые.

В соответствии с концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации, развитие Сибири опирается на использование основного конкурентного преимущества - высокой обеспеченности природными ресурсами. Инновационность развития для восточных регионов страны реализуется путем эффективного использования природных ресурсов: более глубокой их переработки в существующих центрах и создания новых центров индустриального роста на слабо-освоенных территориях. Дальнейшее развитие получат как основные индустриальные центры Сибири, специализирующиеся на металлургии, химии и нефтехимии, лесопереработке, так и зоны нового освоения в Нижнем Приангарье, Забайкалье и др. Лесные ресурсы Сибири составят сырьевую базу для формирования лесопромышленных кластеров.

Теоретически, необходимо выделить как отдельный объект управления районы нового освоения, которые требуют особого подхода к своему эффективному развитию. С какими проблемами связано их освоение?

Во-первых, есть сложности с освоением природных ресурсов, которые находятся в слабоосвоенных районах: проблемы транспортной доступности, отсутствие качественных дорог и других видов транспорта. Во многих районах существуют сложные климатические условия, густая залесенность, заболоченность, заражение гнусом и т. п. Необжитость, неосвоенность таких территорий связана, в первую очередь, с тем, что на их освоение необходим высокий первоначальный капитал. Сложное и капиталоемкое освоение при наличии сырьевых ресурсов в других более благоприятных условиях предопределило то, что сроки освоения таких территорий были отложены.

Во-вторых, уровень научных исследований не позволяет обеспечить достаточную рентабельность освоения новых районов, особенно при необходимости комплексного использования сырья.

Таким образом, к районам нового освоения можно отнести районы со значительным потенциалом инвестиционных проектов и не соответствующим поставленным целям развитим инфраструктуры: производственной (дороги, транспортная доступность и др.) и социальной (наличие и качество трудовых ресурсов, сложившиеся миграционные потоки, привлекательность региона и т. п.). Исхо-

дя из определения «районы нового освоения», очевидно, что отсутствие необходимой производственной и социальной инфраструктуры обуславливает и недостаток населения в данных районах. Поэтому проблема кадрового обеспечения выходит на первое место.

В настоящее время кадровый дефицит становится основным препятствием развития подавляющего числа регионов. Дифференциация в социально-экономическом развитии регионов, очевидно, еще больше обострит эту проблему. Анализ статистических данных о динамике процессов трудовой миграции показывает, что Красноярский край миграционно привлекателен для жителей регионов с традиционно низким уровнем заработной платы (Республика Хакасия, Республика Тыва, Читинская область и др.) и служит источником квалифицированных кадров для Кемеровской, Новосибирской и Томской областей.

Совершенствование системы планирования и управления кадровым обеспечением инвестиционных проектов в районах нового освоения предполагает выработку нового подхода в системе принятия решений, который включает:

- минимизацию кадровой потребности за счет использования в районах нового освоения самых современных технологий, опирающихся на научные исследования, зарубежный опыт ведущих корпораций;

- обеспечение показателей эффективности использования ресурсной базы новых предприятий и особенно показателя производительности труда, сопоставимого с лучшими параметрами, достигнутыми в мировой практике. Высокий уровень производительности труда связан с капиталоемкостью инвестиционных проектов, по которому также необходимо международное сравнение. Как показывают расчеты [3], в среднем по России в последнее время на одного работника рост производства продукции составлял около 6 % в год. Становится очевидным, что следующий этап экономического развития может быть только инновационным.

В районах нового освоения необходима разработка концепции долгосрочного обеспечения кадрами инвестиционных проектов на принципиально новой основе. Концептуальный подход должен включать три блока:

- блок по расчету общей потребности в кадровом обеспечении районов нового освоения;

Регионы-лидеры по количеству рабочих мест, которые могут быть созданы до 2020 г.

Регионы Количество вновь созданных рабочих мест, тыс. единиц Место региона по количеству созданных рабочих мест Место региона по объему привлеченных инвестиций

Ленинградская область 227,2 1 4

Нижегородская область 209,3 2 16

Московская область 149,4 3 9

Свердловская область 139,0 4 5

Пермский край 121,8 5 31

Калужская область 119,0 6 54

Воронежская область 115,8 7 28

Краснодарский край 105,9 8 14

Санкт-Петербург 100,8 9 13

Хабаровский край 97,5 10 15

ИТОГО 1385,7 - -

- блок закрепления кадров;

- блок по источникам обеспечения районов нового освоения.

Принципиально новым в первом блоке является то, что потребность в кадровом обеспечении нового района должна рассматриваться не изолированно по каждому инвестиционному проекту, а по совокупности проектов. Такой подход позволяет определить критическую численность потребного населения и рабочих кадров, а также потребность кадров для обеспечения развития производственной и социальной инфраструктуры. Последний аспект в представленных проектах не находит отражение. При условии формирования постоянного населения такой подход позволит предусмотреть занятость других членов семьи как по конкретному проекту, так и в смежном варианте.

Во втором блоке система мер должна обеспечить максимальное закрепление рабочих кадров. Это очень сложный раздел кадровой политики в районах нового освоения. Достаточно отметить, что в советское время для строек в Сибири, и в частности Красноярском крае, привлекалось значительное количество рабочих при использовании разных методов. Это был организованный набор, но закрепление кадров на месте было очень низкое. Причинами тому были низкий уровень организации работы с кадрами по их закреплению, сложные социально-экономические условия и главное - отсутствие достойного жилья. Проблема жилищного обеспечения существовала десятилетиями в советское время, продолжает существовать и сейчас. Для районов нового освоения характерно привлечение значительного числа работающих на стадии строительства (тысячи и десятки тысяч человек), при обеспечении определенных условий, закрепление части из них на новых предприятиях. Для этого необходимо создать целенаправленную систему подготовки кадров для всего блока предприятий, исходя из поэтапности их ввода. Закрепление кадров связано с системой переподготовки кадров для тех, кто хотел бы сменить свою профессию или повысить квалификацию. Возникают условия для создания центров совместного действия подготовки и переподготовки кадров. Безусловно, это дополнительные расходы, но они окупаются в долгосрочной перспективе через снижение затрат на привлечение кадров.

К источникам кадрового обеспечения можно отнести как внутренние (региональные), так и внешние (из других регионов страны и иностранных рабочих). В связи с этим, необходимым условием кадрового обеспечения является учет глобальных тенденций в сфере занятости [4].

Оценивая проведенные исследования, можно выделить следующие положения, которые должны быть учтены при развертывании работ в районах нового освоения:

1. Необходимо выделять этапы кадрового обеспечения с учетом создания системы перераспределения кадров по этапам освоения инвестиционных проектов. В настоящее время в практике планирования кадровых ресурсов выделяется этап строительства, рассчитывается потребность в кадрах; этап запуска производств с указанием потребностей в профессиональном разрезе, но

при этом программ закрепления кадров нет.

2. При планировании потребности в кадровом обеспечении инвестиционных проектов необходимо максимально использовать комплексный подход по всем составляющим кадровой политики, реализуя принципы взаимосвязи и взаимодополняемости.

3. Инвестиционные проекты в районах нового освоения требуют дополнительных затрат на привлечение и закрепление кадров, что повышает стоимость инвестиционных проектов, поэтому эти затраты должны быть включены в проекты.

4. Инвестиционные проекты должны сопровождаться проектами по градостроению. При условии развития районов нового освоения на стационарной основе градостроительная программа должна стать определяющей в эффективном функционировании нового района.

5. Комплексный подход к кадровому обеспечению предполагает целенаправленное использование других членов семей, тем самым снижая потребности в дополнительном привлечении людей. Варианты трудоустройства необходимо сразу указывать при привлечении рабочих кадров (например, возможности переподготовки по необходимым в районах профессиям).

6. Развивая социальную инфраструктуру, необходимо учитывать и возможности предоставления на более высоком уровне социальных услуг, особенно в сфере обучения детей, а также студентов с последующим их закреплением в районах нового освоения. Социальные стандарты жизнедеятельности - один из важнейших факторов закрепления кадров.

7. В области проектирования необходимо размещение наукоемких производств с высокой производительностью труда, минимальной потребностью в кадрах. Максимальное использование наукоемких, современных технологий будет способствовать созданию в регионе новых пропорций в квалификации занятого населения с высоким удельным весом квалифицированных работников.

Представленные направления совершенствования планирования рабочих кадров предусматривают определенную ответственность и органов власти, и бизнес-сообщества, а также необходимость формирования системы эффективного взаимодействия. Если данные положения не будут учтены в системе планирования, то, как это показывает опыт развитых стран, надеяться на стабильное развитие региона нельзя.

Библиографический список

1. Карпов, Л. Н. Новые районы в экономике развитых капиталистических стран/Л. Н. Карпов. М.: Мысль, 1972. С. 28-40.

2. Проект 2020: комплексные эффекты новой индустриализации России: официальный доклад V Красноярского экономического форума. М.: Бизнес-центр «Новь», 2008. С. 23-28.

3. Гонтмахер, Е. Работа на вырост / Е. Гонтмахер // Российская газета. 2008. № 29. С. 5.

4. Глобальные тенденции в сфере занятости в 2007-2008 гг. //БИКИ. 2008. № 16. С. 3-6.

G. Ya. Belyakova, V V Novikov

THEORETICAL APPROACHES TO THE IMPROVEMENT OF THE PERSONNEL PLANNING AND MANAGEMENT SYSTEM FOR NEWLU DEVELOPED REGIONS

The paper reviews the conceptual approach to the investment project with personnel in the conditions ofthe investment regions activity and their increasing competition for resources, including labor resources.

Keywords: regional economy, investment project, management system, new regions being developed.

УЦК330.101.541

Г. И. Поподько, Н. Б. Александрова

АНАЛИЗ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ ПОДДЕРЖКИ И СТИМУЛИРОВАНИЯ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В РОССИИ

Представлен анализ государственной политики, направленной на стимулирование и поддержку инновационной деятельности в России. Определено понятие и структура национальной инновационной системы. Проанализированы основные механизмы государственного участия в создании благоприятного инновационного климата. Определены перспективные направления развития национальной инновационной системы.

Ключевые слова: инновации, национальная инновационная система, инновационный климат.

Обеспечение устойчивого экономического развития, конкурентоспособности экономики, резкого повышения уровня жизни основной части населения невозможно без создания условий для быстрого технического обновления капитала, внедрения последних достижений науки и техники, стимулирования инновационной деятельности. Государственная политика, направленная на достижение поставленных целей, может быть реализована с помощью создания национальной инновационной системы (НИС). В «Основах политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 г. и дальнейшую перспективу» формирование национальной инновационной системы определено как неотъемлемая часть экономической политики государства. Только таким образом можно соединить интересы государства, научно-технической, образовательной сферы и частного сектора для достижения стратегических национальных интересов.

Понятие национальной инновационной системы было введено в научный оборот в 1980-1990-хгг. Г. Нельсоном, К. Фрименом и другими исследователями.

Как правило, под НИС понимают либо «комплекс институтов правового, финансового и социального характера, обеспечивающих инновационные процессы и имеющих прочные национальные корни, традиции, политические и культурные особенности», либо «совокупность предприятий и организаций, деятельность которых направлена на генерирование и диффузию инноваций». Некоторые авторы говорят о ней как «об обеспечивающей инновационные процессы системе экономических механизмов и видов деятельности» [1].

Авторами работы дано собственное определение НИС. Под национальной инновационной системой понимается совокупность экономических, организацион-

ных и правовых инструментов, направленных на обеспечение условий для скорейшего внедрения достижений науки и техники во все сферы экономики и стимулирование инновационной деятельности, а также комплекс предприятий и организаций, обеспечивающих создание и внедрение инноваций в национальную экономику.

Структура НИС состоит из следующих элементов:

- государственной инновационной политики, направленной на стимулирование инновационной деятельности;

- производственного сектора (большие, средние и малые компании);

- сферы научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР) и образования;

- сектора посредников, обеспечивающего трансфер инноваций (инновационные центры, брокеры и др.);

- инфраструктуры инновационной деятельности (технопарки, технополисы, бизнес-инкубаторы, центры трансфера технологий и т. д.);

- институциональных структур (финансовые институты, «бизнес-ангелы», страховые компании).

Роль государства в инновационной сфере, по мнению авторов, заключается, прежде всего, в формировании организационных, экономических и правовых условий для осуществления инновационного процесса в рамках национальной инновационной системы.

К основным задачам государства в области поддержки и стимулирования инноваций можно отнести следующие:

- определение научно-технических и технологических приоритетов в условиях ограниченности ресурсных средств;

- выработка инновационной и научно-промышленной политики, отражающей взаимные интересы науки, промышленности, инвесторов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.