Научная статья на тему 'Инновационная экономика как фактор устойчивого экономического развития национальных хозяйств'

Инновационная экономика как фактор устойчивого экономического развития национальных хозяйств Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
84
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
СОВРЕМЕННОЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / ИННОВАЦИЯ / ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / ИННОВАЦИОННАЯ МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Юсупов А.С.

В данной статье рассматриваются вопросы обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности национальных хозяйств на основе создания инновационной экономики и необходимости перехода национальных экономик к современной инновационной модели развития. Анализ научной литературы показывает, что построение инновационной экономики, в настоящее время активно обсуждается среди ученых экономистов и политиков. По мнению экспертов, необходимость придания общественному развитию инновационной направленности в глобальном масштабе и отдельных странах мира не вызывает сомнений при разработке и интерпретации социально-экономических и геополитических сценариев. Необходимо констатировать тот факт, что инновационная экономика своего рода стало уже императивом и новым вызовом для общественного развития. Анализ тематики научных публикаций в научных и электронных библиографических системах показывает, что внимание к проблемам инновационной экономики в Узбекистане, преобладают весьма оптимистические взгляды среди отечественных и зарубежных специалистов. Однако неадекватное исследование значимости повышения роли инноваций в общественном развитии и необходимости государственной финансовой поддержки в Узбекистане инновационной деятельности при ее рискованности и длительных сроках окупаемости, определяет актуальность данной научной статьи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Инновационная экономика как фактор устойчивого экономического развития национальных хозяйств»

Инновационная экономика как фактор устойчивого экономического развития национальных хозяйств

Юсупов Аомиддин Соатович,

к.э.н., докторант фЭс), Ташкентский государственный экономический университет, a.yusuf3101@gmail.com

В данной статье рассматриваются вопросы обеспечения устойчивого экономического роста и повышения конкурентоспособности национальных хозяйств на основе создания инновационной экономики и необходимости перехода национальных экономик к современной инновационной модели развития. Анализ научной литературы показывает, что построение инновационной экономики, в настоящее время активно обсуждается среди ученых экономистов и политиков. По мнению экспертов, необходимость придания общественному развитию инновационной направленности в глобальном масштабе и отдельных странах мира не вызывает сомнений при разработке и интерпретации социально-экономических и геополитических сценариев. Необходимо констатировать тот факт, что инновационная экономика своего рода стало уже императивом и новым вызовом для общественного развития. Анализ тематики научных публикаций в научных и электронных библиографических системах показывает, что внимание к проблемам инновационной экономики в Узбекистане, преобладают весьма оптимистические взгляды среди отечественных и зарубежных специалистов. Однако неадекватное исследование значимости повышения роли инноваций в общественном развитии и необходимости государственной финансовой поддержки в Узбекистане инновационной деятельности при ее рискованности и длительных сроках окупаемости, определяет актуальность данной научной статьи.

Ключевые слова: современное экономическое развитие, национальная экономика, инновация, инновационная деятельность, экономический рост, инновационная модель развития.

В условиях глобализации экономики значительно возрастает зависимость национальных хозяйств от инновационных факторов производства. Необходимо констатировать тот факт, что «XXI век - эра эмоционального интеллекта!»1 и «... - век знаний, наукоемких производств, высоких технологий и стремительных инноваций»2.

Несомненно, в последние годы на мировом масштабе ускоренными темпами развивается научно-технический потенциал и возрастает интеллектуализация основных факторов производства. Инновационная деятельность фактически стала главным движущим механизмом экономического роста и все больше усиливается международная конкуренция в этой сфере. В целях обеспечения лидерства в глобальной экономике, многие страны увеличивают затраты на НИОКР. В развитых странах на долю новых знаний и инновационных технологий приходится от 70 до 85% прироста ВВП3.

Это, в свою очередь, определяет не только перспективы хозяйственного роста, но и служит показателем уровня экономической независимости, благосостояния и национального статуса страны.

Известно, что Узбекистан как суверенное государство, является неотъемлемой частью мирового экономического сообщества. В этом случае происходящая международная конкуренция на мировом рынке, требует от национальной экономики создание новых перспектив развития инновационного потенциала, как прочной основы стабильности страны.

После провозглашения независимости 1 сентября 1991 года, Узбекистан постепенно и поэтапно шёл по пути перехода к рыночной экономике и были достигнуты весомые результаты. В частности, даже в годы мирового финансово-экономического кризиса, благодаря принятой Правительством глубоко продуманной Антикризисной программы4, в Узбекистане темпы экономического роста сохранялись в пределах 89%. Это свидетельствует о том, что национальная модель развития экономики Узбекистана полностью доказала свое преимущество в условиях мирового кризиса5.

Без сомнений, эти показатели являются высоким достижением, но экономическая политика должна быть нацелена на поддержание и повышение конкурентоспособности национальной экономики путем создания инновационной экономики.

В условиях экономического кризиса, инновационное преобразование любой национальной экономики, несомненно, требует больших материальных, финансовых и интеллектуальных затрат. На наш взгляд, для обеспечения таких колоссальных затрат, которые предусматривают реализацию актуальных фундаментальных исследований и научных разработок, только государство может стать мощным гарантом.

Глобальный индекс инноваций рассчитывается ежегодно с 2007 года при участии международной школы бизнеса ^ЭЕАЭ, Корнельского университета и Всемирной организации интеллектуальной собственности.

Согласно результатам исследований, проведенными Всемирной организацией интеллектуальной собственности (ВОИС) в 141 стране мира в 2015 году - Швейцария, Великобритания, Швеция, Нидерланды и Соединенные Штаты признаны самыми инновационными странами мира. В 2018 году в пятерку наиболее инновационных стран вошли Сингапур, Великобритания, Швеция, Нидерланды и Швейцария6.

По параметрам 2018 года Китай впервые вошел в 20 ведущих инновационных стран мира и в Глобальном индексе инноваций Р1) 7 занимала 17-е место. Продвижение Китая в рейтинге 2018 года8, несомненно, указывает на его трансформацию, то есть экономика страны стоит перед научными достижениями и сталкивается со многими областями науки.

Возникает естественный вопрос: В чем секрет инновационных достижений?

По мнению исследователей Всемирной организации интеллектуальной собственности, секрет этого в первую очередь зависит от объема инвестиций в страну, современных университетов и количества ученых и исследователей, участвующих в активных научных исследованиях.

О £

Я

3

V

а

2 а

8

00

сэ

сч

сэ £

Б

а

2 ©

В настоящее время, в области инноваций, эти страны инвестируют от 1 до 4%9 своего валового внутреннего продукта. При этом, в них доля государственных расходов составляет от 45 до 55%.

В 2015 году Узбекистан занял 122-е место в Глобальном индексе инноваций Р1), в свою очередь Казахстан занимает 82-е место, Кыргызстан 110-е место и Таджикистан 114-е место. В Глобальный индекс инноваций ^11) 2018 года были включены 126 стран мира, в свою очередь, в нем Россия заняла 46-е место, Казахстан - 74-й, Кыргызстан - 94-й и Таджикистан - 101-й. А в этом индексе Узбекистан вообще не занимала места.

Однако на постсоветском пространстве Узбекистан был одной из ведущих стран региона на уровне научно-технического развития.

Согласно индексу, анализируя объем средств, потраченных на инновации в Узбекистане, он составлял лишь 0,19% в 2013 году, 0,15% в 2015 году и 0,21% в 2016 году10, а доля высокотехнологичных отраслей 1%11 от ВВП страны.

Безусловно маловероятно, что если интеллектуальное богатство, интеллектуальная собственность и интеллектуальное знание не являются решающим фактором в развитии национальной экономики, и не станут частью жизни нации или государства, то такая нация или государство не будут сосуществовать и развиваться с международным сообществом.

Учитывая то, что в соответствии с планом действий Института прогнозирования и макроэкономических исследований при Кабинете Министров и Проектом ПРООН «Поддержка инновационной политики и передачи технологий» была разработана Концепция инновационного развития Республики Узбекистан на 2012-2020 годы. В целях усиления научно-технического развития и осуществления единой государственной политики, в 2017 году также было образовано Министерство инновационного развития Республики Узбекистан, и был создан фонд поддержки инновационного развития и новаторских идей.

В соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 7 февраля 2017 года № ПФ-4947 в стратегии действий дальнейшего развития республики приоритетной задачей было определено усиление последовательных действий по реформированию и модернизации экономики Узбекистана, выведению их на новый и более высокий уровень.

Помимо этого, 2018 год был объявлен Годом поддержки активного пред-

Таблица 1

Целевые параметры, прогнозирующие в развитии ИКТ

Source: Uzbekistan ICT Environment, Innovation Policies & International Cooperation / EECA CLUSTER

Целевые параметры В отчетный период Прогнозные параметры

2012-2015 2016-2020

Доля расходов на научно-техническую работу » ВВП,% 0.2 1.0 3.0

Д||Л)| имсокотехнологичкых отраслей (в % от общего ВВП) 11.3 15.0 31.0

Дол» инновационных продукте (в % от общего ВВП) 2.9 15.0 22.0

Дол» расходон на иштнации (в % ОТ объема производства) 0.4 2.8 5.0

Доля экспорта инновационных продуктов в общем объеме экспорта, % 5.76 15.0 28.0

Зачисление студентов в науку и инженерное образование, % 28.7 40.0 45.0

Число пациентов, ежегодно регистрируемых резидентами Узбекистана в зарубежном патентном ведомстве, шт. 8 (2008) 1000 1300

принимательства, инновационных идей и технологий. Согласно которому был разработан проект стратегии инновационного развития страны до 2021 года. В соответствии с данным проектом и для достижения цели по вхождению Республики Узбекистан к 2030 году в состав 50 передовых стран мира по рейтингу Глобального инновационного индекса, намечается увеличение государственных расходов на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы (НИ-ОКР) до 1-3% от ВВП12.

Также, планируется создание специальных инновационных фондов, банков и венчурных фондов. Стратегия также предусматривает установление квот на иностранных кредитных линиях для развития инновационной инфраструктуры, закупку оборудования для реализации высокоэффективных инновационных проектов под государственные гарантии.

В таблице 1 показаны целевые параметры инновационного развития на период с 2015 по 2020 гг., рассчитанные, на основе определенных условий фактора роста и трансформации интенсивности Национальной инновационной системы (НИС).

Ежегодно из государственного бюджета выделяются средства (годовое увеличение на 25-30%) для финансирования государственных научно-технических программ, реализация которых принимает около 150 научных, образовательных учреждений и организаций. Около 35% выделенных бюджетных средств приходится на фундаментальные исследования, 56% - на прикладные исследования и 9% - на инновации.

Безусловно, что безоговорочное выполнение этих задач, в конечном итоге будет способствовать дальнейшему развитию нашей страны и улучшению благосостояния нашего народа.

В условиях модернизации национальной экономики, для развития государственной инновационной политики в Узбекистане следует сконцентрировать все усилия на формировании привлекательного инвестиционного и инновационного климата.

В 1991 году Узбекистан стал членом Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). В период с 1993 по 2010 год в стране было принято шесть законов в области защиты интеллектуальной собственности13.

В то же время в Узбекистане по-прежнему актуальным остается вопрос соблюдения международных стандартов содержания и формы правовой защиты, видов прав интеллектуальной собственности, которые все более растут в Узбекистане и начинают оказывать существенное влияние на экономическое развитие.

Для этого, на наш взгляд, необходимо улучшить государственную политику в области развития науки и техники, инвестиций и инноваций в нижеследующих аспектах:

- на микроуровне следует обеспечить эффективность производства на основе технического и технологического перевооружения, внедрения прогрессивных производственных и управленческих решений;

- совершенствование правовой базы и механизмов инноваций, стимулирова-

ние и защита интеллектуальной собственности;

- повысить конкурентоспособность экспортной продукции высокотехнологичных инновационных продуктов с созданием новых высокотехнологичных предпринимательских структур;

- на начальном этапе деятельности для поддержки этих инновационных структур необходимо развивать сеть современных рыночных инновационных инфраструктур.

Совершенствование системы стимулирования частных инвестиций также является эффективным способом увеличения внутренних источников финансирования. Рост таких сбережений приведет к сокращению внешнего долга страны и способствует технологическому развитию14 .

На наш взгляд, при формировании государственной социально-экономической политики и усилении инновационной деятельности, целесообразно обеспечить гибкость инновационной политики и концентрацию ресурсов в приоритетных направлениях развития науки и техники.

В заключение следует отметить, что вышеуказанные меры по улучшению инвестиционной и инновационной деятельности способствуют развитию научно-технического потенциала страны, устойчивому росту национальной экономики, повышению конкурентоспособности и обеспечению гарантий экономической безопасности.

Литература

1. Указ Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан». № УП - 4947. 07.02.2017 г. Собрание законодательства Республики Узбекистан, 2017 г., № 6.

2. Мирзиёев, Шавкат Миромонович. Тан?идий та?лил, ?атъий тартиб-интизом ва шахсий жавобгарлик - ?ар бир ра?бар фаолиятининг кундалик ?оидаси булиши керак. Мамлакатимизни 201б йилда иж-тимоий-и?тисодий ривожлантиришнинг асосий якунлари ва 2017 йилга мулжал-ланган и?тисодий дастурнинг энг му?им устувор йуналишларига ба?ишланган Ва-зирлар Ма?камасининг кенгайтирилган мажлисидаги маъруза, 2017 йил 14 январь. - Тошкент: «Узбекистан», 2017.

3. Мирзиёев, Шавкат Миромонович. Эркин ва фаровон, демократик Узбекистан давлатини биргаликда барпо этамиз. Узбекистан Республикаси Президенти лавозимига киришиш тантанали мароси-

мига баишланган Олий Мажлис палата-ларининг ушма мажлисидаги нут /Ш.М. Мирзиёев. - Тошкент: «Узбекистан» НМИУ, 2016.

4. Каримов И.А. Мировой финансово-экономический кризис, пути и меры по его преодолению в условиях Узбекистана. - Ташкент, 2009.

5. Татьяна Гогуадзе. XXI век - эра эмоционального интеллекта! // https:// dyslexia.ru/page-294

6. Шакирова Ф. Б. Развитие экономики Узбекистана на основе инновационной деятельности. // Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015. // http://www.m-economy.ru/art.php?nArtId=5536

7. В.С. Аксенов, Н.В. Захарова. Государственное регулирование обращения электронных денег в зарубежных странах. // http://economicarggu.ru/2010_4/ zaharova.pdf

8. Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М. Экономика, 2010.

9. Инвестицион фаоллик ва иннова-цион ривожланиш макрои?тисодий бар-?арорликка эришининг му?им шартидир. // «Хал? сузи» газетаси, 2018 йил 29 май, №109 (7067).

10. Антикризисная программа - результат глубоко продуманной, дальновидной политики Узбекистана. //http:// www.uza.uz/ru/society/antikrizisnaya-programma-rezultat-gluboko-produmannoi-dalnovidnoi-politiki-uzbekistana-11.05.2009-6428

11. Узбекистан войдет в топ-50 самых инновационных стран к 2030 году https://ru.sputniknews-uz.com/society/ 20180713/8870217/Uzbekistan-...

12. Усиление потенциала для МЧР в Узбекистане. Материалы VII-республикан-ской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Ташкент, 25 апреля 2014 г.

13. Статистическое обозрение Республики Узбекистан за 2008-2014 г. Ташкент: 2014 г. // http://www.stat.uz/ru/ index.php/90-interaktivnye-uslugi/ ekonomika-v-

14. Uzbekistan ICT Environment, Innovation Policies & International Cooperation / EECA CLUSTER.

15. Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015. // http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=5536

16. Газета Cornell Chronicle // https:// ecommons.cornell.edu/handle/1813/5328

Ссылки:

1 Татьяна Гогуадзе. XXI век - эра эмоционального интеллекта! // https:// dyslexia.ru/page-294

2 В.С. Аксенов, Н.В. Захарова. Государственное регулирование обращения электронных денег в зарубежных странах. // http://economicarggu.ru/2010_4/ zaharova.pdf

3 Глазьев С.Ю. Стратегия опережающего развития России в условиях глобального кризиса. - М. Экономика, 2010.; Шакирова Ф. Б. Развитие экономики Узбекистана на основе инновационной деятельности. // Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015. // http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=5536

4 Антикризисная программа - результат глубоко продуманной, дальновидной политики Узбекистана. // http:// www.uza.uz/ru/society/antikrizisnaya-programma-rezultat-gluboko-produmannoi-dalnovidnoi-politiki-uzbekistana-11.05.2009-6428

5 Антикризисная программа - результат глубоко продуманной, дальновидной политики Узбекистана. // http:// www.uza.uz/ru/society/antikrizisnaya-programma-rezultat-gluboko-produmannoi-dalnovidnoi-politiki-uzbekistana-11.05.2009-6428

6 Узбекистан войдет в топ-50 самых инновационных стран к 2030 году https:/ /ru.sputniknews-uz.com/society/ 20180713/8870217/Uzbekistan-...

7 Глобальный индекс инноваций -это ежегодный рейтинг стран по их способности и успеху в области инноваций в 130 странах и государствах мира, основанную на более чем 80 показателях.

8 Газета Cornell Chronicle // https:// ecommons.cornell.edu/handle/1813/5328

9 Усиление потенциала для МЧР в Узбекистане. Материалы VII-республикан-ской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Ташкент, 25 апреля 2014 г.

10 Узбекистан войдет в топ-50 самых инновационных стран к 2030 году https://ru.sputniknews-uz.com/society/ 20180713/8870217/Uzbekistan-...

11 Усиление потенциала для МЧР в Узбекистане. Материалы VII-республикан-ской ярмарки инновационных идей, технологий и проектов. Ташкент, 25 апреля 2014 г.

12 Узбекистан войдет в топ-50 самых инновационных стран к 2030 году https://ru.sputniknews-uz.com/society/ 20180713/8870217/Uzbekistan-...

О

3

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в

S

V

а

2 а

8

13 Узбекистонда интеллектуал мулк самарадорлиги ва хал?аро нормалар // (Эффективность интеллектуальной собственности в Узбекистане и международные нормы // http://www.biznes-daily.uz/ ru/birjaexpert/33438-uzbkistonda-intllktual-mulk-samaradorligi)

14 Евразийский международный научно-аналитический журнал Проблемы современной экономики, N 3 (55), 2015. // http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=5536

Innovative economy as a factor of

sustainable economic development of national economies Yusupov A.S.

Tashkent State University of Economics This article deals with the issues of procuring of sustainable economic growth and improving the competitiveness of national economies on the basis of an innovative economy and necessity of their transition to the modern innovative model of development. Analysis of the scientific literature shows that the construction of an innovative economy is currently being actively discussed among scholars, economists and politicians. According to experts, the need to give the social development an innovative focus on a global scale and in individual countries of the world is not in doubt when developing and interpreting socioeconomic and geopolitical scenarios. It is necessary to ascertain the fact that a kind of innovative economy has become an imperative and a new challenge for social development. Analysis of the topics of scientific publications in scientific and electronic bibliographic systems shows that attention to

the problems of the innovation economy in Uzbekistan is dominated by very optimistic views among domestic and foreign experts. However, the inadequate study of the importance of increasing the role of innovation in social development and the need for state financial support in Uzbekistan for innovation in its riskiness and long payback periods determines the relevance of this scientific article.

Keywords: modern economic development, national economy, innovation, innovative activity, economic growth, innovative development model. References

1. Decree of the President of the Republic of

Uzbekistan "On the Strategy for Action on the Further Development of the Republic of Uzbekistan". No. UP - 4947. 07.02.2017. Collection of Legislation of the Republic of Uzbekistan, 2017, No. 6.

2. Mirziyoev, Shavkat Miromonovich. Tan?idiy tBlil,

Katie Tartib-intiz va shahsy aBaBaBrap rapniMK -? ??? 6wp ? ?. Mamlakatimizni 2016 yilda Ijtimoiy-i?tisody rivozhlantirishning ASOS yakunlari wa 2017 yilga mylzhallangan i?tisody dasturning Ang mu?im ustuvor yynalishlariga ba?ishlangan Vazirlar Ma?kamasining kengaytirilgan mazhlisidagi maruza, 2017 yil January 14. - Tashkent: "Uzbekistan", 2017.

3. Mirziyoev, Shavkat Miromonovich. Erkin va

Farovon, Democratic Uzbekistan, Davlatini Birgalikda Barpo Etamiz. Uzbekistan Republica President Lavozimiga Kirishish Tantanali Marosimiga Baishlangan Oliy Majlis Palatalirining Ushma Majlidagi Chickpeas /Sh.M. Mirziyoev. - Tashkent: "Uzbekistan" NMIU, 2016.

4. Karimov I.A. The global financial and economic

crisis, ways and measures to overcome it in the conditions of Uzbekistan. - Tashkent, 2009.

5. Tatyana Goguadze. XXI century - the era of

emotional intelligence! // https://dyslexia.ru/ page-294

6. Shakirova F. B. The development of the economy

of Uzbekistan on the basis of innovation. // Eurasian International Scientific Analytical Journal Problems of the Modern Economy, N 3 (55), 2015. // http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=5536

7. V.S. Aksenov, N.V. Zakharov. State regulation of

the circulation of electronic money in foreign countries. // http://economicarggu.ru/2010_4/ zaharova.pdf

8. Glazyev S.Yu. The strategy of advanced

development of Russia in the context of the global crisis. - M. Economy, 2010.

9. Faollika investment in innovation ryvozhlanish

macroscotisodium of barraorlik ershining muyim shartidir. // "Khal? sozi" newspaper, 2018 yl. 29 May, No. 109 (7067).

10. The anti-crisis program is the result of the deeply thought-out, far-sighted policy of Uzbekistan. //http://www.uza.uz/ru/society/ antikrizisnaya-programma-rezultat-gluboko-produmannoi-dalnovidnoi-politiki-uzbekistana 05.11.2009-6428

11. Uzbekistan will enter the top 50 most innovative countries by 2030 https: //ru.sputniknews-uz.com/society/20180713/8870217/ Uzbekistan -...

12. Capacity building for the CDM in Uzbekistan. Materials of the VII-republican fair of innovative ideas, technologies and projects. Tashkent, April 25, 2014

13. Statistical Review of the Republic of Uzbekistan for 2008-2014 Tashkent: 2014 // http:// www.stat.uz/ru/index.php/90-interaktivnye-uslugi/ekonomika-v-

14. Uzbekistan ICT Environment, Innovation Policies & International Cooperation / EECA CLUSTER.

15. Eurasian International Scientific Analytical Journal

Problems of the Modern Economy, N 3 (55), 2015. // http://www.m-economy.ru/ art.php?nArtId=5536

16. The newspaper Cornell Chronicle // https:// ecommons.cornell.edu/handle/1813/5328

oo

СЭ

СЧ

СЭ £

Б

a

2 ©

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.