JäL
Столыпинский
^^H^IV^ вестник вестник
Научная статья Original article УДК 316.4
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В ДЕМОГРАФИЧЕСКОЙ ПОЛИТИКЕ РОССИИ
THEORETICAL FOUNDATIONS OF STRATEGIC PLANNING IN RUSSIA
DEMOGRAPHIC POLICY
Мартынюк Владимир Валерьевич, магистрант кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Пасмурцева Наталья Николаевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Martynyuk Vladimir Valerievich, master's student of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg Pasmurtseva Natalya Nikolaevna, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor of the Department of State and Municipal Administration, Ural State Economic University, Yekaterinburg
Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретические основы стратегического планирования в сфере демографической политики России. Современные демографические вызовы, такие как снижение численности населения, старение, и региональные диспропорции, требуют комплексного подхода к разработке и реализации эффективных мер на уровне
государственной политики. В статье анализируются основные концепции стратегического планирования в демографической сфере, включая долгосрочные прогнозы, адаптацию социальных систем и управление миграционными потоками. Особое внимание уделяется анализу ключевых факторов, влияющих на демографическую ситуацию в России, и формированию стратегических направлений для преодоления демографического кризиса. Рассматриваются также примеры успешных практик из международного опыта, которые могут быть адаптированы в российские условия. В заключение подчеркивается важность стратегического подхода для достижения устойчивого демографического развития и сохранения национальной безопасности.
Abstract. This article examines the theoretical foundations of strategic planning in the field of demographic policy in Russia. Modern demographic challenges, such as population decline, aging, and regional disparities, require an integrated approach to the development and implementation of effective measures at the level of public policy. The article analyzes the main concepts of strategic planning in the demographic sphere, including long-term forecasts, adaptation of social systems and management of migration flows. Particular attention is paid to the analysis of key factors influencing the demographic situation in Russia and the formation of strategic directions for overcoming the demographic crisis. Examples of successful practices from international experience that can be adapted to Russian conditions are also considered. In conclusion, the importance of a strategic approach to achieving sustainable demographic development and maintaining national security is emphasized.
Ключевые слова: демографическая политика, стратегическое планирование, численность населения, демографический кризис, миграционная политика, социальная адаптация, международный опыт.
Keywords: demographic policy, strategic planning, population size, demographic crisis, migration policy, social adaptation, international experience.
Демографическая политика России сегодня является одним из важнейших элементов государственной стратегии, определяющей
долгосрочные перспективы социально-экономического развития страны. Демографические изменения, которые происходят на протяжении последних десятилетий, ставят перед государством новые вызовы, требующие не только адекватной реакции, но и формирования стратегически продуманных мер. В условиях сокращения численности населения, старения общества и миграционных процессов возрастает потребность в разработке эффективных механизмов, направленных на сохранение и увеличение населения России. Исторически Россия сталкивалась с периодами демографических кризисов, вызванных как социально-экономическими потрясениями, так и внешними факторами. В настоящее время страна снова стоит перед необходимостью преодоления сложной демографической ситуации, которая характеризуется естественной убылью населения и региональными диспропорциями в демографических показателях. Это требует применения долгосрочных стратегий, которые могут быть реализованы через грамотное стратегическое планирование. Стратегическое планирование является важным инструментом государственной политики, который позволяет выработать долгосрочные цели и пути их достижения. В рамках демографической политики оно должно предусматривать не только краткосрочные меры поддержки населения, но и структурные реформы, направленные на улучшение качества жизни, стимулирование рождаемости, повышение продолжительности жизни и снижение миграционных диспропорций. Учитывая многоаспектность демографической проблематики, стратегическое планирование также должно включать в себя учет региональных особенностей, культурных различий и международного опыта.
Цель данной статьи — выявить теоретические основы стратегического планирования в демографической политике России, а также предложить направления для дальнейшего исследования и разработки конкретных мер, направленных на улучшение демографической ситуации в стране. Важность данной темы обусловлена необходимостью обеспечения устойчивого демографического развития, что является основой для социального и экономического благополучия государства.
Анализ научной литературы показывает, что исследования в области демографической политики России и смежных сфер обладают высокой степенью многообразия и охватывают широкий круг аспектов. В частности, работа Плотниковой Е.В. и соавторов фокусируется на стратегическом планировании демографической политики в России, подчеркивая важность системного подхода к решению демографических проблем, особенно в условиях старения населения и снижения рождаемости [4]. Это исследование является основополагающим в понимании долгосрочных целей демографической политики и разработке комплексных мер, что делает его актуальным в контексте стратегического планирования. Авторы акцентируют внимание на проблемах законодательного регулирования миграционных процессов и подчеркивают, что эффективная миграционная политика может компенсировать естественную убыль населения. Это исследование дополняет выводы работы Плотниковой о необходимости комплексного подхода к демографической политике, включая управление миграцией. Работа Самошкиной О.А. и Адаменко И.П. рассматривает бюджетные расходы как инструмент демографического развития [6]. Авторы отмечают, что финансовая поддержка семьи и социальных программ играет ключевую роль в стимулировании рождаемости и улучшении качества жизни населения. Их исследование подтверждает необходимость увеличения бюджетных затрат на демографические программы, что гармонирует с подходами, предложенными Плотниковой. Также следует отметить исследование Ростовской Т.К. и соавторов, которое касается оценки эффективности семейно-демографической политики через построение рейтингов регионов [5]. Авторы делают акцент на важности целевых индикаторов и региональных особенностях в оценке демографических программ, что также является важным элементом стратегического планирования.
В целом, анализ научных источников демонстрирует важность комплексного подхода к демографической политике, включающего стратегическое планирование, миграционное регулирование, финансовую поддержку и учет региональных особенностей.
Стратегическое планирование является одним из центральных элементов управления в любой сфере общественной жизни, включая демографическую политику. Оно предполагает разработку долгосрочных целей и путей их достижения, а также мониторинг и корректировку действий по мере необходимости. В контексте демографической политики стратегическое планирование направлено на управление численностью населения, его структурой и качеством с целью обеспечения стабильности социальной системы и экономического роста.
Основные элементы стратегического планирования в демографической политике включают:
1. Оценку текущего состояния демографической ситуации.
2. Прогнозирование будущих изменений на основе анализа текущих тенденций.
3. Разработку конкретных мер, направленных на улучшение демографических показателей, таких как повышение рождаемости, снижение смертности и управление миграционными потоками.
4. Мониторинг и оценку эффективности реализуемых мер с целью своевременной корректировки стратегий.
Демографическая политика России в XXI веке сталкивается с рядом острых проблем, которые требуют немедленного внимания и эффективных стратегий. В частности, это:
1. Снижение численности населения. С 1990-х годов Россия переживает значительный демографический спад, который связан как с высокой смертностью, так и с низкой рождаемостью.
2. Старение населения. Увеличение доли пожилых людей в общей численности населения создает дополнительное давление на социальные системы, включая пенсионное обеспечение и здравоохранение.
3. Региональные различия. Некоторые регионы России сталкиваются с более серьезными демографическими проблемами, чем другие. Например, регионы с низким уровнем жизни и ограниченными
возможностями для молодежи часто испытывают отток населения, что еще больше усугубляет ситуацию.
Эти вызовы требуют создания долгосрочных стратегий, направленных на стабилизацию и улучшение демографических показателей.
Для того чтобы демографическая политика была успешной, она должна учитывать несколько ключевых направлений стратегического планирования:
1. Поддержка семей с детьми. Важным элементом демографической политики является стимулирование рождаемости. Это может быть достигнуто через различные меры, такие как улучшение условий жилищного обеспечения, развитие системы детских садов, введение финансовых пособий и налоговых льгот для семей с детьми. В России уже введены программы поддержки семей, такие как материнский капитал, однако их эффективность требует постоянного анализа и коррекции.
2. Социальная поддержка пожилых людей. Старение населения требует от государства разработки стратегий, направленных на обеспечение достойных условий жизни для пожилых людей. Это включает улучшение пенсионного обеспечения, развитие системы здравоохранения и создание условий для активного долголетия.
3. Миграционная политика. В условиях сокращения численности населения Россия должна рассматривать возможности привлечения мигрантов для компенсации естественной убыли. Однако миграционная политика должна быть строго контролируемой и направленной на интеграцию мигрантов в общество с учетом их культурных особенностей.
4. Развитие регионов. Одна из задач стратегического планирования заключается в устранении региональных диспропорций. Для этого необходимо развивать инфраструктуру, создавать рабочие места и улучшать социальные условия в депрессивных регионах, что поможет снизить миграцию в более развитые районы страны.
Исследование международного опыта может быть полезным для формирования эффективных стратегий в России. Например, такие страны, как Франция и Швеция, успешно реализовали программы по поддержке
семей с детьми, что привело к значительному увеличению рождаемости. В этих странах государственная политика включает комплексные меры поддержки, такие как бесплатное образование, доступное медицинское обслуживание и льготы для многодетных семей. Япония, в свою очередь, сталкиваясь с проблемой старения населения, разработала стратегии, направленные на активное долголетие, что включает в себя программы для пожилых людей, направленные на поддержание их физической и умственной активности. Опыт этих стран может быть адаптирован для России с учетом ее специфики.
Стратегическое планирование в сфере демографической политики является важным инструментом для решения сложных и многогранных проблем, с которыми сталкивается Россия в XXI веке. Демографическая ситуация в стране требует неотложного внимания и разработки долгосрочных стратегий, способных предотвратить дальнейшее ухудшение численности населения и обеспечить устойчивое развитие на долгосрочную перспективу. Одним из ключевых выводов настоящей статьи является понимание того, что демографическая политика должна основываться на комплексном подходе. Это означает, что меры по поддержке рождаемости, повышению продолжительности жизни, регулированию миграционных процессов и социальной поддержке пожилого населения должны быть взаимосвязаны и скоординированы. Успех демографической политики зависит от того, насколько эффективно будут реализованы стратегии на национальном, региональном и локальном уровнях.
Одним из центральных аспектов стратегического планирования является необходимость улучшения социальной поддержки для семей с детьми. Безусловно, такие меры, как материнский капитал, пособия и льготы, играют важную роль, однако они должны сопровождаться улучшением инфраструктуры, доступностью жилья и системой здравоохранения. Миграционная политика также должна быть адаптирована для улучшения интеграции мигрантов в российское общество, что позволит компенсировать естественную убыль населения. Еще одним важным элементом является учет
региональных особенностей. Стратегии демографической политики должны быть адаптированы под конкретные условия различных регионов России. Некоторые регионы могут нуждаться в более интенсивных мерах поддержки из-за высокой степени оттока населения или неблагоприятных экономических условий.
Международный опыт может быть полезным инструментом для формирования российской демографической политики. Успешные практики стран с развитой системой социальной поддержки и регулирования миграции могут быть адаптированы для российских условий с учетом особенностей культурных и социальных различий. Важность стратегического планирования в демографической политике заключается в его способности предвидеть и предотвращать негативные последствия демографических изменений, а также создавать условия для устойчивого и сбалансированного развития. Без долгосрочных планов и мер Россия рискует столкнуться с серьезными социальными и экономическими проблемами, связанными с уменьшением численности трудоспособного населения, увеличением нагрузки на социальные системы и ухудшением качества жизни населения.
Таким образом, стратегическое планирование в демографической политике России является ключевым фактором, который позволит обеспечить стабильность и развитие страны в будущем.
Литература
5. Арбузова, Д. Развитие локальных рынков труда в пространстве муниципальных образований / Д. Арбузова, М. Н. Гончарова, К. С. Перминова // Достойный труд - основа стабильного общества : сборник статей VII Международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 02-03 ноября 2015 года. - Екатеринбург: Уральский государственный экономический университет, 2015. - С. 7-12. - EDN VYIVAF.
6. Ауанасова, А. М. Изучение региональной истории в контексте государственных задач территориального развития Казахстана (на примере Акмолинской области) / А. М. Ауанасова, С. А. Багдатова, Д. А.
Черниенко // Мир науки и мысли. - 2023. - № 4. - С. 9-16. - DOI 10.24412/2949-1509-2023-4-9-16. - EDN BYNPZI.
7. Дугужева Н.М. Социоэтнодемографические факторы в развитии региональных столиц Северного Кавказа в 1990-2000-е гг / Н. М. Дугужева, В. В. Калицкая, И. В. Борзунов, О. А. Рыкалина // Вестник Алтайской академии экономики и права. - 2024. - № 7-2. - С. 278-284. -DOI 10.17513/vaael.3593. - EDN IFRXTW.
8. Плотникова, Е. В. Стратегичекое планирование демографиеской политики в России / Е. В. Плотникова, Н. А. Абрамян, А. А. Карнаух // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. -№ 11-3. - С. 58-61. - DOI 10.24411/2500-1000-2018-10239. - EDN YQVYTB.
9. Ростовская, Т. К. К вопросу построения рейтинга регионов по целевым индикаторам результативности семейно-демографической политики / Т. К. Ростовская, О. В. Кучмаева, О. А. Золотарева // Проблемы развития территории. - 2022. - Т. 26, № 4. - С. 80-97. - DOI 10.15838/ptd.2022.4.120.6. - EDN EPPLDB.
10. Самошкина, О. А. Бюджетные расходы как инструмент демографического развития / О. А. Самошкина, И. П. Адаменко // Экономический вестник университета. - 2019. - № 41. - С. 202-212. -DOI 10.31470/2306-546X-2019-41 -202-212. - EDN IFEPMS.
References
1. Arbuzova, D. Razvitie lokal'nyh rynkov truda v prostranstve municipal'nyh obrazovanij / D. Arbuzova, M. N. Goncharova, K. S. Perminova // Dostojnyj trud - osnova stabil'nogo obshchestva : sbornik statej VII Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii, Ekaterinburg, 02-03 noyabrya 2015 goda. - Ekaterinburg: Ural'skij gosudarstvennyj ekonomicheskij universitet, 2015. -S. 7-12. - EDN VYIVAF.
2. Auanasova, A. M. Izuchenie regional'noj istorii v kontekste gosudarstvennyh zadach territorial'nogo razvitiya Kazahstana (na primere Akmolinskoj oblasti) / A. M. Auanasova, S. A. Bagdatova, D. A. CHernienko // Mir nauki i mysli.
- 2023. - № 4. - S. 9-16. - DOI 10.24412/2949-1509-2023-4-9-16. - EDN BYNPZI.
3. Duguzheva N.M. Socioetnodemograficheskie faktory v razvitii regional'nyh stolic Severnogo Kavkaza v 1990-2000-e gg / N. M. Duguzheva, V. V. Kalickaya, I. V. Borzunov, O. A. Rykalina // Vestnik Altajskoj akademii ekonomiki i prava. - 2024. - № 7-2. - S. 278-284. - DOI 10.17513/vaael.3593. - EDN IFRXTW.
4. Plotnikova, E. V. Strategichekoe planirovanie demografieskoj politiki v Rossii / E. V. Plotnikova, N. A. Abramyan, A. A. Karnauh // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk. - 2018. - № 11-3. - S. 58-61. -DOI 10.24411/2500-1000-2018-10239. - EDN YQVYTB.
5. Rostovskaya, T. K. K voprosu postroeniya rejtinga regionov po celevym indikatoram rezul'tativnosti semejno-demograficheskoj politiki / T. K. Rostovskaya, O. V. Kuchmaeva, O. A. Zolotareva // Problemy razvitiya territorii. - 2022. - T. 26, № 4. - S. 80-97. - DOI 10.15838/ptd.2022.4.120.6.
- EDN EPPLDB.
6. Samoshkina, O. A. Byudzhetnye raskhody kak instrument demograficheskogo razvitiya / O. A. Samoshkina, I. P. Adamenko // Ekonomicheskij vestnik universiteta. - 2019. - № 41. - S. 202-212. - DOI 10.31470/2306-546X-2019-41-202-212. - EDN IFEPMS.
© Мартынюк В.В. Пасмурцева Н.Н. 2024 Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2024.
Для цитирования: Мартынюк В.В. Пасмурцева Н.Н. Теоретические основы стратегического планирования в демографической политике России // Научный сетевой журнал «Столыпинский вестник» № 9/2024.