Научная статья на тему 'Механизм государственного регулирования экономического роста'

Механизм государственного регулирования экономического роста Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
942
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Economics
Область наук
Ключевые слова
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ECONOMIC GROWTH / ПОЛИТИКА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / THE POLICY OF ECONOMIC GROWTH / ТЕОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА / THEORY OF ECONOMIC GROWTH / ИНВЕСТИЦИИ / INVESTMENT / СБЕРЕЖЕНИЯ / SAVINGS / ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / GOVERNMENT REGULATION / ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ ПОЛИТИКА / MONETARY POLICY / БЮДЖЕТНО-НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА / FISCAL POLICY

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Корсакова Елена Александровна

В статье рассматривается сущность политики государственного регулирования экономического роста, анализируются особенности кейнсианского подхода к выработке политики экономического роста, дается характеристика основных инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, используемых для стимулирования экономического роста.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Механизм государственного регулирования экономического роста»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ

Government regulation of economic growth mechanism Korsakova E. (Russian Federation) Механизм государственного регулирования экономического роста Корсакова Е. А. (Российская Федерация)

Корсакова Елена Александровна /Korsakova Elena - кандидат экономических наук, доцент,

кафедра политической экономии, Уральский государственный экономический университет, г. Екатеринбург

Аннотация: в статье рассматривается сущность политики государственного регулирования экономического роста, анализируются особенности кейнсианского подхода к выработке политики экономического роста, дается характеристика основных инструментов денежно-кредитной и бюджетно-налоговой политики, используемых для стимулирования экономического роста.

Abstract: the article considers the essence of state regulatory policy economic growth, analyzes the features of the Keynesian approach to the development of economic growth policy, describe the basic tools of monetary and fiscal policy used to stimulate economic growth.

Ключевые слова: экономический рост, политика экономического роста, теории экономического роста, инвестиции, сбережения, государственное регулирование, денежно-кредитная политика, бюджетно-налоговая политика.

Keywords: economic growth, the policy of economic growth, the theory of economic growth, investment, savings, government regulation, monetary policy, fiscal policy.

Важной составляющей экономической политики современного государства является регулирование экономического роста. Необходимость регулирования обусловлена тем, что экономический рост не является устойчивым. Отмечая присущую рыночной экономике неустойчивость экономического роста, Р. Харрод подчеркивал, что внутри рыночной экономики «работают центробежные силы, заставляя систему все дальше и упорнее отклоняться от требуемой линии развития» [5, с. 120].

Регулирование экономического роста предполагает поддержание постоянства или требуемое изменение определенных макроэкономических показателей, характеризующих процесс экономического роста. Цель политики экономического роста заключается в обеспечение условий для достижения устойчивого сбалансированного экономического роста, а это требует определенных форм вмешательства государства в экономику. Политика экономического роста представляет собой осуществление государством мероприятий, связанных с воздействием на экономическую систему с целью достижения устойчивого равновесного экономического роста. Под механизмом регулирования экономического роста следует понимать совокупность инструментов фискальной и денежно-кредитной политики, предназначенных для достижения цели политики экономического роста. Главный вопрос, связанный с выработкой политики экономического роста состоит в том, какие меры государственного регулирования способны наилучшим образом стимулировать процесс экономического роста [2, с. 392].

Экономический рост представляет собой сложный экономический процесс. Для выработки адекватной экономической ситуации политики экономического роста следует учитывать не только наличие экономических ресурсов для реализации избранной стратегии роста, но и политические, институциональные, психологические и социальные факторы. Для экономического планирования необходимо осуществление контроля из единого центра.

При выработке политики экономического роста следует учитывать не только исходные технико-экономические условия, но и приоритеты роста, которые определяют направления инвестиций, обеспечивающих экономическое развитие. При этом увеличение инвестиций, направляемых на развитие одной отрасли или сектора экономики, стимулирует развитие остальных отраслей, т.е. дает мультипликационный эффект.

Сторонники кейнсианства указывают на объективную необходимость вмешательства государства в экономику в целях регулирования экономического роста. Они считают необходимым и возможным преодоление нестабильности экономического роста путем эффективного государственного контроля над процессами накопления капитала. Именно активная политика государства, по их мнению, является условием роста производства и доходов, поскольку в рыночной экономике отсутствуют автоматически действующие механизмы, позволяющие удержать экономику на равновесной траектории экономического роста.

Кейнсианцы рассматривают экономический рост преимущественно с точки зрения фактора спроса [2, с. 392]. Концепция эффективного спроса, на которую они опираются, была разработана еще в 30 -ые годы XX века Дж. М. Кейнсом в его книге «Общая теория занятости, процента и денег» [1]. В основе кейнсианской стратегии экономического роста лежит положение, согласно которому в обеспечении устойчивых темпов экономического роста особую роль играют эффективный спрос и его главная составляющая - инвестиции. Низкий темп экономического роста обусловлен низким уровнем совокупных расходов, который не обеспечивает необходимого прироста ВНП. Поэтому они проповедуют низкие ставки процента (политику «дешевых денег») [2, с. 392].

Суть кейнсианской стратегии государственного регулирования экономического роста заключается в регулировании процесса накопления капитала. Главное направление политики экономического роста - регулирование соотношения между объемом инвестиций и сбережений, а главный инструмент политики повышения темпов роста - инвестиции. Как отмечал Б. Селигмен, для представителей кейнсианства характерно особое внимание к инвестициям как основному динамическому элементу в экономике [3, с. 500]. Именно инвестиции являются той главной экономической переменной, с помощью которой можно управлять экономическим ростом, а низкий процент - главное средство стимулирования инвестиций.

Экономический рост требует новых инвестиций. Сбережения должны быть равны инвестициям или увеличиваться более высокими темпами. Стимулирование накопления капитала - стратегическое направление кейнсианской политики экономического роста. Р. Харрод отмечал, что «мы живем в условиях режима, при котором объем национальных сбережений в большей степени контролируется государством [5, с. 80].

Для того чтобы соотношение между сбережениями и инвестициями обеспечивало устойчивый равновесный экономический рост, размеры новых инвестиций должны быть достаточны велики для уравновешивания сбережений, соответствующих полной занятости. Сбережения и инвестиции являются ключом к экономическому росту [4, с. 84].

Достижение устойчивого экономического роста предполагает также проведение политики длительного стимулирования темпов экономического роста в целях приближения гарантированного темпа роста к естественному темпу роста, преодоления нестабильности фактического темпа роста. Р. Харрод понимал под гарантированным темпом роста прогнозируемую величину, определяющую непрерывную линию развития с точки зрения предпринимателей, а под естественным темпом роста - максимально возможный в длительном плане темп роста при данных ресурсах и их полной занятости [5, с. 115-123].

Опираясь на достижения теории экономического роста и накопленный опыт государственного регулирования экономического роста, сторонники кейнсианского подхода выделяют следующие основные меры государства, осуществление которых необходимо для достижения устойчивого роста при полной занятости.

1) Меры государственного поощрения самофинансирования инвестиций в частном секторе, налоговые льготы для стимулирования частных инвестиций, субсидии.

2) Меры по стимулированию ускоренной амортизации и предоставление в связи с этим налоговых льгот.

3) Меры, направленные на снижение зависимости объема инвестиций от нормы процента, а именно, планомерное снижение процентной ставки [5, с. 137-139]. Р. Харрод высказывал даже сверхрадикальное предложение о снижение процента вплоть до нулевой отметки. Кризис 2008 года и последующая за ним рецессия в развитых странах, привели к снижению номинальных процентных ставок центральными банками до почти нулевого уровня. В США, Великобритании, Японии и других развитых странах центральные банки поддерживают очень низкие ставки процента на уровне, равном или даже ниже инфляции [6].

4) Меры прямого государственного вмешательства в процессы экономического роста: значительные объемы государственных инвестиций, прямое бюджетное финансирование инвестиций, финансовые меры поддержки частных инвестиций, дешевые кредиты, субвенции, субсидии, дотации для фирм. В США фирмы, действующие в приоритетных отраслях, имеют право на получение кредитов счет бюджета штата на 25 % ниже рыночных на сроки на 50 % длительнее рыночных по ставкам ниже рыночных. Особую роль также играют налоговые методы реализации политики поддержания устойчивого экономического роста.

Финансово-экономический кризис 2008 г. и последовавшая за этим полоса депрессии свидетельствуют о том, что необходим поиск новых форм долгосрочного регулирования экономического роста, учитывающих новые условия, к которым относится глобализация экономики, а также критерии экономического развития. Очевидно, что необходимо совершенствование механизма государственного регулирования экономического роста.

Литература

1. Кейнс Дж. М. Общая теория занятости, процента и денег / Дж. М. Кейнс; пер. Н. Н. Любимова, под ред. Л. П. Куракова. М.: Гелиос АРВ, 2002. 351 с.

2. Макконнелл К. Р. Экономикс: принципы, проблемы и политика: в 2 т. / К. Р. Макконнелл, С. Л. Брю; пер. О. Н. Антиповой. Т. 2. М.: Республика, 1992. 399 с.

3. Селигмен Б. Основные течения современной экономической мысли: Пер. с англ. / Б. Селигмен; Общ. ред. и вступ. ст. А. М. Румянцева, Л. Б. Альтера, А. Г. Милейковского. М.: Прогресс, 1968. 598 с.

4. Хайлбронер Р. Экономика для всех: Пер. с англ. / Р. Хайлбронер, Л. Тароу. Тверь: Фамилия, 1994. 271 с.

5. Харрод Р. К теории экономической динамики / Р. Харрод // Классики кейнсианства: в 2 томах. Т. 1. М.: Экономика, 1997. 416 с.

6. Tаргетирование номинального ВВП: теория или реальная альтернатива? [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.sberbank.ru/ru/about/analytics/ma croeconomics.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.