Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ-БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ-БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
69
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКИЙ ПРОФЕССИОНАЛИЗМ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СПОСОБНОСТИ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ УСПЕШНОСТЬ / УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ / ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ / МЕНЕДЖМЕНТ / MANAGERIAL PROFESSIONALISM / MANAGERIAL PROFESSIONAL ACTIVITY / PROFESSIONAL ABILITY / MANAGERIAL PROFESSIONAL SUCCESS / MANAGERIAL COMPETENCE OF UNDERGRADUATES / CONCEPTUAL APPARATUS / MANAGEMENT SPHERE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сафарли Мария Сергеевна

Рассматривается проблема формирования понятийного аппарата управленческой компетентности магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента. Указывается, что тезаурус управленческой компетентности представлен характеристиками профессиональных способностей, профессионально важных качеств, успешностью профессиональной деятельности. Проведен детальный анализ теоретико-методологических подходов к проблеме формирования управленческой компетентности. На основе проведенного анализа выявлено, что тезаурусное поле управленческого профессионализма представлено тремя ключевыми составляющими: успешностью управленческой профессиональной деятельности, профессиональными компетенциями, профессиональными способностями.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сафарли Мария Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF FORMING THE MANAGEMENT COMPETENCE OF UNDERGRADUATES-FUTURE MANAGERS

This article discusses approaches to the formation of the managerial competence of undergraduates, future specialists in the field of management through the prism of the thesaurus, since the conceptual apparatus is characterized by a combination of definitions of the socially-valuable activity of a person-leader and managerial competencies, professionally important for future work. Theoretical and methodological approaches to the problem of forming managerial competence are analyzed in detail. The analyses showed, that thesaurus field of managerial professionalism includes three key elements: efficient professional work, professional competences and professional abilities. The presented article determines the interest for researchers who are studying the problem of the formation of professional competencies of future managers

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ-БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ»

УДК ББК

DOI 10.7442/2071-9620-2020-12-1-166-173

М.С. Сафарли

(Сургутский государственный университет, г. Ханты-Мансийск, Россия)

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ МАГИСТРАНТОВ-БУДУЩИХ МЕНЕДЖЕРОВ

Рассматривается проблема формирования понятийного аппарата управленческой компетентности магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента. Указывается, что тезаурус управленческой компетентности представлен характеристиками профессиональных способностей, профессионально важных качеств, успешностью профессиональной деятельности. Проведен детальный анализ теоретико-методологических подходов к проблеме формирования управленческой компетентности. На основе проведенного анализа выявлено, что тезаурусное поле управленческого профессионализма представлено тремя ключевыми составляющими: успешностью управленческой профессиональной деятельности, профессиональными компетенциями, профессиональными способностями.

Ключевые слова: управленческий профессионализм, управленческая профессиональная деятельность, профессиональные способности, управленческая профессиональная успешность, управленческая компетентности магистрантов, понятийный аппарат, менеджмент.

M.S. Safarli

(Surgut State University, Khanty-Mansiisk, Russia)

THEORETICAL FOUNDATIONS OF THE PROBLEM OF FORMING THE MANAGEMENT COMPETENCE OF UNDERGRADUATES-FUTURE MANAGERS

This article discusses approaches to the formation of the managerial competence of undergraduates, future specialists in the field of management through the prism of the thesaurus, since the conceptual apparatus is characterized by a combination of definitions of the socially-valuable activity of a person-leader and managerial competencies, professionally important for future work. Theoretical and methodological approaches to the problem of forming managerial competence are analyzed in detail. The analyses showed, that thesaurus field of managerial professionalism includes three key elements: efficient professional work, professional competences and professional abilities.

The presented article determines the interest for researchers who are studying the problem of the formation of professional competencies of future managers.

Key words: managerial professionalism, managerial professional activity, professional ability, managerial professional success, managerial competence of undergraduates, conceptual apparatus, management sphere.

Проблема управленческой компетентности и управленческого профессионализма, в частности, традиционно находилась в центре внимания исследователей И.Н. Мининой [17],

B.Л. Назаренко [18], М.С. Сафарли [25],

C.Н. Федотова [32], Н.А. Поповой [33], Л.В. Львовым, Д.А. Шагеевым [34] и являлась одной из наиболее разработанных научных категорий. Ее изучение на протяжении многих лет проводилось в русле традиционных подходов, однако с появлением новых информационно-исследовательских возможностей, упрощающих работу с большими банками данных, движением различных гуманитарных дисциплин к междисциплинарности, изменением содержательной стороны психологических знаний ощущается необходимость отражения проблемы на более результативном уровне, и в основу ее решений, как нам представляется, должно быть положено овладение понятийным аппаратом - тезаурусом [2; 14; 33], который может стать методологическим основанием формирования управленческой компетентности магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента.

В литературе [1; 15; 24] понятийному аппарату управленческой компетентности свойственна совокупность определений социально-ценностной активности человека и компетенций, охватывающей профессиональную деятельность, лич-ностно-профессиональное развитие, повседневные отношения и совокупный результат труда.

Изучение различных источников [6; 8; 9] показало, что тезаурус управленческой компетентности в науке представлен через характеристики профессиональных способностей [8; 22], важных профессиональных качеств (коммуникативность, интеллект, ответственность, обязательность, исполнительность, порядочность, честность и др.) [3; 21], успешности [7; 11; 14].

Вместе с тем, сложность выявления детерминант успешности управленче-

ской компетентности обусловила, по нашему мнению, недостаточность разработанности проблемы определения качеств личности, влияющих непосредственно на управленческую компетентность. В настоящее время отсутствует и общий методологический подход к определению таких понятий, как «управленческие профессиональные свойства личности», «управленческие профессиональные качества личности», «управленческие профессиональные способности личности». В изученной литературе трактовки данных понятий имеют различные интерпретации.

Не ставя задачей привести сравнительные характеристики определений различных исследователей данных категорий, отметим, что все они или формируют в той или иной степени подходы к понятию «управленческий профессионализм», или вытекают из него.

Это обстоятельство, как представляется нам, и побудило современных исследователей к более детальной проработке сущности управленческого профессионализма, так как ранее в основу его характеристик авторами [11; 20; 23] ставилось качество личности, проявляемое в ее профессиональном самосознании, возможности самосовершенствования и стремлении усвоения своего и чужого управленческого профессионального опыта.

Методология проблемы формирования управленческой компетентности будущего специалиста имеет широкую представленность в научной литературе, в том числе и в наших исследованиях [24; 25; 27; 26], поэтому в данной статье предпринята попытка привести характеристики методологических подходов к формированию управленческой компетентности магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента сквозь призму понятийного аппарата (тезауруса) управленческого труда.

В данной связи целесообразно исходить из следующих аспектов. На док-тринальном уровне современное на-

ш

0 ф

* ф

1

ф

к ю

^ 1

I ш

го о

ш н

О I ГО

^ О.

о

ф о

с; о

ю I

° ^

О. ^

1= Р

ф

_0 СО

0

1

о о

2 о

о Ф

ф т

т I

^ Ф

Ё 5

а. ГО

О а.

ф 1=

I— ^

с; ü

го -&

го О

О

учное состояние проблемы изучения и развития управленческой профессиональной успешности охарактеризовано А.Г. Ивашкиным [10], который определил и системно разработал основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя.

У ряда авторов успешность деятельности определяется совокупностью индивидуально-типологических свойств, важное место среди которых занимают значимые качества личности. Например, А.В. Субботин в совокупность личностных качеств, определяющих успешность руководителя, включает ответственность, целеустремленность, решительность, самостоятельность, выдержку, настойчивость, энергичность, инициативность, креативность, коммуникабельность, и профессиональную мотивацию [29].

Еще одной составляющей тезауруса характеризуемой категории являются профессиональные компетенции.

В исследовании проблем формирования компетенций (Е.В. Вережнова, Н.М. Ворышко, Ю.В. Гарагуля, А.А. Дер-кач, Т.А. Кожевникова, В.А. Корчагин, О.В. Мушегян, С.А. Полякова, В.П. Рын-дак, В.П. Тарантей, Н.Ю. Шлейкова, А.В.Хуторской и др.) выделяют различные их характеристики.

Как указывает С.А. Полякова, профессиональные компетенции - это компонент готовности к профессиональной деятельности, направленной на активизацию профессионально значимых характеристик: служебных качеств, прикладных умений, профессиональной культуры, мотивации и др. [22].

Т.А. Кожевникова определяет профессиональную компетентность как интегрированную способность личности, обеспечивающую готовность и успешность деятельности [13].

Условия формирования профессиональной компетенции исследуются многими авторами с позиций категорий личности, взаимосвязи деятельности и сознания, деятельности и общения (Б.Г. Ананьев, В.В. Давыдов, Л.С. Вы-

готский, П.Я. Гальперин, И.А. Зимняя,

A.А. Леонтьев, Н.Н. Нечаев, С.Л. Рубинштейн, В.Ф. Тенищева и др.).

Обобщая выводы указанных авторов, В.Ф. Тенищева указывает, что в современных условиях формирование профессиональной компетенции связано с переходом от предметно-знаниевой к профессионально-деятельностной модели [31].

В связи с этим следует выделить профессиональные способности как еще одну составляющую тезауруса управленческой компетентности.

Характеристики профессиональных способностей приведены в трудах Н.П. Ансимовой, Е.П. Ильина, Е.М. Борисовой, А.К. Марковой, Л.М. Карнозовой, Е.А. Климова, И.В. Кузнецовой, А.А. Ле-ваевой, О.В. Падалко, С.Л. Рубинштейна,

B.Ф. Сафина, С.Н. Чистяковой и др.

Специфика профессиональных способностей служащих показана в работах И.И. Бакулина, В.А. Мальцева, А.К. Марковой, Г.С. Михайлова, С.В. Соловьева А.И. Турчинова и др.

Например, С.В. Соловьев дает следующие характеристики данного понятия [28]:

- способности реализуются и развиваются в деятельности, обеспечивая пригодность человека к деятельности и ее продуктивность;

- способности образуют дифференциальные структуры и могут взаимоусиливать или взаимоос-лаблять друг друга;

- способности утрачиваются в случае отсутствия деятельности, которая стимулирует их использование; недоразвитие каких-либо способностей может быть компенсировано развитием других способностей;

- структура способностей состоит из двух компонентов, операции деятельности и психические процессы, посредством которых эти операции, их функционирование регулируются.

Леваева А.А. к данным способностям относит внутреннюю готовность к профессиональному росту или к смене профессиональной деятельности, владение аналитическими методами, развитость критического анализа личностно-проф-сссионального опыта, навык прогнозирования и др. [16].

В нашем понимании формирование управленческой компетентности магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента осуществляется благодаря следующим проявлениям способностей: хорошей адаптивности, быстрому освоению новых способов профессиональной деятельности и самопрофессиональной деятельности (как деятельность по пропрофессии, полученной самообразованием), развитой способности к саморефлексии, способности справляться с различными ситуациями в ходе осуществления деятельности.

На наш взгляд, такое описание в общем виде может быть охарактеризовано через тезаурусное выражение особенностей подготовки научных кадров.

Таким образом, с точки зрения проблемы подготовки научных кадров, те-заурусное поле, характеризующее основные особенности управленческого профессионализма, можно ограничить следующими показателями.

1. Успешность управленческой профессиональной деятельности - характеристика деятельности, которая определяется как оценка результата, достигнутого в ходе управленческой профессиональной деятельности, и оценка удовлетворенности специалиста управленческой профессиональной деятельностью.

2. Профессиональные компетенции - характеристика и показатель специальной подготовки, психологической компетентности, самосовершенствования, то есть качеств, необходимых для специалистов в области менеджмента.

3. Профессиональные способности характеризуют возможности адаптивности, освоения новых способов управленческой профессиональной деятельности

и самопрофессиональной деятельности, способности к саморефлексии, способности справляться с различными ситуациями в ходе осуществления управленческой деятельности.

В заключение отметим, что теоретико-методологические подходы к формированию управленческой компетентности магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента нашли свое отражение в понятийном аппарате управленческого труда, и ему (понятийному аппарату) свойственна совокупность определений социально-ценностной активности в профессиональной деятельности, личностно-про-фессионального развития, повседневных отношений и совокупного результата в сфере менеджмента. Тезаурус представлен характеристиками управленческих профессиональных способностей, важных профессионально-личностных качеств (коммуникативности, интеллекта, ответственности, обязательности, исполнительности, порядочности, честности и др.), успешности профессиональной деятельности, профессиональных компетенций, готовности к профессиональной деятельности в сфере менеджмента и др.

Проведенное сравнение тезауруса профессионализма и компетенций в сфере менеджмента, представленного через профессиональные способности, важные профессиональные качества, успешность профессиональной деятельности, профессиональные компетенции и другие его особенности позволяет заключить, что управленческий профессионализм есть не что иное, как концентрированное выражение совокупности профессиональных качеств и личностных свойств, соответствующих конкретной специальности (профессии), в том числе и для магистрантов - будущих специалистов в области менеджмента. Библиографический список: 1. Абдалина Л.В. Психолого-акмеоло-гическая модель развития профессионализма педагога: дисс. ... д-ра пси-хол. наук. - Тамбов, 2008. - 394 с.

ш

0

а ф

* ф

1

ф

к ю

s 1

I m

го о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

m н

о I

а го

s а

о

ф о

с; о

ю I

° ^

а. i

i= Р

ф

.о ш

0

1

о о

S о

О Ф

ф т

т I

S ф

<D 5

а го

о а

ф с

I— ^

с; ü

го -&

го О

О

2. Абдулмянова И.Р. Формирование специального двуязычного тезауруса как составляющего компонента языковой личности переводчика в экономической сфере: дисс. ... канд. пед. наук. -Нижний Новгород, 2008. - 210 с.

3. Абрамовских Н.В. Концепция адаптивной системы подготовки будущих социальных педагогов к профессиональной деятельности: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - Челябинск -2010. - 44 с.

4. Амельченко Т.В. Синергетический подход к исследованию процесса формирования профессиональной компетентности специалиста // Вестник Читинского госуниверситета. -

2008. - № 4. С. 26-32.

5. Белозерова Л.И. Интегративный подход к профессиональному становлению психолога на этапе вузовской подготовки: сб. статей международного конгресса «Социальная психология XXI века». - Ярославль,

2002. - С. 41-45.

6. Бодров В.А. Психология профессиональной пригодности. - М.: ПЕР СЭ, 2001 - 511 с.

7. Деркач А.А., Михеев С.С. Развитие управленческой компетентности государственного служащего. - М., 2012. - 258 с.

8. Дорогина О.И. Психологические особенности педагогов с разным уровнем работоспособности: дисс. . канд. психол. наук. - Екатеринбург,

2009. - 199 с.

9. Завалишина Д.Н. Субъектно-дина-мический аспект профессиональной деятельности // Психол. журнал. -

2003. - Т.24. - № 6. С. 1-15.

10. Ивашкин А.Г. Психологические основы развития профессиональной успешности личности муниципального руководителя: автореф. дисс. ... д-ра психол. наук. - Ставрополь, 2007. - 43 с.

11. Иньков М.Е. Диагностика профессиональной компетентности учителя в условиях повышения квалификации:

автореф. дисс. ... канд. пед. наук. -Ростов-на-Дону, 2009. - 22 с.

12. Кистанова Л.П. Ситуативно-теза-урусный подход к формированию иноязычной коммуникативной компетентности будущих специалистов туриндустрии: дисс. ... канд. пед. наук. - Сочи, 2006. - 193 с.

13. Кожевникова Т.А. Формирование профессиональной компетентности будущего учителя географии в процессе подготовки и проведения педагогической практики: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Мурманск, 2006. - 29 с.

14. Кондрачук Н.Д. Производственная практика как фактор формирования профессиональной компетентности студентов: дисс. ... канд. пед. наук. -Оренбург, 2008. - 191 с.

15. Лаптева И.Л. Психологическая концепция развития профессиональной культуры субъекта труда: дисс. ... д-ра психол. наук. - М., 2013. - 425 с.

16. Леваева А.А. Самопредставление на рынке труда как профессиональная способность государственного служащего: автореф. дисс. . канд. пси-хол. наук. - М., 2005. - 26 с.

17. Львов Л.В., Шагеев Д.А. Процессуально-технологическое сопровождение процесса профессиональной подготовки менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2018. - Т. 10. - № 4. С. 114-128.

18. Минина И.Н. Ценностно-мотива-ционные детерминанты профессиональной пригодности сотрудников ГПС МЧС России: дисс. . канд. пси-хол. наук. - СПб., 2013. - 182 с.

19. Назаренко В.Л. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности психолога дошкольной образовательной организации: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 2013. - 21 с.

20. Оганесов В.А. Подготовка конкурентоспособного специалиста в условиях диверсификации высшего обра-

зования: автореф. дисс. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 2003. - 23 с.

21. Павлова Т.А. Формирование профессионально важных качеств проводников пассажирских вагонов в процессе их деятельности: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 2011. - 24 с.

22. Плахута О.Г. Динамика становления профессионально важных качеств практических психологов: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М.,

2013. - 23 с.

23. Полякова С.А. Формирование профессиональных компетенций служащих колледжа милиции: авто-реф. дисс. ... канд. пед. наук. - М., 2010. - 22 с.

24. Попова Н.А. Инновационная школа: управленческие аспекты деятельности в условиях изменения парадигмы образования // Современная высшая школа: инновационный аспект. -

2014. - №2. С. 97-101.

25. Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение: теория и практика. - М.: «Академия», 2007. - 503 с.

26. Сафарли М.С. Исследовательская компетентность педагога в организации научно-исследовательской работы среди студентов: сборник статей VI междунар. студенческой науч.-практ. конф. - Екатеринбург: ИМ-ПРУВ, 2017. - С. 97-105.

27. Сафарли М.С. Применение метода конкретных ситуаций как способа формирования управленческой компетентности будущего специалиста // Заметки ученого. - 2018. - № 5 (30). С. 44-47.

28. Сафарли М.С., Рассказов Ф.Д. Формирование проектной компетенции в педагогической практике // Казанская наука. - 2016. - № 6. С. 73-75.

29. Сафарли М.С., Самедов В.Т. Развивающая образовательная среда как один из факторов развития общих компетенций // Аспирант. - 2018. - №4. С. 41-43.

30. Соловьев С.В. Взаимосвязь профессионального самоопределения и профессиональных способностей студентов различных специальностей: автореф. дисс. . канд. психол. наук. - М., 2015. - 26 с.

31. Субботин А.В. Влияние личностных качеств выпускников ракетного училища на успешность организационно-управленческой деятельности: дисс. ... канд. психол. наук. - Ярославль, 2015. - 192 с.

32. Тезаурусный анализ мировой культуры: Сб. науч. трудов. Вып. 20 / под общ. ред. В.А. Лукова. - М.: Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2010. - 80 с.

33. Тенищева В.Ф. Интегративно-кон-текстная модель формирования профессиональной компетенции: дисс. ... д-ра пед. наук. - М., 2008. - 399 с.

34. Федотов С.Н. Психологические основы формирования профессиональной пригодности сотрудников органов внутренних дел: дисс. . д-ра психол. наук. - Тверь, 2001. - 366 с.

Поступила 17.12.2019

ш

0

а ф

* ф

1

ф

к ю

s 1

I m

го о

m н

о I

а го

s а

о

Об авторе:

Сафарли Мария Сергеевна, старший преподаватель кафедры менеджмента и бизнеса. Бюджетное учреждение высшего образования Ханты-Мансийского автономного округа-Югры «Сургутский государственный университет» (г. Ханты-Мансийск, Россия), Safarli_ms@surgu.ru

ф о

с; о

Ю I

° ^

а. ^

i= Р

ф

_о ш

0

1

о о

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

S о

О Ф

ф Т

Т I

s ф

t» 5

а го

О а.

ф 1=

I— ^

Для цитирования: Сафарли М.С. Теоретические основы проблемы формирования управленческой компетентности магистрантов - будущих менеджеров // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2020. - Т. 12. - № 1. С. 166-173. DOI: 10.7442/20719620-2020-12-1-166-173

References:

1. Abdulina L.V. Psychological-acmeologic model of development of professionalism of teachers: Diss.... dokt.psikhol.nauk. - Tambov, 2008. - 394 p. [in Russian]

2. Abdulmyanova I.R. Formation of the special bilingual thesaurus as constituting component of the linguistic personality of the translator in economic sphere. Author's transcript. Dis ... kand. ped. nauk. - Nizhny Novgorod, 2008. - 210 p. [in Russian]

3. Abramovskikh N.V. The concept of adaptive system of training of future social teachers to professional activity]. Diss. ... dokt. ped. nauk. - Chelyabinsk, 2010. - 44 p. [in Russian]

4. Amelchenko T.V. Synergetic approach to the study of the process of formation of professional competence of specialist // Vestnik Chitinskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2008. - №. 4. Pp. 26-32.

5. Belozerova L.I. Integrative approach to the professional development of a psychologist is at the stage of University training «Sotsialnaya psikhologiya 21-go veka». - Yaroslavl,

2002. - Pp. 41-45. [in Russian]

6. Bodrov V.A. Psychology of professional suitability. - Moscow: PER SE, 2001. - 511 p. [in Russian]

7. Derkach A.A., Mikheev S.S. Development of managerial competence of the civil servant. - M., 2012. - 258 p. [in Russian]

8. Dorogina O.I. Psychological peculiarities of teachers with different levels of health Diss. kand. psikhol. nauk. - Ekaterinburg, 2009. - 199 p. [in Russian]

9. Zavalishina D.N. Subject-the dynamic aspect of professional activity // Psikhologiya. -

2003. - Vol. 24. - №. 6. Pp. 1-15. [in Russian]

10. Ivashkin A.G. Psychological bases of development of professional success of the individual municipal leader. Author's transcript. Diss. ... dokt. psikhol. nauk. -Stavropol, 2007. - 43 p. [in Russian]

11. Inkov M.E. Diagnostics of professional competence of teachers in terms of professional development: Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Rostov-on-don, 2009. - 22 p. [in Russian]

12. Kistanova L.P. Situational thesaurus approach to the formation of foreign language communicative competence of future specialists in travel industry. Diss. ... kand. ped. nauk. - Sochi, 2006. - 193 p. [in Russian]

13. Kozhevnikova T.A. Formation of professional competence of future teachers of geography in the process of preparation and conduct of teaching practice: Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Murmansk, 2006. - 29 p. [in Russian]

14. Kondrachuk N.D. Industrial practice as the factor of formation of professional competence of students: Diss. ... kand. ped. nauk. - Orenburg, 2008. - 191 p. [in Russian]

15. Lapteva L.I. Psychological concept of development of professional culture of the subject of work: Diss. ... dokt. psikhol. nauk. - M., 2013. - 425 p. [in Russian]

16. Leviev A.A. Self-presentation in the labour market as the professional ability of the civil servant. Author's transcript. Diss. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2005. - 26 p. [in Russian]

cf 17. Lvov L.V., Shageev D.A. Process and technological support of professional training of managers // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2018. - Vol. 10. -No. 4. Pp. 114-128. [in Russian]

c; ü

ro -&

CO

О d

18. Minina I.N. Value-motivational determinants of professional suitability of employees of state fire service of Emercom of Russia: Diss. ... kand. psikhol. nauk. - SPb., 2013. - 182 p. [in Russian]

19. Nazarenko V.L. Psychological conditions of efficiency of professional activity of the psychologist pre-school educational institution. Author's transcript. Diss. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2013. - 21 p. [in Russian]

20. Oganezov V.A. Training of competitive specialists in the conditions of diversification of higher education. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - Stavropol, 2003. -23 p. [in Russian]

21. Pavlova T.A. Formation of professionally important qualities of conductors of passenger wagons in the process of their activity. Author's transcript. Diss. ... kand. psikhol. nauk. - M., 2011. - 24 p. [in Russian]

22. Plakhuta O.G. Dynamics of formation of professionally important qualities of clinical psychologists. Author's transcript. ... Diss. kand. psikhol. nauk. - M., 2013. - 23 p. [in Russian]

23. Polyakova S. A. Formation of professional competency of the Militia College. Author's transcript. Diss. ... kand. ped. nauk. - M., 2010. - 22 p. [in Russian]

24. Popova N.A. Innovative School: Aspects of Management in the Changing Education Paradigm // Contemporary Higher Education: Innovative Aspects. - 2014. - №2. Pp. 97101. [in Russian]

25. Pryazhnikov N.S. Professional identity: theory and practice. - M.: Akademiya, 2007. -503 p. [in Russian]

26. Safarli M.S. Research competence of the teacher in organizing students' research. Proceedings of 6th students scientific conference. - Ekaterinburg: IMPRUD, 2017. -Pp. 97-105. [in Russian]

27. Safarli M.S. Application of case study method as a tool to form managerial competence of a future specialist // Zametki uchenogo. - 2018. - № 5 (30). Pp. 44-47. [in Russian]

28. Safarli M.S., Rasskazov F.D. Forming project competence in teaching // Kazanskaya nauka. - 2016. - № 6. Pp. 73-75. [in Russian]

29. Safarli M.S., Samedov V.T. Developmental education environment as a factor to develop general competences // Aspirant. - 2018. - №4. Pp. 41-43. [in Russian] g

30. Solovyev S.V. the Relationship of professional identity and professional abilities of students of different specialties. Author's transcript. Diss. ... kand. psikhol. nauk. -M., 2015. - 26 p. [in Russian]

31. Subbotin A.V. The influence of the personal qualities of rocket school graduates on the success of organizational and managerial activities. Diss. ... kand. psikhol. nauk. -Yaroslavl, 2015. - 192 p. [in Russian] |

32. Thesaurus analysis of world culture: Sbornik Nauchnykh trudov. - Vol. 20. - M.: ro o Izd-vo Mosk. gumanit. universiteta, 2010. - 80 p. [in Russian]

33. Tenishcheva V.F. Integrative-contextual model of the formation of professional competence. Diss. ... dok. ped. nauk. - M., 2008. - 399 p. [in Russian]

34. Fedotov S.N. The psychological basis for the formation of professional suitability of employees of internal affairs bodies. Diss. ... dok. psikhol. nauk. - Tver, 2001. - J 5 366 p. [in Russian]

a

<u

<u

X

<u s

X s

s

Ю

m -

o i a го

s a

<u о

â. I

с £

2 <U

m g

О S

X о

о ^

О ^

About the author:

Safarli Maria Sergeevna, Senior lecturer, Department of Management and Business, Surgut State University (Khanty-Mansiisk, Russia), Safarli_ms@surgu.ru

For citation: Safarli M.S. Theoretical foundations of the problem of forming the management competence of undergraduates-future managers // Contemporary Higher Education: Innovative g- I Aspects. - 2020. - Vol. 12. - No. 1. P. 166-173. DOI: 10.7442/2071-9620-2020-12-1-166-173

S о

о <u

<U T

T X

s <u

t» 5

~ ro a

<U 1=

— ^

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.