Научная статья на тему 'Финансовые инструменты оценки качества управления главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации'

Финансовые инструменты оценки качества управления главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
686
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ЭФФЕКТИВНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / ГЛАВНЫЕ РАСПОРЯДИТЕЛИ БЮДЖЕТНЫХ СРЕДСТВ / ОЦЕНКА КАЧЕСТВА УПРАВЛЕНИЯ / БЮДЖЕТЫ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / МОНИТОРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гиляровская С. В.

В статье отмечается, что процесс децентрализации власти, сопровождающийся усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, приобрел в последнее время еще большую актуальность. С помощью статистического и экономического инструментария проанализированы элементы бюджетного процесса, определены наиболее эффективные системы управления, мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главными распорядителями бюджетных средств, применяемые субъектами Российской Федерации. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствует единая оценка набора финансовых инструментов, применяемых субъектами Российской Федерации для мотивации региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, главных распорядителей бюджетных средств субъектов Федерации на повышение эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Финансовые инструменты оценки качества управления главных распорядителей средств бюджетов субъектов Российской Федерации»

Удк 336.14:353

финансовые инструменты оценки качества управления главных распорядителей средств бюджетов субъектов российской федерации

С. В. ГИЛЯРОВСКАЯ, кандидат экономических наук, заведующая кафедрой экономики и торгового дела

Е-mail: f0940@mail.. т Институт бизнеса, психологии и управления, Московская область, г. Химки

В статье отмечается, что процесс децентрализации власти, сопровождающийся усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, приобрел в последнее время еще большую актуальность. С помощью статистического и экономического инструментария проанализированы элементы бюджетного процесса, определены наиболее эффективные системы управления, мониторинга и оценки качества финансового менеджмента главными распорядителями бюджетных средств, применяемые субъектами Российской Федерации. Сделан вывод о том, что в настоящее время отсутствует единая оценка набора финансовых инструментов, применяемых субъектами Российской Федерации для мотивации региональных органов государственной власти и органов местного самоуправления, главных распорядителей бюджетных средств субъектов Федерации на повышение эффективности бюджетных расходов и своей деятельности в целом.

Ключевые слова: эффективность, результативность, главные распорядители бюджетных средств, оценка качества управления, бюджеты субъектов Российской Федерации, финансовый менеджмент, мониторинг.

Современные тенденции развития экономики, связанные с нестабильной доходной базой региональных и местных бюджетов при низкой заинтересованности регионов и муниципалитетов в ее наращивании, продолжают сохраняться. В на-

стоящее время отсутствуют единые действенные финансовые инструменты оценки деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, в том числе - оценки эффективности использования ими финансовых ресурсов.

Несмотря на то, что необходимость более тесной увязки стратегического и бюджетного планирования и целеполагания бюджетных расходов с мониторингом достижения заявленных целей постоянно декларируется в программных документах и законодательных актах, принимаемых на федеральном и региональном уровнях, существенных результатов в этой сфере пока нет. В последнее время процесс децентрализации власти, сопровождающийся усилением политической ответственности руководителей регионов и муниципалитетов за конечные результаты их работы по развитию территорий, приобрел большую актуальность.

В 2000 г. вступил в силу Бюджетный кодекс Российской Федерации, который определил основные подходы к организации бюджетного процесса для всех уровней бюджетной системы РФ. В нем постепенно находили отражение различные инструменты, обеспечивающие реализацию программ бюджетных реформ.

Результатом данных реформ стало формирование в России современной системы управления общественными (государственными и муниципальными) финансами, в том числе путем создания системы мониторинга качества финансового

менеджмента, осуществляемого с использованием финансовых инструментов:

- главными распорядителями средств федерального бюджета;

- субъектами Российской Федерации;

- муниципальными образованиями.

На федеральном уровне мониторинг и оценка качества финансового управления главных распорядителей средств федерального бюджета осуществляется с 2006 г. В 2006-2007 гг. оценка качества финансового менеджмента главных распорядителей средств федерального бюджета проводилась Минфином России на экспериментальной основе. В 2008 г. был издан приказ Минфина России от 10.12.2007 № 123-н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета».

В настоящее время действует приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34-н (в ред. от 19.10.2011) «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета». В данный документ внесены изменения приказами Минфина России от 17.08.2010 № 92-н, от 29.12.2010 № 192-н и от 19.10.2011 № 134-н. Кроме того, издан приказ Минфина России от 19.10.2011 № 383-н «О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1025 «О внесении изменений в пункт 10 Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета» (далее - Положение) установлено требование о представлении в составе ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета отчета Министерства финансов Российской Федерации о результатах мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого:

- главными администраторами средств федерального бюджета - главными распорядителями бюджетных средств (далее - ГРБС);

- главными администраторами доходов бюджета;

- главными администраторами источников финансирования дефицита бюджета.

Основные вопросы, которые регламентируются Положением:

1) порядок проведения мониторинга (в том числе сроки и направления проведения мониторинга);

2) система показателей для оценки качества финансового менеджмента ГРБС и методика оценки;

3) порядок взаимодействия Минфина России с участниками бюджетного процесса по обмену необходимой информацией;

4) порядок формирования отчетов о результатах мониторинга и его использования.

Программой Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 г., утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р, поставлена задача по созданию механизма, направленного на повышение качества финансового управления в общественном секторе, в том числе путем адаптации инструментов корпоративного менеджмента.

Согласно этому документу финансовым органам необходимо организовать мониторинг и оценку качества финансового менеджмента органов исполнительной власти - главных распорядителей бюджетных средств.

Таким образом, сфера применения финансового менеджмента в общественном секторе расширяется и охватывает не только сферы деятельности главных администраторов средств федерального бюджета, но и деятельность органов власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по управлению бюджетными средствами на соответствующих территориях.

В настоящее время на региональном уровне нет единого подхода к формированию направлений и системы используемых показателей для оценки качества финансового менеджмента ГРБС. Необходимо отметить, что сам факт наличия многочисленных определений понятия «финансовый менеджмент» затрудняет его применение.

Согласно приказу Минфина России от 13.04.2009 № 34-н под мониторингом качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета, понимается анализ и оценка совокупности процессов и процедур, обеспечивающих эффективность и результативность использования бюджетных средств и охватывающих все элементы бюджетного процесса (составление проекта бюджета, исполнение бюджета, учет и отчетность, контроль и аудит).

В некоторых источниках встречаются иные определения финансового менеджмента. По мнению

отдельных исследователей, финансовый менеджмент это:

1) управление финансовыми операциями, денежными потоками, призванное обеспечить:

- привлечение, поступление денежных средств;

- их рациональное расходование в соответствии с программами, планами, реальными нуждами;

2) система принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с:

- формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов предприятия;

- организацией оборота его денежных средств;

3) управление финансовыми ресурсами и финансовыми потоками, т. е. тем, что составляет понятие «финансы»;

4) совокупность концепций, правил и методов выработки и принятия финансовых и инвестиционных решений.

Особенно заметно отсутствие четкой регламентации при рассмотрении актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в которых затрагиваются вопросы финансового менеджмента. Это показывает анализ применения практики использования субъектами Федерации мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС.

Анализ организации мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС применительно к бюджетным средствам бюджетов субъектов РФ проведен в отношении ряда субъектов Федерации.

1. Центральный федеральный округ:

- Воронежская область;

- Калужская область;

- Костромская область;

- Орловская область;

- Рязанская область;

- Смоленская область;

- Тамбовская область;

- Ярославская область.

2. Северо-Западный федеральный округ:

- Республика Карелия;

- Мурманская область.

3. Южный федеральный округ:

- Республика Адыгея;

- Волгоградская область.

4. Приволжский федеральный округ:

- Республика Башкортостан;

- Республика Мордовия;

- Удмуртская Республика;

- Кировская область;

- Оренбургская область;

- Саратовская область;

- Ульяновская область.

5. Уральский федеральный округ - Челябинская область.

6. Сибирский федеральный округ:

- Республика Алтай;

- Республика Бурятия;

- Республика Тыва;

- Омская область.

7. Дальневосточный федеральный округ:

- Республика Саха (Якутия);

- Камчатский край;

- Магаданская область;

- Сахалинская область.

Наименования и реквизиты нормативных правовых актов субъектов Федерации по вопросам организации мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС представлены в табл. 1.

Субъекты Российской Федерации проводят мониторинг качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств по следующим направлениям:

а) годовой мониторинг - 28 субъектов Российской Федерации, или 100 % от числа анализируемых субъектов Российской Федерации;

б) полугодовой - 2 субъекта Российской Федерации:

- Мурманская область;

- Магаданская область.

Или 7,1 % от числа анализируемых субъектов Российской Федерации;

в) ежеквартальный мониторинг - 9 субъектов Российской Федерации:

- Воронежская область;

- Республика Карелия;

- Республика Башкортостан;

- Удмуртская Республика;

- Ульяновская область;

- Челябинская область;

- Республика Алтай;

- Республика Саха (Якутия);

- Камчатский край.

Или 32,1 % от числа анализируемых субъектов Российской Федерации;

г) мониторинг в части документов, исполь-

Таблица 1

наименования и реквизиты нормативных правовых актов субъектов российской Федерации по вопросам организации мониторинга и оценки качества финансового менеджмента Грбс

Субъект российской Федерации Вид документа дата Иомер Наименование документа

Центральный федеральный округ

Воронежская область Приказ департамента финансово-бюджетной политики Воронежской области 28.12.2010 149 «о/н» Об утверждении порядка и методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Калужская область Постановление правительства Калужской области 27.02.2009 59 Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета

Постановление правительства Калужской области 21.02.2011 81 О внесении изменений в постановление от 27.02.2009 № 59 «Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета»

Приказ министерства финансов Калужской области 09.03.2011 33 Об утверждении порядка мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета

Приказ министерства финансов Калужской области 26.04.2011 76 О критериях и формах оценки качества финансового менеджмента

Костромская область Постановление департамента финансов Костромской области 20.05.2011 14 Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета

Орловская область Постановление правительства Орловской области 22.07.2011 229 Об утверждении положения об оценке качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и внесении изменений в постановление правительства Орловской области от 29.03.2011 № 96 «Об утверждении программы повышение эффективности бюджетных расходов Орловской области на период до 2012 г»

Рязанская область Постановление министерства финансов Рязанской области 31.12.2010 24 Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента ГРБС

Смоленская область Распоряжение администрации Смоленской области 26.04.2010 479-р/адм Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого ГРБС

Распоряжение администрации Смоленской области 25.02.2011 251-р/адм О внесении изменений в методику балльной оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств

Тамбовская область Постановление администрации Тамбовской области 21.09.2010 1112 Об утверждении положения о проведении мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС

Постановление администрации Тамбовской области 17.12.2010 1480 О внесении изменений в положение о проведении мониторинга качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета

Ярославская область Постановление правительства Ярославской области 09.07.2009 703-п Об утверждении порядка и методики оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств

Постановление правительства Ярославской области 10.09.2009 900-п О внесении изменений в постановления правительства области от 09.07.2009 № 703-п, от 26.03.2009 № 244-п

ФИнАнсЫ И крЕдИт

29

Продолжение табл. 1

субъект Российской Федерации Вид документа дата Иомер наименование документа

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия Приказ министерства финансов Республики Карелия 19.06.2009 205 О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Карелия, главными администраторами доходов бюджета Республики Карелия

Мурманская область Постановление правительства Мурманской области 03.08.2011 389-ПП Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств областного бюджета

Южный федеральный округ

Республика Адыгея Приказ министерства финансов Республики Адыгея 16.03.2011 39-А Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента субъектов бюджетного планирования Республики Адыгея

Волгоградская область Приказ комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства администрации Волгоградской области 23.12.2010 362 Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств областного бюджета

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан Приказ министерства финансов Республики Башкортостан 05.07.2010 59 О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан

Приказ министерства финансов Республики Башкортостан 14.06.2011 36 О внесении изменений в приказ министерства финансов Республики Башкортостан от 05 июля 2010 года № 59 «О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Республики Башкортостан»

Республика Мордовия Постановление правительства Республики Мордовия 08.08.2011 304 Об организации проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств республиканского бюджета Республики Мордовия

Удмуртская Республика Постановление правительства Удмуртской Республики 29.08.2011 297 Об утверждении положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Удмуртской Республики

Кировская область Постановление правительства Кировской области 22.08.2009 117/383 Об утверждении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета

Оренбургская область Постановление правительства Оренбургской области 29.06.2009 311-п Об утверждении методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета и положения о порядке применения результатов мониторинга оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета при оценке их деятельности и премирования на ее основе руководителей соответствующих главных распорядителей средств областного бюджета

Продолжение табл. 1

Субъект Российской Федерации Вид документа Дата Номер Наименование документа

Саратовская область Постановление правительства Саратовской области 31.08.2009 416-П Об оценке качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета

Ульяновская область Приказ министерства финансов Ульяновской области 23.09.2009 52-пр Об утверждении положения об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств бюджета Ульяновской области и главными администраторами доходов областного бюджета Ульяновской области

Приказ министерства финансов Ульяновской области 27.11.2009 63-пр О внесении изменений в приказ министерства финансов Ульяновской области от 23.09.2009 № 52-пр

Уральский федеральный округ

Челябинская область Постановление правительства Челябинской области 27.07.2011 253-П О методике оценки и мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета и главными администраторами доходов областного бюджета

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай Постановление Правительства Республики Алтай 25.08.2011 234 Об утверждении Порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Алтай

Республика Бурятия Постановление Правительства Республики Бурятия 20.07.2010 292 Об утверждении Положения о проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета

Республика Тыва Постановление Правительства Республики Тыва 30.06.2009 315 О порядке проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств республиканского бюджета Республики Тыва

Омская область Приказ министерства финансов Омской области 28.03.2011 31 О Порядке проведения мониторинга и оценки качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета

Приказ министерства финансов Омской области 27.05.2011 43 О внесении изменений в отдельные приказы министерства финансов Омской области и признании утратившим силу приказа министерства финансов Омской области от 29 июня 2007 г. № 16

Дальневосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия) Приказ министерства финансов Республики Саха (Якутия) 16.10.2009 01-04/813 Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)

Приказ министерства финансов Республики Саха (Якутия) 08.02.2010 01-04/0049н О внесении изменений в приказ министерства финансов Республики Саха (Якутия) от 16 октября 2009 г № 01-04/813-н «Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями бюджетных средств государственного бюджета Республики Саха (Якутия)»

Камчатский край Приказ министерства финансов Камчатского края 31.10.2008 114 Об установлении порядка проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств краевого бюджета

Окончание табл. 1

субъект Российской федерации Вид документа дата номер наименование документа

Магаданская область Постановление администрации Магаданской области 13.07.2011 500-па Об утверждении порядка и методики балльной оценки качества финансового менеджмента главных распорядителей средств областного бюджета

Сахалинская область Приказ министерства финансов Сахалинской области 29.03.2011 6 О проведении мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета

зуемых при составлении проекта бюджета, -8 субъектов Российской Федерации:

- Волгоградская область;

- Республика Карелия;

- Республика Адыгея;

- Республика Башкортостан;

- Ульяновская область;

- Республика Алтай;

- Камчатский край;

- Республика Тыва.

Или 28,6 % от числа анализируемых субъектов Российской Федерации.

Часть субъектов Федерации выделяет группы ГРБС в целях учета объективных различий для оценки качества финансового менеджмента. В ходе анализа выявлено два критерия, которые используют отдельные субъекты Российской Федерации для группировки ГРБС в целях оценки качества их финансового менеджмента:

1) выполнение функций и полномочий учредителя в отношении государственных учреждений (или наличие подведомственной сети);

2) выполнение главным распорядителем бюджетных средств функций финансового органа.

Критерий «выполнение функций и полномочий учредителя в отношении государственных учреждений» (или «наличие подведомственной сети») применяют 5 субъектов Федерации:

- Воронежская область;

- Республика Адыгея;

- Омская область;

- Магаданская область;

- Республика Саха (Якутия).

Или 17,9 % от числа анализируемых.

При этом в Воронежской области, Республике Адыгея, Магаданской области, Республике Саха (Якутия) выделено две группы ГРБС:

1) осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении государственных учреждений (имеющие подведомственные учреждения);

2) не осуществляющие указанные функции и полномочия в отношении государственных учреждений (не имеющие подведомственных учреждений).

В Омской области выделено три группы ГРБС:

1) не о суще ствляющие функции и полномочия учредителя государственных учреждений;

2) осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении не более десяти государственных учреждений;

3) осуществляющие функции и полномочия учредителя в отношении более десяти государственных учреждений.

Критерий «выполнение ГРБС функций финансового органа» использует 1 регион - Кировская область, или 3,6 % от числа анализируемых.

Большая часть субъектов Российской Федерации - 23, или 82,1 % от числа анализируемых не осуществляет деление ГРБС на группы в целях оценки качества их финансового менеджмента.

Другой подход в целях учета объективных различий между ГРБС для оценки качества их финансового менеджмента использует Волгоградская область. При определении итоговой оценки качества финансового менеджмента ГРБС в области применяется коэффициент сложности управления финансами. Коэффициент определяется в зависимости от следующих критериев:

1) ГРБС, расходы которых составляют выше 10 % областного бюджета или имеющих в функциональном подчинении более 100 подведомственных учреждений (коэффициент 1,2);

2) ГРБС, расходы которых составляют от 5 до 10 % областного бюджета или имеющих в функциональном подчинении от 20 до 50 подведомственных учреждений (коэффициент 1,1);

3) для прочих ГРБС (коэффициент 1).

Показатели, применяемые для годового мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС, субъекты Федерации, как правило, группируют по этапам или элементам бюджетного процесса.

Так, из 28 субъектов Федерации 26, или 92,9 % от числа анализируемых, осуществляют группировку показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС. Лишь 2 субъекта Федерации - Республика Адыгея и Оренбургская область не осуществляют группировку показателей.

Часто используемыми субъектами Российской Федерации группами показателей годового мониторинга качества финансового менеджмента являются:

1) финансовое планирование;

2) исполнение бюджета в части расходов;

3) исполнение бюджета в части доходов;

4) учет и отчетность;

5) контроль и аудит;

6) исполнение судебных актов и эффективность судебной защиты.

При этом субъекты Федерации используют различные вариации наименований групп показателей, характеризующих аналогичные этапы или элементы бюджетного процесса.

Встречаются случаи объединения групп показателей:

1) группы показателей «исполнение бюджета в части расходов» и «исполнение бюджета в части доходов» объединены в одну группу «исполнение бюджета»:

- Республика Саха (Якутия),

- Удмуртская Республика;

- Воронежская область;

- Саратовская область;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- Ярославская область;

2) группы показателей «учет и отчетность», «контроль и аудит» объединены в одну группу «учет и отчетность, контроль и аудит»:

- Саратовская область;

- Мурманская область.

В 6 субъектах Российской Федерации, или 21,4 % от числа анализируемых, используется группа показателей, характеризующих квалификацию финансового (финансово-экономического) подразделения ГРБС.

Единичные случаи групп показателей:

1) автоматизация бюджетного процесса или обеспеченность сетевыми ресурсами обмена информацией:

- Республика Башкортостан;

- Удмуртская Республика;

- Республика Карелия;

2) совершенствование форм и качества ока-

зания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам:

- Орловская область;

- Саратовская область;

3) повышение эффективности бюджетных расходов:

- Калужская область;

- Челябинская область;

4) управление активами - Ульяновская область;

5) подготовка и исполнение законов и нормативных правовых актов - Кировская область;

6) реестр расходных обязательств - Тамбовская область;

7) подведомственная сеть - Тамбовская область.

Следует обратить внимание на группы показателей «совершенствование форм и качества оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам» и «повышение эффективности бюджетных расходов». С помощью показателей данных групп осуществляется стимулирование процессов, актуальных на данном этапе развития.

Группы показателей годового мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС, применяемые субъектами РФ, представлены в табл. 2.

Показатели, применяемые для ежеквартального мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС, субъекты Федерации, как правило, рассматривают в составе показателей годового мониторинга. Отдельные субъекты Федерации (Республика Башкортостан, Республика Карелия, Удмуртская Республика) выделяют показатели ежеквартального мониторинга качества финансового менеджмента ГРБС в отдельные перечни по следующим группам:

1) финансовое планирование;

2) исполнение бюджета;

3) исполнение бюджета в части расходов;

4) исполнение бюджета в части доходов;

5) исполнение судебных актов.

Для мониторинга в части документов, используемых при составлении проекта бюджета, отдельные субъекты Федерации (Республика Башкортостан, Ульяновская, Волгоградская области) выделяют две группы показателей:

1) реестр расходных обязательств;

2) обоснования бюджетных ассигнований.

Количество показателей, используемых субъектами Российской Федерации для оценки качества финансового менеджмента ГРБС, представлено в табл. 3.

Таблица 2

Группы показателей годового мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС, применяемые субъектами Российской Федерации

Наименование групп показателей (варианты) Субъекты Российской Федерации, применяющие группу показателей

Финансовое планирование

Среднесрочное финансовое планирование Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Волгоградская, Калужская, Сахалинская области

Финансовое планирование Тамбовская, Ульяновская области

Качество бюджетного планирования Орловская, Саратовская области

Планирование бюджетных ассигнований в рамках Кировская область

целевых программ

Качество планирования расходов Кировская область

Оценка механизмов планирования расходов бюджета Воронежская, Ярославская области

Качество финансового планирования Калужская область

Формирование бюджета Костромская, Рязанская, Смоленская области

Бюджетное планирование Челябинская область

Финансовое планирование и исполнение бюджета Мурманская область

Исполнение бюджета

Исполнение бюджета Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Саратовская область

Оценка управления обязательствами в процессе исполнения бюджета Воронежская область

Управление обязательствами в процессе исполнения бюджета Ярославская область

Оценка результатов исполнения бюджета Ярославская область

Состояние в сфере исполнения бюджета Орловская область

Исполнение бюджета в части расходов

Исполнение бюджета в части расходов Башкортостан, Карелия, Мордовия, Волгоградская, Калужская, Кировская, Костромская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская, Челябинская области

Оценка результатов исполнения бюджета в части Воронежская область

расходов

Исполнение бюджета в части доходов

Исполнение бюджета в части доходов Республика Башкортостан, Республика Карелия, Волгоградская, Калужская, Кировская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Ульяновская, Челябинская области

Учет и отчетность, контроль и аудит

Учет и отчетность, контроль и аудит Саратовская область

Качество бюджетного учета и внутреннего контроля Мурманская область

Учет и отчетность

Учет и отчетность Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Волгоградская, Калужская, Кировская, Костромская, Рязанская, Сахалинская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области

Оценка состояния учета и отчетности Воронежская область

Состояние в сфере учета и отчетности Орловская область

Контроль и аудит

Контроль и аудит Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Волгоградская, Калужская, Кировская, Сахалинская, Тамбовская, Ульяновская области

Финансовый контроль Удмуртская Республика

Оценка организации контроля Воронежская область

Состояние в сфере контроля и аудита Орловская область

Исполнение судебных актов

Финансовая система 36 (516) - 2012

Окончание табл. 2

Наименование групп показателей (варианты) Субъекты Российской Федерации, применяющие группу показателей

Исполнение судебных актов Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Удмуртская Республика, Волгоградская, Костромская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Ульяновская области

Оценка исполнения судебных актов Воронежская область

Юридическая дисциплина Мурманская область

Автоматизация бюджетного процесса

Автоматизация бюджетного процесса Удмуртская Республика

Обеспеченность сетевыми ресурсами обмена информацией Республика Башкортостан, Республика Карелия

Квалификация финансового (финансово-экономического) подразделения ГРБС

Квалификация финансового (финансово-экономического) подразделения ГРБС Республика Башкортостан, Республика Карелия, Республика Саха (Якутия), Волгоградская область

Квалификация сотрудников финансового, финансово-экономического, планово-экономического, финансово-бухгалтерского, бухгалтерского подразделения аппарата ГРБС Калужская область

Состояние в сфере кадрового потенциала финансово-экономического подразделения ГРБС Орловская область

Управление активами Ульяновская область

Подготовка и исполнение законов и нормативных правовых актов Кировская область

Совершенствование форм и качества оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам

Совершенствование форм и качества оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам Саратовская область

Состояние в сфере совершенствования форм и качества оказания государственных услуг физическим и (или) юридическим лицам Орловская область

Повышение эффективности бюджетных расходов

Повышение эффективности бюджетных расходов Калужская область

Использование инструментов повышения эффективности бюджетных расходов Челябинская область

Качество осуществления бюджетного процесса Тамбовская, Мурманская области

Реестр расходных обязательств Тамбовская область

Подведомственная сеть Тамбовская область

Таблица 3

Группы показателей годового мониторинга и оценки качества финансового менеджмента ГРБС, применяемые субъектами Российской Федерации

Количество показателей

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Субъект Федерации Годовой Ежеквартальный Полугодовой В части составления

мониторинг мониторинг мониторинг проекта закона

Центральный федеральный округ

Воронежская область 22 22 - -

Калужская область 23 - - -

Костромская область 16 - - -

Орловская область 18 - - -

Рязанская область 15 - - -

Смоленская область 16 - - -

Тамбовская область 22 - - -

Ярославская область 23 - -

Окончание табл. 3

Количество показателей

Субъект Федерации Годовой Ежеквартальный Полугодовой В части составления

мониторинг мониторинг мониторинг проекта закона

Северо-Западный федеральный округ

Республика Карелия 41 15 - -

Мурманская область 31 - 19 -

Южный федеральный округ

Республика Адыгея 13 - - 9

Волгоградская область 41 - - 4

Приволжский федеральный округ

Республика Башкортостан 30 7 - 4

Республика Мордовия 21 - - -

Удмуртская Республика 23 4 - -

Кировская область (ГРБС) 23 - - -

Кировская область (департамент финансов) 20 - - -

Оренбургская область 12 - - -

Саратовская область 21 - - -

Ульяновская область 39 14 - 11

Уральский федеральный округ

Челябинская область 49 16 - -

Сибирский федеральный округ

Республика Алтай 30 11 - 9

Республика Бурятия 20 - - -

Республика Тыва 39 - - 6

Омская область 18 - - -

Даль невосточный федеральный округ

Республика Саха (Якутия) 29 14 - -

Камчатский край 37 6 - 14

Магаданская область 22 - 22 -

Сахалинская область 21 - - -

Минимальное значение 12 4 19 4

Максимальное значение 49 22 22 14

Среднее значение 26 12 21 8

Таким образом, финансовые инструменты оценки качества управления главных распорядителей бюджетных средств бюджетов субъектов Российской Федерации - это «живой», постоянно движущийся механизм, отражающий позицию каждого органа государственной власти субъекта Российской Федерации по вопросам эффективного управления бюджетными средствами. Меняется система управления - изменяются элементы и инструменты финансового менеджмента (управления общественными финансами).

Позиция органов государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам финансового управления во многом обусловлена действиями и решениями Минфина России.

Очевидно, что общественные финансы (средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации) должны расходоваться по возможнос-

ти более эффективно и результативно, по строго определенным процедурам, максимально открыто для населения России, региона, муниципального образования.

Список литературы

1. Гиляровская С. В. Методологические аспекты бюджетной самостоятельности регионов Российской Федерации. М.: Проспект. 2011.

2. Гиляровская С. В. Проблемы развития электронного правительства в регионах России // Инициативы XXI века. 2010. № 3.

3. Добровольский Е. Ю., Карабанов Б. М., Боровков П. С., Глухов Е. В., Бреслав Е. П. Бюджетирование: шаг за шагом. М.: Питер. 2009.

4. Намерения регионов по разработке программ повышения эффективности бюджетных расходов // ГосМенеджмент. 2010. № 11.

5. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.

6. О внесении изменений в пункт 10 Положения о представлении в Правительство Российской Федерации ежеквартальной и годовой отчетности об исполнении федерального бюджета: постановление Правительства Российской Федерации от 16.12.2009 № 1025.

7. Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 10.12.2007 № 123-н.

8. Об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными администраторами средств федерального бюджета: приказ Минфина России от 13.04.2009 № 34-н.

9. О порядке осуществления в Министерстве финансов Российской Федерации оперативного мониторинга качества финансового менеджмента: приказ Минфина России от 19.10.2011 № 383.

10. Об утверждении Программы Правительства Российской Федерации по повышению эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 30.06.2010 № 1101-р.

11. Резервы налоговых доходов и перспективы экономического развития регионов // ГосМенеджмент. 2011. № 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.