ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИЗУЧЕНИЮ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ ПОЛИТИЧЕСКИХ АКТОРОВ НА ПРИМЕРЕ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ПЯТОГО И ШЕСТОГО СОЗЫВОВ ОТ ПАРТИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»
И.А. Заранкин
Департамент политической науки Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» ул. Ильинка, 13, Москва, Россия, 103070
В данной статье представлены два подхода к изучению карьерных траекторий политических акторов. Используя карьерный подход, автор анализирует карьерные траектории депутатов Государственной Думы пятого и шестого созывов от партии «Справедливая Россия» для понимания того, как трансформируется состав партии-спойлера в процессе своего существования. Показывается, что для депутатов «Справедливой России» отсутствуют системные факторы рекрутирования, однако существуют каналы рекрутирования и модели продолжения карьерной траектории, различающиеся в каждом из созывов.
Ключевые слова: элита, карьера, политическая партия, Государственная Дума, рекрутирование элит, Справедливая Россия.
ИЗУЧЕНИЕ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ КАК СПОСОБ ИССЛЕДОВАНИЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЕЙ РЕКРУТИРОВАНИЯ ЭЛИТЫ
Исследование карьерных траекторий представляет серьезный интерес для современной политической науки. Карьерные траектории не просто демонстрируют тот путь, который прошел политический актор, они также указывают и на то, как происходит рекрутирование политической элиты, какие каналы возможны при попадании во власть, какие связи могут быть между политиками.
Интерес к изучению карьерных траекторий возрастает, т.к. они помогают понять, какие закономерности попадания во власть характерны при конкретном политическом режиме. В данном исследовании под карьерной траекторией будет пониматься процесс перемещений политического актора в рамках одной структуры либо из одной структуры в другую, имеющий определенное направление; основанный на мотивах политического актора, а также находящийся под воздействием внешней среды.
Очевидно, что карьерная траектория — это прежде всего процесс, или путь, который проходит политический актор. Этот процесс характеризуется несколькими параметрами. Направление — это путь развития, направленность какого-то действия, которая, по сути, указывает на то, что траектория не является случайной, а имеет некоторую логику [18]. Наличие мотива говорит о том, что движущей силой карьерной траектории является желание политического актора ее осуществить.
Наконец, внешняя среда является контекстом, создающим ограничения и возможности для реализации карьерной траектории.
В западноевропейской и американской литературе сам термин «карьерная траектория» (career trajectory) близок по своему значению к таким терминам, как «карьерная линия» (career line) и career pattern (образец карьеры). Например, исследователи Ф. Носом и У. Форм рассматривают понятие career pattern как «упорядоченное горизонтальное, либо вертикальное движение от одной работы к другой» [31].
Однако существительное «траектория», в отличие от существительных «модель», или «линия» в словосочетании с прилагательным «карьерный», прежде всего указывает на передвижение как ключевую особенность профессионального пути актора. Именно поэтому словосочетание «карьерная траектория» выбрано для описания поэтапной смены деятельности политических акторов. Карьерная траектория помогает проанализировать каналы рекрутирования политических элит, под которыми обычно понимают «пути продвижения к вершине политической иерархии» [5. С. 97—103].
ОСНОВНЫЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ И ОПЫТ ИХ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
Как правило, изучение карьерных траекторий тесно связано с социологией профессий, где исследуются закономерности карьерных траекторий в конкретной области. Здесь, по мнению автора статьи, можно выделить три основных подхода к исследованию карьерных траекторий, которые применялись в исследованиях.
Ряд исследователей анализируют карьерные траектории с помощью изучения биографических данных политических акторов: социального происхождения, образования и места его получения, а также последующего движения политика по карьерной лестнице. Этот подход мы назовем карьерным.
В частности, его использовали Д. Барри и Р. Гиббингс из университета Калгари, которые сравнили карьерные траектории парламентариев в США и Канаде, и показали, что в первом случае политики проходят путь от региональных легислатур к федеральным, в то время как во втором случае данная карьерная траектория является скорее исключением [26. P. 138].
В США политики, как правило, сначала являются членами регионального, потом федерального парламента, что скорее улучшает отношения между центром и регионами и делает менее ясной систему разделения властей в федеративном государстве. Например, при переговорах депутат регионального парламента будет стараться поддерживать хорошие отношения с депутатом из федеральной легислатуры, понимая, что они скоро могут стать членами одного парламента. В случае же с Канадой одни политики являются членами региональных легислатур, другие — федерального парламента, что делает более прочной систему разделения властей между центром и регионами и обостряет их отношения.
К похожему выводу приходит и глава департамента политологии в Хьюстонском университете С. Скэрроу в своей работе «Пути политической карьеры и Европейский парламент» [32], отмечая, что члены Европейского парламента, которые рассматривают свои места работы как способ попасть в отечественные парламенты, будут стараться поддерживать хорошие отношения с лидерами национальных партий.
Вместо исследования биографий институциональный подход концентрируется на формальных и неформальных институтах, предопределяющих попадание политического актора на властные позиции. Примерами формальных практик могут являться установленные сроки пребывания у власти и другие требования для попадания на политический пост. Примером неформальных практик могут быть личные связи между политиками, а также участие в важных для страны войнах. В качестве примера такого исследования может служить работа французского политолога М. Догана по неформальным практикам рекрутирования итальянских министров [29. Р. 189—209].
По мнению автора работы, самым распространенным подходом является карьерный. В то же время в рамках институционального подхода речь может идти о неформальных практиках, которые часто помогают понять реальные каналы рекрутирования элит. Однако, как правило, в исследованиях совмещаются несколько подходов, что позволяет более полно проанализировать каналы.
Среди наиболее важных работ по исследованию депутатского корпуса необходимо также отметить монографии профессоров Йенского университета М. Кот-ты и Г. Беста, посвященные европейским депутатам [27; 28]. В российском контексте важными являются работы О.В. Гаман-Голутвиной, посвященные российскому депутатскому корпусу [30. Р. 241—260; 6. С. 113—142].
При исследовании карьерных траекторий депутатов Государственной Думы от партии «Справедливая Россия» пятого и шестого созывов автор опирался на карьерный подход. Для этого использовались следующие критерии сопоставления биографий депутатов.
В первую очередь важным показателем является место рождения депутата. С помощью данного параметра мы можем понять не только то, из каких регионов в большей степени происходят депутаты от «Справедливой России», но также выявить, есть ли какие-либо кланы в данной фракции.
Еще одним показателем является то, какой университет (университеты) закончил депутат. Это также даст возможность выявить возможные кланы, т.к. нередко связи между членами элиты заводились именно в университете.
Также важной характеристикой является информация о тех партиях и партийных блоках, членами которой являлись нынешние депутаты. Необходимо исследовать опыт работы депутатов в органах законодательной власти на федеральном и региональном уровнях. Та же информация актуальна и применительно к органам исполнительной власти. Кроме того, важно, сколько депутатов ранее были членами партийных организаций в советское время на разных уровнях власти. Необходимо выяснить, сколько депутатов ранее возглавляли крайкомы, об-
комы, райкомы и т.д. Это позволит нам понять, насколько представлена в Государственной Думе партийная советская номенклатура.
В этом контексте важным этапом карьерной траектории депутата является его членство в областных администрациях. Если депутат входил в администрацию губернатора, либо был его советником, либо работал в региональном правительстве, то вероятнее всего он имеет связи с губернатором и в Государственной Думе может представлять его интересы. Более того, данный депутат может входить в «региональную номенклатуру», положение которой в регионе может оказаться более стабильным, чем позиции губернатора, особенно если учитывать, что на момент выборов в Государственную Думу губернаторы назначались федеральным центром, и часто во главе регионов оказывались люди, не имеющие к ним прямого отношения.
Также одним из этапов карьерных траекторий депутатов может являться членство в таких организациях, как «Молодая Гвардия», «Наши», «Селигер» и других, созданных в поддержку существующей власти. Другими словами, если большое количество депутатов являлись членами таких организаций, значит, они выступают в качестве кадрового резерва для партии.
Особенности карьерных траекторий депутатов Государственной Думы Российской Федерации от партии «Справедливая Россия»
Очевидно, что карьерные траектории в разных политических режимах различаются.
Известно, что одним из базовых принципов построения демократического государства является принцип разделения властей. При авторитарном режиме этот принцип может существовать де-юре, однако де-факто он не работает. Как правило, в таких случаях исполнительная власть доминирует над законодательной и судебной властями, которым отводятся лишь номинальные функции, ведь они не являются самостоятельно действующими, независимыми ветвями власти.
Если речь идет о законодательной ветви власти, то очевидным оказывается влияние авторитарного режима на закономерности попадания во власть членов парламента. Обычно законодательная власть при авторитарном режиме не имеет самостоятельного влияния на политический процесс, однако потенциально парламентарии обладают большим политическим весом. В кризисной ситуации члены парламента, возможно, будут принимать решения и нести ответственность за них. Поэтому необходимо понять, какие политические акторы являются членами парламента, и каким образом они попадают во власть.
В данном исследовании проводится анализ карьерных траекторий депутатов Государственной Думы Российской Федерации пятого и шестого созывов от партии «Справедливая Россия». Изучение карьерных траекторий депутатов от партии, которая изначально создавалась властью для того, чтобы отнять голоса у оппозиции, является важным, т.к. не каждый политический актор сможет попасть в партию-спойлер. Более того, необходимо понять, как трансформируется состав партии-спойлера в процессе своего существования, когда партия, помогающая ре-
жиму, может стать оппозиционной. Поэтому нужно выяснить, каким образом российский авторитарный режим накладывает ограничения на попадание политического актора в партию-спойлер.
Необходимо отметить, что «Справедливую Россию» отличает следующие особенности. Во-первых, на момент выборов в Государственную Думу как пятого, так и шестого созыва в партию входило достаточное число как лояльных, так и оппозиционных власти политиков, что часто приводило к внутрипартийным конфликтам. Во-вторых, у самой партии сложились противоречивые отношения с властью: от сотрудничества с ней и поддержки ее действий до оппозиции к ней (отказ голосовать за утверждение Д.А. Медведева на посту премьер-министра, негативное отношение к принятому закону о митингах). В-третьих, для партии характерны непростые отношения и с КПРФ, долгое время выступавшей против сотрудничества со «Справедливой Россией». Наконец, партия часто поддерживает консервативно-охранительные настроения для увеличения своей популярности ценой своей социал-демократической идеологии.
В гендерном отношении в «Справедливой России», как и в других российских партиях, наблюдается доминирование мужчин. И в пятом, и в шестом созыве во фракции «Справедливой России» было 11 женщин, однако если в пятом созыве это составляло 28,9% от общего числа представителей партии, то в следующем созыве — только 16,4% (в пятом созыве в составе фракции «Справедливой России» было 39 человек, а в шестом — 59). Следовательно, по мере эволюции партии видно, что доля женщин существенным образом уменьшается. В возрастном отношении состав фракции «Справедливой России» практически не изменился в шестом созыве по сравнению с пятым (средний возраст в пятом созыве составляет 48,6 года, а в шестом — 49,2).
Если говорить о месте рождения депутатов, то явного доминирования какого-либо из регионов не наблюдается, включая Москву и Санкт-Петербург. Очевидным является то, что попадание в Государственную Думу от партии «Справедливая Россия» вне зависимости от созыва, скорее всего, не связано с местом рождения депутата. Можно возразить, что С.М. Миронов родился в Ленинградской области и имеет отношение к выходцам из Ленинграда, однако данный факт не может указывать на то, что в партии есть клан по месту рождения. В свою очередь, О.Г. Дмитриева также является уроженкой Ленинграда, но для нее гораздо более важным оказался опыт карьеры в партии «Яблоко», работы на посту министра и присутствие в Государственной Думе всех созывов [10].
Здесь необходимо отметить, что только 19 депутатов во фракциях партии в обоих созывах родились в тех регионах, которые они представляют. Значимой закономерности при сопоставлении мест рождения и регионов, которые представляют депутаты, не наблюдается.
Говоря о местах получения образования депутатов, мы также можем утверждать, что значимого доминирования какого-либо из университетов нет. Если говорить о тех депутатах, у которых имеются степени кандидатов и докторов наук, то здесь в обеих фракциях доминируют экономические степени, что характерно
и для всех остальных фракций также [4]. Армия, которая была важным институтом для попадания в советскую номенклатуру, сегодня им не является, что видно и на примере депутатов «Справедливой России»: лишь 6 и 14 депутатов пятого и шестого созывов соответственно служили в армии.
Среди депутатов «Справедливой России», которая изначально создавалась как партия власти, нет ни одного депутата, являвшегося членом «Молодой Гвардии» и движения «Наши». Данные организации скорее могут являться кадровым резервом для «Единой России».
Молодежные организации сыграли определенную роль в карьере Д.Г. Гуд-кова, бывшего лидера организации «Молодые социалисты России» [3], а также И.В. Пономарева, бывшего одним из основателей и руководителей «Молодежного левого фронта» [22]. Однако сложно сказать, насколько значимыми были для депутата описанные стадии карьерной траектории. Гудков является сыном другого бывшего депутата Г.В. Гудкова, а Пономарев — родственником сразу нескольких известных политиков (мать Л.Н. Пономарева являлась сенатором от исполнительной власти Чукотского автономного округа [12], отец В.Н. Пономарев — бывший заместитель председателя Государственного комитета РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу [21]; сам Пономарев является внучатым племянником Б.Н. Пономарева, бывшего секретаря ЦК КПСС, а также кандидата в члены Политбюро ЦК КПСС [20]). Поэтому роль молодежных организаций в карьерных траекториях депутатов не является значимой. То же можно сказать и об Общественной палате, так как только один депутат из каждой фракции являлся ее членом.
Многие депутаты «Справедливой России» раньше были депутатами других созывов. Среди депутатов пятого созыва 3 были депутатами Государственной Думы первого созыва, 7 — второго, 14 — третьего, 13 — четвертого. Среди депутатов шестого созыва 4 были депутатами Государственной Думы первого созыва, 8 — второго, 13 — третьего, 12 — четвертого, 28 — пятого. Как видно, 28 из 39 депутатов пятого созыва стали депутатами следующего созыва. Это говорит о том, что пребывание в Государственной Думе пятого созыва является важным этапом карьерной траектории для попадания в Государственную Думу действующего созыва. При этом 5 депутатов в нижней палате парламента представляли «Яблоко» в обоих созывах, КПРФ — 2, «Единую Россию» — 3 в пятом и 4 в шестом соответственно, ЛДПР — ни одно в пятом и 2 в шестом, поэтому нельзя говорить о том, что депутаты ранее в большей степени были членами какой-либо одной партии, нежели другой.
Отметим, что 6 депутатов из фракции в пятом созыве и 8 — в шестом являлись сенаторами. Также депутаты «Справедливой России» часто были членами региональных легислатур. Если в Государственной Думе пятого созыва таких депутатов 10 (26% от общего числа во фракции), то уже в шестом созыве их 27 (40%).
Интересно, что О.Г. Дмитриева — единственная из депутатов, которая была министром Правительства РФ, а В.М. Зубов — губернатором [11]. 3 депутата пятого созыва были членами региональных администраций, 4 — шестого. Только
2 депутата пятого созыва были министрами региональных правительств, 4 — шестого. Следовательно, очевидным становится то, что нынешние депутаты чаще всего были членами легислатур и на региональном, и на федеральном уровнях.
Если говорить о советском периоде, то только 2 депутата были членами Верховного совета СССР, а бывших союзных министров в составе обеих фракций нет. Если говорить о сотрудниках спецслужб, то бывшим сотрудникам КГБ являлся только Г.В. Гудков [8]. Следовательно, несмотря на ряд исследований, говорящих о наличии во власти большого количества сотрудников спецслужб, на примере «Справедливой России» данный тезис не подтверждается.
Фактически одной из возможностей для попадания в Государственную Думу могли являться связи депутатов с другими политическими акторами. Так, например, депутат Дмитриева является женой другого депутата — Грачева [23]. Про отца и сына Гудковых уже было сказано. Также родственные связи с другими важными политическими акторами обнаруживаются у 8 депутатов. В частности, депутат Д.Н. Гасанов является братом депутата от «Единой России» М.Н. Гаса-нова, а также племянником бывшего мэра Махачкалы С.Д. Амирова [13]. Брат И.Э. Матханова В.Э. Матханов был депутатом Государственной Думы пятого созыва от партии «Единая Россия», а на данный момент является заместителем председателя правительства Бурятии по социальному развитию [14]. Третий брат — М.Э. Матханов, как и В.Э. Матханов, — входят в ассоциацию «Деловая Россия» [15].
Еще меньше депутатов получили связи с другими политиками из университета. Например, по сообщениям некоторых СМИ, Николай Левичев является другом детства Сергея Миронова и даже учился вместе с ним в одном классе [24]. Депутат Москалькова училась на одном курсе вместе с известным юристом, полномочным представителем Правительства РФ в высших судебных инстанциях Михаилом Барщевским [19]. Помимо связей, основанных на кровном родстве, могли быть также связи, полученные при работе помощником с другим политическим актором. 3 депутата пятого созыва занимали должности помощников разных политиков, 7 — шестого.
Следовательно, у ряда депутатов есть связи с другими политическими акторами, однако вопрос в том, какую роль эти связи сыграли в их карьерных траекториях. Остается неясным, каким образом принадлежность к клану влияла на карьерную траекторию депутата. Например, такое влияние оказывается более понятным в случае с кланом Амирова и Матхановых, частично — с семьей Пономаревых, имеющих прочные корни в российской политике. Однако, например, Иван Грачев и Оксана Дмитриева на момент регистрации брака уже имели опыт работы в качестве депутатов.
До этого времени речь шла о том, через какие институты депутаты попадали на свои посты. Однако теперь необходимо сказать о том, куда они ушли. Прежде всего, необходимо отметить, что 11 депутатов «Справедливой России» во фракции пятого созыва не попали во фракцию партии в следующем созыве. Однако 5 человек в следующем созыве вошли во фракцию «Единой России».
Уход в оппозицию как один из вариантов продолжения карьеры наблюдался у депутатов во фракции шестого созыва. Партию покинули И.В. Пономарев, а также Г.В. и Д.Г. Гудковы, которые были членами «Координационного совета оппозиции», а позже вошли в руководство «Альянса Зеленых — Народной партии» [1]. Следовательно, очевидно, что одним из возможных продолжений карьерной траектории депутатов шестого созыва мог являться уход в оппозицию, в то время как для депутатов пятого созыва больше был характерен уход в «партию власти».
Однако мог происходить и обратный процесс. Когда против назначения Медведева на пост премьер-министра проголосовали пять депутатов «Справедливой России» (Зотов, Митрофанов, Гасанов, Лакутин, Левин [16]), со стороны Миронова последовали ответные меры. В итоге эта группа депутатов была отстранена от работы во фракции, а Митрофанов и Лакутин были исключены из партии [17], хотя на официальном сайте Лакутин числится как депутат — член фракции [9].
Правда, для депутатов «Справедливой России» возможен уход и в другие органы власти, однако это продолжение для сдававших свои мандаты депутатов было менее вероятным. В частности, К.К. Ильковский стал губернатором Забайкальского края [7], А.В. Беляков — членом Совета Федерации от исполнительной власти Владимирской области [2], а Ф.С. Тумусов стал депутатом Государственного Собрания (Ил Тумэн) Респубики Саха (Якутия) [25].
МОДЕЛИ КАРЬЕРНЫХ ТРАЕКТОРИЙ
ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОТ ПАРТИИ «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ»
Исследование биографий депутатов показывает, что отсутствуют системные факторы рекрутирования депутатского корпуса от фракции «Справедливая Россия». Фактически речь не может идти о достаточно очевидных карьерных траекториях, т.к. проведенное исследование не находит закономерностей, которые бы влияли на процесс попадания на пост. В данном случае можно говорить лишь о двух взаимосвязанных каналах рекрутирования.
Канал 1. Другие партии. Ни одна партия не является более значимой, чем все остальные, в вопросе попадания в «Справедливую Россию». По мнению автора, это может указывать на то, что подбор кадров для «Справедливой России» был скорее случайным, особенно если учитывать, что в ее составе были как оппозиционно настроенные политики, так и достаточно лояльные режиму, а также те, кто скорее отстаивают консервативные, а не социал-демократические ценности (например, Мизулина). Однако в целом опыт работы в других партиях сыграл значимую роль при попадании в «Справедливую Россию».
Канал 2. Законодательные органы власти. Здесь речь идет не только о депутатах Государственной Думы, а также о членах Совета Федерации, но и о депутатах региональных легислатур. Рекрутирование политических акторов, имеющих опыт работы в качестве законодателей, не является отличительной особенностью именно «Справедливой России».
Следовательно, попадание в «Справедливую Россию», возможно, было в основном для тех депутатов, который имели опыт работы в других партиях, и (или) в законодательных органах власти.
Если же говорить о продолжении карьерной траектории после ухода со своего поста, то здесь можно выделить три разных модели ухода депутатов «Справедливой России».
Модель А. Переход в другие органы власти. Самое маловероятное продолжение карьеры депутата, как правило, являющееся следствием договора «Справедливой России» с властью.
Модель Б. Исключение из партии. Такая тенденция наблюдается у депутатов шестого созыва. В большинстве случаев это либо исключение из партии, либо отстранение от работы во фракции без потери депутатского мандата. Данное продолжение карьерной траектории представляется основным для нынешних депутатов.
Модель В. Уход в «Единую Россию». Данная модель более характерна для депутатов пятого созыва, не согласных с политикой партии, выражающейся в сближении с КПРФ и конфронтацией с «Единой Россией».
Таким образом, можно отметить следующие закономерности карьерных траекторий депутатов Государственной Думы РФ шестого созыва от партии «Справедливая Россия».
Во-первых, членство в органах законодательной власти в карьерных траекториях депутатов играло большую роль, чем членство в органах исполнительной власти. Следовательно, для попадания в Государственную Думу от «Справедливой России» прежде всего оказывается важным опыт работы в легислатурах.
Во-вторых, одним из важных факторов являлось членство в других партиях. Этот вывод указывает на то, что рекрутирование депутатов для данной партии скорее всего проводилось случайным образом, что устраивало и депутатов, и саму партию. Депутаты, которые по разным причинам покинули свои предыдущие партии, могли попасть в парламент с новой партией, изначально имевшей поддержку властей. В свою очередь, «Справедливая Россия» получала уже известных политических акторов, имевших опыт партийной и парламентской работы. В результате в партии появились группы депутатов, лояльных и оппозиционных по отношению к власти, что в условиях непостоянной политики самой партии вело к исключению представителей обеих групп.
В-третьих, очевидным оказывается различие в продолжении карьерных траекторий после ухода из партии в процессе ее эволюции. Для депутатов пятого созыва, покинувших «Справедливую Россию», более характерен уход в «Единую Россию». Для депутатов шестого созыва скорее возможен уход из партии и переход в оппозиционные структуры, причем, возможно, без сдачи депутатского мандата. Также вероятен уход в другие органы власти.
Подобное рекрутирование кадров для социал-демократической партии показывает противоречивость существования самой партии, отсутствие ясной стратегии развития, что может в скором времени сказаться на электоральных результатах «Справедливой России».
ЛИТЕРАТУРА
[1] Альянс зеленых и социал-демократов: новая площадка оппозиции [Электронный документ] // Политком.ру. URL: http://www.politcom.ru/17082.html.
[2] Антона Белякова позовут в Совфед в ближайшие дни [Электронный документ] // Известия. URL: http://izvestia.ru/news/553299.
[3] Биография Дмитрия Гудкова [Электронный документ] // РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/spravka/20130313/927152432.html.
[4] Вся Дума [Электронный документ] // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 1849859.
[5] Гаман-Голутвина О.В. Определение основных понятий элитологии // Полис. 2000. № 3.
[6] Гаман-Голутвина О.В. Парламентский корпус современной России // Политический класс в современном обществе / Отв. ред. О.В. Гаман-Голутвина. М.: Росспэн, 2012.
[7] Губернатор Забайкальского края [Электронный документ] // Официальный портал Забайкальского края. URL: http://www.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/governance/ governor.html.
[8] Гудков Геннадий Владимирович [Электронный документ] // Lobbying.ru. URL: http://www.lobbying.ru/content/persons/id_203_linkid_2.html.
[9] Депутаты Государственной Думы [Электронный документ] // Сайт «Справедливой России». URL: http://www.spravedlivo.ru/1_70.html.
[10] Дмитриева Оксана Генриховна [Электронный документ] // Lobbying.ru. URL: http://www.lobbying.ru/content/persons/id_209_linkid_2.html.
[11] Зубов Валерий Михайлович [Электронный документ] // Lobbying.ru. URL: http://lobbying.ru/ content/persons/id_225_linkid_156.html.
[12] Лариса Пономарева уходит из Совета Федерации [Электронный документ] // Газета «Известия». URL: http://izvestia.ru/news/552705.
[13] Макаркин А.В. Разгром клана Амирова [Электронный документ] // Политком.ру. URL: http://www.politcom.rW15 846.html.
[14] Матханов Владимир Эдуардович [Электронный документ] // Lobbying.ru. URL: http://lobbying.ru/content/persons/id_2789_linkid_123.html.
[15] Матханов Михаил Эдуардович [Электронный документ] // Деловая Россия. URL: http://www.deloros.ru/main.php?mid=0&doc=26901.
[16] Миронов исключит из партии голосовавших за Медведева [Электронный документ] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2012/05/08/mironov1.
[17] Митрофанова исключили из СР за поддержку Медведева [Электронный документ] // BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/05/120517_mitrofanov_just_russia.shtml.
[18] Направление [Электронный документ] // Tolkslovar.ru. URL: http://tolkslovar.ru/n2302.html.
[19] Особое мнение. Эфир от 15 октября 2013 года [Электронный документ] // Эхо Москвы. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1177004-echo.
[20] Пономарёв Борис Николаевич [Электронный документ] // Герои страны. URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13485.
[21] Пономарев Владимир Николаевич [Электронный документ] // ФедералПресс. URL: http://old.fedpress.ru/lib/expert/expert_1469.html.
[22] Пономарев, Илья. Депутат Государственной Думы РФ от партии «Справедливая Россия» [Электронный документ] // Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/lib/14160343.
[23] Семейные связи в российском парламенте [Электронный документ] // РИА НОВОСТИ. URL: http://ria.ru/spravka/20120907/745301870.html.
[24] Сергей Миронов: я люблю хищников [Электронный документ] // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/doc/330149.
[25] Тумусов Федот Семёнович [Электронный документ] // Коммерсант. URL: http://www.kommersant.ru/factbook/68511.
[26] Barrie D., Gibbins R. Parliamentary careers in the Canadian federal state // Canadian Journal of Political Science / Revue canadienne de science politique. Mar., 1989. Vol. 22. № 1.
Вестннк Py^H, cepua Поnитоnогин, 2016, № 1
[27] Best H., Cotta M. Democratic Representation in Europe. Diversity, Change, and Convergence. Oxford: Oxford University Press, 2007.
[28] Best H., Cotta M. Parliamentary Representatives in Europe 1848—2000. Legislative Recruitment and Careers in Eleven European Countries. Oxford: Oxford University Press, 2000.
[29] Dogan M. La Selection des Ministres en Italie. Dix Règle Non-Ecrites // International Political Science Review. 1981. Vol. 2. № 2.
[30] Gaman-Golutvina O. Parliamentary representation and MPs in Russia: historical retrospective and comparative perspective // Parliamentary Elites in Central and Eastern Europe / Ed. by E. Semenova, M. Edinger and H. Best. London, Routledge, 2014.
[31] Nosow S., Form W.H. Man, Work and Society. New-York, 1962.
[32] Scarrow S. Political Career Paths and their Consequences in the European Parliament // Legislative studies quarterly. May, 1997. Vol. 22. № 2.
THEORETICAL APPROACHES TO STUDYING POLITICAL ACTORS' CAREER TRAJECTORIES BY THE EXAMPLE OF THE FIFTH AND SIXTH STATE DUMA DEPUTIES FROM THE «JUST RUSSIA» PARTY
I.A. Zarankin
The Department of Political Science National Research University «Higher School of Economics» (HSE) Ilyinka str., 13, Moscow, Russia, 103070
Two approaches to studying political actors' career trajectories are represented in this article. Using the career approach, the author analyzes career trajectories of the fifth and sixth State Duma deputies from the «Just Russia» party to understand transformation of the spoiler party composition since its foundation. It is revealed that there are no systemic factors of deputies' recruiting, however there are several channels of recruiting and models of career trajectories after leaving the State Duma. It is demonstrated that these channels and models differentiate from each other in the fifth and sixth convocations.
Key words: elites, career, political party, State Duma, recruitment of elites, Just Russia.
REFERENCES
[1] Al'jans zeljonyh i social-demokratov: novaja ploshhadka oppozicii [Jelektronnyj dokument]. Politkom.ru. URL: http://www.politcom.ru/17082.html.
[2] Antona Beljakova pozovut v Sovfed v blizhajshie dni [Jelektronnyj dokument]. Izvestija. URL: http ://izvestia.ru/news/553299.
[3] Biografija Dmitrija Gudkova [Jelektronnyj dokument]. RIA NOVOSTI. URL: http://ria.ru/ spravka/20130313/927152432.html.
[4] Vsja Duma [Jelektronnyj dokument]. Kommersant. URL: http://www.kommersant.ru/doc/ 1849859.
[5] Gaman-Golutvina O.V. Opredelenie osnovnyh ponjatij jelitologii. Polis. 2000. № 3.
[6] Gaman-Golutvina O.V. Parlamentskij korpus sovremennoj Rossii. Politicheskij klass v sovre-mennom obshhestve. Otv. red. O.V. Gaman-Golutvina. M.: Rosspjen, 2012.
[7] Gubernator Zabajkal'skogo kraja [Jelektronnyj dokument]. Oficial'nyjportal Zabajkal'skogo kraja. URL: http://www.xn--80aaaac8algcbgbck3fl0q.xn--p1ai/governance/govemor.html.
[8] Gudkov Gennadij Vladimirovich [Jelektronnyj dokument]. Lobbying.ru. URL: http://www.lobbying.ru/content/persons/id_203_linkid_2.html.
[9] Deputaty Gosudarstvennoj Dumy [Jelektronnyj dokument]. Sajt «Spravedlivoj Rossii». URL: http://www.spravedlivo.ru/1_70.html.
[10] Dmitrieva Oksana Genrihovna [Jelektronnyj dokument]. Lobbying.ru. URL: http://www.lobbying.ru/content/persons/id_209_linkid_2.html.
[11] Zubov Valerij Mihajlovich [Jelektronnyj dokument]. Lobbying.ru. URL: http://lobbying.ru/ content/persons/id_225_linkid_156.html.
[12] Larisa Ponomareva uhodit iz Soveta Federacii [Jelektronnyj dokument]. Gazeta «Izvestija». URL: http://izvestia.ru/news/552705.
[13] Makarkin A.V. Razgrom klana Amirova [Jelektronnyj dokument]. Politkom.ru. URL: http://www.politcom.rW15 846.html.
[14] Mathanov Vladimir Jeduardovich [Jelektronnyj dokument]. Lobbying.ru. URL: http://lobbying.ru/ content/persons/ id_2789_linkid_123.html.
[15] Mathanov Mihail Jeduardovich [Jelektronnyj dokument]. Delovaja Rossija. URL: http://www.deloros.ru/main.php?mid=0&doc=26901.
[16] Mironov iskljuchit iz partii golosovavshih za Medvedeva [Jelektronnyj dokument]. Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/news/2012/05/08/mironov1.
[17] Mitrofanova iskljuchili iz SR za podderzhku Medvedeva [Jelektronnyj dokument]. BBC. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/russia/2012/05/120517_mitrofanov_just_russia.shtml.
[18] Napravlenie [Jelektronnyj dokument]. Tolkslovar.ru. URL: http://tolkslovar.ru/n2302.html.
[19] Osoboe mnenie. Jefir ot 15 oktjabrja 2013 goda [Jelektronnyj dokument]. Jeho Moskvy. URL: http://www.echo.msk.ru/programs/personalno/1177004-echo.
[20] Ponomarjov Boris Nikolaevich [Jelektronnyj dokument]. Geroi strany. URL: http://www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=13485.
[21] Ponomarev Vladimir Nikolaevich [Jelektronnyj dokument]. FederalPress. URL: http://old.fedpress.ru/lib/expert/expert_1469.html.
[22] Ponomarev, Il'ja. Deputat Gosudarstvennoj Dumy RF ot partii «Spravedlivaja Rossija» [Jelektronnyj dokument]. Lenta.ru. URL: http://lenta.ru/lib/14160343.
[23] Semejnye svjazi v rossijskom parlamente [Jelektronnyj dokument]. RIA NOVOSTI. URL: http://ria.ru/spravka/20120907/745301870.html.
[24] Sergej Mironov: ja ljublju hishhnikov [Jelektronnyj dokument]. Kommersant. URL: http://www.kommersant.ru/doc/330149.
[25] Tumusov Fedot Semjonovich [Jelektronnyj dokument]. Kommersant. URL: http://www.kommersant.ru/factbook/68511.
[26] Barrie D., Gibbins R. Parliamentary careers in the Canadian federal state. Canadian Journal of Political Science /Revue canadienne de science politique. Mar., 1989. Vol. 22. № 1.
[27] Best H., Cotta M. Democratic Representation in Europe. Diversity, Change, and Convergence. Oxford: Oxford University Press, 2007.
[28] Best H., Cotta M. Parliamentary Representatives in Europe 1848—2000. Legislative Recruitment and Careers in Eleven European Countries. Oxford: Oxford University Press, 2000.
[29] Dogan M. La Selection des Ministres en Italie. Dix Règle Non-Ecrites. International Political Science Review. 1981. Vol. 2. № 2.
[30] Gaman-Golutvina O. Parliamentary representation and MPs in Russia: historical retrospective and comparative perspective. Parliamentary Elites in Central and Eastern Europe. Ed. by E. Semenova, M. Edinger and H. Best. London, Routledge, 2014.
[31] Nosow S., Form W.H. Man, Work and Society. New-York, 1962.
[32] Scarrow S. Political Career Paths and their Consequences in the European Parliament. Legislative studies quarterly. May, 1997. Vol. 22. № 2.