Научная статья на тему 'Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «Развитие». Часть 1'

Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «Развитие». Часть 1 Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
200
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / DEVELOPMENT / SOCIAL DEVELOPMENT / STRUCTURE OF SOCIETY / LEGAL REGULATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Арзуманов Игорь Ашотович, Личичан Олег Петрович

Исследуется понятие «развитие», раскрывается его социальное и теоретико-правовое значение как фактора комплексного развития территорий и административных единиц. Анализируется его структура, определяются особенности интерпретации и толкования для упорядочивания процессов социально-экономического развития. Также анализируются конституционные основы и доктринальные позиции по вопросам регулирования процессов развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Арзуманов Игорь Ашотович, Личичан Олег Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Factors of Complex Development of Territories and Administrative Units. Social and Theoretical-Legal Aspects of the Concept of Development. Part 1

The paper explores the concept of development, reveals its social and legal theoretical significance of being a factor in comprehensive development of territories and administrative units. The research examines the structure of the concept and defines the features of its interpretation for regulating the processes of socio-economic development. The study analyzes constitutional foundations and doctrinal positions on the regulation of the development processes.

Текст научной работы на тему «Факторы комплексного развития территорий и административных единиц. Социальные и теоретико-правовые аспекты понятия «Развитие». Часть 1»

Вопросы

конституционного, муниципального, административного и финансового права

УДК 34:332.133.6

ФАКТОРЫ КОМПЛЕКСНОГО РАЗВИТИЯ ТЕРРИТОРИЙ И АДМИНИСТРАТИВНЫХ ЕДИНИЦ. СОЦИАЛЬНЫЕ И ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ ПОНЯТИЯ «РАЗВИТИЕ». ЧАСТЬ 1

© Арзуманов И. А., Личичан О. П., 2016

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Исследуется понятие «развитие», раскрывается его социальное и теоретико-правовое значение как фактора комплексного развития территорий и административных единиц. Анализируется его структура, определяются особенности интерпретации и толкования для упорядочивания процессов социально-экономического развития. Также анализируются конституционные основы и док-тринальные позиции по вопросам регулирования процессов развития.

Ключевые слова: развитие; социальное развитие; структура общества; правовое регулирование.

Понятие комплексного развития территорий как концептуальной дефиниции подразумевает сочетание различных факторов. С. И. Шишкин выделяет в понятийной структуризации комплексного развития территорий и административных единиц следующие элементы: сферу экономических отношений; сферу социальных отношений; отношения, связанные с отраслевой спецификацией системы права; территориальные отношения; общегосударственное начало в управлении развитием данной территории и административной единицы и местное начало в управлении развитием данной территории и административной единицы [1]. В рамках задач данной статьи необходимо выделить два ключевых понятия — «развитие» и «социальное», которые являются определяющими при рассмотрении структуры собственно дефиниции «социальное развитие», а на ее базе — всех компонентов комплексного территориального развития. Понятие социального при общефилософском подходе к его рассмотрению определяется как общество, имеющее выраженные структурно-функциональные взаимосвязи. В широком смысле общество представляет собой синергетическое единство социаль-

ных систем, выраженное в функциональном взаимодействии различных общественных страт, групп, институтов. Процессы их развития можно рассматривать в понимании общества как конкретного исторического типа социальной системы или как государственно-организованного общества, имеющего свои специфические цивилиза-ционные особенности. Вполне устоявшимся является понимание общества, с одной стороны, как простой совокупности людей (не входящих друг с другом в структурно-функциональные взаимосвязи), а с другой — как социума. Именно во втором случае подразумевается общность людей, сложившаяся в результате исторически обусловленных форм деятельности в сфере экономики, культуры, правовой и политической жизни [2]. Деятельность людей определяется в рамках понимания социального как процесс изменения общественного положения людей, изменение отношений между людьми как общественных отношений. От понимания социума в проекции общественных отношений возможно рассмотрение его структуры. Необходимо помнить, что именно структурированность отличает общество от непроизвольной и хаотичной совокупности и именно благода-

ря структурированности общество людей приобретает качественные характеристики открытых, функционирующих и взаимодействующих систем. Структурированность дает обществу преимущество устойчивости и самостоятельности по отношению к ее отдельно взятым структурным элементам. Более того, структурированность социума является определяющим фактором при выделении в его жизнедеятельности функциональных элементов развития. Последнее позволяет рассматривать социальную структуру общества, характеризующуюся относительной устойчивостью своего строения, наличием множества отличающихся устойчивостью структурных элементов и структурных отношений [3]. Структура социума, исходя из сфер общественной жизни и его территори ально-пространственной стратификации, непосредственно увязывается с различным социальными группами, социальным общностями и пространственными характеристиками экономической, духовной, политико-правовой действительности и деятельности по осуществлению целевых программ территориального развития (рис. 1).

Политико-

управленческая «е- —5>|

сфера

Рис. 1. Структура общества с точки зрения сфер общественной жизни

Функциональные характеристики структурных элементов социума непосредственно связаны с пространственными характеристиками государственно-организованного общества (государства в широком смысле) и государства как политической организации (государство в узком смысле) (рис. 2).

Понятие «социальное развитие» рассматривается в различных проекциях. Одним из базовых является понятие «устойчивое развитие территорий». Под «устойчивым развитием», в частности, понимают такое раз-

витие, при котором обеспечивается расширенное воспроизводство и качественное совершенствование трех составляющих общественной системы — человеческого, экономического и природного капитала [4].

Формирование социальных институтов

Социальная организация и социальный контроль

Рис. 2. Структура общества с точки зрения его функционирования

Структура устойчивого развития ' ' ' *

1. Воспроизводство экономического капитала. Основным фактором данных процессов является обновление и создание новых основных и оборотных фондов, их количественное и качественное совершенствование

ь

2. Воспроизводство человеческого капитала - восстановление и совершенствование физических и духовных сил человека,

социально-культурной среды, рабочих мест и населения

' ' ь

3. Воспроизводство природного капитала - воспроизводство природных условий, возобновляемых и невозобновляемых

природных ресурсов

Рис. 3. Структура устойчивого развития

Одним из основных условий обеспечения процессов устойчивого развития — сбалансированного воспроизводства экономического, человеческого и природного капитала — является контроль институтов общества (рис. 3). Базовым из этих институтов, безусловно, является государство как политическая организация, управляющая обществом и обеспечивающая основные параметры структурно-функциональных взаимосвязей социального развития. Понятие «социальное развитие» является системообразующим и выражается рядом характерных черт. К основным из них относятся: необратимость, направленность, закономерность. В итоговой проекции процессов развития социум приходит к новому качественному состоянию как в своей целостности, так и в отношении отдельных структурных элементов (рис. 4).

Социальное развитие

Необратимость -

постоянство процессов накопления количественных и качественных перемен в течение некоторого промежутка времени

Направленность -

линии, по которым совершается накопление

Закономерность -

не случайный, а необходимый

процесс накопления изменений

Т.

итог

Новое качественное (иногда и количественное) состояние социального объекта (например, социальной группы), социального института, организации и всего общества

Рис. 4. Основные структурно-функциональные взаимосвязи ионятия«социальиое развитие»

При анализе процессов социального развития особое значение имеет определение его критериев. Как с позиций социальной философии, так и с анализа развития конкретного государственно-организованного социума выделяют три основных критерия, представляющих собой структурную модель векторов развития общества и его элементов (рис. 5).

Критерии социального развития

1. Структурное усложнение объекта. Более сложные объекты развития являются, как правило, и более развитыми

2. Усложнение, видоизменение и увеличение социальных функций объекта

3. Повышение конкурентоспособности деятельности объекта развития

Рис. 5. Критерии социального развития

Основные параметры государственного регулирования процессов социального развития заложены в Конституции РФ. Данные параметры касаются двух проекций прав человека — личных (гражданских, политических) и социальных.

Дифференциация данных прав важна с точки зрения выявления роли государства в их обеспечении. Так, если гражданские и политические права обеспечиваются за счет ограничения меры государственного регулирования в сфере духовного, социально-экономического и политического (за счет

представления большей свободы субъектам общественных отношений), то напротив, права социально-экономического характера обеспечиваются за счет расширения сферы контроля со стороны государства, повышая его патронажную роль в отношении социума [5].

Социальные права также закреплены в Конституции РФ и понимаются как возможность удовлетворения жизненных потребностей человека, гарантированные государством возможности достойно жить и свободно развиваться. Так, в ст. 2 гл. 1 разд. 1 Конституции РФ («Основы конституционного строя») закрепляется положение о правах и свободах человека как безусловной ценности, а также обязанности государства признавать, соблюдать и защищать данные права. В подтверждение этого в п. 1 ст. 7 гл. 1 Конституции РФ декларируется, что Российская Федерация является социальным государством, а в п. 2 ст. 7 дается развернутый спектр основных социальных прав, являющихся, по сути, гарантией и основой для прав личных [6]. Социально-экономические права, закрепленные на конституционном уровне, имеют своим основанием нормы международно-правовых актов (например, Всеобщую декларацию прав человека 1948 г., ст. 22—26), международных договоров (например, Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. Ч. 3) и др.

Социально-экономические права человека и гражданина рассматриваются как права, выполняющие гарантирующую функцию по отношению к личным правам и свободам, поскольку именно реальность их обеспечения дает базовые основы для социальной стабильности, отсутствия страха за свое будущее и будущее своих детей, свободы от нужды (рис. 6) [7]. Данное обстоятельство сопрягается с тем, что если личные права человека и гражданина опираются на непосредственную силу конституционных норм, то положения международных актов, Конституции РФ (касающиеся обеспечения социально-экономических прав) носят «программный» характер и имеют свой разворот и уточнение в иных нормативных правовых актах («текущего» законодательства).

Реализация целевых установок данной программности зависит от конкретной политической ситуации и практики государства в социальной сфере [8].

Право на социальное обеспечение

Право на здоровье и медицинскую помощь

Право на жилище

Право на защиту материнства, детства и семьи

Рис. 6. Собственно социальные права

социального государства, критерием его социальности является не только существующий уровень социальных гарантий, но и то, каким способом формируется политика государства в социальной сфере, и полноценный учет интересов всех субъектов общественных отношений [10]. Приведенное замечание носит принципиальный характер для понимания юридической природы обеспечения процессов развития в рамках стратегических, программных и нормативных документов, в которых отражена объект-субъектная природа общественных отношений в процессах территориального развития (рис. 7).

Федеральные органы власти

Суть вопр са о роли государства в процессах реализации данных прав сводится к тому, что социально-экономические права являются обязанностью государства по поддержанию такого уровня жизни субъектов социальных отношений, который соответствовал бы не только элементарным условиям выживания, но и развития человека и гражданина. В рамках объективных обязательств государства по обеспечению социально-экономических прав необходимо рассматривать вопрос о субъект-объектном характере общественных отношений, связанных с процессами обеспечения и реализации данных прав. Государство как субъект социальных отношений согласно ст. 2 ч. 2 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1966 г. обязывается к принятию всех мер (за счет имеющихся технических и экономических ресурсов) по обеспечению полного осуществления признаваемых в данном пакте прав, в том числе и в рамках правотворческого процесса [9]. Необходимо учитывать, что обеспечение социально-экономических прав в социальном государстве не может ограничивать субъектный состав данного рода общественных отношений только собственно институтами государства, полностью отвечающего за процессы реализации и защиты данных прав. С учетом вышесказанного на современном этапе становления концепций социального развития особая роль отводится не только государству, но и иным субъектам социальных отношений — личности, общественным организациям и др. В свете данных положений необходимо констатировать, что сущностью

Правительство РФ

Федеральные органы исполнительной власти

с участием органов государственной власти субъектов РФ

Основания деятельности: Конституция РФ, федеральные законы и иные нормативные правовые акты РФ

Определение при общественном

участии целей, задач, приоритетов социально-экономического развития территорий

Принятие законодательных и нормативных актов, регулирующих общие процессы

социального развития в рамках реализации социально-экономической политики

Разработка целевых государственных

социально-экономических программ территориального развития, формирование внебюджетных государственных фондов и пр.

Рис. 7. Федеральный уровень субъектов, регулирующих процессы социального развития территорий РФ (согласно Стратегии национальной безопасности)

Объект-субъектная природа проблем социально-экономических факторов территориального развития на современном этапе рассматривается в рамках государственно-частного партнерства (ГЧП). Оно подразумевает систему взаимодействия государственных органов власти и управления с иными субъектами процессов социального развития. Взаимодействие носит различные маркеры в зависимости от основного инициатора данных процессов — государства,

региональных структур власти и управления или корпоративных объединений. Данный аспект ярко выражен в системе основных субъектов процессов социального развития, нормативно-правового, программного и организационно-хозяйственного обеспечения социальной политики.

Кроме государственных органов власти и управления субъектами процессов социально-экономического развития наряду с государством выступают: государственные ведомства и учреждения; органы местного самоуправления; внебюджетные фонды; общественные, религиозные, благотворительные или иные негосударственные объединения (НКО); коммерческие структуры и бизнес; профессиональные работники, занимающиеся разработкой и реализацией социальной политики; граждане (например, через участие в гражданских инициативах, группах самопомощи и т. д.). Речь идет о государственно-частном партнерстве, в рамках которого осуществляется взаимодействие институтов государства с институтами гражданского общества. В п. 52 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации определен спектр областей данного взаимодействия [11].

Системное взаимодействие государства с институтами гражданского общества также осуществляется посредством государственно-частного партнерства. В частности, Стратегия национальной безопасности РФ предусматривает следующие целевые приоритетные направления данного взаимодействия [12] (рис. 8):

Укрепление материально-технической базы культуры

Укрепление материально-технической базы учреждений здравоохранения

Укрепление материально-технической

базы образования

Приоритетные направления государственно-частного партнерства

Повышение качества жилищно-коммунального обслуживания

Укрепление материально-технической базы развития

жилищного строительства

Проведение рациональной региональной миграционной политики, развитие пенсионной системы, внедрение норм социальной поддержки отдельных категорий граждан

Рис. 8. Пр иоритетные направления государственно-частного партнеретва

Особое значение в процессах развития имеют социальные группы и общности, организационно выражающие интересы той или иной части населения и непосредственно участвующие в обеспечении прав социально-экономического характера при учете административно-территориального деления РФ, в том числе и по этническому и национальному признаку.

Рассмотренные положения понятия устойчивого социально-экономического развития территорий дополняются рядом понятийных модификаций, среди которых достаточно часто встречаются такие, как «системное развитие», «опережающее развитие», «догоняющее развитие», «сбалансированное развитие», «ускоренное развитие». Все эти понятийные разновидности процессов социально-экономического развития и вызваны к жизни фактом того, что территориальное развитие не является однородным по своим качественным показателям. Усиливающаяся межрегиональная дифференциация в процессах социально-экономического развития субъектов РФ — одна из ключевых проблем-угроз национальной безопасности РФ, решение которой должно обеспечить сбалансированное территориальное развитие [13]. Уровневая диспропорция в региональном развитии РФ преодолевается процессами формирования системы территорий с перспективными территориально-промышленными районами (юг России, Поволжье, Урал, Сибирь, Дальний Восток и др.). Здесь проявляется диалектическая взаимосвязь экономического развития регионов с возможностями государства гарантировать социальные права населения и достойный уровень жизни.

Подводя итоги проведенного анализа понятия «социальное развитие», необходимо прийти к следующим выводам. Структура социума, исходя из сфер общественной жизни и его территориально-пространственной стратификации, непосредственно увязывается с различными социальными группами, социальными общностями и пространственными характеристиками экономической, духовной, политико-правовой действительности и деятельности по осуществлению целевых программ территориального развития. Понятие «социальное развитие» рассматривается в различных проекциях. Под «устойчивым развитием» понимают такое развитие, при котором обеспечивается расширенное воспроизводство и качественное совершенствование

трех составляющих общественной системы — человеческого, экономического и природного капитала. Понятие «социальное развитие» является системообразующим и выражается такими характерными чертами, как необратимость, направленность, закономерность, в итоге приводящими социум к новому качественному состоянию. Социальные права, закрепленные в Конституции РФ, понимаются как возможность удовлетворения жизненных потребностей человека, гарантированные государством возможности достойно жить и свободно развиваться. Обеспечение социально-экономических прав в социальном государстве не может ограничивать субъектный состав данного рода общественных отношений только собственно институтами государства, полностью отвечающего за процессы реализации и защиты данных прав. На современном этапе становления современных концепций социального развития особая роль отводится не только государству, но и иным субъектам социальных отношений — личности, общественным организациям и др. Сущностью социального государства, критерием его «социальности» является не только существующий уровень социальных гарантий, но и то, каким способом формируется политика государства в социальной сфере и полноценный учет интересов всех субъектов общественных отношений. Ш

1. Шишкин С. И. Краевой, областной Совет: Проблемы комплексного развития территорий. Иркутск, 1988. С. 6.

2. Ефремова Т. Ф. Толковый словарь. М., 2000. С. 234.

3. Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. М., 2005. С. 38.

4. Никольский А. Ф. Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности (начала теории современного социализма). Иркутск, 2012. С. 19.

5. Елисеев Б. П., Аристов А. Е. Трансформация концепции социальных прав в Российской Федерации: обеспечение экономической реформы и соблюдение конституционно закрепленных социальных прав // Юрист. 2004. № 12. С. 6.

6. Развернутые положения, касающиеся социально-экономических прав человека и гражданина, зафиксированы в ст. 34—44 Конституции РФ.

7. Елисеев Б. П., Аристов А. Е. Указ. соч. С. 7.

8. Гвоздева О. М. Конституционные основы обеспечения реализации социально-экономических прав граждан на уровне субъекта Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Омск, 2008. С. 13. См. также: Самойленко В. А. Социальная функция современного Российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Владимир, 2006. 25 с.; Сигарев А. В. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Новосибирск, 2004. 26 с.

9. Усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности и соблюдения прав гражданина зафиксировано и в таком определяющем документе, как Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. (п. 38).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

10. Сигарев А. В. Указ. соч. С. 9.

11. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г. Пункт 52.

12. Там же.

13. Там же. Пункт 64.

список литературы

Конституция Российской Федерации : принята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. (с поправками от 21 июля 2014 г.) // Рос. газ. - 1993. - 25 дек.

Гвоздева О. М. Конституционные основы обеспечения реализации социально-экономических прав граждан на уровне субъекта Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / О. М. Гвоздева ; Ом. гос. ун-т им. Ф. М. Достоевского. — Омск, 2008. — 27 с.

Елисеев Б. П. Трансформация концепции социальных прав в Российской Федерации: обеспечение экономической реформы и соблюдение конституционно закрепленных социальных прав / Б. П. Елисеев, А. Е. Аристов // Юрист. — 2004. — № 12. — С. 6—10.

Ефремова Т. Ф. Толковый словарь / Т. Ф. Ефремова. — М. : Дрофа, Рус. яз., 2000. — 1233 с.

Никольский А. Ф. Теория устойчивого развития и вопросы глобальной и национальной безопасности (начала теории современного социализма) / А. Ф. Никольский. — Иркутск : Сиб. книга : ИП Лаптев А. К., 2012. — 333 с.

Самойленко В. А. Социальная функция современного Российского государства : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.01 / В. А. Самойленко ; Коломен. гос. пед. ин-т. — Владимир, 2006. — 25 с.

Сигарев А. В. Конституционные основы социального государства в Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук : 12.00.02 / А. В. Сигарев ; Ин-т философии и права Объединенного ин-та истории, филологии и философии. — Новосибирск, 2004. — 26 с.

Социальная политика : учебник / под общ. ред. Н. А. Волгина. — М. : РАГС, 2005. — 544 с.

Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. П. 38 [Электронный ресурс]. — URL: rg.ru>2009/05/19/strategia-dok.html (дата обращения: 13.01.2016 г.)

Шишкин С. И. Краевой, областной Совет: проблемы комплексного развития территорий / С. И. Шишкин. — Иркутск : Изд-во Иркут. ун-та, 1988. — 120 с.

Factors of Complex Development of Territories and Administrative Units. Social and Theoretical-Legal Aspects of the Concept of Development. Part 1

© Arzumanov I., Lichichan O., 2016

The paper explores the concept of development, reveals its social and legal theoretical significance of being a factor in comprehensive development of territories and administrative units. The research examines the structure of the concept and defines the features of its interpretation for regulating the processes of socio-economic development. The study analyzes constitutional foundations and doctrinal positions on the regulation of the development processes.

Key words: development; social development; structure of society; legal regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.