Научная статья на тему 'Теоретические основы стратегического планирования транспортных предприятий'

Теоретические основы стратегического планирования транспортных предприятий Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
164
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Тойменцева И. А.

Рассматриваются теоретические основы стратегического планирова­ния, его характерные особенности, цели и задачи, представлена схема стратегического планирования предприятия, основные компоненты стратегического планирования, применяемые в работе транспортных предприятий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы стратегического планирования транспортных предприятий»

Список литературы:

1. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер. с англ. - М.; СПб.; К.: Издательский дом «Вильяме», 2002. - 944 с.

2. Галабурда В.Г.Маркетинг на транспорте / Под общ. ред. В.Г. Гала-бурды, А.П. Абрамов, Е.А. Иванова. - М.: Желдориздат, 2001. - 329 с.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ

© Тойменцева И.А.*

Сызранский филиал Самарского государственного экономического университета, г. Сызрань

Рассматриваются теоретические основы стратегического планирования, его характерные особенности, цели и задачи, представлена схема стратегического планирования предприятия, основные компоненты стратегического планирования, применяемые в работе транспортных предприятий.

Современный темп изменений в экономике настолько интенсивен, что стратегическое планирование становится единственным способом прогнозирования будущих возможностей. Оно обеспечивает высшему руководству средства для создания плана на длительный срок; подготавливает основу для принятия решений, способствующих снижению риска и минимизации расходов; обеспечивая интеграцию целей и задач структурных подразделений предприятия. Для стратегического планирования характерны следующие особенности [2]:

- стратегическое планирование должно дополняться текущим планированием;

- стратегические планы разрабатываются на совещаниях высшего руководства фирмы, которые проводятся ежегодно;

- годовая детализация стратегического плана осуществляется одновременно в тесной связи с разработкой тактического плана;

- большинство западных компаний считает, что механизм стратегического планирования должен быть усовершенствован.

Современное стратегическое планирование является инструментом управления, помогающим высшему управленческому персоналу предприятия принимать основополагающие решения.

Главная задача стратегического планирования - обеспечить гибкость и нововведения в деятельности организации, необходимые для достижения

* Доцент кафедры Экономики и управления, кандидат экономических наук.

целей в изменяющейся среде. Стратегическое планирование - один из инструментов воспроизведения предприятием предпринимательского поведения.

В рамках стратегического планирования решаются четыре основные задачи: распределение ресурсов, адаптация к внешней среде, внутренняя координация и формирование стратегической организационной культуры [1].

Распределение ресурсов. Этот процесс включает распределение ограниченных ресурсов предприятия, таких, как дефицитные кадры - управленческий персонал и специалисты, технологии, производственные фонды, финансовые ресурсы.

Адаптация к внешней среде представляет собой действия стратегического характера, которые улучшают отношения компании с ее окружением. Компаниям необходимо адаптироваться к благоприятным внешним возможностям, опасностям, выявить адекватные варианты деятельности -альтернативы и обеспечить эффективное приспособление стратегии к окружающим условиям.

Внутренняя координация. Координация стратегической деятельности должна вестись с целью достижения эффективной интеграции внутри предприятия с учетом сильных и слабых сторон предприятия. Обеспечение эффективных внутренних операций в организациях является важнейшим фактором планирования.

Стратегическая организационная культура предполагает систематическое развитие мышления управленческого персонала путем формирования структуры организации, стиля деятельности, нацеленных на постоянные поиски, изменения, усвоение опыта прошлых стратегических решений.

Графически схема стратегического планирования представлена на рис. 1.

Обратная связь

Рис. 1. Схема стратегического планирования предприятия [2]

Стратегическое планирование реализуется последовательно по этапам:

- формулировка миссии организации;

- постановка целей;

- оценка и анализ внешней среды;

- управленческое обследование организации;

- разработка и анализ стратегических альтернатив;

- выбор стратегии.

Рассмотрим основные компоненты стратегического планирования.

Миссия организации - это основная общая цель и четко выраженная причина ее существования. Для осуществления этой миссии вырабатываются конкретные цели.

Значение миссии, которая формально выражена и эффективно представлена сотрудникам организации, чрезвычайно велико. Выработанные на ее основе цели служат в качестве ориентиров и критериев для всех последующих управленческих решений и деятельности всего персонала.

Формулировка миссии должна содержать следующие положения:

1. потребности общества, которые должно удовлетворять предприятие, основные целевые рынки, продукты и технологии;

2. среда, в которой предстоит действовать предприятию и которая определяет основные принципы работы предприятия;

3. основные особенности культуры предприятия, которые определяют рабочий климат внутри предприятия и требования к персоналу.

Цели предприятия должны быть конкретными и измеримыми

Ориентация целей во времени. Конкретный горизонт прогнозирования представляет собой важную характеристику эффективных целей. Следует точно определять не только, что следует осуществить, но и когда должен быть достигнут результат. Цели обычно устанавливаются на длительные или краткие временные промежутки.

Долгосрочные цели формулируются в первую очередь. Затем ставятся среднесрочные и краткосрочные цели, необходимые для обеспечения долгосрочных целей. Обычно, чем ближе горизонт планирования цели, тем уже рамки ставящихся задач.

Достижимость цели. Цель должна быть достижимой. Установление цели, которая превышает возможности организации, может привести к катастрофическим последствиям. Если цели недостижимы, стремление работников к успеху будет блокировано и их мотивация ослабнет. Недостижимые цели дезорганизуют персонал.

Так например, Энтони Райя систематизировал описание целей американских корпораций следующим образом [3]:

1. Прибыльность может выражаться в различных показателях, таких, как объем прибыли, доход на инвестированный капитал, размер выплаты дивидендов на акцию, отношение прибыли к объему продаж и в ряде других.

2. Рынки также могут быть описаны различными способами, в том числе такими понятиями, как доля рынка, объем продаж в денежном или натуральном выражении, рыночная ниша.

3. Производительность (эффективность) может быть выражена отношением входа к выходу. Эти цели можно выразить в виде издержек на единицу продукции.

4. Продукция или услуга, кроме показателей объема перевозок или прибыльности по отношению к оказанной услуге или ассортименту услуг, может быть отображена, например, в таких целях, как «ввести оказание какой-либо услуги в ассортимент услуг средней стоимости в течение определенного времени» или «отказаться от какой-либо услуги в течение конкретного времени».

5. Финансовые ресурсы. Цели в отношении их могут быть выражены различными способами в зависимости от компании, например структурой капитала, новыми выпусками обычных акций, движением денежной наличности, оборотным капиталом, выплатой дивидендов.

6. Производственные мощности, здания и сооружения можно описать с помощью таких показателей, как квадратные метры, постоянные затраты, единицы продукции и многие другие измеряемые величины.

7. Исследования и внедрение новшеств могут быть выражены в долларах, так же как и в других показателях.

8. Организация - изменения в структуре или деятельности предприятия.

9. Человеческие ресурсы могут быть количественно выражены в виде показателей невыходов на работу, опозданий, количества жалоб, часов профессионального обучения.

10.Социальная ответственность может быть выражена целями в форме видов деятельности, стажа работы и финансовых взносов.

Оценка и анализ внешней среды

После установления своей миссии и целей руководство должно начать диагностический этап процесса стратегического планирования. Первым шагом является изучение внешней среды.

Анализ внешней среды представляет собой процесс, посредством которого разработчики стратегического плана оценивают внешние по отношению к организации факторы, чтобы определить возможности и угрозы для фирмы. Оценка производится по трем параметрам:

1. изменения, которые воздействуют на разные аспекты текущей стратегии. Например, повышение цен на топливо создает проблемы для транспортных компаний, поэтому они должны постоянно оценивать динамику цен на топливо;

2. факторы, которые представляют угрозу для текущей стратегии фирмы. Например, при наличии конкурентов нужен контроль их деятельности;

3. факторы, которые определяют новые возможности достижения целей предприятия. Например, появление возможности оказывать дополнительные платные услуги стало для многих из них фактором развития.

В результате анализа внешней среды необходимо создать перечень опасностей и возможностей, с которыми предприятие сталкивается в этой среде. Перечень должен включать оценки характера влияния и степени влияния факторов на возможность достижения предприятием его целей.

Влияние факторов может оцениваться экспертным методом. Могут использоваться ранговые или бальные оценки. После анализа перечня руководство должно провести оценку сильных и слабых сторон организа-ции. Для успешного планирования необходимо иметь полное представление о существенных внешних проблемах и о внутренних потенциальных возможностях и недостатках организации.

Управленческое обследование организации

Управленческое обследование представляет собой методичную оценку функциональных сфер деятельности организации, предназначенную для выявления ее стратегически сильных и слабых сторон.

В простейшем случае в обследование рекомендуется включить шесть функций - логистика, маркетинг, финансы и бухгалтерский учет, производство, человеческие ресурсы, а также культура и образ организации.

Разработка и анализ стратегических альтернатив

Этот процесс считается сердцевиной стратегического планирования. Именно на этом этапе принимаются решения, как фирма будет достигать свои цели и реализовывать корпоративную миссию. При разработке стратегии фирма решает три основных вопроса: какие виды деятельности прекратить, какие продолжить развивать и в какой бизнес перейти.

Выбор стратегии

Чтобы сделать эффективный стратегический выбор, руководители высшего уровня должны иметь четкую, разделяемую всеми концепцию развития фирмы. Поэтому стратегический выбор происходит на основе анализа ключевых факторов деятельности предприятия. Оценка стратегии дает ответ на вопрос: приведет ли выбранная стратегия к достижению поставленных целей?

Реализация стратегии и последующая оценка результатов завершают цикл стратегического управления. Циклы управления, включающие стратегическое планирование, периодически повторяются. На любом этапе возможен возврат к любому предыдущему этапу планирования. Основной тен-

денцией последних десятилетий является сокращение периодов изменения стратегий и переход к непрерывному стратегическому планированию.

Таким образом, без комплексного подхода к процессу формализации стратегического планирования на предприятиях автомобильного транспорта невозможна адаптация российских предприятий к постоянно изменяющимся условиям внешней среды.

Список литературы:

1. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка: учеб. для студ. вузов. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 260 с.

2. Ляско В.И. Стратегия развития автотранспортного предприятия. -М.: АСМАП, 1995. - 34 с.

3. Уотерс, Д. Управление цепью поставок: пер. с англ. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. - 503 с.

ИСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ РЕГИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

© Цибарева М.Е.*

Самарский государственный университет, г. Самара

В статье рассматриваются институциональные ограничения развития региона. Региональный анализ показывает перераспределение производства и рыночных сил промышленности РФ. Автор делает вывод о необходимости формирования института «Центра экономического развития региона ».

В связи с сокращением средств на НИОКР бизнес стал ориентироваться на бюджетные средства. В этих условиях одной из возможных мер регионального развития, поддержки малых фирм и реализации инновационной программы РФ можно рассматривать финансирование консорциумов, включающих НИИ, крупные предприятия, малые инновационные фирмы. Такой вид развития экономики широко применяется в развитых странах. Однако внедрение подобной практики в РФ предполагает возникновение вероятности того, что фирмы в большинстве своем будут созданы фиктивно для того, чтобы использовать возможность освоения денежных средств из государственного бюджета.

Стратегия развития региона соответствует программе государства, ориентированной на инновационные преобразования. Первоочередной задачей является техническое и технологическое освоение промышленного

* Аспирант кафедры Экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.