ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В УПРАВЛЕНИИ ОРГАНИЗАЦИЕЙ THEORETICALLY BASIS OF PROCESS APPROACH TO THE MANAGEMENT OF THE ORGANIZATION
СВ. Рачек,доктор экономических наук, профессор кафедры «Экономика транспорта», Уральский
государственный университет путей сообщения
E-mail: [email protected]
М.С. Пономарева,аспиранткафедры экономики транспорта,Уральский государственный
университет путей сообщения E-mail: [email protected]
Аннотация
В связи с глобальными изменениями в мировой экономике проблема выбора и адаптации подхода в управлении организациями, способного быстро реагировать на изменения внешней среды, становится особенно актуальной. В настоящей работе представлены основные теоретические положения процессного подхода в управлении организацией. Сделан вывод о необходимости переориентации управления с функционального управления на процессное.
Annotation
Due to the global changes in the world economy the problem of selection and adaptation approaches in management of the organizations which able to be responsive to this changes is particularly important. This article presents the basic theoretical principles of the process approach to managing of the organization. It contains the conclusion about the need to reorient from the functional management to a process management.
Ключевые слова:процессный подход в управлении организацией, бизнес-процесс, владелец бизнес-процесса, «черный ящик», цикл PDCA, реинжиниринг.
Key words:process approach to the management of the organization, the business process, the owner of a business process, a "black box", the PDCA cycle, reengineering
Современный мир развивается в направлении образования экономического пространства, где основными хозяйствующими субъектами становятся не страны, а корпорации и альянсы. Формируется IV сектор экономики - ИТ экономика. В заданных условиях предприятиям для выживания на рынке необходимо реорганизовывать свою
деятельность с целью повышения конкурентоспособности, обеспечения эффективности внутренних и внешних бизнес-процессов, способности своевременно реагировать на быстро изменяющиеся условия внешней среды.
Предполагается, что необходимой основой для проведения реорганизации деятельности компании будет подход, состоящий в наложении процессного управления производством на функциональную структуру организации [5].
В данной статье мы ставим целью исследовать новый подход в управлении организацией.
В настоящее время прочные позиции в управлении организацией занимают два принципа управления — функциональный и процессный. Развитие управленческих теорий первоначально шло в направлении функционального управления, однако, постепенно формировалось понимание процессной природы производственноуправленческих действий.
Суть функционального подхода заключалась в том, что все функции организации представлялись по отдельности, вне зависимости друг от друга, Это приводило к разрыву единойцепочки процесса управления. «Стремление теоретиков и практиков менеджмента интегрировать все виды деятельности по решению управленческих проблем в единую цепочку...» [11] породило процессный подход к управлению. Процессный подход связал между собой управленческие функции в динамически изменяющемся пространстве и во времени.
Согласно ГОСТ Р ИСО 9000:2008, процессным подходом может считаться «систематическоеопределение и менеджмент применяемых в организации процессов и особенно взаимодействие этих процессов»[12, с. 2].
Более полным, на наш взгляд, является понимание процессного подхода, сформулированное В.Г.Карчик. Он определил процессный подход в управлении организацией, как подход, который позволяет рассматривать деятельность организации как связанную систему услуг, в которой каждый бизнес-процесс протекает во взаимосвязи с другими бизнес-процессами или внешней средой, выполняя в логической последовательности услуги другим бизнес-процессам[8].
Из определений следует, что применение в управлении организацией процессноориентированного подхода базируется на системном подходе.
Единство системного и процессного представления нагляднее всего проявляется в модели «черного ящика»[7].
Для рассмотрения системы с позиции модели «черного ящика» необходимо сформулировать сначала параметры «выхода», затем определять воздействие факторов
макро- и микросреды, требования к «входу», каналы обратной связи и в последнюю очередь проектировать параметры процесса в системе.
Необходимо отметить еще одну особенность процессного подхода в управлении организацией, которая состоит в непрерывности управления на стыках отдельных процессов в рамках их системы[8].
Непрерывность процесса управления достигается благодаря появлению в схеме единого владельца этой сети процессов, который призван осуществлять управление процессом согласно циклу PDCA: сбор информации о ходе процесса в контрольных точках, управление процессом на основе этой информации, планирование и распределение ресурсов для достижения целей процесса [5].
Основной задачей владельца бизнес-процесса является снижение вариаций показателей, характеризующих ход процесса, и их улучшение.
По определению М.Хаммера и Д. Чампи, бизнес-процесс - это совокупность различных видов деятельности, в рамках которой на «входе» используется один или более видов ресурсов, и в результате этой деятельности на «выходе» создается продукт, представляющий ценность для потребителя [10].
Для выполнения бизнес-процесса используются ресурсы (персонал, оборудование, инфраструктура, среда и пр.). Управление бизнес-процессом осуществляет владелец бизнес-процесса. Все ресурсы, необходимые для выполнения бизнес-процесса, находятся в его распоряжении[5].
В настоящее время известны три группы бизнес-процессов[2]:
• Сквозные бизнес-процессы, проходящие через несколько подразделений организации или через всю организацию, пересекающие границы функциональных подразделений - межфункциональные процессы;
• Бизнес-процессы (подпроцессы) подразделений, деятельность которых ограничена рамками одного функционального подразделения организации -внутрифункциональные процессы;
• Операции (функции) самого нижнего уровня декомпозиции деятельности организации, как правило, операции выполняются одним человеком.
При использовании процессной модели управления все бизнес-процессы организации разбиваются на основные и обеспечивающие, в зависимости от того, кто является их потребителем, конечным пользователем[9].
Основными бизнес-процессами называются те процессы, которые добавляют потребительскую стоимость и, как правило, оказывают непосредственное влияние на продукт или услугу, предоставляемые клиенту.
Обеспечивающие процессы - внутренние процессы организации, важные с точки зрения ее непосредственной деятельности. Они могут быть необходимыми для любого процесса, добавляющего потребительскую стоимость, но сами при этом стоимость не увеличивают.
Основные бизнес-процессы преобразуются в цепочку наращивания ценности. Цепочка добавленной ценности образуется из основных бизнес-процессов путем исключения обеспечивающих шагов из основной деятельности. Деление всех процессов на основные и вспомогательные, отслеживание потребительской стоимости служат основой для модифицирования деятельности организации.
В соответствии с [10] бизнес-процесс обладает следующими характеристиками:
• Показатель эффективности - величина, используемая для количественной оценки результатов процесса;
• Выход - результат выполнения процесса, предоставляемый его
получателю(вне\внутри организации).
Из вышеописанного можно сделать вывод, что предприятие достигает наилучших результатов при совершенствовании основных процессов.
Улучшить процесс невозможно не зная как он протекает в настоящее время. Поэтому прежде, чем улучшать процесс, необходимопонять какие виды деятельности он включает, его задачи и взаимосвязь с другими процессами. Для изображения процессов и их моделирования существует множество инструментов и средств. Из них наибольшее распространение получили графические средства - диаграммы потока (блок-схемы алгоритмов выполнения процесса), а также средства программного обеспечения.
Среди существующего в настоящее время программного обеспечения (ПО) можно выделить три основных класса программных продуктов[6]:
- универсальное стандартное ПО компьютерной графики, которое может применяться и для отображения процессов. Например, Microsoft Word, Microsoft Power Point, Micrografx Designer, Corel DRAW;
- специальное стандартное ПО для отображения хода процессов в виде так называемых диаграмм потоков (Flowcharts). Например, ABC Flowchart, Flowmodel;
- специальное ПО для общего описания и моделирования процессов. Например, ARIS, MicrografxOptimal, модули процессов из SAP;
- специальное ПО для общего описания и функционального моделирования процессов (методология IDEFO). Например, BPwin.
Общее управление бизнес-процессами называют инжинирингом бизнеса, подразумевая постоянное улучшение процессов - определение «входов» и «выходов» и последовательности шагов - в рамках бизнес-единицы (фирмы, структурного подразделения).В рамках процессного подхода и, в частности, модели улучшения, построенной на основе «цикла Деминга», могут быть использованы следующие 4 основные подхода совершенствования процессов[1]:
• Методика быстрого анализа решения (Fast) применяется для выявления в сжатые сроки методов улучшения одного процесса;
• Бенчмаркинг процесса применяется для поиска, разработки, внедрения методов улучшения процессов у «эталонных» предприятий;
• Перепроектирование процесса применяется для совершенствования уже существующих процессов. Специалисты строят имитационную модель текущего состояния процесса («asis»), а затем применяют рационализирующие инструменты(стандартизация, модернизация процесса, устранение дублирования, сокращение длительности цикла, применение информационных технологий);
• Реинжиниринг процесса применяется, когда вышеперечисленные подходы не могут дать положительного эффекта.
К концепции совершенствования бизнес-процессов можно также отнести поиск «узких мест» процесса Э. Голдратта[3]. «Узкое место» процесса загружено больше всего, перед ним постоянно наблюдается скопление труда.
Постоянноесовершенствование бизнес-процессовявляется одним из принципов менеджмента качества. Но постоянное улучшение иногда бывает недостаточным для достижения необходимых результатов.
В этом случае является целесообразным использовать реинжиниринг бизнес-процессов.
В отличие от постоянного улучшения, которое нацелено на постоянное планомерное увеличение эффективности, реинжинирингдает резкое повышение эффективности и результативности,за счет инноваций, внедрения в производство новейших достижений научно-технического прогресса, обеспечивающих резкое улучшение конечного результата производства.
Следовательно, реинжиниринг - это революционный подход.
Рассмотрев основные положения процессного подхода, можно сделать вывод, что переориентация управления организацией на процессный подход позволяет принимать управленческие решения не на уровне интуиции, а на основании фактов. А также определяет набор средств для совершенствования бизнеса.
В настоящее время процессный подход является основой следующих управленческих концепций: организации производства, управления качеством, логистики, управления проектами и философии «бережливого производства»[4].
Таким образом, из представленных выше пояснений сущности процессноориентированного управления можно сделать выводы:
• применение в управлении организацией процессно-ориентированного подхода базируется на системном подходе;
• особенность процессного подхода в управлении организацией состоит в непрерывности управления на стыках отдельных процессов в рамках их системы;
• предприятие достигает наилучших результатов при совершенствовании основных процессов;
• прежде, чем улучшать процесс, необходимо понять какие виды деятельности он включает, его задачи и взаимосвязь с другими процессами;
• совершенствование управления бизнесом при процессно-ориентированном подходе может происходить эволюционным и революционным путем, соответственно, путем инжиниринга или реинжиниринга бизнес-процессов;
• процессный подход в управлении организацией позволяет принимать управленческие решения не на уровне интуиции, а на основании фактов.А также определяет набор средств для совершенствования бизнеса.
• в современном менеджменте процессный подход занимает важное место. Он является теоретической основой многих современных концепций управленческой деятельности.
Список использованной литературы
1. Абдикеев Н.М., Данько Т.П., Ильдеменов С.В., Киселев А.Д. Реинжиниринг бизнес-процессов. М.: ЭКСМО, 2005.
2. Андерсен Бьерн. Бизнес-процессы. Инструменты совершенствования. - М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. - 584 с.].
3. Голдратт Э. Дело не в везенье. MAY. Goldratt.Baltic, 2002 \Пер. сангл. Е. Федурко -288с.
4. Евдокимова Е.Н. Эволюция процессного подхода в управлении и перспективы его развития // Управление экономическими системами №4, 2011.
5. Елиферов В.Г., Репин В.В. Бизнес-процессы: регламентация и управление: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2205. - 319 с. - (учебники для программы МВА)]
6. Ефимов В. В. Улучшение качества проектов и процессов: Учебное пособие /В. В. Ефимов. - Ульяновск: УлГТУ, 2004. - 185 с.
7. Зеленцов А.Б. Процессный подход к управлению организацией/ Вестник ОГУ, октябрь 2007, №10
8. Карчик В.Г., Журавлева Н.А., Юрченко В.С. Бизнес-моделирование работы сортировочной станции// Экономика железных дорог. 2012 № 4
9. Тельнов Ю.Ф. Реинжиниринг бизнес-процессов. Компонентная методология. -М.: Финансы и статистика, 2005.]
10. Хаммер М., Чампи Дж. Реинжиниринг корпрорации: манифест революции в бизнесе/Пер. с англ. Ю.Е.Корнилович. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2006. -332 с.
11. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это наука и искусство -М.: Республика. 1992. - 352с, с. 21.
12. ГОСТ Р ИСО 9000-2008 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
References
1. Abdikeyev N.M., Danko T.P., Ildemenov S.V.Kiselev A.D. Business process reengineering. M.:
Eksmo, 2005.
2. Bjorn Andersen. Business processes. Improvement tools. - M.: RIA "Standards and Quality",
2003. - 584 p.].
3. Goldratt E. Not Luck. MAY.Goldratt.Baltic, 2002 \ Trans. from English. E. Fedurko - 288p.
4. Evdokimov E.N. Evolution process approach to management and its development prospects / /
Management economies № 4, 2011.
5. Eliferov V.G.Repin V.V. Business processes: regulation and management: A Textbook. -
Moscow: INFRA-M, 2205. - 319 p. - (Textbooks for MBA)]
6. Efimov V. Improving the quality of projects and processes: Manual / V. Efimov. - Ulyanovsk
Ulyanovsk State Technical University, 2004. - 185 p.
7. Zelentsov A.B. Process approach to the management of the organization // Last number,
October, 2007, № 10
8. Karchik V.G. ZhuravlevN.A., Yurchenko V. Business modeling of yard // Economy railways.
2012 № 4
9. Telnov Y.F. Business process reengineering. Component methodology.- Moscow: Finance and Statistics, 2005.]
10. HammerM., Champy J. Reengineering korproratsii: A Manifesto revolution in business /
Per. from English. Yu.E.Kornilovich. - M. Mann, Ivanov and Ferber, 2006. -332 S.
11. Fayolle, A., Emerson, G., Taylor, F., FordG. Management - the science and art - M.: Republic. 1992. - 352p, p. 21.
12. ISO 9000-2008 Quality Management System. Fundamentals and vocabulary.