Анализ инвестиций и направления активизации инвестиционной деятельности в Узбекистане
00
сэ
сч
£
Б
а
2 ©
Астанакулов Олим Таштемирович
кандидат экономических наук, доцент, Ташкентский финансовый институт, [email protected]
В статье проведен анализ тенденции динамок основных показателей инвестиционной деятельности за 2010-2017 гг. в Республике Узбекистан. В условиях инновационного развития экономики большое значение должно уделяться активизации инвестиционной деятельности в контексте осуществления комплексных мер на основе стратегии развития Республики Узбекистан. Как показало библиографический анализ специальной экономической и законадательной литературы по данному вопросу, что сформи-рованые материально-информационные, организационно-экономические институты, в том числе политическая стабильность, установленные гарантии по защите прав иностранных инвесторов сопособствовали значительному росту объема привлеченных инвестиции. А так же рас-мотрены проблемы инвестиционного анализа и на его основе определены пути активизации инвестиционной деятельности в Республике Узбекистан, в том числе и на региональном уровне.
Ключевые слова. инновация, инвестиция, инвестор, инвестиционный анализ, организация инвестиционной деятельности, механизм организации инвестиционной деятельности, предприятия, основной капитал, эффективность, экономический рост.
В условиях инновационного развития экономики формирование материальной, информационной, организационно-экономической инфраструктуры, в том числе и созданные самые благоприятные условия для бизнеса, включая политическую и макроэкономическую стабильность, установленные сильные гарантии по защите прав иностранных инвесторов и для них предусмотренная обширная система льгот в Узбекистане открывают новые горизонты для вложения инвестиций. Кроме того, иностранных инвесторов привлекают в этот регион низкие по сравнению с соседними странами цены на жизненно важные для производства сырье, материалы, энергоресурсы, высококвалифицированная рабочая сила.
Правительством республики проводится активная политика в целях создания наиболее благоприятных условий для иностранных инвесторов. Введение конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям и стратегия проводимых реформ в стране создают прочную основу для реализации проектов с привлечением иностранного капитала.
Как подчеркнул Президент республики Узбекистан Ш. Мирзиёев: «В 2017 году состоялся 21 визит на высшем уровне, проведены встречи с руководителями и представителями более 60 государств и международных организаций. В результате заключено свыше 400 соглашений, подписаны торговые и инвестиционные договоры в общей сложности почти на 60 миллиардов долларов США» [1, С. 19].
Происходящие в Узбекистане позитивные преобразования повышают интерес к стране на международной арене, служат укреплению статуса республики в мировом сообществе [8].
В республике создана широкая система правовых гарантий и льгот для иностранных инвесторов, которая основана на Законах «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности», «О гарантиях и мерах защиты прав иностранных инвесторов», «О защите прав иностранных инвесторов на рынке ценных бумаг». Данные правовые акты обеспечивают иностранным инвесторам справедливый и равноправный режим, защиту и безопасность. Кроме того, разработана целостная система дополнительных мер по стимулированию деятельности предприятий с иностранными инвестициями, включающая в себя налоговые льготы и преференции.
Инвестиции играют приоритетную роль в развитии экономики любой страны, способствуя расширению воспроизводства, освоению новых нетрадиционных производственных секторов и развитию ресурсно-технической базы. Однако приток инвестиций зависит от различных факторов, главный из которых - инвестиционный климат страны.
Известно, что важнейшим фактором осуществления хозяйственной деятельности любого предприятия, определяют его конкурентоспособность. Важным условием расширения производственных мощностей предприятия является ускоренное обновление, реконструкция и модернизация основных средств, что требует значительных объемов инвестиций. Именно, от объема инвестиций в основной капитал напрямую зависят конечные результаты финансово-хозяйственной деятельности предприятий. В связи с этим повышается актуальность проведения детального и всестороннего экономического анализа уровня, структуры и направлений инвестиций, а также на этой основе определения пути повышения эффективности воспроизводства основных средств и активизации инвестиционной деятельности.
В ходе реализации широкомасштабных рыночных реформ, осуществляемых в Узбекистане, была сформирована смешанная экономика, основным экономическим субъектом которой является предприниматель, рационально и эффективно соединяющий факторы производства в хозяйственной деятельности [2, С. 138-140.]. С обретением независимости в стране создание благоприятного инвестиционного климата является одной из центральных задач экономической политики.
На основе анализа объема капитальных вложений, направленных в экономику и изменения в их структуре в период экономического развития страны на втором деся-
Таблица 1
Темпы роста основных показателей инвестиционной деятельности 2010-2017 годах (в процентах к предыдущему году) [6, с.235; 7, с.69]
П«ка'ше.ш 20101 2011 г. 2012 т. 2013 г. 20141 2015 г. 2016 г. 2017 г.
Инвестиции в 108,7 103,8 112,7 112,1 109,9 109,6 107,7 107,1
основной
капитал
Строите л ьн ые 105,1 107,8 113,7 117,2 117,6 118.8 110,2 109.8
работ!,г
Ввод в 115,4 103,9 112,7 103,6 106,3 105,5 105,6 106,3
действие
общей
площади
жилых домов
тилетия XXI века (2010-2017 гг.), то можно заметить качественное улучшение структуры и рост объема инвестиций.
Например, в 2010 году объем инвестиций, вложенный в основной капитал, составил 15 338,7 млрд. сум., или выросла 108,7% к преведущему году. Из общей суммы средств на долю населения и предприятий в 2010 году приходится - 49,0 %, кредитов банка и других заемных средств - 9,7%, иностранных инвестиций и кредитов 28,3%, государственного бюджета - 5,6% и вне бюджетных фондов (включая средства фонда реконструкции и развития, фонда мелиоративного улучшения орошаемых земель) 7,4%.
Исходя из анализа тенденции динамики вложенных инвестиций в основной капитал, необходимо отметить что самый низкий показатель роста на уровне 103,8% наблюдалась в 2011 году, самые высокие показатели роста наблюдались в 2012 и 2013 годах, соответственно 112,7 и 112,1% (Таблица 1).
По данным статистики 2017 года объем инвестиции, вложенные в основной капитал, относительно 2010 года (15 338,7 млрд. сум) превысили почти в 4 раза и составили 60 719,2 млрд. сум. или 107,1% больше к предыдущему году. Структура инвестиций в 2017 году по источникам распределилась следующим образом: средства предприятий и населения составили 43,9%, банковские кредиты и другие заёмные средства 11,0%, иностранные инвестиции и кредиты 26,9%, средства государственного бюджета 5,5% и внебюджетные средства (включая средства фонда реконструкции и развития, фонда развития детского спорта) 12,7%.
Приведенный анализ показывает, что в Узбекистане 2010-2017 годах объем строительных работ выросли на 4,7 пункта, в соответствии от 105,1 % до 109,8%. Интенсивный рост строительных работ наблюдался 2012-2015 годы, когда тем-
пы роста их объема составило от 113,7 до 118,8%, то есть данный показатель вырос на 5,1 пунктов. Как результат государственной политики занятости достигнуты улучшения жизненного условия населения.
На сегодняшний день в целях формирования благоприятных условий для обеспечения занятости населения и удовлетворения спроса субъектов экономики предприятий в рабочей силе через экономическую стабилизацию, повышения качества и конкурентоспособности рабочей силы, развития системы обучения кадров, совершенствования государственной политики была разработана программа «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан», где особенное внимание уделена на социальной сферы, направленное на последовательное повышение занятости и реальных доходов населения, совершенствование системы социальной защиты и охраны здоровья граждан, повышение социально-политической активности женщин, реализацию целевых программ по строительству доступного жилья, развитию и модернизации дорожно-транспортной, инженерно-коммуникационной и социальной инфраструктур, развитие сферы образования, культуры, науки, литературы, искусства и спорта, совершенствование молодежной политики государства [9].
На основе стратегия действий последующие 5 лет планируется реализовать отраслевые программы, предусматривающие в общей сложности 649 инвестиционных проектов на сумму 40 миллиардов долларов США. В результате в производство промышленных товаров увеличится в 1,5 раза, его доля в ВВП - с 33,6 процента до 36 процентов, доля перерабатывающей отрасли - с 80 процентов до 85 процентов.
В частности, в стране предусмотрено безусловное исполнение программ занятости населения путем создания
256,4 тысячи рабочих мест за счет реализации около 25 тысяч инвестиционных проектов по комплексному развитию регионов. В регионах с наиболее высоким уровнем безработицы намечается создать 46,8 тысячи новых рабочих мест, выделить кредиты 10 тысячам выпускников образовательных учреждений для организации предпринимательской деятельности [10].
За счет средств Фонда реконструкции и развития осуществлялось софинан-сирование 8 крупных инвестиционных проектов в стратегические отрасли экономики, среди которых «Организация производства синтетического жидкого топлива на базе очищенного метана Шур-танского ГХК», «Компенсация выбывающих мощностей на ООО «Мубарекский ГПЗ», «Строительство трех новых блоков сероочистки газа; освоением месторождения Ёшлик 1 (Дальнее)», «Строительство цементного завода в Шерабад-ском районе» и другие. В целом, объем освоенных инвестиций за счет средств Фонда вырос в 1,3 раза, составив свыше 1 млрд. долларов. В результате доля средств Фонда в общем объеме инвестиций составила 8,5% против 4,9 в 2016 году [5, с. 33].
В Узбекистане рост ВВП в 2016 году замедлился незначительно до 7,8% с 8% 2015 года. Рост поддерживался развитием в сфере услуг (12,5%), сельском хозяйстве (6,5%) и промышленности (5%), осуществляемым на основе принятых программ развития на 2016-2020 годы по инфраструктуре, промышленности, сельскому хозяйству и сфере услуг, включая туризм. Макроэкономическая ситуация в 2017 году в стране формировалась в условиях осуществления последовательных мероприятий по инновационному развитию экономики. Приоритеты были направлены на укрепление макроэкономической стабильности и сохранение высоких темпов роста экономики, повышение ее конкурентоспособности, продолжение реформ по сокращению присутствия государства в экономике, усиление роли частной собственности, стимулирование развития малого бизнеса и предпринимательства, комплексное и сбалансированное социально-экономическое развитие регионов активное привлечение иностранных инвестиций как результат улучшения инвестиционного климата. В результате по итогам 2017 года объем ВВП в республике составил в текущих ценах 249136,4 млрд. сумов и вырос на 5,3% по сравнению с предыдущим годом.
О
3
ю
9
2 е
8
00
сэ
сч
£
Б
а
2 о
Динамика абсолютного роста инвестиции в основной капитал республики Узбекистан 2010-2017 годах более наглядно отражена на рис. 1.
Как показывает опыт, что финансирование инвестиций в основной капитал может осуществляться за счет собственных и привлеченных источников. В структуре собственных источников финансирования капитальных вложений наибольшее значение имеют амортизационные отчисления, прибыль и другие собственные источники (доходы от ликвидации основных средств, страховые возмещения и др.). К привлеченным источникам капитальных вложений могут быть отнесены инвестиционный кредит, государственные субсидии, финансовый лизинг.
Объем освоенных прямых и других иностранных инвестиций в основной капитал за 2017 год превысил 2,4 млрд. долларов США, в частности рост освоенных прямых и других иностранных инвестиций по сравнению с 2016 годом составил 1,4 раза. Их доля в общем объеме инвестиций страны выросла в течение года с 15,3% до 20,4%. Объем средств Фонда реконструкции и развития Республики Узбекистан, освоенных стратегически важных крупных инвестиционных проектов на строительстве составил свыше 1,0 млрд. долларов США. с ростом на 84,8% по сравнению с 2016 годом.
В Узбекистане намерены регулярно опубликовать рейтинг инвестиционной привлекательности регионов в рамках реализации Государственной программы 2018 года - «Год активного предпринимательства, инновационных идей и технологий». В проекте госпрограммы отмечается, что до 1 июня 2018 года будет разработан нормативно-правовой акт по подготовке рейтинга инвестиционной привлекательности регионов. Рейтинг будет способствовать оценке условий, созданные для инвесторов в регионах Узбекистана. В числе инвесторов - компании из США, Турции, Южной Кореи, Германии, России и Японии.
При этом в 2011-2016 годах объем иностранных инвестиций в Узбекистан снизился на 40 процентов - с 3,3 миллиарда долларов до 1,9 миллиарда долларов. Для привлечения больших инвестиций в Узбекистане указом главы государства от 31 марта 2017 года был создан Государственный комитет по инвестициям. В обязанности Госкомитета вменено наиболее полная реализация инвестиционного потенциала Узбекистана, дальнейшее совершенствование инвестиционного климата, качественная разработка еже-
ю
8,9
г
1,6
■
>П1Пг
I
чэ
2012 г
2<>№
ЛГИ г
-2,2
-1,9
Рис. 1 Графическое изображение тенденции абсолютного роста инвестиции в основной капитал республики
Узбекистан 2010-2017 годах [6, с.235; 7, с.69]
Рис. 2 Источники инвестирование финансирование инвестиций в основной капитал в Узбекистане 2010-2017 годах [6, с.236; 7, с.69]
годных инвестиционных программ, формирования максимально благоприятных условий для привлечения иностранных инвестиций.
Введение конвертируемости национальной валюты по текущим международным операциям и стратегия проводимых реформ в Узбекистане создают прочную основу для дальнейшей либерализации экономики и реализации проектов с привлечением иностранного капитала. В 2018 году ЕБРР реализует в Узбекистане 15 проектов на сумму свыше $186 млн. долларов [11].
Структура источников финансирования инвестиций в основной капитал в Узбекистане представлена в рис. 2.
В настоящее время большинству экономических субъектов, действующих на территории Узбекистане, не удается обеспечить полноценного направления собственных сбережений в инвестиционный процесс. В связи с этим требуется новый, более совершенный механизм организации инвестиционной инновационной деятельности. По мнению многих экономистов требуется дальнейшее совершенствование и уточнение действую-
щей нормативно-правовой базы, формирование на государственном и региональном уровнях организационно-административных структур, которые будут способствовать внедрению инновационных технологий за счет инвестиционных средств [3, с.173]. К таким структурам можно отнести страховые, аудиторские, аутсорсинговые фирмы, инвестиционно-финансовые организации и др.
Взаимоотношения между субъектами должны быть выстроены на конкурентной основе с целью поддержания замкнутых системных контактов, а также для защиты от недобросовестной конкуренции инвестиционно-инновационной сферы. Расширенное воспроизводство предприятий промышленности во многом определяется факторами полезности или высокой доходности инновационных проектов. Без прикладного использования инновационной разработки и получения от неё коммерческого результата обосновать целесообразность использования новшества невозможно. В результате статистического анализа выявлено, что для промышленных предприятий значимыми факторами коммерциализа-
ции инноваций являются наличие производственной базы, а также и наличие необходимых ресурсов для достижения выпуска более конкурентоспособной продукции в перспективе [4, с.46]. Активизация инвестиционно-инновационной деятельности невозможно без совершенствования механизма стимулирования. Одним из таких мер может стать налоговая поддержка инвесторов.
Одной из актуальных мер также может стать внедрение функциональной системы страхования инвестиций в сферу инновационной деятельности, которая выражается в налоговой либо государственной поддержке страховых компаний, принимающих на себя риски инновационной сферы. На уровне регионального аграрного сектора приобретает важное значение методическое обеспечение, при использовании современных инновационных проектов. Методическую поддержку потенциальных инновационных инвесторов, стратегическую оценку инвестиций в данную сферу может осуществлять хакимияты, в разрезе отдельных регионов совместно с научно-исследовательскими центрами, созданными на их территории.
Активное использование в инвестиционном процессе механизма лизинга позволит активизировать инновационно-инвестиционную деятельность субъектов аграрного сектора, способствовать обновлению их ресурсно-технической базы, повысить конкурентоспособность продукции.
Таким образом, эффективный воспроизводственный процесс основного капитала невозможен без привлечения достаточного объёма инвестиций, которые должны обладать признаками инноваций. Активизация инвестиционно-инновационной деятельности предполагает обновление и совершенствование всех вышесказанных совокупных составляющих системных элементов, которые не могут быть реализованы без соответствующей государственной поддержки как на уровнях регионов.
Государственной инвестиционная политика развития инвестиционной деятельности следует сконцентрировать на создании благоприятного инвестиционного климата, условий для оживления и роста производственной, структурной, предпринимательской и инвестиционной активности субъектов национальной экономики. А также, следует обеспечить функциональности и целевой определенность действий субъектов национальной экономики по повышению эффективно-
сти производства на основе технологического обновления. Проводя анализ инвестиций можно сделать выводы о направлении активизации инвестиционной деятельности в Узбекистане. По нашему мнению, для этого необходимо совершенствовать инвестиционную политику государства в области развития науки, техники и сосредоточить внимание на следующих мерах:
- разработке и совершенствовании нормативно-правового обеспечения инвестиционной активности, налоговых механизмов ее стимулирования и введении ее инструментов в хозяйственный оборот;
- развитии инфраструктуры инновационного процесса, включая системы информационного обеспечения,экспертизы, финансово-экономическую, производственно-технологической поддержки, сертификации и продвижения разработок, подготовки и переподготовки кадров;
- развитии инновационного частного предпринимательства путем формирования благоприятных условий для создания и успешного функционирования малых высокотехнологичных организаций и оказания им государственной поддержки на начальном этапе их деятельности;
- выборе относительно небольшого числа важнейших базовых технологий, оказывающих решающее влияние на повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции в отраслях экономики и обеспечивающих переход к инновационному укладу;
- содействии ускоренному промышленному освоению национальных и зарубежных научно-технологических достижений стандартов мирового уровня, воспроизводстве природных ресурсов.
На наш взгляд, совершенствование системы стимулирования инвестиций является наиболее эффективным, способствует росту внутренних источников финансирования, являющихся важном индикатором доверия к политике реформ.
Рост таких накоплений позволит уменьшить внешний долг страны и способствовать технологическому развитию в большей степени, чем прямое регулирование денежной массы. При формировании государственной политики и усилении инновационной деятельности целесообразно:
- обеспечение взаимосвязи между экономическими, социальными и научно-техническими аспектами развития в рамках единой стратегической инновационной политики;
- учет степени неопределенности инновационных процессов;
- обеспечение свободы научно-технического творчества, правовых гарантий интеллектуальной собственности; содействие развитию конкуренции в сферах науки и техники;
- концентрация ресурсов на приоритетных направлениях науки и техники; гибкость инновационной политики;
- интеграция образования, науки и предпринимательской деятельности;
- содействие развитию международного сотрудничества в условиях глобализации.
В заключение следует отметить, что вышеуказанные меры по совершенствованию инвестиционно-инновационной активности и развитию национальную экономику Узбекистана способствуют развитию научно-технологического потенциала, устойчивому росту, повышению конкурентоспособности национальной экономики и созданию гарантий экономической безопасности страны в перспективе.
Литература
1. Послание Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий мажлису.
- Ташкент: ИПТД "Узбекистан" 2018. -88 с.
2. Макушина А.Ю. Роль и место малых предпринимательских структур в современной экономической системе Республики Узбекистан. // Векторы 110 развития современной науки. 2016. № 1 (3). -160 с.
3. Асатуллаев Х.С., Астанакулов О.Т., Собиров З.А. Инновационная активность в условиях конкуренции: сущность и анализ. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций №10 (октябрь) часть I., Москва 2016.;
4. Асатуллаев Х.С., Астанакулов О.Т. Совершенствование инновационной активности в условиях конкуренции Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. Журнал научных публикаций № 3, Москва 2018.
5. Экономика Узбекистана информационно-аналитический бюллетень за январь-декабрь 2017 года. - Ташкент: Center for Economic Research. 2018. - 73 с.
6. Статический ежегодник Республики Узбекистан 2010-2016. Ташкент. 2017.
- 285 с.
7. Социально-экономические положение Республики Узбекистан за 2017 год. Ташкент. 2018. - 200 с.
О
3
ю
9
2 е
8
8. http://www.nbu.uz/ Новости мирового рынка инвестиций и технологий на 29 января 2018 года.
9. http://www.uzagroexport.uz/. Комментарий к указу Президента Республики Узбекистан «О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан».
10. http://www.uza.uz. Указ Президента Республики Узбекистан. О Стратегии действий по дальнейшему развитию Республики Узбекистан.
11. http://www.kommersant.uz/ В 2018 году ЕБРР реализует в Узбекистане 15 проектов
Analysis of investments and directions of activation of investment activity in Uzbekistan Astanakulov O.T.
Tashkent Institute of Finance Abstract: The article analyzes trends in the dynamics of key indicators of investment activity for 2010-2017 in the Republic of Uzbekistan. In the context of innovative development of the economy, great importance should be given to intensifying investment activities in the
context of implementing comprehensive measures based on the development strategy of the Republic of Uzbekistan. As shown by the bibliographic analysis of special economic and legislative literature on this issue, that the formed material and information, organizational and economic institutions, including political stability, established guarantees for the protection of the rights of foreign investors, combined a significant increase in the volume of attracted investment. And also the problems of investment analysis are examined and on its basis the ways of activating investment activity in the Republic of Uzbekistan, including at the regional level.
Key words: innovation, investment, investor, investment analysis, organization of investment activities, mechanism for organizing investment activities, enterprises, fixed assets, efficiency, economic growth.
References
1. Message of the President of the Republic
Uzbekistan Sh. Mirziyoeva Oly to a mazhlis. -Tashkent: IPTD «Uzbekistan» of 2018. - 88 pages.
2. Makushina A.Yu. A role and the place of small
enterprise structures in the modern economic system of the Republic of Uzbekistan.//Vectors of the 110th development of the modern science. 2016. No. 1 (3).-160 with.
3. Asatullayev H.S., Astanakulov O.T., Sobirov Z.A.
Innovative activity in the conditions of the
competition: entity and analysis. Current problems of humanitarian and natural sciences. Log of scientific publications No. 10 (October) part I., Moscow 2016.;
4. Asatullayev H.S., Astanakulov O.T. Enhancement
of innovative activity in the conditions of the competition Current problems of humanitarian and natural sciences. Log of scientific publications No. 3, Moscow 2018.
5. Economy of Uzbekistan the information and
analytical bulletin for January-December, 2017. - Tashkent: Center for Economic Research. 2018. - 73 pages.
6. Static year-book of the Republic of Uzbekistan
of 2010-2016. Tashkent. 2017. - 285 with.
7. Social and economic position of the Republic of
Uzbekistan for 2017. Tashkent. 2018. - 200 with.
8. http://www.nbu.uz/ of News of the world market
of investments and technologies for January 29, 2018.
9. http://www.uzagroexport.uz/. The comment to
the decree of the President of the Republic of Uzbekistan «About the Strategy of actions for further development of the Republic of Uzbekistan».
10. http://www.uza.uz. Decree of the President of the Republic of Uzbekistan. About the Strategy of actions for further development of the Republic of Uzbekistan.
11. http://www.kommersant.uz/ B 2018 of the EBRD realizes 15 projects in Uzbekistan
oo
СЭ
СЧ
£
6 a
2 ©