Научная статья на тему 'Менеджмент в социальной сфере как направление подготовки управленческих кадров: история становления и перспективы развития'

Менеджмент в социальной сфере как направление подготовки управленческих кадров: история становления и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
911
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ / СПЕЦИАЛИСТ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / УПРАВЛЕНЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сабирова Дания Киямовна, Максимова Ольга Александровна

на примере кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева представлена история становления и развития направления управленческого образования «Менеджмент в социальной сфере». Проанализирован опыт подготовки специалистов, бакалавров, магистров, а также курсов повышения квалификации для уже функционирующих управленцев. Обосновывается вывод об актуальности и востребованности направления «Менеджмент в социальной сфере» на рынке труда.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Менеджмент в социальной сфере как направление подготовки управленческих кадров: история становления и перспективы развития»

Д. К. Сабирова О.А. Максимова

МЕНЕДЖМЕНТ В СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЕ

КАК НАПРАВЛЕНИЕ ПОДГОТОВКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ КАДРОВ: ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

MANAGEMENT IN THE SOCIAL SPHERE AS A TRAINING COURSE:

HISTORY AND PROSPECTS

Аннотация: на примере кафедры социологии, политологии и менеджмента Казанского национального исследовательского технического университета им. А.Н. Туполева представлена история становления и развития направления управленческого образования «Менеджмент в социальной сфере». Проанализирован опыт подготовки специалистов, бакалавров, магистров, а также курсов повышения квалификации для уже функционирующих управленцев. Обосновывается вывод об актуальности и востребованности направления «Менеджмент в социальной сфере» на рынке труда.

Ключевые слова: менеджмент в социальной сфере, специалист, бакалавр, магистр, управленческое образование.

Abstract: according to the example of the Department of Sociology, Political science and Management of the Kazan National Research Technical University by A.N. Tupolev, submitted story of formation and development of education in management in the social sphere. There is experience of training of specialists, bachelors, masters, as well as refresher courses for existing managers. The authors make a conclusion on the relevance and usefulness of the management in the social sphere in the labor market.

Keywords: management in the social sphere, specialist, bachelor, master, management education.

Российское общество во второй половине 1990-х годов, в связи с ориентацией на социальную рыночную экономику и политикой по адресной социальной поддержке различных слоев населения, остро нуждалось в новом поколении специалистов-управленцев для социальной сферы, в связи с чем в 1994 году приказом Госкомвуза России была утверждена специальность 061200 - «Менеджмент в социальной сфере». Казанский государственный технический университет им. А.Н. Туполева (ныне -Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева-КАИ) в 1996 году одним из первых российских вузов начал подготовку специалистов по данному направлению. Выпускающей стала кафедра социологии политологии и менеджмента Гуманитарного факультета (ныне - Институт социальных технологий). Первый выпуск специалистов по специальности 061200 состоялся в 2001 году. С 2000 года, согласно приказу Госкомвуза, специальность 061200 была ликвидирована, поэтому кафедра переориентировалась на выпуск студентов по специальности 061100 - «Менеджмент организации», сохранив при этом специализацию «Менеджмент в социальной сфере».

Выпускники, подготовленные по специальности (специализации) «Менеджмент в социальной сфере», начиная с первых выпусков, были востребованы различными государственными структурами и негосударственными организациями социальной сферы как в г. Казани, так и в других городах республики, а также за ее пределами. В настоящее время ряд специалистов, окончивших университет, трудоустроены в Госсовете Республики Татарстан, Аппарате Президента РТ, Министерстве труда,

© Д.К. Сабирова, О.А. Максимова, 2013

занятости и социальной защиты РТ, Министерстве культуры РТ, Администрации г. Казани и ее районов, администрациях районов Республики Татарстан, социальных службах районов и городов РТ, Комитете по делам молодежи при президенте РТ, Министерстве здравоохранения РТ, Министерстве образования РТ, в центрах труда и занятости, Госкомстате РТ, в центрах визово-миграционной службы, других организациях социальной сферы. Группа выпускников пополнила ряды управленцев Москвы, Санкт-Петербурга, Самары и других крупных городов РФ, несколько человек успешно трудятся за рубежом (в США, Австралии, Германии). При подготовке специалистов кафедра организовывала производственные и преддипломную практики студентов, как правило, по месту будущей работы в организациях социальной сферы Республики Татарстан. Курсовые работы и дипломные проекты выполнялись студентами на актуальные для менеджмента социальной сферы темы, с использованием реальных материалов, собранных в процессе прохождения практики.

Содержание рабочих программ учебных дисциплин соответствовало целям, задачам и специфике подготовки студентов по специализации «Менеджмент в социальной сфере», что проявлялось в гармоничном сочетании комплекса гуманитарных, социально-экономических, естественно-научных, общепрофессиональных и специальных дисциплин. Образовательная программа подготовки менеджера социальной сферы реализовывалась в КНИТУ-КАИ с учетом профиля обучения: в программу подготовки были включены курсы по основам экономики социальной сферы, социальной статистике, социальному менеджменту, маркетингу, управлению персоналом, теории организации, разработке управленческих решений, стратегии социального управления и т.д. В ряд дисциплин общепрофессионального цикла и цикла специальных дисциплин (социология и психология управления, демография, связи с общественностью, исследование социального управления, социальная защита, социальная благотворительность и др.) были внесены дополнения, учитывающие региональные (татарстанские) особенности подготовки специалистов и особенности специальности, ориентированной на нужды системы социального управления и социальной защиты населения. Студенты активно привлекались к участию в фундаментальных и прикладных исследованиях, проводимых на кафедре, посвященных проблемам менеджмента социальной сферы. Студенты-менеджеры участвовали в научных семинарах, конференциях, конкурсах студенческих научных проектов.

В 2000-е годы перечень специализаций в рамках специальности 061100 (впоследствии 080507) - «Менеджмент организации» в Институте социальных технологий КНИТУ-КАИ был дополнен - осуществлялась подготовка специалистов по ряду специализаций, связанных с социальной сферой - социальный менеджмент, менеджмент таможенного дела, менеджмент в туризме и менеджмент в спорте. Все перечисленные направления пользовались успехом и были востребованы как абитуриентами, так и работодателями.

В целом, структура подготовки выпускников по указанным специализациям осуществлялась, исходя из потребностей социально-экономической сферы Республики Татарстан и России. Так, с середины 2000-х годов, в связи с празднованием тысячелетия Казани, а ныне - проведением Всемирной летней Универсиады, выросла потребность в наших выпускниках со специализацией «Менеджмент в туризме», по которой в настоящее время состоялось около десяти выпусков. Большинство выпускников трудоустроены по профилю подготовки в турфирмах РТ и РФ.

В 2007 г. состоялся первый выпуск студентов по специализации «Менеджмент в спорте». Выпускники успешно работают в руководстве спортивных учреждений Казани и других городов РТ. Казань является столицей Всемирной универсиады 2013 года, что актуализировало данное направление подготовки специалистов - многие выпускники работают в Дирекции Универсиады, на ее различных объектах. Студенты данного направления являются волонтерами Универсиады.

Таким образом, все перечисленные специализации, связанные с менеджментом в различных отраслях социальной сферы, являются востребованными и актуальными, что подтверждал и стабильно высокий конкурс на данное отделение.

В связи с переходом с 2009 г. на двухуровневую систему образования, подготовка студентов по специальности «Менеджмент организации» была трансформирована направление «Менеджмент», включающее в себя бакалавриат и маистратуру. В рамках подготовки бакалавров направления «Менеджмент», в настоящее время представлены следующие профили подготовки:

• Аналитическое обеспечение управленческих решений

• Информационный менеджмент

• Логистика и управление цепями поставок

• Маркетинг

• Международный менеджмент

• Менеджмент организации

• Производственный менеджмент

• Управление малым бизнесом

• Управление проектом

• Управление технологическими инновациями

• Управление человеческими ресурсами

• Управленческий и финансовый учёт

• Финансовый менеджмент

В представленных профилях, к сожалению, осталась напрямую не затронутой социальная сфера, сфера услуг и обслуживания, в которую, в частности, входят туризм, таможенное дело, образование, спорт.

Учитывая успешный опыт реализации различных направлений социального менеджмента, КНИТУ-КАИ успешно прошел лицензирование на подготовку магистров по направлению «Менеджмент» по магистерской программе «Менеджмент в социальной сфере», по которому в настоящее время состоялось два выпуска. Данная магистерская программа в профессиональном аспекте базируется на теории и практике менеджмента социальной сферы; социально-экономической политике; методах проектного анализа; оценке отраслевых программ, концепций и планов; теории управления государственными, региональными и муниципальными организациями; бюджетировании. В рамках магистерской программы осуществляется подготовка специалистов с углубленной экономико-управленческой подготовкой, обладающих знаниями в сфере правового обеспечения управления социальной сферой.

Выпускник магистерской программы «Менеджмент в социальной сфере» должен быть подготовлен для работы по следующим направлениям: планирование организационных процессов в организациях социальной сферы, применение результатов научных исследований в области менеджмента в реальной практике управления организациями социальной сферы; разработка и реализация проектов в организации социальной сферы, использование современных инструментов планирования, организации, оптимизации управленческой деятельности в организациях социальной сферы; внедрение гуманитарных технологий менеджмента в организациях социальной сферы; разработка и реализация кадровой политики; различные аспекты экономической, политической и социальной жизни общества; аналитическая работа и управленческий консалтинг; инновационная деятельность в области социального управления.

Концепция программы ориентирована на потребность социальной сферы Республики Татарстан и России в использовании современных научных подходов в управлении, формировании социальной политики в изменяющихся условиях функционирования государственных и негосударственных организаций социальной сферы и эффективного менеджмента социальной сферы. Завершившие программу магистерской подготовки являются специалистами в области управления различными

организациями и подразделениями социальной сферы. Они могут вести и предпринимательскую деятельность в этой области.

Представим анализ четырехлетнего опыта кафедры социологии, политологии и менеджмента по подготовке магистров по программе «Менеджмент в социальной сфере». Тематика магистерских диссертаций большинства выпускников охватывает наиболее актуальные для современного российского общества проблемы управления социальной сферой: управление сферой молодежной политики, спорта, образования, здравоохранения, пенсионирования и др. Материал магистерских диссертаций строится на основе реальных исследований, осуществленных в рамках научно-исследовательской практики в соответствующих государственных структурах, где выпускники-магистры, как правило, и трудоустраиваются. Так, выпускники-магистры я настоящее время трудоустроены в Министерстве по делам молодежи, спорту и туризму РТ, Дирекции Универсиады, Татарстанском отделении Пенсионного Фонда РТ, образовательных учреждениях.

Выпускники 2013 года, а также магистранты, продолжающие обучение, являются участниками проекта «Преемственность и конфликт поколений в условиях информационного, полиэтнического, поликонфессионального общества (на материале Республики Татарстан)», осуществляемого кафедрой социологии, политологии и менеджмента в рамках федеральной программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 гг. (соглашение № 14.B37.21.0523 от 06.08.2012 г.). В рамках проекта кафедрой было проведено масштабное исследование в Республике Татарстан, результаты которого стали основой двух магистерских диссертаций, связанных с менеджментом в сфере молодежной политики и пенсионирования. Подобный опыт участия магистрантов по направлению «Менеджмент в социальной сфере» в крупных научно-исследовательских проектах в очередной раз продемонстрировал перспективность и востребованность этого направления подготовки специалистов.

К проблемам в развитии отрасли менеджмента в социальной сфере является не только недостаточное внимание к данному направлению в сфере высшего образования, но и отсутствие инновационных программ повышения квалификации для уже функционирующих руководителей. Наряду с подготовкой нового поколения менеджеров для социальной сферы, актуальна переподготовка опытных управленцев, имеющих бесценный практический опыт и авторитет, но не всегда обладающие должной теоретической подготовкой.

У кафедры социологии, политологии и менеджмента КНИТУ-КАИ имеется опыт организации курсов повышения квалификации по направлению «Менеджмент в образовании» для руководящих работников сферы СПО. Как показал опыт нескольких лет реализации, подобные программы вызывают значительный интерес, всегда востребованы. В программу курсов, которые организовывались в рамках федерального финансирования системы повышения квалификации, слушатели осваивали такие темы, как эволюция социального управления, стратегический, инновационный, персональный менеджмент в сфере образования, маркетинг образовательной деятельности, предпринимательство в сфере образования и др. При этом важным фактором обучения выступала интерактивность, встречная инициатива слушателей, разработка и защита проектов, командная работа. В частности, в программу курсов были включены практические занятия: деловая игра «Разработка стратегии образовательного учреждения на основе метода SWOT-анализа», тренинг «Построение индивидуальной карьеры в сфере образования», деловая игра «Внедрение инновационных образовательных технологий в вузе» и др.

Основная цель подобных курсов повышения квалификации состоит, на наш взгляд, поиске компромисса между традициями и новациями в социальном управлении -сложившиеся организационные формы и стереотипы управления необходимо наполнить новым содержанием и обеспечить новыми технологическими решениями для того,

чтобы вырастить современную модель управления учреждением социальной сферы, не разрушая традиционной, которая пока идеально вписывается в правовое и нормативное пространство системы в целом. Информационным технологиям в современных условиях управления отводится особая роль: они служат инструментами для оптимизации управленческой деятельности, совмещения и делегирования функций, для повышения эффективности и результативности управленческого труда. Принципиально новым в нашем подходе является системное внедрение в процессы управления коммуникативных технологий (которые не ограничиваются технологиями информационными, а подразумевают полный набор техник, создающих и организующих коммуникацию). Создание интегрированной коммуникативной среды, где изменяются статусы всех участников управленческого процесса, способствует достижению синергетического эффекта в системе управления организациями социальной сферы.

В целом, опираясь на многолетний опыт функционирования направления «Менеджмент в социальной сфере» на кафедре социологии, политологии и менеджмента Института социальных технологий КНИТУ-КАИ, можно констатировать, что данное направление является действительно важной и востребованной отраслью современного менеджмента и нуждается в возрождении интереса к нему как со стороны образовательных структур, так и со стороны самих организаций и учреждений социальной сферы.

На расширенном заседании Президиума Совета Учебно-методического объединения по образованию в области менеджмента 22 мая 2013 года в ФГБОУ ВПО «Государственный университет управления» в докладах В.И. Звонникова и других членов Президиума была подчеркнута необходимость научного поиска инновационных решений для обеспечения рынка труда высококвалифицированными профессионалами, владеющими современными технологиями, освоившими новые формы и методы организации труда. В частности речь шла о подготовке практико-ориентированных бакалавров, которых необходимо готовить по программам прикладного бакалавриата, ориентированных на освоение практических знаний и приобретение профессиональных компетенций, что позволит подготовить специализированного бакалавра, востребованного на производстве [1]. По нашему мнению, при разработке профилей прикладного бакалавриата целесообразно предусмотреть, в том числе, и введение профилей, ориентированных на менеджмент в социальной сфере, что, безусловно, будет способствовать росту профессионализма управленцев в неприбыльных, но социально значимых секторах экономики - образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты и др.

Ю.П. Садченкова

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩЕКУЛЬТУРНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ВЫПУСКНИКОВ ВУЗОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ «МЕНЕДЖМЕНТ» С УЧЕТОМ ПОТРЕБНОСТЕЙ РЕГИОНАЛЬНОГО РЫНКА ТРУДА

FORMATION OF COMMON CULTURAL COMPETENCES OF GRADUATES OF HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS IN THE FIELD OF MANAGEMENT TAKING INTO ACCOUNT THE REQUIREMENTS OF THE REGIONAL LABOR MARKET

Аннотация: статья отражает результаты исследования степени востребованности общекультурных компетенций для специалиста-управленца и уровня сформированности данных компетенций у выпускников управленческих вузов. В ходе

© Ю.П. Садченкова, 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.