Научная статья на тему 'Теоретические основы построения гипертекстовых информационных моделей и их реализация в системе образования'

Теоретические основы построения гипертекстовых информационных моделей и их реализация в системе образования Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
349
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГИПЕРТЕКСТ / ГИПЕРМЕДИА ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННЫЕ МОДЕЛИ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Абдурахманова Зарема Курбанисмаиловна, Магомедов Шамиль Абдулмажидович

В статье анализируются потенциал гипертекстовых информационных моделей в системе образования, их возможности в формировании познавательного интереса учащихся и развитии способности к обобщению информации, получаемой из различных источников.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL BASES OF THE HYPERTEXT IN FORMATION MODELS AND ITS REALISATION IN THE SYSTEM OF EDUCATION

In the article the capacity of hypertext informative models in the system of education, its ability in forming students' interest in cognitive development and ability to synthesize information from different sources are analysed.

Текст научной работы на тему «Теоретические основы построения гипертекстовых информационных моделей и их реализация в системе образования»

УДК 378.1

З.К. Абдурахманова Ш.А. Магомедов

Zarema Abdurakhmanova

8ИатИ Magomedov

Современное общество характеризуется высокой степенью сложности протекающих в нем изменений. Этот процесс влечет за собой существенные изменения в жизни общества, мышлении людей, их образе жизни. Человек, взаимодействуя с окружающей средой, создает в результате познания новую информационную модель. А так как современное общество вплетено в сложную сеть коммуникативных процессов, то коммуникация представляет собой многоуровневый процесс, основой которого служат текст и его интерпретация. При этом происходящие изменения в способах коммуникации и трансляции информации проявляются в новой текстовой форме - гипертекста, который трансформирует социальное пространство.

Гипертекст - технология на базе средств обработки вложенных в друг друга значительных структурированных связанных семантически и понятийно текстов, которые организованы в виде фрагментов информации, относящихся к одной и той же системе объектов, расположенных в вершинах некоторой сети и выделяемых обычно цветом. Они позволяют довольно быстро, нажатием нескольких клавиш, вызывать и помещать в нужное место просматриваемого текста нужные фрагменты гипертекста, «привязанные» к выделенным по цвету ключевым словам или словосочетаниям [1].

Гипертекстовая информационная модель позволяет устанавливать и находить вариант актуализации информации в зависимости от потребностей пользователя, его возможностей и уровня подготовки. При работе с гипертекстовой моделью пользователь имеет возможность просматривать страницы текста в том порядке, в котором ему это больше нравится, а не последовательно, как это принято при чтении традиционных источников (книг). Достигается это путем создания специального механизма связи различных документов при помощи гипертекстовых ссылок.

Информация, идущая от различных источников, должна быть согласованной, чтобы ее воздействие усиливало восприятие. Документ, сопровождаемый рисунком, воспринимается лучше, образ, составленный путем наложения анимации, динамического объекта, фонового изображения, звукового и речевого сопровождения, способен выразить синергический взаимоусиливающий эффект при его восприятии [3].

© Абдурахманова З.К., Магомедов Ш.А., 2014

Таким образом, основная идея гипертекстовой информационной модели заключается в концепции автоматически поддерживаемых связей между различными фрагментами информации. Поддержка таких связей позволяет организовывать «нелинейные» информационные структуры.

В качестве гиперссылок в электронном тексте могут выступать ссылки на следующие объекты: персоналии (портреты и краткие биографические сведения); словарь терминов и понятий (выделение ключевых слов в тексте); статические иллюстрации (изобразительные и условно-графические, в том числе схемы, таблицы и т.д.); хрестоматийный или дополнительный материалы; мультимедийные элементы (анимация, аудио- и видеофрагменты); структурные элементы текста (оглавление, номер темы, пункт и подпункт, список вопросов для закрепления и устных развернутых ответов и др.); различные списки - организаций, монографий, учебной и научной литературы (приводится в конце темы или всего курса), исторических событий или дат (хронологический указатель), географических названий; интернет-ресурсы (образовательные сайты, электронные библиотеки, мультимедийные приложения и др.).

При создании гипертекста требуется выделить гиперссылки из общей массы текста. Для этого необходимо применить следующие приемы:

- изменение цвета ссылки относительно общего цвета текста;

- увеличение или уменьшение размера шрифта;

- изменение начертания шрифта;

- использование различных комбинаций вышеперечисленных способов.

В настоящее время наибольшее распространение гипертекст как принцип интерактивной обучающей среды получил при создании электронных обучающих средств. Представление учебного материала в гипертекстовой форме существенно изменяет структуру и расширяет возможности электронного текста. Современные информационные средства позволяют реализовать идею гипертекстового структурирования на практике и применения ее в образовательном процессе. Расширение возможностей гипертекста как обучающей системы позволяет включать процедуры, обеспечивающие контроль обучаемых, и автоматически оценить приобретенные знания в определенных предметных разделах преподаваемого курса с указанием тем, требующих дополнительного изучения. Кроме того, вводятся процедуры, реализующие конкретную, наиболее эффективную навигацию первоначального изучения материала, учитывающие индивидуальные способности и уровень подготовленности учащегося.

Преподаватель информатики, владеющий умениями работы в инструментальных гипертекстовых системах, сможет применить их в своей профессиональной деятельности, самостоятельно формировать методику обучения, используя новейшие технологии. Гипертекст в этой роли выступает как эффективный инструмент информационно-коммуникационной технологии обучения [2]. Следовательно, использование гипертекстовых информационных моделей становится одной из распространенных форм работы при самообразовании и обучении других. Гипертекстовые структуры открывают широкие перспективы для электронного представления и использования учебников, учебных пособий, справочников и других информационных материалов учебного назначения. Методика изучения реализуется установленными связями, но, что очень существенно, у обучаемого остается свобода в выборе конкретных путей изучения материала.

В общем случае можно выделить три основных способа построения информационного материала, наделенного гипертекстовой структурой. Они отличаются тем, как организуется структура из имеющихся данных (соединением или расчленением), сколько структур и кем (автором или пользователем) создается на одном и том же материале, сколько и какие из них доступны пользователю и при каких условиях. При первом способе сначала строится сеть, узлы которой только обозначаются, но соединяются необходимыми связями в соответствии со смысловым содержанием и устанавливае-

мыми переходами от одного узла к другому. Затем узлы наполняются информацией и, в результате, будет сформирован материал, наделенный гипертекстовой структурой. Процесс создания соответствует порядку работы автора, при котором он сначала тщательно формирует структуру информацион-ного материала, обозначая заголовками отдельные фрагменты (разделы, параграфы, абзацы, рисунки, изображения) и определяя связи между ними, а затем дополняет структуру необходимым текстом, иллюстративным материалом. При программной реализации гипертекстовой структуры узлам могут соответствовать файлы, содержащие тексты, рисунки, изображения или исполняемые модули программ. Этот способ реализуют инструментальные системы: NoteCard и HyperCard, поддерживающие метафору картотеки; LinkWay, использующая идею папок со страницами; Guide и большинство отечественных инструментальных систем.

Применение такого способа приводит к тому, что результат может не существовать как отдельный линейный документ, а представлять собой сеть узлов и связей, которая предназначена для поэтапной сборки нового документа. То, что представляется на экране на каждом из этапов, есть только один слой информации, но документ содержит больше, чем отображается на экране. Формирование результата в привычном с обыденной точки зрения виде (как линейной последовательности сведений) достигается в упомянутых системах нумерацией создаваемых карт, папок и страниц.

При втором способе исходным является некоторый информационный материал с линейной структурой, в которой выделяют смысловые фрагменты. Между ними устанавливают необходимые связи, тем самым порождают гипертекстовую структуру. Данный способ моделирует приемы работы с книгой или документом, которые состоят в разметке материала по важности приведенных сведений и установлении порядка доступа к ним системой взаимных связей. Способ реализует процесс конспектирования, существенно отличающийся от традиционного тем, что нужные сведения не переписываются в конспект, а выступают на первый план при просмотре за счет реализации установленных связей. Ненужные сведения при этом не исключаются, а маскируются тем, что пропускаются при просмотре. Этим обусловливается возможность нелинейного чтения. Если гипертекстовая структура построена, а исходный документ остался неизменным, то можно сказать, что на информационный материал «наброшена» гипертекстовая сеть, отражающая интерпретацию первичного материала.

Третий способ построения гипертекстовых структур состоит в «набрасывании» новой гипертекстовой сети на уже существующую и фиксации результата в качестве новой гипертекстовой структуры. Конкретным вариантом этих действий может быть подсоединение одной гипертекстовой структуры к другой. В результате последовательного применения этой процедуры на информационный материал оказываются наброшенными несколько гипертекстовых сетей, выражающих различные его интерпретации [4]. Такой способ реализует система Hypertext, которая обеспечивает построение на общем информационном материале нескольких связанных гипертекстовых структур. Для созданной с ее помощью первичной гипертекстовой структуры система предоставляет возможность пользователю устанавливать свои новые связи, дополнять структуру новой информацией, которую, в свою очередь, можно наделить гипертекстовой организацией и связать семантическими связями с первичной. Построенные структуры можно использовать как совместно, так и по отдельности.

Основными метафорами, поддерживаемыми системой НурегТХТ, являются:

- разметка информационного материала закладками (по аналогии с книжными) при построении гипертекстовой структуры;

- создание электронных конспектов, связываемых с первичной структурой или друг с другом, при «набрасывании» новых сетей.

Построение гипертекстовых структур составляет основную функцию инструментальных систем для создания гипертекстов и гиперсред. Структуры можно создавать, либо манипулируя ранее

заготовленными фрагментами, интерпретируя их как узлы (пункты) и устанавливая связи, либо программируя процесс формирования структуры на специализированном языке.

По сравнению с традиционными гипертекстовыми структурами системы с множественной интерпретацией информации обеспечивают ряд новых и принципиальных для учебного процесса возможностей. Для преподавателя и обучающегося - это возможности авторизации учебного материала и способа обучения. На гипертекстовой структуре, предоставленной системой, каждый из них может установить свои связи, добавить свою информацию и связать ее с имеющейся. В результате преподаватель может создать авторизованный учебник или пособие, в котором будут пути изучения, ориентированные на определенные уровни подготовки или на конкретную личность. Обучающийся может таким же образом создать свой вариант учебного материала, дополненный информацией, полученной им из других источников, результатами выполнения заданий преподавателя и собственных размышлений. Он может установить рассчитанные именно на него связи, помогающие ему лучше ориентироваться в изучаемой проблематике.

Гипертекстовые системы и в первую очередь гиперсреды позволяют сосредоточить и использовать на одном учебном месте изобразительные средства различной природы и выразительности (текст, рисунок, звук, изображение), выбрав их в соответствии с содержанием изучаемого предмета и законами психологического воздействия и восприятия. Они являются мощным средством индивидуализации обучения. Пути и темп изучения материала могут быть выбраны и реализованы обучающимися в зависимости от имеющегося уровня знаний, сложившихся приемов работы и психологических особенностей личности. Обучающийся может использовать любой из двух способов изучения материала, предоставляемых гипертекстовой системой. Первый, самый простой и естественный, состоит в том, что обучающийся проходит по всем связям в такой последовательности, как это установлено автором гипертекстовой системы. Способ реализует традиционное использование учебного материала, частным случаем которого является последовательное знакомство со всем его содержанием. Второй способ заключается в том, что обучающийся, проходя по связям, пропускает знакомые, неинтересные или трудные для него фрагменты, обращаясь к ним впоследствии по мере необходимости.

Таким образом, гипертекстовые информационные системы позволяют получить практические навыки за счет конструктивной деятельности, выполняемой с использованием расчетных и моделирующих программ, систем автоматизации эксперимента. Работа с гипертекстовой системой формирует и развивает способность к самоорганизации учебной деятельности по получению и развитию знаний и умений. Возможности и навыки пользователя гипертекстовой системой однозначно определяют ее главное назначение - быть эффективным средством самостоятельной работы.

Библиографический список

1. Брябрин В.М. Программное обеспечение персональных ЭВМ / В.М. Брябрин. - М.: Наука, 2007. - 22 с.

2. Велихов A.B. Основы информатики и компьютерной техники: учеб. пособие / A.B. Велихов. - Краснодар: Букпресс, 2006. - 544 с.

3. Воройский Ф.С. Информатика. Новый систематизированный толковый словарь-справочник / Ф.С. Воройский. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Физматлит, 2008. - 760 с.

4. Семененко В. А. Электронные вычислительные машины / В.А. Семененко [и др.]. - М.: Высш. шк., 2007. -239 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.