Научная статья на тему 'Теоретические подходы к пониманию ресурсного потенциала организации сферы услуг'

Теоретические подходы к пониманию ресурсного потенциала организации сферы услуг Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
238
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕСУРСЫ / ПОТЕНЦИАЛ / СТРАТЕГИЯ / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУ ЩЕСТВА / RESOURCES / POTENTIAL / STRATEGY / COMPETITIVE ADVANTAGES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Угрехелидзе Анна Омариевна

В статье рассматриваются теоретические аспекты определения ресурс ного потенциала предприятий. Осуществлен анализ имеющихся представ лений о сущности и основных характеристиках ресурсного потенциала организаций. Проведена систематизация различных научных исследова ний, необходимая для комплексного подхода к определению ресурсного по тенциала сферы услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO SERVICE INDUSTRIES ENTERPRISE RESOURCE POTENTIAL UNDERSTANDING

The article examines the main theoretical aspects of defining the resource potential at the enterprises. We have performed an analysis of the current concepts of the es sence and main characteristics of resource potential at organizations as well as a systematization of various scientific studies which is necessary for a comprehensive approach to determine the service sector resource potential.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к пониманию ресурсного потенциала организации сферы услуг»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ПОНИМАНИЮ РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ОРГАНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ

THEORETICAL APPROACHES TO SERVICE INDUSTRIES ENTERPRISE RESOURCE POTENTIAL UNDERSTANDING

УДК 658 : 338.46

^^ УГРЕХЕЛИДЗЕ Анна Омариевна

аспирантка Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения, fpk@ gukit.ru

UGREHELIDZE Anna Omarievna

Post-graduate student, Saint-Petersburg State University of Film and Television, fpk@gukit.ru

• Аннотация.

• В статье рассматриваются теоретические аспекты определения ресурс: ного потенциала предприятий. Осуществлен анализ имеющихся представ-

• лений о сущности и основных характеристиках ресурсного потенциала : организаций. Проведена систематизация различных научных исследова-

• ний, необходимая для комплексного подхода к определению ресурсного по-\ тенциала сферы услуг.

J Ключевые слова: ресурсы, потенциал, стратегия, конкурентные преиму-: щества.

: Abstract.

• The article examines the main theoretical aspects of defining the resource potential

• at the enterprises. We have performed an analysis of the current concepts of the essence and main characteristics of resource potential at organizations as well as a

• systematization of various scientific studies which is necessary for a comprehensive approach to determine the service sector resource potential.

• Key words: resources, potential, strategy, competitive advantages.

Развитие сферы услуг в современных условиях обостряет конкурентную борьбу на рынке, что, в свою очередь, диктует организациям, заинтересованным в повышении эффективности своей деятельности, необходимость обеспечения определенного уровня конкурентоспособности.

Одной из основных целей хозяйствующего субъекта становится удержание и закрепление конкурентных позиций в своем рыночном сегменте. Достижение данной цели возможно в том случае, когда организация обладает конкурентными преимуществами, основой которых являются возможности

компании организовать наиболее эффективное, по сравнению с конкурирующими фирмами, функционирование всех своих составляющих. Для этого необходимо владеть полной информацией как об изменениях внешней среды, так и о ресурсном потенциале собственной компании. Руководство организации, обладая данной информацией, сможет объективно оценить ситуацию, сопоставить свои возможности с потребностями и принять экономически обоснованные решения по использованию ресурсного потенциала. Необходимо помнить, что ресурсный потенциал хозяйствующего субъекта зависит как от внешних условий, в которых протекает его деятельность, так и от внутренних, которые также подвержены постоянным изменениям.

Термин «ресурсный потенциал» в научных исследованиях используется в основном в отношении субъектов РФ, крупных экономических районов, страны в целом. Но, поскольку одними из главных составляющих ресурсного потенциала этих субъектов являются хозяйствующие субъекты, которые обеспечивают производство товаров и услуг, представляется вполне обоснованным применить этот термин в отношении организаций сферы услуг.

Анализ последних научных трудов и публикаций, посвященных исследованию ресурсного потенциала хозяйствующего субъекта, показал, что не существует однозначного определения данного термина, так как в различной научной литературе ему присваиваются довольно разные характеристики и описываются разноплановые составляющие. Исследованию видов потенциала посвящено множество работ отечественных и зарубежных ученых, таких как Г. Л. Азоева, Г. В. Бережнов, Е. Н. Ку-черова, Л. Г. Окорокова, Е. Н.Скляр, С. Ю. Стек-сова, А. Г. Фонотов, Э. Котляр, Б. З. Мильнер, М. Портер, А. Дж. Стикленд и других. Однако, несмотря на большое количество различных исследований в данной области, определение ресурсного потенциала организаций сферы услуг требует дополнительного исследования.

Автор считает, что целесообразно начать исследование с рассмотрения различных определений самого термина «ресурсный по-

тенциал предприятия», которые наиболее часто можно встретить в научной литературе.

Л. Г. Окорокова в своем научном труде определяет ресурсный потенциал как совокупность используемых первичных ресурсов и способов их соединения, которые необходимы для создания новых видов ресурсов или для увеличения их стоимости. Так, данный автор считает, что ресурсный потенциал предприятия представляет собой одну из объективных характеристик общественного производства, в которой проявляется совокупность не только потенциальных возможностей ресурсов, но и способность предприятия осуществлять весь производственный цикл, а именно распределение ресурсов, воспроизводство товаров и услуг и способность приносить доходы [1].

М. В. Мельник, Е. Б. Герасимова считают, что «ресурсный потенциал - это совокупность ресурсов организации (трудовых и производственных), обеспечивающих непрерывность и эффективность ее деятельности» [2].

По мнению А. Н. Ковалева, совокупность трудовых, природных и материальных затрат является основой ресурсного потенциала, который определяется количеством, качеством и внутренней структурой каждого ресурса. В то же время, он уточняет, что это не только сложившаяся система имеющихся у организации ресурсов, но и альтернативные ресурсы и их источники, т.е. новые виды ресурсов, которые ранее не существовали или не использовались, но возможность их использования научно обоснована и в рассматриваемом периоде предусмотрено их получение [3].

Е. Н. Кучерова писала, что под ресурсным потенциалом предприятия или отрасли следует понимать совокупность всех имеющихся видов ресурсов, сопряженных между собой, использование которых позволяет достигнуть желаемого экономического эффекта. Ресурсный потенциал реализуется в процессе осуществления деятельности организации. Эта деятельность заключается в активном и целенаправленном воздействии персонала предприятия на средства и предметы труда, результатом которого являются новые услуги [4].

В своих трудах В. В. Ковалев, исследуя различные подходы к определению видов ресурсного потенциала организации, писал, что способность выполнять предусмотренный технологический процесс и генерировать требуемые результаты говорит об удобном подразделении всей совокупности ресурсов на три группы: материально-техническая база (долгосрочные ресурсы, обусловленные сущностью технологического процесса), оборотные активы (активы, обеспечивающие выполнение технологического процесса) и трудовые ресурсы [5].

На взгляд А. П. Шатровой, ресурсный потенциал - это возможности организации по использованию имеющихся у нее ресурсов и ресурсов, которые предприятие не использует, но которые есть во внешней среде. Также это те ресурсы, которые могут появиться в будущем, включая и осязаемые и неосязаемые ресурсы для максимального удовлетворения потребностей населения в товарах/услугах организации, а также производства добавленной стоимости и получения прибыли. По мнению, А. П. Шатровой, ресурсный потенциал бывает осязаемый и неосязаемый (рисунок) [6].

Информационно-коммуникационный

Рисунок

Состав и структура ресурсного потенциала предприятия

Как мы видим, почти все исследователи, так или иначе выделяют в своих трудах такие составляющие ресурсного потенциала, как материальные, трудовые и технологические ресурсы.

По мнению автора, ресурсный потенциал сферы услуг можно рассматривать двояко, как материальную основу производства услуг и как конгломерат ресурсов, учитывающий целевое назначение ресурсов.

Большая часть ресурсов имеет натуральную и стоимостную форму. В натуральной форме ресурсный потенциал состоит из основных, оборотных фондов и персонала.

Основные фонды организации - это совокупность средств для оказания непроизводственных услуг. Хотя непроизводственные основные фонды не оказывают непосредственного влияния на рост производительности труда, но постоянное увеличение этих фондов связано с улучшением благосостояния работников предприятия, повышением материального и социального уровня их жизни, что в конечном счете положительно сказывается на результате деятельности хозяйствующего субъекта.

Наряду с основными средствами и рабочей силой оборотные средства являются важнейшим элементом деятельности учреждения. Недостаточная обеспеченность организации оборотными средствами парализует ее деятельность и приводит к ухудшению материального положения. Оборотные средства занимают важное место в имуществе предприятия и представляют собой часть средств, вложенных в текущие активы.

В стоимостной форме - это денежное выражение различных видов ресурсов, которые включают оборотные и необоротные активы, и совокупных, в которые также входит фонд заработной платы.

Количественно ресурсный потенциал представляет собой сумму составляющих его элементов. Однако в общем виде ресурсный потенциал определяется не только в количественном выражении, он включает в себя отдельные составляющие, соотношение ко-

торых характеризует структуру ресурсного потенциала, а именно:

• материальную составляющую;

• нематериальную составляющую;

• кадровую составляющую;

• финансовую составляющую;

• организационную составляющую.

На взгляд автора, непосредственно для сферы услуг потенциал организаций обязательно необходимо разделять на составляющие и поэтапно рассматривать каждую.

Таким образом, в результате изучения литературы и систематизации различных научных взглядов, автор пришел к выводу, что под ресурсным потенциалом организации сферы услуг следует понимать совокупность всех имеющихся видов ресурсов, внутренних, собственных, доступных внешних и перспективных, благодаря которым достигается положительный экономический эффект и реализуется выбранная конкурентная стратегия. В современных условиях в составе потенциала, по мнению автора, нужно выделять следующие виды ресурсов:

• материальные ресурсы;

• технологические ресурсы;

• кадровые ресурсы;

• ресурсы системы управления;

• информационные ресурсы;

• финансовые ресурсы.

Материальные ресурсы организации - это

все виды ресурсов, имеющие материальную природу, предметы труда, которые образуют материально-вещественную составляющую готового продукта и изменяют в процессе производства продукции и услуг свою форму. В материальные ресурсы входят материалы, энергия, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Технологические ресурсы - это отдельный вид материальных ресурсов, включающий средства труда и производственные технологии.

Кадровые ресурсы - это все работники учреждения, официально числящиеся в штате и работающие по найму, кроме руководства. Это постоянные работники, которые приняты

на работу без ограничения или на срок больше года, временные и сезонные служащие. Данный вид ресурсов, по мнению автора, наиболее важен для предприятий сферы услуг.

Ресурсы системы управления представляют собой весь управленческий персонал, который принимает все стратегические решения, а также все те ресурсы, с помощью которых управленческий персонал воздействует на остальных работников.

Финансовые ресурсы организации - это совокупность собственных денежных средств, доходов и заемных средств, предназначенных для выполнения финансовых обязательств предприятия, финансирования текущих затрат, обслуживания эмиссионной и инвестиционной деятельности. Данные ресурсы образуют фонд оплаты труда и используются для выполнения обязательств перед банками, поставщиками, страховыми службами и другими предприятиями.

В современных рыночных условиях ни одно учреждение не может обойтись без

актуальной и достоверной информации и информационных технологий. Поэтому под информационными ресурсами организации понимается вся совокупность применяемых программ и обрабатываемых данных, которая представляет ценность для организации. Также в данный вид ресурсов входят все научно-исследовательские разработки и различные носители информации. На взгляд автора, целесообразно выделить в составе информационных ресурсов отдельным пунктом инновационные ресурсы. Это те ресурсы, которые еще не существуют, но могут быть созданы и использованы на определенном этапе, т.е. перспективные или альтернативные, как определяет их А. Н. Ковалев [3].

Для эффективного функционирования учреждения любого уровня необходимо не только наличие всех видов ресурсов, но, прежде всего, их сбалансированное количественное и качественное взаимодействие в реальном производственном процессе (таблица).

Таблица

Показатели эффективности использования структуры ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса

Вид ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса Ресурсы, составляющие основу ресурсного потенциала предприятия Показатель

Финансово-имущественный потенциал Материальные Нематериальные Финансовые Инвестиции Коэффициент текучей ликвидности Коэффициент платежеспособности Коэффициент финансовой устойчивости Состав и состояние активов Оборачиваемость активов Оборачиваемость собственного капитала Рентабельность капитала Коэффициент автономии

Кадровый потенциал Трудовые Уровень текучести персонала Производительность труда Уровень оплаты труда Эффективность материального стимулирования Количество конфликтных ситуаций Доля компенсационного пакета в общем объеме прибыли Прибыль на одного сотрудника Емкость затрат на содержание трудовых ресурсов Уровень интенсивности труда

Окончание таблицы

Вид ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса Ресурсы, составляющие основу ресурсного потенциала предприятия Показатель

Информационно-маркетинговый потенциал Материальные Нематериальные Финансовые Инвестиции Время Коэффициент эффективности рекламы и средств стимулирования сбыта Коэффициент затоваренности готовой продукцией Рентабельность продаж Коэффициент эффективности ценовой политики Соотношение цена-качество Доля продукции фирмы на региональном рынке

Организационно-предпринимательский потенциал Трудовые Материальные Нематериальные Финансовые Инвестиции Экономическая эффективность управленческой деятельности Доля затрат на управление в общей сумме издержек Доля управленцев в общей численности Соотношение линейного и функционального персонала

В таблице, составленной А. О. Даниловой в своей работе, представлены наиболее часто используемые показатели, которые отражают эффективность использования каждого элемента ресурсного потенциала торговых предприятий малого бизнеса [6].

Представленные в таблице показатели для определения эффективности всех видов ресурсов применимы для любых организаций сферы услуг и в совокупности будут давать хозяйствующему субъекту возможность достижения поставленных целей всей системы. Таким образом, имея в своем распоряжении все данные ресурсы, организация способна удовлетворять изменяющиеся потребности и запросы потенциальных покупателей.

В современных условиях развития экономики обеспечить устойчивое функционирование хозяйствующего субъекта можно при условии разработки и реализации конкурентной стратегии, основой которой является выявление конкурентных преимуществ. Способность организации выиграть в конкурентной борьбе будет зависеть от внутренних конкурентных возможностей данного

учреждения и внешних условий его деятельности. Внешняя среда организации исследуется с целью выявить условия или тенденции, которые могут повлиять на способность хозяйствующего субъекта выполнять свои функции. Внешней средой является рынок, государственное регулирование и поведение конкурентов. Типичные сферы анализа включают экономику, демографию, социокультурный аспект, политико-институциональную и технологическую сферы. Уже на этой стадии исследование должно иметь стратегический характер, необходимо определить угрозы и возможности, очевидно затрагивающие главное направление развития и действия организации. Однако для выявления возможных перспектив развития компании необходимо вначале определить фактическое состояние ресурсного потенциала, и только после этого разрабатывать способы его увеличения и рационального использования. В связи с этим вопрос определения и формирования ресурсного потенциала организации сферы услуг становится актуальной научно-практической задачей.

Список литературы

1. Окорокова Л. Г. Ресурсный потенциал предприятий. СПб.: СПбГТУ 2001. С. 113.

2. Герасимова Е. Б., Мельник М. В. Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. М.: Форум: ИНФРА-М, 2008. С. 193.

3. Ковалев А. Н. Ресурсный потенциал торговых организаций и эффективность его использования: Дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05. Белгород, 2004. 192 с.

4. Кучерова Е. Н. Экономические инструменты регулирования устойчивого развития предприятия // Образование, наука и производство: Сборник научных трудов. Вязьма: ВФ ГОУ МГИУ, 2010. Т. 11. 219 с.

5. Ковалев В. В. Финансовый анализ: методы и процедуры. М.: Финансы и статистика, 2002. 560 с.

6. Шатрова А. П. Алгоритм внедрения методики оценки ресурсного потенциала предприятия сферы услуг // Проблемы современной экономики. 2009. № 3 (31). С. 5.

7. Данилова А. О. Анализ инструментов оценки эффективности использования ресурсного потенциала торгового предприятия малого бизнеса // Проблемы современной экономики. 2009. № 2 (30). С. 2.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.