Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
21
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНФЛИКТ / КОНФЛИКТОЛОГИЯ / КОМПЕТЕНЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛОМ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Воронцова О.А.

В статье рассматриваются теоретические походы к исследованию понятий «конфликт» и «конфликтологическая компетенция». Показаны разные точки зрения возникновения и особенности определения понятий. Проведен анализ структуры конфликтологической компетенции. Определена важность изучения и применения конфликта и конфликтологической компетенции в сфере управления персоналом.In article theoretical campaigns to a research of the concepts "conflict" and "konfliktologichesky competence" are considered. The different points of view of origin and feature of determination of concepts are shown. The analysis of structure of konfliktologichesky competence is carried out. Importance of studying and application of the conflict and konfliktologichesky competence of the sphere of personnel management is determined.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ КОНФЛИКТАМИ»

- соблюдение установленных учетных норм - непременное выполнение работниками установленных в организации норм и предписаний, а также требований нормативных актов;

- обеспечение устойчивой системы бухгалтерского учета.[2]

Но у внутреннего контроля есть недостатки, которые выражаются в том, что система внутреннего контроля может быть ограничена:

а) изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств, находящихся вне сферы влияния руководства экономического субъекта;

б) превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом экономического субъекта, включая сговор персонала;

в) возникновением ошибок в процессе принятия решений, осуществления фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности [3].

Таким образом, можно отметить, что необходимо постоянно совершенствовать систему внутреннего контроля организации, так как это непрерывный процесс обоснования и реализации наиболее рациональных форм, методов, способов и путей ее создания и развития крепкой защиты внутрихозяйственного контроля не только для строительных организаций, но и для организаций всех отраслей хозяйствования, и если руководство предприятия стремится к повышению эффективности своей деятельности, ему необходимо постоянно совершенствоваться.

Использованные источники:

1. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» / «Собрание законодательства РФ», 12.12.2011, № 50.

2. Электронный ресурс-бизнес планирование консалтинг онлайн [http: //biznes -pl anirovanie.ru/]

3. Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности».

Воронцова О.А. магистрант 3 курса Игумнов О.А., к.пед.н. научный руководитель, доцент ФГБОУ «Московский педагогический государственный университет» Россия, г. Москва ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К ИССЛЕДОВАНИЮ КОМПЕТЕНЦИИ МЕНЕДЖЕРА ПО УПРАВЛЕНИЮ

КОНФЛИКТАМИ

В статье рассматриваются теоретические походы к исследованию понятий «конфликт» и «конфликтологическая компетенция». Показаны

разные точки зрения возникновения и особенности определения понятий. Проведен анализ структуры конфликтологической компетенции. Определена важность изучения и применения конфликта и конфликтологической компетенции в сфере управления персоналом.

Ключевые слова: конфликт, конфликтология, компетенция, конфликтологическая компетенция, управление персоналом.

In article theoretical campaigns to a research of the concepts "conflict" and "konfliktologichesky competence" are considered. The different points of view of origin andfeature of determination of concepts are shown. The analysis ofstructure of konfliktologichesky competence is carried out. Importance of studying and application of the conflict and konfliktologichesky competence of the sphere of personnel management is determined.

Keywords: conflict, conflictology, competence, konfliktologichesky competence, personnel management.

В современном мире происходит непрерывное усложнение деловых взаимосвязей между людьми в процессе профессиональной деятельности. Вместе с этим возрастает роль человеческих отношений и общения в трудовых коллективах. Поэтому актуальной проблемой становится формирование конфликтологической компетенции сотрудников, необходимой для плодотворной работы, и создания благоприятного психологического климата в коллективе.

Неизменно востребованным остается вопрос о месте и роли конфликтов в организации и обществе. В историческом аспекте философы Древнего мира и Средневековья видели в конфликтах средство к взаимопониманию и доброму согласию. О противоречиях в природе, обществе, мышлении, о борьбе между людьми, классами, государствами ученые размышляли особенно много в Новое время, когда социальные конфликты стали наиболее острыми.

Большинство исследователей, заложивших фундамент конфликтологии как науки, указывали на конфликты как на средство разрешения социальных противоречий и поддержания равновесия в общественном устройстве. При этом однозначно осуждалось враждебное противоборство на любом уровне, и признавалась важная роль мирно разрешаемых конфликтов в установлении взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Принято считать, что конфликт - это противоборство сторон, столкновение разнонаправленных сил

" 37

в условиях противодействия37.

Само слово «конфликт» пришло из латыни и означает столкновение сторон, мнений, сил. С течением времени исследователи стремились дополнить первоначальную характеристику данного понятия.

37 Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.

Например, Л. Козер в своих исследованиях отмечает, что конфликт есть один из видов социального взаимодействия, «борьба за ценности и притязания на статус, власть и ресурсы, в ходе которой оппоненты нейтрализуют, наносят ущерб или устраняют своих соперников»38.

Российский исследователь А.Г. Здравомыслов39 считает, что конфликт является важнейшей стороной взаимодействия людей в обществе, формой отношений между потенциальными или актуальными субъектами социального действия, мотивация которых обусловлена противостоящими ценностями и нормами, интересами и потребностями.

Определение конфликта как воспринимаемую несовместимость действий или целей дает Д. Майерс40.

С развитием конфликтологии сформировалось понятие «конфликтологическая компетенция», понимаемое как способность действующего лица (организации, социальной группы, общественного движения и т.д.) в реальном конфликте осуществлять деятельность, направленную на минимизацию деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло. Она представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации41.

Понятие «компетенция» впервые было сформулировано Дэвидом Макклелландом в 1973 году. Он понимал под компетенцией поведение, отличающее выдающегося работника от среднего42. Исследования Д. Макклелланда констатировали, что наличие каких - либо дипломов у потенциальных исполнителей работы, как, впрочем, и проводимые традиционные тесты знаний и способностей, не обеспечивают эффективного выполнения работникам рабочих обязанностей и успеха в профессиональной деятельности. Эффективность выполнения рабочих обязанностей он напрямую связывал с наличием у её исполнителя конкретных компетенций43.

Понятие «конфликтная компетенция» как производное от самого родового понятия «компетенция» вызывает многочисленные споры с точки зрения определения его содержания. Большинством авторов компетенция трактуется как совокупность вопросов, решение которых входит в обязанности специалистов того или иного профиля. В частности, в аспекте управленческой деятельности термин «конфликтологическая компетенция»

38 Козер Л. Функции социального конфликта[Текст]/Л. Козер. -М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.-205с.

39 Здравомыслов А. Г. Нормы права и нормы обыденной морали в свете социологии конфликта// Социология российского кризиса. — М. «Наука», 1999.-С.25-27.

40Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие [Текст]/

А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский.- 2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Учебное пособие).

42Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

43 Калюжная Н. В. Разработка модели компетенций организации // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 447455.

употребляется для обозначения области применения конфликтологических умений и навыков руководителя в организации, т.е. совокупности тех ситуаций, которые требуют от менеджера демонстрации своей конфликтологической компетентности на практике44.

В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова компетенция имеет два значения: 1) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлен; 2) круг чьих-нибудь полномочий, прав45.

В «Большом энциклопедическом словаре» находим: «Компетенция: (от лат. competo - добиваюсь; соответствую, подхожу), 1) круг полномочий, предоставленный законом, уставом или иным актом конкретному органу или должностному лицу; 2) знания и опыт в той или иной области»46.

Важнейшая характеристика конфликтной компетентности - субъектная позиция участника. Она предполагает более или менее адекватное видение динамики сюжета конфликта, его возможные последствия. Таким образом, субъектная позиция в конфликте как показатель компетентности - это, прежде всего, рефлексивная культура, которая предполагает, что человек способен стать своеобразным посредником самому себе в конфликте. Происходит как бы раздвоение участника: с одной стороны, он непосредственно вовлечен в конфликт, а с другой - он же отслеживает себя в конфликте, таким образом

47

участвуя в нем опосредованно47.

Исследователи В.В. Рябов, Ю.В. Фролов рассматривают конфликтологическую компетенцию на двух уровнях. Первый предусматривает способности к распознаванию признаков случившегося конфликта, его оформлению для удержания, воплощенного в нем противоречия, и владение способами регулирования для разрешения. Второй предусматривает умение проектировать необходимые для достижения определенных результатов конфликты и конструировать их непосредственно в ситуациях взаимодействия; владение способами организации продуктивно ориентированного конфликтного поведения участников и сторон взаимодействия48.

В соответствии с психологическим подходом, Е.Н. Богдановым, В.Г. Зазыкиным конфликтологическая компетенция понимается как совокупность гностического, пространственного, конструктивного, регулятивного, коммуникативного, нормативного и рефлексивно статусного

44Мартынова И.И. К вопросу о необходимости развития конфликтологической компетенции будущих муниципальных служащих [Текст] /И.И. Мартынова // Государственное и муниципальное управление в 21 веке: теория, методология, практика. - 2011.- № 2.- С.114-119

45Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2011. -736 С.

46Большой Энциклопедический словарь: научное издание [Текст]. - М.: Сов. энциклопедия, 1994. -1628 С.

47Муштук О. З. Конфликтология: учеб. пособие / О. З. Муштук, А. Ю. Деев, О. С. Которова. - М.: Маркет ДС, 2008. - 160 С.

48 Рябов В. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала [Текст]: материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г.: «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 45С.

компонентов, характеризующих различные виды компетенции49.

Исследователь О.З. Муштук полагает, что конфликтологическая компетенция представляет собоИ способность личности в реальном конфликте осуществлять деятельность, которая направлена на минимизацию деструктивного потенциала конфликта на основе специальных знаний, умений и навыков50.

С точки зрения Л.Н. Цой, формирование конфликтологической компетенции должно основываться на базе теоретических знаний в области конфликтологии (политологической, юридической, психологической и т.д.); социальных технологий профилактики, управления, минимизации деструктивных форм конфликта и перевода социально-негативных конфликтов в социально-позитивное русло; мысле-техник, формирующих типы мышления, соответствующие рефлексивности, методологичности, сплоченности, объемности, креативности; технологий психогигиены и стрессоустойчивости в конфликтах51.

Исследователь Н.В. Шарова отмечает, что конфликтологическую компетенцию можно рассматривать как жизненный опыт столкновения и решения конфликтов (внутриличностных, межличностных, групповых), в который входят и личностные качества, которые развиваются в процессе сопротивления и устойчивости к негативному влиянию конфликта, когнитивные составляющие и стратегии поведения в конфликте,

52

соответствующие ситуациям52.

По мнению А. Б. Немковой, устойчивость в проявлении способности и готовности организовать деятельность для удержания противоречия в процессе его разрешения и для перевода в позитивное русло является характеристикой сформированности конфликтологической компетенции53.

По данным Г.С. Бережной, конфликтологическая компетенция является важной составной частью профессиональной компетентности субъектов управленческой деятельности. Она дает уточненное и конкретизированное понятие конфликтологической компетенции. В ее понимании, конфликтологическую компетенцию можно рассматривать как когнитивно -регуляторную подструктуру профессионализма личности, которая позволяет предвосхищать конфликты, эффективно управлять ими, разрешать на объективной основе и оказывать психологическое воздействие на

49Богданов Е. Н., Зазыкин, В.Г. Психология личности в конфликте [Текст]: учебное пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

50 Муштук О.З. Конфликтология: учеб. пособие / О.З. Муштук, А.Ю. Деев, О.С. Которова. - М.: Маркет ДС, 2008. - 160 С.

51 Цой Л.Н. Современные образовательные технологии в обучении ИЯ-менеджеров: путь к конфликтологической компетенции [Текст] / Л.Н. Цой // Кадровик. -2012.-№ 3.- с. 122-128.

52 Шарова Н. В. Социальная и конфликтная компетентность в процессе профессионализации личности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды IV международной научной интернет-конференции, Омск, январь - март 2011 г./отв. ред. Е. Г. Ефремов, М. Ю. Семенов. - Киев: «Издательство Простобук», 2011. 278 с. - 10стр. - 0,6 п.л. - 268-278с.

53 Немкова А. Б. Становление конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2008.

конфликтующие стороны с целью снижения негативного влияния и последствий конфликтов54.

Исследователь А.Ю. Булатецкая считает, что конфликтологическая компетенция представляет собой совокупность знаний, умений, социально-психических качеств и свойств личности, которые обеспечивают социальное взаимодействие в организации, позволяют предвосхищать появление конфликтов, эффективно управлять ими и добиваться конструктивного разрешения, создавать необходимые условия для бесконфликтной работы организации55.

По мнению А.Я. Анцупова, конфликтологическая компетенция представляет собой уровень развития осведомленности о диапазоне возможных стратегий конфликтующих сторон и умение оказать содействие в реализации конструктивного взаимодействия в конкретной конфликтной ситуации56.

Анализ приведенных определений понятий показал, что в структуру конфликтологической компетенции многие авторы включают определенные знания, умения, опыт, личностные качества, конструктивные стратегии поведения, некоторые способности и готовность минимизировать деструктивные формы конфликта.

Одним из важнейших факторов эффективности профессиональной деятельности специалиста является умение предвосхищать и конструктивно разрешать конфликты, возникающие в профессиональной деятельности. Под конфликтологической компетенцией, вслед за И.И. Мартыновой, мы понимаем способность и готовность человека предвидеть возникновение конфликтной ситуации, противостоять деструктивному влиянию конфликтов, оптимальным способом преодолевать возникающие противоречия, и умение их конструктивно разрешать, т.е. способность и готовность к управлению

конфликтом 57.

Использованные источники:

1. Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. - 512 С.

2. Анцупов А.Я., Баклановский С.В. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие [Текст]/ А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. -2-е изд., перераб. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.: ил. - (Учебное пособие).

3. Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности

54 Бережная Г. С. Формирование конфликтологической компетентности педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. д-ра пед. наук / Г. С. Бережная. - Калиниград, 2010. - 43 с.

55Булатецкая А.Ю. Социальные технологии формирования конфликтологической компетентности менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России. Автореф. дис... канд. социол. наук: 22.00.08. - М., 2014 С.

56 Анцупов А.Я. Конфликтология: учебник для вузов / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов - 4-е изд. исп. и доп. М.: Эксмо, 2009. - 512 С.

"Мартынова, И.И. К вопросу о необходимости развития конфликтологической компетенции будущих муниципальных служащих [Текст] / И.И. Мартынова // Государственное и муниципальное управление в 21 веке: теория, методология, практика. - 2011.- № 2.- с.114-119 С.

педагогов общеобразовательной школы: автореф. дис. д-ра пед. наук / Г. С. Бережная. - Калиниград, 2010. - 43 с.

4. Богданов Е. Н., Зазыкин, В.Г. Психология личности в конфликте [Текст]: учебное пособие / Е. Н. Богданов, В. Г. Зазыкин. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2004.

5. Большой Энциклопедический словарь: научное издание [Текст]. - М.: Сов. энциклопедия, 1994. -1628 С.

6. Булатецкая А.Ю. Социальные технологии формирования конфликтологической компетентности менеджеров в условиях трансформации управленческих отношений в современной России. Автореф. дис... канд. социол. наук: 22.00.08. - М., 2014 С.

7. Здравомыслов А. Г. Нормы права и нормы обыденной морали в свете социологии конфликта// Социология российского кризиса. — М. «Наука», 1999.-С.25-27.

8. Калюжная Н. В. Разработка модели компетенций организации // Молодой ученый. - 2016. - № 6. - С. 447-455.

9. Козер Л. Функции социального конфликта[Текст]/Л. Козер.-М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 2000.-205с.

10.Краткий психологический словарь / под ред. А.В. Петровского, Н.Г. Ярошевского. - Ростов-н/Д.: Феникс, 1998.

11.Макклелланд Д. Мотивация человека. - СПб.: Питер, 2007. - 672 с.: ил. -(Серия «Мастера психологии»).

12. Мартынова И.И. К вопросу о необходимости развития конфликтологической компетенции будущих муниципальных служащих [Текст] /И.И. Мартынова // Государственное и муниципальное управление в 21 веке: теория, методология, практика. - 2011.- № 2.- С. 114-119

13. Мартынова, И.И. К вопросу о необходимости развития конфликтологической компетенции будущих муниципальных служащих [Текст] / И.И. Мартынова // Государственное и муниципальное управление в 21 веке: теория, методология, практика. - 2011.- № 2.- с. 114-119 С

14. Муштук О. З. Конфликтология: учеб. пособие / О. З. Муштук, А. Ю. Деев, О. С. Которова. - М.: Маркет ДС, 2008. - 160 С.

15.Муштук О.З. Конфликтология: учеб. пособие / О.З. Муштук, А.Ю. Деев, О.С. Которова. - М.: Маркет ДС, 2008. - 160 С.

16. Немкова А. Б. Становление конфликтологической компетенции старшеклассников в условиях внеклассной деятельности: автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 2008.

17.Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка [Текст]/С.И. Ожегов. - М.: Оникс, 2011. -736 С.

18.Рябов В. В. Компетентность как индикатор человеческого капитала [Текст]: материалы к четвёртому заседанию методологического семинара 16 ноября 2004 г.: «Россия в Болонском процессе: проблемы, задачи, перспективы» / В.В. Рябов, Ю.В. Фролов. - М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. - 45С.

19.Цой Л.Н. Современные образовательные технологии в обучении ИЯ-

менеджеров: путь к конфликтологической компетенции [Текст] / Л.Н. Цой // Кадровик. -2012.-№ 3.- с.122-128

20. Шарова Н. В. Социальная и конфликтная компетентность в процессе профессионализации личности // Профессиональное самосознание и экономическое поведение личности: Труды IV международной научной интернет-конференции, Омск, январь - март 2011 г./отв. ред. Е. Г. Ефремов, М. Ю. Семенов. - Киев: «Издательство Простобук», 2011. 278 с. - 10стр. - 0,6 п.л. - 268-278с.

УДК 331.1

Гаврилова С.В. студент 2 курса, магистратура направление «Управление персоналом в финансово-кредитных организациях» Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого Россия, г. Великий Новгород УПРАВЛЕНИЕ МОТИВАЦИЕЙ ПЕРСОНАЛА: НОВЫЕ ИДЕИ

В статье рассматриваются практические примеры применения организациями нетрадиционных способов мотивации сотрудников, построенных на преимущественно нематериальном стимулировании. Актуальность темы обуславливается повышением значимости внутреннего мира человека в современном обществе, его стремлением к личностному и профессиональному росту. Также статья затрагивает понятие «двойной лестницы» карьеры. Приведен пример комплексной системы мотивации.

Ключевые слова: мотивация персонала, нематериальное стимулирование, карьера, «двойная лестница» карьеры, комплексная система мотивации.

The article considers some practical examples of organizations innovative ways to motivate employees, built on predominantly non-material incentives. The theme urgency is caused by the increasing importance of the inner world of man in modern society, his desire for personal and professional growth. Also, the article touches upon the notion of a "dual ladder" career. Following is an example of complex system of motivation.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Key words: personnel motivation, moral incentives, career "dual ladder" career integrated motivation system.

Даже в наш век высоких технологий не подлежит сомнению тот факт, что одним из наиболее важных ресурсов любой организации являются ее работники. Именно от них зависит то, насколько успешно будет функционировать компания, ведь даже обширная материально-техническая база, развитая инфраструктура, правовое и организационное обеспечение не принесут результатов без грамотного их использования. Именно поэтому

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.