Научная статья на тему 'Теоретические основы программно-целевого планирования в системе управления экономической надежностью многофилиальных банков'

Теоретические основы программно-целевого планирования в системе управления экономической надежностью многофилиальных банков Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
535
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Финансы и кредит
ВАК
Область наук
Ключевые слова
МНОГОФИЛИАЛЬНЫЙ БАНК / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ НАДЕЖНОСТЬ / УПРАВЛЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТЬЮ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / БАНКОВСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / БАНКОВСКИЕ УСЛУГИ / БАНКОВСКИЙ ПРОДУКТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ларина Т.А.

В статье рассмотрены теоретические основы программно-целевого планирования и принципы построения банковских технологий, формирующие основу для управления экономической надежностью многофилиальных банков. Сформулированы основные требования к системе банковского планирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы программно-целевого планирования в системе управления экономической надежностью многофилиальных банков»

УДК 336.717

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ В СИСТЕМЕ УПРАВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАДЕЖНОСТЬЮ МНОГОФИЛИАЛЬНЫХ БАНКОВ

Т. А. ЛАРИНА, соискатель кафедры корпоративного управления и электронного бизнеса E-mail: larina@rshb.ru Российский государственный университет

туризма и сервиса

В статье рассмотрены теоретические основы программно-целевого планирования и принципы построения банковских технологий, формирующие основу для управления экономической надежностью многофилиальных банков. Сформулированы основные требования к системе банковского планирования.

Ключевые слова: многофилиальный банк, экономическая надежность, управление экономической надежностью, программно-целевое планирование, банковские технологии, банковские услуги, банковский продукт.

Современный этап развития мировой экономики характеризуется такими тенденциями, как глобализация производства, создание финансово-промышленных объединений и транснациональных компаний, интеграция рынков капитала. Данные тенденции выдвигают дополнительные требования к ресурсному и в первую очередь финансовому обеспечению процессов развития экономики. Особую роль в данном процессе играют крупные многофилиальные банки, и одной из важнейших их характеристик является экономическая надежность, которая отражает результативность деятельности банка с точки зрения достижения целей отраслевого и регионального развития нефинансового сектора экономики.

В решении задач финансового управления планированию отводится особая роль. Оно является инструментом самоорганизации деятельности банка, т. е. обеспечивает координацию действий его

подразделений, определяет для них систему индивидуальных целей, позволяющих реализовать стратегию банка. По мнению К. Маркса, «не только цели, но пути их достижения должны быть верными». А это означает, что необходимо не только сформулировать реальные (достижимые) цели и задачи, но и сформировать пути их достижения, представленные планами конкретных мероприятий.

Одной из важнейших функций банковского планирования является создание механизмов адаптации стратегии, позволяющих воспринимать изменения, происходящие во внешней среде, и реагировать на них, внося необходимые изменения в первоначальную стратегию. Для этого необходимо интегрировать системы стратегического и оперативного управления так, чтобы текущие решения рассматривались в контексте принятой стратегии, а при невозможности проведения операций на условиях, определенных стратегией, осуществлялась адаптация всего комплекса утвержденных планов.

Управление экономической надежностью многофилиального банка должно быть реализовано через внедрение в стратегию управления банком ориентиров по достижению целей отраслевого и регионального экономического развития, а также через разработку и внедрение внутрибанковского инструментария контроля за состоянием экономической надежности [7]. При этом ключевым фактором обеспечения достаточного уровня экономической надежности является способность

банковских технологий обеспечивать заданный уровень платежеспособности и способность аппарата управления банка достигать намеченных результатов развития многофилиального банка.

Требуется отметить, что для организации процесса управления экономической надежностью нужно в первую очередь осознание руководством банка необходимости управления ею. Согласно рекомендациям Базельского комитета по банковскому надзору именно совет банка «должен нести ответственность за утверждение и периодический пересмотр общей банковской стратегии и документов по различным аспектам политики банка». Кроме этого, для организации процесса управления экономической надежностью важны опыт, компетенция, способность мыслить стратегически (все это относится в первую очередь к исполнительному органу управления банка — президенту или правлению). Последние директивы зарубежных надзорных органов «сдвигают фокус с непосредственного контроля за деятельностью финансового института на контроль за работой внутренних механизмов самого финансового института, регулирующих его деятельность» [2]. Эта тенденция прослеживается как в мировом банковском сообществе, так и в нашей стране.

Планирование является центральной функцией управления, определяющей цели практической деятельности и пути их достижения с использованием имеющихся ресурсов и оценок эффективности.

В условиях перехода от административной к рыночной экономике процесс планирования деятельности предприятий претерпел коренные изменения. Несмотря на то, что методы планирования, принятые в условиях централизованной экономики [8], были признаны не соответствующими новым рыночным условиям, работать без планирования не в состоянии ни одно предприятие, и накопленный зарубежный и отечественный опыт делового планирования адаптировался к складывающимся в России экономическим условиям [9]. Особое внимание, обусловленное необходимостью качественного преобразования российской экономики на принципиально новых основах, уделено использованию бизнес-планирования. При этом некоторые авторы трактуют его в широком смысле как планирование бизнеса [1] и рассматривают бизнес-планирование как полный комплекс внутрифирменного планирования, а другие — отводят ему место как части системы планирования, сосредоточенной в сфере инно-

вационной и инвестиционной деятельности [4] и направленной на обеспечение технического и организационного развития [6].

Для обеспечения устойчивого развития деятельности банка, как и для предприятий нефинансового сектора, организация синергетической функции планирования имеет существенное значение. Как отмечает М. А. Поморина, в теории банковского менеджмента упоминаются самые разнообразные виды планирования: стратегическое, маркетинговое, текущее, тактическое, оперативное, финансовое, планирование персонала, составление сметы расходов банка и т. д. [10], причем разные авторы часто неоднозначно трактуют тот или иной термин, смешивая разработку стратегии и бизнес-плана, бизнес-плана и финансового плана, финансового плана и сметы расходов банка, отождествляя или противопоставляя друг другу оперативное, текущее и тактическое планирование и т. д.

Практическая реализация функции планирования в банковской сфере характеризуется высокой разнородностью, что является следствием того, что Центральный банк РФ не осуществляет регламентацию данной функции. Процесс планирования в банках слабо регламентирован в современной России и в силу исторических причин: в плановой экономике процесс был централизован на государственном уровне, в рыночных условиях он отнесен к спектру внутренних управленческих задач организации.

Недостаточное внимание к функционированию процессов планирования приводит к применению тактики оперативного реагирования на происходящие изменения и к невозможности управлять будущими изменениями банковских процессов, а также к невозможности предпринимать меры по минимизации негативного влияния внешних факторов. Еще в Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2008 г. в числе внутренних причин, сдерживающих развитие банковского сектора, были названы такие причины, как неразвитость систем управления и слабый уровень бизнес-планирования.

В то же время качество системы планирования, определяемое такими ее характеристиками, как точность и глубина детализации плановых показателей, горизонт планирования, уровень организации управленческого учета и управленческой отчетности, эффективность финансового мониторинга (как механизма обратной связи системы планирования), является одним из факторов, влияющих на экономическую надежность многофилиального банка.

На современном этапе развития российской банковской системы можно выделить следующие недостатки банковских систем планирования:

— в отличие от производственной сферы экономики, где при планировании традиционно используется затратный метод ценообразования, в банковской сфере преобладает рыночный метод, основанный на учете спроса на банковские услуги, что обусловливает затруднения с оценкой себестоимости банковских услуг;

— банковский процесс планирования по традиции начинается с построения прогнозного баланса и прогноза финансового результата, а не с изучения потребностей реальной экономики в финансовых средствах;

— банковская планово-экономическая документация формируется без учета потребностей в информации, необходимой для экономического анализа;

— при существующей системе планирования невозможно определить уровень экономической надежности, достоверно оценить качество выбранной стратегии и проводить анализ финансовой устойчивости банка в изменяющихся условиях деятельности.

Одной из основных причин указанных недостатков является факт медленного развития методических основ банковского планирования. В связи с отказом от общегосударственной централизованной системы планирования российская банковская система не могла перенять опыт советской системы и не смогла разработать каких-либо унифицированных подходов к внутрибанковскому планированию.

Среди других факторов, оказывающих негативное влияние на формирование и развитие системы бизнес-планирования, также необходимо выделить следующие:

— высокая степень неопределенности и отсутствие формализации бизнес-задач;

— слабая формализация бизнес-процессов;

— отсутствие унификации процессов планирования в региональных подразделениях;

— децентрализация подразделений, отвечающих за планирование и ведение управленческого учета.

Система планирования не обеспечивает формирование информационно-аналитической базы, являющейся основой для принятия адекватных состоянию развития банка управленческих решений.

Для многофилиальных банков, имеющих обширные региональные сети, будь то филиалы, дочерние банки или региональные центры, отдельной проблемой становится организация процессов планирования и анализа своей деятельности с учетом стратегии развития в регионах. Можно выделить

две дополнительные проблемы, характерные для многофилиальных банков:

— проблема доведения до филиалов приоритетов внутрибанковской стратегии;

— проблема организации процесса анализа деятельности филиалов с точки зрения ее соответствия стратегии банка.

К объективным факторам, оказывающим влияние на качество планирования, следует отнести установившуюся в настоящее время тенденцию усиления роли государства в экономике и необходимости поддержки многофилиальными банками выработанных государственной властью политических решений.

Поскольку многофилиальные банки выполняют системообразующую роль в обеспечении финансово-кредитного механизма экономики, современное планирование многофилиальных банков должно сочетать положительный опыт предыдущей системы хозяйствования и то новое, что диктуется изменившимися условиями и позитивным зарубежным опытом.

С позиции обеспечения экономической надежности банковское планирование является одной из основных функций управления процессами разработки и реализации целевых программ, распределения и использования финансовых ресурсов, реализующееся в системе планов. С данной точки зрения банковское планирование должно являться составной частью общегосударственного планирования, реализуемого менеджментом многофилиального банка в рамках его компетенции.

В отличие от других инструментов управления программно-целевые методы, целевые программы могут быть применены как в централизованно управляемой, так и в рыночной экономике, хотя форма, в которой они реализуются, может заметно варьироваться в зависимости от устройства экономики. Одним из основных свойств данных методов, формирующих их ценность, является способность воплощать системность, комплексность реализуемых решений, необходимую для обеспечения управляемости, сохранения контроля над осуществляемыми преобразованиями.

В советской экономике, где программно-целевой подход получил наиболее глубокое развитие, разрабатываемые государственные целевые комплексные программы, наряду с годовыми и пятилетними планами, носили директивный характер. Такие программы показали свою высокую эффективность в решении крупных экономических проблем, обеспечении научно-технических и

технологических прорывов. Главной проблемой применения программно-целевого подхода, как показала практика, является сложность обеспечения согласованности разрозненных программ и планов.

После отказа от централизованного общегосударственного планирования федеральные целевые программы сохранили свою основную функцию быть средством решения крупных народнохозяйственных проблем. Кроме того, в процессе рыночных реформ стали разрабатываться многочисленные федерально-региональные, региональные и муниципальные программы. Правомерность применения программно-целевого планирования в рыночной экономике следует из того, что именно государственные целевые программы в странах с рыночной системой хозяйствования воплощают ведущую форму государственного планирования и проведения перспективной государственной плановой политики. Несмотря на то, что в рыночной экономике государственные программы в своей исполнительной части реализуются преимущественно на контрактной, а не директивной основе, они сохраняют свою планово-программную суть. В экономически развитых странах, в первую очередь в США, в практику управления на государственном, а затем и на региональном уровнях вошли социально-экономические программы, направленные на решение крупных социальных, экологических проблем, основанные на бюджетном финансировании. Программы стали эффективным инструментом государственного управления рыночной экономикой, регулирования и дополнения рынка, частично принимая на себя функции, которые выполняет государственное планирование в странах с централизованно управляемой экономикой. Кроме областей научно-технических, социальных, производственно-экономических проблем в ряде стран получили значительное распространение программы развития отдельных регионов страны, территориально-производственных, территориально-социальных, территориально-экологических комплексов.

Крупной вехой на пути адаптации программно-целевого метода к сложившимся в России рыночным формам и методам хозяйствования стало утверждение Правительством Российской Федерации в 1995 г. документа «Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация» [11]. Этот документ формирует основные

положения, определяющие метод и организацию формирования целевых программ федерального уровня.

Необходимо отметить, что организационно-экономические и правовые механизмы применения программно-целевого подхода в рыночных условиях хозяйствования, а также его научно-методическая база требуют дополнительной проработки с учетом специфики российской экономики и накопленного опыта. В период перехода к рыночной экономике в отечественной научной и учебной литературе образовался более чем десятилетний пробел, когда не публиковались обобщающие работы по программно-целевому планированию и управлению. Необходимо привести определения базисных понятий программно-целевого управления, ключевыми терминами которых являются категории «программа», «цель», «программно-целевая деятельность», «программно-целевой метод» [13].

Программа (от греч. programma — публичное объявление, предписание, распоряжение) в самом общем смысле слова означает совокупность намеченных, подлежащих выполнению действий, операций, процедур, связанных общностью решаемой проблемы, задачи, а также информации об этих действиях. Программа представляет собой комплекс мер по реализации принятой стратегии, сбалансированной по срокам, исполнителям, ресурсам.

Цель как универсальное понятие означает мысленно представляемый, ожидаемый, намеченный результат направленных действий. В то же время цель есть мотив осуществления деятельности и средство интеграции отдельных действий, составляющих деятельность, в единую целостную систему.

Программно-целевая деятельность, как синтез понятий «программа» и «цель», представляет систему намечаемых, подлежащих осуществлению мер, действий, проведение которых призвано обеспечить достижение единой, заранее поставленной цели.

В широком смысле слова программно-целевой метод есть способ решения крупных и сложных проблем посредством выработки и проведения системы программных мер, ориентированных на цели, достижение которых обеспечивает решение возникших проблем. В подобном кратком определении, отражающем главные черты программно-целевого метода, не воплощается все многообразие характеризующих его признаков. К тому же при непосредственном применении программно-целевого метода к конкретным проблемам, объектам, процессам проявляются его специфические

особенности, обусловленные природой предметов и объектов, характером проблем, на решение которых ориентированы программные мероприятия.

Подчеркиваемая ориентация программно-целевого метода на преодоление проблем, т. е. препятствий, возникающих при достижении поставленных целей, не исключает применимости данного метода для решения задач, обладающих понятным алгоритмом решения. Более важным является присущее программно-целевому подходу свойство концентрации деятельности на достижении поставленной цели.

Программно-целевой метод подразумевает изначальную формулировку, постановку целей, на достижение которых ориентировано проведение мер, действий, предусматриваемых программой. Система целей программы должна быть определена исходя, с одной стороны, из характера решаемой проблемы, а с другой — ресурсных возможностей ее решения с учетом ограничений, накладываемых наличием ряда проблем и общей ограниченностью ресурсного потенциала.

Одна их основных причин трудностей, возникающих при управлении разработкой и практическим осуществлением целевых программ, заключается в необходимости их внедрения в стационарную деятельность функциональных структур и органов управления, что часто воспринимается как обособленная, дополнительная деятельность, нагрузка. Поскольку целевые программы являются в основном межотраслевыми или межрегиональными образованиями, то для адекватной реализации в рамках территориально-распределенной организационной структуры управления они требуют значительной централизованной координации.

Наличие опыта практического применения программно-целевого планирования, разработки и реализации целевых программ в течение многих десятилетий в разных странах мира не привело к созданию единой методологии формирования программ, что обусловлено индивидуальностью, спецификой каждой из целевых программ. Отдельным проблемам формализации методов оптимизации стратегии в рамках целевого планирования применительно к банкам посвящены работы Д. А. Лаптырева [5]. Будучи эффективным способом управления решением самых разнообразных экономических, социальных, военных, политических и других проблем, программно-целевой метод лишен в то же время детальной формализации: операции, процедуры, алгоритмы практического воплощения этого метода не могут быть сфор-

мулированы, определены таким образом, чтобы распространяться на любую проблему. Программно-целевой метод воплощает общую методологию управления решением проблем, отражает методические подходы и содержит методические рекомендации достаточно общего характера. Применение программно-целевого метода требует адаптации методики разработки целевых программ к индивидуальным особенностям поставленных задач.

Структура и содержание целевой программы должны соответствовать ее назначению. В общем случае они отражают:

— состояние проблемы, основные предпосылки ее решения;

— главную цель программы, ее место в общей системе целей и задач;

— систему целей (подцелей) и основных задач программы;

— целевые показатели, раскрывающие конечные результаты программы;

— пути достижения целей программы, систему мероприятий;

— организационно-исполнительные структуры;

— данные о ресурсах, необходимых для выполнения программы;

— оценки эффективности и последствий реализации программы.

Применяя программно-целевой метод в управлении, приходится, опираясь на его принципы, методологию, дополнительно адаптировать методику и технологию определения программных целей, путей, средств решения прикладных задач с учетом специфики, индивидуальности, которую не способна отразить общая программно-целевая методология. Формируя программу, ее разработчик должен, наряду с применением выработанных теорией программно-целевого планирования и управления методических рекомендаций, адаптировать методику для отражения индивидуальных особенностей, обусловленных характером проблемы, временными и ресурсными ограничениями, сроками и областью действия программы, составом исполнителей, спецификой действия рыночных механизмов и отношений. В результате в целевой программе осуществляется вертикальная связь, представленная на рис. 1.

Контроль за соответствием выполняемых операций стратегии деятельности является ключевым моментом в реализации целевой программы. Особую актуальность для обеспечения контроля в условиях применения программно-целевого подхода

приобретает организация управления реализацией целевых программ.

Комплексные целевые программы являются механизмом реализации стратегического плана. Для полноценной реализации принципов программно-целевого управления необходимо организовать выполнение в соответствии с ними всех функций, отражающих содержание и порядок управления банковской деятельностью (целеполагание, планирование, организация, учет, регулирование, контроль).

Применение программно-целевого подхода позволяет формализовать деятельность многофилиального банка в виде совокупности целевых программ. При этом в соответствии с предлагаемой концепцией экономической надежности необходимо обеспечивать корреляцию результатов реализации данных программ с целями отраслевого и регионального экономического развития. Благодаря применению такого подхода управление экономической надежностью многофилиального банка можно основывать на управлении целевыми программами. Данный подход позволяет оценивать совокупную экономическую надежность через характеристику надежности его отдельных систем (планирования, организационных и методологических, учетных, аналитических и контрольных, координации и регулирования) и характеристику адекватности состояния данных систем целям и задачам банка. Кроме того, в рамках применения программно-целевого подхода необходимо предусмотреть возможность оптимизации деятельности многофилиального банка и повышение ее эффективности, что позволит наиболее полно и эффективно использовать имеющиеся ресурсы.

Применение программно-целевого подхода в деятельности многофилиального банка позволяет сформировать банковскую технологию как комплекс нормативного, методического, организационного, программно-технического и информационно-аналитического обеспечения процесса оказания банковской услуги и обеспечивает формирование системы потоков,

Цели

Мероприятия

Исполнители

Ресурсы

Рис. 1. Принципиальная структура целевой программы

ориентируемой на достижение конечного результата в логике поэтапного действия: формирования дерева целей, разработки адекватной исполняющей программы, механизма реализации управляющей программы. Деятельность, осуществляемая в соответствии с банковской технологией, является банковским технологическим потоком, а банковская услуга — результатом функционирования банковского технологического потока.

В общем виде структура банковской технологии, в которой отражено место контура управления (показан на рисунке шестиугольными блоками) ресурсного обеспечения, банковского технологического потока и банковского продукта, представлена на рис. 2.

Банковский технологический поток — это непрерывная цепочка банковских процессов, упорядоченная и сбалансированная в целях достижения запланированного результата. Наличие четко сформулированных целей позволяет определить направленность действий подразделений многофилиального банка, которая не должна противоречить системе целей. Применительно к многофилиальным банкам при разработке целевых программ необходимо учитывать отраслевой, географический, а также социальный аспекты их целей и условий деятельности.

Обобщенная модель банковского технологического потока (рис. 3) показывает, что банковский продукт, который выражается для банков в форме оказанной клиенту услуги, является результатом комплекса работ (действий), объединяемых по це-

Организация

Действия (банковский технологический поток)

Учет

Услуга (банковский продукт)

Прямая связь

Обратная связь

Рис. 2. Структура банковской технологии

Рис. 3. Модель банковского технологического потока

левому назначению в банковский технологический поток. Данный поток представлен в виде отдельных стандартизированных технологических модулей, комбинация которых позволяет сформировать уникальный банковский продукт. Такой подход позволяет оценить параметры функционирования любого банковского технологического потока через стоимость входящих в него операций, их трудоемкость и производительность рабочих мест. Важно отметить, что стоимость управленческого цикла при таком подходе оценивается отдельно.

Для формализации банковского технологического потока целесообразно применять методику формализации бизнес-процессов, изучению которого посвящены работы П. Друкера, А. -В. Шеера и др. [14]. При этом необходимо максимально структурировать выполняемые операции по реализуемым программам, сформулированным на основе стратегических целей. При таком условии понятие «бизнес-процесс» практически можно отождествлять с банковским технологическим потоком, но в общем случае бизнес-процесс — это понятие более широкое, позволяющее трактовать как процесс любую логически обособленную цепочку операций, независимо от уровня достигаемой в результате его работы цели. Банковский технологический поток представляет собой укрупненный бизнес-процесс, включающий все операции, которые выполняются для достижения результата, запланированного целевой программой. К реализации одной и той же услуги в разных банках могут приводить совершенно разные технологические потоки, что определит различия в себестоимости, качестве и конкурентоспособности данной услуги.

Необходимо отметить, что в организации бизнес-процессов можно выделить ряд типовых недостатков. Как показывают некоторые исследования [3], в структуре банков можно обнаружить

целые подразделения, деятельность которых заключается только в накоплении и передаче информации, без какого-либо обогащения, создания новых знаний. К типовым недостаткам организации бизнес-процессов следует отнести также наличие участков с недостаточной производительностью и фактов неоднократного прохождения процесса через одно и то же подразделение (так называемых «процессных петель» [17], возникающих вследствие устройства традиционной организационной структуры как «лабиринта» [16]), а также недостаточность регламентации операций, приводящей к различиям в составе операций, осуществляемых для реализации одной и той же услуги в разных подразделениях многофилиального банка, в размерах затрачиваемых ресурсов и в качестве получаемых результатов. Поэтому одним из важнейших факторов обеспечения оптимальности структуры технологических потоков такой системы является бизнес-модель, оформленная в виде знаковых систем — процессной модели, системы показателей, нормативно-методической документации и др. При таком подходе задача повышения эффективности деятельности и обеспечения экономической надежности решается за счет гармонизации знаковых систем, лежащих в основе банковских технологий.

Уровень применяемой технологии определяет все составляющие банковского процесса и конкурентоспособность банковского продукта. Банковский технологический поток представляет собой все действия, как добавляющие, так и не добавляющие ценность, которые необходимо осуществить, чтобы, используя имеющиеся ресурсы, достигнуть поставленных целей и обеспечить информационный поток, необходимый и достаточный для осуществления управления.

На современном банковском рынке, характеризующемся высокими требованиями к качеству работы банка и быстрыми изменениями экономической ситуации, встречаются и подвергаются конкурентной проверке не столько предлагаемые банковские продукты, сколько системы планирования и способность банков делать правильные выводы из всего потока информации и в соответствии с ними принимать обдуманные решения. В таких условиях управление экономической надежностью

многофилиального банка требует усиления роли системы планирования и развития ее методических основ. Можно утверждать, что эффективная система планирования является ключевым элементом обеспечения экономической надежности многофилиального банка.

К основным (с точки зрения управления экономической надежностью) сущностям, которым необходимо уделять внимание при планировании в многофилиальном банке, относятся:

— сегменты клиентской базы;

— территориальные зоны;

— система доставки банковских услуг;

— федеральные, региональные и внутрибанковские целевые программы;

— виды банковских операций (банковские продукты, услуги);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

— источники финансирования.

Результатом планирования является формирование обоснования принятия управленческих решений, создание системы взаимосвязанных планов. Как отмечают Ю. В. Рожков и С. Н. Третьякова [15], главный смысл планирования банковской деятельности состоит в повышении ее эффективности и конкурентоспособности самого банка.

Логическая организация системы планирования многофилиального банка должна осуществляться на основе следующих принципов: необходимости и достаточности, непрерывности, гибкости (адаптивности), оптимальности, сбалансированности, комплексности. Возможности банка в отношении реализации этих принципов на практике влияют на выбор формы организации планирования. Тем не менее необходимо отметить ряд общих требований, которым должна удовлетворять форма организации системы планирования:

— компактность и высокая эффективность службы планирования;

— высокий уровень технологической оснащенности (информационное, техническое, ма-тематико-программное обеспечение) процессов планирования;

— максимизация возможностей управленческого учета, являющегося основой информационно-аналитического обеспечения планирования;

— высокая степень регламентации процессов планирования;

— высокая квалификация кадров службы планирования.

Организационный механизм системы планирования должен обеспечивать взаимосвязь процессов планирования и реализации сформированных пла-

нов, должен представлять собой единый механизм планирования и контроля за деятельностью банка.

Функционирование системы планирования требует обеспечения нормативно-методической документацией, определяющей концепцию построения и развития системы планирования, методические подходы к организации управленческого учета, составлению бюджетов и функционально-стоимостного анализа, формированию мотивированных суждений для целей планирования и управления активами-пассивами и др.

Кроме того, нормативно-методической документацией должен быть определен порядок сбора и накопления первичной плановой информации, порядок подготовки и представления управленческой отчетности для анализа и принятия решений, порядок принятия и корректировки стратегических и текущих решений относительно клиентских, инвестиционных и хозяйственных операций банка.

Для решения специфических задач многофилиальных банков, связанных с управлением обширной филиальной сетью, необходимо рассматривать возможности стандартизации деятельности региональных филиалов, к основным направлениям которой относятся:

— типизация системы доставки услуг;

— разработка и внедрение единых банковских технологий (процессов) для однотипных элементов системы доставки банковских услуг;

— формализация банковских продуктов;

— обеспечение полного единообразия в учете банковских операций различными структурными подразделениями;

— разработка и внедрение правил учета, позволяющих осуществлять план-фактный анализ направлений деятельности.

Эффективным инструментом формализации деятельности, обеспечения наглядности ее элементов является моделирование. Для целей планирования необходимо использовать модели бизнес-процессов, операций, продуктов, точек продаж, принятия управленческих решений, финансового результата и др. Транспарентность таких моделей определяет результативность планирования и способствует повышению качества банковских процессов, вносит ясность в задачи для менеджмента и для сотрудников структурных подразделений, повышает эффективность деятельности банка. Моделирование процессов принятия управленческих решений целесообразно отнести к категории первоочередных задач.

Система доставки банковских услуг является средством, обеспечивающим реализацию финан-

сово-кредитного механизма. Набор реализуемых банковских продуктов и услуг, качество их предоставления являются критериями классификации точек продаж банковских услуг. Их типизация и унификация являются приоритетной задачей с точки зрения эффективности управления бизнес-процессами, планирования деятельности банка и формирования бюджетов.

В процессе планирования формируются специфические требования к информационной модели и ведению управленческого учета, поскольку данные управленческого учета составляют информационную основу процессов планирования. Организацию ведения управленческого учета в соответствии с требованиями процессов планирования целесообразно относить к первоочередным задачам формирования системы планирования. Основа повышения качества — обеспечение полноты и достаточности данных управленческого учета и непрерывности процесса подготовки управленческой отчетности.

Результативность планирования как части цикла управления кредитной организацией определяется ее способностью достигать поставленных целей оптимальным способом, учитывая при этом влияние внешних факторов и состояние внутренних бизнес-процессов.

Если основным источником информации о фактическом состоянии направлений деятельности (бизнес-процессов) и финансовом положении кредитной организации является управленческий учет, то «средством доставки» данных управленческого учета до потребителей является управленческая отчетность.

Управленческая отчетность является аналитической и технологической платформой планирования. Она должна обеспечивать контроль за показателями качества бизнес-процессов многофилиального банка, финансовый и экономический анализ его деятельности. Потребность процессов планирования в управленческой отчетности не ограничивается каким-либо бизнес-направлением и определяется необходимостью охвата всех аспектов деятельности кредитной организации и использованием системы контрольных показателей.

Изучение современного состояния и проблем банковского планирования показывает, что решение ряда вопросов повышения экономической надежности многофилиальных банков за счет развития системы планирования зависит от действий Правительства РФ и Банка России. Необходимо совершенствовать нормы правового регулирования, направленные на

стимулирование роста вложений банков в реальный сектор экономики, на укрепление прав кредиторов и вкладчиков, а также совершенствовать систему налогообложения банковской деятельности. Развитие кредитования должно сопровождаться усилением мер контроля за состоянием банков, совершенствованием инструментов банковского надзора, обеспечением открытости деятельности банков.

Решение значительного числа вопросов находится в сфере деятельности самих коммерческих банков. В первую очередь, к ним относятся:

— повышение качества корпоративного управления;

— развитие систем управленческого учета и отчетности, управления рисками, внутреннего контроля;

— развитие информационных и банковских технологий.

Развитие системы планирования, необходимое для эффективного управления экономической надежностью, целесообразно осуществлять по следующим направлениям:

— повышение уровня транспарентности бизнес-процессов, позволяющего формировать объективную информацию о деятельности банка для актуализации стратегии банка и подготовки бизнес-планов;

— формирование механизма планово-бюджетной системы банка, позволяющего четко и надежно управлять бизнес-процессами и обеспечивать снижение себестоимости банковских продуктов и затрат банка;

— создание финансового навигатора банка, позволяющего на основе ряда ключевых показателей эффективности деятельности оперативно оценивать состояние банка, отслеживать основные его изменения и осуществлять регулирование деятельности;

— соблюдение принципа проведения непрерывных улучшений, реализация которого заключается в совершенствовании инструктивно-методической базы планирования, внедрении инноваций, повышающих уровень технической оснащенности, а также в формировании компактной системы планирования в банке.

Повышение эффективности планирования в многофилиальных банках предполагает необходимость идентификации и применения на практике разнообразных видов планирования. Все они тесно связаны между собой, и области их пересечения обеспечивают единство процесса банковского планирования.

Учитывая отсутствие внешней нормативной документации, в банках целесообразно разраба-

тывать внутреннюю концепцию построения и развития системы планирования, комплекс методической, справочной, отчетной документации по планированию.

Уровень развития системы планирования в банке, системы управленческого учета и системы финансового мониторинга является ключевым фактором экономической надежности многофилиального банка. Уровень развития данных систем признается удовлетворительным при наличии их нормативно-методического, информационно-аналитического, технического и организационного обеспечения. Технологии планирования, управленческого учета и финансового мониторинга являются критическими для многофилиального банка, поскольку формируют содержательную часть механизма управления банком.

Совершенствование планирования деятельности многофилиальных банков позволит повысить возможности по обеспечению необходимого уровня экономической надежности их работы в перспективе.

Проведенный анализ показал, что программно-целевой метод, направленный на усиление системного, комплексного подхода к реализации стратегических целей, на сбалансированное и пропорциональное развитие многофилиального банка и ориентированный на синергетический эффект, позволяет осуществлять управление экономической надежностью многофилиального банка. Использованию данного метода в многофилиальных банках и формированию на его основе системы управления экономической надежностью в значительной степени способствует, наряду с необходимой для обеспечения экономической надежности целевой ориентацией, применимость данного подхода в условиях процессно ориентированной организации труда.

Для практического выполнения целевой программы необходимо обеспечить управление реализацией программы. Оно должно включать мониторинг, т. е. наблюдение за ходом осуществления программы, необходимый для выявления отклонений от планов осуществления программы, контроля за выполнением намеченных мероприятий, сигнализирования о необходимости усиления координации действий по реализации программы.

Управление экономической надежностью требует анализа экономических связей многофилиального банка, анализа динамики состояния хозяйственной деятельности его клиентов, анализа эффективности использования имеющихся в распоряжении многофилиального банка ресурсов.

Список литературы

1. Головань С. И. Бизнес-планирование: учеб. пособие. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002.

2. ДаниловЕ. Е. Эффективность контрольных и надзорных мероприятий с позиции коммерческого банка // Оперативное управление и стратегический менеджмент в коммерческом банке. 2002. № 3 (7). С. 49.

3. Друкер П. Рождение новой организации. Сборник «Управление знаниями». Сер. «Классика Harvard Business Review» / пер. с англ. М.: Альпина Бизнес Букс. 2006. C. 13.

4. Ильин А. И. Планирование на предприятии: учеб. пособие. 8-е изд., стер. М.: Новое знание. 2008.

5. Лаптырев Д. А. Система управления финансовыми ресурсами банка: Процессы — задачи — модели — методы. М.: БДЦ-Пресс. 2005.

6. Максименко Н. В. Внутрифирменное планирование: учеб. пособие. Минск: Вышейшая школа. 2008.

7. Потемкин С. А., Новикова Н. Г., Ларина Т. А. Подходы к управлению экономической надежностью многофилиального банка // Финансы и кредит. 2010. № 35(419). C. 3.

8. Планирование на промышленных предприятиях: учеб. пособие / под ред. А. М. Омарова. Изд. 3-е, доработ. М.: Мысль. 1974.

9. Попов В. М, Кураков Л. П., Ляпунов С. И., Мин-газов Х. Х. Деловое планирование (методы, организация, современная практика): учеб. пособие / под ред. В. М. Попова. М.: Финансы и статистика. 1997.

10. Поморина М. А. Планирование как основа управления деятельностью банка. М.: Финансы и статистика. 2002.

11. Порядок разработки и реализации федеральных целевых программ и межгосударственных целевых программ, в осуществлении которых участвует Российская Федерация: постановление Правительства РФ от 26.06.1995 № 594.

12. Потемкин С. А. Формирование системы финансового мониторинга в кредитных организациях: учеб. пособие. М.: Кнорус. 2010.

13. Райзберг Б. А., Лобко А. Г. Программно-целевое планирование и управление: учебник. М.: ИН-ФРА-М. 2002. 428 с.

14. Репин В. В. Бизнес-процессы компании: построение, анализ, регламентация. М.: РИА «Стандарты и качество». 2007.

15. Рожков Ю. В., Третьякова С. Н. Управление корпоративной надежностью коммерческого банка. Хабаровск: РИЦ ХГАЭН. 2002.

16. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы / пер. с англ., 2-е изд. М.: Альпина Бизенс Букс — CBSD, Центр развития деловых навыков. 2006.

17. Шеер А.-В. Бизнес-процессы. Основные понятия. Теория. Методы / пер. с англ. М.: Весть — Мета-технология. 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.