играют значительную роль в обеспечении безопасности и международного сотрудничества.
Использованные источники:
1. Интеграция таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры в приграничном регионе". [Электронный ресурс] URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4201 .
2. Свободная энциклопедия "Приграничные регионы" [Электронный ресурс] URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/ .
3. ИНШАКОВА Е. И.Журнал "Вестник Волгоградского государственного университета". Серия 3: Экономика. Экология Выпуск№ 10 / 2014." СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ НА ЮГЕ РОССИИ".
1 " Интеграция таможенно-логистической и транспортной инфраструктуры в приграничном регионе". [Электронный ресурс] URL: http:// www.m-economy.ru/art.php?nArtId=4201
2 Свободная энциклопедия "Приграничные регионы" [Электронный ресурс] URL: http:// ru.wikipedia.org/wiki/
3 ИНШАКОВА Е. И.Журнал "Вестник Волгоградского государственного университета". Серия 3: Экономика. Экология Выпуск№ 10 / 2014." СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТАМОЖЕННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ТРАНСПОРТНЫХ КОРИДОРОВ НА ЮГЕ РОССИИ"
УДК 339.972
Васильева В. С. студент 4 курс
Институт управления, специальность «Таможенное дело
Россия, г. Белгород ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
В статье рассматриваются вопросы, связанные с определением понятия «экономическая безопасность», выявлением компонентов и элементов,составляющих систему экономической безопасности государства. Отдельное внимание уделяется рассмотрению значимости государственного обеспечения экономической безопасности страны.
Ключевые слова: государство, национальная безопасность, национальные интересы,экономическая безопасность, компоненты экономической безопасности.
Одной из важнейших задач любого государства в настоящее время является достижение такого уровня безопасности, который обеспечивал бы внутреннюю стабильность, активное участие страны в международном разделении труда и одновременно гарантировал бы ее национальную безопасность [1].
Стратегией национальной безопасности Российской Федерации термин «национальная безопасность» определен как «состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства» [2].
Система национальной безопасности, так или иначе, направлена на обеспечение фундаментальных жизненно-важных интересов общества, удовлетворение которых обеспечивается нормальным функционированием и динамичным развитием экономики. Поэтому экономическая безопасность является неотъемлемой частью национальной безопасности любого государства
В общем понимании, экономическая безопасность представляет собой состояние защищенности государства от внешних и внутренних угроз.
Б.В. Гогвуд отмечает, что экономическая безопасность государства определяется уровнем развития производительных сил и состоянием социально-экономических отношений, развитием научно-технического прогресса и использованием его достижений в национальном хозяйстве, внешнеэкономическим обменом и международной ролью. Материальную основу экономической безопасности составляют развитые производительные силы, способные обеспечить расширенное воспроизводство, цивилизованный уровень жизни граждан и экономическую независимость государства [3].
Важно подчеркнуть, что экономическая безопасность не является абстрактной теоретической конструкцией. Защищенность национальных интересов обеспечивается готовностью и способностью институтов власти создавать механизмы реализации и защиты интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Реализуя внутреннюю экономическую политику, направленную на обеспечение экономической безопасности, следует выделить основные задачи государства, которые способствуют достижению этой цели:
1)осуществление государством мер по обеспечению динамичного непрерывного экономического роста на основе использования инноваций;
2)формирование оптимальной структуры отраслей рынка; 3)сокращение дефицита бюджета; 4)снижение уровня государственного долга; 5)обеспечение стабильности национальной валюты; 6)повышение качества жизни населения и выполнения в полной мере социальных обязательств; 7)повышение конкурентоспособности национальных товаров и услуг на мировом рынке.
Важнейшими видами экономической безопасности являются: энергетическая безопасность, оборонная безопасность, технологическая безопасность, экологическая безопасность, финансово-кредитная безопасность, продовольственная безопасность, информационная безопасность.
Энергетическая составляющая экономической безопасности определяется состоянием топливно-энергетических отраслей, которые производят значительную часть всей промышленной продукции России, создают значительную часть доходов федерального бюджета. Оборонная безопасность характеризуется состоянием армии, ее способностью и готовностью к отражению внешних угроз. Технологический компонент экономической безопасности определяет такое состояние научно-технического потенциала России, которое обеспечивает конкурентоспособность национальных товаров и услуг на рынках наукоемкой (высокотехнологичной) продукции, а также обеспечивает самостоятельную разработку в максимально короткие сроки новейших технологических решений, предопределяющих прорывы в ведущих отраслях гражданского и оборонного производства. Финансовая безопасность обеспечивает возможность устойчивого функционирования финансово-валютной системы, а так же возможность получения, размещения и использования кредитных и инвестиционных ресурсов. Продовольственная безопасность заключается в обеспеченности экономики продовольствием в количестве, необходимом для эффективного функционирования жизнедеятельности общества. Информационная безопасность предполагает состояние взаимного обмена сведениями и информацией в рамках мирового хозяйственного комплекса, которое способно гарантировать надежный информационный обмен, повышение доли нематериальных активов в структуре национального богатства, увеличение «удельного веса» информации в конечной стоимости производимого валового внутреннего продукта.
Обеспечение экономической безопасности может быть рассмотрено в качестве структурных элементов системы, которая выглядят следующим образом:
Система обеспечения экономической безопасности
Система экономической безопасности
Кроме того, выделяют внутренние и внешние угрозы экономической безопасности, на предотвращении которых концентрируется внимание государственных органов.
Внутренние угрозы - выражаются в неспособности к самосохранению и саморазвитию, недостаточности инновационной составляющей развития экономики, неэффективности системы государственного регулирования экономики. Внешние угрозы -отражаются в текущем состоянии мировой экономики. Об этом свидетельствуют изменения конъюнктуры рынка, мировых цен и внешнеторговых отношений, колебания валютного курса, положительное сальдо оттока/притока капитала, импортозависимость, дисбаланс развития отраслей экономики.
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы:
Во-первых, изменения, происходящие на фоне процесса всемирной глобализации служат причиной формирования новых приоритетов внутриполитической и международной деятельности. Поэтому вопросы, связанные с обеспечением экономической безопасности, приобретают все большую актуальность.
Во-вторых, фундаментом национальной безопасности выступает экономическая безопасность государства, которая определяется способностью национальной экономики обеспечивать благосостояние нации, достойный уровень жизни общества независимо от воздействий внешних факторов.
В-третьих, наличие элементов структуры экономической безопасности (цели, средства, силы, ресурсы обеспечения ЭБ и т.д.) и наличие ряда компонентов (финансовая, энергетическая, технологическая, сырьевая безопасность и т.д.) говорит о том, что экономическая безопасность - сложная социально-экономическая категория, которая требует тщательного анализа практики деятельности по ее обеспечению.
Использованные источники:
1. Васильев В.П. Государственное регулирование национальной экономики. М., 2015. С. 97.
2. О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года: указ Президента РФ от 12.05.2009 №537 // Информационно-правовой портал Консультант-плюс URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_87685/ (дата обращения: 3.12.2015)/
3. Гогвуд Б.В. Проблемы обеспечения экономической безопасности. М., 2012. С. 242.
Васильева И.Н., к.э. н.
доцент СТИ НИТУ МИСиС Дмитрик В.Е. студент 1 курса СТИ НИТУ МИСиС Россия, Старый Оскол
ОСНОВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ НЕГАТИВНОГО ТЕХНОГЕННОГО ВЛИЯНИЯ ГОРНОРУДНЫХ И ДРУГИХ РЕСУРСОДОБЫВАЮЩЕ-ПЕРЕРАБАТЫВАЮЩИХ ПРЕДПРИЯТИЙ НА ЭКОСИСТЕМЫ
Аннотация.
В статье проведен анализ основных техногенных факторов взаимодействия промышленного комплекса и биосистемы и определены основные негативные последствия развития социально - экономического промышленного комплекса КМА на биосферу территории. В статье сделан вывод, что с целью решения данных проблем необходимо дополнительное финансирование природоохранных мероприятий, осуществляемых в рамках действующего экологического законодательства, а также активизация процесса принятия и введение в действие новых правовых актов, направленных на защиту окружающей среды.
Ключевые слова: горно-добывающая промышленность, экологические проблемы, последствия техногенного влияния.
Abstract.
In the article the analysis of main anthropogenic factors of interaction and industrial complex Biosystems and the main negative consequences of socio -economic industrial complex of Kursk magnetic anomaly on the biosphere territory. The article concludes that to address these problems, additional funding for environmental activities under the current environmental legislation and strengthen the process of adoption and enactment of new legal acts aimed at environmental protection.
Keywords: mining industry, environmental issues, consequences of technogenic influence