Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
высшее образование / подготовка учителей иностранного языка / совершенствование процесса подготовки учителей иностранного языка / компетентность учителя иностранного языка / развитие компетентности будущего учителя иностранного языка / higher education / training of foreign language teachers / improvement of the process of training foreign language teachers / the competence of a foreign language teacher / the development of the competence of a future foreign language teacher

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Шабанова Шахназ Гилаловна, Шабанова Джамиля Садулаевна, Абулайсова Насихат Абулайсовна

Рассматриваются наиболее характерные черты процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка по ходу обучения в вузе. Для этого в начале статьи изучаются изменения в требованиях социума к выпускникам педагогических вузов, успешно освоившим соответствующий профиль подготовки. На этом основании доказывается необходимость расширения использования личностно ориентированного обучения в соответствующем процессе. Демонстрируется система требований, которые с необходимостью должны получить практическое воплощение при его реализации. Затем говорится об особенностях формирования коммуникативного, дидактического и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Шабанова Шахназ Гилаловна, Шабанова Джамиля Садулаевна, Абулайсова Насихат Абулайсовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The most characteristic features of the future foreign language teachers professional competence developing process during their studies at the university are considered. To do this, at the article’s beginning, changes in the society requirements for pedagogical universities graduates who have successfully mastered the appropriate training profile are studied. On this basis, the necessity of expanding the personality-oriented learning use in the relevant process is proved. A system of requirements is demonstrated, which must necessarily be put into practice during its implementation. Then the authors talk about the peculiarities of the future foreign language teachers professional competence communicative, didactic and reflexive components formation.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА»

3. Светличный, Е.Г. Использование ЗБ программ-конструкторов в профессиональной подготовке будущих сотрудников правоохранительных органов / Е.Г. Светличный, М.М. Хамгоков, С.П. Чобитько // Проблемы современного педагогического образования. - Сб. статей: - Ялта: РИО ГПА, 2022. - Вып. 75. - Ч. 2. - С. 296-299

4. Светличный, Е.Г. Комплексная подготовка спортсменов-стрелков / Е.Г. Светличный, С.П. Чобитько, Д.Н. Гущин // Проблемы современного педагогического образования. - Ялта. - 2021. - Выпуск 72 (2). - С. 301-303

5. Чобитько, С.П. Комплексная подготовка сотрудников органов внутренних дел к действиям в экстремальных условиях / С.П. Чобитько // Обеспечение общественной безопасности и противодействие преступности: задачи, проблемы и перспективы: материалы Всероссийской научно-практической конференции. - Краснодар. - 2020. - С. 505-507

Педагогика

УДК 378

кандидат филологических наук, доцент кафедры английского языка Шабанова Шахназ Гилаловна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, старший преподаватель кафедры иностранных

языков и методики их преподавания Шабанова Джамиля Садулаевна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала);

кандидат филологических наук, доцент кафедры иностранных

языков и методики их преподавания Абулайсова Насихат Абулайсовна

ФГБОУ ВО «Дагестанский государственный педагогический университет» (г. Махачкала)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩЕГО

УЧИТЕЛЯ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Аннотация. Рассматриваются наиболее характерные черты процесса развития профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка по ходу обучения в вузе. Для этого в начале статьи изучаются изменения в требованиях социума к выпускникам педагогических вузов, успешно освоившим соответствующий профиль подготовки. На этом основании доказывается необходимость расширения использования личностно ориентированного обучения в соответствующем процессе. Демонстрируется система требований, которые с необходимостью должны получить практическое воплощение при его реализации. Затем говорится об особенностях формирования коммуникативного, дидактического и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности будущих учителей иностранного языка.

Ключевые слова: высшее образование, подготовка учителей иностранного языка, совершенствование процесса подготовки учителей иностранного языка, компетентность учителя иностранного языка, развитие компетентности будущего учителя иностранного языка.

Annotation. The most characteristic features of the future foreign language teachers professional competence developing process during their studies at the university are considered. To do this, at the article's beginning, changes in the society requirements for pedagogical universities graduates who have successfully mastered the appropriate training profile are studied. On this basis, the necessity of expanding the personality-oriented learning use in the relevant process is proved. A system of requirements is demonstrated, which must necessarily be put into practice during its implementation. Then the authors talk about the peculiarities of the future foreign language teachers professional competence communicative, didactic and reflexive components formation.

Key words: higher education, training of foreign language teachers, improvement of the process of training foreign language teachers, the competence of a foreign language teacher, the development of the competence of a future foreign language teacher.

Введение. Неуклонный рост потребности в высококвалифицированных и профессионально компетентных специалистах является одной из наиболее характерных черт современного социума (М.Ю. Бухаркина, М.В. Вербицкая, Т.Н. Гущина, Н.Г. Масюкова, К.С. Махмурян, Е.С. Полат). Сказанное в полной мере относится к образовательной сфере. Действительно, на современном, постиндустриальном этапе развития общества первоочередная цель реализации учебно-воспитательного процесса перестаёт состоять в усвоении готовых знаний. Сегодня он должен быть нацелен на построение системы информационного обмена между субъектами, целью которого является обретение ими компетентности и эрудированности (Н.В. Нпполитова, Н.Г. Масюкова, Н.А. Нагибина, Е.С. Полат).

Необходимость реализации образовательного процесса в таком ключе способствует выдвижению особых требований к компетентности педагога [8, С. 166]. Этому также способствует ряд объективных факторов. Перечислим их:

- появление инновационных типов школ;

- широкое применение в системе среднего общего и основного общего образования авторских педагогических систем [11, С. 182];

- постоянное расширение сферы использования передовых технологий в обучении и воспитании (Н.Д. Гальскова, Н.И. Гез, С.К. Гураль, Г.И Петрова, В.М. Смокотин).

Соответственно, успешным завершением профессиональной подготовки будущего учителя иностранных языков на ступени высшего образования следует считать выпуск специалиста, легко ориентирующегося не только в новейших достижениях, связанных с изучением иностранных языков, но и в инновациях психолого-педагогической науки [13, С. 7]. Сумма профессиональных и личностных компетенций такого педагога, сформированная к моменту начала профессиональной деятельности, должна позволять ему реализовывать ряд важнейших функций. К таковым относятся:

- практическое применение различных технологий преподавания учебного предмета, не исключая инновационных;

- эффективная работа с одарёнными и трудными детьми [11, С. 188];

- проектирование траектории собственного профессионально-личностного становления [13, С. 9];

- осуществление научно-исследовательской деятельности [1, С. 8];

- проектирование дидактического процесса (Д.Р. Абдильманова, Ю.В. Гутрова, О.В. Крылова, А.А. Леонтьев, Н.Н. Новик, Г.И. Петрова, С.В. Тетина);

- реализация личностного подхода в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Теоретическим аспектам подготовки учителя, способного к их воплощению, посвящено наше исследование.

Изложение основного материала статьи. На протяжении трёх последних десятилетий педагоги-исследователи и

практики уделяли немало внимания различным проблемам, связанным с развитием компетентности будущих учителей иностранногоязыка(Табл. 1).

Таблица 1

Некоторые аспекты проблемы развития компетенций будущего учителя иностранного языка,

рассматривавшиеся в педагогике

Аспект Авторы, занимавшиеся его исследованием

Структура профессионально-педагогической деятельности соответствующего специалиста Ю.М. Кулюткин, Н.Б. Новик, О.С. Смирнова

Развитие его профессиональной компетентности по ходу занятий самообразованием У.А. Архипова, В.А. Козаков, Я.Л. Коломинский

Особенности культурологической подготовки будущих учителей ИЯ В.А. Кудин, B.C. Маслов

Формирование у них педагогической направленности A.A. Орлов

При этом недостаточно глубоко исследовались вопросы, связанные с общим ходом процесса развития профессиональной компетентности будущего учителя иностранного языка [7, С. 45-46]. До сих пор не получила своего раскрытия и проблема роли иностранного языка как средства культурного и личностного обогащения студентов педагогических вузов [2, С. 7].

Указанные выше особенности разработки интересующей нас проблематики стали одной из причин возникновения следующих противоречий:

- между нацеленностью многих педагогических вузов на построение целостной системы подготовки профессионально компетентного специалиста с одной стороны и недостаточной теоретической разработанностью проблемы создания необходимых педагогических условий - с другой [9, С. 142];

- между существованием потребности в дальнейшей профессионализации системы высшего образования и слабой изученностью соответствующих вопросов;

- между возросшими требованиями современного социума к педагогу, успешно завершившему обучение по соответствующей программе и неготовностью многих учителей удовлетворять их [11, С. 181];

- между предоставлением учителям иностранного языка возможностей для реализации инновационных компонентов профессиональной деятельности и недостаточной компетентностью многих педагогов в вопросах практической реализации таковых (П.Д. Абдурахманова, Ю.В. Гутрова, П.Г. Идрисова, О.В. Крылова, Г.И. Петрова, С.В. Тетина).

Преодоление перечисленных выше противоречий с определённой вероятностью позволит сделать профессиональное и личностное развитие студентов, осваивающих рассматриваемую специальность, целостным процессом. В нём будут гармонично сочетаться содержательная и технологическая стороны [13, С. 11].

Подобных результатов можно достичь путём расширения использования элементов личностно ориентированного обучения в педагогической практике вузов [8, С. 163]. Последнее подразумевает признание обучающегося как главной действующей фигуры образовательного процесса (H.A. Алексеев, A.A. Плигин, В.В. Сериков). Процесс его профессиональной подготовки при этом предстаёт как личностное образование, интегрирующее следующие компоненты:

- мотивы;

- потребности [9, С. 140];

- эмоции;

- операции[1,С. 9].

Исходя из основных положений рассматриваемой педагогической технологии, можно выделить ряд требований к формированию системы компетенций будущих учителей ИЯ в пространстве современного российского вуза (H.A. Алексеев, A.B. Петровский, В.В. Сериков, Б.А. Федоришин, И.С. Якиманская). Рассмотрим их более подробно (Табл. 2).

Таблица 2

Требования к развитию компетентности будущего учителя иностранного языка в ходе его профессиональной

подготовки на ступени высшего образования

Требование Описание

Возможность для выбора студентом тех или иных способов реализации учебной деятельности Овладение такими инновационными способами представляет собой главный путь развития у будущего педагога познавательных способностей [10, С. 43].

Единство мотивационных установок и когнитивных способностей При реализации этого требования основным результатом профессиональной подготовки становится формирование познавательных способностей студентов на основе овладения соответствующими знаниями и умениями [4, С. 122].

Переориентация обучения на учение Подразумевает замену в образовательном процессе социально организованного и заданного норматива познания на построение самим обучающимся таких моделей реализации когнитивной деятельности, которые имеют для него личностное и профессиональное значение.

Процесс реализации приведённых в Таблице 2 требований должен быть направлен на развитие ряда компонентов профессиональной компетентности будущих учителей интересующего нас профиля [4, С. 124].

Первым из них является коммуникативный. Он представляет собой способность решать средствами иностранного языка те проблемы, которые являются наиболее актуальными с точки зрения осуществления студентами-педагогами учебной, а позднее - и профессиональной деятельности [12, С. 517-518]. Достаточный уровень его сформированности подразумевает также наличие у учащегося развитого умения использовать иноязычную речь в ходе взаимодействия с носителями языка [3, С. 638].

Следующий компонент - дидактический [5, С. 260]. Базис, на котором зиждется процесс его формирования, составляет овладение учащимися системой фундаментальных профессиональных знаний [6, С. 663]. К данной категории относятся:

- фундаментальные знания в своей предметной области;

- теоретико-методологические знания [14, С. 100];

- представления об универсальных способах познания и практической деятельности (И.В. Борисов, Д.А. Ендовицкий, И.Е. Рисин, Ю.И. Трещевский).

Наличие соответствующих познаний составляет основу для формирования у будущих специалистов целостных представлений о педагогической деятельности. Последнее, в свою очередь, способствует достижению более высокого уровня применяемости полученных по ходу профессиональной подготовки знаний, умений и навыков [6, С. 670].

Рефлексивный компонент профессиональной компетентности учителя ИЯ проявляется в умении сознательно контролировать результаты собственной деятельности [14, С. 105]. Это подразумевает достаточный уровень развития следующих характеристик:

- нацеленность на сотрудничество и сотворчество с другими участниками образовательного процесса [11, С. 195];

- способность к импровизациям;

- уверенность в себе;

- инициативность [8, С. 167];

- креативность [9, С. 144].

Выводы. Подводя итоги исследования, в первую очередь упомянем, что сегодня первоочередной целью реализации образовательного процесса является не усвоение учащимися готовых знаний, но построение системы информационного обмена между его субъектами. Целью существования таковой является обретение обучающимися компетентности и эрудированности. Соответственно, меняются и требования к профессиональному портрету педагога, в т.ч. учителя иностранного языка.

Успешным завершением его профессиональной подготовки на ступени высшего образования является выпуск специалиста, легко ориентирующегося как в новейших достижениях, связанных с изучением иностранных языков, так и в инновациях психолого-педагогической науки. Сумма профессиональных и личностных компетенций такого педагога, сформированная к моменту начала профессиональной деятельности, должна позволять ему реализовывать следующие функции: практическое применение различных технологий преподавания учебного предмета, не исключая инновационных; эффективная работа с одарёнными и трудными детьми; проектирование траектории собственного профессионально-личностного становления; осуществление научно-исследовательской деятельности; проектирование дидактического процесса; реализация личностного подхода в процессе профессионально-педагогической деятельности.

Этого можно достичь путём расширения использования элементов личностно ориентированного обучения в педагогической практике вузов. Последнее подразумевает признание будущего учителя иностранных языков главной действующей фигурой образовательного процесса.

Принимая во внимание основные положения рассматриваемой педагогической технологии, можно выделить ряд требований к формированию системы компетенций будущих учителей ИЯ в пространстве современного российского вуза. К ним относятся: возможность для выбора студентом тех или иных способов реализации учебной деятельности; единство мотивационных установок и когнитивных способностей; переориентация обучения на учение. Реализация этих требований должна быть направлена на развитие коммуникативного, дидактического и рефлексивного компонентов профессиональной компетентности студентов-педагогов, осваивающих интересующий нас профиль подготовки.

Литература:

1. Бажук, О.В. Формирование функциональной грамотности у студентов педагогического вуза (на примере читательской грамотности) / О.В. Бажук // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 4(101). - С. 7-9

2. Гураль, С.К. Выразить невыразимое: возможности синергетических усилий лингвистики и философии / С.К. Гураль, Г.И. Петрова, В.М. Смокотин // Язык и культура. - 2018. - № 42. - С. 6-18

3. Иванова, В.И. Оптимизация использования ресурсов онлайн-обучения для развития коммуникативной компетенции студентов / В.И. Иванова, А.Е. Девришева // Перспективы науки и образования. - 2022. - № 4(58). -С. 634-649

4. Игтисамова, Г.Р. Некоторые концепции и модели профессионального образования на Западе и в России / Г.Р. Игтисамова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. -2012. -№ 1. - С. 120-125

5. Куклина, С.С. Межкультурная иноязычная коммуникативная компетенция как основа обучения иноязычному общению в вузе /С.С. Куклина, И.С. Черемисинова // Язык и культура. -2018.-№41.-С. 255-270

6. Лызь, H.A. Образовательная деятельность студентов в интернет-пространстве: готовность и самоэффективность / H.A. Лызь, О.Н. Истратова // Интеграция образования. - 2021. - № 4. - С. 661-680

7. Мудрая, Т.Ф. Обучение реферированию англоязычных текстов как способ развития навыков критического мышления у студентов / Т.Ф. Мудрая // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 3(100). - С. 45-47

8. Рассада, С.А. Формирование методической компетентности студентов-бакалавров профиля обучения «Теория и методика преподавания иностранных языков и культур» в вузе / С.А. Рассада, О.В. Фрезе // Наука о человеке: гуманитарные исследования. -2022,-№ 3. - С. 162-168

9. Теоретический контекст интегрированного предметно-языкового обучения в вузе / С.К. Гураль, Э.П. Комарова, С.А. Бакленева, A.C. Фетисов // Язык и культура. - 2020. - № 49. - С. 138-147

10. Толмачева, В.В. Проекция ключевых положений социально ориентированного подхода на процесс социально-экологической подготовки будущих педагогов / В.В. Толмачева // Мир науки, культуры, образования. - 2023. - № 1(98). -С. 42-44

11. Цели, задачи, принципы и содержание индивидуальных иноязычных образовательных траекторий с учётом латентных характеристик студентов / С.К. Гураль, Т.О. Краснопеева, В.М. Смокотин, С.Н. Сорокоумова // Язык и культура. -2019.-№47.-С. 179-196

12. Щукин, А.Н. Лингводидактический энциклопедический словарь / А.Н. Щукин. - Москва: ACT. Астрель, 2007. - 746 с.

13. Bezukladnikov, К. Training a pre-service foreign language teacher within the linguo-informational educational environment / K. Bezukladnikov, B. Kruze, B. Zhigalev II Advances in Intelligent Systems and Computing. - 2019. - Vol. 907. -Pp. 3-14

14. Danilina, S. Collocational knowledge uptake by university students under online learning / S. Danilina II English Studies at NBU. - 2022. - No. 4 (58). - Pp. 97-117

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.