Научная статья на тему 'Теоретические основы проблемы обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями'

Теоретические основы проблемы обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
224
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
художественные произведения / приобщение к чтению / методика обучения элементам рассуждения / развитие речи / знакомство с художественными произведениями / works of art / familiarization with reading / methods of teaching the elements of reasoning / speech development / acquaintance with works of art

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Людмила Ивановна Пономарева, Сайда Исаковна Турсунова

В данной статье рассматриваются теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста элементам рассуждения. Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что обучение детей младшего школьного возраста элементам рассуждения является необходимым условием детей к обучению на последующих этапах обучения. Если у ребенка хорошо развита связная речь, он сможет без труда пересказать прочитанный текст, развернуто ответить на вопросы учителя и сверстников, охарактеризовать предмет или явление, построить рассуждение. Особенность обучения элементам рассуждения определяется тем, что авторами данное обучение рассматривается в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Кроме того, ознакомление с произведениями художественной литературы рассмотрено на примере школ Республики Узбекистан, в которых обучение идет на русском языке. Авторы описывают этапы работы по ознакомлению с художественными произведениями, а также рассматривают методы обучения школьников элементам рассуждения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Людмила Ивановна Пономарева, Сайда Исаковна Турсунова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Theoretical foundations of the problem of teaching reasoning elements to younger schoolchildren during the acquaintance with works of art

This article discusses the theoretical foundations of teaching primary school age children the elements of reasoning. The relevance of this issue is due to the fact that teaching primary school age children the elements of reasoning is a necessary condition for children to learn at subsequent stages of education. If a child has a well-developed coherent speech, he will be able to retell the text he has read easily, answer the teacher’s questions and peers in detail, characterizes an object or phenomenon and builds a reasoning. The authors consider teaching the elements of reasoning in the process of familiarizing children with fiction. In addition, familiarization with works of fiction is considered on the example of schools in the Republic of Uzbekistan the education in which is in Russian. The authors describe the stages of work on familiarization with works of ar, and also consider methods for teaching schoolchildren the elements of reasoning.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы проблемы обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями»

12. ájjjJI ^jIj^-JI ( (х>Ы1 Já ^.UJl ¡jaLlJ ÁúLjll jü^I J! d^Jx [Introduction to national standards of general education programs of pre-university education in Syria, 2014]. URL: https://sites.google.com/site/mostafaabushaheen/standards (accessed 25.04.2023)

13. kill ÁJ-JI JJj^J ¿i IajI^jí^I ^ Á^L fjkill (i Á_£ill ülj^Jl[Education: Smartphones are an important requirement and an urgent need to invest in improving the educational process]. URL: https://www.okaz.com.sa/lo-cal/na/1661648 (accessed 24.05.2023).

14. (jl^bVl ^xl^Jl L 2023 ájjIxj1»JI ^l^ix cjAj [Download and Explain Computer Science Curriculum for Primary School Fifth Grade Syrian Curriculum 2023]. URL: https://eduschool40.blog/2022/09/11/

(accessed 24.05.2023).

15. ájjJI á^jj-JI ¿i ^ijU í.H CiVI^jVIj CiUjkJl Ua.j)jj£j jc ¿^jAx [Textbook on information and communication technology for the sixth grade of the Syrian school]. URL: http://moed.gov.sy/curricula-new/06/Technology.pdf (accessed 24.05.2023).

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРЕ:

Г.М. Майя, аспирант 2-го года обучения по направлению подготовки 44.06.01 - Образование и педагогические науки, ФГБОУ ВО «Уральский государственный педагогический университет», г. Екатеринбург, Россия, e-mail: m.gada@uspu. su.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR:

G.M. Maya, Graduate Student, field of training 44.06.01 - Education and Pedagogical Sciences, Ural State Pedagogical University, Yekaterinburg, Russia, e-mail: m.gada@uspu.su.

УДК 371.333 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_53

Людмила Ивановна Пономарева, г. Шадринск Сайда Исаковна Турсунова

г. Тараз

Теоретические основы проблемы обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями

В данной статье рассматриваются теоретические основы обучения детей младшего школьного возраста элементам рассуждения. Актуальность данной проблематики обусловлена тем, что обучение детей младшего школьного возраста элементам рассуждения является необходимым условием детей к обучению на последующих этапах обучения. Если у ребенка хорошо развита связная речь, он сможет без труда пересказать прочитанный текст, развернуто ответить на вопросы учителя и сверстников, охарактеризовать предмет или явление, построить рассуждение.

Особенность обучения элементам рассуждения определяется тем, что авторами данное обучение рассматривается в процессе ознакомления детей с художественной литературой. Кроме того, ознакомление с произведениями художественной литературы рассмотрено на примере школ Республики Узбекистан, в которых обучение идет на русском языке. Авторы описывают этапы работы по ознакомлению с художественными произведениями, а также рассматривают методы обучения школьников элементам рассуждения.

Ключевые слова: художественные произведения; приобщение к чтению, методика обучения элементам рассуждения, развитие речи, знакомство с художественными произведениями.

Ludmila Ivanovna Ponomareva,

Shadrinsk Saida Isakovna Tursunova

Termez

Theoretical foundations of the problem of teaching reasoning elements to younger schoolchildren during the acquaintance with works of art

This article discusses the theoretical foundations of teaching primary school age children the elements of reasoning. The relevance of this issue is due to the fact that teaching primary school age children the elements of reasoning is a necessary condition for children to learn at subsequent stages of education. If a child has a well-developed coherent speech, he will be able to retell the text he has read easily, answer the teacher's questions and peers in detail, characterizes an object or phenomenon and builds a reasoning.

The authors consider teaching the elements of reasoning in the process of familiarizing children with fiction. In addition, familiarization with works of fiction is considered on the example of schools in the Republic of Uzbekistan the education in which is in Russian. The authors describe the stages of work on familiarization with works of ar, and also consider methods for teaching schoolchildren the elements of reasoning.

Keywords: works of art; familiarization with reading, methods of teaching the elements of reasoning, speech development, acquaintance with works of art.

Введение. Художественная литература издавна считается одним из важных средств воспитательного воздействия на личность, начиная с младшего возраста. Никакой другой ресурс не окажет на ребенка такого влияния, поскольку именно в художественной литературе запечатлены все сокровища культуры, жизни, она обеспечивает знаниями из реального мира, обладает определенной эстетической ценностью, а также является источником эмоциональных впечатлений. В художественном произведении присутствуют черты образности. Это выражается в использовании автором произведения таких приемов, как эпитеты и метафоры, гиперболы, олицетворения или аллегории. На уровне синтаксиса это выражено в использовании подобных примеров: фигурами речи, композиционными стыками или повторами. Обучение детей младшего школьного возраста элементам рассуждения является необходимым условием подготовки обучающихся к более сложному усвоению материала и свободному, последовательному, логичному его изложению в собственной устной и письменной речи. К сожалению, речь современных детей, любой национальности, характеризуется схематичностью, беднотой изложения и скудным словарным запасом. Это обусловлено тем, что школьники отдают предпочтение компьютерным играм, просмотру видеороликов, которые предлагают готовые слуховые и зрительные образы и ослабевают интерес к книге и желанию работать с ней. Важно, как можно раньше приобщать ребенка к книге, чтобы она обогащала его мир, делала его более интересным, полным открытий. Все дальнейшее знакомство с огромным литературным наследием будет опираться на фундамент, который будет заложен в младшем школьном возрасте.

Предваряя изложение основного материала исследования, следует отметить, что сравнивая образовательные системы двух стран - Российской Федерации и Республики Узбекистан, наблюдается схожесть не только в концептах нормативно-правовых документах, например, Законах «Об образовании», но и в использовании методических разработок в системах общего образования. Справедливости ради, следует отметить, что обучение младших школьников Республики Узбекистан в «русских школах», естественным образом затруднено, так как русский язык для детей является неродным. Поэтому возникает необходимость поиска эффективных путей обучения школьников Узбекистана устному русскому языку. В качестве одного из важных составных компонентов устного русского языка является использование в речи элементов рассуждения. Так как художественная литература считается наиболее понятным и доступным средством освоения культуры, в целом, и языка, в частности, именно ее мы взяли за основу обучения младших школьников элементам рассуждения.

Научная новизна исследования состоит в теоретическом обосновании использования произведений художественной литературы в обучении

54

младших школьников элементам рассуждения. Особую значимость исследованию придает тот факт, что практическая апробация осуществлена в школах Узбекистана, которые ведут обучение на русском языке.

Цель исследования. Изучить феноменологическую характеристику развития устной речи типа «рассуждение», обосновать применение художественной литературы как средства развития элементов рассуждения у детей младшего школьного возраста.

Обзор литературы. Младший школьный возраст является периодом активного становления читателя, который зависит от систематической целенаправленной работы учителя по решению данной проблемы. Ознакомление обучающихся с литературным произведением позволяет приобщить ребенка к искусству слова, воспитать внимательного слушателя, а в дальнейшем читателя, развивать интерес к чтению, развивать устную речевую активность детей. Не случайно художественная литература считается средством всестороннего развития личности ребенка.

Закон Республики Узбекистан «О государственном языке» четко определяет политику государства - «...изучение учащимися наряду с государственным, узбекским языком, русского языка как языка межнационального общения» [3]. Более того, «Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» декларирует: «владение русским языком (наряду с другими мировыми языками) - одно из условий повышения качества подготовки высококвалифицированных специалистов, потребность в которых возрастает в современных условиях ускорения научно-технического прогресса (цифровизации общества), интеграции, обогащения интеллектуального потенциала, реализации крупномасштабных комплексных социально-экономических программ, ключ к достижениям отечественной и мировой культуры, науки, литературы и искусства» [10].

В рамках реализации национальной программы по изучению русского языка в Узбекистане предусматривается знакомство с книжной культурой, детской литературой на русском языке. Согласно мнению современных исследователей, литература создает все необходимые условия для сохранения и передачи из поколения в поколение духовных, этнокультурных и общечеловеческих ценностей, что актуализирует данную проблему.

Изучением данной проблемы занимались Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов и многие другие. Французский исследователь проблемы чтения и читательских интересов Р. Эскарпи утверждает, что «знакомство с книгой в раннем детстве является важнейшим моментом в последующем закреплении навыков чтения и свободного изложения собственных мыслей» [13].

С точки зрения В.Я. Фишер, М.А. Кухар «под литературным образованием дошкольника понимают процесс, который происходит в ходе восприятия им текста, в том числе читаемого взрослым

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023

(обозначена проблема ребенка-«читателя» и ре-бенка-«слушателя» как субъекта литературного образования)» [1].

Согласно исследованиям А.В. Лияскиной и В.И. Яшиной, «ознакомление с художественными произведениями рассматривается как этап в системе непрерывного литературного образования, как целенаправленный процесс всестороннего формирования личности ребенка под воздействием книги, что предполагает работу по трем направлениям:

1) обучающее (развитие эстетического восприятия, формирование представлений о литературе как искусстве слова);

2) развивающее (развитие мышления и речи средствами художественных произведений);

3) воспитательное (формирование эстетических и нравственных чувств)» [4].

Литературное развитие - процесс возрастной, так как по мере развития кругозора, накопления читательского опыта восприятие одного и того же произведения одним и тем же человеком с годами будет углубляться. Но это и учебный процесс: характер обучения обязательно сказывается на ходе литературного образования, причем может не только способствовать его развитию, но и из-за неумелых действий педагога затормозить его.

Если ребенок хорошо воспринимает содержание рассказа, он сможет без труда пересказать прочитанный текст, развернуто ответить на вопросы учителя и сверстников, охарактеризовать предмет или явление, построить рассуждение. По мнению В.И. Логиновой, А.И. Максакова, М.И. Попова, «восприятие - это психический процесс отражения в мозге предметов и явлений в целом, в совокупности всех их свойств и качеств при непосредственном действии на органы чувств человека» [2]. Согласно поставленной нами цели исследования, следует отметить, что именно ознакомление с художественными произведениями является средством развития элементов рассуждения. Под рассуждением мы будем понимать сложный тип устной речи, в котором последовательно излагаются размышления о каких-либо явлениях, объясняются действия, выявляются причинно-следственные связи.

Исследовательская часть. Методика развития связной монологической речи в классическом представлении предусматривает проведение уроков с элементами рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями. Для настоящего исследования значимым является определение теоретических основ проблемы обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями. Как было указано выше, нами выявлялись особенности ознакомления с художественной литературой при обучении учащихся Узбекской школе на русском языке.

Представим алгоритм ознакомления школьников с литературными произведениями, который включает в себя следующие этапы:

- вступительная беседа (наличие этого этапа является необязательным, может быть заменено на использование сюрпризного момента, стихотворения, загадки, нацеливающих на восприятие материала);

- чтение или рассказывание учителем произведения (первичное);

- словарная работа (проговаривание необходимой лексики для использования ее в последующем пересказе);

- показ иллюстративного материала, при необходимости (для объяснения сложного содержания текста);

- беседа по содержанию прочитанного (для более полного понимания текста);

- установка на рассуждение (акцентирование внимания на запоминание);

- повторное чтение художественного произведения;

- оценивание детских рассуждений (как учителем, так и самими обучающимися).

Для обучения детей рассуждению учителем тщательно подбираются сказки, рассказы и стихотворные тексты. Для того чтобы не потерять эмоциональное воздействие стихотворных произведений на детей, их следует разучивать наизусть. Сказки в работе над рассуждением должны быть доступными и понятными ребенку младшего школьного возраста, близким к его жизненному опыту. В сказках должен присутствовать знакомый ребенку персонаж, причины поступков которого будут явно сопоставимы с его характером. Для обучения своих обучающихся рассуждению, учителю начальных классов следует вести подбор сказок, отличающихся динамичностью сюжета, четкой композицией и небольшим объемом - именно такие критерии несут воспитательную ценность. Доступность словаря младшим школьникам, наличие понятных грамматических форм, и, присутствие образных слов и выражений приносит наибольший эффект в обучении. Художественные произведения, для использования в узбекской школе, подходящие под эти критерии: «Хитрый заяц» «Бай и ка-зий», «Догадливый Апанди», «Дочь пастуха» и другие узбекские сказки. Можно использовать в обучении младших школьников пересказу и русские народные сказки, такие как «Как собака друга искала», «Пастушья дудочка», а также авторские сказки, например, Л.Н. Толстого «Пожарные собаки». Широкий выбор детских произведений представлен в пособии И. Семеренко «Тексты для чтения и пересказа, 1 -2 классы», которые успешно можно использовать в узбекских школах, где обучаются дети на русском языке [9].

Центральным этапом в работе над текстом является понимание прочитанного. Активизируется мыслительный процесс, направленный на раскрытие существенных признаков, связей, отношений между объектами (Г.П. Костюк, Н.А. Менчинская и др.). В процессе понимания происходит актив-

ный процесс рождения и усвоения смыслов, коммуникативного взаимодействия с текстом. Такой процесс требует применения приемов: анализ, синтез, выделение главного, структурирование текста, перевод, ответы на вопросы, самопостановка вопросов и тому подобное [5].

Активная позиция ребенка по отношению к литературному произведению является толчком для развития фантазии, пробуждает творческий взлет мысли ребенка, связывая процессы восприятия и речевой деятельности. Если ребенок, после прочтения литературного произведения захочет высказать свою мысль, касаемо сюжета, концовки, героев, учителю не стоит препятствовать проявлению его инициативы. Для обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями необходимо побудить детей к повторению слов, фраз, предложений, звукоподражательных выражений, выполнению действий в соответствии с текстом, стимулировать интерес и желание ребенка участвовать в драматизации, учить детей при поддержке учителя рассуждать по теме сказки [7]. Например, рассказ «Мурка» активизирует при пересказе лексику, которую дети услышали при чтении и должны воспроизвести в собственном изложении: «Мурка черная», «лапки и хвостик белые», «хвост длинный, пушистый», «глаза желтые, как огоньки» и др. При чтении данной сказки можно попросить детей описать других кошек (которые живут дома) и т.д.

В младшем школьном возрасте ребенок должен научиться самостоятельному пересказу произведений, оцениванию и характеристике действий персонажей, выражению своего отношения к героям сказочных историй, логическому обоснованию своих ответов, а также ответу на вопросы, касаемо содержания изученных рассказов и сказок. Сюда же можно включить и умение узнавать название и вспоминать сюжет произведения по описанию героев, сюжетным и предметным картинкам [8]. Для начальной стадии работы над данным умением подойдут сюжетные картинки, постепенно осуществляется переход на предметные (с отдельными персонажами и предметами). Полезны будут игры типа «сгруппируй персонажей сказок». Например, учитель раскладывает иллюстрации персонажей и предметов хорошо знакомых произведений («Гуси лебеди», «Пузырь, Соломинка и Лапоть» и др.), а ребенок, анализируя предложенные картинки, группирует персонажей по сказкам. Формируя умение пересказывать сказки с выражением и последовательно, применяются дидактические игры с наглядным материалом. Это могут быть как готовые предметные и сюжетные картинки знакомых сказок, так и самостоятельно нарисованные. Вариантов подобных игр много, приведем в пример один из них: необходимо обсудить с детьми, в какую сказку будем играть, подобрать персонажей, раскрасить героев сказки. Каждый из

ребят отыгрывает роль своего персонажа, формируя полноценный сказочный сюжет. При затруднении детей, учитель подсказывает диалог, либо напоминает сюжет. Для подобных игр подойдут хорошо знакомые детям короткие сказки: «Лисичка со скалочкой» или рассказ «Просто старушка». В процессе развития фантазии, самостоятельного рассуждения, закрепления умений с помощью интонации передавать различные чувства используются дидактические игры на придумывание продолжения и окончания произведения. Этот прием применяется и с ранее изученной литературой, и с новым материалом. Детям задаются вопросы: «Давайте подумаем, а какой мог бы быть другой конец сказки? Может быть веселый? Или грустный?». В младшем школьном возрасте дети должны научиться пересказывать уже известные сказки, пользуясь различными способами, побуждая при этом к использованию художественно-выразительных средств текста; учить трансформировать речи персонажей в косвенную речь, рассказ от первого лица в повествование от третьего [11].

Средством обучения элементам рассуждения является прямое рассказывание детей. Применение данного метода отражается в трудах Л.А. Пеньев-ской, М.М. Кониной, О.С. Ушаковой, А.М. Бородин и других. Первым приемом рассмотрим совместное рассказывание, которое характеризуется коллективной работой педагога и ребенка. Используя этот прием, выстраиваются короткие высказывания, при этом педагог начинает фразу, а ребенок завершает. Учитель планирует высказывания, определяя начало предложения по схеме, называет его конец, подсказывает способы связи. («Жил-был зайчик. Однажды зайчик пошел... Навстречу ему попался... Там он встретил...»). Включение драматизацией разных сюжетов хорошо дополняет данный прием, благодаря чему дети быстрее усваивают работу с простыми импровизациями. После активной практики совместного рассказывания учителя и ученика, можно ввести дидактические игры на совместное рассказывание ребенка с другими учащимися-сверстниками. Рассмотрим данную игру на примере сказки «Колобок». Для этого выбирается ребенок, играющий роль главного героя сказки, в ходе игры он отвечает на вопросы класса: «Куда ты отправился?», «Кого встретил в лесу?», «Что ты сделал, когда встретил Медведя?» и т.д. Педагог заранее составляет перечень вопросов и, в случае затруднения, подсказывает детям, какой вопрос можно спросить. Для подражания и запоминания грамматических форм, способов внутритекстовой связи используется образец рассказа. Вторым приемом является образец рассказа - это краткое живое описание предмета или изложение какого-либо события, доступное детям для подражания и заимствования. Поскольку образец отражает приблизительный результат, к которому ребенок должен стремиться, он должен быть сжатым, запоминающимся по форме и содержанию,

ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО __ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-0291

выразительным и доступным для детского понимания. В процессе развития инициативности и самостоятельности ребенка, педагог не должен забывать, что рассказ-образец не должен полностью захватывать содержание изучаемой темы. Для исключения копирования услышанного, необходимо оставлять детям неохваченную часть.

По рекомендации К.Д. Ушинского, целесообразно использовать логические упражнения. Это чтение с объяснениями учителя, а также беседы, которые проводятся перед и после чтения художественных произведений. К примеру, перед тем как прочитать вместе с детьми рассказ про животных, стоит обсудить вопросы о них: «Как вы думаете, почему волков называют хищниками? А почему коз называют травоядными?».

Е.Н. Водовозова, Е.И. Тихеева так же говорили о взаимосвязи речи и мышления в своих работах. Так, в методике «Закончи предложения», есть такие упражнения: «Мышка залезла в норку, потому что...; В норке у мышки есть...; Если мышка увидит кота, она.» и т.п. Вместе с тем будут полезны дидактические игры, наподобие «Объясните, почему...». В ходе этой игры детям предлагаются незаконченные предложения, которые они завершают при помощи составного союза «потому что». Например, «сегодня я не пошел в школу, потому что....» (заболел, сегодня выходной); «лед на реке растаял, потому что.» (наступила весна, стало тепло) и т.д. Разгадывание загадки - довольно сложная мыслительная операция для ребенка младшего школьного возраста. В ходе этого процесса происходит анализ материала загадки, сопоставление указанных фактов, сравнение со знакомым предметом, явлением. Кроме того, нужно еще и доказать правильность ответа, используя логически правильно выстроенные доводы [12]. Именно это, а не просто желание угадать правильный ответ, по мнению Ю.Г. Илларионовой способствует развитию логики и доказательности речи. Как раз для «разгадывания» загадки необходимо подбирать материал не в стихотворной форме, где ответ подбирается в рифму. Например, использование в деятельности загадок-обманок, суть которых состоит в том, что ответ в рифму стишка не будет являться правильным: «С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает» (обезьяна); «Она под панцирем живет, на жизнь свою не злится! Когда куда-нибудь ползет, то не спешит... » (черепаха).

М.Х. Свентицкая, автор методики рассказывания и бесед «по картинкам, без картинок» в своих работах давала рекомендации о том, как нужно проводить педагогу «свободные беседы» с детьми. Суть таких бесед заключается в том, что дети самостоятельно задают вопросы и обсуждают их с воспитателем. Но и для бесед такого типа детям нужна подготовка. В этом поможет проведение дидактических игр, в котором воспитатель играет роль главного героя сказки, а дети, поочередно (например, передавая камушек друг другу) задают вопрос: «Куда ты пошел?», «Что ты там делал?», «Почему ты сделал это?» и тому подобное. Применяется и методика, разработанная С. Лелюх и Т. Си-дорчук. В этой методике средством обучения являются серии картинок, которые составляют сюжет. Используется ряд изображений, показывающий обыденные ситуации для ребенка (поход с родителем в магазин, поездка в деревню, посещение цирка или парка аттракционов).

Рассмотренные приемы и методы ознакомления младших школьников с произведениями художественных произведений могут использоваться как в системе, так и отдельно, в зависимости с поставленных на уроках задач. Но все они, безусловно способствуют развитию высказываний устной речи типа рассуждений.

Заключение. Таким образом, процесс обучения младших школьников элементам рассуждения в процессе знакомства с художественными произведениями строиться от простого к сложному. Сначала педагог побуждает детей к ответам на вопросы по тексту, анализу слов, фраз, предложений, звукоподражательных выражений, выполнению действий в соответствии с текстом. Затем дети постепенно учатся рассуждать по теме рассказа или сказки с помощью вопросов и наглядностей, понимать действия героев художественных произведений, эмоционально откликаться на их поведение. Для этого могут быть использованы различные методы и приемы обучения, наиболее эффективными являются средства наглядности, театрализация, мнемотаблицы, схемы, игровые технологии, проблемное обучение, сюжетные картинки и другое. Все это помогает усвоить детям, сложный русский язык, не являющийся для них родным, в процессе ознакомления с художественными произведениями.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Гончарова, Е.Н. Ранние этапы приобщения детей к чтению / Е.Н. Гончарова. - Текст : непосредственный // Воспитание школьников. - 2021. - № 12. - С. 45-56.

2. Дедаева, С.С. Социально-психологические проблемы литературного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста: парадигмы взаимодействия / С.С. Дедаева, С.П. Акутина. - Текст : непосредственный // Молодой ученый. - 2015. - № 22. - С. 86-88.

3. Закон Республики Узбекистан «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Узбекистан «О государственном языке Республики Узбекистан». - URL: https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-respubliki-uzbekistan-o-gosudarstvennom-yazke-respubliki-uzbekistan. - Текст : электронный.

4. Куликовская, Н.А. Увлечь книгой / Н.А. Куликовская. - Текст : непосредственный // Дошкольное воспитание. -2007. - № 5. - С. 33-41.

5. Ливанова, О.А. Учимся читать художественную литературу / О.А. Ливанова. - Москва : Школьная пресса, 2004.

- 80 с. - Текст : непосредственный.

6. Национальная учебная программа по русскому языку для школ общего среднего образования с русским языком обучения (1-11 классы). - URL: https://uzviylik.tdi.uz/upload/iblock/8aa/8aaf46be6b1c1655ce9ad17846b55299.pdf. -Текст : непосредственный.

7. Неустроева, Е.С. Развитие связной речи в процессе творческого рассказывания / Е.С. Неустева, Л.И. Пономарева.

- Текст : электронный // Педагогическое образование: традиции, инновации, поиски, перспективы : материалы XIII Междунар. науч.-практ. конф., 21 окт. 2022 г. / Междунар. акад. наук пед. образовования [и др.] ; отв. ред. Н.Ю. Ган.

- Шадринск : ШГПУ, 2022. - С. 626-632. - URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/492.pdf.

8. Пономарева, Л.И. Роль детской художественной литературы в усвоении философских категорий детьми дошкольного возраста / Л.И. Пономарева, Н.Ю. Ган, К.А. Обухова. - Текст : электронный // Образовательный Вестник «Сознание». - 2020. - Т. 22, № 11. - С. 20-24. - URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-20-24.

9. Семеренко, И. Г. Тексты для чтения и пересказа, 1 -2 классы : учеб. пособие / И.Г. Семеренко. - Санкт-Петербург : Литера, 2012. - 64 с. - Текст : непосредственный.

10. Указ Президента Республики Узбекистан «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года» : от 29.04.2019 г. № УП-5712. - URL: https://lex.uz/docs/4312783. - Текст : электронный.

11. Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой : метод. пособие / Л.Б. Фесюкова. - Москва : АСТ, 2000. - 460 с. - Текст : непосредственный.

12. Щербашина, И.В. Методические основы организации работы по обучению младших школьников написанию сочинения по картине / И.В. Щербашина. - Текст : непосредственный // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2018. - № 1. - С. 62-68.

13. Escarpi, R. Le rôle de l'informatique dans la pensée en information et en communication Information et la communication, l^orie gеnеrale / R. Escarpi. - Texte : immédiat // Hermès, La Revue. - 2007. - № 48. - Р. 127-129.

REFERENCES

1. Goncharova E.N. Rannie jetapy priobshhenija detej k chteniju Early stages of introducing children to reading]. Vospitanie shkol'nikov [Education of schoolchildren], 2021, no. 12, pp. 45-56.

2. Dedaeva S.S., Akutina S.P. Social'no-psihologicheskie problemy literaturnogo obrazovanija detej doshkol'nogo i mlad-shego shkol'nogo vozrasta: paradigmy vzaimodejstvija [Socio-psychological problems of literary education of preschool and primary school age children: paradigms of interaction]. Molodoj uchenyj [Young scientist], 2015, no. 22, pp. 86-88.

3. Zakon Respubliki Uzbekistan «O vnesenii izmenenij i dopolnenij v Zakon Respubliki Uzbekistan «O gosudarstvennom jazyke Respubliki Uzbekistan» [The Law of the Republic of Uzbekistan "On amendments and additions to the Law of the Republic of Uzbekistan "On the state language of the Republic of Uzbekistan"]. URL: https://yuz.uz/ru/news/odobren-zakon-respubliki-uzbekistan-o-gosudarstvennom-yazke-respubliki-uzbekistan.

4. Kulikovskaja N.A. Uvlech' knigoj [Captivate with a book]. Doshkol'noe vospitanii [Preschool education], 2007, no. 5, pp. 33-41.

5. Livanova O.A. Uchimsja chitat' hudozhestvennuju literaturu [Learning to read fiction]. Moscow: Shkol'naja pressa, 2004. 80 p.

6. Nacional'naja uchebnaja programma po russkomu jazyku dlja shkol obshhego srednego obrazovanija s russkim jazykom obuchenija (1-11 klassy) [Russian Language National Curriculum for schools of general secondary education with Russian as the language of instruction (grades 1-11).]. URL: https://uzviylik.tdi.uz/up-load/iblock/8aa/8aaf46be6b1c1655ce9ad17846b55299.pdf.

7. Neustroeva E.S., Ponomareva L.I. Razvitie svjaznoj rechi v processe tvorcheskogo rasskazyvanija [Development of coherent speech in the process of creative storytelling]. Gan N.Ju. (ed.) Pedagogicheskoe obrazovanie: tradicii, innovacii, poiski, perspektivy: materialy XIII Mezhdunar. nauch.-prakt. konf., 21 okt. 2022 g. [Pedagogical education: traditions, innovations, searches, prospects]. Shadrinsk: ShGPU, 2022, pp. 626-632. URL: http://irbis.shgpi.edu.ru/biblioteka/katfree/492.pdf.

8. Ponomareva L.I., Gan N.Ju., Obuhova K.A. Rol' detskoj hudozhestvennoj literatury v usvoenii filosofskih kategorij det'mi doshkol'nogo vozrasta [The role of children's fiction in the assimilation of philosophical categories by preschool children]. Obrazovatel'nyj Vestnik «Soznanie» [Educational Bulletin "Consciousness"], 2020, vol. 22, no. 11, pp. 20-24. URL: http://dx.doi.org/10.26787/nydha-2686-6846-2020-22-11-20-24.

9. Semerenko I. G. Teksty dlja chtenija i pereskaza, 1-2 klassy: ucheb. posobie [Texts for reading and retelling, grades 12]. Sankt-Peterburg: Litera, 2012. 64 p.

10. Ukaz Prezidenta Respubliki Uzbekistan «Ob utverzhdenii Koncepcii razvitija sistemy narodnogo obrazovanija Respubliki Uzbekistan do 2030 goda»: ot 29.04.2019 g. № UP-5712 [Decree of the President of the Republic of Uzbekistan "On approval of the Concept of development of the public education system of the Republic of Uzbekistan until 2030"]. URL: https://lex.uz/docs/4312783.

11. Fesjukova L.B. Vospitanie skazkoj: metod. posobie [Education by a fairy tale]. Moscow: AST, 2000. 460 p.

12. Shherbashina I.V. Metodicheskie osnovy organizacii raboty po obucheniju mladshih shkol'nikov napisaniju sochinenija po kartine [Methodological foundations of the organization of work on teaching younger schoolchildren to write an essay on a painting]. Vestnik Majkopskogo gosudarstvennogo tehnologicheskogo universiteta [Bulletin of the Maikop State Technological University], 2018, no. 1, pp. 62-68.

13. Escarpi R. Le rôle de l'informatique dans la pensée en information et en communication Information et la communication, theorie generale. Hermès, La Revue, 2007, no. 48, pp. 127-129.

_~ ВЕСТНИК ШАДРИНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО

58_ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА. № 2 (58) 2023_2542-U291

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:

Л.И. Пономарева, доктор педагогических наук, профессор кафедры дошкольного и социального образования, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия, e-mail: ldm1020@mail.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

С.И. Турсунова, соискатель аспирантуры, ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет», г. Шадринск, Россия; преподаватель кафедры начального образования, Термезский государственный педагогический институт, г. Термез, Республика Узбекистан, e-mail: tursunova1970@internet.ru.

INFORMATION ABOUT THE AUTHORS:

L.I. Ponomareva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Department of Preschool and Social Education, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia, e-mail: ldm1020@mail.ru.

S.I. Tursunova, Graduate Student, Shadrinsk State Pedagogical University, Shadrinsk, Russia; Lecturer, Department of Primary Education, Termez State Pedagogical Institute, Termez, Republic of Uzbekistan, e-mail: tursunova1970@internet.ru.

УДК 378 DOI: 10.52772/25420291_2023_2_59

Екатерина Игоревна Попова,

Ольга Олеговна Букрина, Данил Дмитриевич Дедюхин

г. Шадринск

Формирование финансовой грамотности через проектно-игровую деятельность

В статье анализируется эффективность проектно-игровой деятельности в условиях современной социально-экономической конъюнктуры с целью выявления потенциала данной педагогической технологии к формированию знаний, умений и навыков финансовой грамотности. По мнению авторов статьи, проектно-игровая деятельность является одним из эффективных методов формирования необходимых ЗУН финансовой грамотности. Данная технология позволяет не только формировать финансовую грамотность у обучающихся, но и формировать профессиональные умения на разных этапах игры, формируя профессиональные предпочтения. В статье дана сущностная характеристика понятия «финансовая грамотность», которая рассматривается как составляющая функциональной грамотности. Приведены примеры получения наиболее приближенного к практике опыта осуществления финансовых решений за счет практико-ориентирован-ных методов на примере ФГБОУ ВО «Шадринский государственный педагогический университет».

Ключевые слова: финансовая грамотность, проектно-игровая деятельность, функциональная грамотность, экономика знаний, человеческий капитал.

Ekaterina Igorevna Popova,

Olga Olegovna Bukrina, Danil Dmitrievich Dedyukhin

Shadrinsk

Financial literacy formation through project-game activities

The article analyzes the effectiveness of project-game activity in modern socio-economic conjuncture. The authors identify the potential of this pedagogical technology for the formation of knowledge, skills and skills of financial literacy. The authors consider project-gaming activity as one of the effective methods of forming the necessary knowledge and skills of financial literacy. This technology allows not only to form financial literacy among students but also to form professional skills at different stages of the game forming professional preferences. The article gives an essential characteristic of the concept "financial literacy" which is considered as a component of functional literacy. Examples of obtaining the most practical experience of implementing financial decisions through practice-oriented methods are given on the example of Shadrinsk State Pedagogical University.

Keywords: financial literacy, project-game activity, functional literacy, knowledge economy, human capital.

Научно-технический прогресс преобразует все сферы жизни общества. А тот факт, что социальные процессы тесно взаимосвязаны друг с другом, лишь мультиплицирует эффект от перемен, что в свою очередь создаёт необходимость решения новых проблем, наиболее оптимальными и эффективными методами, дабы предвосхитить скорые неизбежные изменения, одновременно с предоставлением работающих решений для текущих задач. Одним из краеугольных камней функционирования современного общества - является его экономическая составляющая. В настоящее время невозможно отрицать факт усложнения

экономических процессов, который неизбежно влечёт повышение необходимого порога знаний индивида для эффективного участия в социально-экономических отношениях. В этом смысле становится очевидным необходимость целенаправленного формирования необходимых знаний финансовой грамотности, требующихся для осуществления вышеупомянутой деятельности. Однако максимизация усилий для достижения данной цели может быть осуществлена исключительно за счёт использования методов, которые демонстрируют наибольшую эффективность в современных социально-экономических реа-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.