Научная статья на тему 'Теоретические основы управленческого образования'

Теоретические основы управленческого образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
253
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИССЛЕДОВАНИЕ / КОНЦЕПЦИЯ / ОБРАЗОВАНИЕ / СТРАТЕГИЯ / ТЕОРИЯ / УПРАВЛЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Годин Владимир Викторович

Современное управленческое образование объединяет в универсальный учебно-исследовательский комплекс широкий спектр направлений, профилей и специализаций профессиональной подготовки выпускников. Университет основывает учебный процесс на целях, содержании и результатах проводимых им фундаментальных и прикладных научных исследований. В этих условиях потребность в теоретически обоснованном, действительно профессиональном высшем управленческом образовании, ориентированном на приоритеты инноваций продиктована тем, что без эффективного исследовательского потенциала, характеризующего сегодня высококвалифицированного управленца, невозможно достичь желаемых результатов социально-экономической развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Годин Владимир Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы управленческого образования»

работников, и они получили приоритет на выполнение НИР, финансируемых по Государственному заданию.

Анализируя результаты многолетней практики привлечения преподавателей к проведению исследований, выполняемых по Государственному заданию, финансируемому Минобрнауки России, можно констатировать, что такая форма материальной поддержки научно-педагогических работников обеспечивает им благоприятные условия для подготовки докторских диссертаций, позволяет проводить научные исследования по актуальным проблемам экономики и управления, формировать эффективную систему повышения научной квалификации.

По мнению ряда ведущих ученых государственных вузов, имеющих многолетний опыт преподавательской деятельности, в настоящее время возникла необходимость пересмотра системы пенсионного обеспечения ветеранов высшей школы (профессоров, доцентов, докторов, кандидатов наук), приближения размера их пенсий до соответствующего уровня пенсий определенных категорий государственных служащих, что создаст благоприятные условия для обеспечения им необходимого качества жизни. Это, с одной стороны, будет способствовать появлению вакансий, привлечению молодых преподавателей к работе на кафедрах вуза в рамках действующих штатных расписаний, с другой, создаст реальные экономические условия для работы ветеранов высшей школы на четверть или половину ставки, что очень важно, так как этот социальный слой научно-педагогических работников обладает глубокими профессиональными знаниями, сохраняет многолетние традиции высшей школы, оказывает благоприятное влияние на воспитание молодежи, что актуально в настоящее время.

Библиографический список

1. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию. - М.: Школа -Пресс, 1995

2. Организация научно-исследовательской деятельности студентов в вузах России. - Ч. 4. Научно-исследовательская деятельность в системе жизненных целей и ценностей российского студенчества: монография / Под ред. Балашова В.В.: в 4 ч. - М.: ГУУ, 2011.

В.В. Годин

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация: современное управленческое образование объединяет в универсальный учебно-исследовательский комплекс широкий спектр направлений, профилей и специализаций профессиональной подготовки выпускников. Университет основывает учебный процесс на целях, содержании и результатах проводимых им фундаментальных и прикладных научных исследований. В этих условиях потребность в теоретически обоснованном, действительно профессиональном высшем управленческом образовании, ориентированном на приоритеты инноваций продиктована тем, что без эффективного

© Годин В.В., 2013

исследовательского потенциала, характеризующего сегодня высококвалифицированного управленца, невозможно достичь желаемых результатов социально-экономической развития.

Ключевые слова: исследование, концепция, образование, стратегия, теория, управление.

Современное управленческое образование объединяет в универсальный учебно-исследовательский комплекс широкий спектр направлений, профилей и специализаций профессиональной подготовки выпускников. По ним организуется освоение универсального состава и специальной настройки профессиональных компетенций управленца по планированию, разработке, реализации и оценке результатов целенаправленного воздействия. Содержание этого спектра определяется непосредственно вытекающим из социальной природы пониманием управления в его широком философском смысле, включающем в себя весь спектр знаний об управленческих отношениях, складывающихся в государстве, обществе, бизнесе, состав умений и навыков их освоения и прикладного применения. Именно этим определяется фундаментальное социально-экономическое значение управленческого образования как интеллектуально-адаптированного ресурса каждого профессионально подготовленного, современно мыслящего и активно действующего гражданина.

Университетское образование во всем мире изначально отличает приоритет постановки и реализации исследовательского подхода в формировании состава и содержания изучаемых дисциплин, разработке и применении творческих форм и методов профессионального обучения, освоении и закреплении исследовательских компетенций выпускника. В этом смысле каждый университет априори должен основывать свой учебный процесс, прежде всего, на целях, содержании и результатах проводимых им и другими научными центрами фундаментальных и прикладных научных исследований. Именно это конкурентное преимущество не только отличает сегодня самые известные университеты во всем мире, но и, в конечном счете, обеспечивает основные источники финансирования их функционирования и развития за счет коммерческого востребования бизнесом и обществом самых разнообразных результатов научно-образовательной деятельности. Этими положениями обусловлено выделение стратегических приоритетов развития научно-образовательного процесса современного университета управления.

В качестве основного объекта исследования и изучения профессиональное управленческое образование рассматривает социально-экономическую организацию во всех формах и свойствах ее создания, функционирования и развития, целенаправленно и системно представляя как ее внутреннее содержание, так и внешнее окружение. В качестве предметов исследований раскрываются весь спектр составляющих и соответствующие им стороны деятельности социально-экономической системы в самых разнообразных сегментах и аспектах: государственное и муниципальное, отраслевое и региональное, программно-целевое и объектное управление, менеджмент, управление персоналом, качеством, эффективностью, инновациями и т.д. Современное управленческое образование обеспечивает их комплексное восприятие, необходимо основываясь на междисциплинарном подходе, целенаправленно применяя весь исследовательский инструментарий гуманитарных и естественных наук на основе задействования фундаментальных представлений и актуальных разработок теории управления социально-экономическими системами.

Определяющее значение овладения ресурсами фундаментальных и прикладных исследований в управленческом образовании объясняется его сложнейшей, постоянно эволюционирующей социально-экономической природой, обусловливающей вероятностный, динамично меняющийся характер объекта и предмета исследований и воздействий. Совместная профессиональная деятельность объединяемых организацией сотрудников в реальности представляет собой один из самых сложных процессов взаимодействия, от адекватности понимания и эффективности организации которого зависит, в конечном счете, успех достижения всего многообразия целей каждой личности, группы, да и общества в целом.

В этих условиях реальная потребность в теоретически обоснованном, действительно профессиональном высшем управленческом образовании, ориентированном на приоритеты инноваций, продиктована тем, что без эффективного исследовательского потенциала, характеризующего сегодня высококвалифицированного управленца, невозможно достичь желаемых результатов социально-экономического развития. Этот подход, прежде всего, выражается в том, что стержнем управленческого образования выбирается инновационная направленность исследований и обучения, поскольку его выпускникам предстоит работать в условиях углубляющейся конкуренции разных организаций, определяемой растущим уровнем сложности управленческих задач. Современная конкурентная среда, помимо мобилизации инновационного потенциала, потребует от управленца развития способности генерировать креативные идеи и решения и добиваться их реализации, что, прежде всего, и призван обеспечить компетентностный подход к освоению соответствующих знаний, умений и навыков.

Исследовательская основа управленческого образования является фундаментальным методологическим форматом разработки, построения и осуществления всех реализуемых в университете образовательных программ [2]. Ее определяющая роль заключается в наполнении содержания всех научных исследований управленческим аспектом, устанавливая его органичное сочетание со специальными знаниями по направлениям и профилям подготовки. Исследовательский подход методологии управленческого образования позволяет конструктивно синтезировать в нем юридическую, экономическую или иную составляющую на основе участия обучающегося в постановке и разрешении комплексных проблем организации. Он ориентирует профили управленческого образования на конкретные объекты, предметы, проблемы, задачи, решения, делая его инженерно, юридически, коммерчески управленческим либо иным востребованным рынком конструктивным сочетанием компетенций, отличающим наше образование от получаемого в других университетах.

Построение управленческого образования на основе фундаментальных и прикладных исследований обеспечивается фундаментальными разработками научных школ управления Государственного университета управления, сформированных и развивающихся на протяжении его 95-летней деятельности. Проводившиеся учеными университета на протяжении всего этого сложнейшего исторического периода исследования теории и практики реформ и преобразований, разработки и апробации форм и методов управления, позволили накопить богатейший научный материал, выработать бесценный опыт, совершенно необходимый для конструктивного развития нашего общества.

Проведение фундаментальных исследований сегодня требует всестороннего интенсивного развития научной кооперации, которая во многом обеспечивается посредством усиления интеграционных связей как с центрами теоретических исследований, так и с работодателями в сферах государственного управления, реального производства,

сферы услуг и т.д. Она призвана также обеспечить создание системы научного сопровождения управленческой деятельности, увеличения масштабов междисциплинарных исследований по ключевым направлениям науки через активизацию участия ученых ГУУ в научно-исследовательских проектах и конкурсах грантов, имеющих существенный социально-экономический эффект. В этой связи особое прикладное значение будет иметь развитие механизма управления результатами научно-исследовательской и инновационной деятельности, обеспечивающего защиту и проводящего коммерциализацию прав на объекты создаваемой интеллектуальной собственности.

Конструктивным ресурсом развития исследовательской основы управленческого образования университета и соответственно одной и актуальных задач в новых условиях становится упрочение взаимосвязей с отраслевыми научными организациями. В ходе мобилизации этого ресурса в каждом учебном институте университета должны сформироваться механизмы конструктивного взаимодействия не только с соответствующими его направлениям и профилям научными формированиями, но и другими, учебными институтами и хозяйствующими организациями, успешно ведущими интересующие его научные исследования. Очевидно, что такое взаимодействие необходимо строить на основе заключения и реализации перспективно ориентированных долгосрочных соглашений о взаимовыгодном сотрудничестве, включающих все многообразие форм и методов учебно-исследовательской работы.

Необходимость исследования и освоения всего комплекса систем и механизмов управления современной организацией определяется реальными потребностями работодателей в универсально подготовленных управленцах. Ими исследуются, разрабатываются и представляются в результате постоянного и всестороннего поиска цели, средства и методы разрешения актуальных проблем управления. Управление организацией, как целенаправленное воздействие на ее составляющие, необходимо основывается на постоянном исследовании, анализе, оценке ее состояния, выработки и реализации действий по его оптимизации. В этом смысле управленческое образование, быть может, более чем какое-то другое, изначально опирается на комплексное представление, освоение и применение всего спектра современных форм и методов фундаментальных и прикладных исследований.

Задача освоения управленческих компетенций коренным образом модернизирует не только состав и содержание, но, прежде всего, учебно-методическое обеспечение и сопровождение научно-образовательного процесса. Так, освоение приоритетно востре-буемых работодателем, например, в связи с введением должностей аналитиков, умений и навыков исследователя невозможно примитивным заучиванием и повторением предлагаемой программой и учебниками информации. Такие должностные компетенции прямо ориентируют высшее профессиональное образование на необходимость освоения его выпускниками всего спектра современных ресурсов постановки, разработки и применения исследовательских продуктов. Естественно, что подобные требования предъявляются сегодня далеко не только аналитикам, но практически большинству профессионалов, претендующих на карьерное продвижение в своих организациях.

Профессиональные управленческие компетенции наиболее результативно формируются и закрепляются применением и развитием интерактивных методов организации и проведения учебно-исследовательского процесса. При этом необходимо понимать, что современные интерактивные ресурсы должны применяться не только в анализе ситуаций, моделировании развития сценариев, проведении деловых игр и т.п., но и практически в каждом учебном мероприятии профессора и студента. Так, например, большинство

форм организации и проведения промежуточного и итогового контроля освоения компетенций должно ориентироваться не на оценку желания и возможности обучающегося запомнить информацию, но на определение уровня освоения способности к исследованию, сравнению, выработке самостоятельного экспертного заключения, адаптации и внедрения результатов.

Обеспечение единства научно-образовательного процесса освоения управленческих компетенций позволяет не только накапливать, анализировать и оценивать информацию, гораздо более важным его следствием становится формирование у выпускников университета комплекса прикладных умений и навыков выбора, адаптации и применения инструментария управления на практике, в конкретной ситуации. Участие обучающегося в научных исследованиях реальных проблем управления на материале конкретных организаций, погружая учебный процесс в актуальную социально-экономическую ситуацию, позволяет ему комплексно осваивать наиболее востребованные компетенции управления и методы из результативного применения.

Очевидно, что вместе с уже традиционными для вузовского образования - участием в практике, проведением стажировки или защитой курсовых и дипломных работ в реально действующих организациях - необходимо развивать новые формы, включающие, например, совместное участие в тендерах на выполнение научных исследований, привлечение обучающихся к профессиональной работе в каникулярный период, проведение совместных с работодателями ярмарок перспективных вакансий и т.п. Все это обусловливает необходимость построения единого учебно-исследовательского процесса овладения компетенциями управления на широкой междисциплинарной основе, обеспечивающей возможность их применения для решения всего спектра задач функционирования разных организаций. В результате достижения ключевых ориентиров развития управленческого образования на единой научно-исследовательской платформе стратегическим приоритетом подготовки специалистов мирового уровня в Государственном университете управления должно стать единство образования, научных исследований и практической апробации выработки и закрепления у обучающихся компетенций профессионального управления [3].

Наращивание научно-исследовательского и инновационного потенциала университета обеспечивается согласованным и устойчивым взаимодействием фундаментальных и выпускающих кафедр в образовательных направлениях, профилях и специализациях, согласованное вовлечение всех подразделений и институтов в научно-исследовательскую и инновационную деятельность университета. В рамках постановки и решения этой задачи необходимо развивать системный мониторинг фундаментальной научно-исследовательской и экспериментально-прикладной деятельности кафедр и подразделений, нацелить на предметную оценку инновационного потенциала и учебно-методических ресурсов руководителей и исполнителей исследований.

Развитие научно-исследовательского потенциала университета необходимо обеспечивается согласованием с реальными запросами экономики, разработкой и предложением заинтересованным заказчикам программ крупных, амбициозных научных проектов, имеющих определяющее значение для развития науки и жизни общества в целом, и концентрацией на этих проектах талантливых исследователей и соответствующих ресурсов. Реализация такой программы в течение трех - пяти лет способна обеспечивать построение механизма максимальной адаптации научно-исследовательской работы и организации учебного процесса к реальным требованиям рынка современного управленческого образования.

Ожидаемый работодателем как заказчиком и формируемый университетом как исполнителем продукт образовательной деятельности заключается в организации формирования, согласования и перманентного обновления наиболее оптимального комплекса профессиональных опций бакалавра, специалиста, магистра-управленца, обеспечивающего востребованность образовательной услуги университета в современной конкурентной среде. С этих позиций очевидно, что заказ работодателя должен стать наиболее активным приводным ремнем механизма перманентной модернизации состава и содержания, форм и методов постановки научно-образовательного процесса университета. В беспечение этого федеральный государственный образовательный стандарт третьего поколения законодательно закрепляет за вузами право и обязанность формировать в соответствии с требованием рынка дисциплинарное содержание программы обучения по принятым в университете направлениям подготовки. Им же предопределяются главные принципы опоры управленческого образования на заказы работодателей в научных исследованиях и профессиональной подготовке.

Целевая ориентация учебного процесса университета на реальные запросы экономики должна проявляться далеко не только в том, что курсовые, дипломные, квалификационные и другие письменные работы обучающихся поменяют реферативно-расчетное содержание на междисциплинарное, исследовательское и поисковое построение. Современные требования государства и бизнеса к выпускникам университетского образования всех уровней подготовки определяют необходимость обеспечения возможности непрерывного обновления профессиональных знаний на протяжении всего трудового периода. Ими устанавливается приоритетная нацеленность на формирование и закрепление у выпускников нашего университета устойчивых умений и навыков проведения исследований, поиска, обработки, систематизации, преобразования актуальной информации в необходимые управленцу оценки, решения, результаты.

Совершенно необходимым условием действительно органичного и эффективного объединения учебного и воспитательного процессов университета становится модернизация научно-исследовательских основ управленческого образования. Деятельно конструктивный и непрерывно развивающийся учебно-воспитательный процесс подготовки профессионального управленца осуществляется, прежде всего, в его постоянной, совместной с конкретным преподавателем работе. Именно и только в этом непосредственном процессе общения преподаватель действительно становится научным руководителем, наставником, воспитателем, закладывающим как профессиональные, так и нравственные принципы будущей деятельности выпускника университета. В этом взаимодействии развивается творчески-деятельностный потенциал выпускника университета, проявляющийся в том, что управление становится для него не только профессией, но и наукой, развиваемой в процессе обучения и в ходе последующей профессиональной деятельности до уровня искусства. Учебное задание, самостоятельная работа, курсовой проект, разрабатываемые и выполняемые в процессе и по результатам участия в научно-исследовательской работе формируют важнейшие профессиональные компетенции исследователя.

Приоритетная ориентация развития Государственного университета управления на непрерывную подготовку высококвалифицированных управленческих кадров определяет формат единого интегрированного научно-образовательного центра. Такой подход требует расширения спектра научно-исследовательских изысканий, разработки и осуществления фундаментальных и прикладных проектов как в рамках бюджетного финансирования, по заказам органов государственного, регионального и местного самоуправ-

ления, так и в интересах хозяйствующих субъектов. Учебно-исследовательский процесс решения таких важнейших народно-хозяйственных задач обеспечивает целенаправленно развивающееся в университете бизнес-образование.

Сегодня в стране происходит смена ресурсной экономической модели на индустриальную, что обусловит развитие потребности в отраслевых менеджерах, способных работать в реальном секторе. Производственный и коммерческий бизнес активно развивает сетевые модели экономического взаимодействия, все активнее разрабатывает механизмы привлечения внешних ресурсов. В этих условиях Государственный университет управления должен не только ориентироваться, но и активно включаться в постановку и решение таких реально востребованных задач. С этой целью в университете сформирован и развивается адекватный ассортимент программ и школ бизнес-образования. Именно они должны стать локомотивом, который выведет бизнес-образование и весь научно-образовательный процесс университета в целом на качественно новый уровень.

В реорганизации бизнес-образования, наряду с сохранением устойчивого спроса на классические длинные учебные программы, формирующие менеджера как личность, все большее значение приобретают короткие экспресс-программы, формирующие, развивающие, «затачивающие» конкретные профессиональные навыки в определенных областях и сферах деятельности менеджеров на внедрение новых научных разработок. Такой подход становится адекватным ответом университета на реально востребуемые работодателями компетенции модернизации и инновации систем и процессов управления. Очевидно, что наиболее конструктивная проработка и предметная реализация таких проектов наиболее эффективна в тесном взаимодействии с заказчиками научных исследований и разработок, ориентированных не только на получение инновационного продукта, но и на адаптации и внедрение его командой специально обученных менеджеров.

Реформирование высшего профессионального образования не просто предоставляет право, но прямо обязывает университеты заявить о своих профессиональных амбициях разработкой собственного, уникального содержания вариативной компоненты широкого спектра учебных программ [1]. В ее формировании важно понимать, что сегодняшний рынок научных и образовательных услуг в лице заказчиков исследований, работодателей и потенциальных обучающихся, готов реально поддержать университет в решении такой перспективной, ответственной и востребованной задачи.

Библиографический список

1. Выступление министра образования и науки Российской Федерации Дмитрия Ливанова на заседании коллегии Минобрнауки России 28 марта 2013.

2. Годин В.В., Серебрякова Г.В. Монография. Ценностная концепция развития теории управления социально-экономическими системами. - М.: ГУУ, 2013.

3. Теория менеджмента: учеб. для бакалавров / В.Г. Антонов, В.Я. Афанасьев, В.В. Годин [и др.]. - М.: ЮРАЙТ, 2013.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.