Научная статья на тему 'Теоретические основы рационализации понятия "преступность" в правовой доктрине М. Н. Гернета'

Теоретические основы рационализации понятия "преступность" в правовой доктрине М. Н. Гернета Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
211
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРЕСТУПЛЕНИЕ / ПРЕСТУПНОСТЬ / КЛАССИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА / СОЦИОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА / АНТРОПОЛОГИЧЕСКАЯ ШКОЛА УГОЛОВНОГО ПРАВА / ФАКТОРЫ ПРЕСТУПНОСТИ / CRIME / CRIMINALITY / CLASSICAL SCHOOL OF CRIMINAL LAW / SOCIOLOGICAL SCHOOL OF CRIMINAL LAW / ANTHROPOLOGICAL SCHOOL OF CRIMINAL LAW / FACTORS OF CRIME

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Ельчанинова Ольга Юрьевна

В отечественной правовой доктрине вопросы познания сущности преступности, ее диалектической связи с факторами общественного развития нуждаются в дальнейшем изучении. Исследование истории национальной правовой мысли предопределило обращение автора статьи к трудам М. Н. Гернета, посвятившего свою жизнь исследованию проблем борьбы с преступностью, поиску наиболее эффективных мер исправления осужденных. Объектом исследования является преступление как правовой институт. Предметом исследования выступают воззрения М. Н. Гернета на дефиницию преступления. В данном исследовании использовались ретроспективный анализ, диалектический метод, в рамках которого применялись такие приемы, как анализ, синтез, определение через род и видовое отличие и т. д. Автором обобщены положения, составляющие систему взглядов ученого на виды преступности и ее детерминанты. Рассмотрена позиция ученого относительно направлений, по которым должна вестись борьба с преступностью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF RATIONALIZATION CONCEPTS "CRIME" IN M. N. GERNET LEGAL DOCTRINE

In the domestic legal doctrine, the issues of knowledge of the nature of crime, its dialectical connection with the factors of social development need further study. The study of the history of national legal thought predetermined the appeal of the author of the article to the works of M. N. Gernet, who devoted his life to the study of the problems of combating crime, the search for the most effective remedial measures for convicts. The object of the study is a crime as a legal institution. The subject of the research are the views of M. N. Gernet on the definition of crime. Within the framework of the study, a retrospective analysis, a dialectical method, in which such methods as analysis, synthesis, determination through genus and species difference, etc. were used, were used. The author summarizes the provisions that make up the scientist’s views on the types of crime and its determinants. Considered the position of the scientist regarding the directions in which the fight against crime should be conducted.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы рационализации понятия "преступность" в правовой доктрине М. Н. Гернета»

вестник сюи

УДК 340

Ельчанинова Ольга Юрьевна Olga Yu. Elchaninova

кандидат исторических наук, доцент, начальник кафедры теории и истории государства и права, Самарский юридический институт ФСИН России, 443022, Россия, г. Самара. ул. Рыльская, 24в, e-mail.ru: olga220169_69@mail.ru

Candidate of History, Associate Professor,

Head of Theory and History of State and Law department,

Samara Law institute of the Federal Penitentiary Service of Russia,

Rylskaya str., 24v, Samara, Russia, 443022,

e-mail.ru: olga220169_69@mail.ru

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЦИОНАЛИЗАЦИИ ПОНЯТИЯ «ПРЕСТУПНОСТЬ» В ПРАВОВОЙ ДОКТРИНЕ М. Н. ГЕРНЕТА

Аннотация. В отечественной правовой доктрине вопросы познания сущности преступности, ее диалектической связи с факторами общественного развития нуждаются в дальнейшем изучении. Исследование истории национальной правовой мысли предопределило обращение автора статьи к трудам М. Н. Гернета, посвятившего свою жизнь исследованию проблем борьбы с преступностью, поиску наиболее эффективных мер исправления осужденных. Объектом исследования является преступление как правовой институт. Предметом исследования выступают воззрения М. Н. Гернета на дефиницию преступления. В данном исследовании использовались ретроспективный анализ, диалектический метод, в рамках которого применялись такие приемы, как анализ, синтез, определение через род и видовое отличие и т. д.

Автором обобщены положения, составляющие систему взглядов ученого на виды преступности и ее детерминанты. Рассмотрена позиция ученого относительно направлений, по которым должна вестись борьба с преступностью.

Ключевые слова: преступление, преступность, классическая школа уголовного права, социологическая школа уголовного права, антропологическая школа уголовного права, факторы преступности.

THEORETICAL BASES OF RATIONALIZATION CONCEPTS «CRIME» IN M. N. GERNET LEGAL DOCTRINE

Summary. In the domestic legal doctrine, the issues of knowledge of the nature of crime, its dialectical connection with the factors of social development need further study. The study of the history of national legal thought predetermined the appeal of the author of the article to the works of M. N. Gernet, who devoted his life to the study of the problems of combating crime, the search for the most effective remedial measures for convicts. The object of the study is a crime as a legal institution. The subject of the research are the views of M. N. Gernet on the definition of crime. Within the framework of the study, a retrospective analysis, a dialectical method, in which such methods as analysis, synthesis, determination through genus and species difference, etc. were used, were used.

The author summarizes the provisions that make up the scientist's views on the types of crime and its d e-terminants. Considered the position of the scientist regarding the directions in which the fight against crime should be conducted.

Keywords: crime, criminality, classical school of criminal law, sociological school of criminal law, anthropological school of criminal law, factors of crime.

Как известно, преступность занимает особое место среди различных форм девиантного поведения, а преступление является самым опасным видом «социальной патологии». Первые наиболее успешные попытки теоретической рационализации понятий «преступление» и «преступность» в российской науке начались в XIX в. Со временем в теории уголовного права оформились классическая, антропологическая и социологическая школы.

Представители классической школы в основу догматики уголовного права вводили следующие положения: преступление является проявлением свободной воли субъекта; лицо можно привлекать к ответственности лишь за деяние, а не за мысли; наказания не должно быть без преступления; применение наказания должно основываться на букве закона; и др. [1, 2, 3].

В представлении сторонников антропологического подхода преступность возникает «обыкновенно на почве болезненной порочности и исцеляется или медицинским лечением, или

© 2019 Ельчанинова О. Ю.

юридические науки

благоприятным изменением жизненной обстановки. Эта болезненно-порочная природа передается далее путем унаследования различных дефектов» [4, 5].

Ученые, относящиеся к социологической школе, позитивно оценивая своих коллег, все же находили в их теоретических конструкциях формальные противоречия, настаивая на расширении традиционных уголовно-правовых представлений. В частности, они указывали на необходимость изучения преступления не только как юридического, но и как социального явления. Внутри этого направления долгое время доминировала теория множественности факторов, в контексте которой при изучении истоков преступности необходимо выявлять причинно-следственные связи между преступным деянием и другими многочисленными факторами. Среди них они называли климат, времена года, время суток, погодные условия, уровень жизни населения, уровень миграции, половозрастные и психические особенности, наследственность и т. д. [6, 7, 8].

Особое место на олимпе советских правоведов по праву принадлежит М. Н. Гернету, который, обобщив достижения своих предшественников, заявлял о формировании нового направления в науке уголовного права, в котором он попытался связать криминологию, пенологию с научным социализмом.

Его выводы базировались на понимании того, что источник и причины преступности лежат не в генетике человека, как это утверждают антропологи, а в порождаемых общественным строем экономических условиях жизни людей, среди них он особо выделял безработицу, бедность, низкий образовательный и культурный уровень. Однако, отвечая на вопрос, есть ли выход из этого, он соглашался с мнением социологов о том, что преступность так же вечна, как болезнь и смерть, что наказания вряд ли победят преступность, точно так же, как самая лучшая гигиена не может победить болезни и смерть, но он был убежден, что устранение нищеты уменьшит количество преступлений [9].

В работе «Общественные причины преступности. Социалистическое направление в науке уголовного права» он на основе огромного эмпирического материала по России и по другим европейским странам обосновывал социологический подход к преступности как к сложному социальному феномену, порождению общества. Он писал, что единственной причиной преступности является «весь социально-экономический строй». Он прослеживал корреляционные зависимости между уровнем преступности, ее отдельных видов и полом, возрастом, социальным статусом, алкоголизацией и наркотизацией населения, уровнем самоубийств [10]. Одним из первых он стал рассматривать закономерности пространственно-временного распределения преступлений.

Михаил Николаевич в генезисе преступности уделял особое внимание социальному неравенству как источнику различных форм девиантности. Поэтому совсем не случайно новым явлением в исследовании преступности вообще и детской в частности стали его труды, в которых с присущей ученому тщательностью и детализацией рассмотрены вопросы, связанные с детерминантами преступности, личностью преступника, эффективностью мер противодействия.

Так, первым опытом в этом направлении следует назвать издание сборника статей «Дети-преступники», в основу которого была положена программа «Детская преступность и меры борьбы с ней», разработанная М. Н. Гернетом для участников первого в России криминологического семинара. Сборник состоял из 3 частей: юридической, которая содержала тезисы об ответственности «юных преступников» по российским законам; социологической, содержащей тезисы о «факторах», влияющих на состояние детской преступности; политической, где речь шла в основном о деятельности «детских судов» за границей и в России.

В данном труде были обобщены около 100 тыс. дел, рассмотренных в 1908-1909 гг. в судах Москвы. Приведенные статистические данные наглядно указывали на значительное влияние бедности на уровень и виды детской преступности.

Ученый ставил вопрос перед всем обществом: «Не остается ли общество в долгу перед теми, кого оно начинает увещевать лишь у подножия эшафота, кого оно начинает кормить лишь в тюрьме, воспитывать лишь в исправительных колониях, кому она начинает говорить слова долга лишь за высокими стенами тюрьмы, под охраной тюремной стражи?..» [11, с. 14].

М. Н. Гернет писал: «Если преступность взрослых сравнивают с приливающим и отливающим морем, то преступления детей - пенистая влага приливающих волн. Не в пене сила, но и она обращается в волны» [11, с. 137].

Резюмируя выводы по работе, автор сформулировал следующие положения. Для любого общества рост преступности несовершеннолетних - это всегда негативная тенденция. Самый

вестник сюи

опасный преступник - это тот, кто встал на путь правонарушения с малолетнего возраста. Рост детской преступности страшен не только сам по себе как показатель глубокого морального падения целых слоев детского населения, он имеет и другую сторону. Из ребенка, вступившего на путь порока, не может вырасти честный человек. Падая все ниже, он, становясь взрослым, как правило, превращается в преступника-рецидивиста. Следовательно, рост детской преступности напрямую влияет на увеличение армии взрослых преступников.

В работе «Моральная статистика» на вопрос, откуда появляются малолетние преступники, ученый отвечал так: «На этот вопрос были даны ответы двумя школами в криминологии. Одна из них, уголовно-антропологическая, подчеркнула значение тяжелой наследственности, другая, социологическая, выяснила значение общественной среды и особенно экономических причин. Но и та, и другая воспользовались статистическим методом, и в настоящее время, после долгих лет борьбы, в спорных вопросах о детской преступности одна школа не исключает, а лишь дополняет другую» [12, с. 132].

При подготовке труда «Преступный мир Москвы» автор сумел собрать эмпирический материал, который позволил ему выявить типологические черты личности преступников, определить основные причины преступности в 1920-е гг. Большое практическое значение имели разделы, посвященные характеристике наиболее распространенных составов преступлений (убийство, разбой, грабеж, кража, мошенничество и др.). В работе были затронуты проблемы криминальных психопатов, существования прочных основ воровского сообщества, выделены основные элементы социальной структуры воровского социума, представлены характерные черты межличностных взаимоотношений в рамках мест исполнения наказаний, дана характеристика идеологии, норм и правил поведения внутри воровского сообщества.

Также научную ценность представляют разделы, содержащие подробное описание преступлений несовершеннолетних, рецидивной преступности. Изучение группы подростков 7-18 лет, «прочно вставших на путь преступления», показало, что:

- 67 % из числа исследуемых подростков являлись беспризорниками, только 20 % воспитывались родителями в семьях, 23 % жили в чужих семьях или в детских заведениях;

- подростки начали посещать притоны: в возрасте от 7 до 10 лет - 17 %, 11-12 лет - 10 %, 13-14 лет - 23 %, 15-16 лет - 10 % (всего 60 % от общего количества);

- подростки начали употреблять алкоголь: в возрасте от 7 до 10 лет - 20 %, 11 -12 лет -13 %, 13-14 лет - 23 %, 15-16 лет - 3 % (всего 73 % от общего количества, не употребляли - 27 %);

- подростки начали нюхать кокаин: в возрасте от 7 до 10 лет - 20 %, 11 -12 лет - 10 %, 13-14 лет - 27 %, 15-16 лет -10 % (всего 67 % от общего количества, не употребляли - 33 %);

- подростки первое половое сношение имели: в возрасте от 11 до 12 лет - 7 %, 13-14 лет -17 %, 15-16 лет - 17 % (всего 41 % от общего количества) [13, с. 198].

М. Н. Гернет с горечью констатировал: «Таковы уроки улицы. Недаром так старчески смотрят их лица и так тусклы их глаза - не по времени много пережито, не по силам борьбы вынесено» [11, с. 196].

Ученым уже в 1920-е гг. был поставлен вопрос о влиянии кинематографа на детскую преступность, потому что, как выяснилось, часто детские преступления были попыткой воспроизвести преступления, увиденные на экране. При этом следует отметить, что в то время кино было еще черно-белым и немым. Данный вывод сегодня звучит более чем актуально. Рассматривая детерминированность детской преступности негативным влиянием кинематографа, современные исследователи добавляют к этим факторам ТВ и сеть Интернет, которые при бесконтрольном их использовании подростками способствуют затормаживанию их психического развития, речевым и эмоциональным патологиям. Дети, которых в раннем детстве «воспитывал» телевизор или Интернет, умеют воспринимать только зрительную информацию. Увлеченность несовершеннолетних разного рода «стрелялками», которые изобилуют смачными картинами крови, разрывания плоти убитых, провоцирует их попробовать такую ситуацию не в виртуальной, а в реальной жизни. Сегодня очень серьезной проблемой является склонность отдельных детей к суицидальному поведению, а ведь именно игры, в которых герой может прыгать с высокого дома, перелетать пропасти и т. п., побуждают их делать что-то подобное, рискуя своим здоровьем и жизнью. Поэтому выводы, сделанные ученым в 1920-е гг., вряд ли можно преувеличить, более того, сегодня они находят дополнительные подтверждения.

юридические науки

В монографии «Детоубийство. Социологическое и сравнительно-юридическое исследование» М. Н. Гернет, продолжая традиции социологической школы, поставил задачу исследовать «причины преступления» и личность преступника, чтобы «дать руководство законодателю к более правильному построению уголовного закона» [14, с. 19]. В предисловии к книге он писал, что детская преступность и проституция - это явления, неразрывно связанные с социальным укладом нашего общества, что борьба с этими недугами должна вестись посредством воздействия на порождающие их причины» [14, с. 7-8].

Анализируя социальные факторы преступности, ученый предлагал способы борьбы с этой социальной «болезнью», в частности, ликвидацию безработицы, обеспечение трудовой занятости населения; повышение качества жизни членов общества; воспитание населения в духе законопослушного поведения.

Итак, резюмируя, отметим, что проблемы борьбы с преступностью в контексте правоохранительной политики занимают особое место и в настоящее время. Как видим, высказанные ученым много десятилетий назад тезисы звучат более чем актуально и представляют бесспорный интерес и эвристическую значимость не только для исследователей, но и для законодателей и правоприменителей.

Библиографический список

1. Кистяковский А. Ф. Элементарный учебник общего уголовного права с подробным изложением начал русского уголовного законодательства. Часть общая. Киев, 1891. 892 с.

2. Таганцев Н. С. Русское уголовное право. СПб., 1902. 823 с.

3. Сергеевский Н. Д. О значении причинной связи в уголовном праве // Временник Демидовского юридического лицея. 1880. Кн. 21. 179 с.

4. Дриль Д. А. Преступный человек. СПб., 1882. 401 с.

5. Дриль Д. А. Психофизические типы в их соотношении с преступностью и ее разновидностями (Частная психология преступности). М.: Тип. А. И. Мамонтова и К., 1890. 190 с.

6. Герцензон А. А. Уголовное право и социология. М: Юридическая литература, 1970. 286 с.

7. Гогель С. К. Курс уголовной политики в связи с уголовной социологией / сост. и вступ. ст. В. С. Овчинского, А. В. Федорова. М.: Инфра-М, 2009. 386 с.

8. Фойницкий И. Я. Уголовное право. Учение о наказании: Лекции, читанные в 1-й половине 1886 г. СПб.: Типолитография Х. Ш. Гельперн, 1886. 450 с.

9. Ельчанинова О. Ю. Теоретико-методологические воззрения М. Н. Гернета на задачи и условия тюремного устройства // Ведомости уголовно-исполнительной системы. № 1(200)/2019. С.12-17.

10. Гернет М. Н. Общественные причины преступности. Социалистическое направление в науке уголовного права. М.: С. Скирмунт, 1906. 214 с.

11. Дети-преступники: сборник статей с предисловием и под редакцией М. Н. Гернета. М.: Типография «В. И. Знаменский и Ко», 1912. 617 с.

12. Гернет М. Н. Моральная статистика. Уголовная статистика и статистика самоубийства: пособие для статистиков и криминалистов. Вып. 1. М.: ЦСУ, 1922. 264 с.

13. Гернет М. Н. Преступный мир Москвы. М.: Право и жизнь, 1924. 246 с.

14. Гернет М. Н. Детоубийство. Социологическое и сравнительно-юридическое исследование. М.: Тип. Имп. Моск. ун-та, 1911. 346 с.

References

1. Kistyakovskiy A. F. Elementarnyy uchebnik obshchego ugolovnogo prava s podrobnym izlozheniyem nachal russkogo ugolovnogo zakonodatelstva. Chast obshchaya [Elementary textbook of General criminal law with a detailed description of the Russian criminal law. Part of the total]. Kiev, 1891, 892 p. [in Russian].

2. Tagantsev N. S. Russkoye ugolovnoye pravo [Russian criminal law]. Saint-Petersburg, 1902, 823 p. [in Russian].

3. Sergeyevskiy N. D. O znachenii prichinnoy svyazi v ugolovnom prave [About the meaning of causation in criminal law]. Vremennik Demidovskogo yuridicheskogo litseya [Temporary Demidov Juridical Lyceum], 1880, b. 21, 179 p. [in Russian].

becthhk cm

4. Dril' D. A. Prestupnyy chelovek [Is a Criminal man]. Saint-Petersburg, 1882, 401 p. [in Russian].

5. Dril' D. A. Psikhofizicheskiye tipy v ikh sootnoshenii s prestupnostyu i eye raznovidnostyami (Chastnaya psikhologiya prestupnosti) [Psychophysical types in their relation to crime and its varieties (Private psychology of crime)]. Moscow: Tip. A. I. Mamontova i K., 1890, 190 p. [in Russian].

6. Gertsenzon A. A. Ugolovnoye pravo i sotsiologiya [Criminal law and sociology]. Moscow: Yuridicheskaya literature, 1970, 286 p. [in Russian].

7. Gogel S. K. Kurs ugolovnoy politiki v svyazi s ugolovnoy sotsiologiyey [Course of criminal policy in connection with criminal sociology]. Moscow: Infra-M, 2009, 386 p. [in Russian].

8. Foynitskiy I. Ya. Ugolovnoye pravo. Ucheniye o nakazanii: Lektsii. chitannyye v 1-y polovine 1886 years [Criminal law. The doctrine of punishment: Lectures given in the 1st half of 1886]. Saint-Petersburg: Tipolitografiya Kh. Sh. Gelpern, 1886, 450 p. [in Russian].

9. Elchaninova O. Yu. Teoretiko-metodologicheskie vozzreniya M. N. Gerneta na zadachi i usloviya tyuremnogo ustrojstva [Theoretical and methodological views of M. N. Gerneta on the tasks and conditions of the prison system]. Vedomosti ugolovno-ispolnitel'noj sistemy [Sheets of the penitentiary system ], no. 1(200)/2019, pp. 12-17 [in Russian].

10. Gernet M. N. Obshchestvennyye prichiny prestupnosti. Sotsialisticheskoye napravleniye v nauke ugolovnogo prava [Social causes of crime. Socialist direction in the science of criminal law]. Moscow: S. Skirmunt, 1906, 214 p. [in Russian].

11. Deti-prestupniki: sbornik statey s predisloviyem i pod redaktsiyey M. N. Gerneta [Children-criminals: collection of articles with Preface and edited by M. N. Gernet]. Moscow: Tipografiya «V. I. Znamenskiy i Ko», 1912, 617 p. [in Russian].

12. Gernet M. N. Moralnaya statistika. Ugolovnaya statistika i statistika samoubiystva: posobiye dlya statistikov i kriminalistov [Moral statistics. Criminal statistics and suicide statistics: manual for statisticians and criminologists]. Vyp. 1. Moscow: Izd. TsSU, 1922, 264 p. [in Russian].

13. Gernet M. N. Prestupnyy mir Moskvy [The underworld of Moscow]. Moscow: Pravo i zhizn, 1924, 246 p. [in Russian].

14. Gernet M. N. Detoubiystvo. Sotsiologicheskoye i sravnitelno-yuridicheskoye issledovaniye [Infanticide. Sociological and comparative legal research]. Moscow: Tip. Imp. Mosk. un-ta, 1911, 346 p. [in Russian].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.