Научная статья на тему 'Теоретические основы организации предупреждения региональной преступности'

Теоретические основы организации предупреждения региональной преступности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
134
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ / РЕГИОНАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ / ЭФФЕКТИВНОСТЬ УПРАВЛЕНИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕМ / СИСТЕМА И КОНЦЕПЦИЯ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ПРЕСТУПНОСТИ В РЕГИОНЕ / PREVENTION REGIONAL CRIME / REGIONAL PREVENTION STRATEGY / EFFICIENCY MANAGEMENT WARNING SYSTEM AND THE CONCEPT OF CRIME PREVENTION IN THE REGION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Легостаев Сергей Валентинович

в статье рассматриваются особенности исследования предупреждения преступности в регионе, актуальность которого вызывается рядом специфических криминогенных факторов, характеризующих такую преступность. Эта проблема изучается многими авторами, в современной науке сформирован одинаковый подход к ее исследованию, который способствует разработке общих рекомендаций, относящихся к региональной стратегии организации предупреждения преступности, выработке управленческих решений. В статье в наиболее обобщенном виде сформулированы направления исследований в указанной сфере, а также дано определение понятию «предупреждение». Совершенствование работы становится необходимым условием повышения эффективности управления организацией данного вида деятельности. Современное состояние отечественной и зарубежной науки управления характеризуется тем, что возникшие кризисные явления достигли критической массы и стали серьезно затруднять дальнейшее движение науки и, как следствие, практики. Отмечено, что это относится к любому виду деятельности, в том числе к организации предупреждения преступлений. В связи с этим предлагаются возможные и целесообразные варианты разрешения указанных кризисных явлений. Существующая система предупреждения преступности в том виде, в котором она существует (структура, правовая база, материальные ресурсы, кадры и т. д.), неспособна обеспечивать в полном объеме выполнение поставленных перед ней задач. В обоснование данного вывода приводится ряд причин, устранение которых позволит разработать и реализовать новую, соответствующую современным требованиям концепцию предупреждения преступности не только в масштабах страны, но и на региональном уровне.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE THEORETICAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF REGIONAL CRIME

the article considers the peculiarities of the investigation of crime prevention in the region, the relevance of which is caused by a number of specific criminogenic factors that characterize such a crime. This problem is studied by many authors, in modern science there is the same approach to the study this problem, which contributes to the development of General recommendations related to the regional strategy of the organization of crime prevention, to inform management decisions. The article describes the whole issue, as well as the definition of «prevention». Improvement of the work becomes a necessary condition of efficiency increase of management of the organization of this activity. It is noted that the current state of the domestic and foreign science of management is characterized by the fact that the resulting crisis has reached critical mass and became seriously hamper the further movement of science and, as a consequence, practice. It is noted that this applies to any type of activity and the organization of crime prevention as well... the article considers the peculiarities of the investigation of crime prevention in the region, the relevance of which is caused by a number of specific criminogenic factors that characterize such a crime. This problem is studied by many authors, in modern science there is the same approach to the study this problem, which contributes to the development of General recommendations related to the regional strategy of the organization of crime prevention, to inform management decisions. The article describes the whole issue, as well as the definition of «prevention». Improvement of the work becomes a necessary condition of efficiency increase of management of the organization of this activity. It is noted that the current state of the domestic and foreign science of management is characterized by the fact that the resulting crisis has reached critical mass and became seriously hamper the further movement of science and, as a consequence, practice. It is noted that this applies to any type of activity and the organization of crime prevention as well. In this regard, it suggests possible options and appropriate resolution of these crises. The article concludes that the existing system of crime prevention and its form (structure, legal framework, financial resources, personnel, etc.) is unable to fully perform its tasks. The author provides a number of reasons, the removal of which will allow to develop and implement new, relevant the concept of crime prevention, not only nationally, but also at the regional level. function show_eabstract() { $('#eabstract1').hide(); $('#eabstract2').show(); $('#eabstract_expand').hide(); } ▼Показать полностью

Текст научной работы на тему «Теоретические основы организации предупреждения региональной преступности»

УДК 67.515 СЕРГЕЙ ВАЛЕНТИНОВИЧЛЕГОСТАЕВ,

ББК 343.85 кандидат юридических наук,

Л38 прокурор Рязанской области

(Прокуратура Рязанской области), е-шай: [email protected]

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ РЕГИОНАЛЬНОЙ ПРЕСТУПНОСТИ

Реферат: в статье рассматриваются особенности исследования предупреждения преступности в регионе, актуальность которого вызывается рядом специфических криминогенных факторов, характеризующих такую преступность. Эта проблема изучается многими авторами, в современной науке сформирован одинаковый подход к ее исследованию, который способствует разработке общих рекомендаций, относящихся к региональной стратегии организации предупреждения преступности, выработке управленческих решений.

В статье в наиболее обобщенном виде сформулированы направления исследований в указанной сфере, а также дано определение понятию «предупреждение». Совершенствование работы становится необходимым условием повышения эффективности управления организацией данного вида деятельности. Современное состояние отечественной и зарубежной науки управления характеризуется тем, что возникшие кризисные явления достигли критической массы и стали серьезно затруднять дальнейшее движение науки и, как следствие, практики. Отмечено, что это относится к любому виду деятельности, в том числе к организации предупреждения преступлений. В связи с этим предлагаются возможные и целесообразные варианты разрешения указанных кризисных явлений.

Существующая система предупреждения преступности в том виде, в котором она существует (структура, правовая база, материальные ресурсы, кадры и т. д.), неспособна обеспечивать в полном объеме выполнение поставленных перед ней задач. В обоснование данного вывода приводится ряд причин, устранение которых позволит разработать и реализовать новую, соответствующую современным требованиям концепцию предупреждения преступности не только в масштабах страны, но и на региональном уровне.

Ключевые слова: предупреждение региональной преступности, региональная стратегия предупреждения, эффективность управления предупреждением, система и концепция предупреждения преступности в регионе.

Изучение преступности на региональном уровне имеет свои особенности, связанные с неравномерностью развития экономики, социальных, демографических, культурных, географических и других аспектов функционирования регионов, и играет важную роль в организации ее предупреждения. Как подчеркивается в ряде научных работ, актуальность исследования преступности на региональном уровне вызывается рядом специфических криминогенных факторов, характеризующих региональную преступность [1, с. 16]. На взаимосвязь особенностей регионов и криминогенной обстановки в них указывает также Г. М. Минь-ковский, который отмечает, что при планировании организации борьбы с преступностью и иными правонарушениями надо как можно более детально отрабатывать типологию населенных пунктов и районов и на их основе изучать особенности конкретной криминогенной обстановки [2, с. 50].

Большое значение анализу региональной преступности придают В. В. Сосновский, по мнению которого региональный анализ представляет собой

традиционное и вместе с тем одно из значительных по своей важности направлений изучения преступности [3, с. 28], и другие авторы [4, с. 12]. Поддерживаем точку зрения А. И. Долговой, которая подчеркивает, что не менее ценны и теоретические результаты, так как исследования позволяют глубже проникать в механизм детерминации преступности и ее изменений, устанавливать закономерности порождения и функционирования преступности в разных по своим социально-культурным и иным характеристикам регионах, выделять в этих закономерностях общее и специфическое [5, с. 5].

В современной науке сформирован одинаковый подход к изучению данной проблемы, который способствует разработке общих рекомендаций, относящихся к региональной стратегии организации предупреждения преступности, выработке управленческих решений. В связи с этим, а также исходя из анализа практики в наиболее обобщенном виде можно сформулировать направления исследований в указанной сфере:

- выявление различий в криминологической характеристике регионов, которые отражают существенную региональную специфику преступности и связанную с ней криминологическую ситуацию;

- выработка дифференцированного подхода к организации борьбы с преступностью в регионе, а также к корректировке региональной политики в этой сфере;

- разработка рекомендаций, содержащих региональную стратегию борьбы с преступностью силами и средствами местных органов законодательной и исполнительной власти, а также правоохранительных органов, и формирование управленческих решений, связанных с правовым, организационным и иным обеспечением борьбы с преступностью в регионе.

Предупреждение преступности - это комплексная система, включающая в себя объект предупреждения, его основные уровни и формы, меры предупредительного профилактического воздействия, субъектов, осуществляющих предупредительную работу. В юридической литературе предупреждение определяется как «целенаправленное воздействие государства, общества, физических и юридических лиц на процессы детерминации и причинности преступности в целях недопущения в преступную деятельность новых лиц, совершения новых криминальных деяний, расширения криминализации общественных отношений» [6, с. 63].

Такое понимание предупреждения в полной мере относится и к региональной преступности. Оно подразумевает процесс управления преступностью. Совершенствование работы становится необходимым условием повышения эффективности управления организацией данного вида деятельности.

Современное состояние отечественной и зарубежной науки управления характеризуется тем, что возникшие кризисные явления достигли критической массы и стали серьезно затруднять дальнейшее движение науки и, как следствие, практики. В результате теория и практика развиваются преимущественно не на научно обоснованной, а на авторегуляционной, во многом стихийно формирующейся основе. Именно это демонстрирует хронические для управленческой теории и практики противоречия, несогласованность между принципиальными выводами и положениями, школами, теориями и направлениями, резкие столкновения кратких суждений и концепций и постоянные колебания между ними (например, между известной управленческой эйфорией и пессимизмом), гипертрофированной централизацией управления и такой же его децентрализацией, чрезвычайно жесткими методами и формами организации социальной жизни и чрезмерной ее либерализацией, граничащей с полной дезорганизацией. Непосредст-

венно в науке управления кризисные явления отражаются в потере смысла и содержания многих ее базовых положений и категорий, неспособности осмыслить и актуально адаптировать огромный практический материал. Первыми на наличие кризисных явлений в управленческой теории и практике обратили внимание представители эмпирической школы американского менеджмента, но дальше констатации этого факта дело не пошло [7, с. 53-54].

Возможными и целесообразными вариантами разрешения указанных кризисных явлений представляются следующие:

1) выделение и разграничение разнородных явлений, охватываемых управлением;

2) вычленение и исключение из них тех, которые не имеют управленческого содержания;

3) объединение явлений, имеющих хотя и разнородное, но управленческое организационное содержание в рамках обобщенной категории - организационный фактор;

4) их классификация на основе научно обоснованных критериев с последующим разделением на отдельные понятия (категории), каждое из которых отражало бы достаточно однородное явление -организационный механизм.

Предполагаемый подход способствует выделению из содержания управления (управленческой деятельности) элементов, не относящихся к нему, и разграничению разнородных организационных явлений. Это создает условия для лучшего понимания и, как следствие, более эффективного практического использования указанных явлений и категорий [8, с. 12].

Интересы эффективного функционирования системы правоохранительных органов регионов обусловливают необходимость формирования самостоятельной по ее целевой направленности теории организации управления в сфере правоохранительной деятельности. Ее органической частью становится теория научной организации управления в сфере общественных отношений, складывающихся при реализации правоохранительными органами своих основных задач по борьбе с преступностью. Упрощая суть проблемы и ее формирование, эту теорию уже называют научной организацией. В ее рамках должны найти свое решение проблемы организации работы правоохранительных органов по предупреждению преступности. Понятие организации наиболее просто характеризуется словами «думай перед тем, как надо действовать» [9, с. 165].

Очевидно, это относится к любому виду деятельности, в том числе к организации предупреждения преступлений. Понятия «организация» и «управление» недопустимо отрывать друг от друга

в области предупреждения преступлений. Здесь, как и в других сферах, управление и организация связаны между собой, находятся в прямой зависимости друг от друга, и чем теснее связь между ними, тем эффективнее их результаты. Организация -одна из функций управления в сфере предупреждения преступлений. Управление - это нить всего процесса организации предупредительной деятельности. Организационные средства (принципы, методы), необходимые для осуществления указанного процесса, концентрируются в системе соответствующего управления, поэтому иногда вопросы организации предупредительной деятельности полностью относятся к сфере управления этой деятельностью.

Концепция организации предупреждения рациональной преступности исходит из того, что управление пронизывает всю организационную деятельность наряду с централизованным плановым руководством этой областью работы. Организация характеризуется активным влиянием соответствующего органа управления на все стороны предупредительной деятельности или на все звенья системы предупреждения и механизмы ее функционирования в регионе. Следует учитывать и мероприятия, проводимые: во-первых, в масштабе всего предупредительного комплекса в регионе (высокий уровень организации); во-вторых, в пределах отдельных предупредительных программ (организация предупреждения преступности несовершеннолетних; организация предупреждения коррупции; организация предупреждения рецидивной преступности и т. д.).

Управление предупредительной деятельностью, по нашему мнению, состоит из следующих элементов: определение целей управления, прогнозирование преступности, анализ информации о состоянии преступности, планирование мероприятий, обеспечивающих достижение установленных целей; учет выполнения управленческих решений, корректировки заданий при изменении условий, выявление новых потребностей управляющей системы, неиспользованных резервов, изучение и внедрение положительного опыта.

На наш взгляд, существующая система предупреждения региональной преступности в том виде, в котором она существует (структура, правовая база, материальные ресурсы, кадры и т. д.), не способна обеспечивать в полном объеме выполнение

поставленных перед ней задач. Это происходит по ряду причин:

- данная система слишком громоздка, ее субъекты разобщены по своей ведомственной принадлежности. Только на уровне городов, районов действует множество государственных органов, общественных организаций, фондов, имеющих прямое или косвенное отношение к предупреждению преступности;

- элементы системы часто дублируют друг друга по своим целям, задачам, формам работы. Компетенция и полномочия четко не разграничены. Все это приводит к распылению сил и средств, материальных ресурсов, кадров и в конечном счете к безответственности за состояние работы по данному направлению;

- действующая система потеряла восприимчивость к новым формам и методам работы. Она тяготит к запретительной тактике решения острых проблем, основной акцент делается на полицейские формы деятельности;

- выработаны критерии эффективности работы правоохранительных органов по предупреждению региональной преступности.

Существующий механизм противодействия криминалу ориентирован преимущественно на уголовно-репрессивные средства и методы. Однако, как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, ориентация на силовые меры борьбы с преступностью непродуктивна. Такой подход еще более продуцирует антисоциальное и преступное поведение, приводит к сбоям и неэффективности функционирования судебной и других правовых систем. Важно преодоление односторонности антикриминальной стратегии, перекоса в механизме противодействия криминалу. Любому расширению возможностей правонарушителей совершать преступления государство должно противопоставить аналогичное расширение возможностей и способностей правоохранительных и других органов.

Все это свидетельствует о необходимости разработки и реализации новой, соответствующей современным требованиям концепции предупреждения преступности не только в масштабах страны, но и на региональном уровне, так как в регионах в конечном счете решаются основные вопросы предупреждения преступности. Этому должна предшествовать тщательная научная разработка проблемы.

Список литературы

1. Шульга В. И. Основные тенденции преступности и ее предупреждение в Дальневосточном регионе : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1994. 29 с.

2. Миньковский Г. М. Об учете крупного и особо крупного города при изучении правонарушений среды несовершеннолетних и молодежи // Методология и методические вопросы изучения и профилактики преступности в крупных городах. М., 1979. С. 50.

3. Сосновский В. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступлений в регионе (на материалах Московской области) : дис. ... канд. юрид. наук. М., 1999. 178 с.

4. Корниенко А. В. Криминологическая характеристика и предупреждение преступности в регионе (по материалам Брянской области) : дис. ... канд. юрид. наук. Рязань, 2005. 206 с.

5. Долгова А. И. Теоретические посылки и общие итоги изучения территориальных различий преступности и их причин // Территориальные различия преступности и их причины : сб. науч. тр. М., 1987. С. 5.

6. Фортунич М. В. Особенности изучения региональной насильственной преступности // Насилие. Личность. Общество : тез. науч.-практ. конф. М., 2000. С. 63-64.

7. Горошанин А. В., Артемьев Н. С., Некрасов А. П. Роль исправительных учреждений в борьбе с рецидивной преступностью. Самара, 2005. 234 с.

8. Аксенов А. А. Проблемы управления в уголовно-исполнительной системе России: состояние и перспективы (организационно-правовой аспект) : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1995. 43 с.

9. Гвишиани Д. М. Организация управления. М., 1972. 536 с.

SERGEY VALENTINOVICH LEGOSTAYEV,

рhd in law, prosecutor of the Ryazan region (Prosecutor's office of the Ryazan region), е-mail: [email protected]

THE THEORETICAL BASIS FOR THE ORGANIZATION OF PREVENTION OF REGIONAL CRIME

Annotation: the article considers the peculiarities of the investigation of crime prevention in the region, the relevance of which is caused by a number of specific criminogenic factors that characterize such a crime. This problem is studied by many authors, in modern science there is the same approach to the study this problem, which contributes to the development of General recommendations related to the regional strategy of the organization of crime prevention, to inform management decisions.

The article describes the whole issue, as well as the definition of «prevention». Improvement of the work becomes a necessary condition of efficiency increase of management of the organization of this activity. It is noted that the current state of the domestic and foreign science of management is characterized by the fact that the resulting crisis has reached critical mass and became seriously hamper the further movement of science and, as a consequence, practice. It is noted that this applies to any type of activity and the organization of crime prevention as well.

In this regard, it suggests possible options and appropriate resolution of these crises.

The article concludes that the existing system of crime prevention and its form (structure, legal framework, financial resources, personnel, etc.) is unable to fully perform its tasks. The author provides a number of reasons, the removal of which will allow to develop and implement new, relevant the concept of crime prevention, not only nationally, but also at the regional level.

Key words: prevention regional crime, regional prevention strategy, efficiency management warning system and the concept of crime prevention in the region.

References

1. Shul'ga V. I. Osnovnye tendencii i ee preduprezdenie v Dal'nevostochnom regione : avtoref. dis. кand. jurid nauk [Major trends in crime and its prevention in the far east. Cand legal sci. diss. abstrakt]. Moscow, 1994. 29 р.

2. Min'kovskij G. M. Ob ushete krupnogo I osobo krupnogo goroda pri izuchenii provonarushenij sredy nesovershennoletnih I molodezhi [On account of the large and very large city in the study of juveniledelin-quency and youth]. Metodologija i metodicheskie voprosy izuchenija i profilaktiki prestupnosti v krupnyh goro-dah [Methogology and methodjlodical issues of the study and prevention of crime in major cities]. Moscow, 1979, р. 50.

3. Sosnovskij V. V. Kriminologicheskaja harakteristika i preduprezhdenie prestuplenij v regione (na materialah Mosrjvskoj oblasti). Dis. rand. jurid nauk [Criminological characteristics and prevention of crimes in the region (on materials of the Moscow region)]. Cand legal sci. diss. Moscow, 1999. 178 р.

4. Kornienko A. V. Kriminologicheskaja harakteristika i preduprezhdenie prestuplenij v regione (na materialah Brjanskoi oblasti). Dis. rand. jurid nauk [Criminological characteristics and prevention of crimes in the region (on materials of the Bijansk region)]. Cand legal sci. diss. Ryazan, 2005. 206 р.

5. Dolgova A. I. Teoretichtskie posylki i obshij itogi izuchenij territorial''nyh razlichij prestupnosti i ih prichin [Theoretical assumptions and the General results of the exploring territorial differences in crime and their causes]. Sbornik nauchyh trudov «Territirial'nye rezlichij prestupnosti i ih prichiny» [Proc. the scientific papers «Territirial differences and their causes of crime»]. Moscow, 2001, р. 5.

6. Fortunich M. V. Osobennosti izuchenij regional'noi nasil'stvennoi prestupnosti [Features of studying regional violent crime]. Tezisy naucno-prakticheskoi koferencii «Nasilie. Lichnoct'. Obshestvo» [Proc. the scientific praktical conference «Violence. Personality. Society»]. Moscow, 2000, рр. 63-64.

7. Gorochanin A. V., Artem'ev N. S., Nekrasov A. P. Rol' ispravitel'nyh uchrejdenij v bor'be s recidivnij prestupnost'ju [The role of correctional institutions in the fight against recidivism]. Samara, 2005, 234 р.

8. Aksenov A. A. Problemy upravlenija v ugolovno-ispolnitel'noi sisteme Rossii: sostojanie i perspektivy (organizacionno-pravovoi aspekt). Avtoref. dis. d-ra jurid. nauk [Management problems in the penal system of Russia: status and prospects (the legal aspect): Dr. legal sci. diss. abstract]. Moscow, 1995. 43 р.

9. Gvichiani D. M. Organizacija upravlenija [organization of management]. Moscow, 1972. 536 р.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.