Научная статья на тему 'Теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования в современном обществе'

Теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования в современном обществе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
645
137
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДОСТУПНОСТЬ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАРЬЕРЫ В ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / СОДЕЙСТВИЕ В ПОЛУЧЕНИИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION / BARRIERS IN HIGHER EDUCATION RECEPTION / ASSISTANCE IN HIGHER EDUCATION RECEPTION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Циринг Раиса Абдулловна

В статье определяются теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования для молодежи; выявляются факторы, препятствующие получению высшего образования; предлагается организация педагогического содействия доступности высшего образования, построенного на активизации внутреннего потенциала саморазвития и самосовершенствования личности в период поступления и обучения в вузе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING OF PROBLEM OF AVAILABILITY OF HIGHER EDUCATION IN MODERN SOCIETY

Transition to new state standards assumes essential increase in a share of independent work in the course of training. Readiness for independent educational activity for students of high school where its volume reaches 70% is especially important. However the given problem to the full isn't solved till now. In given article the concept «informative independence» is concretized, with reference to new conditions of training in high school and is allocated components of informative independence, formation and which integration will provide success of training of students in high school.

Текст научной работы на тему «Теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования в современном обществе»

Выделенные компоненты позволяют рассмотреть пути наиболее эффективного формирования каждого из описанных выше параметров и их интеграции в рамках образовательного процесса в вузе при реализации ФГОС ВПО.

Библиографический список

1. Болонский процесс: середина пути / под науч. ред. В.И. Байденко. - М., 2005. - 379 с.

2. Волков А.М., Микадзе Ю.И., Солнцева Г.Н. Деятельность: структура и регуляция (психологический анализ). - М.: Изд-во МГУ, 1987. - 215 с.

3. Забродин Ю.М. Психология личности и управление человеческими ресурсами. - М.: Финстатин-

форм, 2002. - 360 с.

4. Караваева С.А. Формирование готовности к самостоятельной работе у студентов специальности педагог профессионального обучения (ветеринария) на примере изучения психолого-педагоги-ческих дисциплин: Дис. ... канд. пед. наук. - Челябинск, 2004. - 136 с.

5. Основы кредитной системы обучения в Казахстане / под ред. Ж.А. Кулекеева, Г.Н. Гамарника, Б.Д. Абдрасилова. - Алматы: Казах. ун-т, 2004. - 198 с.

6. Шишмаренкова Г.Я. Познавательная самостоятельность старшеклассников как педагогическая проблема. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 1997. -182 с.

УДК 378.013.2

Циринг Раиса Абдулловна

кандидат педагогических наук Челябинский государственный университет [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДОСТУПНОСТИ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

В статье определяются теоретические подходы к изучению проблемы доступности высшего образования для молодежи; выявляются факторы, препятствующие получению высшего образования; предлагается организация педагогического содействия доступности высшего образования, построенного на активизации внутреннего потенциала саморазвития и самосовершенствования личности в период поступления и обучения в вузе.

Ключевые слова: доступность высшего образования; барьеры в получении высшего образования; содействие в получении высшего образования.

В Концепции модернизации российского образования на период до 2025 года задача обеспечения государственных гарантий доступности высшего образования стоит первой в списке приоритетов образовательной политики. Ее решение предполагает формирование соответствующей образовательной политики, организационных мероприятий, а также механизмов их реализации, особенно в аспекте новых государственных стандартов (ФГОС ВПО). Однако их разработка и проведение в жизнь усложняется недостаточным теоретическим и практическим обоснованием пси-холого-педагогических аспектов рассматриваемой проблемы, отсутствием критериев оценки достижения поставленных целей.

На современном этапе уже имеется определенная научная база, позволяющая содействовать повышению доступности высшего образования (Е.А. Мартынова, Е.Л. Омельченко, Д.Ф. Романен-кова, П.А. Сергоманов, И.Г. Телешова и др.). Однако анализ научной литературы показывает, что в существующих подходах главное место, как правило, отводится социальным аспектам. Не всегда при содействии повышению доступности принимаются во внимание условия, содержание и организация образовательного процесса, особенности новых госу-

дарственных стандартов, новые прогрессивные идеи в педагогике.

В настоящее время уже можно выделить два направления в понимании «доступности высшего образования». Они основаны на социоцентрическом и антропоцентрическом подходах.

Первый подход связан с проблемами социальной политики, справедливого регулирования доступа к инфраструктурам вузов различных групп населения, принимающих высшее образование как всеобщее общественное благо. Он ориентирует на рассмотрение доступности высшего образования с точки зрения соответствия ожиданий граждан фактическим возможностям инфраструктур вузов (количество мест набора, дополнительные программы и услуги, формы получения высшего образования (очная, заочная и т.п.), престиж того или иного вуза и т.д.). В рамках этого подхода предполагается, что любой человек, желающий получить высшее образование, не должен быть ограничен в этом своей принадлежностью к той или иной социальной группе, своим материальным положением, культурным происхождением и т.д. Такая позиция заставляют искать, прежде всего, объективные внешние препятствия доступности: бюджет семьи, конкурс в вуз, географическое положение и т.п., потому что сам

© Циринг Р.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

139

подход «вырастает из мысли о равенстве возможностей в доступности общественного блага» [4, с. 207].

Авторы, работающие в данном направлении достаточно единодушны в понимании сущности понятия «доступность высшего образования».

В работах Е.А. Мартыновой под доступностью высшего образования понимается наличие максимально возможного в настоящий момент и развивающегося по мере необходимости комплекса условий, мероприятий и нормативных актов для обеспечения равных возможностей получения высшего образования всем гражданам вне зависимости от материального положения, валидности, географии проживания, национальной принадлежности и социокультурной интегрированности [2].

М.Я. Рощина анализируя факторы, влияющие на доступность высшего образования в России, рассматривает доступность высшего образования как вероятность (шанс) получить высшее образование разных видов и разного качества (платное или бесплатное, по разным специальностям, в разных по местоположению и рейтингу вузов и т.п.) [3].

Руководитель Отдела социально-политических исследований Аналитического центра Ю. Левады, доктор философских наук Л.Д. Гудков [1] анализируя рассматриваемое понятие, указывает на его историческую трансформацию, на то, что в настоящее время есть две принципиально расходящиеся точки зрения на проблему доступности высшего образования. Первая (идеологическая) формулируется представителями социальной элиты, которые озабочены вопросами дискриминации социально уязвимых групп в области образования и стремятся выработать такую социальную политику, которая компенсировала бы возможные дефициты этих групп, предоставляя им льготы или преференции для поступления в вузы России. При этом учитываются социальные последствия неравенства, нарушения принципов социальной справедливости и, соответственно, вероятный рост напряжений в обществе, с одной стороны, а с другой - представляет возможный ущерб интересам национального развития страны, вызванный тем, что потенциально талантливые дети из социально уязвимых групп (бедных, отдаленных от центров образования, инвалидов, этнических меньшинств) ограничены в своих правах на учебу или оказываются в неравных условиях при конкуренции с более обеспеченными жителями столиц и крупных городов. Вторая точка зрения предполагает определение значимости и остроты вопроса с точки зрения уже не элиты, а массы населения или тех групп, для которых доступность образования оказывается серьезной и актуальной проблемой.

Таким образом, в рамках первого, социоцент-рического подхода главной целью является приве-

дение системы высшего образования в соответствие с содержанием социальных ожиданий различных групп населения, стремящихся получить высшее образование как общественное благо, оформить ее как общедоступный общественный институт, как всеобщую социальную услугу; «...руководством в рамках данного подхода будут служить преставления потребителя о качестве услуги, т.е. источником идей изменения будет потребитель» [4, с. 207]. Стандартными вопросами, с которыми столкнется при этом руководитель, будут вопросы качества социальной услуги: каковы типовые ожидания (группы ожиданий) студентов и их родителей; достаточна ли инфраструктура вуза для удовлетворения ожиданий большинства и меньшинства; достаточно ли книг, достаточно ли компьютеров; достаточно ли удобны подъездные пути; не ущемляет ли существующее положение дел какую-либо из групп и т.д.

Другой подход - антропоцентрический основывается на тех или иных представлениях о развитии человека и ставит в центр внимания вопрос о современных целях и средствах развития человеческих способностей (компетентности). Это означает, что доступность высшего образования будет трактоваться, прежде всего, с точки зрения возможности преодоления человеком самого себя. При таком подходе внимание сосредотачивается в область поиска горизонтов, а также средств развития человеческих способностей (компетентности) и выдвижения содержательных требований к образовательным институтам.

Понимание ситуации доступности в рамках второго (антропоцентрического) подхода связано с рассмотрением системы высшего образования в соотношении с проектами развития (саморазвития) молодых людей. Следовательно, в отличие от первого подхода, где доступность высшего образования обсуждается как социальный факт, во втором она рассматривается как факт индивидуальных достижений в области образования. Такое понимание проблемы изменяет акценты в изучении феномена. Решающим в «доступности высшего образования» будет уже не влияние «барьера входа» (пре переходе из школы в вуз), а влияние индивидуальной образовательной программы, притязаний на самопреодо-ление и т.п. [4].

Основные идеи антропоцентрического подхода широко представлены в трудах европейских ученых, в философской культуре которых существовали и существуют достаточно мощные антропологические традиции - традиции философской антропологии, антропологического подхода к межличностным коммуникациям, к психологическим и социально-психологическим аспектам человеческого бытия.

Антропоцентрический подход в отечественной педагогике связан, прежде всего, с работами К.Д. Ушинского. По мнению ученого, выполнение

главной задачи общества - выявления и освобождения дремлющей в каждом человеке способности видеть, понимать и созидать, концентрации моральной энергии людей на то, чтобы, они сами создавали достойное их будущее - невозможно, если в центре наук о человеке, не будет стоять сам Человек и всеобъемлющее, целостное знание о Человеке: «Если педагогика хочет воспитывать человека во всех отношениях, то она должна прежде узнать его тоже во всех отношениях» [5]. Антропоцентрический подход, имеющий глубокие исторические корни, по мнению ряда отечественных ученых (В.П. Зинченко, Б.М. Бим-Бада, А.П. Огурцова и др.), в современных условиях глобальных перемен может дать новый импульс, как для осмысления феноменов общественного устройства, так и развития человека.

Обобщающей идеей антропоцентрического подхода является идея историчности и социальности человека, а так же осознания того, что существует единство тела, души и духа и что воспитание и образование (в том числе и высшее) должны быть направлены на формирование и развитие этого единства. Таким образом, с одной стороны, образование должно быть направлено на формирование индивидуальности человека, должно способствовать его самосознанию и самодеятельности, а с другой -должно преследовать цель формирования человека, умеющего и желающего жить с другими людьми, т.е. воспитать в человеке гуманистические идеалы и нормы. Поэтому мы считаем целесообразным, в рамках нашего исследования интегрировать антропоцентрический подход с гуманистическим и синергетическим подходами.

Гуманистический подход ориентирует на создание условий, содействующих профессиональному и личностному саморазвитию, самосовершенствованию молодых людей, как на мотивационном, так и на инструментальном уровне. Гуманистический подход позволяет организовать пространство, в котором всякая деятельность приобретает личностный смысл, а система (педагогическое содействие доступности) становится динамичной, т.е. приобретает способность адекватно реагировать на изменения внешних и внутренних условий. Синергетический подход, используемый в нашем исследовании позволяет: рассматривать человека как сложную вероятностную систему открытого типа, способную при определенных условиях к самоорганизации и саморазвитию; учитывать нелинейную зависимость изменений параметров личности от педагогических воздействий и индивидуальность траектории профессионального развития абитуриента и студента.

Таким образом, антропоцентрический подход в интеграции с гуманистическим и синергетическими подходами приводит нас к пониманию того,

что при изучении проблемы доступности высшего образования необходимо не только выявить и проанализировать социальные, экономические и политические факторы, препятствующие доступности, но и провести анализ предлагаемых изменений в сфере высшего образования с точки зрения саморазвития и самореализации личности; исследовать образовательные технологии, стратегии и другие факторы, стимулирующие эти процессы.

Исходя из этого, под доступностью высшего образования мы понимаем возможность индивида включиться в систему высшего образования на основе активизации внутреннего потенциала саморазвития и самосовершенствования личности посредством педагогического содействия этому процессу, что способствует снятию специфических психологических барьеров у молодежи различных социальных групп.

В связи с этим важно рассмотреть, какие именно психологические барьеры характерны для современной молодежи.

Данные, полученные нами в ходе проведения эксперимента на базе городов Челябинской области (2006-2011 гг.) позволили выделить те особенности, которые в большей степени предопределяют необходимость педагогического содействия будущим абитуриентам с целью увеличения их шансов на получение высшего образования.

1. Территориальный фактор оказывает существенное влияние на доступность высшего образования. В психолого-педагогическом аспекте (как предмете нашего исследования) среди основных причин можно назвать более низкое, чем в учебных заведениях крупных городов, качество среднего образования и отсутствие (слабое развитие) сети качественных довузовских подготовительных курсов.

2. Существующие в обществе социально-экономические факторы порождают неадекватную оценку старшеклассников своих возможностей в сфере высшего образования (проектирование своей образовательной перспективы). Это связано с разрушением таких стереотипов равенства возможностей в области продолжения образования как: «поступают за знание», «поступают за заслуги в школе». Это приводит к ощущению социальной несправедливости, отказу от усилий старшеклассников на пути получения высшего образования, перекладывание ответственности за выбор вуза и поступление на плечи родителей.

3. Низкая профилизация обучения в школах, наблюдаемая в малых городах за счет недостаточных кадровых и материальных ресурсов, что существенно ограничивает возможности старшеклассников в выборе профилей обучения. Кроме того, у них меньше информации о вузах и требованиях к поступлению, чем у старшеклассников в крупных городах. Между тем, ряд исследователей связывает

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

141

профилизацию обучения в старшей школе с возможностью получить качественное высшее профессиональное образование.

4. Особым фактором, приводящим к снижению доступности высшего образования, является объективно психологическая неготовность старших школьников к ситуации выбора профессии. Наблюдается парадокс: профессия (профессиональная деятельность) еще не является частью опыта старшеклассника, однако социальная ситуация ставит его перед необходимостью выбора той или иной конкретной профессии. Данная ситуация усугубляется в малых городах и селах, где особенности рынка труда существенно ограничивают возможность молодежи приобрести начальный опыт в профессии.

5. Появление на рынке труда спроса со стороны работодателей на работников, обладающих, прежде всего, определенным уровнем общей культуры, изменяет требования к высшему образованию. Это приводит к тому, что для значительной части молодежи, не обладающей достаточным общекультурным уровнем, снижается доступность высшего образования. Отсутствие достаточного культурного уровня абитуриентов связано, как правило, с культурным потенциалом семей и ориентацией большинства школ малых городов и сел на знаниевую парадигму обучения.

6. Учащиеся разных учебных заведений (школы с различными образовательными стратегиями), техникумы, колледжи, профессиональные училища существенно различаются по устремлениям к получению высшего образования. Кроме отличия в качестве среднего образования значима и степень психологической готовности.

7. Более низкая доступность «престижного» высшего образования для выпускников из провинции затрудняется институциональными барьерами, воздвигнутыми между высшей и средней школой. Чем престижнее специальность, тем выше воздвигаемый вузом барьер доступности. Необходимость прибегать к платным услугам по подготовке к поступлению или неформально платить за прием сужает воз-

можности способных детей из «низкодоходных» семей, сельской местности и малых городов поступить на специальности, пользующиеся повышенным спросом.

8. Рассмотрение доступности высшего образования не только с точки возможности поступления в вуз, но и успешности его окончания выдвигает к рассмотрению ряд дополнительных факторов. Среди психолого-педагогических факторов ведущими являются: неспособность учиться, адаптироваться к нагрузкам, коммуникативные проблемы и т.п.

Несмотря на то, что исследования проводились в условиях малых городов и сел, большинство указанных барьеров, как показывают сравнительные исследования, проведенные нами в 2009-2011 годах, характерны и для выпускников более крупных городов.

Выявленные теоретические подходы послужили основой организации педагогического содействия повышению доступности высшего образования на базе Челябинского государственного университета и его филиала в г. Троицке.

Библиографический список

1. Гудков Л.Д., Дубин Б.В. Институциональные дефициты как проблема постсоветского общества // Мониторинг общественного мнения. - 2003. - № 3. -С. 42-76.

2. Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными физическими возможностями. - Челябинск: Челяб. гос. ун-т, 2002. - 383 с.

3. Рощина Я.М. Кому в России доступно высшее образование? // Доступность высшего образования в России. - М., 2004. - С. 72-103.

4. Сергоманов П.А. Доступность высшего образования и развитие в юношеском возрасте. // Доступность высшего образования в России. - М., 2004. - С. 206-241.

5. Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. - М., 1968. - 557 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.