Научная статья на тему 'Теоретические основы социального развития регионов'

Теоретические основы социального развития регионов Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1184
199
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / SOCIAL DEVELOPMENT / СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / SOCIAL SPHERE / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / REGIONAL POLICY / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Лубашев Е.А.

Дается представление об основных теоретических подходах к рассмотрению особенностей социального развития на территориальном уровне. Приводится обоснование авторского определения социального развития региона. В качестве важнейшего ресурса функционирования территориальных социально-экономических систем различного уровня рассматривается региональный человеческий капитал

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Лубашев Е.А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF REGIONS

In this article an idea is given of the main theoretical approaches to consideration of features of social development at territorial level. Justification of author's definition of social development of the region is given. As the most important resource of functioning of territorial social and economic systems of various level the regional human capital is considered.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы социального развития регионов»

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНОВ

Е.А. Лубашев, кандидат экономических наук, доцент.

Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики

Дается представление об основных теоретических подходах к рассмотрению особенностей социального развития на территориальном уровне. Приводится обоснование авторского определения социального развития региона. В качестве важнейшего ресурса функционирования территориальных социально-экономических систем различного уровня рассматривается региональный человеческий капитал.

Ключевые слова: социальное развитие, социальная сфера, региональная политика, человеческий капитал

THEORETICAL BASES OF SOCIAL DEVELOPMENT OF REGIONS E.A. Lubashev. Saint-Petersburg state university of service and economics

In this article an idea is given of the main theoretical approaches to consideration of features of social development at territorial level. Justification of author's definition of social development of the region is given. As the most important resource of functioning of territorial social and economic systems of various level the regional human capital is considered.

Keywords: social development, social sphere, regional policy, human capital

В 70-е - начале 80-х гг. тематика социального развития разрабатывалась очень активно, на разных уровнях - от глобального до уровня отдельного предприятия, отдельного города или села.

Немало было трудов, в которых разрабатывались показатели социального развития. В отечественной социологии такие попытки были предприняты Н.А. Аитовым, Г.В. Осиповым, Ж.Т. Тощенко и рядом других авторов [1-3].

В меньшей степени, хотя и достаточно продуктивно, рассматривались вопросы социального развития в русле работ, связанных с программно-целевым планированием [4, 5].

В начале 90-х гг. смена общественного строя привела к отходу от проблематики социального развития, обращению к иным концепциям социальных изменений, трансформаций.

Сегодня этот термин широко употребляется в официальных текстах для обозначения процессов, происходящих в социальной сфере. С 2004 г. в России действует специальный орган власти, отвечающий за социальное развитие - Министерство здравоохранения и социального развития.

Но до сих пор в научной литературе, нормативно-правовых актах нет однозначного мнения по поводу данного термина. Очевидная определенность существует только в понимании его динамического характера, но не в содержательно-структурных аспектах. Во многом это связано с междисциплинарным характером изучения и оценки социального развития, различиями в подходах к его анализу в общественных науках.

Чаще говорится о социальном обеспечении, социальной защите, социальных рисках, но не о социальном развитии. Кроме того, многие исследователи отождествляют социальное развитие с социально-экономическим, что является неверным, поскольку последнее учитывает помимо социальных процессов экономические, то есть подразумевает не только

развитие общества (личности), но и всей социально-экономической системы территории, включая хозяйствующих субъектов, финансово-кредитных учреждений и т.д.

В экономической науке социальное развитие, как правило, ассоциируется с понятием благосостояния, с его ростом. С этим также можно не согласиться, поскольку рост благосостояния, уровня жизни не всегда приводит к личностному развитию, к удовлетворению всех общественных потребностей.

Некоторые исследователи тесно, практически отождествляя, связывают социальное развитие с развитием социальной сферы. Такой подход также не верен, поскольку социальную сферу нужно рассматривать как базу социального развития. Безусловно, чем эффективнее работают объекты социальной сферы, тем гармоничнее развивается общество.

В социологических исследованиях, социальное развитие идентично развитию личности, что также является недостаточным, поскольку население должно не только развиваться, но и воспроизводиться.

Существует также ряд медицинских и психологических исследований, посвященных социальному развитию отдельных социальных групп детей, молодежи, пенсионеров и т.д.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что на настоящий момент не сложилось единого мнения о социальном развитии, в том числе в территориальном разрезе, его целях, функциях, поэтому представляется целесообразным разработать авторское определение данного понятия.

В данной работе при разработке теоретических основ социального развития региона автор исходил из следующих предпосылок:

- ядром социального развития региона является индивидуум (личность);

- индивидуумы составляют региональный человеческий капитал, являющийся важнейшим ресурсом функционирования территориальных социально-экономических систем различного уровня;

- для формирования эффективного регионального человеческого капитала необходимо обеспечить каждого индивидуума необходимыми ресурсами и условиями для существования и развития, то есть удовлетворить его потребности: питание и одежда, жилье и комфортный быт, гарантии свобод, благосостояние населения, здоровье, безопасность, занятость, сервис, образование, физическая культура и спорт, культура, межнациональное и межконфессиональное согласие, экологическое благополучие, возможности для самореализации личности, социальная защищенность, поддержка представителей коренных народов, учет и возрождение исторических традиций, информированность населения в вопросах социального развития и пр.

Вместе с тем перечисленные группы потребностей (и соответствующих мер по созданию условий для их удовлетворения) могут выступать в качестве разделов стратегических документов по развитию регионов (стратегий, стратегических планов и т.п.);

- потребности могут носить объективный и субъективный характер, поэтому при управлении социальным развитием должен применяться принцип индивидуализации;

- при управлении социальным развитием необходимо учитывать закон о возвышении потребностей, поэтому социальное развитие должно носить эволюционный характер;

- человеческий капитал должен расширенно воспроизводиться как количественно (прирост населения), так и качественно (развитие населения).

На основе данных предпосылок можно предложить следующее определение социального развития региона: социальное развитие региона - совокупность эволюционных процессов использования регионального потенциала (эндогенного и экзогенного относительно региона) с целью воспроизводства и совершенствования человеческого капитала, а также создания для населения региона возможности в настоящем и будущем удовлетворять весь комплекс своих физиологических и социальных потребностей объективного и субъективного характера.

Основной сферой, влияющей на социальное развитие и предоставляющей для него потенциал (ресурсную базу), является социальная сфера.

К этим ресурсам относится:

- социальная инфраструктура, социально-демографический потенциал территории (поло-возрастные особенности населения;

- национальный состав, средняя продолжительность жизни, уровень заболеваемости и др.);

- трудовой потенциал (занятость трудоспособного населения, общие трудовые ресурсы и их характеристики - профессиональные, образовательные, социально-демографические и пр.);

- мотивационный и социально-психологический потенциал (представляющий особенности проявления в социальных отношениях настроений, переживаний, ожиданий населения, их устремлений, личностных и групповых установок, потенциал готовности населения к социально-экономическим преобразованиям в регионе, а также к активному участию в предпринимательской деятельности).

Следует подчеркнуть, что в отношении потенциала существует два подхода. В первом подходе потенциал рассматривается как наличие внутрирегиональных предпосылок для развития. При этом состояние внешней для региона среды во всех ее компонентах (экономическом, политическом, правовом и пр.) во внимание не принимается. Следствием данного подхода являются отдельные инициативы региональных и муниципальных властей (например, в создании особых экономических зон, промышленных и инновационных кластеров и т.п.), требующих вложения существенных инвестиций, никак не оправдываются, более того приводят к росту потерь [6].

Экономическая, политическая, культурно-духовная, финансовая, инвестиционная, инновационная сферы, опосредованно участвуя в формировании интегративных качеств, влияя на социальную сферу через отдельные компоненты, в целом, остаются внешними по отношению к социальному развитию. Они образуют с ним связи, каждая из которых имеет неодинаковое значение для социального развития. К ресурсам, предоставляемым этими сферами, можно отнести:

- природно-ресурсный потенциал;

- производственный потенциал (структура промышленности и непромышленной сфер, удельный вес отраслей в совокупном результате хозяйственной деятельности населения в регионе - валовом региональном продукте). Здесь же следует выделить долю и динамику роста малого и среднего предпринимательства;

- правовой потенциал (обусловливает законодательные нормы и правоотношения в области регулирования социальных отношений, уровень правосознания населения):

- политический потенциал (характеризует сущность и влияние социальной политики на социальное развитие, реализацию правовых гарантий в области социального воспроизводства населения, социальную поддержку и помощь депривированным слоям населения, а также социально-политической ситуации на ее развитие;

- инновационный потенциал - уровень развития науки (академической, вузовской и отраслевой), уровень кооперации науки, образования и промышленности, уровень внедрения достижений научно-технического прогресса в регионе, уровень защиты интеллектуальной собственности и эффективность использования соответствующих инструментов;

- финансово-бюджетный потенциал, определяемый по уровню дотационности бюджета, объемам налоговых поступлений и прибыльностью предприятий региона; возможностям формирования и использования консолидированного фонда регионального развития, объединяющего бюджетные средства и внебюджетные источники;

- инвестиционный потенциал (благоприятные нормативно-правовые и организационные условия для инвестиций, низкий уровень рисков, наличие инвестиционно-привлекательных проектов);

- институционально-рыночный потенциал (степень развития обеспечивающих и сервисных институтов рыночной экономики);

- потребительский потенциал (совокупная покупательская способность населения региона);

- урбанистический потенциал (возможности развития социально-экономической системы, которые детерминируются уровнем урбанизации территории, развитием городских поселений различного типа (в том числе агломераций) и их влиянием на население);

- культурный потенциал (определяет воздействие системы нравственных и культурно-духовных ценностей, норм и традиций, господствующих в обществе, их региональных особенностей на социальные отношения).

Как уже говорилось выше, региональное социальное развитие должно быть эволюционным процессом, то есть удовлетворять закону о возвышении потребностей и способствовать воспроизводству человеческого капитала. Иными словами в рамках социального развития необходимо обеспечивать постоянное повышение качества и уровня жизни, обеспечивать положительный естественный прирост населения и развивать население (повышать уровень образования и квалификации, содействовать культурному развитию и т.д.).

Но на практике очень часто можно наблюдать другие тенденции: от застойных процессов до регрессивных. Сегодня в большинстве регионов России естественный прирост отрицательный, и воспроизводство населения обеспечивается только за счет активных миграционных процессов. Статистика свидетельствует об активных деградационных процессах: наркомании, алкоголизме, криминализации, как в сфере взрослого, так и детского населения. Эксперты отмечаю резкое падение всех уровней образования от школьного до высшего профессионального, а также общего уровня культуры среди населения.

Таким образом, на основании изучения статистических данных и общей оценки ситуации в Российской Федерации в исследовании выделены основные обобщенные типы социального развития:

- опережающее социальное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворение потребностей населения имеют сильно выраженную положительную динамику (недостаток - быстрое использование ресурсов (потенциала), то есть недолгосрочность развития);

- мобилизационное развитие, заключающееся, с одной стороны, в отставании от наиболее продвинутых регионов и стран, а с другой стороны, в принятии мер по ускоренному развитию в направлении приближения к лучшим образцам;

- сбалансированное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворение потребностей населения имеют положительную динамику при учете баланса между ресурсами (потенциалом) и целями социального развития;

- стагнационное социальное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворение потребностей населения имеют либо очень слабую положительную, либо нулевую динамику (недостаток - отсутствие количественного и качественного общественного прогресса);

- регрессивное социальное развитие, при котором показатели воспроизводства человеческого капитала и удовлетворение потребностей населения имеют отрицательную динамику.

Безусловно, желаемым представляется третий вид регионального социального развития (сбалансированный), который предполагает постепенное нарастание положительных процессов при разумном и эффективном использовании ресурсов территории. Однако в современных условиях наличия ряда кризисных явлений оправдан второй мобилизационный сценарий исправления ситуации в рассматриваемой сфере. Если анализировать ситуацию с развитием регионов в Российской Федерации, то обнаруживается, что в России могут быть регионы, развитие которых реализуется по всем вышеприведенным сценариям [7].

Для достижения сбалансированного регионального социального развития необходима разработка эффективной социальной политики, сущностью которой является управление всей совокупностью общественных процессов.

В Российской Федерации концепция социальной политика исходит из определения в Конституции Российской Федерации как социального государства, что предполагает направленность деятельности на создание условий по обеспечению достойной жизни и свободного развития гражданина и человека.

В России охраняются права на жизнь, на труд и здоровье людей, устанавливается в обязательном порядке гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семей с детьми, материнства, отцовства и детства, пожилых граждан и инвалидов, функционирует система социальных служб, устанавливаются государственные пособия и пенсии иные социальные гарантии.

Конституция Российской Федерации гарантирует каждому «социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом» [8].

В этих целях в Российской Федерации создана система публичных (государственных и муниципальных) служб, призванная обеспечить гармоничное развитие общества.

Конституция провозглашает право каждого:

« -на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

- на жилище (ст. 40);

- на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов и других источников (ст. 41);

- на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст. 43);

- на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст. 44)» [8].

Российская система социальной политики базируется на возможностях

предоставления социальных гарантий (пенсии и категориальные льготы) и системе поощрения (трудовые пенсии).

Конституция РФ 1993 г., провозглашает Россию социальным государством, в котором основной задачей в условиях рынка является деятельность по социальной поддержке всех общественных групп и по разработке вектора эффективной и оптимальной социальной политики, регулирующей все сферы социально-экономической жизни страны.

Согласно работе [9] «...социальная политика - это сфера практического осуществления важнейшей функции государства по созданию условий, обеспечивающих каждому члену общества реализацию его потребностей с учетом одобряемой обществом системы ценностей, а потому в центре социальной политики всегда находится человек, который одновременно выступает как ее цель, предмет и субъект».

Таким образом, под социальной политикой подразумеваются, прежде всего, действия исполнительной власти государства, направленные на правильную организацию воспроизводственного процесса (определение социальной политики в узком смысле). В широком смысле социальная политика понимается как одно из направлений государственного регулирования, направленное на достижение социальной стабильности общества и создания, по возможности, одинаковых начальных условий для всех категорий граждан. То есть, можно утверждать, что только проведение эффективной социальной политики способно создать условия для достижения сбалансированного социального развития.

Социальная политика выполняет ряд общественно-значимых функций, определяющих гуманный характер страны, стремящейся через создаваемые бюджетные фонды поддержать состояние людей в том социально-личностном статусе, который был для них желательным.

Представленность вышеназванных функций в социальной политике государства зависит от взаимосвязи этой политики от национальной стратегии.

В рамках обеспечения сбалансированного социального развития социальная политика призвана защищать людей от заболеваний, вызываемых неблагоприятными условиями жизнедеятельности, снижать инвалидность за счет улучшения условий труда; бороться с безработицей (обеспечивать занятостью); адаптировать пожилых людей; гарантировать гражданам минимальный уровень доходов и т.д.

При этом государственная функция обеспечения государством минимальных условий жизнедеятельности касается только незащищенных категорий граждан.

Социальная политика не может быть изолированной деятельностью государственных органов и других публичных институтов, что предполагает ее разработку и реализацию в качестве самостоятельного направления социально-экономической политики, так как только в этом случае можно сделать учет интересов населения императивным и доминантным и обеспечить сбалансированное социальное развитие.

Из-за значительных различий в природных, демографических, экономических и других условиях социальная политика имеет исключительно важное значение именно на территориальном уровне. Постоянное возрастание роли региональной социальной политики определенными тенденциями, происходящими в субъектах РФ, такими как усиление этнонациональных процессов и настроений в регионах, децентрализацией экономического пространства, возрастание роли учета специфических региональных особенностей при реорганизации социальной сферы и различных начальных (стартовых) условий в регионах, несовершенство системы разграничения полномочий; социально-политическая нестабильность, геополитические последствия распада СССР, социально-экономический кризис, крайне острые социальные проблемы в большинстве регионах.

Эффективная социальная политика должна разрабатываться на всех уровнях власти. Особое значение сегодня приобретает региональная социальная политика, реализация которой является одной из важнейших задач органов управления субъектов РФ.

Литература

1. Аитов Н.А. Социальное развитие городов. М., 1979.

2. Рабочая книга социолога. М.: Наука, 2006. 480 с.

3. Тощенко Ж.Т. Социальная инфраструктура: сущность и пути развития. М.: Мысль, 1980. 206 с.

4. Аганбегян А.Г. Социально-экономическое развитие России. М.: Дело, 2004. 272 с.

5. Поисковое социальное прогнозирование. М.: Наука, 1984.

6. Чернышов С. Гора родила мышь // Эксперт-Сибирь. 2012. № 41 (349).

7. Лубашев Е.А. Социально-экономическое развитие российских регионов: экономика, управление, организация: монография. СПб.: Изд-во С.-Петерб. гос. ун-та сервиса и экон., 2009. с. 171.

8. Конституция Российской Федерации //Рос. газ. 1993. № 237.

9. Котилко В.В., Саралидзе А.М. Социальная политика и сфера услуг. Владимир: ВГУ, 2004.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.