Научная статья на тему 'Теоретические основы воспитания толерантности у студентов'

Теоретические основы воспитания толерантности у студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
613
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Желнович О. В.

The general characteristic of the term toleration is presented in this article and there are also considered the basic signs of this phenomenon, principles and conditions of toleration formation as a personal quality.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы воспитания толерантности у студентов»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ТОЛЕРАНТНОСТИ У СТУДЕНТОВ

О. В. Желнович, аспирантка Бийского государственного педагогического

университета

XXI век - век широкого распространения идей прав и свобод человека. Но, не смотря на это, сегодня по-прежнему существуют расистские, религиозные и фашистские настроения. Эта проблема весьма актуальна для современной многонациональной, поликультурной России.

На сегодняшний день воспитание молодежи в духе толерантности (терпимости), уважения прав людей всех рас и народов должно стать одной из ключевых целей образования и, в частности, педагога-воспитателя.

В литературе существует большое разнообразие трактовок понятия «воспитание». Среди них можно выделить определение Подласова И.П., который под воспитанием понимает «процесс целенаправленного формирования личности, специально-организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, имеющее своей конечной целью формирование личности нужной и полезной обществу».

Воспитание именно как процесс взаимодействия, а не воздействия, связан с толерантностью - с терпением и терпимостью. Это обучение таким способам поведения и реагирования, которые не наносят вреда другому, которые учитывают этого другого.

В современной жизни понимание толерантности неоднозначно и неустойчиво, различно его понимание и разными научными дисциплинами.

В.А. Петрицкий выделяет следующую иерархию определений толерантности:

- толерантность есть терпимость субъекта по отношению к другому субъекту, несмотря на возможную первоначальную негативную оценку вкусов, поступков, стиля поведения, образа жизни, иной культуры;

- толерантность есть признание права на существование иных вкусов, поступков, стиля поведения, образа мыслей, отличных от моих, и шире, иной культуры;

- при вычленении социально-нравственно-позитивных элементов типичных ситуаций толерантного поведения, как процесса, толерантность есть внутренне осознанная терпимость, основанная на нравственно-понимающем сопереживании.

Многозначность понятия «толерантность» делает его довольно абстрактным и общим, малодоступным для строго научного исследования, а также для разработки педагогических методик по формированию толерантного сознания. Поэтому, как принято в таких случаях, целесообразно определить соответствующие показатели, критерии, которые позволяют более четко фиксировать исследуемое явление. К числу такого рода критериев толерантности могут быть отнесены следующие:

• Взаимное уважение, доброжелательность и терпимое отношение всех членов группы друг к другу;

• Равные возможности для участия в жизни коллектива;

• Сотрудничество и солидарность в решении общих проблем;

• Сформированность социально-нравственных мотивов поведения личности в процессе взаимодействия с членами коллектива;

• Представление и понимание того, что происходит во внутреннем мире другого человека;

• Готовность к взаимодействию в различных ситуациях для достижения поставленных целей и выстраивания конструктивных отношений в группе.

Основными формами проявления нетерпимости являются:

- оскорбления, насмешки, выражения пренебрежения;

- игнорирование (отказ в признании, беседе);

- негативные стереотипы, предубеждения, предрассудки, основанные на отрицательных характеристиках;

- эгоцентризм;

- поиск врага (перенос вины за несчастья и проблемы на других);

- запугивания, угрозы;

- дискриминация по различным признакам;

- ксенофобия (неприязнь к представителям других групп и культур, убеждение в том, что «чужаки» вредны для общества.

Человек - существо неповторимое и парадоксальное. В нем живет страх перед другим человеком, но, вместе с тем, и стремление к нему. Очень часто мы хотим сделать другого таким же, как мы, мало чем отличающимся от нас. Мы любим общаться с людьми, которые мыслят и реагируют так же, как мы сами. Но с другой стороны, этот другой человек дает нам что-то, чего мы даже не ожидаем. Человек - это неисчерпаемый источник обогащения общества.

Для воспитания толерантности необходимы люди, готовые увлечь за собой собственным примером. Обществу нужны образцы для подражания, которые будут стимулировать не только мысли, но и действия, поступки. Об этом говорит и Ю.А. Шрейдер: «Без человеческих образцов высшей нравственности не возникает элементарное просвещение, а сохраняющиеся устои подвергаются размыванию временем... Точно так же мораль не может сохраниться в обществе, где отсутствуют абсолютные моральные ориентиры и подвижники, готовые идти на жертву ради следования этим ориентирам. В таком обществе и элементарная порядочность становится редчайшим явлением».

Достижение толерантности может показаться трудным, ведь она одновременно и не-

обходима (жить нам на одной планете и решать различные общие проблемы), и как бы невозможна (необходимо принимать во внимание взгляды, поступки других людей, которые не всегда схожи с нашими).

Воспитание толерантных начал носит многоплановый характер и в условиях по-лиэтничности, многоязычия, поликультурности и полиментальности населения России не может не приобретать характер поликультурного образования.

Среди конкретных задач поликультурного образования, как правило, называются следующие:

- глубокое и всестороннее овладение учащимися культурой своего собственного народа как непременное условие интеграции в иные культуры;

- формирование у учащихся представлений о многообразии культур в мире и России, воспитание положительного отношения к культурным различиям, способствующим прогрессу человечества и служащим условиям для самореализации личности;

- создание условий для интеграции учащихся в культуры других народов;

- формирование и развитие умений и навыков эффективного взаимодействия с представителями различных культур;

- воспитание учащихся в духе мира, терпимости, гуманного межнационального общения.

Решение этих задач может производиться путем соответствующего изменения содержания различных учебных курсов.

Воспитание толерантности должно стать одной из центральных тем образования наступившего века. Как воспитывать толерантность? Каковы границы терпимости? На чем основана терпимость, и какие формы она принимает?

Необходимым условием решения этих вопросов является педагогика толерантности.

Клепцова Е.Ю. определяет цель педагогики толерантности, как воспитание подрастающего поколения на ненасильственной основе в духе толерантности, миролюбия,

сотрудничества, уважения прав и свобод других людей, бережного отношения ко всему живому, решение конфликтов без использования открытых и скрытых форм насилия.

Следует отметить, что проблема воспитания толерантной личности - общесоциальная проблема, которая может быть решена при соблюдении следующих общих принципов и условий:

1. Создание благоприятного психологического климата, как основы формирования толерантного пространства.

2. Установление отношений взаимопонимания, доверительности и взаимной требовательности между преподавателем и студентами.

3. Организация просвещения студентов с целью повышения уровня информативности по проблеме толерантности.

4. Вариативное использование активных методов обучения.

5. Формирование чувства собственного достоинства, самоуважения к окружающим людям, независимо от их социальной принадлежности, национальности, культуры и религии.

Формирование толерантности предполагает развитие активной жизненной позиции. А активная позиция развивается активными методами.

Данные методы обучения А.М.Смолкин делит на имитационные (игровые: деловые игры, деловое проектирование и т.п. и неигровые: анализ конкретных ситуаций, решение ситуационных задач), т.е. это способы проведения занятий, в которых учебно-познавательная деятельность построена на имитации профессиональной деятельности, и неимитационные (все способы активизации познавательной деятельности на лекционных занятиях).

Одним из методов активного обучения является социально-психологический тренинг, разработкой которого занимались Ю.Е Емельянов, И.В. Вачков, Л.А. Петровская и другие. В ходе данного тренинга, основанного на методах групповой работы, происходит овладение знаниями социально-пси-

хологического характера и корректируется поведение. В процессе тренинга формируются навыки межличностного взаимодействия, развивается способность к рефлексии и умение быстро и гибко реагировать на ситуацию и перестраивать свое поведение.

В основу активных методов заложен де-ятельностный подход, который предполагает максимально возможное включение обучающихся в различные виды самостоятельной познавательной деятельности через систему заданий с помощью специально созданных средств обучения.

П. Степанов отмечает, что на первое место выдвигается работа педагога не столько над расширением знаний о других культурах, сколько над отношением к другим культурам.

Средством формирования толерантности могут и должны стать различные учебные предметы и, в частности, изучение иностранного языка, как средства коммуникации между людьми, представляющими разные страны.

Обучение иностранному языку заключается в расширении кругозора обучаемых, формировании у них понимания различных способов логико-понятийного деления мира, осознания принципов действия языковых и логических систем, в воспитании чуткости к межкультурным различиям, в осмыслении родной культуры. Кроме того, изучение иностранного языка не только приобщает к культуре его носителей, но и способствует формированию и обогащению культурного самосознания личности.

Через иностранный язык обучаемый становится личностью бикультурной, сохраняя, однако, как неотъемлемый элемент самосознания, родную культуру.

Языковая культура является неотъемлемой и существенной частью культуры человека в целом. Естественные коммуникативные функции языковой культуры позволяют рассматривать систему обучения родному и иностранным языкам, как основу широкого процесса развития личности студента в контексте диалога культур. Овладевая системой

языковых и речевых умений и навыков, происходит формирование мировоззрения, гражданского сознания, готовности к межличностному и межкультурному диалогу, эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру, эстетической культуры.

Владение одним или несколькими иностранными языками рассматривается сегодня, как необходимое условие социальной адаптации индивида и неотъемлемый показатель его общей культуры.

Учебные цели воспитания толерантности состоят не только в усвоении содержания, но и в формировании всех необходимых умений, имеющих отношение к утверждению ценности человеческого достоинства, а также к утверждению производных от толерантности ценностей.

Воспитание толерантности предполагает формирование навыков конструктивного отношения к любым проявлениям различий между людьми. Очевидно, что толерантность является неотъемлемой составляющей прав человека и мира. Это минимальное условие для предотвращения нетерпимости и насилия.

Толерантность формируется через содержание образования и воспитания, использование определенных методов обучения и воспитания, развивающих навыки толерантного поведения, через формирование самосознания.

Развитие толерантности связано с воспитанием чувств с помощью механизмов сопереживания, соотношения, сочувствия. И, наконец, с помощью формирования пове-

денческих моделей.

Воспитание толерантности следует рассматривать в качестве неотложной важнейшей задачи, если хотим сохранить страну, общество, человека. При этом, данная проблема не может и не должна решаться ограничением срока - к завтрашнему дню и даже пусть к отдаленному во времени сроку, но конкретно поставленному.

Итак, в настоящее время имеет большое значение осознание важности феномена толерантности для нашего общества. Проблема воспитания толерантности должна объединить специалистов разных направлений и уровней - психологов, педагогов, воспитателей, руководителей, а также представителей разных возрастных групп (детей и подростков, взрослых и молодежь).

ЛИТЕРАТУРА:

1. ПодласыйИ.П. Педагогика. - М., 1996. С.429-

446.

2. Петрицкий В.А. Толерантность - универсальный этический принцип // Известия СП лесотехнической академии. СПб., 1993. С.139-151.

3. Шрейдер Ю.А. Лекции по этике. - М., 1994. С.24.

4. Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. - М.: Издат. Центр АПО, 2002. С.43.

5. Клепцова ЕЮ. Психология и педагогика толерантности: Учеб. пособ. для слушателей системы доп. Проф. Педагог. Образования. - М.: Академический проект, 2004. С.104.

6. Смолкин А.М. Методы активного обучения. -М.: Высшая школа, 1991. - 176 с.

7. Степанов П. Толерантный человек: как его воспитать // Народное образование. - 2001. №6. -с. 152-156.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.