Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дезадаптация / кибернетическая теория / когнитивно-мотивационная теория / медицинская теория / социально-психологическая теория / maladaptation / cybernetic theory / cognitive-motivational theory / medical theory / social-psychological theory

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Земскова Анна Андреевна

В данной статье проведен анализ теоретических подходов к изучению дезадаптации личности отечественными и зарубежными авторами. Представление о дезадаптации рассматривалось учеными с позиции кибернетической теории (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, G. Selye, W. Cannon, G. Freeman, Ch. Sherrington), как о нарушении и полной потери гомеостаза под воздействием внешних факторов. Согласно когнитивно-мотивационной теории (R. Lazarus, S. Folkman, 1984) в основе дезадаптации лежит нарушение приспособления в ответ на частое физиологическое и патогенное воздействие и увеличение чувствительности к воздействию раздражителей. Медицинская теория (Ю.П. Лисицын, Е. Guans, A. Dusser) говорит о том, что дезадаптация является результатом болезни. С социально-психологической точки зрения (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.И. Воложин, Ю.К. Субботин), при дезадаптации отмечается слабая приспособляемость к социальному окружению, низкий уровень мотивированности, устойчивости и активности. На основании разных подходов определены виды дезадаптации: социальной, психической, психосоциальная, эмоциональной, патогенной. Основываясь на интегративном подходе постнеклассического этапа развития науки дефиниция дезадаптации приобретает более широкое значение нарушение приспособительных способностей человека в результате воздействия различных по силе раздражителей и внутренней предрасположенности личности к данному воздействию, связанных, в свою очередь, с расстройствами в различных сферах психической деятельности: перцептивной, интеллектуально-мнестической, эмоционально-потребностной, деятельностно-волевой, социально-коммуникативной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article analyzes theoretical approaches to the study of personality maladaptation by domestic and foreign authors. The idea of maladaptation was considered by scientists from the position of cybernetic theory (I.M. Sechenov, I.P. Pavlov, P.K. Anokhin, G. Selye, W. Cannon, G. Freeman, Ch. Sherrington) as a violation and complete loss of homeostasis under the influence of external factors. According to the cognitive-motivational theory (R. Lazarus, S. Folkman, 1984), at the heart of maladaptation is the violation of adaptation in response to frequent physiological and pathogenic effects and increased sensitivity to the impact of stimuli. Medical theory (Y.P. Lisitsyn, E. Guans, A. Dusser) suggests that maladaptation is the result of disease. From the socio-psychological point of view (A.F. Lazursky, V.N. Myasishchev, A.I. Volozhin, Y.K. Subbotin), maladaptation is characterized by poor adaptability to the social environment, low level of motivation, stability and activity. Based on different approaches, types of maladaptation are defined: social, mental, psychosocial, emotional, pathogenic. Based on the integrative approach of the post-non-classical stage of science development, the definition of maladaptation acquires a broader meaning a violation of human adaptive abilities as a result of the impact of various stimuli in terms of strength and the internal predisposition of the individual to this impact, associated, in turn, with disorders in various spheres of mental activity: perceptual, intellectual-mnestic, emotional-consumption, activity-volitional, socio-communicative.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ»

Были выявлены слабые положительные статистически незначимые связи между типами темперамента флегматик и меланхолик и интернет-зависимостью (р < 0,05). Следовательно, если у подростка тип темперамента флегматик или меланхолик, тем выше интернет-зависимость. Данный результат, как мы предполагаем, может обосновываться интровертированностью, медлительностью данных типов темперамента, при взаимодействии с другими людьми через сеть-интернет она лучше контролируют ситуацию общения, испытывают комфорт при обмене информацией в социальных сетях или мессенджерах. Флегматический и меланхолический типы темперамента подразумевают направленность на себя, на свои мысли и эмоции, низкую физическую активность, что в совокупности может быть удовлетворено посредством использования интернетом.

Также обнаружились отрицательные связи между типами темперамента холерик и сангвиник и зависимостью от интернета (р < 0,05). Чем выше типы темперамента холерик и сангвиник, тем ниже интернет-зависимость. Мы предполагаем, что подобный результат может обуславливаться сильным типом нервной системы, стремлением к активности и оперативным действиям у таких подростков. Проведение больного количества времени в сети-интернет может быстро утомлять таких молодых людей, их особенности темперамента требуют проявления физической активности, частых изменений. Сангвиники и холерики могут получать большее удовольствие от живого взаимодействия с людьми, поскольку ситуации общения не подразумевают структурированности, поддержания планов и характеризуются постоянными изменениями.

Интернет-зависимость имеет отрицательные корреляционные связи с коммуникативными способностями у обследуемых подростков (р < 0,05). Чем выше интернет-зависимость, тем ниже коммуникативные способности. Данные результаты могут быть обоснованы отличиями процесса общения в реальной жизни с виртуальным общением. Живое взаимодействие требует активации многих психических процессов и поддержания активности поведенческих реакций. Активность в сети интернет не подразумевает активности в поведении и психических процессах человека. А также, поскольку низкий уровень коммуникативных способностей выражается в том числе и в неяркости эмоциональных реакций, отсутствии способности выслушать собеседника и аргументированно выразить свой ответ, то в условиях взаимодействия с другими в интернете они могут своеобразно выражать свои эмоции и мысли. Используя анонимность, могут необоснованно критиковать и оскорблять других людей. Также зависимость от интернета обуславливает замену потребности живого общения получением альтернативных эмоций от более простого способа получения информации.

Выводы. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что существует взаимосвязь между темпераментом и коммуникативными способностями с интернет-зависимостью у школьников, а именно: 1) темперамент флегматика положительно коррелирует с интернет-зависимостью у школьников; 2) чем выше интернет-зависимость, тем ниже коммуникативные способности; нашла свое полное подтверждение.

Литература:

1. Ананьев, Б.Г. Человек как предмет познания / Б.Г. Ананьев. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2001. -288 с. - ISBN 978-5-498-07869-4

2. Антропова, К.А. Проблема компьютерной зависимости школьников / К.А. Антропова, A.A. Колесникова // Педагогика: наука и образование. - 2014. - С. 10-14

3. Балаян, С.Е. Профилактика интернет-зависимости школьников / С.Е. Балаян, P.C. Зарипова // Диалог культур в педагогическом и психологическом континууме: сборник научных трудов. - 2018. - С. 13-16

4. Борзых, Г.А. Развитие коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности / Г.А. Борзых // Молодой ученый. - 2021. - № 21 (363). - С. 383-385

5. Выготский, Л.С. Психология развития. Избранные работы / Л.С. Выготский. - Москва: Издательство Юрайт, 2023. -281с. - ISBN 978-5-534-07290-7

6. Гриффите, М. Интернет-зависимость: факт или выдумка? / М. Гриффите // Психолог. - 1999. -№ 5. - С. 246-250

7. Дарманян, A.C. Понятие коммуникативных способностей в психологии / A.C. Дарманян // Молодой ученый. -

2019.-№33.-С. 105-107

8. Дрепа, М.И. Интернет-зависимость как объект научной рефлексии в современной психологии / М.И. Дрепа // Знание. Понимание. Умение. -2017. - № 2,- С. 189-193

9. Маклаков, А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. - Санкт-Петербург: Издательство «Питер»,

2020. - 583 с. - ISBN 978-5-4461-1062-9

10. Окунева, Л.И. Социально-психологические детерминанты склонности к кибераддикции в компьютерная среде / Л.И. Окунева // Педагогическое образование в России. - 2016. - № 1. - С. 188-191

11. Симонов, П.В. Темперамент. Характер. Личность / П.В. Симонов, П. М. Ершов. - Москва: Издателсьво «Наука», 2002. - 160 с.

Психология

УДК. 159.9.07

кандидат психологических наук Земскова Анна Андреевна

Дальневосточная пожарно-спасательная академия - филиал Санкт-Петербургского университета ГПС МЧС России (г. Владивосток)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ДЕЗАДАПТАЦИИ ЛИЧНОСТИ

Аннотация. В данной статье проведен анализ теоретических подходов к изучению дезадаптации личности отечественными и зарубежными авторами. Представление о дезадаптации рассматривалось учеными с позиции кибернетической теории (И.М. Сеченов, И.П. Павлов, П.К. Анохин, G. Selye, W. Cannon, G. Freeman, Ch. Sherrington), как о нарушении и полной потери гомеостаза под воздействием внешних факторов. Согласно когнитивно-мотивационной теории (R. Eazarus, S. Folkman, 1984) в основе дезадаптации лежит нарушение приспособления в ответ на частое физиологическое и патогенное воздействие и увеличение чувствительности к воздействию раздражителей. Медицинская теория (Ю.П. Лисицын, Е. Guans, A. Dusser) говорит о том, что дезадаптация является результатом болезни. С социально-психологической точки зрения (А.Ф. Лазурский, В.Н. Мясищев, А.И. Воложин, Ю.К. Субботин), при дезадаптации отмечается слабая приспособляемость к социальному окружению, низкий уровень мотивированности, устойчивости и активности. На основании разных подходов определены виды дезадаптации: социальной, психической, психосоциальная, эмоциональной, патогенной. Основываясь на интегративном подходе постнеклассического этапа развития науки дефиниция дезадаптации приобретает более широкое значение - нарушение приспособительных способностей человека в результате воздействия различных по силе раздражителей и внутренней предрасположенности личности к данному воздействию,

связанных, в свою очередь, с расстройствами в различных сферах психической деятельности: перцептивной, интеллектуально-мнестической, эмоционально-потребностной, деятельностно-волевой, социально-коммуникативной.

Ключевые слова: дезадаптация, кибернетическая теория, когнитивно-мотивационная теория, медицинская теория, социально-психологическая теория.

Annotation. This article analyzes theoretical approaches to the study of personality maladaptation by domestic and foreign authors. The idea of maladaptation was considered by scientists from the position of cybernetic theory (I.M. Sechenov, I.P. Pavlov, P.K. Anokhin, G. Selye, W. Cannon, G. Freeman, Ch. Sherrington) as a violation and complete loss of homeostasis under the influence of external factors. According to the cognitive-motivational theory (R. Lazarus, S. Folkman, 1984), at the heart of maladaptation is the violation of adaptation in response to frequent physiological and pathogenic effects and increased sensitivity to the impact of stimuli. Medical theory (Y.P. Lisitsyn, E. Guans, A. Dusser) suggests that maladaptation is the result of disease. From the socio-psychological point of view (A.F. Lazursky, V.N. Myasishchev, A.I. Volozhin, Y.K. Subbotin), maladaptation is characterized by poor adaptability to the social environment, low level of motivation, stability and activity. Based on different approaches, types of maladaptation are defined: social, mental, psychosocial, emotional, pathogenic. Based on the integrative approach of the post-nonclassical stage of science development, the definition of maladaptation acquires a broader meaning - a violation of human adaptive abilities as a result of the impact of various stimuli in terms of strength and the internal predisposition of the individual to this impact, associated, in turn, with disorders in various spheres of mental activity: perceptual, intellectual-mnestic, emotional-consumption, activity-volitional, socio-communicative.

Key words: maladaptation, cybernetic theory, cognitive-motivational theory, medical theory, social-psychological theory.

Введение. В настоящее время в связи с нестабильным положением общества в силу экономических, политических и социальных причин, связанных с нарушением безопасности, изучение проблемы дезадаптации личности представляет собой актуальную теоретическую и практическую область знания. Теоретическая многоаспектность феномена дезадаптации объяснятся различиями специфики сферы знаний о человеке, многовариантости методов изучения данного явления. На сегодняшний день существует достаточно большое количество теоретических, эмпирических исследований, клинических наблюдений проблемы дезадаптации, что затрудняет сформировать единое представление о понятии данного феномена.

Целью исследования является представление феномена дезадаптации с точки зрения современного интегративного подхода.

Изложение основного материала статьи. В отечественной и зарубежной психологии проблема дезадаптации личности изучается с точки зрения биологических, психологических и социальных аспектов жизнедеятельности.

Представление о дезадаптации рассматривалось учеными с позиции кибернетической теории (И.М. Сеченов, 1894, И.П. Павлов, 1932, П.К. Анохин, 1935, Г. Селье, 1936, У. Кэннон, 1940, Г. Фримен, Ч. Шеррингтон).

Согласно кибернетическому подходу к описанию адаптационных способностей организма, личность является сложной системой, отличающейся динамичным равновесием. Французский исследователь К. Бернар описал, что постоянство внутренней среды является условием свободного адаптивного поведения живого организма. Все жизненные процессы нацелены на поддержание постоянства условий жизни во внутренней среде организма [15, С. 227-268]. Позднее американский физиолог У. Кеннон эту мысль воплотил в форме учения о гомеостазе, который он рассматривал как «относительное динамическое постоянство внутренней среды и устойчивость физиологических функций организма» [8]. Дезадаптация возникает в случае нарушения и полной потери равновесия и постоянства внутренней среды под воздействием внешних факторов вплоть до возможного разрушения системы личности.

Канадским физиологом Г. Селье (1936) было введено понятие общего адаптационного синдрома - неспецифического ответа организма на предъявляемое ему требование, стрессовую ситуацию [10]. Противостояние организмом на воздействие стрессоров происходит с помощью механизма обратной связи для поддержания «гомеостазиса». По мнению ученых Г. Селье, Л.Х. Гаркави, Е.Б. Квакина, М.А. Уколова (1936, 1977) определяющую роль в развитии стресса играет сила воздействия раздражителя: реакция тренировки развивается вследствие воздействия слабых раздражителей, а реакция активации возникает на средние по силе раздражители. Г. Селье описывал раздражители, как «повреждение», «интоксикация», «вредоносный, пагубный агент». При положительной адаптации (эустресс) к воздействию раздражителя происходит повышение функциональных возможностей организма, в то время как влияние сильных, неадекватных раздражителей и впоследствии возникновение неблагоприятного стресса (дистресс) истощает защитные силы организма, что может привести к срыву адаптации.

По мнению McEwen (2003), стресс используется для описания тех переживаний, которые являются сложными и эмоционально, и физиологически. Таким образом, стресс может возникнуть из источников, которые могут быть в целом классифицированы как физические или психологические. Физические стрессоры представляют собой сигнал надвигающейся опасности, или нарушения гомеостаза, такие как голод, болезнь или боль. По мнению Dickerson и Kemeny (2004), психологические стрессоры составляют эмоциональные и социальные угрозы, которые могут возникнуть посредством отрицательной оценки или тяжелого эмоционального дистресса [14, С. 134-146].

Дальнейшие исследования стали описывать стресс как ответ на необходимость, чтобы преодолеть нежелательные, трудные изменения в жизни, адаптироваться к ситуациям или событиям, что в свою очередь расширило понимание стресса, включающего в себя не только физические и психологические потребности, но и психические, поведенческие и эмоциональные реакции (Burg, 1992; Mahr, 2007; Oginska-Bulik, 2005; Rosch, 2004).

Стрессоры могут быть острыми (например, неприятности) или хроническими (например, тяжелая утрата), небольшими по величине (например, стоять в длинной очереди) или травматическими (например, яростная атака). Стресс может являться угрозой гомеостазу, в защиту которого становятся адаптивные процессы с участием аффективных, физиологических, биохимических, и когнитивно-поведенческих реакций в попытке восстановить гомеостаз. Вслед за стрессовыми реакциями следуют процессы восстановления [16, С. 81-121].

Независимо от их источника, стрессоры обычно характеризуются восприятием бытия, непредсказуемым и неконтролируемым (Lupien и соавт., 2007). Обнаружение стрессора способствует проявлению широкого спектра гормональных и нейромедиаторных реакции, которые могут оказывать мощное воздействие на функции мозга и поведение (McEwen, 2003). Острый стресс интенсивно воздействует и активирует вегетативную нервную систему через ее симпатическую нервную систему, триггеры периферических реакций, таких, как учащение дыхания, пульса и артериального давления и выделяет метаболические ресурсы для продвижения оборонительного поведения (Goldstein, 2003; Ulrich-Lai, Herman, 2009). При этом также триггеры освобождают катехоламины посредством симпатических нервов, которые активируют норадренергические терминалы по всему телу, а также активизирует надпочечники, которые высвобождают адреналин прямо в кровоток [16, С. 81-121].

R. Lazarus, S. Folkman (1984) в когнитивно-мотивационной теории также подчеркивают понятие оценки в ситуации стресса, которое указывает на то, что люди воспринимают стресс, когда события носят угрожающий характер и индивид не

в состоянии с ней справиться. С точки зрения объективных требований и субъективных оценок может быть дифференцированно влияние здоровья на поведение [17, С. 249-260].

Психологический стресс может оказать пагубное влияние на широкий диапазон физического и психического здоровья. Повторный стресс усугубляет депрессию и тревожность, и может вызвать посттравматическое стрессовое расстройство. Последствия стресса зависят от ряда факторов, и, как полагается, пропорциональны тяжести и частоте стрессового воздействия. Постоянное воздействие одного стрессора приводит к постепенному уменьшению реакции на стресс и снижению чувствительности реагирующих структур. Поведенческие и эндокринные привыкания к стрессу являются ключевыми компонентами адаптации, и способствуют формированию копинг-стратегий, которые в свою очередь связаны с уязвимостью к воздействию стресса. Степень привыкания зависит от тяжести стрессора, гораздо меньшее привыкание относится к тяжелым стрессорам, которые могут привести к дезадаптации. В основе дезадаптации лежит нарушение приспособления на частое физиологическое и патогенное воздействие и увеличение чувствительности к действию тех или иных раздражителей.

С точки зрения медицины, изучающей этиологию заболеваний, дезадаптация является результатом болезни [6]. Психологическая дефиниция болезни по Ю.П. Лисицину - это «психологический срыв, психологическая дезадаптация, дезинтеграция личности, человеческих чувств, психологических установок, психосоматическая дезорганизация, нарушение социальных контактов и образа жизнедеятельности личности» [7]. Там образом, состояние болезни предполагает не только наличие физических нарушений и дефектов организма, но и нарушения в психологической и социальной сфере личности. Длительное воздействие на организм негативных раздражителей «вызывает адаптивные перестройки в организме», что приводит к нарушению здорового образа жизнедеятельности или к дезадаптации. Э. Гюанс и А. Дюссер называли социальную дезадаптацию «обратной социальной инадаптацией». Условия стремительно развивающейся цивилизации все больше усложняют процессы приспособления организма к природным и социальным факторам, в результате которого следует срыв адаптации и нарушение здоровья. Э. Гюанс А. Дюссер определили основные этапы дезадаптации. На первом этапе увеличивается «социологическая напряженность» и «агрессивная эйфория», в результате которого проявляются первые симптомы болезни. Следующие этапы характеризуются возникновением и развитием нейропсихических и соматических заболеваний, приводящих к «вырождению личности», увеличению количества больных, с нарушенными ритмами жизнедеятельности.

Р. Дюбо (1960) предполагает, что увеличение процессов индустриализации и урбанизации свидетельствует о повышении у людей психоэмоциональных стрессов, что усиливает процесс дезадаптации. Срыв адаптации может возникнуть в результате влияния токсикологических химических загрязнений, синтетических веществ, загрязненной воды, шума транспорта и др. [13, С. 394-409].

С социально-психологической точки зрения (А.И. Воложин, Ю.К. Субботин, 1998), дезадаптация - «это нарушение возможности перестройки системой или ее элементом своей структуры с целью адаптации к новому фактору среды...» [3, С. 33].

Стрессовые события жизнедеятельности являются первопричиной и ведущими факторами в формировании дезадаптации, но нельзя не учитывать индивидуально-психологические и физиологические свойства личности, являющие предикторами нарушения адаптации. Изучая характеры отдельных личностей, А.Ф. Лазурский, выделил три уровня психики - высший средний и низший. У личностей с низшим уровнем психики, отмечается слабая приспособляемость к социальному окружению, неадаптированность [12,С. 51].

Согласно концепции социальных отношений В.Н. Мясищева, личность рассматривается «в единстве трех уровней его взаимодействия с действительностью: физиологического, психологического и социального» [9]. Адаптированная или дезадаптированная взаимосвязь человека и среды формируется за счет устойчивости, мотивированнности, эмоциональной окрашенности отношений, активности или пассивности в приспособлении и реагировании [12, С. 52].

Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин и другие известные психологи говорили о том, что на психическое развитие личности влияет социальное окружение, и выделили несколько отрицательных психических состояний личности, способствующих развитию социальной дезадаптации: неудовлетворенность собой и окружающими, озлобленность, враждебность, чувство страха, недоверчивость, одиночество и равнодушие [12, С. 57]. Неблагоприятные факторы внутренней среды (проблемы в умственном развитии, сниженными волевыми процессами, повышенной возбудимостью), объединяясь с подобным психическим состоянием личности, снижают приспособительные возможности человека к борьбе в трудных условиях внешней среды [1]. Психическое состояние личности, по мнению, В. М. Бехтерева, предопределяется физиологическими процессами в организме, которые в свою очередь зависят от силы раздражителя и выражаются в самочувствии человека [12, С. 59]. По мнению А.Н. Леонтьева, существуют два различных по своему содержанию и целям приспособительных процесса - биологический и социальный. Биологическое приспособление А.Н. Леонтьев сравнивает с процессом «изменения видовых свойств и способностей организма и его видового поведения» [5]. Процесс социального приспособления обусловлен «воспроизведением индивидом исторически сформировавшихся человеческих способностей и функций», а также «опосредован отношением к людям, к обществу» [5].

Г.С. Тагирова дает следующие определение дезадаптации «нарушение процессов взаимодействия человека с окружающей средой, направленные на поддержание равновесия внутри организма и между организмом и средой». По мнению Л.Л. Шпака, Н.А. Зарубы целью дезадаптации является разрушение, а не сохранение баланса в организме, погружая человека в дискомфорт. «Дезадаптация вступает в свои природные права только в ситуациях наметившейся разблокировки, разбалансирования, рассогласования» [12, С. 86].

Социальная дезадаптация, по мнению Л.Л. Шпака возникает вследствие формирования «индивидуально-личностных барьеров-последствий», не дающих благоприятно приспособиться личности к социальной среде, отклоняющегося (девиантного) поведения, отсутствия социальных установок - внутренних регуляторов личности [12, С. 88]. Социальная дезадаптация личности выражается в поведении, не соответствующем нормам окружающей действительности, требованиям существующей системе общественных отношений [2, С. 42]. Формами социальной дезадаптации могут выступить социальная незрелость, инфантильность, появление преступных, уголовно-наказуемых действий. Нашей (1991) причинами социальной дезадаптации определила повышенный уровень нейротизма, проблемы власти, алкоголизм, социопатия.

Из классификации С.А. Беличевой и А.Б. Белинской (2013), дезадаптация бывает патогенной, психосоциальной и социальной. Патогенная дезадаптация вызвана нарушениями психического развития, нервно-психическими заболеваниями, обусловленными функционально-органическим поражением нервной системы [2, С. 43]. Психосоциальная дезадаптация обусловлена половозрастными особенностями личности, а также индивидуально-типологическими свойствами (акцентуированными свойствами характера, неадекватной завышенной или заниженной самооценкой, повышенным уровнем агрессии, подверженностью влияния со стороны других людей), требующими индивидуального подхода к каждому [2, С. 45-46]. Социальная дезадаптация характеризуется возникновением асоциального поведения, нарушением функций регуляторов поведенческой активности личности, ценностных ориентаций и жизненных установок [2, С. 47].

Заключительной стадией социальной дезадаптации является глубокая деформация личности и появление противоправных действий - наркомания, алкоголизм, воровство, вымогательство и др.

Психическая адаптация, по Шпаку, является результатом «системной упорядоченной психики человека, поддерживаемой с помощью особого механизма в состоянии нормативности, своеобразного психического покоя» [12].

Формами психической дезадаптации выступают устойчивые индивидуально-типологические особенности личности -акцентуации характера, низкий уровень эмпатии и познавательной активности, индифферентность интересов, дефекты волевой сферы (импульсивность, расторможенность, безволие, подверженность чужому влиянию). К неустойчивым формам дезадаптации можно отнести психофизиологические и половозрастные особенности кризисных периодов развития, неравномерное психическое развитие, состояния, вызванные психотравмирующими обстоятельствами, влюбленность, развод родителей, конфликт с родителями и т.д. [4, С. 5-40].

Эмоциональная дезадаптация возникает в результате повышенного эмоционального напряжения (стресса) и может выражаться виде неврозов. Эмоциональная дезадаптация определяется как состояние, вызываемое хронической эмоциональной напряженностью, физиологическим нервным истощением, в ходе которого возникает нарушение психических функций и поведения [11, С. 16-26]. Симптомами эмоциональной дезадаптации являются депрессия, тревога и интенсивный повседневный стресс, суицидальная направленность (М.В. Москова, 2008, А.Б. Холмогорова, Н.Г. Гаранян, 2009), фрустрация, страхи (Л.С. Иванова, 2003). Я.Г. Евдокимова (2008) выявила интерперсональные факторы возникновения эмоциональной дезадаптации - уровень социальной поддержки, размеры социальной сети, особенности семейных коммуникаций.

В профессиональной сфере эмоциональная дезадаптация проявляется в форме выгорания. По мнению Л.Л. Шпака, H.A. Зарубы, на появление «эмоционального сгорания» влияют социокультурный, индивидуально-личностный, статусно-ролевой, меритократический, организационный факторы. Симптоматикой эмоциональной дезадаптации и эмоционального выгорания профессионала являются эмоционально-волевая напряженность, чрезмерная усталость (Т.В. Форманюк), неудовлетворённость собой и выполняемой работой, тревога и депрессия, эмоциональная отстраненность и истощение, редукция профессиональных обязанностей, расширение сферы экономии эмоций, отсутствие стремления к профессиональному саморазвитию, (Н.В. Мушастая, 2007, E.H. Матыцина, 2012), неадекватное избирательное эмоциональное реагирование (Т.Н. Шевченко, 2007), профессиональный стресс (Connor-Smith, Flachbart, 2007; Friedman, Hawley, Tucker, 1994; Stoeber, Rennert, 2008; Watson, Minzenmayer, Bowler, 2006; West, 1986), низкий уровень психологического благополучия (Maslach, Leiter, 2008; Maslach, Schaufeli, Leiter, 2001; Shirom, 2009), длительное воздействие эмоциональных и личностных стрессоров, снижение способности к выживанию (Hwang, Chi-En, Scherer, Ainina, 2003; Maslach, 2003; Maslach, Jackson, Leiter, 1996). Профессиональное выгорание и способности к совладающему поведению зарубежные исследователи рассматривают в трех измерениях: эмоциональное истощение, деперсонализация, чувство неэффективности в выполняемой деятельности.

Выводы. Таким образом, основываясь на интегративном подходе постнеклассического этапа развития науки дефиниция дезадаптации приобретает более широкое значение - нарушение приспособительных способностей человека в результате воздействия различных по силе раздражителей и внутренней предрасположенности личности к данному воздействию, связанных, в свою очередь, с расстройствами в различных сферах психической деятельности: перцептивной, интеллектуально-мнестической, эмоционально-потребностной, деятельностно-волевой, социально-коммуникативной.

Литература:

1. Ахмадеев, A.A. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ / A.A. Ахмадеев, A.A. Ширяева Башкирский гос. ун-т. - Уфа, 2001. - 103 с.

2. Беличева, С.А. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних / С.А. Беличева, А.Б. Белинская. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2013. - 380 с.

3. Воложин, А.И. Болезнь и здоровье: две стороны приспособления / А.И. Воложин, Ю.К. Субботин. - М.: Медицина, 1998.-480 с.

4. Дискин, И. Российская модель социальной трансформации / И. Дискин SS Pro et contra. - M., 1999. - T. 3, №4. -С. 5-40

5. Леонтьев, A.H. Деятельность. Сознание. Личность / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1975. - 304 с.

6. Лисицын, Ю.П. История медицины: краткий курс /Ю.П. Лисицын. - М.: гэотар. Медиа, 2010. - 239 с.

7. Лисицын, Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение: учебник / Ю.П. Лисицын. - 2-е изд. - 2010. - 512 с.

8. Моисеева, H.H. Критерии прогнозирования и их применение в физиологии / H.H. Моисеева, A.C. Сурков II Оценка и прогнозирование функциональных состояний в прикладной физиологии: Тез. докл. 2-го Всесоюз. симпоз. - Фрунзе, 1984. Т.1.-С. 44-46

9. Мясищев, В.Н. Психология отношений: Под редакцией A.A. Бодалева / Вступительная статья A.A. Бодалева. - М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОД ЭК», 1995. - 356 с.

10. Селье, F. Стресс без дистресса / F. Селье. - М.: Прогресс, 1982. - 124 с.

11. Холмогорова, А.Б. Психологические факторы эмоциональной дезадаптации у студентов / А.Б. Холмогорова, H.F. Еаранян, Я.Е. Евдокимова, М.В. Москова II Вопросы психологии. - 2009. - № 3,- С. 16-26

12. Шпак, Л.Л. Дезадаптация в контексте повседневной жизни / Л.Л. Шпак, H.A. Заруба. - Кемерово: Кемеровский государственный институт культуры, 2009. - 446 с.

13. Berto, R. The Role of Nature in Coping with Psycho-Physiological Stress / R. Berto II A Literature Review on Restorativeness. -Behav. - Sei. 4.-2014. - P. 394-409

14. Raio, C.M. The influence of acute stress on the regulation of conditioned fear / C.M. Raio, E.A. Phelps IS Neurobiology of Stress. -2015. - P. 134-146

15. Deci, E.L. The "what" and "why" of goal pursuits: human needs and the self-determination of behavior / E.L. Deci, R.M. Ryan // Psychological Inquiry. - Vol. 11, № 4,- 2000. - P. 227-268

16. Stults-Kolehmainen, M.A. The Effects of Stress on Physical Activity and Exercise Sports / M.A. Stults-Kolehmainen, R. Sinha//Med. 44(1).-2014.-P. 81-121

17. Ntoumanis, N. Understanding the coping process from a selfdetermination theory perspective / N. Ntoumanis, J. Edmunds, J.L. Duda // British Journal of Health Psychology, 14. - 2009. - P. 249-260

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.