Научная статья на тему 'Теоретические основы развития агрохолдингов и их влияние на сельские территории'

Теоретические основы развития агрохолдингов и их влияние на сельские территории Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
262
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ / АГРОХОЛДИНГИ / ИНТЕГРАЦИЯ / СЕЛЬСКИЕ ТЕРРИТОРИИ / ПРОДУКТОВАЯ ЦЕПЬ / МАЛЫЕ ФОРМЫ ХОЗЯЙСТВОВАНИЯ / INSTITUTIONAL THEORY / AGRICULTURAL HOLDINGS / INTEGRATION / RURAL AREAS / PRODUCT CHAIN / SMALL FORMS OF MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Дибиров Абусупян Асилдарович, Морева Анна Валерьевна

В статье на основе теории институционального подхода проанализировано развитие агрохолдингов в агарной сфере страны. Выявлены три группы развивающихся агрохолдингов. Обоснованы основные факторы, способствующие развитию агрохолдингов по продовольственной цепи поставок. Установлено, что развитие крупных агрохолдингов на базе сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, обладающих лучшим рентным потенциалом путем концентрации капитала агропродовольственной сферы, является следствием предшествующего этапа развития отрасли. Выявлена чрезмерная концентрация земли в агрохолдингах, которые вытесняют с рынка земли аграрные предприятия и фермеров, что создает напряжённую ситуацию на сельских территориях страны. В целом положительное влияние агрохолдингов на данном этапе становления аграрного сектора перевесит воздействие отрицательных факторов на развитие сельской местности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of agroholdings development and their impact on the rural areas

The article analyzes the development of agricultural holdings in the agrarian sphere of the country on the basis of the theory of institutional approach. Three groups of developing agroholdings have been identified. The main factors contributing to the development of agricultural holdings in the food supply chain are substantiated. It has been established that the development of large agricultural holdings on the basis of agricultural and processing enterprises, which have the best rental potential through the concentration of capital in the agrifood sector, is a consequence of the previous stage of the industry. Excessive concentration of land in agricultural holdings has been revealed, which squeeze out agricultural enterprises and farmers from the land market, creating a tense situation in rural areas of the country. In general, the positive impact of agricultural holdings at this stage of formation of the agricultural sector will outweigh the impact of negative factors on rural development.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы развития агрохолдингов и их влияние на сельские территории»

ЭКОНОМИКА И УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНЫМ ХОЗЯЙСТВОМ: АПК И СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО

УДК 338.43

Дибиров А. А., Морева А. В.

Теоретические основы развития агрохолдингов и их влияние на сельские территории

В статье на основе теории институционального подхода проанализировано развитие агрохолдингов в агарной сфере страны. Выявлены три группы развивающихся агрохолдингов. Обоснованы основные факторы, способствующие развитию агрохолдингов по продовольственной цепи поставок. Установлено, что развитие крупных агрохолдингов на базе сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, обладающих лучшим рентным потенциалом путем концентрации капитала агропродовольственной сферы, является следствием предшествующего этапа развития отрасли. Выявлена чрезмерная концентрация земли в агрохолдингах, которые вытесняют с рынка земли аграрные предприятия и фермеров, что создает напряжённую ситуацию на сельских территориях страны. В целом положительное влияние агрохолдингов на данном этапе становления аграрного сектора перевесит воздействие отрицательных факторов на развитие сельской местности.

Ключевые слова: институциональная теория; агрохолдинги, интеграция, сельские территории, продуктовая цепь, малые формы хозяйствования.

ГРНТИ: Экономика / Экономические науки 06.71.07 Экономика агропромышленного комплекса в целом.

ВАК: 08.00.05

Dibirov A. A., Moreva A. V.

Theoretical foundations of agroholdings development and their impact on the rural areas

The article analyzes the development of agricultural holdings in the agrarian sphere of the country on the basis of the theory of institutional approach. Three groups of developing agroholdings have been identified. The main factors contributing to the development of agricultural holdings in the food supply chain are substantiated. It has been established that the development of large agricultural holdings on the basis of agricultural and processing enterprises, which have the best rental potential through the concentration of capital in the agrifood sector, is a consequence of the previous stage of

© Дибиров А. А., Морева А. В., 2019 © Dibirov A. A., Moreva A. V., 2019

the industry. Excessive concentration of land in agricultural holdings has been revealed, which squeeze out agricultural enterprises and farmers from the land market, creating a tense situation in rural areas of the country. In general, the positive impact of agricultural holdings at this stage of formation of the agricultural sector will outweigh the impact of negative factors on rural development.

Key words: institutional theory; agricultural holdings, integration, rural areas, product chain, small forms of management.

JEL classifications: Q13

В условиях глобализации бизнеса появляется потребность научного обоснования деятельности агрохолдингов на продовольственном рынке, исследования закономерностей их развития по цепи создания продукта. Для решения этих проблем необходимо изучить теоретические и методологические основы интеграции хозяйствующих субъектов в рамках агрохолдингов с учетом особенностей региональных рынков продовольствия.

Процесс интеграции и концентрации капитала в агарной сфере в рыночных условиях является сложным самоорганизующимся явлением, механизмы функционирования и развития которого до сих пор, несмотря на множество публикаций отечественных и зарубежных авторов, не получили полноценного теоретического обоснования. Подтверждением тому служит наличие в экономической теории различных точек зрения касательно его содержания.

Под агрохолдингами мы понимаем такое объединение нескольких предприятий, принадлежащих в совокупности одному владельцу (одному физическому или одному юридическому лицу), среди которых

W W

есть несколько корпоративных сельскохозяйственных предприятий. В силу принадлежности одному физическому или юридическому лицу -владельцу - предприятия агрохолдинга находятся под единым управлением [4; 5].

Наиболее адекватной основой изучения интеграционных процессов формирования крупных агрохолдингов является институциональная экономическая теория. Один из ее последователей и теоретиков Дж. К. Гэлбрейт считал, что главный элемент «планирующей системы» современного капитализма - это «зрелая» корпорация. Основой крупной корпорации служит соединение передовой техники и передового менеджмента с массовым применением капитала. Дж. К. Гэлбрейт выделяет две стадии развития корпорации: на первой доминирует предпринимательская корпорация, «которая по времени своего возникновения, размеру и простоте операций еще позволяет отдельному лицу, контролирующему капиталы, пользоваться единоличной властью...». На втором этапе развития корпорации происходит отделение собственников от управления и переход фактических функций власти к профессиональным менеджерам, названным Гэлбрейтом «техноструктурой». За собственниками остается важная функция контроля за менеджментом [1].

Другой представитель институционализма Р. Коуз определил процесс интеграции как укрупнение фирм и результат преодоления ограниченности мелкого производства. В 1937 г. Р. Коуз дал свои ответы на вопросы, которые не ставились неоклассической теорией: если конкурентные рынки столь эффективны, как утверждает теория, как объяснить существование фирм, которые внутри своей структуры стараются обходиться без рыночных сделок? Если фирмы имеют преимущества в сравнении с рынком, как объяснить, почему они не замещают его полностью? Ответ Р. Коуза состоит в том, что заключение сделок на рынке сопряжено с издержками использования рыночного механизма, поскольку при каждой сделке необходимо проводить переговоры, осуществлять надзор, устанавливать взаимосвязи, устранять

разногласия, контролировать нарушения договоров партнерами и добиваться их исполнения или компенсации потерь от неисполнения. Автор назвал их трансакционными издержками [3].

В связи с этим развитие агрохолдингов следует рассматривать как организационно-экономическую предпосылку для интенсивного ведения производства в АПК, создающую экономию трансакционных издержек. Это этап развития общественного разделения труда, которое, качественно расчленяя и создавая количественную пропорциональность процессов производства, обеспечивает условия для возникновения современных форм организации труда в различных моделях агропромышленной интеграции. Выбор форм и способов организационного развития интеграционных процессов в рамках агрохолдингов в различных сферах деятельности определяется конкретными природно-экономическими условиями региона, но во всех случаях он должен быть ориентирован на повышение эффективности деятельности и рост доходности совместного производства всех хозяйствующих субъектов.

Основными факторами, способствующими формированию агрохолдингов РФ, по нашему мнению, являются следующие:

1) организационные (в ходе совместной деятельности субъектов по продовольственной цепочке создания продукта совершенствуется институциональная основа взаимодействия участников, создаются специализированные службы и подразделения для привлечения инвестиций и реструктуризации деятельности партнеров, устанавливаются внутренние правила согласования их интересов и регулирования спорных вопросов);

2) экономические (в рамках агрохолдинга сглаживаются существующие на практике различия в эффективности развития производ-

ства по цепи создания продукта в АПК. Предприятия торговли и переработки, находящиеся в заключительной стадии доведения продукта до потребителя, получают среднерыночную отдачу на капитал, имеют возможности для расширения производственных мощностей и внедрения современных технологий. Сельскохозяйственные организации из-за низкой рентабельности продаж и недостатка инвестиционных ресурсов сокращают объемы производства, что в конечном счете приводит к сокращению сырьевой базы перерабатывающих организаций, падению загруженности производственных мощностей и, как следствие, ухудшению их производственно-финансовых показателей).

На основе типизации агрохолдингов в АПК РФ по контрольному участию в капиталах физических и юридических лиц можно выделить следующие организационные формы:

- объединение группы предприятий АПК по цепи создания продукта на основе контрольного участия физического лица;

- интеграция на основе капитала в собственности отечественного юридического лица (управляющей компании);

- формирование различных групп организаций в АПК на основе концентрации капитала у стратегического инвестора-нерезидента (зарубежного инвестора).

Степень распространённости вышеперечисленных форм агрохолдингов в АПК региона определяется комплексом таких факторов, как инвестиционная привлекательность АПК региона, специализация и концентрация производства, благоприятность условий для ведения сельскохозяйственного бизнеса, уровень интегрированности продовольственной цепи, наличие реализуемой региональной политики и программ по поддержке интеграции в АПК, доступность инвестиционных ресурсов в данном регионе, рентабельность производства продук-

та в данном регионе, величина затрат предприятия, уровень накопленного долга, качество управления предприятием.

Из мировой практики функционирования корпоративных холдинговых организаций, учитывая чьим преимущественно интересам призваны служить данные формирования, можно выделить следующие базовые модели:

• интересам собственников (учредителей) (англо-американская модель);

•интересам собственно корпорации, как организации (японская модель);

• интересам всех участников корпоративного формирования (немецкая модель);

• интересам членов одной семьи (семейная модель).

Семейная модель корпоративного управления, или семейный

капитализм и семейные бизнес-группы, получила распространение практически во всех странах мира. Как правило, семейная холдинговая компания курирует целый ряд фирм, которые, в свою очередь, контролируют следующую группу компаний. Инвесторы могут привлекаться при необходимости получения дополнительного капитала, но они не получают большинства голосов ни в одной из фирм семейной группы [2].

В агропродовольственной сфере СЗФО РФ наибольшее распространение получили агрохолдинги, контролируемые одной семьей. Это холдинг «Содружество», АПХ «Мираторг», Великолукский агропромышленный холдинг. Преимущества данной семейной модели, что важно в условиях РФ, это прежде всего возможность контроля над бизнесом, высокое доверие между членами семьи, связанная с этим возможность привлечения капиталов для реализации крупных проек-

тов, что повышает устойчивость семейных компаний. Основной недостаток данной модели это в первую очередь ущемление интересов миноритарных акционеров (собственников), информационная закрытость бизнеса.

Следует согласиться с мнением большинства исследователей, которые считают, что чрезмерная концентрация земли у агрохолдингов вытесняет с рынка земли аграрных предприятий и фермеров, создает напряжённую ситуацию на сельских территориях страны, т. е.:

- уменьшается количество предприятий среднего и малого агробизнеса;

- сокращаются рабочие места за счет внедрения высокопроизводительной технологии производства;

- привлечение рабочей силы из стран ближнего зарубежья осуществляется вахтовым методом;

- уменьшается поступление налогов в органы местного самоуправления сельских поселений от предприятий агрохолдингов в результате регистрации головной управляющей компании в крупных городах - Москве и Санкт-Петербурге;

- в результате - нехватка бюджетных средств у сельских поселений на создание и поддержание сельской инфраструктуры.

Бурное развитие агрохолдингов внесло определенные изменения в сельскую местность. Основная цель агрохолдингов как коммерческой организации - это генерирование прибыли на вложение капитала собственников - инвесторов. Содержание сельской производственной и социальной инфраструктуры не являются функцией коммерческой организации. Собственники крупных агрохолдингов, высший менеджмент и часть наемных работников, как правило, проживают в городах, где ни они, ни члены их семей не пользуются сельской инфраструктурой.

Сельскохозяйственные активы приобретены ими в большинстве случаев по низкой цене, поэтому при наступлении неблагоприятного сценария развития бизнеса в первую очередь избавляются от аграрных

w W

предприятий. В результате в сельской местности население теряет рабочие места, производственный потенциал, и земельные ресурсы выбиваются из хозяйственного оборота. С другой стороны, успешно развивающиеся агрохолдинги аккумулируют земельные массивы, имеющие хороший рентный потенциал путем их аренды и покупки, отбирая их у малого и среднего бизнеса, что приводит к сокращению их количества и обострению противоречия с местным населением. Эти факторы провоцируют ухудшение социального положения на селе, в следствие чего происходит миграция сельского населения в города. В АПК страны выделено 978 частных агрохолдингов, в которые входили 13 % сельскохозяйственных организаций России. По масштабу деятельности (наличие в собственности и хозяйственном пользовании более 100 тыс. га, в том числе владение более 10 тыс. га земли сельскохозяйственного назначения, а также по размеру выручки) к крупным хозяйствующим субъектам можно отнести 100 агрохолдингов. Они объединяют всего 3 % от сельскохозяйственных организаций страны и генерируют около 37 % всей выручки [4].

Как отмечает Д. Эпштейн, «...платой за экспансию оказалась нарастающая сложность управления, порождаемая отношениями "принципал - агент" и усугубляемая тем, что:

1) штаб-квартиры агрохолдингов находятся в крупных городах и весьма удалены от своих сельскохозяйственных предприятий;

2) агрохолдинги являются, как правило, агропромышленными, объединяющими бизнес-направления различных отраслей, что ведет к

необходимости создания многоуровневой иерархической структуры управления.

В результате в агрохолдингах, как правило, формировалась система управления, характеризующаяся очень высокой степенью централизации и низкими масштабами делегирования полномочий» [5].

Две вертикально-интегрированных корпорации: АПХ Мираторг и Великолукский АПХ, находящиеся на территории Северо-Западного федерального округа, имеют непосредственное влияние на изменение и развитие сельских территорий.

В стратегии развития компании ставка сделана на контроль полного цикла производства «от поля до прилавка» по всем направлениям деятельности.

Разведение мясного скота абердин-ангусской породы АПХ Мираторг в Северо-Западном регионе разместил в Калининградской области. «Калининградская мясная компания» является дочерней и входит в холдинг. На 11 фермах поголовье мясного крупного рогатого скота составляет 65 тыс. голов, из них материнское стадо в 2018 г. достигло 35,5 тыс. голов, что обеспечит воспроизводство стада. В 2019 г. Мираторг планирует запустить еще две новые фермы, вложив 2 млрд р. инвестиции. Таким образом, холдинг намерен увеличить поголовье крупного рогатого скота до 100 тыс. голов [6].

По данным отчетности компании ООО «Мираторг Запад», которая занимается производством мраморной говядины и мяса птицы в Калининградской области, мы исследовали финансовое состояние и устойчивость дочерней компании холдинга в динамике за последние годы (рис. 1, 2, по [10]).

Рис. 1. Изменение финансовых показателей ООО «Мираторг Запад», очищенных от инфляции, за 2011 -2018 гг.

По результатам проведенного анализа выручка и чистые активы предприятия плавно выросли, при этом среднегодовой темп роста составил соответственно 153 и 70 %. Инвестиции в основной капитал в денежном выражении, очищенном от инфляции, выросли за последний год почти в 25 раз, а среднегодовой темп роста составил 209 %. Прибыль после резкого увеличения в четыре раза в 2016 г. стала медленно уменьшаться, а среднегодовой темп роста за восемь лет составил всего 14 %.

4 000 3 500 3 000 2 500 2 ООО 1 500 1 ООО 500

О Н-1-1-1-1-1-1-1-1

2011г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г. 2018 г.

Основные средства, млн.руб. Долгосрочные обязательства, млн.руб.

Краткосрочные обязательства, млн.руб.

Рис. 2. Динамика изменения основных средств и обязательств ООО «Мираторг Запад» за 2011-2018 гг.

После увеличения стоимости основных средств в 2012 г. в четыре раза, мы видим снижение, которое говорит о низком темпе обновления материально-технической базы. Краткосрочная и долгосрочная задолженность уменьшается и имеет среднегодовой темп рост 12,4 и 3,9 % соответственно.

По проведенному анализу коэффициентов финансовой устойчивости, можно сказать о достаточно стабильном положении ООО «Мираторг Запад» (табл. 1).

Таблица 1

Динамика коэффициентов финансовой устойчивости ООО «Мираторг Запад» за 2011-2018 гг.

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Коэффициент автономии 0,2 0,2 0,3 0,3 0,4 0,6 0,7 0,8

Коэффициент заемного капитала 0,8 0,8 0,7 0,7 0,6 0,4 0,3 0,2

Продолжение табл. 1

Коэффициент финансовой зависимости 4,1 4,9 3,8 3,3 2,7 1,7 1,4 1,3

Коэффициент обеспечения собственными средствами 0,08 -1,11 -1,07 0,23 0,40 0,54 0,76 0,76

Коэффициент маневренности 0,12 -0,96 -0,74 0,20 0,36 0,55 0,74 0,75

Коэффициент автономии показывает, что степень наличия собственного капитала в активах предприятия увеличивается с каждым годом приблизительно на 0,1 пункта. Уменьшение коэффициента финансовой зависимости более чем в три раза говорит, что дочерняя компания холдинга всё меньше зависит от внешних источников финансирования. Это подтверждает и увеличение почти в десять раз коэффициента обеспечения собственными средствами. Рост коэффициента маневренности и достижение его максимального значения в 2018 г., доказывает, что 75 % занимает собственный капитал, инвестированный в оборотные средства предприятия.

При таком достаточно стабильном и устойчивом финансовом состоянии показатели рентабельности снижаются, что говорит о неэффективном использовании активов, акционерного капитала, а также о понижении прибыли от операционной деятельности и низкой эффективности затрат, осуществленных на производстве продукции (табл. 2).

Таблица 2

Динамика показателей рентабельности ООО «Мираторг Запад»

за 2011-2018 гг.

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Коэффициент экономической рентабельности 0,24 -0,02 0,04 0,07 0,10 0,30 0,24 0,15

Коэффициент финансовой рентабельности 0,98 -0,08 0,16 0,23 0,26 0,53 0,35 0,20

Коэффициент коммерческой рентабельности 1,50 -0,05 0,06 0,08 0,09 0,25 0,23 0,14

Рентабельность текущих затрат 1,9 -0,1 0,1 0,1 0,1 0,4 0,3 0,2

По анализу коэффициентов ликвидности и платежеспособности можно судить об устойчивом положении ООО «Мираторг Запад», что видно из данных табл. 3.

Таблица 3

Динамика коэффициентов ликвидности и платежеспособности

за 2011-2018 гг.

Показатели 2011 2012 2013 2014 2015 2016 2017 2018

Коэффициент текущей ликвидности 1,1 0,5 0,5 1,3 1,7 2,2 4,2 4,3

Коэффициент быстрой ликвидности 0,8 0,2 0,2 0,4 0,8 1,6 3,1 3,4

Коэффициент абсолютной ликвидности 0,0 0,0 0,0 0,1 0,0 0,0 0,1 0,2

Коэффициент абсолютной ликвидности свидетельствует о том, что краткосрочные финансовые обязательства на начало периода не были обеспечены абсолютно ликвидными активами, а на конец периода этот показатель увеличился до 20 %.

Земельный банк Калининградской мясной компании составляет 80 тыс. га, занятых под пастбища и пахотные массивы. С учетом специфики региона, где эффективное сельское хозяйство практически невозможно без отведения излишней влаги из почвы, расширение производства говядины требует постоянных вложений в развитие мелиоративного комплекса. Мелиоративные мероприятия включают ремонт осушительных каналов и расчистку земель от деревьев и кустарников. В 2018 г. холдинг выделил на мелиорацию 42 млн р. и продолжит инвестировать в улучшение земель сельхозназначения Калининградской области для развития собственной кормовой базы и пастбищного хозяйства [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На предприятиях агрохолдинга трудятся около 1 900 человек. В бюджеты всех уровней по итогам 2018 г. выплачено более 1 млрд р. налогов и обязательных платежей [8]. Средняя заработная плата работников сельского хозяйства в Калининградской области в 2017 г. составила 26 тыс. р., а работников «Мираторга» - 35 тыс. р.

Агрохолдинг постоянно и результативно помогает в решении актуальных социальных проблем жителей тех сельских местностей, где находятся производственные центры компании. Приоритетные направления благотворительной деятельности холдинга: поддержка детских домов, сельских школ, дошкольных учреждений, организаций престарелых и инвалидов, сохранение культурного, духовного и исторического наследия. Молодых специалистов и сотрудников среднего звена, не владеющих своим собственным жильем, АПХ «Мираторг» обеспечивает корпоративными квартирами и детскими садами. Холдинг активно участвует в строительстве и благоустройстве дорог локального значения.

«Мираторг Запад» участвует в программе по переподготовке своих специалистов предпенсионного возраста, а также повышении их

квалификации. Согласно стратегии по работе с молодежью холдинг создал образовательный проект, где знакомит школьников в рамках профориентации со своим высокотехнологичным автоматизированным производством и принципами работы оборудования, профессиями, необходимыми для работы на этом заводе. Благодаря программе стажировок «Поколение Мираторг» студенты могут получить уникальный практический опыт, чтобы потом трудоустроиться на предприятие по востребованным специальностям: по работе с мясным скотом, механизаторами, ветврачами, агрономами. Для улучшения экологической ситуации в Калининградской области дочерняя компания холдинга занимается озеленением территории завода, высаживая голубые ели.

Великолукский АПХ - крупнейший вертикально интегрированный холдинг Северо-Западного региона РФ, который позиционирует себя со стороны развития сельских территорий как системо- и градообразующая организация Псковской области. В состав холдинга входят свиноводческий комплекс, селекционно-генетический центр, мясоперерабатывающий комбинат, комбикормовый завод, элеваторная группа, развивается фуражное растениеводство, имеется своя торговая сеть с логотипом. Таким образом, холдинг существует как полный замкнутый цикл производства.

В 2018 г. Великолукский агрохолдинг произвел 215 тыс. т мяса и стал пятым в России производителем свинины с долей рынка в 5,2 % [9]. Агрохолдинг является крупнейшим работодателем в области и крупнейшим налогоплательщиком. В настоящее время строятся новые производственные площадки, за счет которых увеличится штат на 1200 вакансий в течение ближайшего года. Ежегодно индексируется заработная плата, причем ее рост выше инфляции. В сентябре 2019 г. средняя зарплата работников свиноводческого комплекса составляла 43554 р., а работников сельского хозяйства в Псковской области -

34083 р. Главной задачей компании является сохранение опытных кадров, обучение и поддержка новичков, профессиональный и карьерный рост сотрудников.

В настоящее время вопрос использования сельскохозяйственных земель и их восстановления является злободневным. Если долгое время не использовать земли, то сельхозпроизводители неминуемо сталкиваются с их заболачиванием, загрязнением отходами, эрозией. С 2017 г. агрохолдинг проводит мелиоративные работы на территориях Невельского, Усвятского, Великолукского и Куньинского районов. В 2020 г. запланировано восстановление полей Красногородского района. В 2019 г. было засеяно пшеницей более 2 тыс. га земли, а на 3тыс. га земли внесли удобрения, содержащие элементы питания растений в форме органических соединений.

Ежегодно комбинат помогает пожилым людям, малообеспеченным семьям, оказывает социальную помощь жителям отдаленных районов, ремонтирует школы и детские сады, строит спортивные площадки, благоустраивает скверы, помогает спортивным секциям. Особое значение придается сохранению памяти о подвиге россиян во время Великой Отечественной войны. Постоянное участие в общественных и социальных мероприятиях, проводимых в Псковской области, является одним из приоритетных направлений работы агропромышленного холдинга.

В последние пять лет Псковская область из экономически отсталого региона вышла в лидеры по промышленному выращиванию свиней. Однако применение лагун - старейшего и самого дешевого способа хранения навоза - может привести к экологической катастрофе. Почти постоянный запах навоза, периодические проблемы с водой, разбитые тяжелыми машинами дороги - это обратная сторона ускоренного роста агрохолдинга и экономического развития региона. Сельское населе-

ние, не дождавшись обещанных мероприятий по содержанию и благоустройству района, по постройке домов и поселков для рабочих, дома для учителей и для медиков, ремонт дорог, покидает область.

В заключение следует отметить, что по мере усиления глобализации на продовольственном рынке все острее появляется потребность научного обоснования деятельности агрохолдингов, необходимость исследования закономерностей их развития. Для решения этих проблем важно изучить теоретические и методологические основы функционирования агрохолдингов с учетом особенностей региональных рынков продовольствия.

На региональном продовольственном рынке, чтобы выдержать конкуренцию с транснациональными компаниями, необходимо создавать местные крупные агроформирования различных типов и форм путем объединения всей цепочки производства продукта в рамках интеграционной структуры, что будет способствовать получению эффекта масштаба и синергии, применению инноваций в сфере технологий производства, продвижения продукции, организации и управления агробизнесом.

Наличие в стране базовых условий для функционирования крупных по масштабу сельскохозяйственных организаций, в том числе соответствующей им производственной инфраструктуры, создали объективные возможности для сохранения и расширенного воспроизводства крупного корпоративного сектора в сельском хозяйстве.

Таким образом, становление крупных агрохолдингов и филиалов транснациональных продовольственных корпораций на базе сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий, обладающих земельными угодьями с лучшим рентным потенциалом, путем концентрации капитала агропродовольственной сферы по цепочке создания продукта является объективной закономерностью, исходя из

предшествующего этапа развития агропродовольственной сферы страны. При этом процесс агропромышленной интеграции на селе преимущественно на основе создания агрохолдингов оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на сельские территории. Вопрос об юрисдикции агрохолдинга играет здесь не последнюю роль. Положительное воздействие заключается в том, что имеет место: обеспечение части сельского населения работой; повышение роста доходов сельского населения. Отрицательное воздействие проявляется в том, что имеет место: повышенная интенсивность использования земельных и иных ресурсов, что приносит вред окружающей среде и ведет к истощению плодородия почв; собственники и менеджмент агрохолдингов оказывают недостаточное внимание к нарастающим социальным проблемам сельской местности по месту их производственной деятельности.

Список литературы

1. Гэлбрейт Дж. Экономические теории и цели общества. - М.: Прогресс, 1973. - С. 138.

2. Дементьева А.Г. Система корпоративного управления в развитых странах и России // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - №3. - С. 124-138.

3. Чуклина С.А. История экономических учений. - Пермь, 2016. -108 с.

4. Шагайда Н. Характеристика агрохолдингов и их роль в сельском хозяйстве. Электронный ресурс. - URL: https://www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rol-agroholdingov-v-rossijskom-selskom-hozyajstve

5. Эпштейн Д.Б. Причины и особенности развития российских агрохолдингов, плюсы и минусы для сельхозпредприятий. Электронный ресурс. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prichiny-i-osobennosti-razvitiya-rossiyskih-agroholdingov-plyusy-i-minusy-dlya-selhozpredpriyatiy/viewer

6. Газета РБК. Электронный ресурс. https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/ 15/01/2019/5c3dc8a19a79471088f85b18 (дата обращения: 14.10.2019).

7. Информагентство «Зерно он-лайн». Электронный ресурс. - URL: https://www.zol.rU/n/2c175 (дата обращения: 15.08.2019).

8. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства Калининградской области. - URL: http://mcx39.ru/press-centr/novosti/miratorg-investiruet-2-5-milliarda-rublej-v-razvitie-proizvodstva-polufabrikatov-v-kaliningradskoj-oblasti/ (дата обращения: 23.10.2019).

9. Русская служба новостей BBC. Электронный ресурс. - URL: https://www.bbc.com/russian/features-47911010 (дата обращения: 2.10.2019).

10. Бухгалтерский учет. Налоги. Аудит. - URL: https://www.audit-it.ru/buh_otchet/3906072585_ooo-miratorg-zapad (дата обращения: 23.09.2019).

References

1. Gelbrejt Dzh. Ekonomicheskie teorii i celi obshchestva. Moscow: Progress, 1973. P. 138.

2. Dement'eva A.G. Sistema korporativnogo upravleniya v razvityh stranah i Rossii. Menedzhment v Rossii i za rubezhom, 2008. № 3. PP. 124-138.

3. Chuklina S.A. Istoriya ekonomicheskih uchenij. Perm', 2016. 108 p.

4. Shagajda N. Harakteristika agroholdingov i ih rol' v sel'skom hozyajstve. URL: https: //www.ranepa.ru/sobytiya/novosti/rol-agroholdingov-v-rossijskom-selskom-hozyajstve

5. Epshtejn D.B. Prichiny i osobennosti razvitiya rossijskih agroholdin-gov, plyusy i minusy dlya sel'hozpredpriyatij. URL: https://cyberleninka.ru/ article/n/prichiny-i-osobennosti-razvitiya-rossiyskih-agroholdingov-plyusy-i-minusy-dlya-selhozpredpriyatiy/ viewer

6. Gazeta RBK. URL: https://kaliningrad.rbc.ru/kaliningrad/15/01/2019/5c3dc8a 19a79471088f85b18

7. Informagentstvo «Zerno on-lajn». URL: https://www.zol.ru/n/2c175

8. Oficial'nyj sajt Ministerstva sel'skogo hozyajstva Kaliningradskoj oblasti. URL: http://mcx39.ru/press-centr/novosti/miratorg-investiruet-2-5-milliarda-rublej-v-razvitie-proizvodstva-polufabrikatov-v-kaliningradskoj-oblasti/

9. Russkaya sluzhba novostej BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features-47911010

10. Buhgalterskij uchet. Nalogi. Audit. URL: Audithttps://www.audit-it.ru/buh_otchet/3906072585_ooo-miratorg-zapad

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.