нейшим развитием лингвистической. В этом случае можно говорить о формировании лингвопрофессиональной коммуникативной компетенции специалистов.
Библиографический список
1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. - 2005. - №2. - С. 3-11.
2. Левченко О.Ю. Обучение иноязычному профессионально-значимому диалогическому общению на основе аутентичных социальных контактов (английский язык, неязыковой вуз): Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Иркутск, 2005. - 18 с.
3. Общеевропейские компетенции владения иностранным языком: изучение, преподавание, оценка. - М.: Изд-во МГЛУ, 2003. - 245 с.
4. Пендюхова Г.К. Методологические основы форматирования иноязычной профессионально-
коммуникативной компетенции в неязыковом вузе. Автореф. дис... канд. пед. наук. - М., 2006. - 16 с.
5. Шевченко О.В. Педагогические условия формирования коммуникативной компетенции в профессиональном образовании специалистов по связям с общественностью: Автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Курск, 2007. - 16 с.
6. Щеголева О.Н. Компетентностная парадигма обучения иностранному языку в контексте современной лингводидактики // Преподавание иностранных языков и культур: проблемы, поиски, решения (Лемпертовские чтения - VII). - Пятигорск: ПГЛУ 2005. - С. 152-153.
7. Keen K. Competence: What is it and how can it be developed? In J. Lowyck, P. de Potter, & J. Elen (Eds.), Instructional Design: Implementation Issues (111-122). - Brussels: IBM Education Center, 1992. -153 р.
УДК 378
Мурашко Светлана Владимировна
Читинский государственный университет [email protected]
СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ИНЖЕНЕРОВ НА ОСНОВЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА
Раскрывается проблема формирования содержания технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода. Выявлен педагогический потенциал учебных дисциплин для формирования технологической культуры инженеров, определены методы, формы и средства ее формирования.
Ключевые слова: технологическая культура, компетентностный подход, методы, формы и средства обучения, будущий инженер.
Происходящая в стране модернизация системы профессионального образо вания активизировала деятельность ученых и практиков по поиску наиболее оптимальных путей осуществления профессиональной подготовки будущих специалистов в условиях современных образовательных учреждений. Одним из них, по мнению целого ряда ученых (А.А. Вербицкий, И.А. Зимняя, Э.Ф. Зеер,
Н.В. Комиссарова, Т.И. Липатова, А.К. Маркова, А.М. Павлова, А.В. Пашкевич, Ю.Г. Татур, А.В. Хуторский, В.М. Шепель и др.) является построение педагогического процесса учебного заведения, готовящего будущих специалистов для той или иной сферы народного хозяйства, с позиций компетентностного подхода.
В соответствие с основными компонентами технологической культуры специалиста (когнитивный, деятельностный, мотивационно-ценно-
стный и конативный) мы выделяем следующие основные направления работы вуза по ее формированию у будущих инженеров:
1) теоретическая подготовка (вооружение студентов теоретическими и технологическим знаниями, являющиеся главным условием успешной профессиональной деятельности и фундаментом технологической культуры);
2) практическая подготовка (выработка у студентов общепрофессиональных и технологических умений и навыков самого широкого диапазона и устойчивости);
3) личностная подготовка (формирование у будущих инженеров мотивационно-ценностной, познавательной, эмоционально-чувственной и нравственно-волевой сфер личности).
Определяя содержание деятельности вуза по формированию технологической культуры будущих инженеров, мы исходили из требований Го-
Таблица1
Потенциал учебных дисциплин для формирования технологической культуры будущих инженеров (специальность 250403 «Технология деревообработки»)
Блоки Содержание (цели)
1. Цикл ГСЭ дисциплин (физическая культура, русский язык и культура речи, иностранный язык, отечественная история, культурология, политология, правоведение, философия, социология, экономика и др.) - формирование собственного научно-гуманистического мировоззрения, культуры мышления; - овладение культурой речи, функциональными стилями русского языка; - вооружение знаниями правовых норм и экономической политики государства; - формирование картины мира и взглядов на природу, общество и человека; - приобретение опыта использования физкультурно-спортивной деятельности для достижения жизненных и профессиональных целей; - знакомство студентов с основными закономерностями и формами регуляции социального поведения, с правовыми и нравственноэтическими нормами в сфере будущей профессиональной деятельности, с правами и свободами человека и гражданина; - формирование умений составлять и использовать нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности, принимать необходимые меры к восстановлению нарушенных прав; - овладение основами экономической теории: блага, потребности, ресурсы, экономические системы и отношения, микроэкономика, выручка и прибыль, монополия, рынок труда и др.
2. Цикл математических и естественнонаучных дисциплин (математика, информатика, физика, химия, теоретическая механика, экология, химия древесины и полимеров и др.) - знакомство студентов с приемами математических рассуждений и математических доказательств, с методами хранения, обработки и передачи информации; - формирование практических навыков работы с информационными технологиями; - изучение технологии сбора, анализа, научно-технической обработки информации; - изучение основ экологии, экономики, организации труда и производства; - знакомство с методами анализа технического уровня техникой и технологиями в области лесного хозяйства и деревообработки; - изучение информационных технологий в лесопромышленном комплексе; - овладение физическими основами механики и знаниями в области физики и химии древесины; - выработка умений и навыков проведения (химического, физико- химического и физического) анализа; - овладение основами теоретической механики и экологии (биосфера, экосфера, экосистема, рациональное использование природных ресурсов и охрана природы, основы экономики природопользования, экозащитная техника и технологии и т.д.) и др.
Продолжение таблицы 1
3. Цикл общепрофессиональных дисциплин (начертательная геометрия, инженерная графика, механика, теория механизмов и машин, сопротивление материалов, гидравлика, теплотехника, материаловедение, электротехника и электроника, безопасность жизнедеятельности, древесина и лесное производство, экономика производства и др.) - изучение научных основ всех дисциплин цикла; - формирование различного рода прикладных умений и навыков (графических, чертежных, конструкторских, вычислительных, расчетных, проектных и т.п.); - формирование представлений в области теории механизмов и машин и методов оптимизации в синтезе механизмов с применением ЭВМ; - знакомство с основными понятиями в области гидравлики, теплотехники и термодинамики, технологии конструкционных материалов, а также технологией обработки различных материалов; - изучение древесных растений (их жизнь, рост и развитие); макро- и микроскопическое строение древесины; химические и физические свойства древесины; технологии переработки древесины и использование ее в народном хозяйстве; - знакомство экономикой производства и основами его организации и др.
4. Цикл специальных дисциплин и дисциплин специализации (технология и оборудование лесопромышленного и деревообрабатывающего производства, комплексное использование древесины, транспорт леса, дорожностроительные материалы и машины, лесное хозяйство; технология деревообработки, гидротермическая обработка и консервирование древесины, технология клееных материалов и древесных плит, технология изделий из древесины, технология и оборудование защитнодекоративных покрытий древесины и древесных материалов, оборудование отрасли, основы автоматизированного проектирования изделий и технологических процессов и др.) - изучение теоретических основ всех учебных дисциплин, относящихся к данному циклу, являющихся главной составляющей фундамента технологической культуры будущих инженеров; - знакомство с основными современными технологиями, широко используемые в лесозаготовительных и деревообрабатывающих производствах; - формирование соответствующих технологических умений и навыков, связанных с лесозаготовкой и обработкой древесины; - формирование познавательной, эмоционально-чувственной и нравственно-волевой сфер личности будущего инженера; - овладение знаниями: • нормативных и методических материалов по технологической подготовке производства; • технологии лесозаготовительного, лесохозяйственного и деревообрабатывающего производства; • о перспективах технического развития предприятия; • о системах и методах проектирования технологических процессов и режимов производства; • о применяемых технологических машинах и оборудовании, и принципах их работы; • технических характеристик и экономических показателей лучших отраслевых и мировых технологий и изделий в области лесного дела; • нормативов расхода энергии, топлива, сырья, материалов; • основ изобретательства, порядке и методах проведения патентных исследований; • о методах анализа технического уровня и технологии в области лесного дела; • основных требований организации труда при проектировании технологических процессов; • о методах исследовательского проектирования и проведения работ; • об основах экологии, экономики, организации труда и производства; • о правилах и нормах охраны труда, основах трудового законодательства, в том числе и в области лесозаготовки и обработки древесины, и др.; создание благоприятных условий для подготовки студентов к выполнению следующих видов деятельности:
Окончание таблицы 1
• составление планов размещения лесозаготовительных или деревообрабатывающих машин и оборудования, технического оснащения и организации рабочих мест, расчету производственных мощностей и загрузки машин и оборудования;
• разработка технически обоснованных норм выработки, норм обслуживания машин и оборудования;
• расчет нормативов материальных затрат технологических процессов;
• расчет экономической эффективности технологических процессов заготовки леса и деревообработки;
• контроль выполнения технологической дисциплины предприятия или отдельных участков и эксплуатации технологического оборудования;
• разработка и реализация мероприятий по повышению эффективности производства, направленных на сокращение расхода материалов, снижение трудоемкости, повышение производительности труда;
• анализ причины брака и выпуска продукции низкого качества, участие в разработке мероприятий по их предупреждению;
• составление патентных и лицензионных паспортов заявок на изобретения и промышленные образцы;
• рассмотрение рационализаторских предложений по совершенствованию технологии производства и выдача соответствующих заключений;
• проведение научных исследований и технических разработок;
• участие в промышленных испытаниях проектируемых
лесозаготовительных, транспортных и
деревообрабатывающих машин и оборудования;
• подготовка исходных данных для составления планов, смет, заявок на машины и оборудование и другие материалы;
• разработка проектной и рабочей технической документации;
• участие во внедрении разработанных технических решений и проектов, в оказании технической помощи и надзоре при изготовлении, испытаниях и сдаче в эксплуатацию проектируемых машин, оборудования, изделий, объектов;
• изучение специальной и научно-технической литературы, достижений науки и техники в области техники и технологии лесопромышленного производства;
• консультирование по вопросам разработки, проектирования и реализации прогрессивных технологических процессов и др.
сударственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по направлению подготовки 656300 «Технология лесозаготовительных и деревообрабатывающих производств» (специальность 250403 «Технология деревообработки»). Анализ учебного плана и программ дисциплин всех его блоков показал, что все предметы, так или иначе, вносят свою лепту в процесс формирования технологической культуры студентов (табл. 1).
Важным средством совершенствования теоретической и практической подготовки будущих инженеров к осуществлению профессиональной деятельности и формированию у них технологи-
ческой культуры является спецкурс «Технологическая культура инженера».
Задачами данного курса являются:
- формирование у будущих инженеров положительной мотивации к профессиональной деятельности;
- вооружение студентов знаниями о сущности и содержании профессиональной компетентности и технологической культуры инженера;
- раскрытие творческого потенциала личности будущего инженера;
- систематизация знания студентов о современных технологиях лесозаготовки и обработки древесины;
- формирование у студентов понимания о путях выбора из многочисленных технологий, используемых сегодня на лесозаготовительных и деревообрабатывающих предприятиях, наиболее эффективных, обеспечивающих более успешное выполнение профессиональных задач и функций;
- интеграция имеющихся у студентов знаний в области профессиональной деятельности и технологической культуре инженера и др.
Программа курса рассчитана на 36 часов. В лекционных материалах курса раскрывается сущность, содержание и структура технологической культуры инженера; определяется роль и место технологической культуры в профессиональной деятельности инженера.
Семинарские занятия ориентированы не только на закрепление теоретических знаний, полученных на лекциях, но и на выполнение целого ряда практических заданий, ответы на задания, предусматривающие осуществление самоконтроля за качеством усвоения знаний.
Спецкурс позволяет пополнить знания студентов в области будущей профессиональной деятельности вообще, в том числе и технической культуры, полученные в процессе изучения дисциплин всех четырех циклов, определенных Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования.
В целом же в ходе изучения учебных дисциплин и активного участия во внеучебной работе студент должен быть готов к решению целого ряда задач, связанных:
- с производственно-технологической деятельностью (организация и эффективное осуществление технологии лесозаготовок и деревообработки и контроля качества древесного сырья, производственного контроля полуфабрикатов и параметров технологических процессов, качества конечной продукции; эффективное использование древесных материалов, оборудования, соответствующих программ расчетов параметров технологического процесса; проведение стандартных и сертификационных испытаний древесных материалов и изделий);
- организационно-управленческой деятельностью (организация работы лесозаготовительных, деревообрабатывающих предприятий, принятие управленческих решений; определение оптимального решения для различных периодов планирования; оценка производственных и других затрат на обеспечение качества лесозаготовительной
и деревообрабатывающей продукции; осуществление технического контроля к управления качеством лесоматериалов и изделий из древесины);
- научно-исследовательской деятельностью (анализ состояния и динамики показателей качества объектов деятельности (леса, древесины, изделий, технологических процессов) с применением определенных методов и средств исследований; создание теоретических основ и моделей для прогнозирования лесозаготовок, транспорта, процессов обработки древесины);
- проектно-конструкторской деятельностью (формирование целей программы (проектов) решения задач, основных показателей и критериев достижения целей, построение структуры их взаимосвязи; разработка вариантов решения проблем, нахождение оптимальных путей их решения в условиях неопределенности, планирование реализации проекта; разработка проектов лесозаготовок, изделий из древесины с учетом технологических, экономических, технических, эстетических и экологических параметров; разработка проектов технических условий, стандартов, технических описаний новых лесозаготовительных процессов и процессов изготовления изделий из древесины).
Как показали результаты исследований ученых и практиков, в успешности их выполнения важную роль играет уровень сформированнос-ти у будущих инженеров технологической культуры.
Формирование технологической культуры будущих инженеров напрямую зависит от правильного выбора форм, методов и средств организации учебного процесса.
Из всего спектра форм организации аудиторной и внеаудиторной работы студентов, имеющихся в арсенале педагогической науки, нами выбраны формы обучения, максимально подходящие для осуществления педагогической деятельности в рамках компетентностного подхода. К ним мы относим:
- формы обучения: лекции (лекция проблемного характера, лекция - визуализация, лекция вдвоем, лекция - пресс-конференция и др.), практические и семинарские занятия (семинар репродуктивного характера, семинар-дискуссия, семинар-исследование и др.), учебные конференции, экскурсии, лабораторные занятия, практика, курсовые и дипломные проекты, самостоятельная работа студентов и т. д.;
- формы контроля, учёта и оценки знаний, умений и навыков: зачеты, экзамены, защита курсовых и дипломных работ и др.;
- формы организации научно-исследовательской работы: студенческое научное общество, научные конференции, олимпиады, конкурсы и др.;
- формы организации внеаудиторной работы: тематические вечера, встречи, конкурсы профессионального мастерства и различного рода проектов, олимпиады, лекции, беседы, круглые столы, устные журналы, диспуты и др.
Как видим, компетентностный подход предполагает использование всех вышеперечисленных организационных форм обучения на традиционных для высшей школы лекциях, практических занятиях, учебных конференциях, экскурсиях, различных видов практиках, при написании курсовых работ и подготовке дипломных проектов, в процессе самостоятельной работы студентов.
Организуя учебный процесс с позиции требований компетентностного подхода, в ходе обучения, на наш взгляд, целесообразно использовать и дидактические игры, которые таят в себе большое количество резервных возможностей, позволяющих:
- активизировать и интенсифицировать процесс обучения, так как они достаточно сильно стимулируют мотивы учебной деятельности студентов;
- воссоздать межличностные отношения, ситуации принятия коллективных решений, смоделировать реальные условия профессиональной деятельности, в том числе и преобразовательной;
- в широких пределах варьировать проблем-ность, трудность и сложность учебного материала, включенного в ситуацию игровой деятельности;
- гибко сочетать разнообразные приемы и методы обучения и учения: от репродуктивных до проблемных;
- моделировать практически любой вид профессиональной деятельности.
Важной организационной формой обучения является практика. Подразделяясь на ознакомительную, учебно-производственную и преддипломную, практика предполагает формирование профессиональных умений и навыков вообще, в том числе технологических, в производственных условиях в процессе профессиональной деятельности.
Среди основных организационных форм, широко используемых в вузе, большое значение для эффективности процесса обучения, формирования у будущих инженеров технологической куль-
туры имеет самостоятельная работа студентов. Исследования различных аспектов самостоятельной работы в свое время осуществляли В.И. Андреев, Б.П. Есипов, М.А. Данилов, С.Н. Скаткин, И.Я. Лернер, П.И. Пидкасистый, Н.А. Половни-кова, А.В. Усова и др. Осуществляясь под «прямым или косвенным руководством преподавателя, она способствует созданию благоприятных условий для самостоятельного выполнения студентами различного вида заданий с целью развития у себя знаний, умений, навыков и личностных качеств» [2].
Другими организационными формами обучения являются формы контроля, учета и оценки знаний. При их умелом использовании преподавателям дается возможность вовремя реагировать на неуспеваемость студентов, корректировать учебный процесс для достижения лучшего результата.
К данным формам мы относим зачеты, экзамены, защиту курсовых работ и дипломных проектов. Так, зачет выступает в качестве формы итогового контроля знаний по результатам изучения учебной дисциплины. Экзамен, выступая в форме итогового контроля знаний, проводится по результатам изучения раздела или всего курса и, как правило, в устной или письменной формах.
Курсовое и дипломное проектирование, направленное на самостоятельное решение студентами целого комплекса учебно-методических, научных, творческих и других, объединенных общей тематикой, задач, также помогает выработке технологической культуры будущих инженеров.
Следующими организационными формами обучения будущих инженеров являются формы организации научно-исследовательской работы. К ним необходимо отнести участие студентов в работе студенческого научного общества, научных конференциях, предметных олимпиадах, конкурсах проектов и др.
В основу процесса формирования технологической культуры будущих инженеров в высшем учебном заведении мы положили следующие методы обучения: информационно-рецептивный, репродуктивный, проблемного изложения, эвристический, исследовательский [3]. В профессиональной педагогике методы воспитания классифицируются как методы организации коллектива, методы убеждения и методы стимулирования.
Методы организации коллектива учеными подразделяются на ряд методов. Среди них дис-
циплина, самообслуживание, соревнование, самоуправление. Данные методы во взаимодействии позволяют сформировать коллектив студентов, привить им умения коллективного сотворчества.
Методы убеждения (информация, поиск, дискуссия, взаимное просвещение) способствуют выработке у будущих специалистов гуманистических взглядов и личных убеждений путем взаимного просвещения, участия в дискуссиях, конференциях и др. Убеждаясь в правоте сказанного, студенты формируют свою систему взглядов на мир (природу, общество и человека), представления о техносфере, технике и технологии как результате интеллектуальной, эмоционально-психической и трудовой деятельности человека и др. Убеждение как метод находит свою реализацию в процессе образовательной деятельности будущих инженеров на занятиях по всем предметам учебного плана.
Методы стимулирования (требование, перспектива, поощрение, наказание, общественное мнение) предполагают воздействие на мотивационную сферу, в основе которого лежит формирование у обучающихся осознанных побуждений их жизнедеятельности.
Данные методы мы выбрали в качестве одного из компонентов модели процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода.
К компонентам процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода относятся и дидактические средства обучения.
Учеными выделяются средства обучения для преподавателя и для обучающихся. К первым относят предметы, используемые преподавателем в качестве средства реализации целей образования, ко вторым - индивидуальные средства обучающихся.
Все средства обучения ученые делят на две категории: статические и динамические. К статическим относятся:
- печатные текстовые средства - учебники, учебные пособия;
- простые визуальные средства - оригинальные предметы, модели, картины, таблицы, диаграммы, графики, муляжи, карты.
К динамическим средствам обучения ученые относят:
- механические визуальные средства - диски, эпидиаскоп и др.;
- аудиальные средства - проигрыватели, магнитофоны, радиоприемники;
- аудиовизуальные средства - телевизоры, кино- и видеокамеры, видеомагнитофоны, компьютеры;
- средства, автоматизирующие процесс обучения - тренажеры, компьютеры и др. [1; 4].
Перечисленные средства обучения в своей совокупности (статические и динамические) образуют единую целостность - учебно-методический комплекс, успешно работающий в условиях умелого использования новых информационных технологий.
Все компоненты содержания процесса формирования технологической культуры будущих инженеров на основе компетентностного подхода взаимосвязаны и взаимообусловлены Их внедрение в учебный процесс вуза позволит сформировать у студентов достаточно высокий уровень технологической культуры.
Библиографический список
1. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 608 с.
2. Дидактика технологического образования: Книга для учителя: в 2 ч. / под ред. П.Р. Атутова. -Ч. 1. - М.: ИОСО РАО, 1997. - 230 с.
3. Лернер И.Я. Дидактическая система методов обучения. - М.: Знание, 1976. - 64 с.
4. Плотникова Е.К. Профессионально ориентированные технологии в системе высшего педагогического образования как педагогическая проблема // Alma mater. - 2002. - .№7. - С. 55-56.