Научная статья на тему 'Теоретические основы прогнозирования рационального объема запасных частей ремонтно-обслуживающей базы мобильных агрегатов'

Теоретические основы прогнозирования рационального объема запасных частей ремонтно-обслуживающей базы мобильных агрегатов Текст научной статьи по специальности «Химические технологии»

CC BY
184
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩАЯ БАЗА / ТРАКТОРА / КОМБАЙНЫ / АВТОМОБИЛИ / ГАРАНТИЙНЫЙ СРОК / ЗАПАСНЫЕ ЧАСТИ / REPAIR AND SERVICING FACILITIES / TRACTORS / COMBINE HARVESTERS / TRUCKS / WARRANTY / SPARE PARTS

Аннотация научной статьи по химическим технологиям, автор научной работы — Завора Виктор Алексеевич

Рассматриваются вопросы теоретического определения объема запасных частей на ремонтно-обслуживающей базе мобильных агрегатов, повышающие техническую готовность эксплуатируемой техники с наименьшими финансовыми затратами. Показана структурная схема современной ремонтно-обслуживающей базы, имеющая три уровня: ремонтно-обслуживающая база СПК и других агропредприятий, эксплуатирующих технику; ремонтно-обслуживающая база районных (межрайонных) технических предприятий; ремонтно-обслуживающая база областных, краевых, республиканских предприятий. Объектами ремонтно-обслуживающей базы являются: в СПК центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), стационарные пункты технического обслуживания (СПТО), машинные дворы, передвижные средства технического обслуживания и ремонта. Работоспособность машины в течение гарантийного срока эксплуатации поддерживается за счет замены вышедших из строя деталей запасными частями, определяемыми опытным путем. В настоящее время объем накопленной информации о долговечности отдельных деталей еще не позволяет с достаточной точностью рассчитать номенклатуру и количество запасных деталей. В связи с этим автором дается аналитическое определение количества запасных частей и делаются следующие выводы. По мере накопления и систематизации статистических данных и уточнения уравнения (3) применительно к сложным механическим системам предлагаемая методика позволит отказаться от традиционного, но в ряде случаев недостаточно обоснованного эмпирического подхода к комплектованию объема запчастей в пользу более точных аналитических методов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по химическим технологиям , автор научной работы — Завора Виктор Алексеевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL SUBSTANTIATION OF RATIONAL STOCKPILE OF SPARE PARTS FOR REPAIR AND SERVICE OF MOBILE MACHINERY UNITS

The theoretical determination of the stockpile of spare parts for repair and service of mobile machinery units to increase technical readiness of operated equipment with minimum costs id discussed. Three structural levels of the existing repair and service facility are discussed: 1) repair and service facilities of agricultural production co-operatives and other agribusinesses which operate machinery; 2) repair and service facilities of district (inter-district) enterprises; and 3) repair and service facilities of regional and republican enterprises. The repair and service facilities in an agricultural production co-operative include central repair shop, permanent maintenance depots, machinery yards, and mobile repair and service units. The operational capability of a machinery unit during the warranty period is maintained by the replacement of defective parts; the need for replacement is defined empirically. At present, the amount of accumulated information on the service life of individual parts still does not enable accurate calculation of the range and number of spare parts. The author suggests analytical determination of spare parts stockpile, and makes ​​the following conclusion: with the accumulation and systematization of statistical data and refinement of the equation (3) as applied to complex mechanical systems, the proposed methodology will eliminate the traditional and in some cases ill-founded empirical approach to the stocking of spare parts in favor of more precise analytical methods.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы прогнозирования рационального объема запасных частей ремонтно-обслуживающей базы мобильных агрегатов»

(Ъ + r)e + vнач COS a e-(Ъ-гП _ 2r e

— x — d n +

+ gC°samwind2 ^ -(ъ-г )t _

VB2

(x - dn +

gCOsamii d2n

VB

2

мах

-) - 2r

_ ln[

VB

2

мах

(Ъ + r)e + vнач COSa

Следовательно:

]

t _ —

1

Ъ - r

ln[-

- d + gCOs*mm d2 ) - 2r

VB2

(Ъ + r)e + VHa4 COS a Ъ _‘

-]'

(40)

(Ъ + r)e + VнaчCOSa

Прологарифмировав выражение (40), получим:

- (Ъ - r )t _

gCOsamui dn , „

(x - dn +*---2 )- 2r . (41)

(42)

Подставив вместо Ъ _ k-kv •p-s , 2 _

VBl

2m

_4ьг-7 _.

(k-kv-p-s)2

VB

2

ма

т^цй d„

, X = I

4т2 тццд dn

в уравнение (42), получим искомое значение времени притяжения частиц к полюсным наконечникам t2 :

t _

- ln[ ■

k-kv -p-s (k-k,-p-s)2 VBlx

2m у 4m2 + gCOsamld2n , 2 mllodl (k-kv -p-S)

\ L '•* n ' -1 / VB2 ] ма 4m 2

,k-kv -p-s + kk-kv -p-s)2 VBїх )

VB 2.

mmdl2

(4З)

-]

)e + Vнaч COSa

Вывод

Разработана расчетная схема сил, действующих на ферромагнитную частицу в рабочей зоне электромагнитного сепаратора и влияющих на параметры tl , 12, время движения ферромагнитной частицы вдоль и поперек канала электромагнитного сепаратора. Выведена теоретическая зависимость

параметров tx , t2 от внешних сил, механических свойств и конструктивнокинематических параметров сепаратора.

Библиографический список

1. Сумцов В.Ф. Электромагнитные же-

лезоотделители. — М.: Машиностроение,

1981. — 212 с.

2. Гортинский В.В., Дёмский А.Б., Борискин М.А. Процессы сепарирования на зерноперерабатывающих предприятиях. — М.: Колос, 1980. — 304 с.

3. Зуев В.С., Чарыков В.И. Электромагнитные сепараторы: теория, конструкция. — Курган: Зауралье, 2002. — 178 с.

УДК 631.3.004. (075.08) В.А. Завора

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ РАЦИОНАЛЬНОГО ОБЪЕМА ЗАПАСНЫХ ЧАСТЕЙ РЕМОНТНО-ОБСЛУЖИВАЮЩЕЙ БАЗЫ МОБИЛЬНЫХ АГРЕГАТОВ

Ключевые слова: ремонтно-обслу-

живающая база, трактора, комбайны, автомобили, гарантийный срок, запасные части.

Структурная схема современной ремонтно-обслуживающей базы имеет три уровня:

- ремонтно-обслуживающая база СПК и других агропредприятий, эксплуатирующих технику [1];

- ремонтно-обслуживающая база районных (межрайонных) технических предприятий;

- ремонтно-обслуживающая база областных, краевых, республиканских предприятий.

Объектами ремонтно-обслуживающей базы являются:

- в СПК — центральная ремонтная мастерская (ЦРМ), стационарные пункты технического обслуживания (СПТО), машинные дворы, передвижные средства технического обслуживания и ремонта [2];

- на районном уровне — ремонтная мастерская общего назначения (МОН), станция технического обслуживания тракторов (СТОТ), станция технического обслуживания автомобилей (СТОА);

- на областном, краевом, республиканском уровнях — заводы, специализированные мастерские и цехи по капитальному ремонту тракторов, комбайнов, автомобилей, двигателей, гидроавтомобилей и т.п.

Работоспособность машины в течение гарантийного срока эксплуатации поддерживается за счет замены вышедших из строя деталей запасными частями [3].

В литературе встречаются две постановки задачи выбора оптимального количества резервных элементов с учетом некоторых ограничений:

1) при условии заданной надежности определить количество запасных деталей, максимизирующее вероятность бесперебойной работы машины, т.е. функционирования, при котором допускаются отказы, но не допускаются простои из-за недостатка запасных деталей в течение гарантированного срока службы машины;

2) при условии заданной надежности определить набор запасных деталей, мини-мизирющий суммарную стоимость технического устройства. Применительно к автомобилям, тракторам и комбайнам, надежность которых регламентируется соответствующими нормативами, эта задача представляет больший интерес.

Суммарная стоимость машин может быть представлена в следующем виде [4]:

Л!

^1 = сн + ^ с,к,,

- (1) где Сн — стоимость машины без запасных деталей;

С — стоимость элемента нго типа;

К — количество элементов нго типа;

N — количество типов элементов.

Обозначая

ДС = С]_ — Сн,

ДС =^СДг, получим г'= 1 (2)

При определении оптимального количества запасных деталей в ЗИПе необходимо выбрать вектор К (с компонентами К1) так, чтобы минимизировать АС при принятом ограничении по стоимости и соблюдении условия [5]:

>Р,

= : ' ' (3)

где Р0 (I) — заданная вероятность бесперебойной работы машин в течение гарантийного срока I;

q1(t) — вероятность отказа итого элемента в течение времени I.

Аналитическое решение этой задачи может быть получено при условии, что вероятность одновременного возникновения двух отказов и более будет считаться достаточно малой. Можно записать [6]:

:=: (4)

Применяя метод неопределенных множителей Лагранжа, составим функцию:

Р= > ОД-Л; цг

(5)

Приравнивая к нулю производную по К1, получим:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сх-Следовательно,

1

А

Обозначая

С3

аі =

С:

аі

Я '

получим

Подставляя формулу (6) в (4), имеем:

(6)

Определив значение Л и подставив его в формулу (6), получим:

Решая последнее равенство относительно К1, найдем:

К3 =

В настоящее время объем накопленной информации о долговечности отдельных деталей еще не позволяет с достаточной точностью рассчитать номенклатуру и количество запасных деталей.

Выводы

По мере накопления и систематизации статистических данных и уточнения уравнения (3) применительно к сложным механическим системам предлагаемая методика позволит отказаться от традиционного, но в ряде случаев недостаточно обоснованного эмпирического подхода к комплектованию объема запчастей в пользу более точных аналитических методов.

Библиографический список

1. Плаксин А.М. Обеспечение работоспособности машин. — Челябинск, 2008 — 222 с.

2. Завора В.А., Коган Б.И., Чибря-ков М.В. Основы эксплуатации и ремонта агроагрегатов. — Кемерово: Кузбассвузиз-дат, 2004. — 426 с.

Вестник Алтайского государственного аграрного университета № 11 (109), 2013

99

3. Черноиванов В.И. Состояние и основные направления развития технического сервиса // Вестник ЧГАУ. — 2004. — Т. 31.

4. Пасечников Н.М. Научные основы технического обслуживания машин в сельском хозяйстве. — М., 2003.

5. Плаксин А.М. Обеспечение работоспособности машинно-тракторных агрегатов

на предстоящие циклы использования в растениеводстве: дис. ... докт. техн. наук. — Челябинск, 1996.

6. Гурьянов Ю.А. Экспресс-методы и средства диагностирования агрегатов машин по параметрам масла: дис. ... докт. техн. наук. — Челябинск, 2007.

+

УДК 631.173.2

A.М. Плаксин,

B.В. Качурин

ОБОСНОВАНИЕ КОЛИЧЕСТВА МОБИЛЬНЫХ ЗВЕНЬЕВ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РАБОТОСПОСОБНОСТИ ПОСЕВНЫХ КОМПЛЕКСОВ

Ключевые слова: агрохолдинги, процессы, посевные комплексы, восстановление работоспособности, мобильные звенья, оборотный фонд, моделирование, критерий.

Введение

Использование ресурсосберегающих технологий при производстве зерновых культур в России нашло широкое применение в сельскохозяйственных предприятиях (СХП) агрохолдингов. Они во многих регионах страны являются основными производителями продукции растениеводства [1-3]. Значимые финансовые инвестиции головными предприятиями агрохолдингов в присоединенные к ним СХП позволили провести в них технико-технологическую модернизацию. Она выразилась в техническом переоснащении СХП современными посевными и почвообрабатывающими комплексами и во внедрении ресурсосберегающих технологий (в частности No-till) возделывания зерновых культур. Это направление восстановления сельскохозяйственного производства становится одним из главных, т.к. в условиях ВТО является одним из немногих сравнительных преимуществ по масштабам производства. В настоящее время агрохолдинги имеют до

7-10 СХП, общая площадь пашни которых составляет в среднем 40-80 тыс. га.

Особенностями функционирования СХП предприятий в агрохолдингах являются следующие: территориальная рассредоточен-

ность СХП, которые могут находиться в нескольких административных районах области на расстоянии до 5-80 км от центральных инженерных комплексов; в большинстве присоединенных СХП сведена до минимума инженерная база, малочисленны инженерно-технические службы; стоимость посевных и почвообрабатывающих комплексов (ПК, ПОК) с тракторами 5-8-го классов тяги (мощность дизелей 300-500 л.с.) составляет 7-12 млн руб.; потенциальная производительность, в частности ПК, составляет 150-200 га/сут. при двухсменной работе, а сезонная выработка их возможна в диапазоне 2-3 тыс. га посева одним комплексом; из-за технических и технологических отказов, чаще всего СХМ, коэффициент использования рабочего времени смены (суток) не превышает 0,50-0,60 [4].

Эксплуатационная надежность современных тракторов, в том числе импортных, относительно высока. У них наработка на отказ II и III групп сложности составляет 300600 моточасов [5]. А вот отказы рабочих

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.