Научная статья на тему 'Теоретические подходы к понятию и оценке эффективности финансового менеджмента'

Теоретические подходы к понятию и оценке эффективности финансового менеджмента Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
23
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
E-Scio
Область наук
Ключевые слова
FINANCIAL MANAGEMENT / MAIN MANAGER OF BUDGETARY FUNDS / THE USE OF STATE AND MUNICIPAL FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егикян М.А., Магницкий Н.Д., Багратуни К.Ю.

В статье рассмотрены основные характеристики финансового менеджмента. Авторами проанализирован действующий приказ Министерства финансов РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств». Представлена позиция по проблемам эффективности использования средств соответствующего бюджета администраторами бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к понятию и оценке эффективности финансового менеджмента»

УДК 338

Экономические науки

Егикян М.А., студент Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации Магницкий Н.Д., студент Финансового университета при Правительстве

Российской Федерации Багратуни К.Ю., научный руководитель, к.э.н., доцент кафедры Финансового университета при Правительстве Российской Федерации

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНЯТИЮ И ОЦЕНКЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА

Аннотация: В статье рассмотрены основные характеристики финансового менеджмента. Авторами проанализирован действующий приказ Министерства финансов РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств». Представлена позиция по проблемам эффективности использования средств соответствующего бюджета администраторами бюджетных средств.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, главный распорядитель бюджетных средств, использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Abstract: the article describes the main features of financial management. The authors analyzed the current order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.04.09, No. 34n. "On the organization of monitoring of quality of financial management carried out by the main managers of budgetary funds". The opinions on problems of the effective use of funds from the corresponding budget by the budget administrators.

Key words: financial management, the main Manager of budgetary funds, the use of state and municipal financial resources.

Финансовые ресурсы, сконцентрированные у органов государственной власти и органов местного самоуправления (далее: ОГВиОМСУ), ограничены. При распределении данных средств возникает необходимость в оценке эффективности их использования. В сфере государственных и муниципальных финансов (далее: ГиМФ) оценка эффективности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты - выгоды» - процесс, позволяющий принимать компетентные решения о распределении финансовых ресурсов. Данный процесс заключается в логическом сопоставлении вероятных затрат, связанные с проектом (программой) или мероприятием, и ожидаемого результата. Зачастую оценка происходит в денежном выражении, однако в сфере ГиМФ могут быть учтены и иные факторы. Так, в социальной сфере, объем выгоды от использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов (далее: ГиМФР) определяется уровнем жизни населения, изменением качества образования, снижением рисков заболеваемости и т.д.1 В результате, эффективность расходов бюджетных средств достаточно специфична, что проявляется в ряде характеристик.

Во - первых, эффективность использования ГиМФР имеет как экономическую, так и социальную составляющую. Например, повышение качества образования можно оценить с помощью разных показателей: трудоустройство выпускников, количество дипломов отличия, прием и выпуск студентов, число магистрантов (аспирантов) и др. Однако данные показатели лишь косвенно характеризуют качество образования, что способствует получению некачественной информации о результатах оценки.

Во - вторых, расходы бюджетных средств нацелены на достижение долгосрочного эффекта: расходы на образование, здравоохранение и культуру представляют собой инвестиции ОГВиОМСУ в развитие человеческого

1 [4, с. 172]

капитала, что выявляет необходимость оценки эффективности в долгосрочном плане.

В - третьих, использование ГиМФР влекут множество как положительных, так и отрицательных побочных эффектов (перемещенных выгод). Так, с одной стороны, строительство дорожного кластера способствует повышению эффективности бизнеса в близлежащих районах, а с другой-ухудшает условия проживания в прилегающих районах. Поскольку побочные эффекты являются компонентом эффективности использования ГиМФР, то их учёт и оценка необходимы.

Как было выяснено, оценка эффективности программ расходов необходима для распределения финансовых ресурсов. Поскольку построить объективную оценку эффективности использования ГиМФР достаточно сложно, на практике применяют стандартный механизм принятия решения в условиях неопределенности - процедура голосования, основанная на общественном выборе. Простым примером направления использования ГиМФР в РФ является практика применения бюджетного процесса - регламентируемая нормативно-правовыми актами деятельность ОГВиОМСУ и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролем за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, рассмотрению и утверждению

Л

бюджетной отчетности . В результате компетентные ОГВиОМСУ принимают решения по социально-экономическому развитию государства, а также осуществляют контроль за её реализацией. Таким образом, данный механизм предусматривает обеспечение эффективности использования ГиМФР с учетом соблюдения ряда факторов:

1. Достижение общественно значимых целей с помощью конкретизации государственных программ;

2. Конкурсная основа проведения отбора программ, которая способствует обеспечению прозрачности и эффективности расходов бюджетных средств;

3. Использование ГиМФР на программы не должны носить постоянного характера; при составлении бюджета на очередной финансовый год необходим учёт достигнутых результатов в отчетном финансовом году;

4. Программы использования ГиМФР должны быть доступными и прозрачными для общественного контроля. Таким образом, структура расходов бюджетов бюджетной системы должна быть в открытом доступе для общественности;

5. Получатели перемещенных выгод не должны иметь доступа для принятия решений по программам расходов, отбору получателей и оценке их результатов.

С целью соблюдения данных условий необходимо осуществлять мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств (далее-ГРБС) на всех уровнях власти. Стоит отметить, что понятие «финансовый менеджмент» в бюджетном кодексе отсутствует. Данный проблема была решена Министерством финансов РФ: в приказе Министерства финансов РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными

-5

распорядителями бюджетных средств» было введено определение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС. Под финансовым менеджментом ГРБС понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, которые охватывают все элементы бюджетного процесса. Существуют другие теоретические понятия финансового менеджмента:

> Управление денежными потоками, финансовыми операциями, которое призвано обеспечить привлечение и поступления денежных средств и их эффективное использование в соответствии с планами, программами и иными актами;

> Управление финансовыми потоками и финансовыми ресурсами (составляющее понятия «финансы»);

> Система методов и принципов разработки и реализации управленческих решений, которые связаны с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов экономического субъекта.

Финансовый менеджмент в частном секторе и в сфере ГиМФ имеет принципиальное различие. Ключевая цель финансового менеджмента у хозяйствующих субъектов - максимизация прибыли, а также увеличение рыночной стоимости компании. Главная цель в сфере ГиМФ: использование с максимальной отдачей финансовых ресурсов, принадлежащих всему обществу. В результате, различаются и задачи, решаемые для достижения данных целей. Если в частном секторе стремятся к максимизации прибыли, то в сфере ГиМФ - оказание большего количества качественных услуг населению. Компании решают проблему формирования объемов финансовых ресурсов исходя из плановых показателей, ГРБС действует в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Предприятие стремятся минимизировать риски посредством увеличения прибыли, в ГиМФ управление рисками сконцентрировано в руках компетентных финансовых органов и др. Стоит отметить, что общим между частным сектором и сферой ГиМФ считается то, что эффективность использования ГиМФР является составной частью системы управления, с одной стороны, предприятия, а с другой-ведомством или территории.

Отметим, что в зарубежных странах, где присутствует практика финансового менеджмента, применяется процедура и стандартизация нормативного урегулирования посредством принятия нормативно-правовых актов (Австралия, США) или путем формирования специальных служб (Великобритания, Швеция). Например, в США на периодической основе ведется анализ качества государственного управления в рамках специального проекта «Government Performant Project (GPP)4. Данный проект определяет качество и эффективность исполнения правительственных проектов.

В Швеции Агентством финансового менеджмента был создан рейтинг сравнительной оценки качества финансового менеджмента. В процессе мониторинга, проводимого Агентством, рассматриваются финансовые процедуры, их соответствие нормативно-правовым актам и иные процессы в

бюджетной сфере. Рейтинг применяется при определении задач бюджетной политики и при рассмотрении заявок ведомств на очередной финансовый год.

В РФ отсутствует целостная система финансового менеджмента и его нормативно-правовое регулирование. Однако, отдельные элементы финансового менеджмента внедряются в практику исполнения бюджетов, осуществления контроля и бюджетного планирования. Так, согласно статье 345 БК РФ под принципом эффективности использования бюджетных средств понимается достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств. В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации издан приказ № 34-н от 13.04.09 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета»6.

В РФ начался переход к применению международных стандартов в системе ГиМФ при реализации функций финансового менеджмента. Система финансового менеджмента и анализ качества в сфере ГиМФ представлена на рисунке 1.

Рис. 1. Процессы и процедуры в системе оценки качества финансового менеджмента государственных и муниципальных услуг. Источник: [3]

5 [1, с.25]

6 [2, с.43]

Согласно приказу Министерства финансов РФ от 13.04.09г. существует следующий спектр показателей финансового менеджмента:

1. Доля бюджетных ассигнований, предоставляемых при планировании в программном виде (внедрение механизмов бюджетирования, который ориентирован на конкретный результат);

2. Качество ведения бюджетных смет (работа в рамках бюджетного планирования и исполнения бюджета);

3. Доля ассигнований по государственным заданиям (определение стоимости государственной услуги и обеспечение соответствия затрат к выгоде);

4. Соответствие учредительных документов получателей данным Сводного реестра (деятельность в рамках соответствующих нормативно-правовых актов)

5. Применение электронного документооборота ГРБС с Федеральным казначейством (использование ^-технологий)

6. Сумма возврата из бюджета излишне взысканных сумм (качество бюджетных полномочий).

Таким образом, финансовый менеджмент - управление финансовыми денежными операциями и потоками, которые призваны обеспечить привлечение и рациональное использование ресурсов в соответствии с целями и задачами компетентных органов управления. Оценка финансового может происходить как в денежном выражении, так и в иных социально -экономических показателях. Финансовый менеджмент в РФ осуществляет Министерство финансов РФ в соответствии с приказом 13.04.09г. №34н. Методология показателей оценки качества финансового менеджмента свидетельствует об организации «живого» механизма, который отражает позицию Министерства финансов РФ по проблемам эффективности использования средств соответствующего бюджета администраторами бюджетных средств.

По мнению авторов, данные механизмы недостаточно определяют принципы бюджетной системы РФ. С целью обеспечения принципов прозрачности (ст. 36 БК РФ), эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также достоверности бюджета (ст.37 БК РФ) необходима конкретная оценка использования ГиМФР. Считается, что применение экономико-математических моделей способствует получению достаточно объективной оценки финансового менеджмента в сфере ГиМФ.

Библиографический список:

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год. - Москва: Эксмо, 2017. - 384с. - (Актуальное издательство)

2. Приказ № 34-н от 13.04.09 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета»

3. МинФин РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств». Интернет - ресурс. URL: http://minfin.ru/common/upload/library/2009/08/MFRF_Pr34n.rtf (дата обращения: 20.05.17г.)

4. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - 2-е изд., доп. и перераб. -М.: КНОРУС, 2016. - 468 с

5. Archived project «Government Perfomance Project». Интернет -ресурс. URL: http://www.pewtrusts.org/en/archived-projects/government-performance-project. (Дата обращения: 25.04.2017г.);

7 [2, c.38]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.