Научная статья на тему 'Теоретические подходы к определению эффективности функционирования предприятия'

Теоретические подходы к определению эффективности функционирования предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2689
362
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕДПРИЯТИЕ / ENTERPRISE / ЭФФЕКТИВНОСТЬ / ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ / РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ / EFFICIENCY / ЗАТРАТЫ / COSTS / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / COST-EFFECTIVENESS / ЭКОНОМИЧНОСТЬ / ECONOMY / МОДЕЛЬ / MODEL / ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ / EFFICIENCY EVALUATION / КОНКУРЕНТНЫЕ ПРЕИМУЩЕСТВА / COMPETITIVE ADVANTAGES / КЛЮЧЕВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / CORE COMPETENCIES / PRODUCTIVITY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Елистратова Анна Игоревна, Пегушина Анна Александровна

Сложность социально-экономических процессов, протекающих в экономике обусловливает многоаспектный характер экономической эффективности. В экономической литературе категорию эффективность отождествляют с такими понятиями как результативность, продуктивность, экономичность, рациональность. Содержание экономической эффективности деятельности предприятия обусловливает необходимость четкого определения критериев и показателей оценки, что позволяет в реальной практике конкретизировать экономические показатели, ориентированные на достижение экономически целесообразных эффектов. Приоритетными при определении эффективности деятельности предприятия являются результаты деятельности, но недостаточными для объективного оценивания эффективности деятельности предприятия в целом. Эффективность как научная категория предполагает оценивание и нефинансовых показателей, таких как уровень удовлетворенности клиентов, лояльность покупателей, инновации, соответствие качества продукции определенным техническим требованиям. Существуют определенные подходы к определению эффективности предприятий: механистическая модель, социальная модель, иерархическая рыночная модель и общественная организация. Категорию эффективности деятельности предприятия целесообразно рассматривать в контексте стратегического управления предприятием. Стратегической целью управления предприятием на современном этапе является достижение конкурентных преимуществ, обеспечение которых возможно за счет формирования и эффективного использования ключевых компетенций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE DETERMINATION OF THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE''S FUNCTIONING

The complexity of socio-economic processes taking place in the economy determines the multifaceted nature of economic efficiency. In the economic literature, the category of efficiency is identified with such concepts as productivity, productivity, efficiency, rationality. The content of the economic efficiency of the enterprise requires the clear definition of evaluation criteria and indicators, which allows realizing in practical practice economic indicators aimed at achieving economically viable effects. Priority in determining the effectiveness of the company's activities are the results of activities, but not sufficient for an objective assessment of the effectiveness of the enterprise as a whole. Efficiency as a scientific category implies evaluation of non-financial indicators, such as the level of customer satisfaction, customer loyalty, innovation, the conformity of product quality to certain technical requirements. There are certain approaches to determining the effectiveness of enterprises: a mechanistic model, a social model, a hierarchical market model and a social organization. It is advisable to consider the category of efficiency of the enterprise's activity in the context of strategic management of the enterprise. The strategic goal of enterprise management at the present stage is to achieve competitive advantages, which can be ensured through the formation and effective use of key competencies.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к определению эффективности функционирования предприятия»

УДК 338.24

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ОПРЕДЕЛЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ

© 2017

Елистратова Анна Игоревна, кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента устойчивого развития Пегушина Анна Александровна, кандидат экономических наук, ст. преподаватель кафедры

менеджмента устойчивого развития Крымский федеральный университет им. В.И. Вернадского (295000, Россия, Симферополь, пр.-т Вернадского,4, e-mail:kameliya1983@mail.ru)

Аннотация. Сложность социально-экономических процессов, протекающих в экономике обусловливает многоаспектный характер экономической эффективности. В экономической литературе категорию эффективность отождествляют с такими понятиями как результативность, продуктивность, экономичность, рациональность. Содержание экономической эффективности деятельности предприятия обусловливает необходимость четкого определения критериев и показателей оценки, что позволяет в реальной практике конкретизировать экономические показатели, ориентированные на достижение экономически целесообразных эффектов. Приоритетными при определении эффективности деятельности предприятия являются результаты деятельности, но недостаточными для объективного оценивания эффективности деятельности предприятия в целом. Эффективность как научная категория предполагает оценивание и нефинансовых показателей, таких как уровень удовлетворенности клиентов, лояльность покупателей, инновации, соответствие качества продукции определенным техническим требованиям. Существуют определенные подходы к определению эффективности предприятий: механистическая модель, социальная модель, иерархическая рыночная модель и общественная организация. Категорию эффективности деятельности предприятия целесообразно рассматривать в контексте стратегического управления предприятием. Стратегической целью управления предприятием на современном этапе является достижение конкурентных преимуществ, обеспечение которых возможно за счет формирования и эффективного использования ключевых компетенций.

Ключевые слова: предприятие, производительность, результативность, затраты, эффективность, экономическая эффективность, экономичность, модель, оценка эффективности, конкурентные преимущества, ключевые компетенции.

THEORETICAL APPROACHES TO THE DETERMINATION OF THE EFFICIENCY OF THE ENTERPRISE'S FUNCTIONING

© 2017

Yelistratova Anna Igorevna, Cand.Sc. (Economics), Docent at the Chair of Stable Development Management Pegushina Anna Aleksandrovna, Cand.Sc. (Economics), Senior Lecturer at the Chair of Stable Development Management Crimean Federal University named V.I. Vernadsky

(295000, Russia, Simferopol, avenue of Vernadsky, 4, e-mail:kameliya1983@mail.ru)

Abstract. The complexity of socio-economic processes taking place in the economy determines the multifaceted nature of economic efficiency. In the economic literature, the category of efficiency is identified with such concepts as productivity, productivity, efficiency, rationality. The content of the economic efficiency of the enterprise requires the clear definition of evaluation criteria and indicators, which allows realizing in practical practice economic indicators aimed at achieving economically viable effects. Priority in determining the effectiveness of the company's activities are the results of activities, but not sufficient for an objective assessment of the effectiveness of the enterprise as a whole. Efficiency as a scientific category implies evaluation of non-financial indicators, such as the level of customer satisfaction, customer loyalty, innovation, the conformity of product quality to certain technical requirements. There are certain approaches to determining the effectiveness of enterprises: a mechanistic model, a social model, a hierarchical market model and a social organization. It is advisable to consider the category of efficiency of the enterprise's activity in the context of strategic management of the enterprise. The strategic goal of enterprise management at the present stage is to achieve competitive advantages, which can be ensured through the formation and effective use of key competencies.

Keywords: enterprise, productivity, productivity, costs, efficiency, cost-effectiveness, economy, model, efficiency evaluation, competitive advantages, core competencies.

Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В условиях социально ориентированной рыночной экономики возрастает роль и значение эффективности деятельности предприятий всех форм собственности и сфер деятельности.

Определение эффективности деятельности предприятий является исходным пунктом в разработке обоснованной экономической политики предприятия, постановки задач, а ее обеспечение выступает необходимым условием выживания предприятий в динамичной конкурентной среде.

Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор, выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Эффективность как научное понятие получило широкое распространение в различных науках. Значимыми для экономики являются исследования проблематики повышения эффективности деятельности. Эффективность является сложной категорией, содержание которой изменяется с развитием рыночных отношений. Руководствуясь научным принци-

пом историзма, обратимся к историко-экономическим истокам изучения проблемы эффективности. Начало использования понятия «эффективность» в экономических науках связано с именами основателей политической экономии У. Петти и Ф. Кенэ [1]. В их трудах понятие «эффективность» отождествлялось с «результативностью» и использовалось применительно к определенным государственных мероприятиям, способствующим экономическому оживлению стран. Лишь в первой четверти XIX в. понятие «эффективность» ученые-экономисты стали рассматривать как экономическую категорию. В частности, следует выделить заслуги в этой области английского экономиста Д. Рикардо, который разделил понятия «эффективность» и «результативность», наделив «эффективность» специфическим значением, выразив категорию посредством отношения результата к определенному виду расходов [2]. В современной экономической литературе категорию эффективность зачастую отождествляют с такими понятиями как результативность, продуктивность и связывают с экономичностью, т.е. минимальным объемом затраченных ресурсов на получение опред-

еленного результата деятельности. Все чаще исследуется экономическая эффективность в контексте стратегического позиционирования, обеспечения конкурентных преимуществ предприятия, возможности выбора превзойденной стратегии и приспособления цепочки создания ценности предприятия к реализации выбранной стратегии [3]. В работах таких ученых, как А. Идрисов, Г.Хамел уделяется внимание ключевым областям компе-тений, способствующим формированию эффективности на всех уровнях [4;5].

Формирование целей статьи (постановка задания). Цели статьи: раскрыть сущность категории «экономическая эффективность»; охарактеризовать подходы к оценке эффективности предприятий; обосновать взаимосвязь эффективности функционирования предприятия и ключевой области компетенций.

Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Широкое распространение и изучение в экономической теории и практике понятие «эффективность» получило в ХХ в. В центре внимания находятся проблемы эффективности производства, эффективности функционирования предприятий и социально-экономических систем на всех уровнях иерархии. В это время в методическом аспекте термин «эффективность» стал общенаучным понятием, используемым в различных науках, объективной категорией, охватывающей как экономическую систему в целом, так и каждый ее элемент в отдельности.

Отечественная интерпретация категории «экономическая эффективность» отличается от аналогичного термина, используемого в зарубежных странах. В отечественной практике чаще всего термин «эффективность» связывают с экономичностью, то есть с минимальным объемом затрат ресурсов, потреченных на достижение необходимого результата. На западе отмечают существование таких терминов как «efficiency», «effectiveness» и «effictuality», «performance», которые переводятся как «эффективность», но имеют разное значение.

Экономическое значение терминов «efficiency» и «effectiveness» - производительность и эффективность соответственно. Эффективность в данном случае означает определенную ценность, а производительность -способность создавать ее с минимальными затратами. При этом «effectiveness» определяется чаще всего как рыночная эффективность предприятия, оценивается исходя из потребностей рынка в продукции и услугах, уровня удовлетворенности клиентов, занимаемой части рынка, качества продукции, а «efficiency» (оптимальное соотношение затраченных ресурсов и полученных результатов, независимо от того, была достигнута поставленная цель или нет) как внутренняя эффективность, которая зависит от характера производственных процессов [6].

Термин «effictuality» непосредственно переводится как эффективность, но выступает своеобразным синтезом терминов «efficiency», «effectiveness». Иным является термин «performance» - характеристика, определяющая общее состояние предприятия, включая как экономические так и неэкономические параметры, характеризующие достигнутый уровень развития и его перспективы.

Перечисленные выше интерпретации эффективности отражают различный уровень качественного состояния процесса или явления, как на макро-, так и на микроуровне, а использование того или иного определения зависит от объекта оценки эффективности и конкретных целей исследования.

В англоязычной экономической литературе вместо термина «efficiency» достаточно часто используется термин «productivity», который переводится как производительность. Экономический смысл данного понятия схож с отечественным определением технологической

эффективности - отношение некоторых полученных конечных результатов в натуральном выражении к затраченным ресурсам. В широком смысле термин «производительность» представляет собой редукцию от слов «совокупная факторная производительность» (total factor productivity, TFP) [7]. Именно этому понятию в отечественной экономической науке соответствует понятие «экономическая эффективность», под которой понимается соотношение совокупных затрат ресурсов и результатов деятельности. Концепция совокупной факторной производительности (TFP) базируется на теории факторов производства, в рамках которой продуктивным считается не только труд, но и капитал, земля, накопленные знания.

На современном этапе категория «производительность» (productivity) рассматривается как соотношение затрат всех (в случае совокупной факторной производительности - total factor productivity) или некоторых (в случае частной производительности - partial productivity) ресурсов, используемых в производстве как факторы производства (inputs) и полученные результаты (объем выпуска продукции (услуг) - outputs) [8].

Следует особо подчеркнуть, что производительность (productivity) как отношение между объемом производства продукта и потраченными на его производство ресурсами представляет для предприятия особую полезность, поскольку позволяет установить конкурентное преимущество в сравнении с другими производителями. Таким образом, производительность, акцентируя внимание на формировании конкурентных преимуществ предприятий, является одной из форм эффективности.

Понятие обеспечения экономической эффективности нередко отождествляется с результатами производства - произведенной продукцией. Однако, это определение представляется не совсем верным, так как при определении экономической эффективности деятельности следует учитывать только тот продукт, который в наибольшей степени отвечает общественным потребностям по количественным, качественным и стоимостным критериям. Одновременно при относительной ограниченности ресурсов общество интересует не только результат, но и усилия, затраченные на его достижение. Таким образом, среди экономистов преобладает мнение, что достижение эффективности деятельности требует постоянного сравнения (сопоставления) результатов с затратами. Эти сравнения могут касаться как существующих, так и потенциальных возможностей. Поэтому можно говорить о:

- ретроспективной оценке эффективности как сравнении достигнутых результатов с затратами на достижение определенных результатов [6;9];

- перспективной оценке эффективности как сравнении ожидаемых результатов с прогнозными затратами ресурсов, необходимых для достижения конкретных результатов [10;11].

Традиционно под эффективностью понимают получение максимальных результатов на единицу затрат, связанных с производством, или обеспечение минимизации затрат на единицу результата. То есть, понятие эффективности связывают с экономичностью - возможностью получения наибольшего результата из имеющихся в наличии ресурсов.

Общепринятой логикой определения эффективности является сравнение результатов и затрат, в частности, эффективность рассчитывается как отношение результатов к затратам.

Данный подход к определению сущности экономической эффективности, основанный на соотношении результата деятельности к затратам на ее осуществление, применяется в работах многих современных исследователей, как отечественных, так и зарубежных.

Довольно часто учеными-экономистами отождествляется понятие эффекта и результата экономической деятельности, что приводит к смешиванию сущности

двух понятий «эффективность» и «результативность». Следует выделить, что эффективность представляет собой совокупность свойств и параметров предприятия, отражающих качество его работы, экономичность расходования ресурсов, рациональность организации технологии производства продукции, производительность труда и т.п. Под результативностью понимают конкретные результаты, удовлетворяющие потребности. Носителями потребностей могут выступать общество в целом, отдельные социальные группы, владельцы предприятий, конкретные потребители. Результативность можно охарактеризовать и как определенный уровень полезности для конкретного потребителя.

Взаимосвязь различных подходов к оценке эффективности функционирования предприятий представлена на рис. 1. В деятельности многих предприятий, особенно крупных, можно встретить наличие элементов всех четырех концепций, каждая из которых используется в той или иной степени, что определяется ситуационными условиями воздействия совокупности внешних и внутренних факторов. Не существует предприятий, которые строили бы свою деятельность в полном соответствии с какой-либо одной моделью. Чаще всего наблюдается процесс эволюционного перехода от одних приоритетов к другим, например, от модели с ориентацией на оптимальное использование ресурсов к моделе, результаты деятельности которой определяются посредством системного эффекта [1].

Первый тип предприятия представлен механистической моделью, где предприятие - это механизм, представляющий собой комбинацию основных производственных факторов: рабочей силы и средств производства [12]. Данная модель функционирования предприятия обеспечивает получение максимальных «выходов» системы благодаря детальному анализу предприятиями именно производственной деятельности, сопоставление ее экономических результатов с используемыми производственными ресурсами. Результаты проведенных расчетов представляют основу для анализа конкурентоспособности предприятия. Эффективность отдельных видов ресурсов оценивается при помощи показателей ресурсоотдачи, определяемых на основе сопоставления результата с ресурсами.

Переход ко второй модели функционирования предприятия (социальной модели), как правило, не означает отказа от представленных выше способов измерения и оценки экономической эффективности, но акцентирует внимание на внутренних процессах, позволяющих реализовать поставленные цели на базе высокой производительности труда. Главное в социальной моделе - использование трудовых ресурсов предприятия, поэтому важны такие категории как интеграция деятельности, удовлетворенность членов коллектива, социальный климат. Методология оценки эффективности базируется на системе управления трудовыми ресурсами, включая показатели их формирования, развития и повышения качества трудовой жизни. Предприятия осуществляют планирование потребности в сотрудниках, целенаправленный отбор и расстановку персонала. Высокое качество трудовой жизни определяется по следующим направлениям: интересная работа, справедливое вознаграждение, минимальный контроль со стороны руководства. С целью повышения качества трудовой жизни предприятия создают дополнительные возможности для удовлетворения творческих потребностей персонала при одновременном росте эффективности предприятия. Однако, возможности использования данной модели для поиска резервов повышения эффективности организации в целом ограничены, поскольку внимание концентрируется только на одном факторе - человеческом.

В моделе третьего типа (иерархической моделе) предприятие рассматривается в виде сложной иерархической рыночной системы, тесно взаимодействующей с внешней средой. В центре внимания при оценке

эффективности - ресурсы, поступающие из внешней среды [13]. Неспособность получить необходимые ресурсы предприятием ассоциируется с его низкой эффективностью. Данная модель предполагает единство системной многоплановости и сложности внешней среды. Эффективность организации при таких условиях оценивается как системная деятельность, которая учитывает ее способность к саморегулированию и самоорганизации, а также достижению цели при изменении внешних условий и факторов.

Рисунок 1 - Взаимосвязь теоретических подходов к определению эффективности функционирования предприятий

Оценка эффективности по четвертой модели (общественная организация) требует учета состава всех заинтересованных групп и контролируемых ими параметров эффективности функционирования предприятия. В связи с этим эффективность функционирования предприятий рассматривается с позиции не только эффективности производства, сбыта, получения прибыли, но и уровня удовлетворения разнообразных потребностей таких субъектов, как потребители, поставщики, инвесторы, общество в целом [14]. При учете их интересов используется критерий стоимостной оценки услуг (с учетом ресурсных затрат). Такой подход практически означает принятие за основу стратегии ограниченной оптимизации, при которой достижение какой-либо одной цели организации лимитируется требованиями реализации другой цели на допустимом уровне. Общественное значение предприятия проявляется и в усилении роли влияния на его работу социальных норм и ценностей, культурных и нравственных установок как внутри системы, так и во внешней среде. В связи с этим основными функциями управления являются: достижение высокой производительности и эффективности путем укрепления духа сотрудничества и постоянного балансирования интересов вовлеченных групп.

Как в зарубежной, так и в отечественной практике используются формулировки эффективности, применительно к макро- и микроэкономике. Эффективность рассматривается как в узком, так и в широком смысле (отдельная операция, группа операций, деятельность в целом), а также относительно различных сфер деятельности - финансы, производство, персонал, клиенты, бизнес-процессы [15]. Макроэкономическая формулировка термина «эффективность» означает степень использования ресурсов для получения продуктов и услуг такого качества и в объемах, необходимых обществу в длительной перспективе. С точки зрения микроэкономики, экономически эффективный способ производства какого-либо заданного объема продукции - это способ с минимальной стоимостью использованных в процессе производства затрат.

Интерпретация эффективности различными участниками экономических отношений придает ей условный характер: меняются ценности и как следствие, происходит модификация эффективности. Данный факт свидетельствует о том, что не существует универсального и удовлетворяющего всех определения данной категории.

В современных условиях следует отметить, что рассмотрение экономической природы такого ключевого показателя, как «эффективность» было бы не полным без увязки с общей системой управления предприятием, основанной на рациональном использовании ресурсов и поддержании постоянной финансово-экономической устойчивости. Относительно изложенного эффективность функционирования предприятия можно рассматривать как следствие успешного стратегического использования конкурентных преимуществ. Действительно, рациональное использование, и в большей степени рациональное управление конкурентными преимуществами способно обеспечить максимальную эффективность. Экономическая эффективность рассматривается в контексте стратегического позиционирования, что означает выполнение операций, отличающихся от операций конкурентов или выполнение тех же операций другим способом [9]. Схематично процесс обеспечения конкурентных преимуществ предприятия представлен на рис. 2.

Рисунок 2 - Процесс обеспечения конкурентных преимуществ

Основная проблема конкурентного преимущества -существование реальной угрозы его копирования конкурентами. Однако, копированию не поддается хорошо интегрированная цепочка создания ценностей, в которой все виды деятельности соответствуют друг другу в контексте реализации стратегии. Однако конкурентное преимущество, ориентированное лишь на достижение эффективности, не является единственным путем ее достижения. Единственный путь достижения конкурентного преимущества, согласно М. Портеру- это выбор превзойденной стратегии и приспособление цепочки создания ценности предприятия к реализации этой стратегии [16].

Природа конкурентных преимуществ, выступающих «источниками эффективности» предприятия, глубже, чем непосредственно характеристики производимой им продукции (работ, услуг), или бизнес - процессов, которые создают эту продукцию. Определяющим регулятором, который приводит предприятие в состояние непрерывного достижения необходимой экономической эффективности является ключевая область компетенций. Под ключевой областью компетенций понимается некоторая система навыков и технологий, находящихся в распоряжении предприятия. В современной инновационной экономике ключевые области компетенций являются основой стратегического управления, формируют его эффективность на всех уровнях [4; 5; 17-23]. Ключевые области компетенций - это такие области, которые:

- соответствуют текущим и будущим целям предприятия;

- вносят непропорционально большой вклад в процесс создания ценности для потребителя;

- являются дифференцирующими признаками, то есть присущи только данному предприятию;

- тиражируемы, то есть легко приспособлены для создания новых товаров и услуг.

Т.е. ключевые компетенции - это то, чем владеет предприятие и что позволяет ему превосходить своих конкурентов. В рыночной экономике ключевая компетенция должна отвечать следующим критериям:

1) ценность / стоимость в глазах потребителя. Ключевая компетенция должна быть значительным

вкладом в воспринимаемую потребителем стоимость;

2) конкурентная дифференциация. Если компетенция широко распространена в отрасли, она не может считаться ключевой за исключением тех случаев, когда уровень компетенции предприятия явно превосходит уровень конкурентов;

3) возможность расширения. Благодаря ключевой компетенции предприятие способно предложить широкий ассортимент новой продукции и услуг.

Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Обощая вышеизложенное, отметим, что эффективность рассматривается как индикатор развития, важнейший стимул, целевой ориентир управленческой деятельности предприятия и направляет деятельность предприятия в русло обоснованности, необходимости, оправданности и достаточности. Каждое предприятие стремится найти свое оптимальное соотношение между интересами собственников и наемных рабочих, между текущими задачами и долгосрочным развитием, между доходами и расходами, рисками и прибылью.

В современных условиях хозяйствования формирование ключевых областей компетенции основано на таких факторах, как: рыночная позиция предприятия, уровень производительности труда, наличие производственных ресурсов, степень финансовой стабильности, система управления, профессионализм персонала, социальная ответственность, инновационная деятельность.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Классика экономической мысли: Сочинения / [Петти В., Смит А., Рикардо Д., Кейнс Дж., Фридмен М.]. - М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 753 с.

2. Рикардо Д. Начала политической экономии и налогового обложения. Избранное/ Рикардо Д. ; [пер. с англ. Клюкин П. Н.]. - М.: Изд-во ЭКСМО, 2007. - 960 с. - (Серия «Антология экономической мысли»).

3. Портер М. Международная конкуренция / Портер М.; [пер. с англ.]. - М.: Международные отношения, 2004. - 896 с.

4. Идрисов А. Стратегия, основанная на ключевых компетенциях и динамических способностях компании [Электронный ресурс]/ Идрисов А. // Режим доступа: www.management.com.ua

5. Хамел Г. Конкурируя за будущее. Создание рынков завтрашнего дня/ Хамел Г., Прахалад К.; [пер. с англ.]. - М.: ЗАО «Олимп-Бизнес», 2002.-288с.

6. Друкер П. Эффективное управление. Экономические задачи и оптимальные решения/ Друкер П.; [Пер. с англ. Котельниковой М.] - М. ФАИР-ПРЕСС, 2001. -288 с.

7. Paul Lanoie. Environmental regulation and productivity: testing the porter hypothesis/ Paul Lanoie// Journal of Productivity Analysis/ - 2005. - № 2. - Р. 120-125.

8. Michael E. Porter. Competitive Strategy/ Michael E. Porter// Simon & Schuster, 2004. - 416 pages

9. Brigham E.F. Financial Management: Theory and Practice /Brigham E.F., Gapenski L.C. - Chicago; New York; San Francisco ect.: Dryden Press, 1994. - 425 p.

10. Лафта Дж.К. Эффективность менеджмента организации/ Лафта Дж.К. - М.: Русская Деловая Литература. 1999. - 320 с.

11. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа/ Шеремет А.Д., Негашев Е.В. - М.: ИНФРА-М, 2000. -208 с.

12. Мескон М. Основы менеджмента / Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. [пер. с англ.]. - М.: Дело, 2004. - 799 с.

13. Клейнер Г.Б. Эволюция институциональных систем / Клейнер Г.Б.. ЦЭМИ РАН. - М.: Наука, 2004. -240 с.

14. Куденко Г.Е. Управление эффективностью деятельности промышленного предприятия: Монография / Куденко Г.Е., Канарская Н.В., Беленцов В.Н., Сево-стьянова С.И. - Севастополь: Вебер, 2003. - 239 с.

15. Уорд К. Стратегический управленческий учет / Уорд К. - М.: Олимп-Бизнес, 2002. - 986 с.

16. Портер М.Е. Стратепя конкуренцШ Портер М.Е.; [пер. з англ. А. Олшник, Р. Скшьський]. - К.: Основи, 1998. - 390 с.

17. Лапыгин Ю.Н. Ключевые компетенции в разработке стратегии [Электронный ресурс] / Лапыгин Ю.Н., Чижков В.В. // Экономика региона (электронный научный журнал) - 2007. - № 18. - Режим доступа: http:// journal.vlsu.ru

18. Боргардт Е.А. Стратегическое управление устойчивым развитием предприятия // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 55-61.

19. Белик В.Д. Совершенствование системы стратегического управления персоналом на предприятиях пищевой промышленности // Балтийский гуманитарный журнал. 2014. № 3. С. 31-33.

20. Курилова А.А., Курилов К.Ю. Формирование системы стратегического управления затратами промышленного предприятия // Вестник НГИЭИ. 2016. № 3 (58). С. 31-40.

21. Дорошкевич Д.В. Формирование механизма стратегического управления развитием региональной транс-портно-логистической системы // Карельский научный журнал. 2014. № 3. С. 59-61.

22. Андреев В.В., Галимова М.П. Стратегические требования к управлению промышленными предприятиями среднего класса в инновационной экономике // Актуальные проблемы экономики и права. 2013. № 1 (25). С. 27-32.

23. Teece D. Dynamic Capabilities and Strategic Management/Teece D., Pisano G., Shuen A. // Strategic Management Journal. - 1997. - Vol. 18. - Р. 23-28

Статья поступила в редакцию 17.07.2017.

Статья принята к публикации 25.09.2017.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.