УДК 378
Мурашко Светлана Владимировна
Svetlana Murashko
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ С ПОЗИЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
THEORETICAL BASIS OF FUTURE ENGINEERS' TECHNOLOGICAL CULTURE FORMATION FROM A PERSPECTIVE OF COMPETENCE APPROACH
Раскрываются теоретические основы процес- The article reveals theoretical basis of future engi-
са формирования технологической культуры у neers' technological culture formation from a perspec-будущих инженеров с учетом компетентностно- tive of competence approach. The model of future en-го подхода. Представлена модель процесса фор- gineers' technological culture formation process is pre-мирования технологической культуры будущего sented инженера
Ключевые слова: культура, технология, профессио- Key words: culture, technology, professional activity, tech-нальная деятельность, технологическая культура, nological culture, contemporary engineer современный инженер
Происходящая в стране модернизация системы профессионального образования активизировала деятельность ученых и практиков по поиску наиболее оптимальных путей осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях современных образовательных учреждений. Одним из них является построение педагогического процесса учебного заведения, готовящего будущих специалистов для той или иной сферы народного хозяйства, с позиций компетентностного подхода.
Опираясь на многочисленные исследования ученых и материалы собственного исследования, мы разработали модель процесса
формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностно-го подхода, которая состоит из целого ряда взаимосвязанных компонентов: цели, задач, закономерностей, принципов, основных направлений, организационных форм, методов и средств обучения и воспитания и результата (см. схему).
Системообразующим компонентом модели является ее цель — совершенствование процесса формирования технологической культуры будущих инженеров в условиях реализации требований компетентностного подхода.
СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ — подготовка будущих инженеров, имеющих достаточно высокий уровень сформированности профессиональной компетентности, основным компонентом которой является технологическая культура
ТРЕБОВАНИЯ Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» (специальность 250403 «Технология деревообработки»)
ЦЕЛЬ — совершенствование процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода
ЗАКОНОМЕРНОСТИ:
• обусловленность процесса формирования технологической культуры будущих инженеров социально-экономическими преобразованиями и реформированием системы высшего образования;
• зависимость процесса формирования технологической культуры от специфики будущей профессиональной деятельности и требований общества к инженерам;
• обусловленность эффективности формирования технологической культуры будущих инженеров наличием в вузе определенных педагогических условий;
• соотнесенность процесса формирования технологической культуры студентов с этапами профессионального становления будущих специалистов;
• соотнесенность процесса формирования у них технологической культуры с индивидуальным опытом трудовой деятельности будущего инженера, потребностями в саморазвитии и др.
Принципы:
профессиональной направленности; проблемности содержания обучения и процесса его развертывания в образовательном процессе; обеспечение ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения субъектов педагогического процесса (преподавателей и студентов, студентов между собой);
психолого-педагогическое обеспечение личностного включения студента в разностороннюю учебную и внеаудиторную деятельность; последовательный переход в ходе профессиональной подготовки будущих специалистов от академической (через квазипрофессиональ-ную) к профессиональной деятельности и др.
Основные задачи:
• формирование у будущих инженеров соответствующих (теоретических и технологических) знаний, познавательных и специальных способностей, позволяющих им успешно осуществлять профессиональную деятельность;
• формирование у них общепрофессиональных и технологических умений и навыков, раскрывающих содержательную сторону профессиональной деятельности;
• организация соответствующей учебнопрофессиональной среды средствами современных информационных и педагогических технологий;
• восприятие у студентов потребности в саморазвитии технологической культуры;
• воспитание у будущих специалистов положительной мотивации к формированию технологической культуры и к преобразовательной деятельности;
• развитие у них рефлексивности, креативности, эмоционально-волевой и чувственной сфер личности;
• формирование профессионально важных качеств личности;
• осуществление мониторинга процесса формирования технологической культуры будущих инженеров и др.
Основные направления работы:
Теоретическая подготовка — вооружение студентов теоретическими и технологическими знаниями, являющимися главным условием успешной профессиональной деятельности и фундаментом технологической культуры Практическая подготовка — выработка у будущих инженеров общепрофессиональных и технологических умений и навыков самого широкого диапазона и устойчивости Личностная подготовка — формирование у будущих специалистов мотивационно-ценностной, познавательной, эмоционально-чувственной и нравственноволевой сфер личности
Организационные формы: МЕТОДЫ: СРЕДСТВА:
— процесса обучения: • лекция (проблемного характера, информационная, лекция-визуализация, лекция вдвоем, с заранее запланированными ошибками, лекция-пресс-конференция); • семинар (репродуктивного характера, семинар-дискуссия, семинар-исследование); • лабораторно-практическое занятие; • конференция; • консультация; • самостоятельная работа и др.; — формы контроля, учета и оценки знаний, умений и навыков (зачет, экзамен, защита курсовых и дипломных работ и др.); — формы организации научноисследовательской работы (студенческое научное общество, научная конференция, олимпиада, конкурс проектов и др.) — внеаудиторной работы: • массовые (лекция, конференция, предметная неделя, тематический вечер, встреча, устный журнал, круглый стол, дискуссия, различные виды практик); • групповые (лекция, беседа, олимпиада, викторина, конкурс профессионально-го мастерства и др.) — обучения: • информацион-но-рецептив-ный; • репродуктивный; • проблемное изложение; • частично-поисковый (эвристический); • исследовательский; • упражнение; • дискуссия; • метод проектов; • ролевая игра; • деловая игра и др. — воспитания: • формирования сознания личности (диспут, рассказ, беседа); • организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающие ситуации, поручение); • упражнение; • стимулирования поведения и деятельности (соревнование, поощрение, наказание) и др. — статические: • печатные текстовые средства (учебник, учебное пособие); • простые визуальные средства (предмет, модель, картина, таблица, диаграмма, график, муляж, карта); • государственные стандарты высшего профессионального образования; • учебные программы и планы и др.; — динамические: • механические визуальные средства (диск, эпидиаскоп и др.); • аудиальные средства (проигрыватель, магнитофон, приемник); • аудиовизуальные средства (телевизор, кино- и видеокамера, видеомагнитофон, компьютер); • средства, автоматизирующие процессы обучения (тренажер, компьютер и др.) и т.д.
РЕЗУЛЬТАТ — достаточно высокий уровень сформированности технологической культуры будущих инженеров
Схема модели процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода
Важными компонентами модели процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентност-ного подхода являются задачи, закономерности и принципы. Учеными, изучающими проблемы подготовки специалистов [1; 2; 3; 4 и др.], определены теоретические основы профессионального обучения. Из всего разнообразного спектра принципов профессионального обучения, представленного в педагогической науке, нами выделены принципы, позволяющие отразить зависимость объективных закономерностей учебного процесса от целей обучения будущих инженеров.
Сущность любого принципа обучения раскрывается в содержании того противоречия, на разрешение которого он направлен.
Принцип профессиональной направленности подготовки специалистов имеет целью решение следующего противоречия: содержание обучения «рассыпано» по множеству, подчас не связанных между собой, учебных дисциплин, а на практике оно применяется системно. Основная идея данного принципа и его практической реализации может быть выражена следующими требованиями:
- система понятий профессиональных, гуманитарных дисциплин и способы познавательной деятельности должны быть связаны с системой профессиональных знаний и умений, содержащихся в специальных дисциплинах;
- у студентов должно быть сформировано научно обоснованное представление о профессиональной деятельности, к которой они готовятся, о взаимообусловленности законов, принципов и положений науки об этой профессиональной сфере;
- взаимосвязь общепрофессиональной и специальной подготовки должна быть направлена на усиление связи теории с практикой, способствовать формированию положительной целевой установки студентов на дальнейшее профессиональное продвижение в избранной области деятельности.
Принцип профессиональной направленности требует соблюдения определенных правил:
- факты, примеры, иллюстрации, на основе которых идет формирование понятий той или иной дисциплины, следует брать из сферы предстоящей профессиональной деятельности обучаемых;
- при формировании понятий по специальным дисциплинам следует использовать и развивать знания, полученные при изучении дисциплин гуманитарного, естественно-математического и общепрофессионального циклов;
- создавать у студентов потребность в решении практических и профессиональных задач путем включения их в деятельность, связанную с предстоящей профессией, разрешения студентами моделируемых профессиональных ситуаций, что обуславливает развитие познавательной и профессиональной мотивации и усиления личностного смысла процесса учения.
Принцип последовательного перехода при обучении от академической (через квази-профессиональную) к профессиональной деятельности разрешает противоречие между социальным заказом общества на профессиональную компетенцию специалиста и существующей практикой подготовки их в вузе, а именно:
- учебная деятельность предполагает развитие познавательной мотивации, тогда как практическая - профессионально-прикладной;
- предметом учения является знаковая система учебной информации, а предметом деятельности педагога - «душа» (психика) студента.
Реализация данного принципа создает благоприятные условия для последовательного перехода от академической к профессиональной деятельности через квазипрофессио-нальную и учебно-профессиональную деятельность, ибо, находясь с самого начала в деятельностной позиции, студенты получают все более развитую практику использования учебной информации при регуляции собственной деятельности. Это обеспечивает «естественное» вхождение молодого специалиста в
профессию, значительно сокращает период его адаптации в производственных условиях.
Принцип проблемности содержания обучения и его развертывания в образовательном процессе направлен на разрешение следующего противоречия - студент занимает «ответную» позицию, проявляет активность в ответ на «управляющие» воздействия преподавателя (отвечает на вопросы, выполняет задания), тогда как на практике от него требуется активность и инициатива.
Данный принцип предполагает, наряду с получением информации, решением задач и т.п., характерных для традиционного обучения, широкое включение проблемных ситуаций в процесс обучения.
Получение информации, сообщаемой педагогом, осуществляется студентами, как правило, индивидуально, монологично, тогда как в исследованиях многих ученых доказано, что творческое мышление рождается в сотрудничестве, диалоге с другими людьми, в совместном поиске оптимальных путей решения той или иной проблемы.
В связи с этим возникает необходимость введения принципа обеспечения ведущей роли совместной деятельности, межличностного взаимодействия и диалогического общения. Данный принцип направлен на разрешение следующего противоречия: в обучении студент выполняет задания один (принцип индивидуализации), тогда как всякий процесс в профессиональной деятельности совершается в совместной деятельности специалистов. Использование требований данного принципа позволяет каждому обучающемуся делиться своим интеллектуальным и личностным содержанием с другими, приводит к развитию не только деловых, но и нравственных качеств личности: выдержки, коммуникабельности, терпения, уравновешенности, наблюдательности и др.
Принцип психолого-педагогического обеспечения личностного включения студента в учебную деятельность разрешает следующее противоречие - у студента «эксплуатируется» в основном внимание, восприятие, память и
моторика, тогда как в профессиональной деятельности он выступает целостной личностью, триединством «тела, души и духа».
Данный принцип предполагает:
- субъект-субъектное взаимодействие преподавателя и студента, т.е. из объекта педагогических воздействий студент превращается в субъект познавательной, будущей профессиональной и социокультурной деятельности;
- логическим центром педагогического процесса становится развивающаяся личность и индивидуальность будущего специалиста, что составляет реальную гуманизацию образования;
- внедрение современных педагогических и психологических технологий развития личности и др.
Опора на компетентностный подход к конструированию модели процесса формирования технологической культуры студентов и следование логике исследования позволяют раскрыть главную составляющую разрабатываемой нами модели - основные направления содержания этой работы в современном вузе.
В соответствии с основными компонентами технологической культуры специалиста (когнитивный, деятельностный, мотивационноценностный и конативный) мы выделяем следующие основные направления работы вуза по ее формированию у будущих инженеров:
1) теоретическая подготовка (вооружение студентов теоретическими и технологическим знаниями, являющимися главным условием успешной профессиональной деятельности и фундаментом технологической культуры);
2) практическая подготовка (выработка у студентов общепрофессиональных и технологических умений и навыков самого широкого диапазона и устойчивости);
3) личностная подготовка (формирование у будущих инженеров мотивационноценностной, познавательной, эмоциональночувственной и нравственно-волевой сфер личности).
Важным средством совершенствования теоретической и практической подготовки бу-
дущих инженеров к осуществлению профессиональной деятельности и формированию у них технологической культуры является спецкурс «Технологическая культура инженера». Он позволяет пополнить знания студентов в области будущей профессиональной деятельности вообще, в том числе и технической культуры, полученные в процессе изучения дисциплин всех четырех циклов, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
Формирование технологической культуры будущих инженеров напрямую зависит от правильного выбора форм, методов и средств организации учебного процесса. Из всего спектра форм организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, имеющихся в арсенале педагогической науки, нами выбраны формы обучения, максимально подходящие для осуществления педагогической деятельности в рамках компетентностного подхода.
В основу процесса формирования технологической культуры будущих инженеров в высшем учебном заведении мы положили следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемно-
1. Бабак В.П. Фундаментальная подготовка - основа образования в техническом университете /В.П. Бабак, Э.В. Пузик //Наука и образование на пороге III тысячелетия: сб. науч. тр. -Минск, 2001. - С. 393-406.
2. Батышев С.Я. Актуальные проблемы подготовки рабочих высокой квалификации / С.Я. Батышев. - М.: Педагогика, 1979. - 223 с.
3. Бондаревская Е.В. Теория и практика
Коротко об авторе________________________________
Мурашко С.В., доцент кафедры технологии деревообработки и сопротивления материалов, Читинский государственный университет(ЧитГУ) kaf [email protected]
Научные интересы: компетентностный подход в образовании
го изложения, эвристический, исследовательский [5]. В профессиональной педагогике методы воспитания классифицируются как методы организации коллектива, методы убеждения и методы стимулирования.
К компонентам модели процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода относятся и дидактические средства обучения. Учеными выделяются средства обучения для преподавателя и для обучающихся. К первым относят предметы, используемые преподавателем в качестве средства реализации целей образования, ко вторым - индивидуальные средства обучающихся.
Перечисленные средства обучения в своей совокупности образуют единую целостность - учебно-методический комплекс, успешно работающий в условиях умелого использования новых информационных технологий.
Все элементы представленной модели процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе ком-петентностного подхода взаимосвязаны и взаимообусловлены, что подтверждает ее целостность и системность.
_________________________________Литература
личностно ориентированного образования / Е.В. Бондаревская. - Ростов-н/Д.: РГПУ, 2000. - 352 с.
4. Герасименко Т.К. Вуз в системе профильного обучения / Т.К. Герасименко и др. // Высшее образование в России. - 2004. - № 4. - С. 49-53.
5. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения / И.Я. Лернер. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
_______________________Briefly about the author
S. Murashko, Assistant Professor, Department of Woodworking Technology and Resistance of Materials
Areas of expertise: competence approach in higner education