Из таблицы видно, что спрогнозированные показатели имеют минимальную погрешность. Исходя из этого, можно сделать вывод, что прогноз имеет высокую степень точности. Это значит, что метод собственных состояний можно применять для разработки математических моделей прогнозирования.
Метод собственных состояний более точно отражает реальную деятельность предприятий, и в связи с этим, полученная модель является некоторой идеализацией реальной деятельности предприятия и служит эталоном для сравнения с реальными результатами его основной деятельности.
Литература
1. [Электронный ресурс]: Сайт компании ОАО «ММК». URL: http://www.mmk.ru/ (дата обращения: 25.02.2015).
2. Мокеев В. В. Об оценке деятельности предприятий методом собственных состояний // Научно-техническая информация: серия 2. Информационные процессы и системы, 2014. № 9. С. 1-11.
3. Плужников В. Г. Финансовый анализ: Учебное пособие к лекционным и практическим занятиям. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. С. 60.
4. Чурсина Ю. А., Лыскова Л. Н. Особенности финансового анализа на предприятиях черной металлургии. Изд-во Вестник ПНИПУ. Сер. Социально-экономические науки. 2014. № 4. С. 25.
5. [Электронный ресурс]: Сайт «Школа финансового анализа». Модель банкротства предприятий Сайфуллина-Кадыкова. URL: http://www.beintrend.ru/2011-06-20-17-05-06/ (дата обращения: 03.04.2015).
Theoretical basis of policy government regulation of economic growth
Korsakova E.
Теоретические основы политики государственного регулирования
экономического роста Корсакова Е. А.
Корсакова Елена Александровна /Korsakova Elena — кандидат экономических наук, доцент, кафедра политической экономии, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург
Аннотация: в статье рассматривается роль теории экономического роста в создании теоретико-методологической базы политики регулирования экономического роста, анализируются особенности кейнсианского и неоклассического подходов к разработке механизма краткосрочного и долгосрочного регулирования экономического роста.
Abstract: the article considers the role of the theory of economic growth in the creation of the theoretical and methodological basis of the policy of regulation of economic growth, analyzes the characteristics of Keynesian and the neoclassical approaches to the development of a mechanism short-term and long-term regulation of economic growth.
Ключевые слова: экономический рост, политика экономического роста, теории экономического роста, инвестиции, сбережения, государственное регулирование, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика.
Keywords: economic growth, the policy of economic growth, the theory of economic growth, investment, savings, government regulation, monetary policy, fiscal policy.
Экономическая реальность убедительно свидетельствует о том, что рыночная экономика периодически отклоняется от равновесной траектории экономического роста. Именно это явилось причиной создания теории экономического роста, которая и должна была стать основой долговременного государственного регулирования экономического роста. Теоретический анализ процесса экономического роста был необходим для поиска эффективных форм его регулирования, обоснования государственной политики экономического роста. Задача теории экономического роста состоит в том, чтобы дать представление о количественных взаимосвязях экономических переменных, необходимых для поддержания устойчивого экономического роста.
Основы теории и практики государственного регулирования экономического роста заложили представители кейнсианства. После Великой Депрессии начался активный поиск количественных зависимостей экономического роста с целью выработки практических рекомендаций государственного регулирования экономического роста. Во второй половине XX века необходимость дальнейшей
разработки теории экономического роста была обусловлена требованиями, предъявляемыми к экономической теории со стороны хозяйственной практики и противоречиями, свойственными процессу экономического роста. Для обоснования отдельных аспектов политики регулирования экономического роста и выработки соответствующей экономической стратегии государства используются как кейнсианская, так и неоклассическая теории экономического роста.
На базе этих теорий экономического роста были сформулированы два основных направления регулирования экономического роста.
Первое направление связано с краткосрочным регулированием экономики. Целью этого регулирования является сглаживание циклических колебаний и достижение устойчивого роста. Задачи регулирования состоят в том, чтобы добиться уменьшения амплитуды колебаний основных макроэкономических показателей, возвратить экономику на равновесную траекторию экономического роста, обеспечить устойчивый рост.
Представители кейнсианства считают необходимым изучение условий для достижения эффективного спроса, соответствующего полной занятости. Методологической основой кейнсианской теории экономического роста является концепция эффективного спроса, разработанная Дж. М. Кейнсом [1].
Кейнсианская теория экономического роста предлагает использование довольно широкой системы мер в области денежно-кредитной и фискальной политики в целях стимулирования эффективного спроса. Для предотвращения падения эффективного спроса увеличиваются государственные расходы и снижаются налоги, т. е. используются инструменты фискальной политики. Денежно-кредитная политика направлена на стимулирование процесса инвестирования за счет снижения процентных ставок, развитие дешевого кредита.
Неоклассическая теория в форме монетаризма предлагает использование косвенных методов государственного регулирования экономики - поддержание устойчивого темпа роста денежной массы. Сторонники этой теории считают, что при соблюдении этого условия автоматические силы рынка обеспечат устойчивый рост экономики при необходимой занятости ресурсов без вмешательства извне. Для обеспечения стабильного экономического роста необходимо поддержание устойчивого роста денежной массы, которое обеспечивает денежно-кредитная политика центрального банка.
Второе направление регулирования экономического роста предполагает его долгосрочное регулирование. Целью этого регулирования является поддержание высоких и устойчивых темпов экономического роста в долгосрочном периоде. Достижение этой цели предполагает воздействие на основные факторы экономического роста.
Для сторонников неоклассического направления теории экономического роста центральной является проблема достижения потенциально возможных темпов экономического роста. Исследования представителей этого направления в основном посвящены анализу факторов, определяющих темпы экономического роста. С помощью аппарата производственных функций представители неоклассической теории экономического роста дали количественные оценки роли отдельных факторов роста. Эти исследования имеют важное значение для выработки политики экономического роста, в частности, для формирования наиболее оптимальной структуры государственных инвестиций. Сторонники теории «экономики предложения» главным фактором, способствующим росту объема ВВП и производственного потенциала, считают совершенствование системы налогообложения. Снижение налогов рассматривается ими как средство, стимулирующее сбережения и инвестиции
Последователи кейнсианства считают, что для достижения высоких и устойчивых темпов экономического роста в долгосрочной перспективе необходимо обеспечение эффективного спроса. В связи с этим они указывают на особую роль инвестиций как составляющей эффективного спроса в достижении равновесного экономического роста.
Согласно кейнсианской теории экономического роста, главными инструментами повышения темпов экономического роста являются объем инвестиций и норма накопления (доля чистых инвестиций в национальном доходе). По мнению кейнсианцев, стихийно возникшие инвестиции неспособны стимулировать рост экономики. Дж. М. Кейнс и его последователь в США Э. Хансен пришли к выводу, что общество не может позволить себе, чтобы необходимый уровень инвестиций зависел от ожиданий индивидуумов. В 1938 г. Дж. М. Кейнс считал необходимым создание Управления государственных капиталовложений, которое своими решениями оказывало бы влияние на течение экономических циклов [5, с. 501].
Для достижения устойчивых темпов экономического роста в долгосрочной перспективе кейнсианцы считают необходимым государственное регулирование процесса накопления капитала.
Центральным направлением политики регулирования экономического роста представители кейнсианства считают регулирования соотношения между накоплением и потреблением. А главным инструментом политики, направленной на увеличение объемов производства и повышение темпов экономического роста, они считают государственные инвестиции.
В исследованиях представителей кейнсианской теории экономического роста рассматриваются следующие условия устойчивого равновесного экономического роста: 1) обеспечение оптимального соотношения между приростом сбережений и инвестиций; 2) поддержание текущего объема частных инвестиций и государственных капитальных вложений, а также их увеличение; 3) достижение баланса эффективного спроса (увеличение инвестиций) и предложения (производственных мощностей).
Важную роль в кейнсианской концепции регулирования экономического роста играет соотношение сбережений и инвестиций. Равенство объема сбережений и объема инвестиций - одно из условий достижения устойчивого экономического роста. Рыночный механизм не обеспечивает автоматически равенство объема инвестиций и объема сбережений. Соответствия инвестиций и сбережений невозможно достичь с помощью рыночного механизма, поскольку они осуществляются разными макроэкономическими субъектами по разным мотивам. Для достижения этого равенства необходимо государственное регулирование процессов сбережения и инвестирования. Преодолеть нестабильность и неустойчивость экономического роста можно путем государственного регулирования, эффективного сознательного государственного контроля над процессами накопления капитала, т. е. инвестирования и сбережения. В современной макроэкономической теории сложилось мнение, что представители кейнсианства уделяют больше внимание краткосрочным целям, а именно поддержанию высокого уровня ВНП, воздействуя на совокупные расходы. А сторонники неоклассического направления отдают предпочтение долгосрочным целям, делая упор на факторы, обеспечивающие рост общественного продукта при полной занятости [3, с. 393].
Об эффективности кейнсианской политики регулирования экономического роста свидетельствуют следующие данные. В 1961 - 1965 гг. проводилась активная политика регулирования экономического роста, основанная на рекомендациях представителей кейнсианства. В этот период среднегодовые темпы прироста ВНП США составляли 4,6%. В 80-е годы, когда проводилась неоконсервативная политика по рецептам монетаристов, темп прироста ВНП снизился почти в 2 раза и составил в 1981 г. 1,9%, а в 1982 г. ВНП США вообще сократился на 2,5% [6, p. 374]. Поэтому даже идейные противники кейнсианства вынуждены были применить его рецепты. Президент США Рейган увеличил государственные расходы и резко снизил налоги. В результате экономический рост стал стабильным [4, с. 284-285]. Темп прироста ВНП США составил в 1983 г. 3,6%, а в 1984 г. - 6,8% [6, p. 374].
Несмотря на различия в подходах к выработке механизма регулирования экономического роста, экономисты разных направлений подчеркивают, что увеличение темпов экономического роста является весьма непростой задачей [3, с. 393].
Дальнейшее развитие теории экономического роста и совершенствование на ее основе механизма его регулирования предполагает выявление зависимостей между факторами экономического роста и факторами, вызывающими неустойчивость экономического роста. В связи с этим главной целью построения моделей экономического роста становится определение условий, обеспечивающих достижение высоких и устойчивых темпов экономического роста, равенство совокупного спроса и совокупного предложения в растущей экономике и динамического макроэкономического равновесия в условиях полной занятости.
Литература
1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс; пер. Н. Н. Любимова, под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 2002. 351 с.
2. Корсакова Е. А. Механизм государственного регулирования экономического роста // Economics, 2016. № 5 (14). С. 6-8.
3. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. О. Н. Антиповой. Т. 2. М.: Республика, 1992. 399 с.
4. Меньшиков С. М. Экономика России: практические и теоретические вопросы перехода к рынку. М.: Междунар. отношения, 1996. 368 с.
5. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер. с англ. / Б. Селигмен; Общ. ред. и вступ. ст. А. М. Румянцева, Л. Б. Альтера, А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1968. 598 с.
6. Economic Report of the President Transmitted to the Congress. February, 1988. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.presidency.ucsb.edu/economic_reports/1988.pdf.