ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЕ КОМПАНИЕЙ НА ОСНОВЕ СИСТЕМЫ СБАЛАНСИРОВАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Заглядин Олег Владимирович,
Аспирант ОЧУ ВО «Московская международная академия»
Аннотация. В статье рассмотрена концепция управления предприятием на базе сбалансированной системы показателей, проанализирована возможность использования комбинированного подхода к разработке системы показателей.
Ключевые слова: сбалансированная система показателей; автоматизация системы управления; ключевые показатели эффективности; матрица показателей деятельности; эффективность работы предприятия
THEORETICAL FOUNDATIONS OF COMPANY MANAGEMENT BASED ON A SYSTEM OF BALANCED INDICATORS
Oleg V. Zaglyadin,
postgraduate student of OCHU VO "Moscow International Academy"
Abstract. The article considers the concept of enterprise management based on a balanced scorecard, analyzes the possibility of using a combined approach to the development of a system of indicators.
Keywords: balanced scorecard; automation of the management system; key performance indicators; matrix of performance indicators; efficiency of the enterprise
Сбалансированная система показателей (система сбалансированных показателей, ССП, англ. balanced scorecard, BSC) — инструмент стратегического управления результативностью, частично стандартизированная форма отчётности, позволяющая менеджерам отслеживать исполнение заданий сотрудниками, а также последствия исполнения или неисполнения [5]. Другое определение: ССП — это система измерения эффективности деятельности всего предприятия (система стратегического планирования), основанная на видении и стратегии, которая отражает наиболее важные аспекты бизнеса [5].
Понятие «сбалансированность развития компании» часто используется при составлении его стратегии, однако данный термин не имеет в своей основе четких количественных показателей.
Сбалансированная система показателей является примером контроллера с обратной связью, действие которого направлено на реализацию корпоративной стратегии [5]. Такой тип контроллера предполагает измерение результативности, сравнение показателя с референсным значением и осуществление корректировок при наличии разрыва. Подобный контроль требует трёх предпосылок:
выбор подлежащих измерению данных [5]; установление референсных значений [5];
принципиальная возможность осуществить корректировки [5].
Выделяют три аспекта сбалансированного развития организаций:
Первый аспект предусматривает равновесное развитие всех структурных подразделений компании, обеспечивающих решение стоящих перед ней задач с минимальными затратами усилий и ресурсов [1, с 18].
Второй аспект сбалансированного развития компании подразумевает такое состояние компании, при котором характеризующие ее социально-экономические параметры сохраняют равновесие и находятся в заданных границах при воздействии внутренней и внешней среды [1, с 18].
Третий аспект сбалансированного развития компании рассматривает термин «сбалансированность» как уравновешенность, соразмерность и согласованность, наличие соответствия между какими-либо факторами, объектами, процессами или характеристиками
Принципы управления сбалансированным развитием организации (сбалансированного управления компанией), следующие:
- принцип системности и многовариантности разрабатываемых решений, предполагающий соблюдение требований системного подхода в управлении, в том числе целенаправленности управленческих воздействий, наличия контура обратной связи;
- принцип научной обоснованности, требующий при подготовке и принятии решений использования современных научно обоснованных методов, моделей и подходов к управлению;
- принцип синергии, в соответствии с которым каждое принимаемое решение должно рассматриваться в комплексе с другими решениями и управляющими воздействиями для учета возможного синергического эффекта и его последствий;
- принцип динамичности, предусматривающий гибкость и адаптивность системы управления к динамике организационного развития и его окружения;
- принцип эффективности, предполагающий позитивные результаты управляющего воздействия как для субъекта, так и для объекта управления;
- принцип устойчивого развития, предусматривающий учет требований устойчивого развития бизнес-единиц, в которые входит соблюдение баланса интересов современного и будущего развития, ресурсосбережения;
- принцип приоритетности целей, обеспечивающих сбалансированность развития организации, в соответствии с которым необходимо четко выстроить иерархию целей развития, строго подчиняющуюся системе избранных приоритетов.
Для реализации бизнес-стратегии требуются четкие измеримые показатели результата, на основе которых строится управление, позволяющее быстро решать задачи. Сбалансированная система показателей (BSC) позволит выбрать наиболее важные метрики: финансы, клиенты, внутренние бизнес-процессы и команда (рис. 1).
[1, с 18].
Финaнcr™,-,'l резулы
клиентами
Работа с
Организация внутренних
бизнес-процессов
Рисунок 1 - Основные проекции сбалансированной системы показателей
Вестник ММА №1-2023 93
Заглядин О.В.
Владимир Моженков, вице-президент ассоциации «Российские автомобильные дилеры» описал применение в своей книге «Ген. Директор» метода Сбалансированной Системы Показателей в 2003 году, как первый опыт внедрения в России в работу генеральных директоров [3, с. 76]. Внедрение данной системы позволило топ-менеджерам применять инструментам стратегического управления, оценить текущую эффективность организаций и прогнозировать сроки реализаций целей. Также внедрение системы позволила воспользоваться инструментами стратегического планирования. Разные уровни управления становятся более скоординированными особенно в части финансов при достижении КР1 и в разных структурных подразделениях и управлении персоналом достигают баланса. У сотрудников повышается уровень вовлеченности и понимания своих обязанностей, внедряемая методика помогает сотрудникам развиваться и обучаться.
Внедрение сбалансированной системы показателей на практике проходит в 3 этапа:
Этап 1 - интеграция.
Этап 2 - распределение по иерархии в организации.
Этап 3 - внедрение инструментов контроля и оценки.
Например, для продвижения продукта и привлечения новых клиентов чаще всего в настоящее время используются социальные сети. Перспективы позволяют определить стратегические цели (таблица 1). Далее формируется желаемые КР1, план действий, сроки реализации и круг ответственных лиц, например, публикуются еженедельно информационный пост по понедельникам, раз в месяц проводится розыгрыш и/или голосование. Создается план действий, карту по сбалансированной системе показателей и соблюдением действий с регулярным отслеживанием.
Таблица 1. Определение целей в зависимости от перспектив по сбалансированной системы показателей.
Перспектива Определяющие вопросы Стратегические цели
Финансы Что нужно сделать для роста доходов? Увеличение прибыли Рост товарооборота Уменьшение расходов
Клиенты Какой контент интересен нашим клиентам? Как увеличить число подписчиков? Создание увлекательного контента Привлечение новых подписчиков Обучение клиентов через контент Формирование потребности в продукте
Внутренние процессы Как наполнить аккаунты в социальных сетях, чтобы число подписчиков росло? Создание текстового и графического контента Продвижение аккаунтов Анализ конверсии и ее источников
Обучение и развитие Как сделать такой контент, чтобы подписчики хотели купить продукт? Анализ конкурентов Исследование целевой аудитории Выдвижение и тестирование гипотез
Самой типичной ошибкой при внедрении сбалансированной системы показателей является копирование чужой, сторонней системы без учитывания индивидуальных особенностей организации. Также отсутствие проектной команды, перегруженность специалистов приводит к остановке проекта и срывов сроков.
Список литературы
1. Дрешер Ю.Н. Сбалансированная система показателей как инструмент управления информационно-библиотечной деятельностью / под ред. В.А. Цветковой. - М: Директ-Медиа, 2022. - 180 с.
2. Елисеева Е.Л. Стратегический менеджмент: шпаргалка. - 2-е изд. - Саратов: Научная книга, 2020. - 48 с.
3. Моженков В. 17 правил позитивного менеджмента по-русски / под ред. Р. Болдиновой.
- М: Манн, Иванов и Фербер, 2020 г., 2020. - 256 с.
4. Суворова А.П. Сбалансированное управление компанией: учебно-методическое пособие,. - Йошкар-Ола : Поволжский государственный технологический университет, 2021.
- 64 с.
5. Википедия. https://ru.wikipedia.org/