Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ВИРТУАЛЬНОГО "Я" У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ВИРТУАЛЬНОГО "Я" У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
32
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДРОСТОК / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ОБРАЗ "Я" / ВИРТУАЛЬНАЯ ЛИЧНОСТЬ / ДЕВИАНТНЫЙ ПОДРОСТОК / TEENAGER / DEVIANT BEHAVIOR / IMAGE OF "I" / VIRTUAL PERSONALITY / DEVIANT TEENAGER

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Толмачева Е.Е.

В статье проанализирована проблема исследования образа «Я» в психологической литературе, описывается содержание образа виртуального «Я» у подростков, а также проанализированы социально-психологические особенности формирования виртуальной личности девиантных подростков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF THE IMAGE OF THE VIRTUAL "I" AT TEENAGERS WITH DEVIANT BEHAVIOR

The article analyzes the problem of studying the image of "I" in the psychological literature, describes the content of the image of the virtual "I" in adolescents, and analyzes the socio-psychological characteristics of the formation of the virtual personality of deviant adolescents.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА ВИРТУАЛЬНОГО "Я" У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ»

УДК 159.922

Толмачева Е.Е. студент 4 курсаа направление подготовки «Психология» ГБОУВОРК «Крымский инженерно-педагогический университет»

научный руководитель: Юдеева Т.В., к.психол.н.

Россия, г. Симферополь ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ ОБРАЗА

ВИРТУАЛЬНОГО «Я» У ПОДРОСТКОВ С ДЕВИАНТНЫМ

ПОВЕДЕНИЕМ

Аннотация. В статье проанализирована проблема исследования образа «Я» в психологической литературе, описывается содержание образа виртуального «Я» у подростков, а также проанализированы социально -психологические особенности формирования виртуальной личности девиантных подростков.

Ключевые сова: подросток, девиантное поведение, образ «Я», виртуальная личность, девиантный подросток.

Tolmacheva E.E.

student

4 courses, the direction of training "Psychology" GBOUVORK "Crimean Engineering and Pedagogical University"

Russia, Simferopol Supervisor: Yudeeva T. V.

Candidate of Psychology THEORETICAL APPROACHES TO THE RESEARCH OF THE IMAGE OF THE VIRTUAL "I" AT TEENAGERS WITH DEVIANT

BEHAVIOR

Annotation. The article analyzes the problem of studying the image of "I" in the psychological literature, describes the content of the image of the virtual "I" in adolescents, and analyzes the socio-psychological characteristics of the formation of the virtual personality of deviant adolescents.

Keywords: teenager, deviant behavior, image of "I", virtual personality, deviant teenager.

Пространство, созданное с помощью цифровых технологий, стремительно внедряется не только в жизни современного общества, но и в структуру жизненного пространства личности. Поскольку имеет возможность быть одновременно открытым и закрытым для доступа, обеспечивать многоканальность общения, влиять на реальное социальное пространство и др. Прежде всего, актуализируется проблема влияния информационного пространства на формирование основных структурных компонентов личности, таких как мировоззрение, система ценностных ориентаций, моделей поведения и тому подобное. На современном этапе развития общества наблюдается столь тесная конвергенция виртуального и

социального, что позволяет говорить об информационном пространстве как об одном из факторов социализации личности.

Современный подросток существует одновременно в двух пространствах: реальном и виртуальном, является завсегдатаем Интернета и социальных сетей. При этом, виртуальное пространство, по мысли Д. А. Беляева, модифицирует природу индивида, создавая новый вид человека -Homo Virtualis.

Именно подростки представляют собой группу интернет-пользователей, наиболее подверженных неоднозначному воздействию виртуальной среды. В исследовании Т. Н. Матанцевой выявлено, что ввиду возрастной специфичности морально-нравственной, эмоциональной сферы, они могут провоцировать совершение противоправных действий в интернет -пространстве.

Интернет представляет собой идеальное место для реализации девиантного поведения. В условиях анонимности интернет - пространства особенно легко устанавливается коммуникация с носителями форм девиантного поведения. Вариациями негативного воздействия могут быть: установление с подростком незаконного контакта с осуществлением дальнейших преступных действий, киберпреследование, кибербуллинг, мошенничество и мн.др.

В научной литературе представление «образа Я» возникло во взаимосвязи с потребностью изучения и отображения глубоких эмоциональных строений и действий личности. Оно применяется совместно с подобными суждениями, такие как «понимание», «самомнение», «Я-концепция», «Я», «картина Я», «понимание себя» и неразделимо с ними связано [1].

В зарубежной психолого-педагогической литературе при характеристике подростков с девиантным поведением используется термин «дети с проблемами», являющийся наиболее гуманным, деликатным по отношению к таким детям и их родителям [2].

Учеными отмечено, что в девиантном поведении могут выявляться отличия корыстной (связанной со стремлением приобрести материальную выгоду - кражи, аферы и т.д.) направленности, агрессивной ориентации (проявляющиеся в поступках, нацеленных против личности) и отличия социально-пассивного вида (проявляются в желании обслуживания от общественной жизни - избежание от работы и учебы, бродяжничество, употребление спиртного и наркотиков, крайняя форма - суицид). Отклоняющееся поведение агрессивной ориентации проявляется в поступках, нацеленных против личности (оскорбления, унижения, дебоширство, избиение, а еще тяжелые преступления: грабежи, изнасилования и убийства). Ученые выделяют также речевые проявления агрессии (ненормативная лексика, грубость и т.д.) [3].

Таким образом, девиантное поведение как по содержанию, так и по общественной опасности может выражаться в разных социальных

отклонениях, включая нарушения морально -этических норм, небольших правонарушений и завершая тяжелыми правонарушениями [3]. Асоциальные проявления выражаются не только лишь в наружной поведенческой стороне, к развитию девиантного поведения проводит искажение ценностных ориентаций и ценностно-нормативных представлений, т.е. деформация концепции внутренней регуляции поведения [4].

Теоретический анализ современных подходов исследования образа виртуального «Я» показал, что данное понятие рассматривается как знание о себе и самоотношение. Образ «Я» устанавливает социальную адаптацию личности ребенка, является регулятором его поступков и деятельности. Образ «Я» у современных подростков в значительной степени формируется под воздействием информационной и медийной среды, объединенной в пространстве интернет-коммуникации.

В интернет-среде личность проявляет свою активность в отношении к действию или поступку с помощью механизма самовыражения. В нашей работе под виртуальным образом «Я» понимается реальность, которая может существовать как в потенциальном (возможном) состоянии, так и в актуально существующем, действующем состоянии.

Образ «Я» устанавливает социальную адаптацию личности ребенка, является регулятором его поступков и деятельности

Использованные источники:

1. Клейберг, Ю.А. Психология девиантного поведения / Ю.А. Клейберг. - М.: ТЦ Сфера, 2001. - 192 с.

2. Иванов, В.Н. Девиантное поведение: причины и масштабы / В.Н. Иванов // Социально-политический журнал. - 1995. - № 2. - С. 61-74

3. Фельдштейн Д.И. Трудный подросток/ Д.И. Фельдштейн. - .: Знание, 1978. - 258с.

4. Пятунин В.А. Девиантное поведение несовершеннолетних: современные тенденции / В.А. Пятунин. - М.: РОО «ЦСРУП», 2010. - 282 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.