Научная статья на тему 'Основные характеристики финансового менеджмента: понятие и оценка эффективности'

Основные характеристики финансового менеджмента: понятие и оценка эффективности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1179
118
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / FINANCIAL MANAGEMENT / ФИНАНСОВЫЕ РЕСУРСЫ / FINANCIAL RESOURCES / БЮДЖЕТ / BUDGET / БЮДЖЕТНАЯ СИСТЕМА / BUDGET SYSTEM / ГЛАВНЫЙ РАСПОРЯДИТЕЛЬ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / CHIEF ADMINISTRATOR OF BUDGETARY FUNDS / ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ / USE OF STATE AND MUNICIPAL FINANCIAL RESOURCES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Агадуллина А. А.

В статье проведен анализ основных характеристик финансового менеджмента. Изучен и проанализирован действующий приказ Министерства финансов РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств». Представлено мнение по проблемным вопросам эффективности использования средств соответствующего бюджета администраторами бюджетных средств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MAIN CHARACTERISTICS OF FINANCIAL MANAGEMENT: CONCEPT AND EVALUATION OF EFFECTIVENESS

The article analyzes the main characteristics of financial management. The acting order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.04.09 was studied and analyzed. No. 34n. "On the organization of monitoring the quality of financial management, carried out by the chief administrators of budgetary funds." An opinion is presented on the problematic issues of the effectiveness of the use of the funds of the corresponding budget by administrators of budgetary funds.

Текст научной работы на тему «Основные характеристики финансового менеджмента: понятие и оценка эффективности»

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ФИНАНСОВОГО МЕНЕДЖМЕНТА: ПОНЯТИЕ И ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ

А.А. Агадуллина, студент

Башкирский государственный университет

(Россия, г. Уфа)

Аннотация. В статье проведен анализ основных характеристик финансового менеджмента. Изучен и проанализирован действующий приказ Министерства финансов РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств». Представлено мнение по проблемным вопросам эффективности использования средств соответствующего бюджета администраторами бюджетных средств.

Ключевые слова: финансовый менеджмент, финансовые ресурсы, бюджет, бюджетная система, главный распорядитель бюджетных средств, использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов.

Финансовые ресурсы, сфокусированные в рамках распределения органов государственной власти и органов местного самоуправления, ограничены. При распределении данных средств возникает потребность в оценке эффективности их использования. В сфере государственных и муниципальных финансов оценка эффективности расходов осуществляется с помощью анализа «затраты - выгоды» - процесса, позволяющего принимать компетентные решения о распределении финансовых ресурсов. Данный процесс - это логическое сопоставление вероятных затрат, связанное с проектом (программой) или мероприятием, и ожидаемого результата [4, с. 185]. В большинстве случаев, оценка происходит в денежном выражении, однако в сфере государственных и муниципальных финансов могут быть учтены и другие факторы. Так, в социальной сфере, объем выгоды от использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов определяется уровнем жизни населения, изменением качества образования, снижением рисков заболеваемости и т.д. В результате, эффективность расходов бюджетных средств достаточно специфична, что проявляется в ряде характеристик.

Во-первых, эффективность использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов имеет как экономическую, так и социальную составляющую. Например, повышение качества образова-

ния можно оценить с помощью таких показателей как трудоустройство выпускников, количество дипломов отличия, прием и выпуск студентов, число магистрантов (аспирантов) и др. [5, с. 117] Однако, данные показатели лишь косвенно характеризуют качество образования, что способствует получению некачественной информации о результатах оценки.

Во-вторых, расходы бюджетных средств нацелены на достижение долгосрочного эффекта: расходы на образование, здравоохранение и культуру представляют собой инвестиции органов государственной власти и органов местного самоуправления в развитие человеческого капитала, что выявляет необходимость оценки эффективности в долгосрочном плане.

В-третьих, использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов влекут множество как положительных, так и отрицательных побочных эффектов (перемещенных выгод). Так, с одной стороны, строительство дорожного кластера способствует повышению эффективности бизнеса в близлежащих районах, а с другой - ухудшает условия проживания в прилегающих районах[5, с. 120]. Поскольку побочные эффекты являются компонентом эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов, то их учёт и оценка являются необходимостью.

Как было выяснено, оценка эффектив-

ности программ расходов необходима для распределения финансовых ресурсов. Поскольку построить объективную оценку эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов достаточно сложно, на практике применяют стандартный механизм принятия решения в условиях неопределенности - процедура голосования, основанная на общественном выборе. Простым примером направления использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов в РФ является практика применения бюджетного процесса - регламентируемая нормативно-правовыми актами деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролем за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, рассмотрению и утверждению бюджетной отчетности. В результате компетентные органы государственной власти и органов местного самоуправления принимают решения по социально-экономическому развитию государства, а также осуществляют контроль за её реализацией.

Таким образом, данный механизм предусматривает обеспечение эффективности использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов с учетом соблюдения ряда факторов:

1. Достижение общественно значимых целей с помощью конкретизации государственных программ;

2. Конкурсная основа проведения отбора программ, которая способствует обеспечению прозрачности и эффективности расходов бюджетных средств;

3. Использование государственных и муниципальных финансовых ресурсов на программы не должны носить постоянного характера; при составлении бюджета на очередной финансовый год необходим учёт достигнутых результатов в отчетном финансовом году;

4. Программы использования государственных и муниципальных финансовых ресурсов должны быть доступными и про-

зрачными для общественного контроля. Таким образом, структура расходов бюджетов бюджетной системы должна быть в открытом доступе для общественности;

5. Получатели перемещенных выгод не должны иметь доступа для принятия решений по программам расходов, отбору получателей и оценке их результатов [6, с. 88].

С целью соблюдения данных условий необходимо осуществлять мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств на всех уровнях власти. Стоит отметить, что понятие «финансовый менеджмент» в бюджетном кодексе отсутствует. Данный проблема была решена Министерством финансов РФ: в приказе Министерства финансов РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств» было введено определение мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главных распорядителей бюджетных средств [2]. Под финансовым менеджментом главными распорядителями бюджетных средств понимается совокупность процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств, которые охватывают все элементы бюджетного процесса [2].

Существуют другие теоретические понятия финансового менеджмента:

- Управление денежными потоками, финансовыми операциями, которое призвано обеспечить привлечение и поступления денежных средств и их эффективное использование в соответствии с планами, программами и иными актами;

- Управление финансовыми потоками и финансовыми ресурсами (составляющее понятия «финансы»);

- Система методов и принципов разработки и реализации управленческих решений, которые связаны с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов экономического субъекта.

Финансовый менеджмент в частном секторе и в сфере государственных и му-

ниципальных финансов имеет принципиальное различие. Ключевая цель финансового менеджмента у хозяйствующих субъектов - максимизация прибыли, а также увеличение рыночной стоимости компании. Главная цель в сфере государственных и муниципальных финансов: использование с максимальной отдачей финансовых ресурсов, принадлежащих всему обществу. В результате, различаются и задачи, решаемые для достижения данных целей. Если в частном секторе стремятся к максимизации прибыли, то в сфере государственных и муниципальных финансов - оказание большего количества качественных услуг населению. Компании решают проблему формирования объемов финансовых ресурсов исходя из плановых показателей, главный распорядитель бюджетных средств действует в пределах лимитов бюджетных обязательств и бюджетных ассигнований. Предприятие стремится минимизировать риски посредством увеличения прибыли, в государственных и муниципальных финансах управление рисками сконцентрировано в руках компетентных финансовых органов и др. Стоит отметить, что общим между частным сектором и сферой государственных и муниципальных финансов считается то, что эффективность использования главным распорядителем бюджетных средств является составной частью системы управления, с одной стороны, предприятия, а с другой - ведомством или территории.

В РФ отсутствует целостная система финансового менеджмента и его нормативно-правовое регулирование. Однако, отдельные элементы финансового менеджмента внедряются в практику исполнения бюджетов, осуществления контроля и бюджетного планирования. Так, согласно статье 345 БК РФ под принципом эффективности использования бюджетных средств понимается достижение заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного объема средств. В целях реализации положений Бюджетного послания Президента Российской Федерации издан приказ № 34-н от 13.04.09 «Об организа-

ции проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета».

В РФ начался переход к применению международных стандартов в системе государственных и муниципальных финансов при реализации функций финансового менеджмента.

Согласно приказу Министерства финансов РФ от 13.04.09г. существует следующий спектр показателей финансового менеджмента:

1. Доля бюджетных ассигнований, предоставляемых при планировании в программном виде (внедрение механизмов бюджетирования, который ориентирован на конкретный результат);

2. Качество ведения бюджетных смет (работа в рамках бюджетного планирования и исполнения бюджета);

3. Доля ассигнований по государственным заданиям (определение стоимости государственной услуги и обеспечение соответствия затрат к выгоде);

4. Соответствие учредительных документов получателей данным Сводного реестра (деятельность в рамках соответствующих нормативно- правовых актов)

5. Применение электронного документооборота главных распорядителей бюджетных средств с Федеральным казначейством (использование 1Т-технологий)

6. Сумма возврата из бюджета излишне взысканных сумм (качество бюджетных полномочий) [6, с. 193].

Таким образом, финансовый менеджмент - управление финансовыми денежными операциями и потоками, которые призваны обеспечить привлечение и рациональное использование ресурсов в соответствии с целями и задачами компетентных органов управления. Оценка финансового может происходить как в денежном выражении, так и в иных социально - экономических показателях.

По мнению авторов, данные механизмы недостаточно определяют принципы бюджетной системы РФ. С целью обеспечения принципов прозрачности (ст. 36 БК РФ), эффективности использования бюджетных средств (ст. 34 БК РФ), а также достовер-

ности бюджета (ст.37 БК РФ) необходима собствует получению достаточно объек-конкретная оценка использования госу- тивной оценки финансового менеджмента дарственных и муниципальных финансо- в сфере государственных и муниципаль-вых ресурсов. Считается, что применение ных финансов. экономико-математических моделей спо-

Библиографический список

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации: текст с изменениями и дополнениями на 2017 год. - Москва: Эксмо, 2017. - 384с.

2. Приказ № 34-н от 13.04.09 «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета»

3. МинФин РФ от 13.04.09г. №34н. «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств». Интернет - ресурс. URL: http://minfln.ru/common/upload/library/2009/08/MFRF_Pr34n.rtf (дата обращения: 03.03.18)

4. Государственные и муниципальные финансы: учебное пособие / О.В. Малиновская, И.П. Скобелева, А.В. Бровкина. - 2-е изд., доп. и перераб. - М.: КНОРУС, 2016. -468 с.

5. Карзаева Е. А. Депозит как способ обеспечения платежеспособности предприятия // Финансовый менеджмент. - 2016. - № 3. - С. 23-30.

6. Красоченков С., Федосеева Т. Перспективные направления развития российского рынка производных финансовых инструментов // Научные записки молодых исследователей. - 2016. - № 6. - С. 21-26.

7. Ларионова Е. А. Развитие российского рынка деривативов на современном этапе // Научный альманах. - 2016. - № 11-1 (25). - С. 197-201.

8. Супрун Е. В. Роль повышения эффективности формирования и использования финансовых ресурсов компании в обеспечении конкурентоспособности // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. Вступление. Путь в науку. -2016. - № 4 (16). - С. 90-99.

9. Чувакова А. С. Формирование системы целевых индикаторов и показателей эффективности бюджетных расходов как элемента бюджетной политики // Вестник Российского экономического университета имени Г. В. Плеханова. - 2016. - № 1 (85). - С. 53-58.

10. Archived project «Government Perfomance Project». Интернет - ресурс. URL: http://www.pewtrusts.org/en/archived-projects/governmentperformance-project. (Дата обращения: 03.03.2018).

MAIN CHARACTERISTICS OF FINANCIAL MANAGEMENT: CONCEPT AND

EVALUATION OF EFFECTIVENESS

A.A. Agadullina, student Bashkir state university (Russia, Ufa)

Abstract. The article analyzes the main characteristics of financial management. The acting order of the Ministry of Finance of the Russian Federation dated 13.04.09 was studied and analyzed. No. 34n. "On the organization of monitoring the quality of financial management, carried out by the chief administrators of budgetary _ funds." An opinion is presented on the problematic issues of the effectiveness of the use of the funds of the corresponding budget by administrators of budgetary funds.

Keywords: financial management, financial resources, budget, budget system, chief administrator of budgetary funds, use of state and municipal financial resources.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.