Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СОТРУДНИКОВ БАНКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СОТРУДНИКОВ БАНКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
28
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УВЕРЕННОСТЬ В СЕБЕ / ХАРАКТЕРИСТИКА ЛИЧНОСТИ / СОТРУДНИКИ БАНКА / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Остроушко К.В.

В статье рассматриваются вопросы уверенности в себе. Указываются основные причины отсутствия уверенности в себе сотрудников банка, а также положительное влияние развития данной характеристики личности на сотрудников банка. Предложено развивать уверенность в себе у сотрудников банка в процессе психологического консультирования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СОТРУДНИКОВ БАНКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ»

П

С И Х О Л О Г И Ч Е С К И Е

НАУКИ

К.В. Остроушко

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ УВЕРЕННОСТИ В СЕБЕ У СОТРУДНИКОВ БАНКА В ПРОЦЕССЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ

В статье рассматриваются вопросы уверенности в себе. Указываются основные причины отсутствия уверенности в себе сотрудников банка, а также положительное влияние развития данной характеристики личности на сотрудников банка. Предложено развивать уверенность в себе у сотрудников банка в процессе психологического консультирования.

Ключевые слова: Уверенность в себе, характеристика личности, сотрудники банка, психологическое консультирование.

Проблема уверенности в себе в зарубежной и отечественной науке исследуется с середины XX века.

В современной психологической науке существует многообразие взглядов на сущность и содержание как термина уверенности, так и уверенности в себе. Вследствие этого в психологической науке нет единого определения для данных понятий.

В зависимости от направлений психологии в настоящее время выделяют следующие основные теоретические подходы исследования уверенности в себе: позитивный (Н. В. Коптева, Д. А. Леонтьев, Л. Ю. Наговец, Ю. А. Рокицкая) [5; 7; 8], бихевиоральный (А. Сальтер, А. Лазарус, Д. Вольпе) [12], когнитивно-бихевиоральный (Р. Зигмунд, В. Г. Ромек) [10], социально-когнитивный (А. Бандура) [8], системный (Н.

© К.В. Остроушко, 2022.

Ю. Будич, Е. В. Головина, И. Г. Скотникова) [2; 3; 4; 15], многомерно-функциональный (А. И. Крупнов, М. А. Селиверстова) [13].

Помимо различных взглядов авторов на понятие уверенности в себе в зависимости от психологических направлений, можно выделить разделение точек зрений на данное явления исходя из рассмотрения уверенности в себе как уверенности индивида в правильности своих суждений или ситуативной уверенности (И. В. Вайнер, И. Г. Скотникова) [3; 15], и как личностную характеристику (В. Г. Ромек, В. Б. Высоцкий, Е. В. Головина) [4; 5; 11; 12;].

Большинство из них касаются развития уверенности в себе у педагогов, учеников, студентов, т. е. находят свое отражение преимущественно в рамках педагогической и социальной психологии.

В результате анализа научных работ нами был сделан вывод, что наиболее проработанное и комплексное исследование уверенности в себе провел В. Г. Ромек, в результате которого сформулировал определение данного феномена, выявил его компоненты и разработал метод диагностики.

В. Г. Ромек определяет уверенность в себе как свойство личности, ядром которого выступает позитивная оценка индивидом собственных навыков и способностей как достаточных для достижения значимых для него целей и удовлетворения его потребностей [8].

По мнению В. Г. Ромека, уверенность в себе представляет комплексную характеристику личности, включающую в себя три компонента:

Когнитивный компонент - убеждение человека в том, что он способен успешно осуществить поведение, необходимое для достижения ожидаемых результатов в какой-нибудь деятельности.

Эмоциональный компонент - характеризует «смелость» человека в социальных контактах, также включает умение управлять своими реакциями, умение сдерживаться, проявлять спокойствие, стабильность и уравновешенность.

Поведенческий компонент - обеспечивает внешнюю реализацию поведенческого проявления уверенности в себе [12].

В связи с разнообразием подходов в понимании термина уверенность в себе, данный феномен вызывает заинтересованность многих отечественных и зарубежных авторов и в психологической науке представлено немало работ, посвященных теме уверенности в себе.

Наиболее известными отечественными представителями исследований в области уверенности в себе выступают также Е. В. Головина, Е. А. Серебрякова, М. А. Селиверстова, И. Г. Скотникова, [4; 13; 14; 15] и др.

Вместе с тем, в психологической науке практически нет научных трудов, посвященных развитию уверенности в себе у сотрудников банка.

Однако, в силу специфики своей профессиональной деятельности сотрудникам банка характерна неуверенность в себе.

Массивный объем информации, перерабатываемый сотрудником банка, регулярная сменяемость кадров, а также излишнее желание соблюдать приличия при коммуникации с коллегами и руководителями организации по вопросам оказания помощи при решении ежедневных проблем, способствуют возникновению переживаний и страхов при выполнении своих должностных обязанностей за возможные последствия своих решений и действий.

В свою очередь страхи и переживания провоцируют у сотрудников формирование заниженной самооценки и нерациональных убеждений в своей некомпетентности вследствие периодического допущения ошибок в ходе своей деятельности.

Отсутствие навыков выражения своих чувств приводит к сложностям в общении сотрудника с коллегами и вышестоящим руководством относительно проблем и трудностей, происходящих в ходе выполнения своих профессиональных обязанностей.

Все вышеперечисленные причины в своей совокупности или по отдельности способны вызвать ситуационную неуверенность в себе у сотрудников банка.

Однако, при многократном повторении ситуаций, влекущих возникновение вышеперечисленных факторов неуверенности, ситуационная неуверенность в себе трансформируется в постоянную.

Вместе с тем, для успешного функционирования банков в целом и сотрудника в частности, необходимо обладать уверенностью в себе.

Убеждение в правильности принятых ими решений, возможности достижения успеха в результате своих действий способствуют успешному выполнению сотрудниками задач в процессе осуществления профессиональной деятельности.

Способность к инициативе в социальных контактах, легкость во взаимодействии со своими коллегами и руководителями, способность отстаивать свою точку зрения способствуют применению разноплановых способов при решении ежедневных задач и снижению объемов работы сотрудника.

Таким образом, в условиях нестабильности, многозадачности и многовариативности, развитие уверенности в себе сотрудников банка позволит принимать быстрые и эффективные решения в профессиональной деятельности, повысит навыки коммуникации в рабочем коллективе, что благотворно скажется на сотруднике и позволит ему достигнуть карьерного развития.

Сформировать уверенность в себе у сотрудников банков возможно под воздействием ряда факторов.

Так, положительные изменения в социальной и экономической сфере способны позитивно сказаться на формировании уверенности в себе.

Однако, данные явления носят независящий от личности характер, сотрудник банка не способен оказать своего воздействия на их формирование.

В следствие чего, более оптимально развивать уверенность в себе у сотрудников банков как характеристику личности, благодаря чему, при наличии неизменной неблагоприятной окружающей обстановке, личность сможет оставаться уверенной в себе.

Психологическое консультирование направлено на оказание помощи человеку, в процессе которой, в том числе возможно развить характеристики личности и обучиться новому поведению.

Таким образом, развивать уверенности в себе у сотрудников банка наиболее эффективно в процессе психологического консультирования.

В процессе психологического консультирования возможно создать сотрудникам благоприятные условия для развития навыков, поведения и положительных установок, а, следовательно, и уверенности в себе.

Последовательное использования методов психологического консультирования (аналитические, обучающие, моделирующие, трансформирующие, развивающие) способны развить у сотрудников банков способность к принятию решений в сложных ситуациях, контроле собственных действий и их результатов, смелость и инициативу в социальных контактах.

В зарубежной и отечественной научной литературе представлен ряд программ, направленных на развитие уверенности в себе.

К ним можно отнести программу тренинга уверенности в себе, разработанную Р. Ульрих и Р. Уль-рих [12], тренинг «Умейте постоять за себя. Ключ к самоутверждающему поведению», разработанный Р. Е. Альберти, М. Л. Эммонс [1], тренинг уверенности в межличностных отношениях, разработанный В .Г. Ромеком [12].

Несмотря на наличие программ, направленных на развитие уверенности в себе в процессе группового психологического консультирования, на сегодняшний нет программ, позволяющих развить данную характеристику личности у сотрудников банка.

Вместе с тем, в связи с наличием факторов, влияющих на неуверенность в себе сотрудников банка и, следовательно, их предрасположенностью к неуверенности в себе, важно разработать и реализовать программу психологического консультирования по развитию уверенности в себе сотрудников банка.

Библиографический список:

1.Алберти, Р. Е. Умейте постоять за себя!: Ключ к самоутверждающему поведению : [Пер. с англ.] / Р. Е. Ал-берти, М. Л. Эммонс. - М. : Горбунок, 1992. - 95 с.

2.Будич, Н. Ю. Исследование уверенности в себе / Н. Ю. Будич // Социальная работа в Сибири: сборник научных трудов. - Кемерово : Кузбассвузиздат, , 2004. - С. 113-117.

3.Головина, Е. В. Взаимосвязь уверенности в себе с эмоциональностью и агрессивностью / Е. В. Головина // Прикладная юридическая психология. - 2014. - № 4. - С. 85-92.

4.Головина, Е. В. Когнитивно-стилевая структура феномена уверенности / Е. В. Головина, И. Г. Скотникова // Психологический журнал. - 2010. - Т. 31. - № 4. - С. 69-82.

5.Коптева, Н. В. Онтологическая уверенность и самоотношение / Н. В.Коптева // Вестник Читинского государственного университета. - 2009. - № 5(56). - С. 110-117.

6. Леонтьев, Д. А. Вызов неопределенности как центральная проблема психологии личности / Д. А. Леонтьев // Психологические исследования. - 2015. - Т. 8. - № 40. - С. 2.

7.Наговец, Л. Ю. Уверенность личности как психологический феномен / Л. Ю. Наговец // Педагогическое образование в России. - 2012. - № 2. - С. 58-61.

8.Рокицкая, Ю. А. Психолого-педагогические условия формирования оптимизма у подростков: монография / Ю. А. Рокицкая. - Челябинск : «Цицеро», 2017. - 185с

9.Ромек, В. Г. Развитие уверенности в межличностных отношениях / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. - 2000. - № 12. - С. 74-113.

10. Ромек, В. Г. Теория выученной беспомощности Мартина Селигмана / В. Г. Ромек // Журнал практического психолога. - 2000. - № 3-4. - С. 218-235.

11. Ромек, В. Г. Тренинг уверенности в межличностных отношениях \ В. Г. Ромек..-СПб. : Речь, 2008. - 387

12. Ромек, В. Г. Уверенность в себе как социально-психологическая характеристика личности : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук / Ромек Владимир Георгиевич. - Ростов-н/Д., 1997. - 23 с.

13. Селиверстова, М. А. Индивидуальные особенности и структура уверенной личности / М. А. Селиверстова, Д. А. Крупнов // Личность и ее становление в современных условиях: Эколого-психологический и психолого-педагогический аспекты: Материалы 7-х межвузовских психологических чтений студентов и аспирантов. - М. : МНЭПУ, 2003. - С. 62-64.

14. Серебрякова, Е. А. Уверенность в себе и условия ее формирования у школьников / Е. А. Серебрякова. - М. : Изд-во МГУ, 1955. - 124 с.

15. Скотникова, И. Г. Экспериментальное исследование уверенности в решении сенсорных задач / И. Г. Скотникова // Психологический журнал. - 2005. - Т. 26. - № 3. - С. 84-99

ОСТРОУШКО КРИСТИНА ВИТАЛЬЕВНА - магистрант, Иркутский государственный университет, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.