Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
70
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗНАНИЯ / РЕСУРСЫ ЗНАНИЙ / ИНЖИНИРИНГ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бостанова Л.К., Батчаева З.Б.

Раскрыты понятия «инжиниринг» и «знания», принципы управления знаниями, предложены технологии управления знаниями на производственных предприятиях и образовательных организациях. Также рассмотрены Информационные ресурсы знаний и управление интеллектуальным капиталом организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF KNOWLEDGE

The concepts "engineering" and "knowledge", the principles of management of knowledge are opened, technologies of management of knowledge at manufacturing enterprises and the educational organizations are offered. Information resources of knowledge and management of the intellectual capital of the organization are also considered.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ»

Использованные источники:

1. Штрапенин Геннадий, Шатунов Максим, Браатен Мортен, Киркеби Хенрик. Интеграция технологии ZigBee в электронные устройства в свете решений Texas Instruments. Компоненты и Технологии, 2007, c.130.

2. Важдаев К. В., Абдрахманов В. Х., Салихов Р. Б. Интеллектуальная система жилых зон на основе информационно-измерительных систем управления. Электротехнические и информационные комплексы и системы. 2016, c.70.

3. Стариковский А.В., Жуков И.Ю., Михайлов Д.М., Толстая А.М., Жорин Ф.В., Макаров В.В., Вавренюк А.Б.. «Исследование уязвимостей систем умного дома». Спецтехника и связь. 2012, c.55

4. Овчинников Н.А., Мисюрина К.В. «Новый уровень эффективности функционирования системы «Умный дом». Инновационная наука, 2016, с.95.

УДК 37.013.46

Бостанова Л.К., к.п.н.

доцент Батчаева З.Б. ст. преподаватель

Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия, кафедра информатики и информационных технологий

Россия, г. Черкесск ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ ЗНАНИЯМИ

Раскрыты понятия «инжиниринг» и «знания», принципы управления знаниями, предложены технологии управления знаниями на производственных предприятиях и образовательных организациях. Также рассмотрены Информационные ресурсы знаний и управление интеллектуальным капиталом организации.

Ключевые слова: знания, инжиниринг, ресурсы знаний

Bostanova L.K., to. item of N, associate professor Batchayeva Z.B., senior lecturer North Caucasian state humanitarian and technological academy department of informatics and information technologies

Russia, Cherkessk THEORETICAL BASES OF MANAGEMENT OF KNOWLEDGE The concepts "engineering" and "knowledge", the principles of management of knowledge are opened, technologies of management of knowledge at manufacturing enterprises and the educational organizations are offered. Information resources of knowledge and management of the intellectual capital of the organization are also considered.

Keywords: knowledge, engineering, resources of knowledge

Ядром теории «управления знаниями» - является инжиниринг. Инжиниринг (КМ— Knowledge Management), появился в 90-ых годах в больших компаниях, где обработка информации является острой проблемой и критичной [1]. При этом основное узкое место составляет обработка знаний, накопленная специалистами компании, так как знания необходимы для принятия эффективных управленческих решений.

Инжиниринг - это метод повышающий эффективность капитала, а инжиниринг предприятий рассматривается как разновидность системной инженерии где большее внимание уделяется информационно- техническим компонентам предприятия. Также встречается понятие бизнес- инжиниринг, который больше взаимосвязан с менеджментом.

Инжиниринг предполагает работы по проведению исследований предварительном этапе, на следующем этапе - технико-экономическое обоснование, далее идет комплект проектных документов, а также разработка рекомендаций по организации производства и управления, затем эксплуатации оборудования и выход её готовой продукции.

Управление знаниями — это совокупность процессов, которые управляют созданием, распространением, обработкой и использованием информации внутри предприятия.

Принципы управления знаниями определим согласно Т.Давенпорту[3].

1. Управление знанием вызывает дополнительные затраты. Знание целенаправленное и эффективное управление этим активом требует значительных инвестиций со стороны защиты информации, обучения специалистов созданию, передачи и использованию знаний.

2. Эффективное управление знаниями требует соединения труда людей и технологий. Для объединения современных информационных технологий и человеческих ресурсов представляет интерес проектирование баз знаний ссылающихся на знания экспертов.

3. Управление знаниями имеет политический аспект. От выбранной политики зависит успех во всех областях управления, в том числе и в области управления знаниями необходимо выстроить отношения между теми кто владеет знаниями и тех кто его использует, поскольку не вся информация бывает доступной.

4. Управление знаниями требует управляющих знаниями. Система управления знаниями требует соответствующего организационного подразделения, который отвечает за сбор и категоризацию знаний, установление инфраструктуры, технологий управления знаниями а также мониторинг использования знаний.

5. Управление знаниями осуществляется лучше при использовании карты знаний, чем при использовании иерархической модели знаний. обеспечивает многоаспектное представление знаний и облегчает навигацию пользователя в пространстве знаний.

6. Обмен и использование знаний часто представляют не привычные для людей действия, поэтому они должны быть мотивированы.

7. Управление знаниями предполагает улучшение работы со знаниями. Изменения управления знаниями, отражается на ключевых бизнес-процессах.

8. Доступ к знаниям - это только часть управления знаниями. Поскольку доступ к знаниям различен, и определяется потребностями пользователей, то этого недостаточно для решения общекорпоративных задач. Организационные потребности вызывают необходимость применения более активных методов управления знаниями: таких, как проведение ролевых деловых игр для, генерации новых знаний, проведение мозгового штурма, метода Дельфи и т.д.

9. Управление знаниями - это непрерывный процесс, который связан с преемственностью требуемых знаний. Новые технологии, управленческие подходы, потребности клиентов всегда обновляются. Соответственно, система управления знаниями должна адаптироваться к происходящим изменениям и потребностям как внутри так и вне организации.

10. Управления знаниями требует контрактных отношений. Контрактные отношения сотрудников и администрации, внешних консультантов и компании, основываются на законодательстве об интеллектуальной собственности.

Существуют следующие методы управления знаниями: методы идентификации знаний; организации хранения знаний; разделения и совместного использования знаний; создания знаний. Выбор методов осуществляется в разрезе процессов управления знаниями [1].

Информационные ресурсы знаний классифицируются по отраслям индустрии и приложений, но чаще всего содержат руководства, письма, новости, информацию о заказчиках, сведения о конкурентах и технологии, накопившиеся в процессе разработки. Представленные ресурсы могут находиться в любой области.

Итак, системы КМ содержать разнообразные технологии: контекстный поиск; базы и хранилища данных (Data Warehouse);

системы групповой работы с информацией; системы поддержки принятия решения; локальные корпоративные системы автоматизации;

системы документооборота и workflow; интернет и электронная почта.

При этом, ни одна из этих технологий не включает «знания» в контексте интеллектуальных (экспертных) систем, т.е. баз знаний.

Первым инструментарием КМ стали хранилища данных, работающие по принципу центральной базы и содержащие многолетние версии обычной БД. Позже хранилища была трансформирована в понятие корпоративной памяти (corporate memory) , аналогичная человеческой памяти позволяющая накапливать информацию из предыдущего опыта и, позволяющая избегать повторения ошибок.

Корпоративная память может хранить информацию из различных источников предприятия, в этом случае специалистам информация

становится доступной для решения прикладных задач в различных областях.

Корпоративная память имеет два уровня: явная информации (эксплицитная) и скрытая информация(имплицитная). В действительности эти два типа информации, подобные двум сторонам одной и той же медали, одинаково важны в структуре корпоративной памяти.

При разработке систем КМ можно выделить следующие этапы: накопление, извлечение, структурирование, формализация и программная реализация, обслуживание. Первые четыре этапа подразумевают владение инструментами инженерии знаний, довольно молодой науки, родившейся при разработке интеллектуальных систем.

Использованные источники:

1. Тельнов Ю.Ф. проектирование систем управления знаниями: учебное пособие/ Ю.Ф.Тельнов., В.А.Казаков.- М.: Изд.центр ЕАОИ.-2011.-208с.

2. Davenport T.H. Some Principles of Knowledge Management. Apr, 1996. http : //www.netobj ects .com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.